Список литературы
1. Дейкина А. Д. Составление письменных текстов на уроках развития речи в старших классах. М.: Наука, 1987. С. 187.
2. Зайдман И. Н. Терапевтическая дидактика русского языка в контексте работы над письменной речью при индивидуальном обучении. Новосибирск, НГПУД989. 80 с.
3. Донская, Т. М. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку в школе : метод. рекомендации /Ленингр. гос. пед. ин-т им. А. И. Герцена. Л. 1989. 36 с.
4. Ладыженская, Т. А. Детская риторика в рассказах и рисунках. М.: Флинта: Наука, 2003. 70 с.
A.V. Chernykh
THE ROLE OF A FREE SUBJECT REPRODUCTION IN THE HOME TEACHING PROCESS OF THE SCHOOL PUPILS
The role and the place of the free subject reproduction conducting as a mean of speech communication development and artistic self-realization of school pupils and their spiritual and moral reference points within their home Russian language learning process are looked up in the article. The results of a made research, which show the efficient of the given methodical mean are shown in the given work.
Key words: the speech communication, a reproduction, Russian language, learning at home, formation and development of a personality.
Получено 20.10.2011 г.
УДК 378.016.015.31:74
А.В. Щеглов, доц., 89051162903,
[email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)
РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ СРЕДСТВАМИ НАГЛЯДНОСТИ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
Рассмотрены проблемы развития пространственного мышления студентов средствами наглядности в рамках дизайн-образования. Исследуются также виды мышления и роль пространственного мышления в дизайн-образовании.
Ключевые слова: пространственное мышление, образное мышление, творческое мышление, наглядность, дизайн-образование, графическая культура.
Одной из важных проблем дизайн-образования в вузах, готовящих будущих дизайнеров, является развитие у них пространственного мышления. Абитуриенты, приходящие в вуз, как правило, владеют навыками художественно-графической деятельности, которые не всегда являются гарантией развитого творческого воображения, и уж вовсе не
показывают степень развития у них пространственного мышления, так необходимого дизайнеру.
Рассматривая дизайн как вид искусства, остановимся на требованиях к абитуриенту, поступающему на специальность «Дизайн». Он должен обладать базовой художественно-графической культурой, заключающейся в знании художественных техник и применении средств художественной выразительности в разных видах изобразительного искусства и базовой проектной культурой, формируемой в процессе школьного обучения предмету технология (труд, черчение). Однако в массовой практике школьная методика обучения «делай как я» не способствует творческому развитию личности учащихся.
Исследовательские материалы показывают, что треть студентов первого и второго курсов дизайнерских вузов не отличаются развитым объемно-пространственным мышлением и имеют проблемы в процессе обучения. Поэтому многие вузы дизайна готовят абитуриентов на специальных подготовительных курсах.
В этой подготовке особое внимание уделяется развитию профессионального мышления будущих специалистов, учитываются различные виды мышления, которые имеют определенную иерархию в профессиональной деятельности. Рассмотрим эти виды мышления.
Наглядно-действенное мышление развивается у студентов в процессе восприятия и изображения объектов реального мира, выполнения натюрмортов и постановок, освоения приемов художественно-графической деятельности.
Наглядно-образное мышление - это способность студентов оперировать знакомыми реалистическими образами, в процессе выполнения тематической композиции. Создание образа по представлению осуществляется при отсутствии объекта восприятия и обеспечивается его мысленным видоизменением. В результате создается образ, отличный от того наглядного материала, на котором он первоначально возник.
Таким образом, деятельность представления, на каком бы уровне она ни осуществлялась, обеспечивает создание нового по отношению к исходному, т.е. является продуктивной. Принципиальное отличие художественного образа от обычного образа-представления и состоит в том, что художественный образ есть результат познания ценностного бытия, тогда как образ-представление отражение объекта как такового, освобождение от эмоциональной оценки.
Творческое мышление предполагает подключение воображения как психического процесса, когда на базе знакомых образов появляются новые изображения. Образное мышление как часть творческого, в виде образов входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. Основная функция образного мышления - создание образов и
оперирование ими. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных. Образное мышление оперирует не словами, а образами. Это не означает, что здесь не используются словесные знания в виде определений, суждений и умозаключений. Но в отличие от словесно-дискурсивного мышления, где словесные знания являются основным его содержанием, в образном мышлении слова используются лишь как средство выражения, интерпретации уже выполненных преобразований образов. Будучи более тесно связанными с отражением реальной действительности, образ дает знание не об отдельных изолированных сторонах (свойствах) этой действительности, а представляет собой целостную мысленную картину отдельного участка действительности.
Объемно-пространственное мышление является разновидностью образного. Понятия и образы, которыми оперирует мышление, составляют две стороны единого процесса. Еще Аристотель установил, что в отличие от научного понятия, которое отражает общие для многих предметов, явлений или процессов существенные черты, художественный образ раскрывает общее в единичном. Художественный образ воспроизводит единичное и в нем постигает общее, показывает индивидуальное, вскрывая в нем типическое; описывает случайное, выявляя за ним закономерность. Если отражение действительности ограничивается воспроизведением единичного и не содержит никакого обобщения, оно может иметь документальную ценность, но не обладает ценностью художественной. Если же отражение действительности отвлечено от живой конкретности явления и предает только общее, существенное, закономерное, мы будем иметь дело с чертежом, а не с рисунком, со схемой, а не с картиной. И только сливая воедино общее и единичное, искусство находит свою форму познания мира.
Всякая художественная идея есть живое единство мысли и чувства, сознательного и интуитивного, взгляда и настроения - то есть она есть точная модель той психологической целостности ценностной ориентации, которая присуща сознанию. Но если в сфере обыденного сознания личность может только информировать других о своих оценках и в лучшем случае использовать силу логического убеждения, то художник внушает свои оценки людям при помощи образов, а для этого он должен делать их эмоционально-выразительными и эмоционально-заразительными.
Творческое начало искусства проявляется двояко: как практически-духовное созидание, т.е. как результат творческой деятельности воображения, которое строит образные модели жизни, и как созидание материально-практическое, т.е. как особый вид труда, конструирующий из камня и т.д. вещественные носители художественного содержания.
Отличие предмета познания искусства от предмета познания науки
нужно видеть не в том, что ими познаются разные объекты, а структура предмета художественного познания отличается от структуры предмета научного познания. Если последний однослоен, однопланов, то для первого характерна двуслойность, двуплановсть. Л. Выготский считал искусство способом социализации личности. Он писал: «Искусство есть социальное в нас... Существеннейшая особенность человека, в отличие от животного, заключается в том, что он вносит и отделяет от своего тела и аппарат техники, и аппарат научного познания, которые становятся как бы орудиями общества. Так же точно и искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого он вовлекает в круг социальной жизни интимные и самые личные стороны нашего существа».
Изучение пространственного мышления средствами наглядности, с точки зрения профессиональных дизайнерских качеств личности будущего специалиста, достаточно интересная и мало изученная тема.
Следует отметить, что наглядность используемых учебных материалов является одним из важнейших элементов любого учебного процесса по любой из учебных дисциплин. Наглядность становится решающим фактором усвоения учебного материала. Причем вредным является как недостаточное, так и избыточное применение средств наглядности: их недостаток приводит к формальности знаний, а избыток может затормозить развитие логического мышления, пространственного представления и воображения.
Наглядность обучения — это одно из важнейших условий, обеспечивающих успешное формирование всех форм мышления, служит источником приобретения объективных научных знаний об окружающей действительности. В процессе восприятия объекта наряду с ощущением участвуют память и мышление. Образ воспринимаемого объекта является наглядным только тогда, когда человек анализирует и осмысливает объект, соотносит его с уже имеющимися знаниями. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека. Степень наглядности может быть различной в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядности исходных образов восприятия.
Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения изучаемого материала. Дидактика исходит из единства чувственного и логического, наглядность обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, содействует развитию абстрактного мышления.
Преподаватели прошлого отождествляли наглядность с чувственностью (наблюдаемостью) предметов и явлений, при этом ссылаясь на психическую природу человека. Чувственность есть одно из свойств, один из этапов процесса познания. Во всяком процессе
познания участвуют познающий субъект и познаваемый объект. Само познание осуществляется субъектом с помощью органов чувств и мышления. Для познания объекта субъект обычно не ограничивается простым его восприятием, но активно на него воздействует: рассматривает его с разных сторон, расчленяет на части (если это возможно), производит с ним те или иные действия. В процессе такого непосредственного чувственного познания субъект получает различного рода ощущения.
Обучение визуальной и пространственной грамотности сходно с обучением чтению книги. Ребенку трудно из букв складывать слова, а из слов осмысленную фразу. Но впоследствии (после обучения) ему достаточно взглянуть на слово, чтобы понять его значение. Изучение графических примитивов, форм простых геометрических тел тоже способствует накоплению в памяти обучающегося набора мерок и эталонов, позволяющих ему создавать графические модели.
Объект моделирования для обучающихся выбирается в зависимости от уровня развития их пространственного мышления. Различают начальный, средний и высокий уровни пространственного мышления. При этом высокий уровень пространственного мышления дает обучающемуся право работать по индивидуальному плану в рамках учебных модулей.
В качестве критериев оценки уровней развития пространственного мышления обучающихся используются следующие показатели (с учетом времени выполнения заданий):
• успешность создания пространственного образа, адекватного графическому изображению;
• типы оперирования образом — изменение положения воображаемого объекта, изменение его структуры, комбинация указанных преобразований;
• широта оперирования образом (степень свободы манипулирования им с учетом графической основы, на которой образ первоначально создавался);
• полнота образа (отражение различных характеристик — формы, величины, пространственной размеренности, протяженности).
Составляющей пространственного мышления является визуальное мышление, отражающая видимый образ предмета.
Визуальное мышление — это зрительная деятельность, оперирующая смыслами и значениями, делающая эти смыслы и значения видимыми. Под последними понимаются не только концептуальные, но и предметные, операциональные значения.
Умение проводить анализ и синтез, сравнение, сопоставление и перенос знаний, обобщение и систематизацию — все это развивает структуры умственной деятельности, характерные для творчества.
Графика и дизайн развивают творческие способности человека, формируют эстетический вкус, соединяют научно-техническое с эстетическим, способствуя тем самым гуманитаризации образования. Обучение графической культуре («дизайн-образование») в современных условиях, как и любая другая деятельность, очевидно, должно вестись с использованием всего арсенала технологий, которыми располагает общество, в том числе и информационных. Изучение возможностей компьютерной графики, а также широкое ее применение как вспомогательного средства при изучении различных дисциплин становятся неотъемлемой частью современного образования.
Работа с графикой наиболее эффективно и целенаправленно развивает наглядно-образное мышление, очень важное в любом творческом процессе, поскольку любое новое решение обычно предстает перед мысленным взором в виде картин, схем, моделей. В процессе овладения графической культурой также совершенствуется продуктивное и репродуктивное воображение, проявляющееся в создании объемных образов реального мира (конструирование, совершенствование, преобразование и т.д.). Перечисленные интеллектуальные операции носят универсальный характер и могут быть применены в других формах и видах деятельности. Этот способствует созданию пространственного представления большей или меньшей степени обобщенности и схематичности. Развитие же пространственного мышления позволяет сформировать эффективные способы визуализации информации, что способствует огромной экономии времени. При таком способе работы информация практически одномоментно трансформируется в некоторую обобщенную модель, содержащую необходимые и достаточные элементы для понимания формы, ситуации, явления и др.
Задания, связанные с формированием наглядности и графической культуры, также активно развивают сенсорные способности студентов.
В качестве конкретного примера рассмотрим формирование графической культуры у студентов специализации «Дизайн».
Иностранный термин «дизайн» обозначает художественное проектирование промышленных изделий и предметной среды или, иными словами, проектирование материальных объектов и жизненных ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании научных данных с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации их взаимодействия с человеком и обществом. Соответственно, курс «Дизайн» направлен на формирование графической культуры, развитие мышления, а также творческого потенциала личности.
Задачи дисциплин специализации «Дизайн» заключаются в целенаправленном формировании у дизайнера системы
профессиональных знаний, умений и навыков в области промышленной графики, дизайна рекламной продукции и различных видов визуальных коммуникаций.
Дизайнер должен знать:
• законы функционирования рекламы как способа художественно-образного выражения;
• основные технологии производства рекламы;
• законы цветовой и шрифтовой композиций.
Дизайнер должен уметь:
• профессионально, грамотно и по-новаторски решать проблемы художественно-композиционного формообразования и графического оформления объектов дизайна, создания образного единства ассортимента определенного класса промышленной продукции или предметной среды в целом в соответствии с ее конкретными историческими, социально-культурными и национальными особенностями;
• использовать компьютерные технологии в рекламной деятельности;
• владеть компьютерными технологиями сбора, хранения и обработки информации о рекламе;
• использовать в профессиональной деятельности выразительные и художественно-изобразительные средства рекламы.
Дизайнер должен иметь навык:
• дизайн-проектирования деловой документации, фирменного стиля предприятия, товарных знаков, логотипов и других элементов фирменного стиля различными средствами, в том числе при помощи компьютерной графики;
• владения разнообразными художественными приемами создания основных видов рекламной продукции в полиграфии, на телевидении, в Интернете (в сфере визуальной рекламы).
Дизайнер должен быть способен:
• генерировать и воплощать творческие идеи в систему художественно-пластических образов, символов, знаков;
• творчески применять принципы стилизации;
• обладать развитым художественно-композиционным чувством меры в построении образно-выразительных и целостных по визуальной структуре произведений.
Таким образом, основополагающей целью профессиональной деятельности специальности «Дизайн» является формирование развитие пространственного мышления. Эти задачи решаются в процессе художественной подготовки, когда студенты приобретают знания и навыки в различных видах изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура), постигая композицию на реальном, наглядном материале.
Развитое пространственное мышление играет важную роль в профессиональной деятельности дизайнера. Работа дизайнера представляет собой попытки материализовать свою идею в форме рисунка, чертежа, модели. Насколько свободно дизайнер будет представлять будущий проектируемый предмет, модель, настолько достовернее окажется результат.
Список литературы
1. Барышников А.П., Лямин И.В. Основы композиции. М., 1995.
2. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 2005.
3. Вохрышева М.Г. Художественное образование в вузе культуры и искусств: монография. Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2006.
4. Дьченко Ю.Г. Особенности курса «Основы формообразования» в процессе подготовки дизайнеров// Непрерывное дизайнерское образование: материалы IV Учебно-методической конференции. М.: МВХПУ (б. Строгановское), 1992.
5. Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. пособие. 2-е изд., уточн. и доп. М.: АСТ: Астрель, 2008.
6. Харьковская школа дизайна. Опыт подготовки дизайнеров в ХХПИ. Методические материалы. М.: ВНИИТЭ, 1992.
7. Чернышев О.В. Формальная композиция. (Творческий практикум по основам дизайна). Минск: Харвест, 1999.
A.V. Shcheglov
DEVELOPMENT OF SPATIAL THINKING OF STUDENTS BY MEANS OF VISIBILITY IN DESIGN-EDUCATION
In this article describes the problems of development of spatial thinking of students by means of clarity in the design of education. Investigated kinds of thinking, and the role of spatial thinking in design education.
Key words: spatial thinking, imaginative thinking, creative thinking, visualization, design education, graphic culture.
Получено 10.10.2011 г.