РАЗВИТИЕ ПРОСОДИЧЕСКОГО ОФОРМЛЕНИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Копченков А.А.
Копченков Андрей Андреевич - бакалавр, факультет физической культуры, Институт физической культуры, спорта и здоровья.
Московский педагогический государственный университет, г. Москва
Одной из проблем дошкольного возраста, связанной с нарушениями речи, является состояние просодической организации речевого высказывания [1]. В настоящее время наиболее изученным данный вопрос является по отношению к детям с мелодико -интонационными и темпо-ритмическими нарушениями речи. Фонетико-фонематические и системные нарушения речи преимущественно анализируются с позиции основного характера проявления патологии речевого развития, то есть несформированности звукопроизносительной, морфологической, лексико-семантической и синтаксической сторон речи.
В то же время наблюдения показывают, что проблемы интонационного и ритмического оформления высказывания могут оказать негативное влияние на процесс передачи смысла, последовательности построения фразы и развернутого текста. В связи с этим изучение особенностей просодического оформления высказывания у дошкольников с ОНР характеризуется актуальностью и может открыть новые потенциальные возможности для поиска эффективных технологий преодоления данного нарушения.
Анализ психо лого-педагогической литературы по проблеме просодического оформления высказывания у дошкольников с ОНР показал, что в настоящее время фактически отсутствуют развернутые исследования в данной области. Описания состояния мелодико-интонационного и темпо-ритмического оформления речи при ОНР, как правило, являются частью изучения состояния звукопроизношения и представленные результаты не могут быть использованы в качестве основы для определения содержания коррекционно-педагогической работы.
Целью экспериментальной части исследования являлось изучение особенностей просодического оформления высказывания у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
В констатирующем эксперименте приняли участие 20 детей старшей дошкольной группы, из них: 10 дошкольников с ОНР (экспериментальная группа) и 10 их нормально развивающихся сверстников.
Эксперимент включал два этапа. На первом этапе осуществлялось изучение состояния физиологической базы, обеспечивающей реализацию просодических компонентов речи: физиологического и фонационного дыхания, голосообразования, способности воспринимать и дифференцировать изменения речи по высоте, силе, тембру и темпу.
Второй этап был направлен на оценку состояния следующих компонентов просодического оформления речи: умение регулировать темп и ритм речи; способность изменять высоту и силу голоса; умение выделять ударный слог в слове, использовать логическое ударение. Также осуществлялась оценка общей интонационной выразительности речи [2].
Анализ результатов исследования выявил значительные различия в качестве состояния физиологической базы и просодического оформления высказывания у нормально развивающихся дошкольников и их сверстников с ОНР. Условно было выделено четыре уровня.
Первый уровень развития просодического оформления высказывания характеризовался несформированностью физиологической базы (выраженная недостаточность дыхательной поддержки, голосообразования и восприятия акустических характеристик речи). Также дети были не способны дифференцировать и регулировать изменения речи по темпу и ритму, высоте и силе голоса. Подобная незрелость наблюдалась только в группе дошкольников с ОНР (10%) и свидетельствовала о грубом нарушении просодических компонентов речи.
Второй уровень сформированности просодического оформления высказывания был выявлен у 40% детей с ОНР и у 20% их нормально развивающихся сверстников. Были выявлены проблемы в процессе восприятия и дифференциации изменений ритма речи, выделения ударного слога в слове, постановкой логического ударения. Частичные нарушения были обнаружены при анализе состояния темпа речи. В ходе выполнения заданий дошкольники нуждались в многократных повторениях и помощи взрослого.
К третьему уровню сформированности просодического компонента речи были отнесены 30 % обучающихся с ОНР и 20 % детей с сохранным речевым развитием. Ни у одного ребенка не были выявлены трудности физиологической организации просодического оформления высказывания. Однако, оценка его отдельных компонентов позволила сделать вывод о наличии проблем ритмической организации, в том числе, словесного и логического ударения.
Четвертый уровень развития просодического оформления высказывания характеризовался отсутствием каких-либо особенностей, развитой темпо-ритмической и интонационной выразительностью речью. Только высокие показатели были актуальны для 60 % нормально развивающихся детей и только 20 % дошкольников с ОНР.
Таким образом, анализ результатов констатирующего эксперимента позволяет сделать вывод о необходимости выделения особого содержания, направленного на совершенствование темпо-ритмической и интонационной выразительности речи в системе логопедической работы по коррекции ОНР.
Список литературы
1. Артемова Е.Э. Особенности формирования просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. М., 2005.
2. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. Методическое пособие. Сер. 7. Библиотека журнала «Логопед».