Научная статья на тему 'Развитие проприоцептивных навыков с помощью методов адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта'

Развитие проприоцептивных навыков с помощью методов адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1587
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПРОПРИОЦЕПЦИЯ / ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ ТРЕНИРВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ДЕТИ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фомина Анжела Николаевна

Некоторые часто встречающиеся признаки проприоцептивного нарушения неуклюжесть, невозможность адекватно оценить положение тела в пространстве; трудности в обучении новым моторным навыкам, которые соответствуют возрасту можно скорректировать с помощью методов адаптивной физической культуры, а именно элементарных физических упражнений, постепенно их усложняя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фомина Анжела Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие проприоцептивных навыков с помощью методов адаптивной физической культуры для детей с нарушением интеллекта»

РАЗВИТИЕ ПРОПРИОЦЕПТИВНЫХ НАВЫКОВ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА Фомина А.Н.

Фомина Анжела Николаевна - инструктор-методист, Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Пуровская районная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва

«АВАНГАРД», г. Тарко-Сале, Ямало-Ненецкий автономный округ

Аннотация: некоторые часто встречающиеся признаки проприоцептивного нарушения — неуклюжесть, невозможность адекватно оценить положение тела в пространстве; трудности в обучении новым моторным навыкам, которые соответствуют возрасту -можно скорректировать с помощью методов адаптивной физической культуры, а именно элементарных физических упражнений, постепенно их усложняя.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, проприоцепция, проприоцептивная тренирвка, физические упражнения, дети с интеллектуальными нарушениями.

Адаптивная физическая культура - это направление физической культуры человека с отклонениями в здоровье. Это деятельность и результаты по созданию готовности человека к жизни, оптимизации его состояния здоровья и развития личности.

Все чаще мы встречаем людей с особенностями здоровья, порой не знаем, как себя вести в их обществе. Испытываем жалость или сочувствие. Но главная задача помочь им влиться в среду обитания человека и создать для этого все условия, помочь адаптироваться и жить как все. Много педагогов, врачей, различных специалистов социальной сферы ведут серьезную работу для того, чтобы люди с ограничениями в состоянии здоровье попадая в социум не чувствовали себя изгоями. Одним из таких направлений и является адаптивная физическая культура (АФК).

Адаптивная физическая культура решает насколько проблем для лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- проблема преодоления психологических комплексов неполноценности (чувства эмоциональной обиды, отчуждённости, пассивности, повышенной тревоги, потерянной уверенности в себе и др.) или наоборот, завышения своей оценки (эгоцентризма, агрессивности и др.);

- коррекция основного дефекта;

- необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные потребностью человека компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или

восстановлению;

- всестороннее и гармоничное развитие физических качеств и способностей занимающихся, повышению их кондиционных возможностей на основе широкого применения средств и методов адаптивной физической культуры [2].

С помощью АФК развивается эмоциональная сфера, более совершенными становятся двигательные действия. Из замкнутого пространства люди с ограниченными возможностями здоровья попадают в общество и осознают свою значимость.

Однако хотелось бы обратить внимание на особую группу людей с ограниченными возможностями здоровья - это дети с нарушением интеллекта, так как это отклонение наиболее часто встречающееся. Потому что нарушение интеллекта может быть, как основным заболеванием, так и сопутствующим.

Детей с интеллектуальными нарушениями сразу можно выделить из толпы. У них походка отличается либо быстрыми, резкими движениями, либо размашистыми шагами, также может быть наоборот - медленные плавные движения, как будто из последних сил, например, у детей с расстройством аутического спектра - очень слабый мышечный тонус.

Плохо развиты и координация движений, и ощущение себя в пространстве [3]. Все это происходит из-за не правильной работы центральной нервной системы - нарушение ощущения себя в пространстве, то есть признаки проприоцептивной дисфункции.

Проприоцепция происходит от латинского "ршрпш", что значит «собственный», наше собственное ощущение тела. Проприоцептивная информация приходит из рецепторов в мышцах, суставах и костях - ничего из этого не является сознательным процессом.

Благодаря чему мы можем с закрытыми глазами дотронуться до собственного носа или совершать другие координированные движения? Мы не думаем о положении наших рук, ног, головы в пространстве. Но если вы закроете глаза, то сможете точно сказать, в какой вы застыли позе в данный момент (например, у вас скрещены ноги, рука подпирает голову чтоб не уснуть от усталости). Рецепторы из мышц и суставов информируют - передают сигнал в головной мозг, и мы осознаем наше тело в пространстве, либо понимаем, почему и как мы двигаемся.

Сложнее всего приходится детям с различными нарушениями интеллекта, так как они из-за особенностей центральной нервной системы (работы головного мозга) имеют низкий уровень восприятия и переработки сенсорной информации. Часто для таких детей невозможно определить такие понятия - «близко», «далеко», «спереди», «сзади». Фрагментарные знания об окружающем мире затрудняют узнавание предметов и собственное движение на той территории, где расположены эти предметы. Ограничено понимание собственного тела и его перемещение в открытом пространстве, в помещении и в незнакомой местности. А адекватное восприятие пространственных свойств предметов и отношений между ними - это важное условие для познания жизни.

Перечислим некоторые, часто встречающиеся признаки проприоцептивного нарушения — это неуклюжесть, невозможность адекватно оценить положение тела в пространстве; трудности в обучении новым моторным навыкам, которые соответствуют возрасту; продолжительная ходьба на носочках; жевание одежды, ниток, карандашей, игрушек; слабые мышцы, ребенок легко устаёт, плохая выносливость; не правильная осанка, горбится, сидит на краю стула опираясь на ноги; постоянный поиск всех видов движения, прыгания, врезания в предметы нужда быть крепко обнятым (или наоборот, избегание прикосновений или обнимания); проблемы с двухсторонней координацией, движения жесткие или болтающиеся, плохой баланс - легко падает, постоянно разливает, разбивает вещи; желание побороться, потолкаться; проблемы с выполнением инструкций к физическим упражнением или копированием движений [3].

И все же, несмотря на многочисленные отклонения во всех сферах жизни, умственно отсталые дети способны к обучению и развитию. Педагогическое воздействие в данном случае носит коррекционно-развивающий характер, направленный на максимальное преодоление недостатков двигательной активности. В этом и будут сильнейшим помощником методы адаптивной физической культуры.

Различные физические упражнения, вариативность методических приемов АФК, особенности в организации занятий направлены на максимальное всестороннее развитие ребенка и коррекцию его основного и сопутствующего заболевания. Целесообразный подбор физических упражнений позволяет избирательно решать, как общие, так и специфические задачи. Простые, казалось бы, упражнения - такие как ходьба, бег, прыжки, метания, упражнения с мячом и др. , являются значимыми для развития координационных способностей, равновесия, ориентировки в пространстве, коррекции сенсорных и психических нарушений.

Важнейшие принципы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта, это

- принцип доступности - посильности выполнения поставленной задачи;

- принцип практической направленности - уметь видеть и сопоставлять себя с предметами и перемещаться относительно них;

- принцип индивидуального и дифференцированного подхода - построение занятий с учетом особых психических и психологических особенностей каждого ребенка [3].

40

Правильное ощущение себя в пространстве - это один из главных компонентов формирования двигательного действия. Согласованное управление движениями рук, ног, поддержание правильной осанки во времени и в пространстве - расширяет круг двигательных процессов, улучшает качество подготовки детей к школе, к жизни, к труду и социализации в обществе.

Согласно, исследованиям Горской И. Ю., возрастные темпы прироста всех видов коррекционных способностей имеют ту же динамику, что и у здоровых школьников, но с отставанием на 2-3 года. Большинство сенситивных периодов развития способностей правильно ощущать свое тело в пространстве приходится на диапазон 9 -12 лет [1].

Рассмотрим, как можно сформировать и улучшить движение связанные с пространственной ориентацией при помощи проприоцептивной тренировки для детей с нарушениями интеллектуальной сферы.

Проприоцептивные тренировки включают набор упражнений в условиях нестабильности, которые помогают усилить проприоцептивные сигналы, идущие от периферических частей тела, особенно от конечностей.

Благодаря проприоцептивной тренировке развиваются:

- чувство положения, за счёт которого мы ощущаем, в каком положении находятся суставы и как наше тело расположено в пространстве;

- чувство движения, благодаря которому мы знаем, как перемещаются наши суставы, когда мы двигаемся сами и когда что-то двигает нас;

- чувство силы, благодаря которому мы знаем, как сильно надо напрячься, чтобы удержаться в нужном положении.

Проприоцептивная тренировка может занимать приблизительно 20-30 минут.Современные исследования показали большое значение длительности и регулярности занятий. Наибольший эффект для улучшения проприоцептивной и моторной функций обеспечивают тренировки в течение шести или более недель, но этого времени достаточно чтобы усвоить элементарные упражнения, а занятия по проприоцептивной регуляции необходимо проводить постоянно, усложняя задания.

Для проведения занятия АФК по развитию проприоцептивной координации можно применять следующее оборудование: гимнастический коврик, гимнастические палки и мячи, фитбол, резиновую полусферу степ, балансировочную доску.

Начинать серию тренировок необходимо с наиболее простых упражнений по мере их разучивания усложнять их. Все упражнения выполняются со страховкой тренера, инструктора или волонтера. Приведем примеры некоторых несложных упражнений.

Упражнение 1.

Упражнения на резиновой полусфере степ (на округлой поверхности)

И.п. - стоя на резиновой полусфере степ, ноги вместе, руки вдоль туловища - счет до 10.

И.П. - Ходьба, стоя на резиновой полусфере степ, шагом спускаемся на пол, затем снова поднимаемся на полусферу - счет до 10.

И.п. - Стоя на резиновой полусфере степ, ноги вместе, руки за голову, спинка ровная, голова поднята (правильная осанка) - счет до 10.

И.п. - Ходьба, стоя на резиновой полусфере степ, шагом спускаемся на пол, затем снова поднимаемся на полусферу - счет до 10

И.п. - Стоя на резиновой полусфере степ, ноги вместе, руки заведены за спину спинка ровная, голова поднята (правильная осанка) - счет до 10.

И.п. - Ходьба, стоя на резиновой полусфере степ, шагом спускаемся на пол, затем снова поднимаемся на полусферу - счет до 10.

Упражнение 2.

Упражнения с гимнастическими палками.

Гимнастические палки разложить параллельно друг другу (5-6 шт.) на расстоянии 60-70

см.

A) Перешагивание через гимнастические палки. Б) Бег змейкой вокруг гимнастических палок.

B) При движении вперед перешагивание через палки, при движении назад - бег змейкой. Упражнение 3.

Упражнения с гимнастическими палками и мячом

Гимнастические палки разложить параллельно друг другу (5-6 шт.) на расстоянии 60-70

см.

А) Перешагивание через гимнастические палки с гимнастическим мячом. И.п. - стоя перед гимнастической палкой, ноги вместе в руках гимнастический мяч Шаг через гимнастическую палку удар мячом о пол, так чтобы поймать мяч. (упражнение повторяется 5-6 раз)

Упражнение 4. Упражнение с фитболом

И.п. - сидя на фитболе, упор ногами, руки за голову.

Повороты туловища влево, вправо.

И.п. - лежа на фитболе на животе. Руками упор в пол.

Руками перемещаем туловище вперед, назад и перекатываемся на фитболе.

И.п. - Лежа на фитболе на спине.

Расслабиться и тянуть руки и ноги к полу.

И.п. - лежа на спине на гимнастическом коврике.

Захватить ногами фитбол. Поднять его вверх. Перехватить руками и отвести его назад. Ноги опустить в и.п. Положить на пол за голову. Обратно: Захватить фитбол руками поднять вверх, ноги поднять вверх, захватить фитбол в ноги и опустить на пол. - 5-6 раз.

Упражнения 5

Упражнения с балансировочной доской (страховка обязательна)

Стоя на обеих ногах раскачивание влево, вправо.

И.п.- лежа лицом вниз, упор руками в балансировочную доску.

Раскачиваться влево, вправо при помощи рук.

Перевернуть балансировочную доску округлой стороной вверх.

И.п. - сидя на округлой стороне балансировочной доски. Приподнять ноги и имитировать езду на велосипеде, движение ножниц, поднимать ноги под углом 45 градусов и опускать.

Упражнение 6.

Упражнения на гимнастическом коврике.

И.п. - лежа на спине. Поднять левую ногу и правую руку, дотронуться рукой до ноги- 5 раз.

Поднять правую ногу и левую руку, дотронуться рукой до ноги - 5 раз. Поочередно: поднять левую ногу и правую руку, дотронуться, затем правую ногу и левую руку, дотронуться - 5-6 раз.

И.п. - стоя на коленях, принять упор руками, спина параллельно полу. Поднять правую руку вперед, пальцы тянем, опустить. Поднять левую руку вперед, пальцы тянем, опустить. Поднять правую ногу назад, тянем носочек. Поднять левую ногу назад, тянем носочек.

Поднять правую руку вперед, пальцы тянем, левую ногу поднять назад, тянем носочек, затем левую руку поднять вперед, правую ногу поднять назад, тянем носочек.

И.п. - Лежа на спине, руки вдоль туловища, стопы носками наружу, глаза закрыты. Напрягаем ноги и руки по очереди, сжимая кулачки. Затем резко расслабимся.

Выполняя упражнения на полусферах, используем так же различные предметы (мячи, обручи, гантели, ленты и т.д.) на этапе закрепления навыка и совершенствования техники

42

разученных упражнений. Так, выполняя упражнения с мячом (броски, ловлю, передачи), дети выполняют задания сначала на устойчивой, потом на качающейся поверхности [3].

Упражнения данного характера стимулируют процессы развития произвольной регуляции движений и направлены на: стимулирование работы вестибулярного аппарата; развитие чувства равновесия; координацию движений; формирование вестибуломоторной, зрительномоторной, проприоцептивной координаций; формирование межполушарного взаимодействия; развитие ловкости, точности движений, вестибулярной устойчивости; формирование способности ориентироваться в пространстве.

Кроме того, упражнения с предметами развивают тонкую моторику.

Элементарные упражнения на гимнастическом коврике, с мячом, на балансирующей доске формируют физические и функциональные основы будущего физического потенциала [4]. При помощи методов адаптивной физической культуры можно скорректировать или устранить некоторые двигательные дефекты. Выше перечисленные упражнения способствуют Повышению тонуса головного мозга, уменьшению позотонических рефлексов, что приводит к улучшению двигательных действий, выравниванию статических поз, силы в мышцах распределяются более равномерно и это приводит к правильному формированию понятия о собственном теле в пространстве.

Проводя такие занятия, нельзя забывать и об эмоциональной окраске проприоцептивной тренировки, ведь для детей с нарушением интеллекта важна смена деятельности, развитие отношений между детьми, привычки и правила поведения в общении со сверстниками, поэтому необходимо включать игровые элементы, либо подвижные игры, например:

Игра «Лохматый пес»

Содержание игры. В центре зала (на скамейке, внутри обруча) сидит на корточках ребенок (спящий «пес»), группа детей из своего дома с противоположной стороны (на носочках, руки на пояс, плечи расправлены, спина прямая) двигаются крадучись по направлению к «псу», хором тихо приговаривая (с помощью тренера, инструктора, волонтера):

Вот сидит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, мирно он сидит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему разбудим...

И посмотрим: что же будет?

С последними словами дети вплотную подходят к «псу», хлопают в ладоши и быстро убегают в свой дом, а «пес» их ловит. Пойманный становится «псом».

Варианты усложнения: при большой группе играющих, можно увеличить количество «псов», например, поделить их на две равные части, вместо ходьбы на носочках могут быть использованы другие упражнения [5].

Есть множество подобных игр, которые могут быть групповыми, парными, со включениями элементов игровых видов спорта. Они помогают развивать быстроту реакции, внимание, ловкость увертывания, координацию элементарных движений, ритмичность, формирование правильной осанки, совершенствование техники знакомых движений, игры в парах учат согласовывать действия с партнером, дифференцировать усилия и напряжения по отношению к товарищу.

Для детей с нарушением интеллекта игры должны быть доступными, соответствовать возрасту, уровню интеллектуальных и двигательных возможностей. Упрощенные игры могут становиться сложнее по мере разучивания и степени привыкания детей. Добавляя новые моторные, координационные действия необходимо, усиливать воздействие и корректировать двигательные навыки, физические качества, которые отвечают за проприоцептивные функции, укрепление и оздоровление всего организма.

Итак, проприоцептивная тренировка состоит из элементарных физических упражнений, которые заставляют работать весь организм в согласованном режиме, где нервная и опорно -двигательная система, взаимодействуя, формируют навыки правильного ощущения себя в

43

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пространстве. Совершая физическое усилие, которое осуществляют мышцы, вначале отрабатывается в нервной системе и запоминается, тем самым планируя программу его выполнения. Мозг составляет последовательность и очередность сокращения мышц, частоту, силу и амплитуду этих сокращений. Тем самым каждое физическое действие запускает огромную работу в нервной системе и активизирует психическое развитие. Поэтому работа по физическому воспитанию ребенка с нарушениями в интеллектуальной сфере должна быть организована регулярно и систематично. Потому как развитие проприоцептивных навыков способствует не только укреплению физического здоровья, но и коррекции интеллектуального.

Список литературы

1. Горская И.Ю., Суянгулова Л.А. Базовые координационные способности школьников с различным уровнем здоровья: Омск: Монография, 2000. 210 с.

2. Шапковой Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учебное пособие. М.: Советский спорт, 2003. 464 с.

3. Морозов М.А., Панова О.А., Лапшина Л.М. Физическая культура для детей с легкой умственной отсталостью: Методические рекомендации. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. 19 с.

4. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Резервы здоровья наших детей. М.: Физкультура и спорт, 1990. 221 с.

5. Шапковой Л.В. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии. СПб.: Детство-пресс, 2002. 160 с.

6. Беннингтон-Кастро Д. Метод Фельденкрайза // Ощущать свое тело сложнее, чем вы себе представляете. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru-feldenkrais.livejournal.com, 2013/ (дата обращения: 26.07.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.