Научная статья на тему 'Развитие промышленной политики в регионах Южного и Поволжского федеральных округов'

Развитие промышленной политики в регионах Южного и Поволжского федеральных округов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие промышленной политики в регионах Южного и Поволжского федеральных округов»

© А.Э. Калинина, М.С. Клименко, 2008

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНАХ ЮЖНОГО И ПОВОЛЖСКОГО ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ

А.Э. Калинина, М.С. Клименко

В устойчивом развитии экономики современной России важную роль играет промышленность, которая служит базой ее технологической, организационной и институциональной модернизации. Задача стимулирования промышленного роста в современных условиях требует формирования адекватной промышленной политики как на федеральном уровне, так и на уровне регионов.

Термин «промышленная политика» был заимствован из западной экономической литературы как перевод английского понятия «Industrial Policy». В развитых странах термин «промышленная политика» соответствует «отраслевой» или «секторальной» политике и, как правило, означает меры государства по поддержке или развитию конкретных секторов экономики. В справочных энциклопедических изданиях «промышленная политика» определяется как политика государства и промышленных корпораций, направленная на рост промышленного производства, обеспечение его эффективности и конкурентоспособности, содействие технико-технологическому процессу [16, с. 632].

В середине 1990-х гг. в России в эпоху массового субсидирования слабых и отстающих отраслей промышленности термин «промышленная политика» использовало Министерство промышленности (Государственный комитет по промышленной политике). Первоначально указанный термин понимали как «государственную поддержку промышленности». Анализ результатов реализации промышленной политики в некоторых регионах России в начале 2000-х гг. выявил изменения отраслевой структуры производства, в результате чего термин «промышленная политика» стали заменять термином «структурная политика» [11, с. 14].

Региональную промышленную политику как задействование в масштабах региона комплекса инструментов, обеспечивающего поддержку

промышленного роста и достижение целей регионального развития, зафиксированных в стратегиях и программах социально-экономического развития регионов, рассматривает В. Тренев (см.: [3, с. 17]). Промышленную политику как «всякую политику, которая строится на непосредственном участии и активной роли правительства в формировании структуры и организации промышленности с целью стимулирования экономического роста», трактует А. Азрилиян [2, с. 684].

Существует несколько подходов к пониманию промышленной политики. Либеральные экономисты рассматривают любую промышленную политику как неправомерное вмешательство государства в экономику, искажающее действие рыночных механизмов и препятствующее оптимальному распределению ресурсов. Согласно этим взглядам, государство не в состоянии определить истинные точки роста, а потому реализация любых приоритетов государства в терминах секторов, отраслей и видов продукции будет вести к снижению общей экономической эффективности. Отраслевые пропорции, проблемы перелива межотраслевого и межрегионального капитала должны решаться на стыке спроса и предложения в процедурах саморегуляции рынка [18, с. 18].

Против этой позиции выступают сторонники традиционной промышленной политики, считая сами механизмы и институты рыночной экономики в России недостаточно зрелыми и в полной мере функционирующими, то есть являющимися предметом активного регулирования и поддержки. Второй подход обозначает позицию традиционной государственной поддержки, подразумевающей ведомственное администрирование, а также бюджетно-дотационные механизмы [1].

Средним между перечисленными подходами является суженное понимание промышленной политики как структурного маневра, то

есть определенных усилий, направленных на перелив капитала из одной отрасли в другую, в целях повышения конкурентоспособности промышленного комплекса [15].

Современная экономическая наука рассматривает промышленную политику как стратегию развития и повышения эффективности промышленного производства, увеличения конкурентоспособности отечественных отраслей, секторов, предприятий и продукции как на внешнем, так и на внутреннем рынке, обеспечивающую устойчивый экономический рост хозяйственных систем в долгосрочной перспективе. Примененный О. Иншаковым в исследовании хозяйственного механизма методологический подход предполагает выделение в качестве его элементов целей, средств, методов и форм хозяйствования, а также результатов и критериев преобразования хозяйственных отношений, которые отражены его внутренней структурой в соответствии с его природой и функциями реализации исходных отношений. Хозяйствующие субъекты пользуются разнообразными ресурсами и факторами, которые не становятся элементами данного механизма в той мере, в какой они используются в реализации их интересов и целей [8, с. 28].

С точки зрения авторов, возможно построение графической модели механизма развития промышленного сектора региональной экономики (см. рис. 1). В ней отражен процесс преобразования объективных экономических отношений и законов, воспринимаемых хозяйственными субъектами посредством их критериально-познавательного аппарата, в осознанные цели, затем в методы, средства и формы их достижения и возникновения результата - конкретных форм хозяйствования, воздействующих на исходные объективные отношения и развивающих их. Механизм развития промышленного сектора региональной экономики обладает спецификой, обусловленной собственным содержанием, средствами, инструментами. Структура указанного механизма и его элементный состав в пространственном, временном и функциональном аспектах должны соответствовать природе и специфике обслуживаемой им хозяйственной системы.

В соответствии с выделенными элементами механизма развития промышленного сектора региональной экономики целесообразно дифференцировать инструменты реализации промышленной политики.

Экономические инструменты направлены на формирование необходимой для развития реального производства общеэкономической среды, прежде всего на достижение финансовой стабильности, преодоление бюджетного дефицита и подавление инфляции, на обеспечение положительного платежного баланса и поддержание устойчивого курса национальной валюты. К таким инструментам относятся: создание межотраслевых корпораций, ФПГ, альянсов, союзов, ассоциаций по принципу оформления кооперационных связей и др.

Информационные инструменты предполагают обеспечение экономических агентов и соответствующих органов управления систематизированными, обработанными с помощью научно обоснованных методик данными о социально-экономической среде, позволяющими принимать более эффективные решения в производственной, инвестиционной, инновационной и коммерческой сферах деятельности. К таким инструментам относятся: обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия, инициирование и поддержка развития специализации, кооперации, диверсификации предприятий региона и др.

Ресурсные (затратные) инструменты (предоставление хозяйственным субъектам производственных ресурсов для решения задач промышленного развития) включают: точечное или комплексное субсидирование предприятий, создание современных конкурентных производств на базе формирования совместных предприятий, формирование региональных заказов и др.

Институциональные инструменты связаны с формированием соответствующей рыночной промышленной политике правовой и организационно-экономической среды, утверждением общего для всех субъектов рынка хозяйственного порядка. К институциональным инструментам относятся: защита прав акционеров, четкое разграничение ответственности собственников и управляющих, развитие механизмов корпоративного управления, обеспечение свободного перераспределения прав участия в капитале акционерного общества [17, с. 10].

Современная мировая экономика требует от хозяйствующих субъектов формирования промышленной политики как на федеральном, так и на региональном уровнях. Формирование промышленной политики на государ-

Технологии программно-целевого планирования развития промышленного сектора

Объект

хозяйствования

Повышение конкурентоспособности промышленного сектора

ФЦП, программы развития

Инструменты

реализации

промышленной

политики

Развитие Промышленное

промышленного предприятие

сектора —►

хозяйственной

системы

Система мониторинга и оценка уровня промышленного развития 4

Рис. 1. Графическая модель механизма развития промышленного сектора региональной экономики

ственном уровне подразумевает определение стратегических целей развития национального промышленного комплекса. В условиях нестабильной мировой экономики, а также быстро изменяющейся внешней среды усложняется сам процесс определения стратегических ориентиров в промышленном комплексе. В современной России отсутствует сформированная комплексная промышленная политика, региональную промышленную политику федеральный центр стимулирует только посредством федеральных целевых программ.

Федеральные целевые программы являются рычагом воздействия государства на экономику и позволяют решать проблемы экономической и социальной политики страны в тех направлениях, где другие способы неэффективны или неприемлемы. В настоящее время Правительством РФ разрабатывается Федеральная целевая программа «Юг России (2008-2012 гг.)», в которой характеризуется социально-экономическая стратегия развития Южного федерального округа (ЮФО) и прилегающих регионов [9].

Параллельная работа по формированию промышленной политики на региональном уровне реализовалась в принятии местными органа-

ми власти нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность в промышленном секторе экономики. Так, в ряде регионов ЮФО и Поволжского федерального округа (ПФО) в разное время были приняты законы о региональной промышленной политике (см. таблицу).

При анализе перечисленных нормативно-правовых актов прослеживается различие целей промышленной политики. Так, в Саратовской области к основным целям промышленной политики относят: сохранение и развитие научно-технического и промышленного потенциала, оптимизацию структуры промышленности области, развитие предприятий малого и среднего бизнеса, стимулирование создания безопасных условий труда на промышленных предприятиях, а также сглаживание негативных последствий реформирования промышленности в социальной сфере [7].

В Ростовской области установлены следующие цели промышленной политики: стабилизация уровня промышленного производства, ускорение развития наиболее перспективных секторов промышленности, стимулирование инвестиционной деятельности, развитие конкурентной среды на рынке промышленной продукции [12].

Таблица

Нормативно-правовые акты о региональной промышленной политике отдельных регионов ЮФО и ПФО

Регион Дата принятия Название и номер нормативно-правовых актов, регулирующих промышленную политику

Волгоградская область 13 июля 1999 г. Закон Волгоградской области «О региональной промышленной политике и промышленной деятельности на территории Волгоградской области» № 286-ОД

Ростовская область 20 июня 1996 г. Постановление «О Концепции промышленной политики администрации Ростовской области на 1996-1997 гг.» № 201

Саратовская область 8 апреля 1997 г. Закон «О промышленной политике» № 17-ЗСО

Самарская область 11 февраля 2004 г. Закон «Об основах промышленной политики в Самарской области» № 10-ГД

Краснодарский край 1 ноября 2001 г. Закон «О промышленной политике в Краснодарском крае» № 411 -КЗ

Целями промышленной политики в Самарской области являются: обеспечение занятости и повышение уровня жизни населения, увеличение доходов бюджетов всех уровней, внедрение импортозамещающих и ресурсосберегающих технологий [4].

Основными целями промышленной политики Краснодарского края являются: сохранение высокой степени экономической и энергетической самостоятельности края; развитие производств, осуществляющих разработку и внедрение наукоемких и ресурсосберегающих технологий; защита интересов местных товаропроизводителей и расширение их связей на международном, федеральном и региональном рынках; создание благоприятного инвестиционного климата; улучшение материального благосостояния и здоровья населения края, повышение его доходов и жизненного уровня [5].

В Волгоградской области цель региональной промышленной состоит в создании условий формирования и развития промышленного комплекса Волгоградской области, способного в условиях рыночных отношений адекватно отвечать требованиям внутреннего и внешнего рынка. Это обусловливает решение ряда задач, таких как стабилизация промышленного производства и увеличение объема выпускаемой продукции; содействие в расширении рынка сбыта продукции; рациональное размещение производительных сил; применение дифференцированного подхода к стиму-

лированию и поддержке различных секторов и отраслей промышленности в зависимости от их социально-экономической значимости, экологической безопасности, а также научно-технических перспектив [6].

Безусловно, выделяются и схожие основополагающие цели, такие как развитие научно-технического и промышленного потенциала, оптимизация структуры промышленности, смягчение негативных социальных последствий, сопровождающих структурную перестройку промышленности и другие. Тем не менее необходимо отметить значительные различия в целях промышленной политики соседствующих регионов, а также отсутствие стремления к объединению усилий по разработке эффективной промышленной политики.

Помимо различия в целях, в анализируемых регионах прослеживается более значительное различие в методах реализации промышленной политики и мерах ее государственной поддержки. В Саратовской области региональные власти осуществляют реализацию промышленной политики при помощи основных документов: Концепции промышленной политики и программ развития промышленности. Концепция промышленной политики составляется правительством Саратовской области на срок не менее двух лет и определяет краткосрочную стратегию промышленного развития. В содержании Концепции указаны критерии выбора приоритетов и индикаторов для государ-

ственной поддержки промышленности, приоритетные направления развития промышленности, меры государственной поддержки промышленности, а также критерии оценки эффективности конкретных мер государственной поддержки. Несмотря на то, что одной из целей промышленной политики в Саратовской области является развитие предприятий малого и среднего бизнеса, к предприятиям, претендующим на государственную поддержку, предъявляются достаточно высокие требования, соответствовать которым достаточно трудно, в особенности малым предприятиям. Программы развития промышленности, или инвестиционные программы предприятий, направленные на выпуск новых конкурентоспособных изделий или на расширение действующих производств, согласовываются с отраслевыми министерствами области и утверждаются правительством области. Местные власти Саратовской области применяют большой набор инструментов государственной поддержки, в котором представлены как финансовые, так и нефинансовые инструменты [7].

Ростовская область относится к основным индустриально развитым регионам России. На предприятиях области производится четвертая часть промышленной продукции

ЮФО. Доля промышленности в валовом региональном продукте области составляет свыше 22 % [14]. Для реализации промышленной политики в Ростовской области используется система регионального регулирования, основным инструментом которой является создание финансово-промышленных групп (ФПГ). Формирование ФПГ в промышленном комплексе совместно с другими мероприятиями по улучшению инвестиционного климата за 8 лет позволили привлечь в экономику Ростовской области более 50 млрд руб. (см. рис. 2).

Согласно нормативно-правовым актам Краснодарского края, основные направления промышленной политики в Краснодарском крае разрабатываются высшим исполнительным органом государственной власти на срок не менее 5 лет. Этот документ характеризует краткосрочную стратегию промышленного комплекса, текущую ситуацию в промышленности, критерии предоставления государственной поддержки и т. д. Промышленная политика в Краснодарском крае реализуется при помощи целевых программ, с помощью которых производится финансирование наиболее эффективных инвестиционных проектов. Особенностью промышленной политики Краснодарского края является то, что централь-

-Краснодарский край «Волгоградская область

«Ставропольский край ■Ростовская область

■ Астраханская область

Рис. 2. Динамика притока инвестиций в основной капитал в регионах ЮФО :

* Составлено авторами по материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/scripts/db_met/dbmet.cgi?pl=2702005.

ное место в ней отведено человеческим ресурсам. Подготовка руководителей и специалистов для промышленности является одним из приоритетных направлений краевой промышленной политики. Исполнительные органы содействуют развитию образовательной инфраструктуры по подготовке кадров для промышленности, координируют разработку и реализацию отраслевых образовательных программ по отбору и подготовке руководителей и специалистов для промышленности, осуществляют целевую подготовку специалистов за счет средств краевого бюджета.

Промышленный комплекс Волгоградской области насчитывает свыше 4 тыс. предприятий и производит около 30 % продукции ЮФО. В сфере промышленного производства занято около четверти работающего населения Волгоградской области, сосредоточено 25 % основных фондов и создается 40 % валового регионального продукта [14]. Особенностью реализации промышленной политики в Волгоградской области является способ оказания государственной поддержки предприятиям промышленности - на основе партнерства, обеспечивающего взаимную выгоду. В рамках отношений партнерства Администрация области участвует в финансировании программных мероприятий в сфере промышленной деятельности, использует средства внебюджетного фонда финансовой поддержки с целью продви-

жения на рынок промышленной продукции и иных внебюджетных фондов для финансирования инвестиционных проектов, оказания информационной и рекламной поддержки и др. [4].

Одним из мероприятий государственной поддержки промышленности регионов ЮФО является ужесточение контроля тарифной политики в отраслях естественных монополий. Тем не менее с 1999-го по 2002 г. темп роста тарифов на электроэнергию в 1,5 раза превышал темпы инфляции. Результаты совместных усилий федерального и регионального уровней проявились с 2003 г., когда изменение индекса цен на электроэнергию в ЮФО стало сопоставимо с индексом инфляции (см. рис. 3).

О результатах реализации промышленной политики можно судить по основным показателям экономической деятельности регионов, в частности по динамике прироста ВРП в 2000-2006 гг. (см. рис. 4). На рост показателей экономической деятельности влияют цены на нефть на мировом рынке, накопление средств в стабилизационном фонде РФ, стабилизация политической обстановки и другие факторы. В таких условиях крайне сложно проследить роль промышленной политики. Тем не менее рост промышленного комплекса является основным фактором развития регионов ЮФО. Так, в Волгоградской области в период 2000-2004 гг. объем производства промышленной продукции вырос в 2,25 раза, в то

Индекс цен на электроэнергию

, Уровень инфляции

Индекс цен производителей промышленных товаров

Рис. 3. Сравнение темпов роста цен на электроэнергию в ЮФО с ростом уровня инфляции :

* Составлено авторами по материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/scripts/db_inet/dbinet.cgi?pl=1902001.

время как объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился за тот же период на 55 % [13]. Схожая ситуация наблюдается и в других анализируемых регионах.

Современная промышленная политика не ограничивается разработкой мер государственной поддержки, а также созданием новых инструментов стимулирования крупных компаний инвестировать средства в развитие собственного бизнеса в регионах присутствия. В условиях глобализации одним из основных вопросов промышленной политики является конфликт между локальным характером большинства российских промышленных предприятий и глобальной экономикой, в которой им приходится действовать. Предполагаемое вступление России в ВТО поставит регионы в непростые условия обязательной адаптации к изменившейся среде, которая, в свою очередь, лишит регионы традиционного набора инструментов реализации промышленной политики (протекционистские мероприятия, субсидирование, предоставление налоговых льгот и т. д.). Таким образом, в ближайшей перспективе главной задачей отраслей и предприятий российской региональной промышленности будет встраивание в мировой рынок. Определяющим

фактором успешной деятельности предприятий на мировых рынках является их конкурентоспособность. Поэтому возрастает необходимость обеспечения условий повышения конкурентоспособности российских промышленных предприятий на внутреннем и мировом рынках. В то же время создание конкурентоспособного промышленного комплекса способно обеспечить только равноценное партнерство государства и бизнеса в формировании и реализации современной промышленной политики, обладание равными правами и ответственностью за разработку и исполнение принятых стратегических решений в контексте устойчивого промышленного развития.

Одной из проблем обеспечения конкурентоспособности промышленных предприятий является повышенный износ основных фондов. По данным Федеральной службы государственной статистики, степень износа основных фондов на начало 2005 г. в РФ составляла от 47,7 до 53,2 % (в зависимости от видов деятельности) [10]. В Волгоградской области степень износа машин и оборудования в этот же период достигла 62,6 %. Наиболее изношены основные фонды на предприятиях электроэнергетики (79,0 %), химической и нефтехимической промышленности (68,3 %),

Рис. 4. Динамика роста ВРП в Волгоградской области в сравнении с другими регионами России :

* Составлено авторами по материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b01_19/IssWWW.exe/Stg/d000/vrp98-05.htm.

машиностроения и металлообработки (60,8 %), черной металлургии (50,2 %) в области [13].

Масштабное обновление основных производственных фондов промышленных предприятий в обозримой перспективе невозможно без государственного вмешательства. Эффективному решению проблемы может способствовать организация особой формы частно-государственного партнерства, в котором с целью привлечения инвестиционных средств государство выпускает облигации долгосрочного займа. При этом полученные средства полностью идут на обновление фондов промышленных предприятий. Предприятия, в свою очередь, несут долгосрочные обязательства по привлеченным средствам перед государством. Таким образом, инвестор получает гарантии получения процента и возврата вложенных средств, а предприятие производит обновление производственных фондов, что позволяет впоследствии увеличить производственные мощности и снизить себестоимость выпускаемой продукции.

Одним из основных методов реализации современной промышленной политики должно стать совершенствование существующей организационной структуры и функций управления промышленным комплексом с наделением их необходимыми полномочиями. Реализация эффективной промышленной политики позволит создать основу обеспечения устойчивого долгосрочного экономического роста, базирующегося на повышении уровня конкурентоспособности национальных производителей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аузан, А. А. Кризис ожиданий и варианты социального контракта / А. А. Аузан // Пути России: существующие ограничения и возможные варианты / под общ. ред. Т. Е. Ворожейкиной. - М. : МВШЭН, 2004. - С. 33-40.

2. Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. - М. : Ин-т новой экономики, 1999.

3. Гриб, С. А. Национальная промышленная политика и проблемы повышения международной конкурентоспособности России : автореф. дис. ... канд. экон. наук / С. А. Гриб ; ФГОУ ВПО «Фин. акад. при Правительстве РФ». - М., 2007.

4. Закон «Об основах промышленной политики в Самарской области» N° 10-ГД от 11 февраля 2004 г. // Программа информационной поддержки российской науки и образования. Консультант

Плюс: Высшая школа. 2004-2007. - Вып. S. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

5. Закон «О промышленной политике в Краснодарском крае» № 411 -КЗ от і ноября 2001 г. // Программа информационной поддержки российской науки и образования. Консультант Плюс: Высшая школа. 2004-2007. - Вып. S. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru.

6. Закон «О региональной промышленной политике и промышленной деятельности на территории Волгоградской области» № 286-OД от 13 июля 1999 г. // Программа информационной поддержки российской науки и образования. Консультант Плюс: Высшая школа. 2004-2007. - Вып. S. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

7. Закон Саратовской области «О промышленной политике» № 17-ЗСО от S апреля 1997 г. // Программа информационной поддержки российской науки и образования. Консультант Плюс: Высшая школа. 2004-2007. - Вып. S. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru.

S. Иншаков, О. В. Механизм социально-рыночной трансформации и устойчивого развития АПК России / О. В. Иншаков. - Волгоград : Изд-во ВолГУ 1995.

9. Карлик, А. Промышленная политика и развитие регионов / А. Карлик, А. Комаров // Проблемы теории и практики управления. - 2005. -№ 3. - С. бб-71.

10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/2007/b07_іі/і4-0S.htm.

11. Политика повышения конкурентоспособности экономики России : нац. докл. / под ред. В. П. Евтушенкова. - М. : РСПП, 2004.

12. Постановление «О Концепции промышленной политики администрации Ростовской области на і 99б-1997 гг» № 201 от 20 июня і 99б г // Программа информационной поддержки российской науки и образования. Консультант Плюс: Высшая школа. 2004-2007. -Вып. S. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.

13. Промышленное производство Волгоградской области, 200б : стат. сб. / Террит. орган Федер. службы гос. статистики по Волгогр. обл. - Волгоград, 200б.

14. Регионы России. Основные характеристики субъектов РФ. 200б. - М. : Росстат, 200б.

15. Современная национальная промышленная политика России. Региональный аспект : сб. материалов. - Вып. 2. - М. : РСПП, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Современный экономический словарь / под ред. Б. А. Райзберга [и др.]. - М. : ИНФРА-М, 2000.

17. Сотников, Д. М. Критерии выбора приоритетов государственной промышленной политики : автореф. дис. ... канд. экон. наук / Д. М. Сотников ; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 200б.

1S. Титов, Б. Ю. Политика как проект / Б. Ю. Титов // Стратегия России. - 2007. - № б.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.