Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ'

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1689
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИРОВАНИЕ ОТРАСЛИ ТУРИЗМА / ПРОМЫШЛЕННЫЙ (ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ) ТУРИЗМ / ЭКОНОМИКА ВПЕЧАТЛЕНИЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / OTSW-АНАЛИЗ / КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ / МЕТОД K-СРЕДНИХ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чхотуа И.З., Власюк Л.И., Задорожная Г.В.

Промышленный туризм рассматривается как стратегически важное направление развития туризма в контексте богатого индустриального наследия нашей страны, необходимости диверсификации экономики моногородов и привлечения молодёжи к освоению рабочих специальностей. Туризм обладает значительным мультипликативным эффектом и придаёт импульс всей экономике региона, что подтверждает ряд гипотез, основанных на связи туризма и экономического роста в регионе (например, Tourism-led Economic Growth Hypothesis). Стратегический потенциал промышленного туризма особенно очевиден в эпоху «экономики впечатлений», когда эмоциональный опыт, кастомизация и «бесшовность» оказания туруслуги становятся приоритетами при выборе турпродукта. Ряд регионов осознали возможность развития региональной экономики через поддержку сферы туризма и уже реализуют комплексные туристские программы совместно с ведущими предприятиями региона под методическим руководством Агентства стратегических инициатив (АСИ). Проводится анализ уровня развития промышленного туризма методом кластеризации регионов по ряду существенных параметров экономического, инфраструктурного, социального характера. По результатам исследования предлагаются общие рекомендации по стратегическому развитию промышленного туризма в регионах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC ANALYSIS OF INDUSTRIAL TOURISM DEVELOPMENT IN THE REGIONS OF RUSSIA: OPPORTUNITIES AND THREATS

Industrial tourism is a strategically important area of tourism development in the context of the rich industrial heritage of our country, the need to diversify the economy of single-industry towns and attract the younger generation to work specialties. Tourism has a significant multiplier effect and gives impulses to the whole economy of the region, what confirms a number of hypotheses based on the relationship between tourism and economic growth in the region (for example, Tourism-led Economic Growth Hypothesis). The strategic potential of industrial tourism is obvious in the era of Behavioral economics, when emotional experience, customization and seamless travel are on the top when choosing a tourism product. A number of regions realized the possibility of developing the regional economy through the support of the tourism sector and are already implementing comprehensive tourism programs together with the leading enterprises of the region under the methodological guidance of the Agency for Strategic Initiatives. The article analyzes the level of industrial tourism development by the method of clustering regions according to a number of essential parameters of an economic, infrastructural, and social nature. Based on the results of the study, general recommendations are proposed for the strategic development of industrial tourism in the regional context

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ»

И. З. Чхотуа1, Л. И. Власюк2, Г. В. Задорожная3

РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ТУРИЗМА В РЕГИОНАХ РОССИИ:

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Промышленный туризм рассматривается как стратегически важное направление развития туризма в контексте богатого индустриального наследия нашей страны, необходимости диверсификации экономики моногородов и привлечения молодёжи к освоению рабочих специальностей. Туризм обладает значительным мультипликативным эффектом и придаёт импульс всей экономике региона, что подтверждает ряд гипотез, основанных на связи туризма и экономического роста в регионе (например, Tourism-led Economic Growth Hypothesis). Стратегический потенциал промышленного туризма особенно очевиден в эпоху «экономики впечатлений», когда эмоциональный опыт, кастомизация и «бесшовность» оказания туруслуги становятся приоритетами при выборе турпродукта. Ряд регионов осознали возможность развития региональной экономики через поддержку сферы туризма и уже реализуют комплексные туристские программы совместно с ведущими предприятиями региона под методическим руководством Агентства стратегических инициатив (АСИ). Проводится анализ уровня развития промышленного туризма методом кластеризации регионов по ряду существенных параметров экономического, инфраструктурного, социального характера. По результатам исследования предлагаются общие рекомендации по стратегическому развитию промышленного туризма в регионах.

Ключевые слова: стратегия, стратегирование отрасли туризма, промышленный (индустриальный) туризм, экономика впечатлений, региональная экономика, OTSW-анализ, кластерный анализ, метод k-средних.

DOI: 10.37930/1990-9780-2021-4-70-156-174

УДК 330.352

1 Илона Зурабовна Чхотуа, доцент кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова (119234, РФ, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 61), канд. экон. наук, e-mail: Chkhotua@inbox.ru

2 Людмила Ивановна Власюк, доцент кафедры экономической и финансовой стратегии Московской школы экономики МГУ им. М. В. Ломоносова (119234, РФ, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 61), канд. экон. наук, доцент, e-mail: lvlasyuk@mail.ru

3 Галина Викторовна Задорожная, засл. экономист РФ, ведущий специалист Центра стратегических исследований Института математических исследований сложных систем МГУ имени М. В. Ломоносова (119234, РФ, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 46), канд. экон. наук, e-mail: zgv2019@yahoo.com

Введение

Туризм - стратегическая отрасль экономики, способствующая комплексному и системному развитию территории через реализацию стратегически важных функций экономического, социального, культурного, образовательного и экологического характера. Уровень его развития нередко относят к важнейшему показателю качества жизни населения региона [9].

Богатое индустриальное наследие многих регионов России вкупе с передовыми достижениями в области промышленности, активным внедрением ИКТ в производственные процессы, переориентацией многих отечественных предприятий на принципы зелёной экономики являются безусловным конкурентным преимуществом страны в контексте развития промышленного туризма.

Актуальность темы исследования обусловлена глобальными, региональными и отраслевыми трендами: переходом производства на зелёные технологии, всеобщей ди-житализацией мирового турпространства, трансформацией потребностей современного туриста и др.

Одновременно промышленный туризм не обременён сезонностью, что способствует равномерному распределению турпотока по дестинациям.

Цель исследования - стратегический анализ развития промышленного туризма в целом по России и по регионам РФ на основе методологии стратегирования и с применением инструментария кластерного анализа.

Задачи, которые ставятся в рамках данного исследования:

• анализ современного состояния промышленного туризма и стратегических направлений его развития в регионах на основе кластерного анализа;

• анализ возможностей и угроз развития промышленного туризма для предприятия, города, региона, страны;

• изучение богатого отечественного опыта развития промышленного туризма (кейсы ведущих отечественных предприятий различной отраслевой принадлежности).

Методологической основой исследования являются работы, посвящённые теории стратегии и методологии стратегирования, иностранного члена РАН, профессора, заслуженного работника высшей школы Российской Федерации, лауреата премии им. Ломоносова первой степени В. Л. Квинта.

1. Сущность промышленного туризма и стратегические возможности его развития в регионе

Значительное количество моногородов на географической карте России раскрывает колоссальный уровень техногенной нагрузки на природно-рекреационный потенциал регионов и открывает стратегические возможности для развития в них промышленного туризма [15]. В XXI в. промышленный туризм вошёл в федеральную повестку как уникальное стратегическое направление развития отрасли туризма. Отметим мультипликативный эффект (прямой, косвенный и индуцированный) туротрасли, выражающийся в дополнительных импульсах другим секторам экономики, связанным с обслуживанием турпотока [19-21].

Стратегический потенциал развития промышленного туризма для предприятия в целом определяется эффектами, которые демонстрирует направление при его комплексном развитии: маркетинговые (стимулирование сбыта продукции, повышение лояльности к бренду, выход на новые рынки, рост доверия к производителю и др.), кадровые (профориентационная работа с вузами, молодёжью, рост престижа рабочих профессий, вопросы корпоративной социальной ответственности) [27, 28] и имидже-

вые (демонстрация производственной мощи и следование принципам «зелёной экономики» в организации производственного процесса и др.) [17, 25].

До недавнего времени в научной литературе не было единого понимания феномена промышленный туризм. Так, в Германии и Франции это направление чаще ассоциируется с туризмом индустриального наследия (заброшенные здания знаменитых фабрик и заводов); широко используются понятия производственные туры (factory tourism) или посещение компаний (^mpany visits). Однако промышленный (индустриальный) туризм предполагает вовлечение в сферу туризма (1) функционирующих предприятий, и в этом контексте он пересекается с деловым (посещение предприятий официальными делегациями и бизнес-партнерами), образовательным и познавательным туризмом (экскурсии на производство для туристов, школьников), и (2) не действующих предприятий, и в этом плане он пересекается с историко-культурным, приключенческим и экстремальным туризмом, а также с конгрессно-выставочной деятельностью и креативным туризмом (в случае использования помещений бывших заводов и фабрик в качестве выставочных залов как части креативного пространства). Некоторые отечественные исследователи [10] считают, что именно развитие данного направления туризма сущностно меняет «культурный ландшафт» территории: она воспринимается туристами и резидентами дестинации как исторически ценная, значимая.

В книге [26] проводится анализ теоретических основ формирования промышленного туризма и приводятся кейсы различных городов и регионов мира. В рамках исследования при уточнении понятийного аппарата промышленного туризма приводится двухмерная модель классификации продуктов промышленного туризма Ли и Соеза (2006), отражающая взаимосвязь туризма индустриального наследия и функционирующего предприятия, дестинации и туристской локации (рис. 1).

В рамках нашего исследования под промышленным туризмом будем понимать как туризм индустриального наследия, так и посещение в туристских целях действующего производственного предприятия. При этом в качестве промышленных предприя-

Дестинации

Туризм индустриального наследия Приключенческий туризм Ландшафтный туризм

Объект культурного наследия

Историко-архитектурные, ландшафтные, индустриальные музеи Уникальные производственные предприятия, представляющие культурную и историческую ценность

Дестинации с известным брендом Всемирно известные парки Магазины при заводах, фабриках

Действующее производственное предприятие

Действующие производственные предприятия с собственным музейным комплексом или без него

Локации

Рис. 1. Двухмерная модель классификации продуктов промтуризма (источник: [26, p. 217])

тий рассматриваются предприятия, производящие материальные блага, а также занятые в сфере услуг (здравоохранение, образование, финансы и т. д.).

Стратегический анализ развития промышленного туризма, согласно методологии д-ра экон. наук профессора В. Л. Квинта, целесообразно начать с анализа возможностей и угроз, далее - сильных и слабых сторон [6, 7, 8, 29]. Данная последовательность реализации этапов анализа сильных и слабых сторон промышленного туризма обусловлена тем, что окно возможностей для развития нишевого направления доступно непродолжительное время и необходимо максимально полно реализовать его потенциал развития в короткий промежуток времени (табл. 1).

Таблица 1

OTSW-анализ развития промышленного туризма в регионе*

Возможности: - формирование позитивного имиджа хозяйствующего субъекта и региона; - дополнительный инструмент продвижения продукции предприятия на внутренний и внешние рынки; - формирование кадрового резерва за счёт профо-риентационной деятельности учебных заведений совместно с профильными предприятиями, вовлечёнными в промтуризм; - диверсификация основной деятельности предприятий; - рост инвестиционной привлекательности предприятия и деловой активности в регионе; - увеличение представления предприятия в информационном пространстве; - создание дополнительных рабочих мест; - возрождение территорий промышленного спада, сохранение индустриального наследия Угрозы: - низкое качество турпродукта промышленного туризма, как следствие - низкий спрос на экскурсионные услуги предприятия; - низкий уровень развития сопутствующих услуг (переводческих, транспортных, размещения и др.); - вмешательство в производственный процесс, сбои и нарушения работы производственных циклов действующих предприятий; - угрозы обеспечения безопасности и сохранения коммерческой тайны

Сильные стороны: - отсутствует необходимость дополнительных затрат на создание материально-технической базы для приёма туристов; - отвечает запросу современного туриста, стремящегося получить уникальный опыт, который в дальнейшем послужит основой увлекательного контента в интернете. Современные туристы - «коллекционеры» мест; - знакомство с богатым индустриальным наследием страны; - промышленный туризм - один из инструментов патриотического воспитания; - значительный мультипликативный эффект от туризма для экономики; - рост внутреннего турпотока и беспрецедентное внимание государства к развитию внутреннего туризма Слабые стороны: - незаточенность под туризм многих промышленных предприятий, скудность маркетинговых мероприятий по продвижению бренда предприятия, его продукции, турпродукта; - индустриальный туризм - нишевый вид туризма; - закрытость большинства промышленных предприятий для широкой аудитории, отсутствие понимания перспективности направления для экономики предприятия, региона; - дополнительные затраты на создание музея предприятия и разработку собственной сувенирной продукции - низкий уровень квалификации персонала (в том числе неудовлетворительное знание иностранных языков) принимающих предприятий

* Составлено авторами.

До недавнего времени крупные градообразующие промышленные хозяйствующие субъекты России не практиковали политику открытости производственного про-

цесса. В эпоху цифровизации и широкого охвата всех сфер жизни современными меди-асистемами политика открытости основных производственных процессов предприятия для широкой аудитории может выступать конкурентным преимуществом.

Теоретическое обоснование развития промышленного туризма дано в работах отечественных специалистов С. К. Волкова и И. А. Морозовой [2], А. П. Гарнова [3], А. В. Медяника [12], Ю. Н. Никулиной [13, 14] и С. В. Тарабановской [12], И. В. Селед-никовой [16], Г. В. Струзберга [18] и др.

Принимая во внимание успешные западные практики развития промышленного туризма и опираясь на безусловные конкурентные преимущества крупнейших отечественных предприятий различной отраслевой принадлежности, Агентство стратегических инициатив комплексно и системно подошло к вопросу развития направления, разработав Методические рекомендации4, на базе которых для более 10 пилотных регионов заключены соглашения по развитию промышленного туризма.

2. Перспективы развития промышленного туризма в России и регионах

2.1. Анализ потенциала развития промышленного туризма в регионах России на основе контент-анализа

Проведем анализ информационного освещения промышленного туризма в регионах России. Информационной базой исследования служат открытые данные в интернете: сайты региональных туристских администраций, компаний, вовлеченных в процесс оказания услуг по промтуризму, туристских организаций (туроператоров), специализирующихся на промтуризме, аналитические данные приложения Google trends, онлайн-опросы представителей компаний - лидеров различных сфер деятельности в регионах.

Первый этап анализа - контент-анализ сайтов региональных туристских администраций по признаку наличия (отсутствия) информации о промышленном туризме на региональных турпорталах (рис. 2, а, б).

Рис. 2. Характеристика регионов по признаку наличия информации о промышленном туризме на сайте регионального органа по туризму по состоянию на 2021 г. (а) и 2017 г. (б): I наличие информации, %; □ - отсутствие информации, % (составлено авторами с использованием материалов [14])

4 Методические рекомендации по организации промышленного туризма в регионах Российской Федерации. Режим доступа: https://ru.calameo.com/read/004713978428b09f34878 (дата обращения: 09.09.2021).

Далее представлен анализ регионов по признаку наличия (отсутствия) информации о промышленном туризме на сайте регионального органа (рис. 3, а, б).

а 14 12 10 8 6 4 2 0

12

4

1 Ч

ЦФО ЮФО СЗФО ДФО СФО УФО ПФО СКФО КФО

6 5

4

3

2

1

0

5 1

3

1 1

1 1

- 1. „ ^ п 1 „ - ^^^. . ^^. „ . „

Рис. 3. Количество регионов в разрезе ФО по признаку наличия информации о промышленном туризме на сайте регионального органа по туризму по состоянию: а - на 2021 г. (составлено авторами) и б - на 2017 г. (составлено авторами с использованием материалов [14])

Второй этап - контент-анализ сайтов компаний на предмет наличия информации об организации промышленных экскурсий на производства. Если в 2017 г., согласно анализу предложения крупнейших туроператоров в регионах, только в 44 субъектах РФ (52 %) предлагались экскурсионные программы в рамках промышленного туризма (проводились на постоянной основе или по предварительному запросу) [14], то сегодня в каждом субъекте найдется предприятие, заинтересованное в реализации промышленного туризма, организуются даже так называемые блогер-туры, призванные популяризировать местные производства и продукцию.

Согласно результатам анализа Ю. Н. Никулиной и С. В. Трусова [14], подавляющее большинство продуктов промышленного туризма, предлагаемых на рынок, являются производственно-техническими, т. е. основаны на демонстрации производственного процесса. Такая специфика накладывает на формирование турпродукта ограничения инфраструктурного характера (высокие затраты на организацию безопасных туристских коридоров на производстве) и субъективные - стереотипное мышле-

б

ние о вреде открытости производственного процесса, наличии риска промышленного шпионажа. Результат - потенциал регионального промышленного наследия не используется как ресурс устойчивого развития территории.

Лидером по количеству регионов, в которых предприятия - флагманы отрасли -вовлечены в промышленный туризм на регулярной основе, является ПФО. На 2021 год практически половина регионов ПФО заключили соглашение с АСИ и представили информацию о турпродуктах и услугах в рамках промышленного туризма на платформе promtourism (https://promtourism.ru/). В рамках ПФО насчитывается более 1665 предприятий, выбравших в качестве стратегического направления диверсификации основной деятельности развитие промтуризма.

2.2. Оценка стратегических возможностей и уровня развития

промышленного туризма в регионах России на основе кластерного анализа

Для оценки стратегических возможностей и современного уровня развития промышленного туризма в субъектах РФ была выполнена классификация субъектов РФ с использованием процедур кластерного анализа.

Классификация регионов - важный этап разработки стратегических документов, способствующий корректности применения тех или иных форм и методов стратегиро-вания, снижению их субъективности в процессе подготовки и принятия стратегических решений [5, 6, 29]. Разделение объектов на однородные группы с точки зрения развития промышленного туризма позволит использовать опыт регионов со схожим уровнем развития и общие шаблоны при разработке стратегических решений.

В работе Н. В. Шабалиной, Е. А. Азиной, Е. С. Кашириной [23] регионы РФ про-ранжированы по потенциалу развития промышленного туризма по пяти факторам: уровень промышленного развития субъекта РФ; специализация по наиболее востребованным направлениям туризма; транспортная доступность; институциональные факторы (выделение промышленного туризма в программных документах субъекта РФ в качестве приоритетного) и уровень развития туризма в субъекте. Наша классификация методологически близка к принятой в указанной работе, но некоторые факторы были изменены и получено новое содержательное наполнение. Все используемые показатели были подвергнуты преобразованиям нормировки исходя из технических требований проведения кластерного анализа [22].

В процессе выделения групп регионов РФ, схожих с точки зрения уровня и стратегических возможностей развития промышленного туризма, решались типичные для кластерного анализа задачи: отбор и преобразование переменных кластеризации; выбор мер расстояний; выбор метода кластеризации; определение числа кластеров; интерпретация полученных результатов [1, 24].

Выбор переменных кластеризации. Для проведения кластерного анализа были отобраны следующие факторы:

1) число предприятий на душу населения в регионе (переменная Enterprise). Показатель рассчитывался как отношение числа предприятий к среднегодовой численности населения региона;

2) уровень развития туризма в регионе (переменная Tourism). Для оценки данного фактора использовался «Национальный туристический рейтинг» за 2018-2020 гг. Он рассчитывается совместно журналом о внутреннем и въездном туризме «Отдых в Рос-

5 https://promtourism.ru (дата обращения: 09.09.2021).

сии»6 и Центром информационных коммуникаций «Рейтинг»7. Рейтинг в 2018-2020 гг. составлялся по единой методике, включал в себя порядка 10 комплексных показателей, например, уровень развития туристической отрасли (гостиничной инфраструктуры, объектов общественного питания, число турфирм и др.); доходность отрасли туризма и гостеприимства (в том числе вклад в ВРП); продвижение туристического потенциала региона в информационном пространстве (количество сообщений в СМИ) и др. Для кластеризации использовалось среднее арифметическое балльных оценок за 2018-2020 гг.;

3) транспортная доступность региона (переменная Transport). В качестве показателя, характеризующего транспортную доступность, использовался комплексный показатель транспортной доступности регионов РФ, рассчитанный П. А. Лавриненко, А. А. Ромашиной, П. С. Степановым и П. А. Чистяковым [11]. Были использованы балльные оценки авторов, приведенные в статье;

4) уровень развития промышленного туризма в регионе (переменная Promtour). Для оценки фактора использовались данные, полученные путём анализа информации о промышленном туризме на сайтах региональных туристических администраций и в иных открытых источниках интернета. Оценивалось наличие информации о предприятиях, задействованных в организации промышленного туризма в регионе, а также информации о предприятиях или туристических маршрутах по промтуризму на сайте туристического информационного портала региона. Дополнительный балл присваивался региону, правительство которого подписало соглашение с АСИ о развитии промышленного туризма. Кроме того, дополнительный балл присваивался за наличие в регионе федерального университета, а также Москве и Санкт-Петербургу. Данные для оценки переменной представлены в табл. 2.

Таблица 2

Развитие промышленного туризма (ПТ) в субъектах РФ (составлено авторами)

Субъект РФ Действующие объекты ПТ Информация о ПТ на турпортале Соглашения с АСИ о развитии ПТ МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ и федеральные университеты Итоговый балл (сумма)

Белгородская обл. 1 0 0 0 1

Брянская обл. 1 0 0 0 1

Владимирская обл. 2 1 1 0 4

Воронежская обл. 1 1 0 0 2

Ивановская обл. 1 1 0 0 2

Калужская обл. 2 1 1 0 4

Костромская обл. 1 1 0 0 2

Курская обл. 2 1 1 0 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Липецкая обл. 1 1 0 0 2

Московская обл. 2 1 0 0 3

6 Глянцевый журнал о внутреннем и въездном туризме. Репортажи о путешествиях, туристические новости, интервью, фотографии уникальных мест России и стран СНГ (rustur.ru) https://rustur.ru/

7 Национальный рейтинг (russia-rating.ru) http://russia-rating.ru/

Продолжение табл. 2

Субъект РФ Действующие объекты ПТ Информация о ПТ на турпортале Соглашения с АСИ о развитии ПТ МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ и федеральные университеты Итоговый балл (сумма)

Орловская обл. 1 0 0 0 1

Рязанская обл. 1 1 0 0 2

Смоленская обл. 1 1 0 4

Тамбовская обл. 1 0 0 1

Тверская обл. 1 1 0 0 2

Тульская обл. 1 1 0 4

Ярославская обл. 1 1 0 0 2

Москва 1 0 1 4

Республика Карелия 1 1 0 0 2

Республика Коми 1 1 0 0 2

Архангельская обл. (без АО) 1 1 0 1 3

Ненецкий АО 1 0 0 1

Вологодская обл. 1 1 0 0 2

Калининградская обл. 1 1 0 1 3

Ленинградская обл. 1 0 0 3

Мурманская обл. 1 1 0 4

Новгородская обл. 1 1 0 0 2

Псковская обл. 1 1 0 0 2

Санкт-Петербург 2 1 0 1 4

Республика Адыгея 0 0 0 0

Республика Калмыкия 0 0 0 0

Республика Крым 1 1 0 1 3

Краснодарский край 1 1 0 0 2

Астраханская обл. 1 1 0 0 2

Волгоградская обл. 1 1 0 0 2

Ростовская обл. 1 1 0 1 3

Севастополь 1 1 0 0 2

Республика Дагестан 1 1 0 0 2

Республика Ингушетия 0 0 0 0

Кабардино-Балкарская 1 0 0 0 1

Карачаево-Черкесская 1 0 0 0 1

Северная Осетия-Алания 1 0 0 0 1

Чеченская Республика 1 0 0 0 1

Ставропольский край 1 1 0 1 3

Республика Башкортостан 1 0 0 0 1

Республика Марий Эл 1 0 0 0 1

Республика Мордовия 1 1 0 4

Республика Татарстан 1 1 0 1 3

Окончание табл. 2

Субъект РФ Действующие объекты ПТ Информация о ПТ на турпортале Соглашения с АСИ о развитии ПТ МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ и федеральные университеты Итоговый балл (сумма)

Удмуртская Республика 2 1 1 0 4

Чувашская Республика 2 0 1 0 3

Пермский край 2 1 1 0 4

Кировская обл. 1 1 0 0 2

Нижегородская обл. 2 1 1 0 4

Оренбургская обл. 1 1 0 0 2

Пензенская обл. 1 1 0 0 2

Самарская обл. 2 1 1 0 4

Саратовская обл. 1 1 0 0 2

Ульяновская обл. 2 1 1 0 4

Курганская обл. 1 1 1 0 3

Свердловская обл. 2 1 1 1 5

Тюменская обл. (без АО) 2 1 1 0 4

Ханты-Мансийский АО 2 1 1 0 4

Ямало-Ненецкий АО 1 0 0 0 1

Челябинская обл. 1 1 0 0 2

Республика Алтай 1 0 0 0 1

Республика Тыва 0 0 0 0 0

Республика Хакасия 1 0 0 0 1

Алтайский край 1 1 0 0 2

Красноярский край 1 1 0 1 3

Иркутская обл. 1 1 0 0 2

Кемеровская обл. 2 1 1 0 4

Новосибирская обл. 1 1 0 0 2

Омская обл. 1 1 0 0 2

Томская обл. 1 1 0 0 2

Республика Бурятия 1 0 0 0 1

Республика Саха (Якутия) 2 1 1 1 5

Забайкальский край 1 0 0 0 1

Камчатский край 2 1 1 0 4

Приморский край 1 1 0 1 3

Хабаровский край 1 1 0 0 2

Амурская обл. 2 1 1 0 4

Магаданская обл. 1 1 0 0 2

Сахалинская обл. 1 1 0 0 2

Еврейская автономная обл. 0 0 0 0 0

Чукотский автономный округ 1 0 0 0 1

Для нормировки данных использовалось преобразование

X - X

у__тт

Х "X - X . •

тах тт

Выбор метода кластеризации и определение числа кластеров. На первом этапе был реализован метод агломеративной иерархической кластеризации, в качестве меры расстояния использовались евклидово расстояние и квадрат евклидова расстояния, расстояние между кластерами определялось методом Варда^ Анализ дендрограммы (графического представления результатов кластерного анализа) даёт основание говорить о возможности корректного разбиения всей совокупности регионов на 3...5 однородных кластеров^

Далее была реализована процедура кластерного анализа методом к-средних В случае разбиения на 5 кластеров происходит совпадение средних значений по некоторым переменным^ При разбиении регионов на три кластера происходит движение от минимума к максимуму по всем показателям (рис 4)

1

Нг^егрпяе Тоипят Тгапярой РготТопТ

• Кластер 1 • Кластер 2 -Кластер 3 Рис 4^ График средних значений с учётом деления на три группы регионов

В случае разбиения на 4 группы происходит деление группы лидеров по уровню развития промышленного туризма и остальных показателей (рис. 5)

1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

'1

Егйегрпэе Тоипзш Тгашрой Ргаш 1ои1

• Кластер 1 • Кластер 2 -Кластер 3 • Кластер 4

Рис График средних значений с учётом деления на 4 группы регионов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержательный и технический анализ полученных кластеров позволил выделить четыре однородных группы регионов, различных по уровню развития промышленного туризма и стратегическим возможностям его развития (табл. 3).

Таблица 3

Распределение регионов России по выделенным кластерам (составлено авторами по результатам кластерного анализа)

Кластер Состав группы Количество регионов в группе

Кластер 1 Орловская обл., Тамбовская обл., Ненецкий АО, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия-Алания, Чеченская Республика, Республика Марий Эл, Ямало-Ненецкий АО, Республика Тыва, Республика Хакасия, Забайкальский край, Магаданская обл., Еврейская автономная обл., Чукотский АО 18

Кластер 2 Белгородская обл., Брянская обл., Воронежская обл., Ивановская обл., Костромская обл., Липецкая обл., Рязанская обл., Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская обл. (без АО), Вологодская обл., Новгородская обл., Псковская обл., Астраханская обл., Волгоградская обл., Севастополь, Республика Дагестан, Чувашская республика, Кировская обл., Оренбургская обл., Пензенская обл., Саратовская обл., Курганская обл., Республика Алтай, Красноярский край, Омская обл., Томская обл., Республика Бурятия, Хабаровский край, Сахалинская обл. 30

Кластер 3 Владимирская обл., Калужская обл., Курская обл., Смоленская обл., Тульская обл., Мурманская обл., Республика Мордовия, Удмуртская Республика, Пермский край, Самарская обл., Ульяновская обл., Свердловская обл., Тюменская обл. (без АО), Ханты-Мансийский АО, Кемеровская обл., Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Амурская обл. 18

Кластер 4 Московская обл., Тверская обл., Ярославская обл., Москва, Калининградская обл., Ленинградская обл., Санкт-Петербург, Республика Крым, Краснодарский край, Ростовская обл., Ставропольский край, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Нижегородская обл., Челябинская обл., Алтайский край, Иркутская обл., Новосибирская обл., Приморский край 19

Рассмотрим более подробно состав и характеристики каждого кластера: 1 - отстающие по всем показателям регионы, в кластер вошло 18 регионов; 2 - регионы со средними значениями по всем показателям, в состав группы вошло 30 регионов. В регионах, попавших в кластер 2, есть все предпосылки для развития промышленного туризма, а сегодняшний уровень развития этой сферы определяется слабой заинтересованностью местных органов власти и руководителей предприятий.

Кластеры 3 и 4 - регионы, лидирующие по уровню развития промышленного туризма. Регионы в группе 3 характеризуются самым высоким уровнем развития промышленного туризма, но все остальные показатели у них немного ниже, чем у регионов из группы 4. В группу 3 попали практически все регионы, заключившие договор с АСИ. В группу 4, напротив, попали регионы со средним уровнем развития промышленного туризма, но высокими значениями остальных показателей; в неё же попали Москва, Санкт-Петербург и традиционные туристические центры России (Краснодарский, Ставропольский край и т. д.).

Стратегические решения в отношении этих двух кластеров должны принципиально различаться. Кластер 3 - это регионы с хорошо развитой сферой промышленного туризма, с уже готовыми туристическими маршрутами, информация о которых представлена в интернете, но регионы имеют низкую транспортную доступность и в целом слаборазвитую туристическую отрасль. В этих регионах стратегические решения должны касаться прежде всего улучшения общей ситуации в туристической сфере, транспортной доступности. Кластер 4 - регионы с хорошо развитой туристической отраслью, развитие в них промышленного туризма повысит туристическую привлекательность региона.

Таким образом, на основе содержательного анализа полученных формальных результатов процедуры кластерного анализа были определены четыре группы регионов, однородных по уровню развития промышленного туризма. Дальнейшее развитие данной сферы требует комплексных стратегических решений, специфичных для каждой группы.

3. Успешные практики организации промышленного туризма на предприятиях различной отраслевой специализации

3.1. ООО «Чистаялиния»

ООО «Чистая линия» - крупнейший поставщик мороженого и другой молочной продукции высокого качества в РФ. Миссия компании - «стать производителем мороженого №1 в России, который каждый день стремится к тому, чтобы обеспечить население доступной и высококачественной продукцией, быть конкурентоспособной компанией в сфере питания, предпочтительным поставщиком и достойным работода-телем»8. Ценности, которыми руководствуется компания в своей деятельности: экологическая ответственность, внедрение инноваций в производство, высокая корпоративная и социальная ответственность, высокое качество продукции и высокие стандарты деловой этики в отношениях с партнёрами предприятия.

Успех компании в развитии промышленного туризма начался 13.03.2016 г. За весь период осуществления экскурсионной деятельности компанию посетили свыше 500 тысяч человек, из которых 436 тысячи - экскурсанты, получающие услугу на возмездной основе; остальные 64 тысячи - частные гости предприятия, благотворительные группы (организации поддержки детских домов, малоимущих, многодетных семей, инвалидов и т. д.), дистрибьюторские группы. Компания активно сотрудничает с туроператорами и турагентами по вопросам реализации турпродукта. Стратегическая цель организации промышленного туризма - увеличение лояльности потребительского рынка и качественное удовлетворение спроса. Промышленный туризм не рассматривается как отдельное прибыльное направление, скорее - как инструмент формирования устойчивого бренда и деловой репутации компании, демонстрации инновационных технологий работы, создания дополнительной ценности в глазах потребителей продукции.

Аудитория потребителей туруслуги: 85 % - организованные группы (школьные), 15 % - сборные группы (семьи). Туристский продукт один - экскурсия по фабрике мороженого - chlclub.ru. Активно развивается проект «Панорама 360», предполагающий демонстрацию производственного процесса в миниатюре с комплексом дополнительных опций для создания уникального туристского предложения. Несмотря на отсут-

8 Официальный сайт компании «Чистая линия»: UTR: https://icecream-chl.ru/world/mission/ (дата обращения: 06.09.21).

ствие собственного музейного комплекса, популярность экскурсий на производство не имеет аналогов на территориях РФ и СНГ Отметим стратегический подход к подготовке кадров для проведения экскурсионной деятельности: экскурсоводы - выпускники театральных образовательных учреждений, теоретическую подготовку которых осуществляет представитель компании Отдела маркетинга в компании нет За последние 5 лет активной туристской деятельности компания попробовала практически все каналы продвижения, оказалось, что 25 % всей массы привлечения обеспечивают турагентства, 5 % - соцсети и поисковики, 70 % - «сарафанное радиол Это подтверждает высокое качество турпродукта и лояльность потребителей к продукции марки Интересно, что сотрудники предприятия к идее организации промышленного туризма относятся крайне ответственно и прилагают все усилия для организации слаженной работы^

3^ ГУП Водоканал Санкт-Петербурга

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» - одна из крупнейших ресурсоснабжающих организаций, обеспечивающая «услугами водоснабжения и канализования жителей Санкт-Петербурга - 5,3 миллиона человек, а также десятки тысяч предприятий и организаций города»9

Представляет интерес эколого-просветительская деятельность ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», которая началась в 2002 г с организации в структуре предприятия Детского экологического центра (ДЭЦ) В настоящее время этой деятельностью охвачено более 300 образовательных учреждений Санкт-Петербурга^

Создан экспозиционно-выставочный комплекс (ЭВК) «Вселенная Воды», включающий в себя экспозицию «Мир воды Санкт-Петербурга», посвящённую истории водоснабжения и водоотведения в мире, России и Санкт-Петербурге; «Подземный мир Санкт-Петербурга», демонстрирующую путь воды от водозабора по трубам в квартиры и обратно - на очистные сооружения; экспозицию «Вселенная Воды», раскрывающую сущность воды как созидательной и разрушительной стихии со всеми её тайнами и легендами ЭВК органично соединяет мультимедийные технологии, объёмно-пространственные объекты и текстовые дополнения^ Специально для него созданы 32 фильма о воде на различные темы^ Таким образом сформирована система современных методов музейной работы по направлениям «музейная педагогика» и «музейная коммуникацияж

Деятельность ЭВК «Вселенная Воды» включена в турмаршруты^ Через современные каналы коммуникации (соцсети, мессенджеры и т а), организации сайта «Да-Вода» (da-voda•Com), а также открытие молодёжной киностудии «ЭКО-ТУ» в партнёрстве с детской редакцией интернет-телевидения «Город+» и кафедрой фотографии и народной художественной культуры Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения транслируются миссия и ценности компании по вопросам бережного и ответственного отношения к природе, реализуется образовательный и просветительский потенциал проекта^

Дополнительно к деятельности ЭВК ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» организует экскурсии на производственные объекты - по предварительным заявкам и для организованных групп Посещение объектов предприятия востребовано и в рамках работы профильных комитетов Администрации Санкт-Петербурга по формированию кадрового резерва с целью привлечения студентов в отрасль ЖКХ^

9 http://www•vodokanaLspb•m/o_kompanii/cifry_i_fakty/

Заключение

В эпоху экономики впечатлений запрос на эмоциональный опыт особенно востребован. В этом контексте уникальные туристские маршруты на объекты индустриального наследия, насыщенные историей страны, громкими победами, легендами, яркими личностями, известными брендами, будут крайне востребованными и стратегически важными. С другой стороны, промышленный туризм полностью раскрывает образовательный потенциал туризма, способствуя реализации профориентационной задачи. Возможность получения комплексного представления об особенностях производственного процесса, уникальных прорывных технологиях производства в таких, казалось бы, вредных производствах, как добыча угля, нефти, газа и др., благоприятствует завершённости и системности образовательного процесса будущего специалиста.

Отраслевая структура рынка промышленного туризма в каждом конкретном регионе базируется на промышленном потенциале региона, что подтверждает проведённый нами анализ уровня развития промышленного туризма в регионах РФ. Комплексное развитие данного направления предусматривает его включение в стратегические планы развития территорий, информационную поддержку направления через современные каналы коммуникации, участие региональных властей в продвижении индустриального туризма и т. д. Отметим, что промышленный туризм - это идеальная площадка для сотрудничества представителей власти и бизнеса в рамках ГЧП, а также действенный стратегический инструмент для привлечения инвесторов в регион [10,

15, 25].

Список литературы

1. Власюк, Л. И. Эффективные регионы: критерии и классификация / Л. И. Власюк, О. В. Дёмина // Пространственная экономика. - 2012. - № 1. - С. 29-42.

2. Волков, С. К. Нужно ли развивать в России промышленный туризм? / С. К. Волков, И. А. Морозова // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2016. - № 8-1. -С.26-30.

3. Гарнов, А. П. Актуальность системного формирования отечественного промышленного туризма / А. П. Гарнов, О. В. Краснобаева // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. - 2012. - № 2. - С. 60-63.

4. Земскова, Е. С. Анализ поведения потребителей в цифровой экономике с позиции теории поколений / Е. С. Земскова // Вестник Евразийской науки. - 2019. - №5. URL: https://esj. today/PDF/32ECVN519.pdf

5. Квинт, В. Л. Стратегическое управление и экономика на глобальном формирующемся рынке / В. Л. Квинт. - М.: Бюджет, 2012. - 627 с.

6. Квинт, В. Л. Концепция стратегирования. - Т. 1 / В. Л. Квинт. - СПб.: СЗИУ РАН-ХиГС, 2019. - 132 с.

7. Квинт, В. Л. Концепция стратегирования / В. Л. Квинт. - СПб.: СЗИУ РАНХиГС, 2020. -Т. 2. - 164 с.

8. Квинт, В. Л. К анализу формирования стратегии как науки / В. Л. Квинт // Вестник ЦЭМИ. - 2018. - № 1. - С. 3.

9. Квинт, В. Л. Теория и практика взаимосвязи категории «хорошая жизнь» и «качество жизни» / В. Л. Квинт, В. В. Окрепилов // Экономика качества. - 2013. - №3. - С. 1-16.

10. Ковынева, Л. В Формирование территориального бренда в регионах России / Л. В. Ковынева // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2014. -№ 5 (97). - С. 61-68. ISSN 1993-3541

11. Лавриненко, П. А. Транспортная доступность как индикатор развития региона / П. А. Лавриненко, А. А. Ромашина, П. С. Степанов, П. А. Чистяков // Проблемы прогнозирования. - 2019. - №6. - С. 136-146.

12. Медяник, А. В. К вопросу о значении промышленного туризма в развитии региона / А. В. Медяник, С. В. Тарабановская // Тенденции науки и образования в современном мире. -

2016. - № 18-3. - С. 30-33. DOI: 10.18411/lj2016-9-3-07.

13. Никулина, Ю. Н. Исследование востребованности и перспектив развития промышленного туризма в регионе: взгляд предприятий / Ю. Н. Никулина // Креативная экономика. -

2017. - Т. 11, № 8. - С. 875-892. DOI: 10.18334/ce.11.8.38204

14. Никулина, Ю. Н. Особенности и тенденции развития промышленного туризма: региональные аспекты / Ю. Н. Никулина, С. В. Трусов // Российское предпринимательство. -2017. - Т. 18, № 13. - С. 2061-2078. DOI: 10.18334/rp.18.13.38108

15. Пятовский, А. А. Стратегические приоритеты развития туризма и выставочно-ярма-рочной деятельности в Кузбассе / А. А. Пятовский, А. В. Садовничая, И. З. Чхотуа, К. В. Юматов // Экономика в промышленности. -2020. - 13 (3). - С. 339-347. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347

16. Седельникова, И. В. Промышленный туризм как перспективный вид развития туризма в России / И. В. Седельникова // Актуальные проблемы гуманитарных наук: тр. XII Между-нар. науч.-практ. конф. студ., аспирантов и молодых ученых; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - 2013. - С. 77-78.

17. Селюков, М. В. Формирование конкурентоспособного бренда региона / М. В. Селю-ков, Н. П. Шалыгина, Е. В. Скачков, Е. В. Курач // Фундаментальные исследования. - 2011. -№ 8.- С. 702-705.

18. Струзберг, Г. В. Современное состояние и перспективы развития промышленного туризма / Г. В. Струзберг // Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. - 2013. - № 3. - С. 147-151.

19. Стратегирование экологического развития Кузбасса / В. Л. Квинт, Г. В. Задорожная, Ю. В. Дудовцева [и др.]; под науч. ред. В. Л. Квинта. - Кемерово: КемГУ, 2021. - 416 с.

20. Стратегирование отрасли туризма и выставочно-ярмарочной деятельности в Кузбассе / В. Л. Квинт, И. З. Чхотуа, А. С. Хворостяная [и др.]; под науч. ред. В. Л. Квинта. - Кемерово: КемГУ, 2021. - 371 с.

21. Стратегирование цифрового Кузбасса / В. Л. Квинт, Л. И. Власюк, Д. С. Евдокимов [и др.]; под науч. ред. В. Л. Квинта. - Кемерово: КемГУ, 2021. - 434 с.

22. Факторный, дискриминантный и кластерный анализ: пер. с англ. / Дж.-О. Ким, Ч. У. Мьюллер, У. Р. Клекка [и др.]; под. ред. И. С. Енюкова. - М.: Финансы и статистика, 1989. -215 с.

23. Шабалина, Н. В. Потенциал российских регионов для развития промышленного туризма / Н. В. Шабалина, Е. А. Азина, Е. С. Каширина // Современные проблемы сервиса и туризма. - 2021. - Т.15, № 2. - С. 58-67.

24. Шубат, О. М. Кластерный анализ в исследовании региональной дифференциации процессов воспроизводства молодого поколения в России / О. М. Шубат, А. П. Караева // Вопросы статистики. - 2017. - № 2. - С. 48-59.

25. Яшалова, Н. Н. Перспективы регионального развития промышленного туризма в свете анализа основных экономических показателей российской туриндустрии / Н. Н. Яшалова, М. А. Акимова, Д. А. Рубан, С. В. Бойко, А. В. Усова, Э. Р. Мустафаева // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2017. - №2(50). - С. 195-213. DOI: 10.15838/esc/2017.2.50.11.

26. Alexander H. J. Otgaar, Leo van den Berg, Rachel Xiang Feng Industrial Tourism: Opportunities for City and Enterprise. - Routledge, 2016. - 242 p.

27. Bran F., Manea G. The industrial tourism // Quality - Access to Success. - 2012. - № 3. -Рp. 1-6.

28. Bujok P., Klempa M., Jelinek J., Porzer M., Rodriguez Gonzalez M. A. G. Industrial tourismin the context of the industrial heritage // Geojournal of Tourism and Geosites. - 2015. -Рp.81-92.

29. Kvint V. L. The Global Emerging Market: Strategic Management and Economics. Routledge. - NY, 2009.

References

1. Vlasyuk L. I., Demina O. V. (2012) Effektivnyye regiony: otsenka i klassifikatsiya [Effective regions: criteria and classification] // Spatial economics. № 1. pp. 29-42.

2. Volkov S. K. (2016) Nuzhno li pooshchryat' v Rossii promyshlennyy turizm? [Is it necessary to develop industrial tourism in Russia?] / S. K. Volkov, I. A. Morozova // Actual scientific research in the modern world. № 8-1. pp. 26-30.

3. Garnov A. P. (2012) Aktualnost sistemnogo formirovaniya otechestvennogo promyshlennogo turizma [The relevance of the systemic formation of domestic industrial tourism] / A. P. Garnov, O. V. Krasnobaeva // Bulletin of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanov. №2. pp.60-63.

4. Zemskova E. S. (2019) Analiz povedeniya potrebiteley v tsifrovoy ekonomike s pozitsii teorii pokoleniy [Analysis of consumer behavior in the digital economy from the perspective of the theory of generations] // Bulletin of Eurasian Science. №5. URL: https://esj.today/PDF/32ECVN519.pdf

5. Kvint V. L. (2012) Strategicheskoye upravleniye i ekonomika na global'nom formi-ruyushchemsya rynke. [Strategic management and economics in the global emerging market]. Publisher: Budget. Moscow. 627 p.

6. Kvint V. L. (2019) Kontseptsiya strategirovaniya [The concept of strategizing]. V. 1. SPb .: NWIM RANEPA.132 p. (Series «Library of the strategist»).

7. Kvint V. L. (2020) Kontseptsiya strategirovaniya [The concept of strategizing]. V. 2. SPb.: NWIM RANEPA. 2020. 164 p. (Series «Library of the strategist»).

8. Kvint V. L. To the analysis of the formation of strategy as a science // Vestnik TsEMI. 2018. № 1. P. 3.

9. Kvint V. L., Okrepilov V. V. Theory and practice of the relationship between the category "good life" and "quality of life" // Economy of quality. 2013. № 3. рр. 1-16.

10. Kovyneva L. V. (2014) Formirovaniye territorialnogo brenda v regionakh Rossii [Formation of a territorial brand in the regions of Russia]. Izvestia Irkutsk State Economic Academy. №5 (97). pp. 61-68. ISSN 1993-3541

11. Lavrinenko P. A., Romashina A. A., Stepanov P. S., Chistyakov P. A. (2019) Transportnaya dostupnost' kak indikator razvitiya regiona [Transport accessibility as an indicator of regional development] // Problems of forecasting. №6. pp. 136-146.

12. Medyanik A. V., Tarabanovskaya S. V. (2016) K voprosu o znachenii promyshlennogo turizma v razvitii regiona [To the question of the importance of industrial tourism in the development of the region] // Trends in science and education in the modern world, № 18-3. - pp. 30-33. DOI: 10.18411/lj2016-9-3-07.

13. Nikulina Y. N. (2017) Issledovaniye vostrebovannosti i perspektiv razvitiya promyshlennogo turizma v regione: vzglyad predpriyatiy [Research of the demand and prospects for the development of industrial tourism in the region: the view of enterprises] // Creative Economy. V. 11. № 8. -pp. 875-892. DOI: 10.18334/ce.11.8.38204

14. Nikulina Y. N., Trusov S. V. (2017) Promyshlennyy turizm v mirovoy praktike: osobennosti organizatsii i tendentsii razvitiya [Features and trends in the development of industrial tourism: regional aspects] // Russian Journal of Entrepreneurship. V.18. №13. - pp. 2061-2078. DOI: 10.18334/ rp.18.13.38108

15. Pyatovskiy A. A., Sadovnichaya A. V., Chkhotua I. Z., Yumatov K. V. (2020) Strategicheskiye prioritety razvitiya turizma i vystavochno-yarmarochnoy deyatel'nosti v Kuzbasse [Strategic priorities for the development of tourism and exhibition and fair activities in Kuzbass]. Economy in industry, №13 (3): 339-347. https://doi.org/10.17073/2072-1633-2020-3-339-347

16. Sedelnikova I. V. (2013) Promyshlennyy turizm kak perspektivnyy vid razvitiya turizma v Rossii [Industrial tourism as a promising type of tourism development in Russia] // Actual problems of the humanities. Proceedings of the XII International Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists. National Research Tomsk Polytechnic University, pp. 77-78.

17. Selyukov M. V., Shalygina N. P., Skachkov E. V., Kurach E. V. (2011) Formirovaniye konkurentosposobnogo brenda regiona [Formation of a competitive brand of the region] // Fundamental research, № 8. - pp. 702-705.

18. Struzberg G. V. (2013) Sovremennoye sostoyaniye i perspektivy razvitiya promyshlennogo turizma [The current state and prospects for the development of industrial tourism]// Infrastructure industries of the economy: problems and development prospects, № 3. - pp 147-151.

19. Strategirovaniye ekologicheskogo razvitiya Kuzbassa [Strategizing environmental development of Kuzbass region] (2021) / V. L. Kvint, G. V. Zadorozhnaya, V. L. Kvint, Yu.V. Dudov-tseva and others. Kemerovo: KemGu. 416 p.

20. Strategirovaniye otrasli turizma i vystavochno-yarmarochnoy deyatel'nosti v Kuzbassa [Strategizing of the tourism and trade show industries in Kuzbass region] (2021) / V. L. Kvint, I. Z. Chkhotua, A. S. Khvorostyanaya, A. V. Sadovnichaya and others. Kemerovo: KemGu. 371 p.

21. Strategirovaniye tsifrovogo Kuzbassa [Strategizing digital of Kuzbass region] / V. L. Kvint, L. I. Vlasyuk, D. S. Evdokimov and others. Kemerovo: KemGu. 434 p.

22. Faktornyy, diskriminantnyy i klasternyy analiz [Factorial, discriminant and cluster analysis]: Per. from English (1989) / J.-O. Kim, C.W. Mueller, W.R. Klekka and others; Under. Ed. I. S. Enyu-kova. M.: Finance and statistics, 215 p.

23. Shabalina N. V., Azina E. A., Kashirina E. S. (2021) Potentsial rossiyskikh regionov dlya razvitiya promyshlennogo turizma [The potential of Russian regions for the development of industrial tourism] // Modern problems of service and tourism. V.15. №. 2. pp. 58-67.

24. Shubat O. M., Karaeva A. P. (2017) Klasternyy analiz v issledovanii regional'noy dif-ferentsiatsii protsessov vosproizvodstva molodogo pokoleniya v Rossii [Cluster analysis in the study of regional differentiation of the reproduction processes of the young generation in Russia] // Questions of statistics, №. 2. pp. 48-59.

25. Yashalova N. N., Akimova M. A., Ruban D. A., Boyko S. V., Usova A. V., Mustafaeva E. R. (2017) Perspektivy regional'nogo razvitiya promyshlennogo turizma v svete analiza osnovnykh ekonomicheskikh pokazateley rossiyskoy turindustrii [Prospects for the regional development of industrial tourism in the light of the analysis of the main economic indicators of the Russian tourism industry] // Economic and social changes: facts, trends, forecast, №. 2 (50). - pp. 195-213. - DOI: 10.15838 / esc / 2017.2.50.11.

26. Alexander H. J. Otgaar, Leo van den Berg, Rachel Xiang Feng (2016) Industrial Tourism: Opportunities for City and Enterprise. Routledge, 242 p.

27. Bran F., Manea G. (2012) The industrial tourism // Quality - Access to Success, № 3.- pp. 1-6.

28. Bujok P., Klempa M., Jelinek J., Porzer M., Rodriguez Gonzalez M. A. G. (2015) Industrial tourismin the context of the industrial heritage // Geojournal of Tourism and Geosites - pp. 81-92.

29. Kvint V. L. The Global Emerging Market: Strategic Management and Economics. Routledge. NY, 2009.

I. Z. Chkhotua10, L. I. Vlasyuk11, G. V. Zadorozhnaya12 Strategic analysis of industrial tourism development in the regions of Russia: opportunities and threats. Industrial tourism is a strategically important area of tourism development in the context of the rich industrial heritage of our country, the need to diversify the economy of single-industry towns and attract the younger generation to work specialties. Tourism has a significant multiplier effect and gives impulses to the whole economy of the region, what confirms a number of hypotheses based on the relationship between tourism and economic growth in the region (for example, Tourism-led Economic Growth Hypothesis). The strategic potential of industrial tourism is obvious in the era of Behavioral economics, when emotional experience, customization and seamless travel are on the top when choosing a tourism product. A number of regions realized the possibility of developing the regional economy through the support of the tourism sector and are already implementing comprehensive tourism programs together with the leading enterprises of the region under the methodological guidance of the Agency for Strategic Initiatives. The article analyzes the level of industrial tourism development by the method of clustering regions according to a number of essential parameters of an economic, infrastructural, and social nature. Based on the results of the study, general recommendations are proposed for the strategic development of industrial tourism in the regional context.

Keywords: strategy, strategizing, tourism industries, industrial tourism, Behavioral economics, regional economy, OTSW-analysis, cluster analysis, k-means method.

10 Ilona Z. Chkhotua, Ph.D. (Econ.), Associate Professor, Economic and Financial Strategy Department at Lomonosov Moscow State University' Moscow School of Economics (Leninskie Gory, dl. str. 61, Moscow, 119234, Russia), e-mail: Chkhotua@inbox.ru, https://orcid.org/0000-0001-7234-0862

11 Lyudmila I. Vlasyuk, Ph.D. (Econ.), Docent, Associate Professor, Economic and Financial Strategy Department at Lomonosov Moscow State University' Moscow School of Economics (Leninskie Gory, dl. str. 61, Moscow, 119234, Russia), e-mail: lvlasyuk@mail.ru, http://orcid.org/0000-0001-8058-586X

12 Galina V. Zadorozhnaya, PhD. (Econ), Honored economist of the Russian Federation, Leading Researcher at the Center for Strategic Studies at Lomonosov Moscow State University' Institute of Mathematical Research of Complex Systems (Leninskie Gory, dl, str. 46, Moscow, 119234, Russia), e-mail: zgv2019@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.