Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
621
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЙ ПОДХОД / ПАМЯТЬ / МНЕМОТЕХНИКИ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бегиева Белла Муратовна

В статье рассматриваются особенности развития произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития в рамках коммуникативного подхода. Представлено описание коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бегиева Белла Муратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ЗАПОМИНАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Бегиева Б.М.

Бегиева Белла Муратовна - студент, институт педагогики, психологии и физкультурно-оздоровительного образования Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик

Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития в рамках коммуникативного подхода. Представлено описание коррекционно-развивающей программы, направленной на развитие произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: коммуникативный подход, память, мнемотехники, младшие школьники с задержкой психического развития, произвольное запоминание, коррекционно-развивающая программа.

Б.Ф. Ломов считал, что протекание психических процессов естественным образом связано с межличностным общением, общение и познание не могут существовать друг без друга. Общение играет роль основания познавательных процессов, которые, в свою очередь, направляют и контролируют коммуникативный процесс [Психологические и психоаналитические исследования 2009].

Память - психологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения материала, а также являющийся важнейшей познавательной функцией, которая лежит в основе развития и обучения [Лурия 2005].

Для развития памяти используют различные приемы мнемотехники.

Мнемотехника - совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти и речи, которые

помогают быстрее запоминать информацию путем образования ассоциаций на основе визуального, аудиального, а также чувственного представления [Козаренко 2007].

Мнемотехника контролирует процессы запоминания, сохранения и припоминания информации за счет создания ассоциативных цепочек.

Целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является наиболее эффективной в младшем школьном возрасте, так как этот возраст является сенситивным для становления высших форм произвольного запоминания [Немов 1997].

Запоминание детей с задержкой психического развития имеет низкий темп, не способно опираться на различные мнемотехники без специальной тренировки.

Низкая скорость развития активного словаря, поздние сроки возникновения фразовой речи, частые ошибки в грамматических категориях у младших школьников с задержкой психического развития затрудняют реализацию коммуникативного подхода в развитии памяти.

Цель коррекционно-развивающей работы - расширение произвольного запоминания детей младшего школьного возраста с использованием приемов мнемотехники.

Задачи коррекционно-развивающей программы направлены на развитие произвольного запоминания у младших школьников с задержкой психического развития:

1) расширение объёма памяти посредством метода Цицерона, «сюжет-ассоциация»;

2) развитие скорости запоминания полученной информации приемом «классификация»;

3) развитие длительности сохранения информации посредством метода мнемодорожек, а также мнемотаблиц;

4) развитие точности воспроизведения информации посредством метода «коллаж».

Отбор упражнений для коррекционно-развивающей программы осуществлялся по направлениям, определенным в соответствии с критериями развития произвольного запоминания на развитие объема произвольной памяти,

скорости запоминания, точности воспроизведения и длительности сохранения материала.

Коррекционно-развивающая программа строится на трех этапах обучения.

1. Развитие произвольного запоминания при предъявлении упражнений зрительной модальности. На этом этапе упражнения выполняются по показу психолога.

2. Развитие произвольного запоминания при предъявлении упражнений зрительно-слуховой модальности. Упражнения выполняются по образцу.

3. Развитие произвольного запоминания при предъявлении упражнений слуховой модальности. Выполняются по инструкции.

Таким образом, в процессе реализации коррекционно-развивающей программы происходит непосредственное общение между ребенком и психологом, что способствует развитию запоминания, осмыслению запоминаемого материала и научению использования мнемотехник.

Список литературы

1. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007. 85 с.

2. Лурия А.Р. Внимание и память. М., 2005. 104 с.

3. Немое Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед учеб. заведений: в 3 кн. Кн. 2. Психология образования. 3-е изд. М.: ВЛАДОС, 1997. 608 с.

4. Психологические и психоаналитические исследования / под ред. А.Н. Лебедева. М.: Институт Психоанализа, издатель А.В. Воробьев, 2009. 352 с.

5. Шадрикое В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. М.: Педагогика, 1990. 176 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.