Научная статья на тему 'Развитие производства пищевых ингредиентов в Российской Федерации: реалии и перспективы'

Развитие производства пищевых ингредиентов в Российской Федерации: реалии и перспективы Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
860
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие производства пищевых ингредиентов в Российской Федерации: реалии и перспективы»

Поздравляем с юбилеем/

Ведущему отраслевому объединению

в области

пищевых добавок и ароматизаторов -

Союзу Производителей Пищевых Ингредиентов - 15

Развитие производства пищевых ингредиентов в Российской Федерации: реалии и перспективы

А.П. Нечаев, д-р техн. наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ

С.В. Краус, д-ртехн. наук, профессор

Т.А. Никифорова, д-р техн. наук, профессор

Т.В. Савенкова, д-р техн. наук., профессор

П.А. Семенова, канд. техн. наук

Союз Производителей Пищевых Ингредиентов, 115093, Москва, 1-й Щипковский пер., д.20

Использование пищевых и биологически активных добавок, функциональных компонентов, ароматизаторов, технологических функциональных веществ является одним из важнейших условийсовременного производства пищевых продуктов заданных состава и свойств, сохраняющих качество и безопасность в течение всего срока годности; служит интенсификации переработки пищевого сырья, совершенствованию технологий, расширению ассортимента продуктов.

Мировые тенденции развития производства и потребления пищевых ингредиентов связаны с разнообразием их технологических функций. При этом инновационные технологии и разработки в области пищевых ингредиентов позволяют создавать новое поколение конкурентоспособных продуктов питания.

Следует отметить, что применение пищевых ингредиентов требует понимания сложных процессов и превращений, которые претерпевает пищевая система в ходе технологического потока, с учетом ее состава, свойств; функциональных свойств пищевых добавок, эффекта синергизма, особенностей технологии внесения, оценки эффективности использования, в том числе экономической.

Рынок пищевых микроингредиентов в контексте развития мирового

Пищевые продукты XXI века это здоровье и вкус!

рынка прирастает ежегодно в среднем на 3-5 %, причем стоимостная емкость по итогам 2015 г. составила порядка 31-32 млрд. долл. На долю РФ в структуре глобального рынка ингредиентов приходится порядка 9-10 % (в стоимостном выражении), с ежегодными темпами роста около 7 %.

Мировой рынок пищевых микроингредиентов отличается сильной конкуренцией и высокой концентрацией. Мировые игроки практически все представлены в России и продают собственную продукцию через дистрибьюторов. Ряд мировых производителей открыли на территории России собственное производство.

В отличие от мирового рынка российский рынок не является концентрированным и консолидированным. Конкурентная борьба на российском рынке пищевых микроингредиентов сосредоточена на конкуренции между зарубежными и отечественными производителями. И, по словам участников рынка, эта конкуренция с каждым годом становится все сильнее.

В связи с тем, что опыт по изготовлению пищевых микроингредиентов у российских производителей незначительный, бизнес по их производству и поставкам на отечественном рынке долгое время принадлежал в основном иностранным компаниям. Постепенно осваивая технологии производства, российские компании-производители также включились в борьбу за отечественный рынок. В настоящее время на рынке уже сложилась тенденция ухода от продаж готовых зарубеж-

ных микроингредиентов и открытия российскими игроками собственного производства.

Основной спецификой российского производства является сильная зависимость от зарубежных поставок сырья. Таким образом, развитие тенденций в основных сегментах отечественного рынка пищевых микроингредиентов (ароматизаторы, красители, гидроколлоиды, эмульгаторы, ферменты) обуславливает значительное поступление их из-за рубежа (до 90 % сырья). В связи с этим в структуре российского экспорта и импорта микроингредиентов почти абсолютная доля - 98,3 % принадлежит ввозу импортной готовой продукции (доля экспорта - только 1,7-1,9 %).

По оценке РБК.РеБеагсИ, больше всего в Россию поставляется готовых пищевых микроингредиентов из Китая (рис. 1). В 2014 г. объем импорта из этой страны в стоимостном выражении составил почти треть всего объема импортных поставок (29 %).

На втором месте по объемам импорта в РФ находится Германия (17,7 %). Замыкают тройку лидеров импорта пищевых микроингредиентов в Россию США (6,7 % всего объема импорта в 2014 г.).

Если рассматривать структуру импорта в разрезе видов ввозимой продукции, то 2/3 импорта в стоимостном выражении приходится на глутамат (29,7 %) и пищевые ароматизаторы (28,9 %) (см. таблицу).

Затраты на импорт в РФ пищевых микроингредиентов составляют по разным оценкам ежегодно не менее 0,5 млрд долл. Так, в 2012 г. они были равны 421 575,63 тыс. долл., в 2013 г. -451 085,92 тыс. долл., в 2014 г. - 482 661,93 тыс. долл. (в количественном выражении: в 2012 г. - 122,397 тыс. т, в 2013 г. - 130,965 тыс. т, в 2014 г. -140,133 тыс. т).Что касается экспорта

35,0» 30, OK 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% o,o%

29,0%

17,7%

6,754

M* 5,2% 5,2% 4A%

J J Î-™ Ш 1,3% 1,3% 0,s%

10,3%

I

/ / / / / У / л? / / </ '**/////*///* /

ш

Источник: ФТС, РБК^еБеагЛ Рис. 1. Структура импорта в РФ пищевых микроингредиентов по странам в стоимостном выражении, 2013 г.

Структура импорта пищевых ингредиентов по типу продукции в стоимостных

показателях

Сегмент Доля, % 2012 г., тыс. долл. 2013 г., тыс. долл. 2014 г., тыс. долл.

Глутамат 29,7 125 298,64 134 069,54 143 454,4

Пищевой ароматизатор 28,9 121 721,87 130 242,4 139 359,36

Загустители 13,1 55 064,04 58 918,52 63 042,82

Антиокислитель 9,0 38 062,10 40 726,45 43 577,3

Эмульгаторы 6,7 28 317,71 30 299,95 32 420,94

Пищевой краситель 4,7 19 860,29 21 250,51 22 738,04

Консерванты 2,1 8 770,78 9 384,73 10 041,67

Подсластители 1,5 6 350,02 6 794,5 7 270,12

Стабилизаторы 0,2 926,69 991,56 1 060,97

Другое 4,1 17 208,16 18 412,73 19 701,62

Всего 100 421 575,63 451085,92 482661,93

Источник: RTS

Рис. 2. Совокупный темп среднегодового роста мирового рынка натуральных ингредиентов за 2007-2013 гг. (CAGR)

готовых пищевых микроингредиентов, то его доля минимальна по сравнению с импортом и составляет порядка 2 %.

Бизнес пищевых ингредиентов в России стал активно развиваться в последние 15-20 лет. Темпы роста рынка ингредиентов превышают средние темпы по пищевой промышленности, такая же тенденция по прибыльности и рентабельности производства. Спрос на ингредиенты, в частности на функциональные, возрастает с развитием концепции здорового питания и с распространением урбанистического образа жизни населения.

Основные тенденции российского рынка соответствуют мировым (рис. 2) и полностью отвечают лозунгу нашего времени: «Пищевые продукты XXI века - это здоровье и вкус!». К таким тенденциям относятся следующие:

• отход от применения искусственных добавок в пользу натуральных ингредиентов;

• рост рынка функциональных и обогащенных продуктов;

• разработка инновационных пищевых технологий в области получения и применения пищевых ингредиентов;

• рост популярности сектора низкокалорийных продуктов, что связано с растущей заботой потребителей о здоровье и со стремлением к сбалансированному питанию.

Среди положительных тенденций развития российского рынка ингредиентов необходимо отметить формирование законодательной базы, позволяющей обеспечить их безопасное применение; активно развивающееся промышленное производство; постепенный переход отечественных производителей на использование ингредиентов, полученных в результате российских научных разработок и инноваций; рост потребительского интереса к качественным, натуральным и экологичным ингредиентам; демократизация сегмента «люкс», так как производители все больше ориентируются на поиск сырья высокого качества в среднем ценовом сегменте.

В настоящее время потребности отечественного рынка в пищевых добавках, ароматизаторах и технологических вспомогательных средствах на 98 % в стоимостном выражении и 87 % в натуральном удовлетворяются за счет поставок по импорту. По оценке РБК, в среднем доля иностранных производителей является подавляющей и составляет 86 %, отечественных - 14 %. Российское производство пищевых добавок и

ароматизаторов развивается, но не так активно, как могло бы с учетом потенциала отрасли глубокой переработки сельскохозяйственной продукции. Важнейшие группы пищевых добавок в России либо выпускаются

в ограниченных количествах, либо не производятся вообще (пектины, ан-тиоксиданты, эмульгаторы, модифицированные крахмалы и др.). В СССР насчитывалось несколько десятков предприятий, выпускающих пищевые

добавки, ароматизаторы, вспомогательные технологические средства (производство пищевых кислот -15 предприятий, пищевых красителей - 4, альгинатов - 2, фосфатов - 2, эмульгаторов - 1, ароматизаторов -2, пектинов - 2 и др.), которые были разбросаны по различным отраслям промышленности (пищевая, микробиологическая, лесная, химическая и пр.). Часть этих производств осталась на территории бывших советских республик, часть прекратила существование по различным причинам. Утрачено собственное производство натурального ванилина (2 предприятия - в России и на Украине). Практически не выпускаются моно - и диглицериды жирных кислот (сейчас только начали разработку проектов по запуску данных заводов), витамины, кислоты, красители и пр.

Российские производители ингредиентов стремятся усилить свои позиции на рынке, предлагая конкурентоспособную продукцию в противовес импортной. За последние годы в России были открыты новые предприятия по производству пищевых ингредиентов, часть из них - с участием иностранного капитала. Именно поэтому сегодня мы говорим, что в России создана основа индустрии пищевых ингредиентов. По некоторым прогнозам, в ближайшие годы отечественные производители займут 35-40 % отечественного рынка пищевых ингредиентов. Факторами, влияющими на рост продаж ингредиентов, производимых в нашей стране, являются близость к заказчикам (к конечным

потребителям), знание специфики покупательского спроса, возможность оперативного решения технологических проблем предприятий, отлажен-ность логистических услуг, низкие цены по сравнению с импортом.

Таким образом, одной из главных задач является восстановление или организация нового производства основных групп пищевых добавок и микроингредиентов для обеспечения продовольственной безопасности России и нужд ее пищевой, перерабатывающей, косметической и фармацевтической промышленности.Не-обходимость наличия в стране собственного развитого производства пищевых микроингредиентов была очевидна и ранее, а события последних месяцев 2014г. стали своеобразным катализатором для принятия решения о подготовке Программы развития производства ингредиентов на период до 2030 года (далее Программа).

Проект Программы разрабатывается совместными усилиями двух организаций - Союзом производителей пищевых ингредиентов и ВНИИ пищевых добавок. В основу проекта Программы положена Концепция развития отечественного производства пищевых микроингредиентов, разработанная ВНИИПД на период до 2025г.

К объективным факторам, сдерживающим развитие отечественного производства индивидуальных пищевых добавок и ингредиентов, следует отнести совокупность таких причин как:

Особенностями настоящего времени являются:

• Ускорение интеграционных процессов на уровне межгосударственных и международных отношений (создание Таможенного союза ЕАЭС, вхождение в ВТО и проч.), в том числе -реформа законодательства и технического регулирования;

• Модернизация и ускорение развития экономики России (фокус на АПК) и противостояние Востока и Запада с другой - санкционные и антисанкционные меры

- административная реформа

- государственные программы

• Начало процесса реорганизации рынка пищевых микроингредиентов:

- приход на рынок новых компаний, в т. ч. иностранных с организацией производства в РФ

- укрупнение компаний, работающих в области производства и реализации пищевых ингредиентов

- повышение активности ряда отечественных компаний

• Обострение противостояния бизнеса и чиновников

• Безответственная позиция ряда СМИ по подготовке телепередач и печатных статей о применении пищевых ингредиентов.

• отсутствие государственной поддержки развивающейся отрасли;

• недостаток инвестиций;

• дефицит отечественного сырья, особенно продуктов химического синтеза;

• отсутствие отечественного современного оборудования;

• стремление потенциальных инвесторов к быстрой окупаемости проектов, и как следствие, невостребованность отечественных наукоемких оригинальных технологий;

• организационные сложности в продвижении новых ингредиентов и добавок;

• административные барьеры в части применения требований национального законодательства.

К субъективным факторам, влияющим на принятие решений об инвестициях в производство пищевых добавок следует отнести: негативное отношение к данной продукции потребителей, достаточно агрессивную позицию средств массовой информации по вопросам применения в пищевых продуктах микроингредиентов, отсутствие необходимых знаний о роли пищевых добавок при создании продуктов питания у основной массы населения.

Важным фактором качественного развития рынка ингредиентов является безопасность, качество и грамотное применение пищевых микроингредиентов (пищевых добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств) в производстве пищевых продуктов, обеспечение реализации которого есть важнейшая государственная задача! Именно содействие реализации этих основных направлений является основой деятельности Союза производителей пищевых ингредиентов.

Если обратиться к идее создания Союза в 2001 г., сегодня можно с полной уверенностью сказать, что наличие координирующего органа отрасли ингредиентов является насущной необходимостью как с целью формирования и развития общенационального рынка пищевых ингредиентов (пищевых и биологически активных добавок, ароматизаторов, технологических вспомогательных средств) в России и странах ЕАЭС, так и для представительства и защиты коллективных интересов его членов в государственныхор-ганах власти и органах местного самоуправления, общественных и иных организациях, обеспечения государственно-правовой помощи участникам рынка пищевых ингредиентов, направленной в первую очередь на поддержку национальных производителей, основу производ-

C#> ИРЕКС

Л РОМ А РОС-M

до КОМБИНАТ

< НИ) ХИМИКО-ПИЩЕВОЙ

** АРОМАТИКИ

10 мая 2001г. состоялось Учредительное собрание производителей пищевых ингредиентов, по инициативе которых было принято решение о создании НО «Союза Производителей Пищевых Ингредиентов» и 19 июня 2001 г. Союз был зарегистрирован.

ства которых составляют современные технологии, способы управления и контроля качества продукции.

За эти годы Союз объединил большое количество компаний, которые производят пищевые ингредиенты для различных отраслей пищевой промышленности: ООО «Скорпио-Аромат», ЗАО «ВАЛЕТЕК ПРОДИМПЕКС», АО «НМЖК»,

АО «ИЦ «Протеин-Продукт»,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ООО «АСПАСВИТ»,

ООО «Зеленые линии»,

ООО «АГРАНА Фрут

Московский регион»,

ООО «Группа Компаний ПТИ»,

ООО «ИТ-КАПИТАЛ»,

ЗАО «Балтийская Группа»,

ООО «ПРОТЕИН ПЛЮС»,

ООО «ОМЕГА-пищевые

технологии»,

ООО «Аромадон»,

ОАО «РЕАТЭКС»,

ООО «Торговая компания

ЭкоКолор»,

ООО «ЭФКО Пищевые

Ингредиенты»,

ООО «Макарон-Сервис»,

Представительство компании

«Кока-Кола Экспорт

Корпорейшен»,

ЗАО «ЭКОРЕСУРС»,

ЗАО «Пуратос»,

ООО «КИМА ЛИМИТЕД»,

ООО «Русские Ингредиенты»,

ООО «Корпорация «СОЮЗ»,

ООО «ДСМ Восточная Европа»,

ООО «БАРГУС продакшн»,

ООО «ВКУСАРОМ»,

ООО «ТД «Солнечные

Продукты»,

ООО «БЕРЕЗОВЫЙ МИР».

В составе Союза также действуют: Научно-исследовательский институт (ФГБНУ ВНИИ пищевых добавок),

выставочные (ООО «АйТиИ Экспо», ООО «Мессе Франкфурт РУС») и издательские компании: Издательство «Пищевая промышленность»,

«ИндастриНьюс Медиа», «Формула» - ж. Бизнес Пищевых Ингредиентов

и образовательные учреждения (НОУ ДПО «Международная промышленная академия»),

а также компании, занятые реализацией пищевых добавок в России

(Представительство компании АО «Новозаймс А/С» (Дания), ООО «КПФ «Милорада», ООО «СОЮЗОПТТОРГ», ООО «Банг иБонсомер», ООО «КЕРРИ»,

ООО «ЭфЭмСиКемикалс Рус»).

Участниками нашего Союза являются успешные компании, которые хорошо зарекомендовали себя на российском рынке, имеют положительное реноме и главное - стремятся еще выше поднять репутацию отечественных пищевых ингредиентов. Им в помощь Союз призван содействовать созданию оптимальных условий для развития производства и бизнеса, способствовать диалогу и взаимодействию промышленности и властных структур, обеспечивать атмосферу открытости и гласности.

Что удалось сделать Союзу за эти годы и что необходимо предпринять для развития производства ингредиентов?

За прошедшие годы СППИ совместно с другими организациями подготовлен проект ФЗ «О безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», который впоследствии был взят за основу при разработке ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», в большей части гармонизированный с международными требованиями и нормами по применению ингредиентов.

Во всех ВУЗах РФ, готовящих специалистов для пищевой и перерабатывающей промышленности, по

инициативе СППИ читаются курсы и ведется подготовка специалистов (магистров и аспирантов) по направлению «Технология получения и применения микроингредиентов» и проводятся научные исследования в данной области. Подготовлен обширный перечень научной и учебной литературы, посвященный данной тематике (учебники, монографии).

В непростых экономических и политических условиях 2014-2015 гг. СППИ и ведущим отраслевым объединениям пищевой отрасли удалось отстоять позиции по антисанкцион-ным мерам, что позволило избежать серьезных негативных последствий практически для всех отраслей отечественной пищевой индустрии и сохранить уровень производства без приостановки деятельности, особенно для социально значимых производств детского, специализированного и клинического питания.

Включение пищевых микроингредиентов в перечень продукции, запрещенной к ввозу РФ, поставило предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности в довольно сложную ситуацию, так как Россия является высоко импортозависимой по данной группе товаров. Оперативное решение этого вопроса за счет внесения соответствующих изменений в постановление и разрешение поставок микроингредиентов свидетельствует, с одной стороны, о понимании роли (значении) пищевых микроингредиентов в выпуске пищевой продукции, а с другой стороны - это свидетельство необходимости развития собственной индустрии пищевых ингредиентов. В противном случае решить вопросы продовольственной безопасности страны невозможно, так как можно иметь сырьё, но его не перерабатывать в полноценные пищевые продукты и ингредиенты. И этот сигнал федеральными органами власти был принят во внимание: определены новые направления развития АПК, готовятся программы

поддержки производителей, созданы экономические зоны.

В Российской Федерации ежегодно проводятся крупнейшие международные выставки пищевых ингредиентов, на которых организованы дискуссионные площадки и тематические форумы, Школы повышения квалификации специалистов в области применения пищевых ингредиентов, конкурсы ингредиентов.

Если говорить о приоритетных направлениях деятельности СППИ, они достаточно традиционны и сохраняют свою актуальность и на ближайшие 2016-2017 годы:

1. Работа над проектом федеральной целевой Программы развития производства ингредиентов (пищевые и биологически активные добавки, ароматизаторы, технологические вспомогательные средства и другие сырьевые компоненты) в РФ на 2015-2030 гг., планом реализации Программы (дорожной карты), мер государственной поддержки производства и продвижения продукции, т.к. применение пищевых микроингредиентов является важнейшим фактором, обеспечивающим развитие производства продуктов питания и реализацию стратегии импортозаме-щения и экспортного ориентирования рынка.

2. Продвижение концепции здорового и функционального питания в части развития производства и применения микроингредиентов.

3. Содействие совершенствованию системы технического регулирования на потребительском рынке, систематический анализ законодательства

и правоприменительной практики в области производства и потребления пищевых ингредиентов, подготовка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по регулированию отрасли и рынка пищевых ингредиентов, в том числе подготовка предложений в директивные органы по устранению обнаруженных недостатков и ошибок в ТР ТС 029/2012. Работа по гармонизации ТР ТС 029/2012 с международными документами и регламентами в части качества и безопасности пищевых ингредиентов, требований к маркировке и упаковке. Работа над дорожной картой обращения пищевых ингредиентов на рынке ТС (определение/уточнение документального сопровождения оценки соответствия, подтверждения показателей качества и безопасности)

4. Участие в работах по совершенствованию образования и подготовки специалистов в области эффективного производства и безопасного применения пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств:

- в подготовке специалистов (бакалавров) и магистров для индустрии пищевых ингредиентов в ведущих ВУЗах России путем организации практики, подготовки учебной литературы, участие в НИР и ГосГрантах,

- по повышению квалификации специалистов и работников государственных и бизнес-структур в области получения и применения пищевых добавок, ароматизаторов и функциональных ингредиентов (совместно с отраслевыми НИИ).

5. Участие в Международных выставках, конференциях и семинарах, посвященных технологиям получения, эффективного применения, нормирования и безопасности микроингредиентов в продуктах питания.

6. Взаимодействие с международными организациями, работающими в области пищевых микроингредиентов и продуктов здорового питания.

7. Развитие понятийного аппарата в сфере производства, применения и потребления пищевых микроингредиентов. Работа СППИ и его участников в рамках Медиа-программы в поддержку применения пищевых ингредиентов, т.е. работа со СМИ, систематически формирующими отрицательное представление о пищевых ингредиентах и продуктах питания и доведение достоверной информации до потребителей. Подготовка и проведение ряда пресс-конференций, циклов телепередач и интервью по проблемам развития производства, нормирования и применения пищевых микроингредиентов.

За эти годы СППИ проведена большая работа по объединению усилий многих участников рынка пищевых ингредиентов для становления и развития отечественной индустрии ингредиентов и успешной деятельности каждого производителя.

Мы верим, что совместные усилия бизнес-сообщества, государственных органов и научных организаций позволят создать и возродить промышленное производство микроингредиентов в РФ и повысить профессиональный уровень их применения в пищевых производствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.