образовательную программу дошкольного образования. Логопед, являясь членом команды сопровождения ребёнка с особыми возможностями здоровья, одновременно может быть и координатором цикла мероприятий по коррекции речи. Трансляция особенностей речевого развития всем специалистам дошкольной организации позволяет построить образовательный маршрут без ущерба для возможностей ребенка.
Предложенная логопедом организация деятельности специалистов в рамках пяти образовательных областей позволяет решить образовательные задачи всеми участниками сопровождения.
Логопед как специалист, имеющий специальное дефектологическое образование может заменить при необходимости одного из специалистов команды. Для предупреждения «пробелов» актуальным будет постоянный мониторинг динамики развития, с целью последующей коррекции программы. Благодаря этой деятельности учителя - логопеда обеспечивается полноценное развитие ребенка с особенными возможностями здоровья, но условием для этого является формирование навыков универсального педагога, которые определены в том числе и в профессиональном стандарте педагога. И мы надеемся, что профессиональный стандарт педагога будет учитывать такое разнообразие деятельности и задач логопеда, работающего в инклюзивной практике, с детьми с разными категориями.
Список литературы /References
1. Алехина С.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Психологическая наука и образование, 2011.
2. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 142 с.
3. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
4. Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ Тимохина И.Ю. Email: [email protected]
Тимохина Ирина Юрьевна - магистрант, кафедра специального (дефектологического) образования, факультет клинической и
специальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации педагогической поддержки детям с тяжелыми речевыми нарушениями в инклюзивной группе детского сада общеразвивающей направленности. Понимание педагогической поддержки как особой технологии, осуществляющейся в процессе диалога, взаимодействия ребенка и взрослого и предполагающей самоопределение ребенка в ситуации выбора определило стратегию организации детской деятельности как развивающей способность делать выбор; стратегию создания атмосферы эмоциональной поддержки.
Ключевые слова: дошкольники, тяжелые нарушения речи, инклюзивное образование, педагогическая поддержка.
DEVELOPMENT OF PRONUNCIATION OF PRESCHOOL CHILDREN WITH SEVERE SPEECH IMPAIRMENT THROUGH PEDAGOGICAL SUPPORT Timokhina I.Yu.
Timokhina Irina Yurievna - Undergraduate, DEPARTMENT OF SPECIAL (DEFECTOLOGY) EDUCATION, FACULTY OF CLINICAL AND SPECIAL PSYCHOLOGY, MOSCOW STATE PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL UNIVERSITY, MOSCOW
Abstract: in article features of the organization of pedagogical support to children with severe speech disorders in the inclusive group of a kindergarten of a general developmental orientation are considered. Understanding of pedagogical support as a special technology implemented in the process of dialogue, interaction between the child and the adult and assuming the self-determination of the child in the choice situation determined the strategy for organizing children's activities as developing the ability to make choices; strategy for creating an atmosphere of emotional support.
Keywords: preschool children, severe speech disorders, inclusive education, pedagogical support.
УДК 376.37
Уже не вызывает сомнений рост числа детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи, однако на периферии это число все же недостаточно для открытия логопедических групп. В таких условиях инклюзивная практика позволяет включить логопатов в дошкольное образование. Тяжелые нарушения речи отрицательно сказываются на формировании личности, вызывают специфические особенности эмоционально-волевой сферы, что обусловливает необходимость комплексного подхода и педагогической поддержки данной категории детей [4].
В детских садах вся работа ведется в соответствии с календарным и тематическим планом. Педагог планирует и реализует определенные игры и упражнения, проводимые фронтально, по подгруппам и индивидуально. При этом учитывается ведущее нарушение, рекомендации логопеда и психолога, но, как правило, не учитывается желание самого ребенка [2].
Понимание педагогической поддержки как особой технологии, осуществляющейся в процессе диалога, взаимодействия ребенка и взрослого и предполагающей самоопределение ребенка в ситуации выбора, привело к выводу о необходимости конкретных шагов, реализующих стратегии организации детской деятельности, развивающей способность делать выбор; стратегии создания атмосферы эмоциональной поддержки [1].
1. В ходе развития речи детей необходимо учитывать разумные желания самого ребенка, для этого нужно:
• предоставлять выбор дидактических игр с различным уровнем сложности;
• обеспечивать вариативность игр, с учетом разных особенностей речевых нарушений;
• вариативность материала ограничивать коррекционными задачами на данном этапе;
• предоставлять ребенку возможность выбора сначала в индивидуальной деятельности, а за тем, в деятельности общей для подгруппы, потом и всей группы детей;
• создавать картотеки скороговорок, чистоговорок, потешек, считалок для обеспечения возможности выбора при автоматизации, дифференциации звуков, работе над интонационной выразительностью речи;
• создавать для ребенка возможность как вербального, так и невербального обозначения своего выбора;
• для регулирования очередности осуществления выбора детьми использовать календарь на месяц с фотографиями воспитанников;
• обеспечивать свободный доступ детей к дидактическим материалам и пособиям, способствующим развитию у них различных сторон речи;
• привлекать детей к проведению артикуляционной и дыхательной гимнастики;
• не осуждать выбор ребенка, способствовать созданию атмосферы неосуждения в детском коллективе.
2. Организовывая педагогическую поддержку в ходе работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, на базе детского сада общеразвивающей направленности, педагогу необходимо обеспечить:
• систематичность;
• опору на личностные достижения ребёнка в речевом развитии;
• соответствие используемых методов актуальным целям и задачам педагогического процесса;
• включение задач, направленных на развитие речи детей во все виды их деятельности;
• тщательную подготовку к проведению работы по развитию речи.
3. Работу с детьми выстраивать с учетом результатов диагностики и стараться охватить всех участников педагогического процесса: педагогов, детей, родителей воспитанников. Непосредственным участником работы должен являться и психолог дошкольного учреждения [3].
4. Включать всех детей в совместные действия, прежде всего, в различные коллективные игры, театрализованную и продуктивную деятельность, которая является прекрасным средством развития коммуникативности детей.
5. Необходимо активно привлекать родителей к взаимодействию с дошкольным образовательным учреждением по вопросам оказания педагогической поддержки детям с тяжелыми нарушениями речи через такие формы, как:
• педагогическое просвещение (в форме групповых родительских собраний или индивидуальных консультаций, открытых занятий);
• активное информирование по вопросам развития речи детей (информация о выборе времени для занятий с ребенком во время прогулок, по дороге из детского сада домой и из дома в детский сад, размещенная на групповых стендах);
• привлечение родителей к расширению методической базы группы (коллективное составление тематической папки, создание дидактических игр, картотек произведений малых жанров фольклора).
При соблюдении всех требований педагогическая поддержка детям с тяжелыми нарушениями речи, воспитывающимся в условиях дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности, способствует развитию у детей речевых навыков, при этом, формирование данных навыков носит комплексный характер и проявляется в различных аспектах речевой деятельности детей.
Список литературы /References
1. Антонова Л.Н. Педагогическая поддержка детей группы риска // Вестник
Московского гос. обл. ун-та. Серия: Педагогика, 2011. № 1. С. 14-17.
2. Боровая В.Е. Оптимизация корригирования звуковой культуры речи детей //
Сборники конференций НИЦ Социосфера. № 39, 2012. С. 143-149.
3. Газман О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к
педагогике свободы. М.: МИРОС, 2002. 296 с. ISBN 5-7084-0230-Х.
4. Карелина И.Б. Классификация задержек речевого развития различного генеза //
Специальное образование. № 5, 2015. С. 145-156.