4. Неустроев Н.Д., Неустроева А.Н. Историография развития начального образования в Якутии. - М.: МПГУ, 2006. - 302 с.
5. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861-1917). - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
6. Шадрин П.И. Основные проблемы начального образования в Якутской АССР. Якутск, 1972. 80с.
7. Шадрин П.И. Сеть общеобразовательных школ Якутской АССР / Труды историко-филологического факультета Якутского университета. - Якутск, 1969. - Вып.2. - С. 302-315.
Педагогика
УДК 37.013
кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Беляева Татьяна Константиновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород);
заместитель директора по учебно-воспитательной работе Рузанова Юлия Владимировна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей №40» (г. Нижний Новгород)
РАЗВИТИЕ ПРОФМОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ
Аннотация. Статья посвящена решению актуальной проблемы современного образования - развитию профессиональной мотивации обучающихся путем реализации индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) в практике работы с учащимися 9-11 классов. Раскрываются особенности индивидуальных образовательных маршрутов. Приводится схема ИОМ учащегося.
Ключевые слова: индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная программа, индивидуальная образовательная траектория, профмотивация обучающихся.
Annotation. The article is devoted to solving the urgent problem of modern education - the development of professional motivation of pupils through the implementation of individual educational routes (IOM) in the practice of working with students in grades 9-11. The features of individual educational routes are revealed. The scheme of IOM of the pupil is given.
Keywords: individual educational route, individual educational program, individual educational trajectory, professional motivation of pupils.
Введение. Проблема выбора профессии обучающимися выпускных классов и снижения профмотивации как старшеклассников, так и первокурсников вузов не нова, но по-прежнему весьма актуальна [5, 8, 9].
Профессиональная мотивация - это целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Результатом этой деятельности является развитие профессионального самоопределения личности.
Процесс профессиональной мотивации ученые [13] разделяют на три жизненно важных шага:
1. Выбор собственного жизненного пути, своего рода период «активного поиска цели», он может различаться во времени, по глубине проникновения в сущность явлений и зависеть от социального заказа общества, социального статуса личности и других факторов, влияющих на его профессиональное и социальное определение.
2. Самоопределение индивида - осознание важности цели для себя и важности для государства и общества. На данном этапе формируются ценностные ориентации, направленные на личность со стороны общества. Степень их осознания может быть разной: от примитивных форм функционирования до ярко выраженных убеждений.
3. Реализация жизненных ценностей. В это понятие принято включать одновременно как активную позицию со стороны общества, так и со стороны самой личности. Формирование активной гражданской и жизненной позиции человека - это одна из приоритетных задач мотивации профессиональной ориентации и социализации в целом.
Как показывают исследования, проведенные в МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода в феврале 2016г. с использованием теста Дж. Голланда и опросника Л. Йовайши в модификации Г.В. Резапкиной [5, 6, 12], из 66 человек, обучающихся в 9 классах, 74% учащихся четко определились в выборе будущей профессии (указывали на одну профессиональную область) и 26% учащихся определили для себя круг из нескольких профессий, с которыми хотели бы связать свое будущее. Через год, в феврале 2017г., определилось лишь 60% выпускников 9 класса, 40% - не смогли сделать выбор из 3 профессий.
Еще больше затрудняет выбор ориентация выпускников 9 и 11 классов не на уровень развития своих склонностей и способностей, а на мнение родственников, сверстников или старших друзей. Трехлетние исследования выбора профессии одиннадцатиклассниками МБОУ «Школа №129» и МБОУ «Школа №101» констатируют факт, что лишь 15% выпускников серьезно и осознанно выбирают профессию, остальные затрудняются [5, 8, 9]. В связи с этим в современной школе совершенно необходимо проведение профориентационной работы с обучающимися на всех ступенях образования [5, 10], причем наличие индивидуальных и групповых образовательных маршрутов основательно повышает результативность профориентационной и профессионально мотивирующей работы [3, 4, 13, 14].
Изложение основного материала статьи. Смена социально-экономических условий развития общества привела к модернизации и реформированию системы образования, способствуя всё большей гибкости и мобильности образования, появлению вариативных образовательных систем, наиболее полному учету индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся для реализации своей профессиональной мотивации. Как и другие виды мотивации, профессиональная формируется под воздействием внешних и
внутренних факторов, которые могут быть и постоянными, и временными. В связи с этим профмотивация является одновременно и относительно устойчивым и постоянно меняющимся, динамичным образованием. Будущее - за альтернативностью и индивидуализацией обучения, в расширении форм образовательной деятельности [7]. Современным путем реализации индивидуальных образовательных потребностей и прав обучающихся на выбор своего жизненного пути становится индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Обращаясь к официальным документам [1, 2], отметим, что одним из ценностных приоритетов системы образования, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования, является создание образовательных программ нового поколения, учитывающих реализацию образовательных маршрутов, пронизывающих различные образовательные области.
Особая значимость индивидуального образовательного маршрута заключается в том, что он позволяет каждому ученику на основе самооценки, активной позиции самосовершенствования, обеспечить формирование творческой индивидуальности, развитие профессиональных ценностей и ориентации, взглядов и убеждений, неповторимой технологии деятельности. Данная технология ИОМ направлена на создание условий для развития и поддержания различных образовательных интересов подростка, который, находясь в рамках активной осмысленной индивидуальной познавательной деятельности, существует в рамках феномена «педагогического резонанса». Реализация индивидуального маршрута в практике работы образовательного учреждения способствует учету как психологических, так и индивидуальных особенностей подростка, его интересов, жизненной позиции, который выбирается во взаимодействии педагога с учеником, проявляющемся в профессиональной мотивации деятельности и получении необходимых компетенций.
Индивидуализация образования осуществляется на основе ИОП (индивидуальной образовательной программы), механизм которой соединяет воедино намерения, образ результата обучения и средства его достижения, фиксирующие разные стратегии движения к цели. ИОП - это технологическое средство реализации индивидуального образовательного маршрута (С.В. Воробьева, Н.А. Лабунская, А.П. Тряпицына, Ю.Ф. Тимофеева и др.) [3, 13, 15]. Варианты интерпретации понятия индивидуального образовательного маршрута графически представлены на рис. 1, где хорошо видно, что вместе с понятием «индивидуальный образовательный маршрут» (ИОМ) существует более широкое понятие «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ) (Г.А. Бордовский, Е.А. Климов, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.)[15], реализующаяся в трех направлениях - содержательном (вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут); деятельностном (специальные педагогические технологии); процессуальном (организационном) аспектах - и предполагающая обязательное наличие индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Рисунок 1. Реализация ИОМ
С 2013 года в МБОУ «Лицей №40» г. Нижнего Новгорода реализуется программа обучения школьников по индивидуальным образовательным маршрутам с целью обеспечения эффективной профессиональной мотивации на основе учета их способностей и склонностей. Маршрутная система обучения, реализуемая в лицее, максимально учитывает интеллектуальные способности школьников, определяет индивидуальную траекторию их развития и образования, способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода [13].
Реализация индивидуальных образовательных маршрутов в лицейской практике обусловливает создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих активное стимулирование у обучающихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.
Работа с учеником по ИОМ состоит из трех частей [11, 14] и включает проектирование, организацию, мониторинг и анализ по следующему алгоритму, представленному в таблице.
Таблица
Алгоритм по составлению ИОМ учащегося
Жизненные планы Виды деятельности ученика
Проектировани е Хочу узнать - научиться-достичь 1. Мотивация к получению новых знаний и умений в рамках будущей профессиональной деятельности. 2. Знакомство с требованиями к выбранной профессии. 1. Научно-исследовательская работа в рамках деятельности научного общества учащихся (НОУ). 2. Решение задач в рамках спецкурса. 3. Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах, проектах различных уровней.
Организация Мои шаги в достижении цели 1. Чтение дополнительной научной литературы по предмету. 2. Занятия на спецкурсе. 3. Работа в НОУ. 4. Участие в проектах, конкурсах различного уровня, научно-практических конференциях. 1. Вовлечение ученика в проектную деятельность. 2. Организационная работа по привлечению ученика к участию в олимпиадах различного уровня. 3. Сопровождение ученика в написании научной работы по предмету. 4. Индивидуальные консультации учителя. 5. Занятия на спецкурсе; 6. Вариативность домашних заданий.
Мониторинг и анализ Узнал - научился - достиг 1. Победы и достижения. 2. Саморефлексия деятельности. 1 .Рефлексия совместной деятельности ученика и педагога в рамках ИОМ. 2. Мониторинг развития интеллектуальных и творческих способностей школьника.
Данный алгоритм успешно апробирован в течение 3 лет с обучающимися МБОУ «Лицей №40» при составлении и реализации индивидуальных образовательных маршрутов для юных географов [3]. ИОМ учащегося складывается из ряда составляющих:
1. Учебная деятельность на уроке, в процессе реализации которой педагогом используются различные образовательные технологии, обучающемуся предлагаются разные способы овладения учебным материалом, создаются условия для самостоятельного выбора им дальнейшей стратегии действий. ИОМ разрабатывается на основе образовательной программы по учебным предметам. Реализация маршрутного обучения школьников происходит в рамках урочной деятельности, а также учителем проводятся индивидуальные консультации, организуется самостоятельная исследовательская деятельность во внеурочное время.
2. В рамках спецкурсов изучаются дополнительные темы, не включенные в базовое содержание учебного предмета. Педагог определяет возможности углубления и расширения содержания изучаемой темы путем рассмотрения понятий, вопросов, типов решения задач и т.д., не предусмотренных школьной программой. Весь дополнительный материал ученик отрабатывает под контролем педагога. Безусловно, ведущая роль принадлежит самостоятельной исследовательской деятельности при освоении дополнительных компетенций. Обязательной составляющей ИОМ является вариативная деятельность при выполнении домашнего задания, учитывающая разные склонности, потребности, интересы учеников.
3. Внеклассная деятельность, в рамках которой, в основном, реализуются проекты, направленные на ознакомление с различной профессиональной деятельностью и знакомство с разными профессиями. Совместными усилиями составляется план деятельности по выполнению различных видов дополнительных работ: исследовательских проектов, заданий, экспериментальной деятельности, написания научных работ, рефератов и т.д. [11].
Для формирования профессиональной мотивации педагог разрабатывает систему творческих заданий (тестов, задач повышенного уровня сложности, заданий олимпиадного характера, презентаций докладов) для самостоятельного освоения учащимися.
В процессе подготовки ИОМ учитель накапливает банк дидактических материалов. Педагог выстраивает собственную методическую систему тьюторского сопровождения ИОМ. Маршрут разрабатывается при поддержке и непосредственном участии родителей обучающегося.
Результаты мониторинга МБОУ «Лицей № 40» г. Нижнего Новгорода свидетельствуют об успешности реализации в практике обучения индивидуальных образовательных маршрутов, позволяющих за счет изменений в организации образовательного процесса более полно учитывать интересы и склонности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Реализуемая модель обучения на основе ИОМ расширяет возможности выбора дальнейшего профиля обучения, будущей профессиональной деятельности [3, 13, 14]. Для учащихся МБОУ «Лицей № 40» использование ИОМ способствует повышению уровня познавательной активности и мотивации, осознанию своих собственных образовательных потребностей и стремлению к их полному удовлетворению.
Выводы: Следовательно, использование ИОМ в практике обучения развивает у школьников умения организовывать свою деятельность: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты, формирует осознанную мотивацию обучающихся к получению актуальных и востребованных на рынке труда профессий.
Литература:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 в последней действующей в 2017 году редакции от 29 июля 2017 г.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г., № 413.
3. Беляева, Т.К. Использование групповых и индивидуальных образовательных маршрутов в работе с одаренными учащимися / Т.К. Беляева, И.Р. Новик, И.А. Воронина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. науч. трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 58. Ч. 2. С. 33-37.
4. Воронина, И.А. Об организации научно-образовательной экспериментальной площадки «Современные методы организации внеклассной работы в средней школе» / И.А. Воронина, И.Р. Новик // Материалы 62 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования». СПб.: РГПУ им. Герцена. 2015. С. 169-172.
5. Воронина, И.А. О профориентационной программе «Химия в моей будущей профессии» для девятиклассников / И.А. Воронина, И.Р. Новик, А.С. Мичурина // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сб. науч. трудов: Ялта: РИО ГПА, 2018. Вып. 59. Ч. 3. С. 191-194.
6. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. М.: Педагогика, 1983. 129 с.
7. Кривдина, И.Ю. Мой образовательный маршрут на педагогической практике по географии / И.Ю. Кривдина, Т.К.Беляева, Н.Н. Ладилова // Учебно-методическое пособие для студентов-географов. Нижний Новгород, 2012. 52 с.
8. Новик, И.Р. Роль профориентации в условиях непрерывности и преемственности образования / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, Е.А. Волкова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Научный журнал: Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 54. Ч. 4. С. 104-110.
9. Новик, И.Р. Роль профориентационных мероприятий для школьников в развитии индивидуальных качеств учащихся/И.Р. Новик, И.А. Воронина, А.В. Сидорова, И.В. Леонова // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Научный журнал: Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 55. Ч. 6. С. 134-142.
10. Новик, И.Р. Формирование у студентов педагогического вуза профессиональной компетентности во время работы с одаренными учащимися Нижегородской области / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, И.А. Воронина, О.А. Савина, А.В. Сидорова // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-5. С. 914-918.
11. Прохорова, М.П. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности / М.П. Прохорова, А.А. Семченко // Вестник Мининского университета. 2017. № 2 (19). С. 4.
12. Резапкина, Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков / Г.В. Резапкина. М.: Генезис, 2007. 128 с.
13. Рузанова, Ю.В. Портфолио ученика как основа построения индивидуального образовательного маршрута / Ю.В. Рузанова, Т.К. Беляева // Орфановские чтения: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 142-146.
14. Рузанова, Ю.В. Реализация предметного образовательного маршрута ученика как основа индивидуализации обучения в современной школе / Ю.В. Рузанова, Т.К. Беляева, Е.Е. Варакина // Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Н.Новгород: Мининский университет, 2016. С. 184-190.
15. Бережная, И.Ф. Педагогическое проектирование индивидуальной траектории профессионального развития будущего специалиста: Автореф. дис... доктора пед. наук: 13.00.08 [Электронный ресурс] / И.Ф. Бережная. М., 2012. URL: http://Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskoe-proektirovanie-individualnoi-traektorii-professionalnogo-razvitiya-budushche#ixzz5TJpRy4jw (дата обращения: 8.10.2018г.)
Педагогика
УДК 378.145
кандидат педагогических наук, доцент Нурутдинова Аида Рустамовна
Учреждение высшего образования Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань); кандидат педагогических наук, доцент Дмитриева Елена Викторовна
Казанский государственный энергетический университет (г. Казань)
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ НА РЫНКЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В России рынок образовательных услуг в целом, перенасыщен предложением и является высококонкурентным. В то же время рынок перспективен и динамично развивается даже в условиях кризиса. Ведь необходимость изучения иностранного языка осознают все. В данной статье приводится современное состояние рынка образовательных услуг по иностранным языкам в Казани, что позволяет получить информацию о предложениях на рынке коммерческих услуг по иностранным языкам, особенностях, преимуществах и недостатках курсов и образовательных программ. Таким образом, анализ предложений на рынке, характер спроса, анализируется представление о развитии рынка дополнительного языкового образования в целом. Владея достаточной информацией, касающейся состояния рынка коммерческих услуг по обучению иностранным языкам дает нам возможность сравнивать ассортимент стоимости предложений и корректировать деятельность с учетом тенденций рынка и запросов потребителя.
Ключевые слова: языковое образование, дополнительное образование, формирование компетенций, иностранные языки, образовательная инфраструктура.
Annotation. In Russia, the educational market as a whole is oversaturated with supply and is highly competitive. At the same time, the market is promising and dynamically developing even in a crisis. After all, everyone is aware of the need to learn a foreign language. This article presents the current state of the market for educational services in foreign languages in Kazan, which makes it possible to obtain information about offers in the market for commercial services in foreign languages, features, advantages and disadvantages of courses and educational programs. Acquiring the sufficient information regarding the market state for the commercial services for teaching foreign languages, we can compare the range of value propositions and adjust activities taking into account market trends and consumer demands.
Keywords: language education, lifelong education, the competences formation, foreign languages, educational