Научная статья на тему 'Развитие профессионольно- познавательной активности студентов вуза как фактор повышения эффективности педагогической деятельности'

Развитие профессионольно- познавательной активности студентов вуза как фактор повышения эффективности педагогической деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДАПТАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATIVE ACTIVITY / ADAPTATION / IS PROFESSIONAL-INFORMATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макадей Л. И.

Автор представил результаты исследования профессионально-познавательной активности студентов вузов в динамике ее изменения с 1-го по 5-й курс, описал критерии и показатели профессионально-познавательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONOLNO-INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL AS THE FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

In article the author has presented results of research of is professional-informative activity of students of high schools in dynamics of its change with 1 on 5 courses, has described criteria and indicators of is professional-informative activity.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионольно- познавательной активности студентов вуза как фактор повышения эффективности педагогической деятельности»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

\ h"iy;i. I i,ii иг проблемы общей психологии

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНОЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.И. МАКАДЕЙ,

кандидат психологических наук, доцент Ставропольского государственного университета Научная специальность: 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

E-mail: makadej@yandex.ru

Аннотация. Автор представил результаты исследования профессионально-познавательной активности студентов вузов в динамике ее изменения с 1-го по 5-й курс, описал критерии и показатели профессионально-познавательной активности.

Ключевые слова: познавательная деятельность, адаптация, профессионально-познавательная деятельность.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONOLNO-INFORMATIVE ACTIVITY OF STUDENTS OF HIGH SCHOOL AS THE FACTOR OF INCREASE OF EFFICIENCY OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

L.I. MAKADEJ,

the candidate of psychological sciences, the senior lecturer of the Stavropol state university

Annotation. In article the author has presented results of research of is professional-informative activity of students of high schools in dynamics of its change with 1 on 5 courses, has described criteria and indicators of is professional-informative activity.

Keywords: informative activity, adaptation, is professional-informative activity.

Психологический анализ учения в высшей школе — это не только практически значимая проблема, связанная с повышением эффективности профессиональной подготовки студентов. Прежде всего, это проблема понимания природы способности человека к обучению. Широкий научный теоретический смысл делает проблему все более актуальной для решения вопроса о том, как противостоять растущему отчуждению человека от лавины усложняющихся знаний, как предупредить отставание темпов индивидуальной социализации и обучения на фоне ускорения роста научных и технических знаний. Для педагогики и психологии эта проблема включена в решение одной из центральных теоретических проблем — взаимосвязи обучения и развития человека.

Студенческий возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех уровней психики. Они определяют направленность ума человека, т.е. формируют склад мышления, который характеризует профессиональную направленность личности. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень общего интеллектуального развития, в частности восприятия, представлений, памяти, мышления, внимания, эрудированности, широты познавательных интересов, уровня владе-

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы общей психологии

ния определенным кругом логических операции. При некотором снижения этого уровня возможна компенсация за счет повышенной мотивации и работоспособности, усидчивости, тщательности и аккуратности в учебной деятельности.

Развитие студента на различных курсах имеет некоторые черты: первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и восприятия. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Третий курс — начало специализации, укрепления интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость специализации приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности. Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации. Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики, для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза — формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Психологическое развитие личности студента — диалектический процесс возникновения и разрушения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой. Б.Г. Ананьев представлял развитие личности как возрастающее по масштабам и уровню интеграции образование подструктур и их усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит параллельный процесс возрастающей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, «разветвление» психических процессов, состояний, свойств). В связи с этим можно выделить три основных типа деятельности и поведения студентов в сфере обучения и познания.

Первый тип личности отличается широким подходом к целям и задачам обучения в вузе. Ин-

тересы студентов сосредоточиваются на области знаний более широкой, чем предусмотрено программой, социальная активность студентов проявляется во всем многообразии форм жизни вуза. Этот тип деятельности ориентирован на широкую специализацию, на разностороннюю профессиональную подготовку.

Второй тип личности отличается четкой ориентацией на узкую специализацию. И здесь познавательная деятельность студентов выходит за рамки учебной программы. Однако если первому типу поведения присуще преодоление рамок программы, так сказать, вширь, то в данном случае этот выход осуществляется вглубь. Система духовных запросов студентов сужена рамками «околопрофессиональных интересов».

Третий тип познавательной деятельности студентов предполагает усвоение знаний и приобретение навыков лишь в границах учебной программы. Этот тип деятельности — наименее творческий, наименее активный — характерен для 26,8% опрошенных студентов. Таким образом, уже в результате самого общего подхода к анализу учебно-познавательной деятельности студентов выделяется три типологические группы, каждая из которых имеет свои модели поведения.

Эффективность обучения зависит от уровня познавательной активности личности в процессе обучения. Несмотря на разработки проблемы, развитие профессионально-познавательной активности студентов еще не стало потребностью значительной части педагогов и самих студентов вузов, что сказывается на результатах подготовки специалистов. Таким образом, наблюдается противоречие между необходимостью развития профессионально-познавательной активности студентов — будущих творческих и деятельных профессионалов и недостаточным реальным использованием данного процесса.

Автор считает, что профессионально-познавательная активность есть не только определенная черта, свойство личности, но и результат, проявление этого свойства на практике, т.е. в деятельности личности.

Уровни развития профессионально-познавательной активности соответственно определяются по критериям и по показателям, характеризующим и оценивающим и качество

54

Вестник Московского университета МВД России

№ 4 / 2011

- -Я. -

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы общей психологии

личности, и ее деятельность. Мы рассматриваем уровни сформированности профессионально-познавательной активности студентов исходя из эмоционально-волевого, личностно-качествен-ного, когнитивного (познавательного), профес-сионально-деятельностного (профессионально-практического) критериев. Показателями профессионально-познавательной активности по эмоционально-волевому критерию являются, по мнению автора, радость, увлеченность, решительность, настойчивость, самоанализ, мобилизация физических и умственных сил в процессе овладения знаниями и способами профессиональной деятельности и в процессе их использования на практике. Показателями личностно-качественного критерия служат энергичность, любознательность, интенсивность, добросовестность, самостоятельность, целенаправленность, целеустремленность, устойчивость внимания, интеллектуальная инициатива, потребность в знаниях, сосредоточенность, упорство в преодолении трудностей. Показатели когнитивного (познавательного) критерия следующие: познавательный интерес, успеваемость по профессионально важным дисциплинам, качество знаний, быстрота (скорость) выполнения различных по характеру заданий, выбор оптимального хода решения заданий, использование дополнительного материала, активность на занятиях.

Показателями профессионально-деятель-ностного критерия могут быть умение решать практические профессиональные задачи, участие в научно-исследовательской работе, способность заменить профессионала на рабочем месте, участие в профессиональных конкурсах, других мероприятиях, поиск дополнительной информации.

Уровни профессионально-познавательной активности отражают изменение характера деятельности субъекта, его способности и желания осваивать многочисленные способы овладения будущей профессией. Разработанные нами критерии и показатели профессионально-познавательной активности позволили определить уровни ее сформированности: низкий, средний и высокий.

Первый (низкий) уровень включает в себя малочисленные моменты проявления положительного отношения к учению и труду; возмо-

жен некоторый (ситуативный и кратковременный) интерес к выбранной профессии; положительная мотивация не сформирована, и активность проявляется лишь по требованию; знания бессистемные, формирование компетенций идет фрагментарно; студент самостоятельно справляется только с заданиями, носящими репродуктивный характер.

Второй (средний) уровень находит свое выражение в проявлении устойчивого интереса к будущей профессии и процессу получения знаний; стремлении к поисковой деятельности, что, в частности, проявляется и в постановке вопросов; студент владеет системой ведущих знаний на уровне оперирования понятиями; основные компетенции сформированы. Эмоционально-волевой сфере присущи такие качества, как исполнительность, старательность, ответственность.

Третий уровень (высокий) характеризуется тем, что деятельность студента отличает устойчивая внутренняя потребность стать профессионалом и выработать свой стиль деятельности; предпочтение отдается процессу самостоятельного добывания знаний, которые носят развивающий характер, отличаются глубиной и научностью, проявляется стремление применить эти знания на практике в целях достижения высоких показателей в рамках овладения профессией. Студент владеет навыками культуры умственного труда, его самостоятельная профессионально-познавательная деятельность характеризуется увлеченностью, инициативностью, энергичностью, решительностью, творческим подходом.

Таким образом, данная система уровней сформированности профессионально-познавательной активности интегративно отражает ее внутреннюю и внешнюю стороны и позволяет диагностировать и целенаправленно управлять активностью студентов в процессе профессионального обучения.

Литература

1. Вербицкий А.А., Платонова Т.А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации. М., 1986.

2. Клименко Т.К. Традиции и инновации в педагогическом образовании // Педагог. 1999. № 7. С. 93.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.