Научная статья на тему 'Развитие профессиональных качеств у студентов технического вуза'

Развитие профессиональных качеств у студентов технического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
131
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / PROFESSIONAL QUALITIES / PROFESSIONAL KNOWLEDGE / PROFESSIONAL SKILLS / VALUABLE ORIENTATIONS / PERSONAL AND CULTURAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юлчиева Зулфизар Нажбуллаевна

В статье раскрываются устойчивые качества личности, возникающие и совершенствующиеся в процессе личностного развития при освоении и осуществлении профессиональной деятельности, способствующие эффективному выполнению деятельности и ее углубленному освоению. Таким образом, процесс формирования профессионально-значимых качеств способствует дальнейшему развитию индивидуальных особенностей личности, становлению жизненных планов, личностного и профессионального определения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL QUALITIES AMONG STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY

The article reveals the stable personality traits that arise and improve in the process of personal development during the development and implementation of professional activities, contributing to the effective implementation of the activity and its in-depth development. Thus, the process of forming professionally significant qualities contributes to the further development of individual personality traits, the establishment of life plans, personal and professional definitions.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных качеств у студентов технического вуза»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА Юлчиева З.Н. Email: Yulchiyeva1163@scientifictext.ru

Юлчиева Зулфизар Нажбуллаевна - доцент, кафедра педагогики и психологии,

Ташкентский государственный технический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье раскрываются устойчивые качества личности, возникающие и совершенствующиеся в процессе личностного развития при освоении и осуществлении профессиональной деятельности, способствующие эффективному выполнению деятельности и ее углубленному освоению. Таким образом, процесс формирования профессионально-значимых качеств способствует дальнейшему развитию индивидуальных особенностей личности, становлению жизненных планов, личностного и профессионального определения.

Ключевые слова: профессиональные качества, профессиональные знания, профессиональные навыки и умения, ценностные ориентации, личностные и культурные ценности.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL QUALITIES AMONG STUDENTS OF A TECHNICAL UNIVERSITY Yulchiyeva Z.N.

Yulchiyeva Zulfizar Najbullayevna - Docent, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY, TASHKENT STATE TECHNICAL UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: the article reveals the stable personality traits that arise and improve in the process of personal development during the development and implementation of professional activities, contributing to the effective implementation of the activity and its in-depth development. Thus, the process of forming professionally significant qualities contributes to the further development of individual personality traits, the establishment of life plans, personal and professional definitions. Keywords: professional qualities, professional knowledge, professional skills, valuable orientations, personal and cultural values.

УДК 378.378.1

Проблема исследования профессионально важных качеств у студентов технического вуза остается актуальной и она заключается в том, что обусловлена изменением профессионально важных качеств будущих специалистов в эпоху становления инновационной педагогики и заключается в необходимости ориентации спец предметов в развитие качеств студентов, необходимых для успешного осуществления инновационной деятельности в условиях рынка. Деятельность специалиста определяется не только его профессиональными знаниями и умениями, но и личностными качествами специалиста и степенью их сформированности. Становление профессионально важных качеств у студентов включает в себя развитие самой личности в процессе образования.

В студенческом возрасте система ценностных ориентаций складывается из совокупности ценностей: общечеловеческих, нравственных, познавательных и профессиональных. Общечеловеческие ценности — это ценности, принятые большинством людей, которые не связывают их с конкретным обществом или культурой. Среди общечеловеческих ценностей выделяют моральные ценности профессионально-трудовые и гностические. Вуз играет немаловажную роль в становлении ценностных ориентаций личности. Становление

71

моральных ценностей студентов возможно через развитие в них гуманизма, честности и достойного отношения к социуму. В период обучения формирование данных ценностей происходит через учебно-воспитательную деятельность вуза. Общечеловеческие ценности устанавливаются и через истинность знаний, то есть через гностические ценности. Профессионально-трудовые ценности, рассматриваемые в контексте общечеловеческих ценностей, способствуют становлению процесса уважительного отношения к результатам труда людей и к своим собственным [1].

Профессионально важные качества студентов технического вуза это инновационное мышление, развитие которого в значительной мере определяет степень развития других его качеств, необходимых для осуществления инновационной деятельности; оно включает осознание определяющей роли технических инноваций в общественном развитии, знание профессиональных основ инновационной деятельности, понимание конкурентного характера развития техники.

Профессионально важные качества - это характеристики специалиста, которые позволяют оценить его готовность к профессиональной деятельности не на основе формальной квалификации или частных и узко предметных компетенций, а сделать это с более широкой точки зрения - с точки зрения важнейших требований, объективно предъявляемых его будущей профессией. Необходимым условием обретения студентом профессионально важных качеств является наличие у него определенного набора компетенций, однако различные компетенции вносят различный вклад в формирование профессионально важных качеств. Тем не менее, набор определенных компетенций обычно обеспечивает формирование тех или иных профессиональных качеств. Это обстоятельство позволяет нам утверждать, что компетентностный подход создает благоприятные условия для развития профессионально важных качеств, а степень развития таких качеств может быть определена на основе набора усвоенных им компетенций. Таким образом, формирование компетенций, отнесенных к тому или иному учебному курсу, служит для студента «ступенями», или «кирпичиками» для процесса развития его профессионально важных качеств в целом.

Под профессионально важными качествами понимают относительно устойчивые качества личности, возникающие и совершенствующиеся в процессе личностного развития при освоении и осуществлении профессиональной деятельности, способствующие эффективному выполнению деятельности и ее углубленному освоению.

Отсутствие профессионально важных качеств не позволяет специалисту успешно решать професиональные задачи и служит системным препятствием для профессионального роста и развития. Взаимосвязь формирования компетенций и профессионально важных качеств мы характеризуем следующим образом: овладение определенными общекультурными и профессиональными компетенциями способствует изменению или появлению определенных профессионально-личностных характеристик (профессионально значимых качеств). И наоборот, развитие у человека определенных профессиональных качеств будет способствовать формированию соответствующих компетенций. Наряду с формированием у студентов технических вузов комплекса необходимых знаний, умений и навыков более широкой и важной целью инновационного инженерного образования становится развитие у них профессионально значимых качеств, требуемых для осуществления инновационно-технической деятельности

Профессионально важные качества - это качества человека, влияющие на эффективность его труда. Они являются предпосылкой профессиональной деятельности, и ее новообразованием, так как совершенствуются, преобразуются в ходе труда.

Профессиональные знания - это совокупность знаний о структуре труда, способах осуществления профессиональной деятельности, о способностях, о мышлении. Из знаний специалист получает эталоны для своего профессионального развития.

Профессиональные навыки и умения - это действия, доведенные до определенного уровня автоматизма, они образуют «техники» в труде специалиста.

Анализируя систему ценностных ориентаций, способствующих процессу формирования профессионально важных качеств у студентов, становится ясно, что профессионально важные качества студента — это качества, предъявляемые обществом к специалистам определенной профессии, влияющие на успешность их деятельности и дающие возможность реализовать себя. Помимо этого, совокупность «знаний» концепции и личностно-деятельной составляющей ведет к становлению гармонично развитой личности, способной отстаивать свои права и свободы.

Таким образом, процесс развития профессионально важных качеств способствует дальнейшему развитию индивидуальных особенностей личности, становлению жизненных планов, личностного и профессионального определения.

Список литературы /References

1. Сластетин В.А., Каширин В.А. Педагогика и психология. Москва. Юрайт, 2013.

2. Кувандикова Г.Г., Юлчиева З.Н. Использование мультимедийных технологий в учебном процессе // Наука и образования сегодня, 2018. № 3 (26). С. 53-54.

3. Кувандикова Г.Г., Хамрокулова Д.Ф., Юлчиева З.Н. Гуманистический подход к процессу индивидуализации обучения // European research. № 1 (24), 2017. С. 74-76.

4. Кувандикова Г.Г., Юлчиева З.Н.Методологические основы использования медиатехнологий в повышении эффективности обучения // Наука, техника и образования, 2019. № 2 (55). С. 49-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.