УДК 159.9
doi:10.52210/2224669X_2021_3_90
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЕЖИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА
Р.М. Холов
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам развития и формирования профессиональной мотивации молодых людей с точки зрения гендерного подхода, причинам тендерных различий в профессиональных потребностях юношей и девушек. Также в статье раскрываются отдельные теоретические аспекты, касающиеся понятий профессиональной мотивации, социального стереотипа и тендерной идентичности.
Ключевые слова: мотивация, студент, мотив, тендер, профессия, различия, причина.
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL MOTIVATION AMONG YOUTH FROM THE GENDER PERSPECTIVE
R.M. Kholov
Abstract. This article is devoted to the development and formation of professional motivation among young people based on the gender approach. This study analyzes the reasons for gender differences in the professional needs of boys and girls, and also reveals certain theoretical aspects regarding the concepts of professional motivation, social stereotype and gender identity.
Keywords: motivation, student, motive, gender, profession, differences, reason.
В современном российском обществе существует особая потребность в новом понимании проблемы профессиональной мотивации молодежи, которую следует рассматривать как массовое, а не экстраординарное явление. Источники профессиональной мотивации связаны с развитием и углублением разделения труда в той или иной стране или районе [9].
Остановимся на определении профессиональной мотивации.
Профессиональная мотивация - это стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности.
Н.С. Пряжников акцентирует внимание на невозможности дальнейшего развития общества без особого внимания к проблеме профессиональной мотивации молодого поколения [8, с. 29]. Эта проблема в настоящее время особенно актуальна по нескольким причинам. С одной стороны, количество обученных специалистов, работающих в профессиональной области, которую они осваивают в университетах и средних школах, становится все меньше и меньше. После окончания учебы многие молодые люди сталкиваются с проблемой: «Куда пойти на работу?».
Для большинства студентов целью обучения в университете было получение университетского диплома, а не работа, которую они хотели бы освоить. Отсутствие профессиональной мотивации приводит к снижению уровня подготовки и нежеланию осваивать необходимые знания, так как они больше не будут полезны в дальнейшей жизни. В результате общество получает плохо подготовленных, в большинстве случаев, специалистов, которые работают вне профессии.
Студент должен более или менее ясно видеть, что происходит с общественным производством, профессиями и областями не в теории, а на практике. Поэтому, если у учащегося нет
мотивации учиться, независимо от того, какие успешные современные технологии и методы используются, его будет сложно чему-то научить. С другой стороны, человек в современном обществе в рыночной экономике должен быть готов изменить свою работу по объективным причинам из-за чрезвычайно высокой мобильности среды. В этих условиях он должен получить базовую профессиональную подготовку, которая позволяет ему относительно легко осваивать новые профессии или расширять сферу своей профессиональной деятельности на протяжении всей своей жизни. Современные высокотехнологичные отрасли сочетают в себе профессиональную деятельность специалиста. Вместо термина «профессионализм» все чаще используются термины «образование» и «компетентность» [10, с. 108].
В отечественной науке накоплен богатый опыт в области теории профессиональной мотивации студентов, который во многом сформировал современные подходы к этой проблеме. Это классическое исследование в области профориентации Е.А. Климова, А.Е. Голомшток, Л.А. Йовайши, С.Н. Чистякова, теория и методология социальной работы Р. Атаханова, М.А. Галагузова, В.И. Загвязинского, С.А. Маврина, И.А. Маврина и др. Работы А. Маслоу, Дж. Голландца, Э. Берна, Д. Супер, Э. Гинзберга и др. особенно актуальны среди зарубежных исследователей в области профессиональной мотивации [6, с. 57].
Существует два подхода к социально-психологическим исследованиям профессиональной мотивации студентов. Первый рассматривает мотивацию как естественный процесс, который происходит на определенной стадии онтогенеза и существует как новообразование личности старшего школьного возраста.
С.П. Крягжде утверждает, что на начальных этапах профессиональной мотивации она имеет двойственный характер: либо выбран конкретный вуз, либо только направление, либо профессионально-техническое училище. Если профессиональная мотивация еще не сформирована, молодой человек использует обобщенную версию, которая откладывает его спецификацию на будущее. Профессиональная мотивация неразрывно связано с такой важной характеристикой молодежи, как стремление к будущему, с уверенностью в себе как с членом общества, с необходимостью решать проблемы своего будущего [12, с. 87].
Второй подход анализирует профессиональную мотивацию как искусственно организованный процесс, который встроен в конкретную практику - профессиональное консультирование
- и только становится значимым и ценным в этом контексте. Этот подход включает классические исследования в области профессиональной мотивации Е.А. Климова, А.Е. Голомсток.
Существуют определенные личные требования к профессиональной мотивации, которые являются структурными элементами личности. Весь комплекс основных личных требований для самоопределения можно свести к двум основным группам:
- личные качества, которые могут успешно решить проблему выбора профессии, но непосредственно не вовлечены в активацию этого процесса (волевые качества, трудолюбие, наличие определенного трудового и жизненного опыта, общий уровень зрелости человека);
- различные личностные компоненты, которые активируют процесс профессиональной мотивации и определяют избирательность реакции (необходимость профессионального самоопределения, образовательные и профессиональные интересы и тенденции, убеждения и взгляды, ценности и идеалы, представления о жизненных ценностях).
Для студента результатом профессиональной мотивации в более старшем возрасте является относительно определенный, эмоционально позитивный и реалистичный план. Это обеспечивает как минимум следующие этапы на профессиональном пути: выбор формы профессионального обучения, учебного заведения.
Важнейшим показателем эффективности модернизации отечественного образования, согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», является успешность професси-
ональной ориентации. Профессиональная мотивация рассматривается как самостоятельная система, имеющая сложный, многоуровневый, межведомственный характер. В современных образовательных организациях основополагающей задачей является оказание студентам психолого-педагогической, информационной, практической и деятельностной поддержки в формировании собственной позиции в профессиональной мотивации.
Поскольку мотивация определяется системой последовательных действий, направленных на выработку и реализацию предложений по вопросам самоопределения человека в профессиональной деятельности, то, будучи весьма емким процессом, она предполагает цепочку взаимодополняющих шагов по профессиональной мотивации:
1. Овладение всеми видами профессий с психологической стороны: профессии классифицируются исходя из определенных потребностей субъекта и объекта рынка труда.
2. Образование с профессиональной стороны: необходимо развивать интересы, способности, личностные качества в различных сферах деятельности.
3. Профессиональное образование: обеспечить формирование знаний о профессиях и о том, как правильно их выбирать.
4. Профессиональные консультации: они включают в себя психологические, образовательные и медицинские мероприятия по изучению и оценке способностей людей, чтобы облегчить им выбор профессии.
5. Адаптация: создание необходимых условий, подготовленных морально-психологическим состоянием человека в условиях выхода на работу.
Профессиональная мотивация предполагает реализацию следующих функций (как индивидуальных, так и социальных):
1. Общественная или социальная, предполагает процесс усвоения молодым поколением существующей системы.
2. Психологическая/педагогическая - выявляет и формирует интересы, склонности, личные особенности, оказывает помощь в выборе профессий.
3. Медицинская (физиологические аспекты) - выявляет ограничения по состоянию здоровья в выборе определенной профессии и сферы деятельности, а также способствует возможной корректировке профессиональных возможностей с учетом физиологических особенностей человека.
Формирование мотивов обучения студентов в вузе - это создание условий для появления внутренних побуждений к обучению. Важнейшей задачей вузовского образования в БГУ является развитие стремления личности обучаться всю жизнь, обновляя и совершенствуя полученные знания, умения и навыки применительно к изменяющимся условиям.
В исследовательской литературе, которая посвящена анализу типологических особенностей жизненных стратегий молодых людей, можно выделить отдельную подгруппу исследований, в которых анализируется мотивационная сфера в области профессионального самоопределения.
Н.Д. Сорокина осуществляет попытку разработать типологию студентов в соответствии с жизненными стратегиями, ценностными установками, соотнеся последние с профессиональными функциями. Ею выделены следующие пять типов:
- доминирующая жизненная стратегия - успех в жизни;
- стремление стать высокообразованным, культурным человеком;
- стремление к материальной обеспеченности;
- стремление иметь профессию;
- достижение определенного социального статуса [11, с. 116].
Многие исследователи отмечают, что профессиональные мотивы молодого специалиста напрямую зависят от его материальных потребностей. Кроме того, от мотивации молодого специалиста зависит и его потенциальный профессионализм.
Профессиональный выбор, который осуществляется личностью в процессе анализа внутренних ресурсов при помощи соотнесения их с профессиональными требованиями, -основа самоутверждения личности в обществе. Профессиональный выбор с точки зрения психологического плана является двухаспектным явлением:
Первый аспект раскрывает субъект выбора, то есть того, кто выбирает профессию. Второй аспект раскрывает объект выбора - профессию, которую выбирают.
Субъект и объект выбора обусловливают неоднозначность профессионального выбора, что объясняется множеством характеристик, которыми обладают субъект и объект выбора.
Выбор профессии - это не одномоментный акт.Он состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. При этом продолжительность этапов зависит как от внешних условий, так и от индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии, в том числе и гендерных.
Сегодня гендерные характеристики старшеклассников практически игнорируются, несмотря на то, что данное явление оказывает существенное влияние на формирование внутренней готовности к сознательному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив профессионального, личностного и жизненного самоопределения выпускников.
Процесс формирования профессиональной мотивации протекает более эффективно, если учитывать многовариантное влияние факторов биологического и социального гендера, психолого-педагогические аспекты процессов гендерной социализации старшеклассников.
В любом обществе существует разделение труда между мужчинами и женщинами, конкретные виды деятельности и социальные функции для мужчин и женщин, а также социальные нормы, определяющие, что мужчины и женщины должны или не должны делать. Развитое общественное производство и возросшая социальная мобильность расширили сферу и объем индивидуального выбора.
Так, Н.С. Пряжников утверждает, что особенностью этого времени была проблема свободы выбора, которая фактически встала перед значительными массами людей. Поэтому важно понять, что изменилось в человеке и в обществе к этому времени, и чем сегодня руководствуются школьники при выборе профессии [8, с. 67].
Старшеклассник по окончании школы сталкивается с очень сложным выбором, который должен быть продуман заранее и делаться максимально самостоятельно - это выбор профессии, выбор своего профессионального пути.
В наш демократический век кажется, что разграничительные линии между мужчиной и женщиной почти исчезли, в том числе и в профессиональном плане. Ученые установили, что у каждого человека есть два типа гендера: биологический пол (sex) - совокупность ана-томо-физиологических характеристик, и социокультурный гендер (gender) - совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает людям выполнять в зависимости от их биологического пола.
М.Л. Бутовская указывает на разницу понятий «гендерная роль» и «гендерная идентичность»: «Гендерная роль - это совокупность социальных норм, определяющих, какие виды поведения считаются допустимыми, подходящими или желательными для человека в зависимости от его гендерной принадлежности» [13, с. 138]; «Гендерная идентичность -внутреннее самоощущение человека как представителя того или иного гендера, гендерная идентичность не обязательно совпадает с приписанным при рождении полом» [7, с. 1].
Важно определить константы мужской идентичности, такие как, например, профессиональная мотивация, необходимость отличаться от женщин, эмоциональное нежелание
и финансовая жизнеспособность. И.С. Клецина в женской идентичности подчеркивает отношение к материнству, стремление быть хорошей домохозяйкой, отношение к эмоциональной близости и отношение к привлекательной внешности.
Можно выделить две основные позиции относительно того, существуют ли различия между мужчиной и женщиной. Согласно первой, единственное четкое биологическое различие между полами заключается в их роли в воспроизводстве, и что именно общество делает человека представителем определенного пола посредством социализации, разделения труда, культурных ценностей и норм. Такие идеи и примеры приводятся в работе Шена Берна «Гендерная психология»: с рождения для ребенка выбирается определенный цвет одежды, колясок, постельного белья и другой утвари, покупаются игрушки, и все это делается с учетом пола [1, с. 67].
Тем не менее, существуют другие исследования в этой области, основанные на нейро-биологии и эмпирических исследованиях поведения. Моир и Джессел утверждают, что мозг младенцев отличается биологическим полом от рождения и по-разному взаимодействует с миром, и что эти различия вызваны гормонами. Значительные качественные различия отражаются в интеллекте, эмоциях, сексуальных потребностях, межличностных отношениях, профессиональном поведении и многом другом. В последнем выяснилось, что мужской мозг более запрограммирован на карьеру и успех. Основная идея этого исследования - принять различия, чтобы понять и понять особенности мозга у представителей разных полов.
Современная гендерная теория основана на идее, что важны не биологические или физические различия между мужчинами и женщинами, а культурная и социальная важность, которую общество придает этим различиям. Если мы посмотрим на молодых людей в возрасте от 17 до 18 лет, которые принимают самое важное решение в своей жизни, то, конечно, общество является одним из основных факторов, влияющих на этот выбор (из-за взглядов, традиций, стереотипов, норм) [1, с. 67]. В контексте данного исследования описаны именно конструируемые обществом представления об идентичности, а не личное мнение автора о женских и мужских ролях.
Понятие «социальный стереотип» было введено в научное применение В. Липпманом, который рассматривал стереотипирование (общую категоризацию) как единственный способ восприятия человеком бесконечного разнообразия мира [5, с. 93]. По словам В. Липпмана, стереотип служит стабильным упорядоченным изображением, или схемой, или моделью упорядочения, а также экономит усилия при оценке новых, особенно высокодинамичных ситуаций, и при «маркировке мира». Последнее означает, что мы используем стереотипы в наших головах, чтобы сформировать образ мира, в котором мы живем и в котором действуем - переводя свои предпочтения во внешний мир, утверждая себя, определяя групповые ценности, отстаивая групповые интересы и отстаивая наши права и т.д. Встреча существующего мировоззрения с происходящим или опасность нарушения этого изображения вызывают соответствующие эмоциональные реакции. Поэтому характеристиками стереотипов являются их согласованность (внутри- и межличностные), личностная и групповая стабильность (пол, возраст, этническая принадлежность и т.д.).
Д.В. Воронцов определяет гендерные стереотипы как устойчивые, повторяющиеся, общепринятые представления (мнения) о месте и роли того или другого пола в обществе [3, с. 85].
Эти стереотипы могут негативно влиять на профессиональную мотивацию молодежи, дезориентировать и препятствовать развитию личности в будущем, если их личные качества, такие как склонности, интересы и ориентация, противоречат принятым в обществе гендер-ным ролям.
У современной молодежи преобладают профессиональные и активные аспекты, а также социальные и психологические у девушек. Кроме того, мотивация мужчин возрастает с воз-
растом, а мотивация женщин снижается, когда они пытаются сохранить свои традиционные гендерные роли в воспитании детей и внуков. Существуют разные тенденции в мотивации: мужчины часто работают в ситуациях нестабильности и риска, в заработной плате имеют перспективы и приоритет; женщины больше боятся увольнения и нестабильности и предпочитают хорошие командные отношения чаще, чем мужчины.
Как отмечает И.А. Ковалева, «отмечается, что мальчики интересуются работой, которая связана с приключениями и требует достижений и физической активности. Они предпочитают работать на открытом воздухе, связаны с механизмами и инструментами и заинтересованы в науке, физических явлениях и изобретениях. Напротив, девочки стремятся заниматься эстетической профессией, сидеть дома, помогать нуждающимся и беззащитным».
В своем исследовании И.М. Козина отражает данные, полученные в результате социологического опроса: «мужской» образ профессии связан с тяжелым физическим трудом, риском, ответственностью, работой с машинами, «женский» - с социальной сферой, детьми, офисная работой.
Причинами гендерных различий в профессиональных потребностях юношей и девушек является ряд обстоятельств: наличие стереотипов о существовании профессий, которые в первую очередь ориентированы на мужчин или женщин; укоренившиеся стереотипы о существовании традиционно «мужских» и «женских» профессий; слабая осведомленность о содержании и реальной востребованности профессий на рынке труда, а также отсутствие четко осознанных профессиональных потребностей, что приводит к выбору «нехарактерных» для их пола профессий.
Гендерные различия в профессиональных потребностях обусловлены несоответствием между опытом, существованием определенных традиций и многовековым распределением социальных ролей между мужчинами (лидером, кормильцем, защитником) и женщинами (домохозяйкой, родителем и опекуном детей, няньками, музами), что культивируется в обществе и прививается мальчиками и девочкам.
Ю.В. Кобазова и ряд других авторов показывают, насколько важен этот факт для профессиональной мотивации студентов, которые подтверждают позицию, согласно которой социализация является одним из основных факторов профессиональной идентичности в позднем подростковом и раннем подростковом возрасте, и что большинство оппонентов выбирают профессию в соответствии со своей гендерной ролью [2, с. 41].
Потребностная сфера молодых студентов становится все менее отчетливо осознаваемой, а ее роль в выборе профессии ослабевает. Мнение о том, что гендерная разница в профессиональных возможностях обусловлена главным образом различной предрасположенностью мужского и женского менталитета к различным видам трудовой деятельности, является социальным стереотипом. Согласно результатам исследований, мужчины характеризуются инженерным и техническими типами профессий. С другой стороны, женщины более склонны заниматься социально-гуманитарными видами труда, которые чаще всего носят национально-специфический характер (обусловленный культурными, политическими, социальными и экономическими особенностями различных стран). Но именно эти профессии наименее востребованы на рынке труда, особенно в условиях экономического кризиса.
В настоящее время основным критерием выбора профессии все чаще становятся не потребности, интересы, желания подростков, а их навыки (собранные баллы ЕГЭ, конкурс на поступление в университет, наличие финансовых ресурсов у родителей, способность будущих студентов и т.д.), но поскольку возможности юношей и девушек явно различны, они выбирают разные профессии.
Существуют также внешние факторы, которые определяют гендерные различия в выборе профессии, учитывают их в той или иной степени и влияют на выбор. В период экономиче-
ского кризиса характер спроса на различные профессии на рынке труда резко меняется: спрос на специальности в государственном секторе, сфере услуг, торговле и финансах уменьшается, а спрос на инженерные и рабочие места увеличивается.
Дисбаланс между полами наблюдается в их занятости. Ситуация усугубляется тем фактом, что в последние десятилетия большое количество университетов на рынке образовательных услуг готовили специалистов в области бухгалтерского учета, юриспруденции, управления и финансов, главным образом с акцентом на девушек. Эта прогрессивность была вызвана, с одной стороны, стремлением высшего образования удовлетворить спрос на кадры для стран с формирующейся рыночной экономикой, а с другой стороны, оно не требовало прочной учебно-материальной базы, высококвалифицированных профессоров и преподавателей и специальной подготовки для соискателей.
Во-первых, рабочие места, которые девушки выбирают чаще всего, составляют основу государственного сектора страны (образование, здравоохранение, социальная защита, культура и т.д.), спрос на который, несмотря на его социальную значимость, значительно снижается во времена кризиса. Причина падения спроса заключается в том, что государство в настоящее время вводит различные ограничения на количество работников и уровень их заработной платы в этой области, а иногда даже отменяет целые социальные институты. Во-вторых, выпускники университетов обоих полов конкурируют за рабочие места на рынке труда, а в рыночных условиях «покупатель» труда волен выбирать тот «продукт», который ему подходит.
Поэтому крайне важно формировать и развивать профессиональную мотивацию, основанную на гендерном подходе, начиная с учеников начальной школы. Это позволит учителям и наставникам освободиться от иллюзий полного равенства молодежи, выровнять их профессиональные потребности и возможности, что поможет надлежащим образом мотивировать профессиональные решения и создать индивидуальный образовательный путь для всех, эффективно разработать процесс профориентации и способствовать оптимальному решению основного противоречия между потребностями и потребностями, навыками личности и государства.
Библиографический список
1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2014.
2. Быков С.В. Пропедевтические основы выбора профессии в современной образовательной системе // Современная педагогическая наука и образование в России: наследие, традиции, прогнозы: сборник материалов международной научно-практической конференции. Казань, 2016.
3. ВоронцовД.В. Гендерная социализация // Гендерная психология: хрестоматия. Иркутск, 2010.
4. Заболоцкий В.И. Как помочь школьникам с выбором будущей профессии? // Проблемы и перспективы развития гуманитарных и социально-экономических наук»: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Белгород, 2017.
5. Липпман У. Общественное мнение. М., 2004.
6. Панина С.В. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: учебник и практикум для академического бакалавриата. М., 2018.
7. Простотина Ю.В. Гендерные стереотипы: формирование и детерминанты. // Социодинамика. 2017. № 3.
8. ПряжниковН.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М., 2012.
9. Росстат. URL: https://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d04/34.htm (дата обращения: 23.09.2021).
10. Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности. СПб., 2014.
11. Сорокина Н.Д. Перемены в образовании и динамика жизненных стратегий студентов // Социологические исследования. 2003. № 10.
12. Технологии социальной работы с молодежью: учебное пособие / под ред., В.М. Басова. М., 2018.
13. ФоминВ.Н., ГладковаИ.А. Гендерные особенности профессионального самоопределения учащейся молодежи // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 8.
14. Шаповалова В.С. Профессиональное самоопределение школьников: теория, история, практика. М., 2018.
Р.М. Холов
аспирант
Московский информационно-технологический университет - Московский архитектурно-строительный институт E-mail: [email protected]