Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ БЕЛАРУСИК ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ БЕЛАРУСИК ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
функциональная грамотность / профессиональная компетентность / музыкальное образование / искусство / интегрированный подход / functional literacy / professional competence / music education / art / integrated approach

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татьяна Семеновна Богданова, Светлана Михайловна Кобачевская, Наталия Юрьевна Перевышина

Формирование функциональной грамотности обучающихся в области музыкального искусства обусловливает необходимость реализации компетентностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов. В данной статье профессиональная компетентность рассматривается как интегративное понятие, включающее комплекс психологопедагогических и музыкальных знаний, умений и навыков, а также профессионально-значимых личностных качеств учителя музыки. Целью исследования является определение педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития профессиональной компетентности у студентов к формированию функциональной грамотности обучающихся в области музыкального искусства. Задачами исследования явились разработка комплекса специальных профессиональных компетенций, направленных на формирование функциональной грамотности студентов в различных направлениях профессиональной деятельности; определение этапов формирования функциональной грамотности школьников в системе общего среднего образования и выявление специфики подготовки педагогических кадров. В результате исследования доказано, что основой формирования профессиональной компетентности выступают практико-ориентированные и интерактивные технологии музыкального образования, содержательно интегрированные с дисциплинами психолого-педагогического цикла. Функциональная грамотность в области музыкального искусства рассматривается в контексте содержания профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов, которая обеспечит их успешную самореализацию в профессионально-педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татьяна Семеновна Богданова, Светлана Михайловна Кобачевская, Наталия Юрьевна Перевышина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES OF BELARUS TO THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN THROUGH THE MEANS OF MUSICAL ART

The formation of functional literacy of students in the field of musical art necessitates the implementation of a competency-oriented approach to the professional training of future music teachers. In this article, professional competence is considered as an integrative concept, including a complex of psychological, pedagogical and musical knowledge, skills, as well as professionally significant personal qualities of a music teacher. The purpose of the study is to determine pedagogical conditions that contribute to increasing the effectiveness of the development of professional competence in students towards the formation of functional literacy of students in the field of musical art. The objectives of the study were to develop a set of special professional competencies aimed at developing students’ functional literacy in various areas of professional activity; determination of the stages of formation of functional literacy of schoolchildren in the system of general secondary education and identification of the specifics of training teaching staff. As a result of the study, it was proven that the basis for the formation of professional competence is practice-oriented and interactive technologies of music education, meaningfully integrated with the disciplines of the psychological and pedagogical cycle. Functional literacy in the field of musical art is considered in the context of the content of professional training of future music teachers, which will ensure their successful self-realization in professional teaching activities

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ БЕЛАРУСИК ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА»

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 378.637(476):372.878 ББК 74.489.85:85.31 Б 73

DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-96-104

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ БЕЛАРУСИК ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

(Рецензирована)

Татьяна Семеновна БОГДАНОВА

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Минск, Республика Беларусь

bogdanova0106@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-5384-7646 Светлана Михайловна КОБАЧЕВСКАЯ

Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», Минск, Республика Беларусь

kobach@bk. ru, https://orcid. org/0000-0001 -7236-6974 Наталия Юрьевна ПЕРЕВЫШИНА

Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург, Россия nperevyshina@mail.ru, https://orcid. org/ 0009-0004-2342-0793

Аннотация. Формирование функциональной грамотности обучающихся в области музыкального искусства обусловливает необходимость реализации компетентностно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущих педагогов-музыкантов. В данной статье профессиональная компетентность рассматривается как интегративное понятие, включающее комплекс психолого-педагогических и музыкальных знаний, умений и навыков, а также профессионально-значимых личностных качеств учителя музыки. Целью исследования является определение педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития профессиональной компетентности у студентов к формированию функциональной грамотности обучающихся в области музыкального искусства.

Задачами исследования явились разработка комплекса специальных профессиональных компетенций, направленных на формирование функциональной грамотности студентов в различных направлениях профессиональной деятельности; определение этапов формирования функциональной грамотности школьников в системе общего среднего образования и выявление специфики подготовки педагогических кадров. В результате исследования доказано, что основой формирования профессиональной компетентности выступают практико-ориентированные и интерактивные технологии музыкального образования, содержательно интегрированные

с дисциплинами психолого-педагогического цикла. Функциональная грамотность в области музыкального искусства рассматривается в контексте содержания профессиональной подготовки будущих педагогов-музыкантов, которая обеспечит их успешную самореализацию в профессионально-педагогической деятельности.

Ключевые слова: функциональная грамотность, профессиональная компетентность, музыкальное образование, искусство, интегрированный подход.

Для цитирования: Богданова Т.С., Кобачевская С.М., Перевышина Н.Ю. Развитие профессиональной компетентности студентов педагогических университетов Беларуси к формированию функциональной грамотности школьников средствами музыкального искусства // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 4(328). С. 96-104. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-96-104.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES

OF BELARUS TO THE FORMATION OF FUNCTIONAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN THROUGH THE MEANS OF MUSICAL ART

Tatyana S. BOGDANOVA

Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk, Belarus

bogdanova0106@mail.ru, https://orcid.org/0009-0002-5384-7646

Svetlana M. KOBACHEVSKAYA

Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank, Minsk, Belarus

kobach@bk. ru, https://orcid. org/0000-0001 -7236-6974

Natalya Yu. PEREVYSHINA

Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia

nperevyshina@mail.ru, https://orcid. org/ 0009-0004-2342-0793

Abstract. The formation of functional literacy of students in the field of musical art necessitates the implementation of a competency-oriented approach to the professional training of future music teachers. In this article, professional competence is considered as an integrative concept, including a complex of psychological, pedagogical and musical knowledge, skills, as well as professionally significant personal qualities of a music teacher. The purpose of the study is to determine pedagogical conditions that contribute to increasing the effectiveness of the development of professional competence in students towards the formation of functional literacy of students in the field of musical art.

The objectives of the study were to develop a set of special professional competencies aimed at developing students' functional literacy in various areas of professional activity; determination of the stages of formation of functional literacy of schoolchildren in the system of general secondary education and identification of the specifics of training teaching staff. As a result of the study, it was proven that the basis for the formation of professional competence is practice-oriented and interactive technologies of music education, meaningfully integrated with the disciplines of the psychological and pedagogical cycle. Functional literacy in the field of musical art is considered in the context of the content of professional training of future music teachers, which will ensure their successful self-realization in professional teaching activities.

Keywords: functional literacy, professional competence, music education, art, integrated approach.

For citation: Bogdanova T.S., Kobachevskaya S.M., Perevyshina N.Yu. Development of professional competence of students of pedagogical universities of Belarus to the formation of functional literacy of schoolchildren through the means of musical art // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Issue 4 (328). P. 96-104. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-96-104.

В ситуации стремительного развития современного общества большие изменения претерпевает система образования. Постоянное обновление и модернизация содержания и качества общего среднего и высшего образования требует новых

подходов к разработке образовательных стандартов, совершенствованию содержания образовательных программ, внедрению передовых педагогических технологий, направленных на реализацию стратегических целей и задач государственной образовательной политики, в т.ч. в области формирования у обучающихся функциональной грамотности.

Развитие профессиональной компетентности педагога-музыканта, обеспечивающей реализацию педагогического процесса по формированию функциональной грамотности учащихся в области музыкального искусства, является одной из приоритетных задач педагогики музыкального образования (М.И. Гаврилова, A.M. Го-реев, И.Н. Одарич и др.) [1-2].

Проблема реализации компетентностного подхода к профессиональной подготовке педагогов-музыкантов по формированию функциональной грамотности обучающихся в области музыкального искусства обусловлена необходимостью разрешения следующих противоречий:

— между потребностью развития функциональной грамотности учащихся как условия их успешной социализации и адаптации в обществе и отсутствием у учителей готовности для решения этой проблемы;

— между разработанностью вопросов формирования функциональной грамотности школьников в педагогических исследованиях и их недостаточной разработанностью в области педагогики музыкального образования;

— между необходимостью повышения профессиональной компетентности учителя музыки в развитии функциональной грамотности учащихся и недостаточной разработанностью этой проблемы в педагогике музыкального образования.

Анализ педагогических исследований (Н.Ф. Виноградова, О.Л. Жук, Е.Э. Ко-чурова, М.И. Кузнецова, Л.Ю. Панарина и др.) свидетельствует о том, что эффективность развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности школьников обеспечивается при соблюдении следующих условий [3-5]:

— необходимости трактовать функциональную грамотность учащихся как базовый уровень образованности учащихся, характеризующий степень овладения способами работы с информацией и позволяющий решать реальные жизненные проблемы, адаптироваться к внешнему миру;

— дополнения содержания понятия профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся когнитивным, операционально-технологическим и личностным компонентами, опирающимися на функциональную грамотность ученика;

— разработки, обоснования и апробации интерактивной технологии развития профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся;

— выявления совокупности организационно-педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной компетентности учителя по формированию функциональной грамотности учащихся.

Процесс развития профессиональной компетентности учителя музыки для общего среднего образования включает совершенствование всех структурно-содержательных компонентов профессиональной подготовки студентов, содержание индикаторов и дескрипторов которых проектируется в контексте современных представлений о сущности, содержании и структуре функциональной грамотности школьников.

Профессиональная компетентность учителя музыки в области формирования функциональной грамотности учащихся нами рассматривается как интегративное

понятие, включающее комплекс психолого-педагогических и музыкальных знаний, умений и навыков, а также профессионально-значимых личностных качеств.

Использование практико-ориентированного подхода к профессиональной подготовке учителя музыки способствует достижению эффективного результата в овладении студентами универсальными, базовыми профессиональными и специальными профессиональными компетенциями, позволяющими формировать у учащихся комплекс знаний, умений, навыков и способов творческой деятельности, позволяющих успешно адаптироваться и полноценно функционировать в современном обществе.

В качестве основы формирования профессиональной компетентности учителя выступают интерактивные технологии преподавания учебных дисциплин, опирающиеся на развитие потенциальных личностных и творческих возможностей каждого обучающегося, взаимодействие и интеграцию усилий всех участников образовательного процесса.

Таким образом, сущностные характеристики определения «профессиональная компетентность» связаны с конкретной областью профессиональной деятельности, приобретенными в процессе профессиональной подготовки знаниями, умениями, навыками и практическим опытом работы.

В современных психолого-педагогических исследованиях дефиниции понятия «профессиональная компетентность» рассматриваются в контексте проявления личностных качеств, характеризующих широту знаний, осведомленность и авторитетность педагога в конкретном виде профессиональной деятельности (В.Н. Введенский, О.Я. Жук) [3, б].

Уровень функциональной грамотности в рамках компетентностного подхода отражает сформированность умений действовать в рамках принятых норм, правил и инструкций, характеризуется способностью решать стандартные и нестандартные учебные и жизненные задачи, связанные с реализацией учебных и социальных функций человека. В связи с этим в педагогике большое значение уделяется разработке учебно-методического обеспечения реализации практико-ориентиро-ванного подхода на всех уровнях образования.

Под функциональной грамотностью в области музыкальной культуры понимается способность обучающихся к восприятию и осмыслению произведений искусства, а также использование их ценностно-смыслового содержания для достижения собственных образовательных целей, использования приобретенных знаний, умений и навыков для активного участия в культурной жизни общества (Т.С. Богданова, С.М. Кобачевская) [7-10].

По нашему мнению, развитие функциональной грамотности в области музыкальной культуры обучающихся характеризуется следующими этапами:

— восприятие несложных музыкальных произведений, связанных с повседневной жизнью человека;

— получение элементарного музыкального образования, способствующего приобретению первоначального минимального уровня музыкальной грамотности;

— расширение объема функциональной грамотности, позволяющего свободно использовать музыкальные знания, умения и навыки восприятия музыкальных произведений для поиска и получения нужной информации в сфере музыкальной культуры;

— готовность личности к социальной адаптации посредством осознания взаимосвязи музыкального образования и его роли в жизни человека;

— получение широкого доступа в мир музыкального образования и искусства.

Функциональная грамотность в области музыкальной культуры предусматривает уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий успешное функционирование личности в системе социальных отношений для осуществления жизнедеятельности в конкретной культурной среде. Функционально грамотная личность свободно ориентируется в окружающем мире и действует в соответствии с общественными ценностями, культурными и национальными традициями и собственными интересами. Функционально грамотному человеку присущи следующие личностные качества: самостоятельность, стремление к познанию и умение осуществлять коммуникацию в пол и культурной среде.

Профессиональные компетенции, характеризующие функционально грамотного человека, связаны с наличием способностей видеть возникающие проблемы и искать пути их решения; выбирать и использовать различные технологии для получения устойчивого результата в профессиональной деятельности; осуществлять профессиональное самообразование на протяжении всей своей жизни.

Профессионализм, с точки зрения общих подходов к определению понятия в психолого-педагогических исследованиях, подразумевает систематическое и эффективное выполнение профессиональной деятельности на высоком творческом уровне. Профессионализм учителя музыки связан с развитым мировоззрением, которое не ограничивается усвоенным объемом знаний, умений и навыков в области музыкального образования, а определяется культурным уровнем развития и отношением к трудовой деятельности.

К изучению проблем формирования и совершенствования профессиональной компетентности учителя в системе высшего профессионального образования обращались многие исследователи. Проблема профессиональной подготовки учителя музыки достаточно широко освещена в работах Э.Б. Абдуллина, Е.К. Николаевой, Г.П. Сергеевой и др. [7, 11].

Профессиональная компетентность рассматривается как интегративное качество личности человека, включающее систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определенного вида профессиональной деятельности [8]. Проанализировав и обобщив научные точки зрения исследователей, характеризующие сущность определения «профессиональная компетентность», мы выяснили, что данное понятие можно отнести ко всем направлениям профессиональной подготовки педагога-музыканта. В то же время профессиональная компетентность учителя музыки носит специфический характер. Эта специфика обусловлена особенностями изучения музыки как вида искусства и преподавания музыки как учебного предмета. Существующая в настоящее время система подготовки педагога-музыканта сложилась под влиянием системы обучения в творческих вузах (академия музыки, консерватория, университет культуры и искусства), направленной на узкоспециальную подготовку студента как исполнителя, концертмейстера или солиста, а также преподавателя отдельных исполнительских или теоретических дисциплин в детских школах искусств и средних специальных учебных заведениях.

Профессиональная подготовка педагога-музыканта на музыкальных факультетах и факультетах эстетического образования педагогических вузов Республики Беларусь осуществляется в рамках подготовки преподавателя, педагога-музыканта для учреждений общего среднего и дополнительного образования. Наличие педагогических способностей, интегрированных в контекст специальных музыкальных способностей (музыкальность, артистичность, креативность, владение голосом, музыкальным инструментом, дирижерской техникой и др.), является основой формирования профессиональной компетентности будущего педагога-музыканта и учителя музыки.

Практика музыкального образования свидетельствует о том, что более качественной подготовке студента к профессиональной деятельности будет способствовать интегративный подход к преподаванию учебных дисциплин.

Интеграция учебных дисциплин способна обеспечить будущего специалиста не только теоретическими знаниями в соответствующей профессиональной деятельности, но и сформировать разносторонние практические умения. Интеграционные качества, заложенные в основу формирования специальных профессиональных компетенций педагога-музыканта, приобретают особое значение, т.к. само определение понятия «компетентность» строится на интеграционной природе, объединении однородных знаний и умений, которые формируются в сфере музыкальной культуры и творческой деятельности.

Педагогическими условиями, способствующими эффективному формированию профессиональной компетентности педагога-музыканта по формированию функциональной грамотности обучающихся в области музыкального искусства, являются:

— погружение в пространство музыкальной культуры под воздействием интеграции различных видов искусств;

— формирование установки на широкий общекультурный подход к освоению профессии, с использованием на занятиях возможностей интеграции различных видов искусств;

— освоение и активное использование инноваций в учебно-творческой деятельности;

— формирование профессионализма в различных видах музыкально-педагогической деятельности, направленное на творческое самоопределение и самореализацию в избранной специальности;

— проверка эффективности сформированных профессиональных компетенций в ходе прохождения педагогической практики;

— педагогическая поддержка развития музыкально-творческих способностей и концентрации внутренних ресурсов личности студента.

Содержание профессиональной подготовки педагога-музыканта реализуется в различных видах образовательной деятельности: учебно-профессиональной, научно-исследовательской, образовательно-проектировочной, культурно-просветительской, воспитательной, которые взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.

Изучение учебной дисциплины «Методика музыкального воспитания» является основой профессиональной подготовки студентов к практической работе в качестве учителя музыки в учреждениях общего среднего образования. Согласно государственному образовательному стандарту Республики Беларусь, будущий учитель должен уметь анализировать, планировать (проектировать) и оценивать образовательный процесс и его результаты в процессе учебных, факультативных занятий и различных внеклассных мероприятий музыкальной направленности.

Цель учебной дисциплины «Методика музыкального воспитания» — формирование функциональной грамотности будущих педагогов-музыкантов в контексте компетентностного и системно-деятельностного подходов в области музыкального образования обучающихся общего среднего образования.

Изучение дисциплины «Методика музыкального воспитания» должно обеспечить формирование у обучающихся следующих специальных компетенций:

СК-1. Проектировать цели, задачи, содержание, отбирать формы, методы музыкального обучения и виды музыкальной деятельности в учреждениях общего среднего и дополнительного образования;

СК-2. Осуществлять музыкально-педагогический анализ и оценку содержания и процесса музыкального образования;

СК-3. Выстраивать образовательный процесс с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся различных возрастных групп и особенностей учебного предмета «Музыка»;

СК-4. Осуществлять грамотную хормейстерскую работу с детьми, применять основные методы и приемы вокально-педагогической деятельности и навыки работы с детскими голосами, вокальными ансамблями и детскими хорами;

СК-5. Использовать специальные технические средства и компьютерные технологии в процессе эстетического образования и воспитания детей и в исполнительской практике;

СК-5. Формировать интерес и уважительное отношение к мировому художественному наследию на основе применения знаний об истории отечественной культуры и искусства, их роли в развитии общества;

СК-7. Разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы в учреждениях образования, культуры и социальной сфере;

СК-8. Применять нормы национального и международного законодательства в области интеллектуальной собственности в процессе создания и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности;

СК-9. Решать задачи профессионального и личностного развития с применением навыков сохранения психологической безопасности личности в современных социальных условиях.

Сформированные компетенции позволят будущему педагогу-музыканту на высоком уровне осуществлять формирование функциональной грамотности обучающихся посредством реализации:

— педагогических задач (преподавание дисциплин предметной области «Музыкальное искусство», «Искусство» в учреждениях общего среднего образования, дополнительного образования детей и молодежи, среднего специального образования; проведение просветительской и кружковой работы; формирование базовых компонентов функциональной грамотности обучающихся в области эстетической культуры личности);

— научно-исследовательских задач (научно-исследовательская деятельность в составе группы; подготовка объектов и освоение методов педагогического исследования; участие в проведении педагогических исследований по заданной методике; составление научных докладов и библиографических списков по заданной теме; участие в разработке новых методических подходов; участие в подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций; работа со справочными системами, поиск и анализ научной информации, необходимой для проведения профессиональной деятельности; развитие навыков работы обучающихся с учебной, справочной, научной литературой и иными источниками информации);

— организационных и управленческих задач (участие в планировании, организации и проведении учебных занятий, воспитательных и культурных мероприятий, руководство самостоятельной работой обучающихся; составление учебно-программной и отчетной документации; участие в организации семинаров, конференций; обеспечение техники безопасности).

Формирование универсальных и базовых профессиональных компетенций выпускника факультета эстетического образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка осуществляется в неразрывной связи и с опорой на воспитание личностных качеств и развитие творческой индивидуальности. Наиболее значимыми результатами обучения являются: наличие стойкого и осознанного интереса к будущей профессиональной деятельности, проявление личной активности в приобретении профессионально-значимых

компетенций, воспитание культуры организации самостоятельной работы по поиску и освоению дополнительной (внеучебной) информации, активное участие в научной и творческой деятельности, стремление к саморазвитию и самореализации в выбранной профессии.

Таким образом, основой формирования профессиональной компетентности педагога-музыканта выступают практико-ориентированные и интерактивные технологии музыкального образования, содержательно интегрированные с дисциплинами психолого-педагогического цикла. Функциональная грамотность в области музыкального искусства обеспечит их успешную самореализацию обучающихся в будущей профессионально-педагогической деятельности в области музыкального искусства.

Примечания:

1. Гаврилова М.И., Одарич И.Н. Компетентностный подход в профессиональном образовании // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 19-21.

2. Гореев A.M. Психологические аспекты формирования функциональной грамотности: что должен знать учитель? // Наука и школа. 2021. №3. С. 130-136.

3. Жук О.J1. Подготовка будущих учителей к формированию функциональной грамотности учащихся // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XV Междунар. науч,-практ. конф. М., 2022. С. 36-41.

4. Жук О.J1. Модель готовности будущего учителя к формированию функциональной грамотности учащихся // Becui БДПУ. Сер. 1. Педагопка. Пахалогт. Фталопя. 2022. № 2. С. 6-13.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Функциональная грамотность младшего школьника: кн. для учителя / Н.Ф. Виноградова, Е.Э. Кочурова, М.И. Кузнецова [и др.]; под ред. Н.Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с.

6. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога: учеб. пособие. СПб.: Просвещение, 2004. 159 с.

7. Богданова Т.С. Направления модернизации содержания профессионального образования студентов-музыкантов по формированию функциональной грамотности // Педагогика искусства в целях устойчивого развития общества: материалы Республик, науч,-практ. конф. с междунар. участием, Минск, 8 декабря. 2021 г. / Белорус, гос. пед. ун-т им. М. Танка; отв. ред. М.А. Шатарова. Минск, 2021. С. 124-128.

8. Богданова Т.С. Компетентностный подход как средство реализации профессиональной деятельности педагога-музыканта // Современные тенденции и перспективы развития эстетического образования: материалы Республик, науч.-практ. семинара. Брест, 11 марта

2022. Брест: Изд-во БрГУ, 2022. С. 3-7.

9. Кобаческая С.М. Трудовые функции и действия современного педагога искусства: требования и ответственность // Лучший научный сотрудник - 2023: I междунар. книжная коллекция науч. - пед. работников / Конгресс ученых Казахстана; отв. ред. Е. Абиев. Астана,

2023. С. 85-92

10. Кобачевская С.М. Функциональная грамотность педагога искусства: теоретические основы и содержательные компоненты //Адукацыя i выхаванне. 2023. №1. С. 42-47.

11. Сергеева Г.П. Развитие функциональной грамотности на уроках музыки. URL: https:// multiurok.ru/files/razvitie-funktsionalnoi-gramotnosti-na-urokakh-muz.html (дата обращения: 05.08.2023).

12. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. заведений. 3-е изд. испр. и доп. М.: Прометей, 2020. 502 с.

13. Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь на 20212025 годы: (утв. приказом Министра образования Республики Беларусь от 13.05.2021 №366). URL: http://ctdm.pruzhany.by/wp-content/uploads/2021/09/Kontseptsiya-razvitiya-pedagogicheskogo-obrazovaniya-na-2021-2025-gody.pdf

14. Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы: метод, пособие для педагогов / под общ. ред Л.Ю. Панариной [и др.]. Самара: Изд-во СИПКРО, 2019. 68 с.

References:

1. Gavrilova M.I., Odarich I.N. Competence approach in vocational education // Baltic Humanitarian Journal. 2014. No. 3. P. 19-21.

2. Goreev A.M. Psychological aspects of forming functional literacy: what should a teacher know?//Science and School. 2021. No. 3. P. 130-136.

3. Zhuk O.L. Training of future teachers for the formation of functional literacy of students // Higher school: experience, problems, prospects. 2022. P. 36-41.

4. Zhuk O.L. Model of the future teacher's readiness to develop students' functional literacy // BDPU Bulletin. Ser. 1 (2). 2022. P. 6-13.

5. Functional literacy of a primary school student: a book for teachers / N.F. Vinogradova, E.E. Kochurova, M.I. Kuznetsova, etc.; ed. by N.F. Vinogradova. M.: Russian textbook: Ventana-Graf, 2018. 288 pp.

6. Vvedensky V.N. Professional competence of a teacher: a manual. SPb.: Prosveshchenie, 2004. 159 pp.

7. Bogdanova T.S. Directions for modernizing the content of professional education of music students in the formation of functional literacy // Pedagogy of art for the purposes of sustainable development of society: materials of the Republican scient. and pract. conf. with international participation., Minsk, December 8 2021 / Belarusian State Ped. University named after M. Tank; the executive ed. by M.A. Shatarova. Minsk, 2021. P. 124-128.

8. Bogdanova T.S. Competence-based approach as a means of implementing the professional activity of a teacher-musician // Modern trends and prospects for the development of aesthetic education: materials of the Republican scient. and pract. seminar. Brest, March 11, 2022. P. 3-7.

9. Kobachevskaya S.M. Labor functions and actions of a modern art teacher: requirements and responsibility // Best research worker — 2023: I International book collection of scientific and pedagogical workers / Congress of Scientists of Kazakhstan; executive ed. by E. Abiev. Astana, 2023. P. 85-92.

10. Kobachevskaya S.M. Functional literacy of an art teacher: theoretical foundations and content components// Education and learning. 2023. No. 1. P. 42-47.

11. Sergeeva G.P. Development of functional literacy at music lessons URL: https://multiurok. ru/files/razvitie-funktsionalnoi-gramotnosti-na-urokakh-muz.html. (access date 05.08.2023).

12. Abdullin E.B., Nikolaeva E.V. Theory of music education: a textbook for students of higher ped. institutions. 3rd ed., revised and enlarged. M.: Prometheus, 2020. 502 pp.

13. Concept for the development of pedagogical education in the Republic of Belarus for 2021-2025 (approved by Order of the Minister of Education of the Republic of Belarus dated May 13, 2021 No. 366).

14. Development of functional literacy of primary school students: method, manual for teachers / general ed. by L.Yu. Panarina [etc.]. Samara: SIPKRO, 2019. 68 pp.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 15.11.2023; одобрена после рецензирования 29.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 15.11.2023; approved after reviewing 29.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

© Богданова, T.C., Кобачевская, C.M., Перевышина, Н.Ю., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.