DOI 10.26105/SSPU.2019.59.2.031 YAK 316.6 ББК 60.823.3
Е.Ю. МЕАКОВА
E.Y. MELKOVA
РАЗВИТИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCY AT MUNICIPAL EMPLOYEES
Исследование личностных и профессиональных качеств муниципальных служащих, совершенствование их практических навыков в настоящее время представляется наиболее важным и актуальным. Современные требования, предъявляемые к данной категории служащих, предполагают единство теоретических знаний и умений, универсальных способностей и готовности к решению управленческих задач - от личностных до социальных и профессиональных. В статье раскрывается содержание понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность». Дается научное обоснование, что источником профессиональных ресурсов является сама личность, самостоятельно прилагающая усилия для получения специальных знаний, повышения профессионального мастерства и осмысленного накопления управленческого опыта.
The study of personal and professional qualities of municipal employees, the improvement of their practical skills in the present time is the most important and relevant. Modern requirements for this category of employees include a unity of theoretical knowledge and skills, universal abilities and readiness to solve management problems starting with personal up to social and professional. The article reveals the contents of the concepts "professionalism" and "professional competence". The scientific prove is given that the source of professional resources is the person himself independently making efforts to obtain special knowledge, to develop professional skills and meaningful accumulation of management experience.
Ключевые слова: управление, муниципальная служба, муниципальные служащие, профессионализм, профессиональная компетентность, инновации.
Key words: management, municipal service, municipal employees, professionalism, professional competency, innovations.
Введение. В настоящее время результативность работы системы муниципального управления напрямую зависит от профессиональной компетентности ее сотрудников, которые являются важным ресурсом по выполнению властных полномочий в условиях демократизации общества. Практика показывает недостаток теоретических познаний, низкий уровень сформированно-сти практических навыков приводит к снижению авторитета муниципальных служащих в глазах общественности.
Формирование профессиональной компетентности муниципальных служащих зависит от наличия составляющих человеческого потенциала. Объективная оценка данного утверждения дана Б.Г. Ананьевым, свидетельствующим, что «для социального прогнозирования важны научные знания о резервах и ресурсах человеческого развития» [1]. В связи с этим приобретают актуальность вопросы формирования профессионально-личностных качеств и повышение профессиональной компетентности муниципальных кадров.
В настоящее время возникает потребность в использовании инновационных подходов к подготовке современного управленца, сочетающих фундаментальность профессиональных базовых знаний с нестандартностью мышления к разрешению возникающих проблем. Муниципального чиновника современного типа отличает повышенная организованность, коммуникабель-
ность, высокая эрудиция, критическое мышление, определенный культурно-нравственный уровень свойственный при выполнении должностных обязанностей.
Исходя из описания профессиональных требований, предъявляемых к муниципальному служащему, приведем сущностное толкование понятий «профессионализм» и «профессиональная компетентность». Профессионализм характеризует свойство муниципального служащего выполнять работу в системе, эффективно и качественно. Как правило, профессионалом можно считать того, кто обладает необходимым запасом знаний и умением их практического применения в достижении показательного результата [3]. Это подтверждает и Е.А. Климов, говоря, что профессионализм следует рассматривать «не просто как высокий уровень знаний, умений и результатов человека в профессиональной области, а расценивается как системная организация сознания и психики» [5, с. 387]. Для повышения профессионального уровня важны способности, желание и готовность систематическому обучению и совершенствованию мастерства.
Сегодня исследование проблемы профессиональной компетентности ведутся в различных научных направлениях. Профессиональная компетентность чиновников в значительной степени связана с содержанием предшествующей профессиональной деятельности, особенностями жизненного опыта и личной жизни, уровнем и профилем профессионального образования, образа жизни, социальных потребностей, духовных интересов и др. Профессиональная компетентность расценивается как совокупность психофизиологических, психологических и личностных изменений, обеспечивающаяся необходимый уровень для решения поставленных задач.
«Профессиональная компетентность» трактуется как «состояние адекватного выполнения задачи», «способность к актуальному выполнению деятельности» [10]. В Социологическом словаре это понятие рассматривается как: «круг полномочий конкретного органа или должностного лица»; система знаний или приобретенный опыт в конкретной области» [8, с. 105].
В содержательном аспекте Дж. Равен расценивает «компетентность» как «способность человека, включающую профессиональные знания и навыки, способы мышления и способность нести ответственность за действия» [7]. В свою очередь А.Г. Бермус, разделяя выше указанный подход, представляет ее как «системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты».
По мнению М.А. Чошанова, «компетентность - это не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях, то есть владение оперативными и мобильными знаниями; это гибкость и критичность мышления, подразумевающая способность выбирать наиболее оптимальные и эффективные решения и отвергать ложные» [9]. Одновременно А.К. Маркова профессиональной компетентностью называет «способность самостоятельно приобретать новые знания и умения и использовать их в практической деятельности» [6].
Цель статьи. В современных условиях принципы профессионализма и компетентности приобретают особую значимость. В связи с этим изучение профессиональных личностных ресурсов кадрового потенциала работников муниципальной службы представляется принципиально важным и актуальным.
Материалы и методы. Основой анализа послужили результаты авторского исследования, проведенного среди сотрудников муниципального образования г.п. Лянтор. Опросу подлежало 35 работников администрации города. При первичном отборе сотрудников необходимо учитывать наличие образования, опыта работы и уровня квалификации.
Результаты и их обсуждение. В ходе опроса муниципальных служащих результаты оказались следующими: на уровень профессионализма указали (27,5%), на наличие организаторских способностей (12,4%) и образо-
вания (21,6%). При этом 11,4% респондентов отметили в качестве дополнительного показателя проявление уважения к личности. К сожалению, 39,2% не исключают вероятность назначения на вакантную должность некомпетентного специалиста. В оценивании уровня профессиональной компетентности муниципальных служащих приобретает возрастной критерий (табл. 1).
Таблица 1
Распределение муниципальных служащих по возрастному критерию (%)
Возраст Муниципальные служащие
Всего Мужчины Женщины
18-24 18,8 5,4 13,4
25-35 25,4 6,9 18,4
36-49 38,0 11,8 26,2
50 и старше 17,9 5,4 12,5
Всего 100 29,5 70,5
Приведенные в таблице 1 данные подтверждают, что основу управленческого коллектива составляют зрелые специалисты. Треть кадрового состава относится к возрастной категории 36-49 лет, однако ощущается явная нехватка молодых сотрудников в возрасте до 25 лет, что актуализирует проблему подготовки руководящего резерва для муниципальной службы.
На формирование профессиональной компетентности чиновников оказывает влияние характер трудовой деятельности на предшествующем месте работы. Более половины муниципальных служащих имеют стаж от 5 до 25 лет, что подтверждает наличие опыта работы в органах муниципальной службы.
Общеизвестно, что образование есть основа формирования и развития профессионального потенциала. Изучение образовательного уровня работников муниципального образования выявило недостаток квалифицированных специалистов, готовых к оперативному решению ситуационных проблем.
Таблица 2
Уровень образования муниципальных служащих (%)
Должности Образование
Общее среднее Среднее специальное Высшее Второе высшее Ученая степень
Руководители, заместители руководителей - 24,1 68,5 3,0 2,0
Главные специалисты 4,7 38,4 40,7 3,6 -
Специалисты 6,2 45,5 35,2 - -
У работников муниципального образования заметно доминирует два направления в получении высшего образования: социально-ориентированное («Педагогика», «Социальная работа» и др.) и управленческое («Государственное и муниципальное управление») при дефиците экономических и юридических знаний [4]. Не следует забывать, что управленческая деятельность требует разносторонних знаний и практических навыков в различных сферах деятельности.
На вопрос «Как Вы оцениваете свой уровень профессиональной подготовки применительно к занимаемой должности?» каждый третий респондент (34,2%) считает способным выполнять возложенные обязанности сооб-
разно занимаемой должности. Одновременно 33,8% опрошенных считают необходимым для замещения более высокой должности повышение профессионального уровня. Незначительное количество муниципальных служащих (12%) отметили, что испытывают некоторые трудности в работе. Примерно 15% респондентов ощущают дефицит знаний в области юриспруденции. Следует отметить, что существует незначительная доля муниципальных служащих, которые дали объективную оценку своей квалификации, отметив, что в некоторых случаях не хватает знаний для исполнения возложенных функций.
В последнее время важным компонентом профессиональной деятельности муниципальных служащих становится владение иностранным языком. В ходе опроса выявлено, что около 2% респондентов (в возрасте до 30 лет) владеют в совершенстве иностранным языком. Примерно четверть опрошенных способна читать и переводить со словарем. В то время как остальные не владеют иностранными языками.
Достижение карьерного роста - один из стимулов управленческой деятельности. В приведенных ответах 45% респондентов акцентирует внимание на то, что именно уровень профессиональной компетентности способствует служебному росту, треть опрошенных считатет, что - от решения руководителя, примерно 11% указали на наличие стажа работы, 4% назвали аттестацию, 2,5% - мнение членов коллектива, протекционизм - 3,5%.
При ответе на вопрос «Как Вы считаете, способствует ли курсовая переподготовка карьерному росту муниципальных служащих?» мнения респондентов разделились: «способствует» - 22,2%, «скорее да» - 35,3%, «скорее нет» - 32,0%, «не способствует» - 10,5%.
Следует отметить, что для повышения профессионализма активно используются дистанционные технологии обучения. Как правило, их применение затрудняет организацию образовательного процесса в диалоговом режиме, и требует от обучающихся сотрудников наличия определенной профессиональной подготовки, владения навыками самостоятельной работы [2].
Для эффективного выполнения возложенных обязанностей является важным наличие творческого потенциала муниципального служащего: генерирование инновационных идей, способность к стратегическому мышлению, оперативному решению форс-мажорных обстоятельств. Данные показатели позволяют определить, способен ли работник выйти за пределы своей профессии, обогатить ее содержание путем преобразования приобретенного опыта и личным творческим вкладом, используя инновационные методы в профессиональной деятельности.
В ходе опроса респондентами представлено объективное оценивание использование творческого потенциала в профессиональной сфере. Так, 29,8% респондентов заявили, что используют его в полной мере, 43,2% частично реализуют креативный потенциал, 17% считают, что нет необходимости, 10,0% затруднились с ответом.
К сожалению, длительное пребывание на муниципальной должности подвергает муниципальных чиновников к «профессиональному выгоранию». В результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций происходит истощение эмоционально-энергетических ресурсов человека. Появление данного синдрома вызывают следующие факторы: интенсивное коммуникативное общение, пребывание в стадии длительного внутриличностного конфликта, необходимость постоянного подтверждения профессиональных возможностей в условиях жесткой конкуренции.
Выводы. Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что среди сотрудников муниципального образования г.п. Лян-тор сформирован стиль высокой требовательности к уровню профессиональной компетентности, что является важным фактором, побуждающим к профессиональному развитию и способствующим к повышению престижа муниципальной службы.
Литература
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
2. Горева О.М., Осипова Л.Б. Дистанционное обучение в вузе: модели и технологии [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: www.science-education.ru/119-14612 (дата обращения: 15.01.2019).
3. Дружилов С.А. Психология профессионализма человека: интегративный подход // Журнал прикладной психологии. 2003. № 4-5. С. 35-42.
4. Дурцева А.Г., Осипова Л.Б. Управление мотивацией профессионального развития муниципальных служащих [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6. URL: http://science-education.ru/ ru/article/view?id=16021 (дата обращения: 15.01.2019).
5. Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 c.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. 312 с.
7. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.: КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. 396 с.
8. Социологический энциклопедический словарь. М., 2000. С. 105.
9. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. М.: Народное образование, 1996. 160 с.
10. Дружилов С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход // Сибирь. Философия. Образование. 2005. N 8. С. 26-44.
References
1. Ananiev B.G. Chelovek kak predmet poznaniya [Man as a subject of knowledge]. SPb.: Peter, 2001. 288 p.
2. Goreva O.M., Osipova L.B. Distancionnoe obuchenie v vuze: modeli i tekhnolo-gii, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education [Electronic resource], 2014, N 5. Available at: www.science-edu-cation.ru/119-14612 (date accessed: 15 Jan. 2019).
3. Druzhilov S.A. Psihologiya professionalizma cheloveka: integrativnyj podhod, Zhurnal prikladnoj psihologii [Psychology of human professionalism: an integrative approach // Journal of Applied Psychology. 2003, N 4-5, pp. 35-42 (in Russian).
4. Durtseva A.G., Osipova L.B. Upravlenie motivaciej professional'nogo razvitiya municipal'nyh sluzhashchih [Electronic resource], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern problems of science and education, 2014, N 6. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=16021 (date accessed: 15 Jan. 2019).
5. Klimov E.A. Psihologiya professionala [Psychology of a professional], Moscow: Publishing house "Institute of practical psychology", Voronezh: MODEK, 1996. 400 p.
6. Markova A.K. Psihologiya professionalizma [Psychology of professionalism]. Moscow: The International Humanitarian Foundation "Knowledge", 1996. 312 p.
7. Raven J. Kompetentnost' v sovremennom obshchestve [Competence in modern society]. Moscow: KOGITO-CENTER, 2002. 396 p.
8. Sociologicheskij enciklopedicheskij slovar [Sociological encyclopedic dictionary]. Moscow, 2000. 105 p.
9. Choshanov M.A. Flexible technology of problem-modular training. Moscow: Public Education, 1996. 160 p.
10. Druzhilov S.A. Professional'naya kompetentnost' i professionalizm pedagoga: psihologicheskij podhod, Sibir'. Filosofiya. Obrazovanie [Professional competence and professionalism of the teacher: psychological approach. Siberia. Philosophy. Education]. 2005, N 8, pp. 26-44 (in Russian).