Научная статья на тему 'Развитие профессионального творчества курсантов в ходе самостоятельной работы'

Развитие профессионального творчества курсантов в ходе самостоятельной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PROFESSIONAL CREATIVITY / INDEPENDENT WORK / PROFESSIONAL COMPETENCE / CREATIVITY / SELF-REALIZATION / QUALIFICATION CHARACTERISTICS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ТВОРЧЕСТВО / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пахомова Н.В.

В статье рассматривается сущность профессионального творчества, его место и значение в структуре подготовки будущих офицеров, а также направления развития профессионального творчества в ходе самостоятельной работы курсантов. Профессиональная компетентность современного офицера определяется не только комплексом освоенных им алгоритмов принятия целесообразных решений и стереотипов профессионального поведения, но и способностью реализовывать собственные решения на основе творческой интеграции всех сформированных умений и навыков. Автор делает вывод о том, что развитие профессионального творчества курсантов в ходе обучения способствует не только формированию профессиональных компетенций и личностных качеств будущих военных специалистов, но и определяет стремление к самостоятельности, инициативе, стремлению усовершенствовать в той или иной мере профессиональную среду. При этом проявляется ответственность за собственные успехи, за результаты коллективного труда, за деятельность Вооруженных сил в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пахомова Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL CREATIVITY IN CADETS DURING THEIR INDEPENDENT WORK

The article deals with the basics of professional creativity, its place and importance in the structure of training of future officers, as well as the direction of the development of professional creativity in the course of independent work of cadets. Professional competence of a modern officer is determined not only by complex algorithms they assimilated the adoption of appropriate decisions and attitudes of professional conduct, but also the capacity to implement its own decisions on the basis of creative integration of all formed and skills. The author concludes that the development of professional creativity in cadets during their training contributes not only to the development of professional competencies and personal qualities of the future military professionals, but also determines the pursuit autonomy, initiative, desire to improve in one way or another professional environment. It is responsible for their own success, with the results of teamwork, for the activities of the armed forces as a whole.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального творчества курсантов в ходе самостоятельной работы»

Н.В. Пахомова, канд. пед. наук, Военный университет МО РФ, г. Москва, Е-mail: nata_kzn@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА КУРСАНТОВ В ХОДЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В статье рассматривается сущность профессионального творчества, его место и значение в структуре подготовки будущих офицеров, а также направления развития профессионального творчества в ходе самостоятельной работы курсантов. Профессиональная компетентность современного офицера определяется не только комплексом освоенных им алгоритмов принятия целесообразных решений и стереотипов профессионального поведения, но и способностью реализовывать собственные решения на основе творческой интеграции всех сформированных умений и навыков. Автор делает вывод о том, что развитие профессионального творчества курсантов в ходе обучения способствует не только формированию профессиональных компетенций и личностных качеств будущих военных специалистов, но и определяет стремление к самостоятельности, инициативе, стремлению усовершенствовать в той или иной мере профессиональную среду При этом проявляется ответственность за собственные успехи, за результаты коллективного труда, за деятельность Вооруженных сил в целом.

Ключевые слова: профессиональное творчество, самостоятельная работа, профессиональная компетентность, творчество, самореализация, квалификационная характеристика.

Творческий компонент профессиональной деятельности на сегодняшний день - одно из ключевых требований к подготовке специалистов всех направлений. Это обусловлено тем, что творчество выражает такой уровень развития личности, который позволяет осуществлять любую деятельность, выполнять должностные обязанности в соответствии не только с требованиями, но и с аттитюдом и, в то же время, выражать в реализации принятых решений стандартизированный подход [1]. Результат действий в этом случае зависит от интерпретации исходных информационных данных и готовности субъекта трансформировать их в новый продукт (материал, духовную ценность и т. д.). Зачастую даже автор не может точно спрогнозировать результат, и тем более, этапы его достижения, все задействованные средства и возможные трудности.

Развитие профессионального творчества - актуальная педагогическая проблема, решение которой лежит в плоскости исследования связи различных аспектов профессиональной компетентности.

В процессе творчества автор, вкладывая в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.

Логика развития профессионального творчества предполагает множество этапов: профессионально-избирательное узнавание, осмысление и осознание проблемной ситуации; выделение главной проблемы и отделение от второстепенной, постановка актуальной проблемы; поиск подходов к решению проблемы, выбор стратегии решения проблемы; разработка идеальной модели реализации выбранной стратегии; логическое и математическое обоснование принятой идеальной модели; решение проблемы через реализацию творческой идеи на практике. Профессиональная деятельность является одновременно преобразующей и управляющей. Для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Понятие профессиональной компетентности специалиста выражает единство его теоретической и практической готовности в целостной структуре личности и характеризует его профессионализм.

Содержание профессиональной компетентности специалиста определяется его квалификационной характеристикой, представляющей собой нормативную модель компетентности, выражающую объем профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика - по сути, комплекс обобщенных требований к уровню теоретического и практического опыта специалиста. Этот комплекс рассматривается как основа требований к содержанию профессионального образования. Однако для успешного осуществления должностных действий требуется наличие обязательных структурных элементов в виде опыта творческой деятельности, лежащего в основе формирования эмоционально-ценностного отношения к профессиональной действительности.

Творчество - специфическая деятельность человека, которая направлена на создание такого продукта, который не имеет четко обозначенных параметров. Многообразие нестандартных ситуаций, возникающих в ходе выполнения профессионально-должностных обязанностей военнослужащим требует развития у курсантов в ходе их обучения творческого потенциала. Именно это качество способствует выработке у них индивидуального стиля решения служебно-бое-вых задач. Включение творческого потенциала в структуру профессионально важных качеств офицера связано с тем, что в настоящее время, по мнению военных аналитиков происходит легитимное расширение функций Вооруженных сил, связанное с появлением принципиально новых угроз безопасности страны, прогнозировать которые заранее практически невозможно. Кроме того, в области военной практики на современном этапе преобладают задачи, которые не могут рассматриваться как аналогии, они беспрецедентны и не имеют отработанного алгоритма решения [2].

Следовательно, профессиональная компетентность офицера определяется не только комплексом освоенных им алгоритмов принятия целесообразных решений и стереотипов профессионального поведения, но и способностью реа-лизовывать собственные решения на основе творческой интеграции всех сфор-

мированных умений и навыков, аккумулировать полученные знания с актуальной научно-практической информацией. Осмысление личностью себя как субъекта творческой деятельности лежит в основе такого процесса, как самореализация.

Процесс самореализации личности направлен на осуществление собственных планов, стремлений, способностей. В ходе самореализации активность личности достигает наиболее высокой степени интенсивности, выводит человека на высший уровень проявления индивидуальности, самосознания, социальной зрелости.

Творческая направленность самостоятельной учебной деятельности курсанта осуществляется: во-первых, в применении известных методов и средств на основе их новых комбинаций в решении стандартных профессиональных ситуаций; во-вторых, в разработке новых подходов к взаимодействию применительно к ситуациям, повторяющим опыт прошлых ситуаций, которые могли бы быть решены по аналогии, но менее эффективно. Именно в этих направлениях и следует осуществлять поиск оптимальных форм и методов самостоятельной работы курсантов в ходе усвоения учебным материалом и овладения требуемыми компетенциями.

Задания, относящиеся к первому виду, выражают требования к творческому подходу в выборе оптимальных действий, связанных с выполнением типовых военно-профессиональных и служебных обязанностей. При этом в конструировании проблемной задачи для самостоятельного решения присутствует требование к усвоению стандартного алгоритма, к знанию основ нормативной и организационной информации, к теоретическому обоснованию своих практических действий, выражению профессиональных взглядов, убеждений посредством применения профессиональной речи и специфической терминологии. В этом случае творчество проявляется в способности интегрировать в единый сложный процесс множество более простых. Например, курсантам можно предъявить задания: разработать план какого-либо мероприятия, обосновать алгоритм выполнения определенного задания (выполнения поставленной задачи), представить учебный материал по теме в виде вопросов и ответов, схем, таблиц, диаграмм и др.

Самостоятельные задания, связанные с разработкой новых подходов к решению нестандартных ситуаций, представляют собой не только трудность для обучающихся, но и требуют высокого уровня профессионального мастерства обучающего. К примеру, выявить возможные затруднения решения задачи в специфических социальных условиях службы и обосновать способы их минимизации, представить перспективные изменения профессиональной среды и т. д.

Как известно, в период обучения в военном вузе, учебная и служебная деятельность курсантов строго регламентирована, подчинена определённому дисциплинарному порядку. Реальная жизнь значительно многообразнее по качеству и количеству нестандартных ситуаций. Они могут повторяться в определенные периоды, но, чаще всего, характеризуются как единичные, уникальные, и потому для таких ситуаций нет чёткого алгоритма действий. Эффективность их решения зависит от индивидуально-творческой интеллектуальной деятельности конкретного субъекта, его способности применять на практике весь свой жизненный и профессиональный опыт комплексно, на основе принятия и реализации конструктивного волевого решения. Эти решения нередко лежат в плоскости морально-нравственной дилеммы, в выборе применения усвоенных алгоритмов с позиции их личностно-смысловых приоритетов. Например, выработка позиции офицера в отношении назначения наказания военнослужащему за проступок, связанный с нарушением этики личностных отношений, проявление жестокости в суждениях, т. е. в ситуациях неблаговидного поведения, которое не влечет прямой физической угрозы другому военнослужащему, но может негативно влиять на его качество жизни или морально-психологическое состояние.

Нравственный аспект творчества выражает известный афоризм В.А. Су-хомлинского, который отмечал, что без творчества немыслимо познание человеком своих сил, способностей, наклонностей; невозможно утверждение самоуважения, чуткого отношения личности к моральному влиянию коллектива.

С различными модификациями подобных ситуаций, интегрирующих нравственные нормы, почти ежедневно приходится сталкиваться офицеру. Вместе с

тем, подготовка к выполнению такого рода профессиональных действий в период обучения в военном вузе носит характер спонтанности, условности, бессистемности. Именно в содержании самостоятельной работы актуализируются личност-но значимые компоненты профессиональной деятельности, а интеллектуальная деятельность достигает высшего уровня активности.

Как показывает практика, на определенном этапе профессионализации у курсантов проявляется потребность участвовать в моделировании процесса приобретения компетентности, проявляется склонность к научной и исследовательской работе.

На первых порах овладения навыками научной работы, когда курсантам недостает опыта ее организации, а также опыта использования различных методов научного познания, важное внимание в научно-исследовательской работе будущих офицеров уделяется развитию их способности к критическому осмыслению информации, к логическому и творческому мышлению. Для этого постепенно усложняются (от курса к курсу) методики активации и стимуляции поиска адекватных путей решения творческих задач, а также проверяется достоверность полученных результатов и их значение для военно-профессиональной деятельности. В том числе речь идет о реализации современных требований о превращении военно-профессионального образования в профессионально-исследовательское, которое без творческого осмысления полученных знаний и умений невозможно.

Решение психолого-педагогических проблем развития творческой активности будущих офицеров в учебной и военно-научной деятельности осуществляет-

Библиографический список

ся на основе инициирования и реализации активности курсантов, направленной на освоение актуальных научных знаний, формирование навыков и умений научного исследования, а также подготовки к научному поиску Это несет в себе больший заряд творческой активности личности, реализации полезной отдачи, что выгодно обществу и вооруженным силам [3].

В настоящий момент психологи и педагоги нередко отмечают, что способность к творчеству обеспечивает успешность личности во всех областях деятельности, способствует осознанию личностью своей общественной, социальной и профессиональной значимости.

Таким образом, развитие профессионального творчества курсантов в ходе обучения способствует не только формированию профессиональных компетенций и личностных качеств будущих военных специалистов, но и определяет стремление к самостоятельности, инициативе, стремлению усовершенствовать в той или иной мере профессиональную среду При этом проявляется ответственность за собственные успехи, за результаты коллективного труда, за деятельность Вооруженных сил в целом. В современной жизни невозможно действовать по образцу, на основе шаблонных подходов. Творческие способности сегодня признаются одной из самых важных составляющих интеллекта личности. Следовательно, их развитие является одной из актуальных задач системы образования. Профессиональное творчество курсантов является, по сути, одним из ключевых условий успешного овладения компетенциями и последующего выполнения профессионального долга офицера.

1. Степанов С.С. Популярная психологическая энциклопедия. Москва, 2005.

2. Алехин И.А., Гожиков В.Я., Караяни А.Г Психолого-педагогические проблемы развития творческой активности будущих офицеров в учебной и военно-научной деятельности. Мир образования - образование в мире. 2017; 2 (66): 140 - 148.

3. Поздняков О.Г Содержание творческого потенциала курсантов военных вузов. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2015; 4: 92 - 94.

References

1. Stepanov S.S. Populyarnaya psihologicheskaya 'enciklopediya. Moskva, 2005.

2. Alehin I.A., Gozhikov V.Ya., Karayani A.G. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitiya tvorcheskoj aktivnosti buduschih oficerov v uchebnoj i voenno-nauchnoj deyatel'nosti. Mir obrazovaniya - obrazovanie v mire. 2017; 2 (66): 140 - 148.

3. Pozdnyakov O.G. Soderzhanie tvorcheskogo potencíala kursantov voennyh vuzov. Vestnik Rossijskogo novogo universiteta. Seriya: Chelovek v sovremennom mire. 2015; 4: 92 - 94.

Статья поступила в редакцию 21.01.19

УДК 373.5

Popova M.N., postgraduate, North-Eastern Federal University n.a. M.K. Ammosov; teacher, Sakha Gymnasium (Yakutsk, Russia),

E-mail: afram@list.ru

FORMATION OF ETHNO-CULTURAL COMPETENCE OF SENIOR PUPILS IN A REGIONAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT. The article reveals a problem of forming an ethnocultural competence in high school. The idea that the formation of the ethnocultural competence is impossible without the use of the foundations of ethnopedagogy, the original knowledge about the education of the younger generation is substantiated. Fundamental in the ethnopedagogy of the Sakha people is education in the course of joint activities of children and adults. During the general labor activity everyone fulfills the role assigned to him: to study while working - to work while studying. The basics of the child-adult educational community are close to the folk traditions of education. The author considers the child-adult educational community as an effective condition for the formation of students' ethnocultural competence. The article analyzes and specifies the definition of "ethnocultural competence" and highlights its components. The author notes that the values and semantic component (ethnocultural values, the value of interethnic interaction) in 21 century became an obligatory component of ethnocultural competence. The researcher comes to the conclusion that the formation of ethnocultural competence educates a person who owns a native culture, capable of dialogue in a multi-ethnic society, striving to strengthen and develop intercultural and international relations. The article summarizes the practical experience on the formation of ethno-cultural competence in the regional educational environment.

Key words: ethnocultural competence, high school student, regional educational environment, personality formation, child-adult community.

М.Н. Попова, аспирант, ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова», учитель МОБУ «Саха гимназия»,

Республика Саха (Якутия), г. Якутск, E-mail: afram@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В РЕГИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

В статье раскрывается проблема формирования этнокультурной компетенции в старших классах. Обосновывается идея о том, что формирование этнокультурной компетенции невозможно без использования основ этнопедагогики - исконных знаний о воспитании подрастающего поколения. Основополагающим в этнопедагогике народа саха является воспитание в ходе совместной деятельности детей и взрослых. Во время общей трудовой деятельности каждый выполняет отведенную ему роль: учиться, трудясь - трудиться, учась. Сущность детско-взрослой образовательной общности близка к народным традициям воспитания. Детско-взрослая образовательная общность рассматривается нами как эффективное условие формирования этнокультурной компетенции обучающихся. В статье анализируется и конкретизируется дефиниция «этнокультурная компетенция» и выделяются её компоненты. Автор отмечает, что ценностно-смысловой компонент (этнокультурные ценности, ценность межэтнического взаимодействия) в XXI веке стал обязательным компонентом этнокультурной компетенции. Автор приходит к выводу, что формирование этнокультурной компетенции воспитывает личность, владеющую родной культурой, способную на диалог в многонациональном обществе, стремящуюся к укреплению и развитию межкультурных и межнациональных отношений. В статье также обобщен практический опыт по формированию этнокультурной компетенции в региональной образовательной среде.

Ключевые слова: этнокультурная компетенция, старшеклассник, региональная образовательная среда, формирование личности, дет-ско-взрослая общность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.