Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ'

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ОСОЗНАННЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кочнева Любовь Валентиновна, Дубовицкая Татьяна Дмитриевна

Профориентационная деятельность вузов традиционно реализуется в виде мероприятий рекламного характера для абитуриентов и последующего содействия в трудоустройстве. Данная тенденция ограничивает сущность профессиональной ориентации, направленной на формирование осознанного выбора профессии в соответствии с индивидуальными способностями и интересами субъектов, а также с учетом сфер применения осваиваемой профессии и специфики жизненного пути. Перед студентами уже в начале обучения возникают вопросы: какую специализацию выбрать, в какой организации в будущем работать, в каком направлении развиваться в осваиваемой профессии, в каких смежных профессиях они смогут в будущем реализовать свои компетенции и т.д. Все это требует научно обоснованной системы профориентационных мероприятий в вузе, обеспечивающей развитие и расширение профессионального самосознания студентов. Цель статьи теоретико-методическое обоснование развития профессионального самосознания студентов в ходе специально организованной профориентационной деятельности. Представлены направления и методы совершенствования системы профессиональной ориентации студентов как условия развития у них профессионального самосознания; обоснована структура и содержание междисциплинарного учебного модуля «Профессиональная ориентация студентов в современных видах труда»; доказана его эффективность. Материалы статьи могут быть полезны для преподавателей, методистов, организаторов профессиональной ориентации, кураторов учебных групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кочнева Любовь Валентиновна, Дубовицкая Татьяна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL SELF-AWARENESS OF STUDENTS IN THE CONDITIONS OF VOCATIONAL GUIDANCE ACTIVITIES OF UNIVERSITIES

Vocational guidance activities of universities traditionally exist in the form of promotional events for applicants and further employment assistance. This tendency limits the essence of professional orientation aimed at forming a conscious choice of profession in accordance with the individual abilities and interests of the subjects, as well as taking into account the fields of application of the profession being mastered and the specifics of the life path. Students already at the beginning of their studies face such questions as which specialization to choose, in which organization to work in the future, in which direction to develop themselves in the profession they are mastering, in which related professions they will be able to realize their competencies in the future. All this requires a scientifically based system of career guidance measures at the university, ensuring the development and expansion of professional self-awareness of students. The purpose of the article is a theoretical and methodological substantiation of the development of professional self-awareness of students in the course of specially organized career guidance activities. The directions and methods of improving the system of professional orientation of students as conditions for the development of their professional self-awareness are presented; the structure and content of the interdisciplinary training module “Professional orientation of students in modern types of work” is substantiated; its effectiveness is proved. The materials of the article can be relevant for teachers, methodologists, organizers of professional orientation, tutors of study groups.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОСОЗНАНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ»

Теория и методика

профессионального

образования

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-4-32-44

Л.В. Кочнева, Т.Д. Дубовицкая

Сочинский государственный университет, 354000 г. Сочи, Российская Федерация

Развитие

профессионального самосознания студентов в условиях профориентационной деятельности вузов

Профориентационная деятельность вузов традиционно реализуется в виде мероприятий рекламного характера для абитуриентов и последующего содействия в трудоустройстве. Данная тенденция ограничивает сущность профессиональной ориентации, направленной на формирование осознанного выбора профессии в соответствии с индивидуальными способностями и интересами субъектов, а также с учетом сфер применения осваиваемой профессии и специфики жизненного пути. Перед студентами уже в начале обучения возникают вопросы: какую специализацию выбрать, в какой организации в будущем работать, в каком направлении развиваться в осваиваемой профессии, в каких смежных профессиях они смогут в будущем реализовать свои компетенции и т.д. Все это требует научно обоснованной системы профориентационных мероприятий в вузе, обеспечивающей развитие и расширение профессионального самосознания студентов. Цель статьи - теоретико-методическое обоснование развития профессионального самосознания студентов в ходе специально организованной профориентационной деятельности. Представлены направления

© Кочнева Л.В., Дубовицкая Т.Д., 2022

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License Q

The content is Licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License Ife^^B^^I

и методы совершенствования системы профессиональной ориентации студентов как условия развития у них профессионального самосознания; обоснована структура и содержание междисциплинарного учебного модуля «Профессиональная ориентация студентов в современных видах труда»; доказана его эффективность. Материалы статьи могут быть полезны для преподавателей, методистов, организаторов профессиональной ориентации, кураторов учебных групп.

Ключевые слова: профориентация, профориентационная деятельность вуза, профессиональное самосознание, профессиональное самоопределение, осознанный выбор профессии

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Кочнева Л.В., Дубовицкая Т.Д. Развитие профессионального самосознания студентов в условиях профориентационной деятельности вузов // Педагогика и психология образования. 2022. № 4. С. 32-44. DOI: 10.31862/2500-297Х-2022-4-32-44

DOI: 10.31862/2500-297X-2022-4-32-44

L.V. Kochneva, T.D. Dubovitskaya

Sochi State University,

Sochi, 354000, Russian Federation

Development of professional self-awareness of students in the conditions of vocational guidance activities of universities

Vocational guidance activities of universities traditionally exist in the form 0 of promotional events for applicants and further employment assistance. This | o tendency limits the essence of professional orientation aimed at forming 5 £

a conscious choice of profession in accordance with the individual abilities and interests of the subjects, as well as taking into account the fields ^ 5 2

CK

Ф I X Z о I

of application of the profession being mastered and the specifics of the life ^

path. Students already at the beginning of their studies face such

as which specialization to choose, in which organization to work in the future, e

о

in which direction to develop themselves in the profession they are mastering, in which related professions they will be able to realize their competencies in the future. All this requires a scientifically based system of career guidance measures at the university, ensuring the development and expansion of professional self-awareness of students. The purpose of the article is a theoretical and methodological substantiation of the development of professional self-awareness of students in the course of specially organized career guidance activities. The directions and methods of improving the system of professional orientation of students as conditions for the development of their professional self-awareness are presented; the structure and content of the interdisciplinary training module "Professional orientation of students in modern types of work" is substantiated; its effectiveness is proved. The materials of the article can be relevant for teachers, methodologists, organizers of professional orientation, tutors of study groups. Key words: career guidance, career guidance activity of the university, professional self-awareness, professional self-determination, conscious choice of profession

CITATION: Kochneva L.V., Dubovitskaya T.D. Development of professional self-awareness of students in the conditions of vocational guidance activities of universities. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. No. 4. Pp. 32-44. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2022-4-32-44

Введение

Революционные темпы развития технологий и коммуникационных средств коренным образом изменили мир. Изменения затронули практически все сферы жизнедеятельности людей, в том числе высшее и профессиональное образование, которое должно учитывать новые реалии в обучении и развитии личности будущих субъектов труда и профессиональной деятельности. Внедрение цифровых информационных технологий качественно преобразовало содержание многих видов трудовой деятельности. Специфически изменились требования к личност-| о ным и профессиональным качествам работников. На сегодняшний день широко заявляется выделение профессиональных, технических компетенций (hard skills) - так называемых «жестких навыков» и универсаль-у 2 ных социально-психологических качеств (soft skills) - «мягких навы-

° 5 н го ш I Z о

CK

^.д. ™ ков», не зависящих от профессии, но влияющих на успешность человека 8 В.ю' в профессиональной деятельности [10; 12; 13]. Данный аспект не снижа-

m и-ш

г- С О

ет требований к специальным профессиональным знаниям и умениям,

и все же в своей значительной части им можно обучить. Личностные качества (такие как ответственность, стремление к саморазвитию, способность к сотрудничеству и умение работать в команде, продуктивное и критическое мышление, коммуникативные навыки и способность к самоконтролю и саморегуляции в стрессовой ситуации и др.) развить значительно труднее. В то же время их наличие обеспечивает человеку широкие перспективы в овладении «жесткими навыками» и достижении успехов в осуществляемой деятельности. Роль «мягких навыков» в обеспечении успешности в работе составляет до 85% [4; 6]. Все это влияет на содержание современной профориентационной деятельности, имеющей свои исторические предпосылки.

Как известно, проблема повышения производительности труда в промышленном производстве ХХ в. потребовала оптимизации и учета человеческого фактора. Это способствовало появлению первой психологической теории профессионального отбора, предложенной Ф. Парсонсом, и связанной с ней профориентации как особой сферы социальной и психолого-педагогической деятельности, направленной на отбор сотрудников, наиболее подходящих по имеющимся у них психофизиологических качествам к определенных видах промышленного труда [9]. Именно такое соответствие обеспечивает, по мнению исследователей, удовлетворенность человека трудом и успешность в нем. Профессиональный выбор, в этой связи, должен носить осознанный и рациональный характер. Профконсультант определяет комплекс психофизиологических качеств человека и совместно с индивидом соотносит их с требованиями со стороны различных профессий.

Дальнейшие исследования показали, что изменения в отношениях занятости в постиндустриальной экономике оказывают непосредственное влияние на трансформацию целей и содержания профессиональной ориентации обучающихся. З. Бауман описал эту тенденцию, отмечая, что важнейшим элементом изменений в профориентации является новая «краткосрочная», а не «долгосрочная» ментальность [1]. Современный американец со средним уровнем образования в течение трудовой жизни осуществляет, по меньшей мере, одиннадцать перемен рабочих мест. Подобные перемены и соответствующие им ожидания 0 изменений точек приложения своих способностей будут расти и даль- | о ше, прежде чем ему удастся, возможно, найти наиболее подходящий 5 £ вариант.

Таким образом, в современных условиях традиционные подходы к профессиональной ориентации студентов теряют свою значимость и актуальность, что способствует появлению новых направлений, § о.ю' характерных для изменяющихся условий жизнедеятельности людей.

° 5

^ ? ^

Ш X X

Е О I

^ го

^ и ш

* ФЙ

Конкретная личность не «подгоняется» под требования профессии, а ее качества, способности и мотивация могут выступать как обеспечивающие индивидуальный стиль деятельности, предоставляя тем самым возможности для наиболее полной самореализации и получения удовлетворения от осуществляемой профессиональной деятельности. Данная особенность повышает степень ответственности специалиста, его собственную активность, развивает гибкость мышления. Необходимым становится непрерывное обучение, независимо от профессиональной сферы и направления деятельности. Значимость дальнейшего саморазвития определяется как внешними условиями, так и своевременным их осознанием, что в итоге способствует более успешному социальному функционированию как личности, так и общества в целом.

Современные подходы к профориентационной деятельности вуза

Процесс переосмысления системы профориентации студентов XXI в. инициируется З. Бауманом, Т. Парсонсом, Т. Тоффлером и др., в работах которых представлены направления планирования и факторы, влияющие на профессиональную ориентацию студентов в условиях постиндустриального общества.

В качестве данных факторов, в частности, выступают:

- неопределенность профессиональных возможностей и карьерных ролей;

- чувство собственной ответственности за свою карьеру;

- субъективное восприятие успеха;

- влияние социализации на изменения социально-ролевых позиций личности.

Целью профориентационной деятельности вузов в этих условиях является ознакомление обучающихся с объективной ситуацией и решением проблемы гармонизации «хочу» и «могу» с профессиональными интересами и способностями.

Большинство исследователей понимают профориентационную деятельность не как погружение студентов в реальность на рынке труда, но лишь как выявление их мнения о рынке в процессе использования проективных методик и, при необходимости, использования этих представлений, но при условии, что они позволяют студенту чувствовать

го ~ ^ о

X I

о ¡^ себя более удовлетворенным и уверенным [7].

(и I X 2 § 1

ц т ными целями достижения (что вызывает трудности в планировании

CK

и построении долгосрочной профессиональной карьеры), ни решени

ООО. Ш О-Ю

F с о

Процесс профориентации не ограничен ни по времени, ни конкрет-

8 оло' ем о выборе профессии в зависимости от условий и этапа жизненного цикла, ни растущими потребностями изменения карьеры, дальнейшего

36 I

профессионального развития, а также перехода от работы к обучению и от обучения к работе.

Профориентация на сегодняшний день являет собой социальный и психолого-педагогический процесс, активными компонентами которого выступают:

- личностные (внутриличностные переменные): знания, умения, навыки, интересы, возможности и ограничения личности, черты характера, убеждения, ценности, возраст, Я-концепция, физические характеристики, состояние здоровья, пол, знание рынка труда;

- социально-трудовые и среды проживания (переменные контекста): семья, принадлежность к определенной малой группе, социально-экономический статус, принадлежность к определенной социальной группе, рынок труда, система образования, место жительства, политические предпочтения, исторические тенденции, СМИ, процессы глобализации.

Эти компоненты, в свою очередь, сами являются процессами, циклически изменяющимися во времени, по содержанию, в связи с технологиями, которые обуславливают возникновение новых профессий, и вызывают изменения в содержании профориентационной деятельности в целом.

Необходимость дальнейшего профессионального развития диктуется внешними геополитическими условиями, а своевременное информирование о них способствует более успешному социальному функционированию, как отдельных лиц, так и общества в целом [8; 11].

Проектирование

психолого-педагогического развития профессионального самосознания студентов в профориентационной деятельности вузов

Особенностью профориентационной работы со студентами вуза является то, что студенты уже осваивают профессию. Соответственно, необходимость данной работы со студентами в настоящее время обуславливают следующие аспекты:

1) дисбаланс в потребностях рынка труда и системы профессиональной подготовки специалистов;

2) важность подготовки молодежи к осознанному освоению профес-

го

^ о

X I

сии, включающему такие структурные элементы, как получение все- о ^

Е О I

сторонней информации о профессии, профессиональные консультации

относительно своих возможностей и способностей, относительно воз- х 5 2

г- к ш °

можного трудоустройства и адаптации на рабочем месте; ^-е- т

3) важность правильного выбора профессии ветствия трех принципов профориентации «хочу», «могу», «надо» [3].

В связи с этим необходимы активные психолого-педагогические мероприятия, направленные на преодоление ограничений и трудностей в личностном и профессиональном развитии студентов. Особенно востребованными в профориентационной деятельности являются следующие комплексы мероприятий:

1) психолого-педагогическое консультирование и развитие личности - это оказание помощи студенту в его самопознании, формировании адекватной самооценки и в адаптации к условиям реальной профессиональной деятельности; формирование ценностно-мотивационной сферы личности; развитие профессионального самоопределения личности;

2) психолого-педагогическая профилактика - предупреждение возможных личностных и межличностных проблем; предупреждение стресса и социально-психологических конфликтов, кризисных ситуаций в профессиональном становлении, профессионально-трудовых деформаций; формирование эмоциональной устойчивости личности;

3) психолого-педагогическая реабилитация - возвращение того, что потеряно из-за меняющихся условий: восстановление мотивации, определение новых направлений выбора карьеры, поиску соответствия между профессионально-личностными качествами студента и требованиями профессии.

Средства для решения задач профессиональной ориентации студентов достаточно развиты и включают в себя исследование с использованием профессиограммы для различных видов деятельности, индивидуальное социально-психологическое и психологическое обследование, систему подготовки и переподготовки, коучинг-технологии. Эффективным является контекстное обучение, которое, согласно А.А. Вербицкому, представляет собой последовательное моделирование в формах учебной деятельности предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности [2].

Предложенная нами теоретическая модель содержания профессиональной ориентации студентов вуза включает три основных блока:

- анализ традиционного и инновационного опыта профориентационной

работы;

- мотивирование динамики процессов профессиональной ориентации учащихся;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- стимулирование самопознания, формирование профессионального самосознания и на основе их профессионального самоопределения.

го ^ ^ о

X I ^ £

° 5 t: ? ^ ш х х

Z о I

у 2 Первый блок (ориентирующий содержание) определяется:

CK

^.д. ¡^ - концептуальной и образной информацией (понятия, принципы, закоси ны, идеи, направления) о профориентационной деятельности человека

m и-ш

г- С О

и его развития (онтологическая составляющая);

- разработанными в процессе социального познания логическими схемами, алгоритмами, средствами, необходимыми для психического и интеллектуального действия, предметно-практические, эмоциональные и творческие навыки профессиональной деятельности, которые способствуют усвоению, преобразованию, умножению и практическому использованию полученной информации (нормативно-деятель-ностный компонент).

Во второй блок (выделен мотивирующими динамическими процессами профориентационной работы) входят:

- содержание факторов и показателей, определяющих динамику социально-профессиональных процессов, развитие личности специалиста, развитие и модернизацию общества (аксиологический компонент);

- принятые в обществе стереотипы, отношения, оценки, ориентации, критерии и показатели (критерии и оценки).

В третьем блоке (стимулирование процесса профессионального самопознания) отражены:

- концептуальная и образная информация о профессии, оценочные суждения о себе (диагностический компонент);

- индивидуальные навыки в ориентировочной, оценочной и проектной деятельности в профессиональной ориентации (компонент самодиагностики).

Исследование показало, что выделенные уровни идеального содержания профориентации студентов являются опредмеченными потребностями и зависимостями. Все изменения, которые реализуются личностью в опыте профориентационной работы (информация и знания, способы деятельности, умения и навыки, устойчивые отношения и оценки), определяются как ценные доминанты профессиональной деятельности. Например, для студентов-медиков представление о ценности человеческой жизни определяется как непреходящая ценность здоровья, здорового образа жизни и жизненных ценностей.

В ходе пилотажного тестирования обоснована многоуровневая эффективность механизмов проектирования и реализации социально-педагогической коррекции профориентации студентов вуза:

- первый уровень включает семь категорий жизненных навыков: реше- 0 ния проблем, общения, настойчивости, уверенности в себе, критиче- | о ского мышления, самоопределения и развития Я-концепции;

н ^

- второй уровень предполагает классификацию навыков профориента- -т о Ц ционной работы, которая является целью психолого-педагогической ^ у 2 коррекции: профессионально-значимое межличностное общение, ¡^-е-й поддержание профессиональной пригодности, развитие профессио- ^ §-ю нальных компетенций, аутентичности, осознанное принятие решений;

- третий уровень включает в себя психологические методы коррекции: эмоционального самоконтроля, межличностных отношений, самоанализа, профессионального самосохранения, самообеспечения. Разнообразие методов, средств, приемов, используемых в профессиональной ориентации, классифицируется по группам:

- методы дискуссии (групповые обсуждения, обучение для ведения переговоров с представителями профессии, партнером по общению);

- игровые методы (ролевые игры, деловые игры, психодрама, транзакт-ный анализ);

- методы релаксации (методы релаксации, медитации);

- интеллектуальные тренинги (тренинги рефлексии, креативности);

- обучение чувствительности (тренинг межличностной чувствительности, уверенности в себе);

- технологии тренировок.

Структура и содержание междисциплинарного учебного модуля «Профориентация студентов в современных видах труда»

Цели модуля:

- развитие профессиональной ориентации студентов в современных видах труда на основе междисциплинарного принципа содержания образования;

- интеграция ценностей и смыслов традиционного и инновационного опыта профориентационной работы;

- мотивирование динамики процессов профессиональной ориентации учащихся;

- стимулирование профессионального самопознания, формирования элементов самосознания и, на их основе, самоопределения в профессиональной ориентации.

Задачи:

- сформировать устойчивые знания у студентов о современной структуре и содержании профориентационной деятельности в образователь-

о

го ¡5 ном процессе вуза;

Л | - развить умение коррекции своего профессионального выбора в обрах зовательном процессе; и ¡2 - сформировать проектные компетенции, направленные на выбор профессии;

° 5

Н ГО Ш I Z о

о.ю' - спроектировать образы профессиональной деятельности и поведения.

1 Учебно-методическое содержание модуля представлено в табл. 1.

Таблица 1

Структура и содержание междисциплинарного модуля «Профориентация студентов вуза в современных видах труда»

№ Структура модуля Формы проведения, часы

Теоретические Практические Всего

1 Введение. Обоснование курса. Цель и задачи 1 - 1

2 Профориентация: основные понятия, структура, содержание. Роль профессионального самосознания. Социальные и психолого-педагогические предпосылки преобразований профориентации 2 - 2

3 Историко-педагогическая периодизация профориентационной деятельности в мировой практике 1 1 2

4 Профессиональное самосознание: влияние на процесс профориентации. Особенности формирования новой структуры профессиональной деятельности 4 4 8

5 Мастер-классы. Цели: 1) развитие профессионального самосознания в профориентация студентов в вузе: психологическое консультирование, профилактика и реабилитация; 2) разработка и внедрение моделей профориентационной работы со студентами; 3) разработка и реализация коучинг-технологии как социально- психологическая коррекция механизма профориентации учащихся, учитывающая профессиональное самосознание 6 6 12

6 Мини-конференция. Цель: по результатам профориентации составить рейтинги, описать новые типы профессий, провести интервью, дебаты, сформировать планы и т.д. 2 4 6

Общая 16 15 31

Теория и методика

профессионального

образования

С

Обсуждение

Результаты проведенного нами теоретико-эмпирического исследования подтверждают инновационный характер и значимость профессиональной ориентации студентов, которая способствует развитию их профессиональной направленности. Результаты исследования подтверждают предположение о том, что использование профессиональной ориентации студентов создает интеллектуальную среду для переосмысления всего процесса профессионального самоопределения учащихся в образовательном процессе вуза. Доказано, что различные виды социально-педагогической и психологической помощи для студентов университета (педагогическое консультирование, педагогическая профилактика, реабилитация) должны быть направлены на активное достижение результатов профессиональной деятельности. Активность, интеллект являются главными регуляторами профориентационной работы, которая отражена в оценке идеального образа профессии и себя как субъекта-деятеля. Установившиеся тенденции создают предпосылки для обоснования теоретической и практической значимости профориен-тационной деятельности в образовательном процессе вуза посредством реализации междисциплинарного учебного модуля «Профориентация студентов вуза в современных видах труда».

При реализации предложенного подхода применялся мониторинговый метод с использованием экспертной и психодиагностической оценок, позволяющий осуществлять непрерывное отслеживание динамики компонентов профессионального самосознания и корректировать возникающие проблемы.

Эффективность междисциплинарного модуля подтверждает сравнение уровней сформированности компонентов профессионального самосознания студентов на разных этапах формирующего эксперимента: когнитивный компонент (на констатирующем этапе - преимущественно «средний», на контрольном этапе - «достаточный»); эмоциональный компонент (на констатирующем этапе - преимущественно «низкий уровень», на контрольном - «средний»); поведенческий компонент (на констатирующем этапе преимущественно «средний», на контрольном - «достаточный»).

^ о

|| 5 Заключение

Проведенное исследование подтверждает теоретическую и практиче-

° 5 t: ? ^

ш х х Z § 1

у 2 скую значимость развития профессионального самосознания студентов

CK

в ходе профориентационной деятельности вуза, которая обусловлена о.ю' тенденциями постиндустриального общества. Основываясь на результатах исследования, анализируется современный дискурс понятия

«профессиональное самосознание в профориентации»; на основе результатов изучения механизмов проектирования и реализации структуры профориентации психолого-педагогическое сопровождение по развитию профессионального самосознания профориентационной работы студентов вузов является обоснованным. В качестве основного условия развития профессионального самосознания выступила реализация междисциплинарного учебного модуля «Профориентация студентов вуза в современных видах труда». Эффективность междисциплинарного модуля подтверждается сдвигами в уровнях сформированности профессионального самосознания студентов.

Библиографический список / References

1. Бауман З. Возвышение и упадок труда // Социологические исследования. 2004. № 5. С. 77-86. [Bauman Z. Rise and decline of labor. Sociologicheskie issledovaniya. 2004. No. 5. Pp. 77-86. (In Rus.)]

2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: Монография. М., 1999. [Verbitsky A.A. Novaya obrazovatelnaya paradigma i kontekstnoe obuchenie [A new educational paradigm and contextual learning]. Moscow, 1999.]

3. Кобьиин А.П. К проблеме профориентации // Образование. Карьера. Общество. 2014. № 3. С. 82-84. [Kobylin A.P. To the problem of career guidance. Obrazovanie. Karera. Obshchestvo. 2014. No. 3. Pp. 82-84. (In Rus.)]

4. Лоренц В.В. Развитие универсальных наддисциплинарных компетенций (soft skills) студентов // Вестник науки. 2019. Т. 1. № 2 (11). С. 60-63. [Lorenz V.V. Development of soft skills of students. Vestnik nauki. 2019. No. 2 (11). Pp. 60-63. (In Rus.)]

5. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. [Parsons T. O strukture sotsialnogo deystviya [On the structure of social action]. Transl. from English. Moscow, 2000.]

6. Третьякова В.С. Soft skills - смыслообразующие компетенции освоения профессионального будущего // Прогнозирование профессионального будущего молодежи в условиях цифровой экономики: Материалы Все-рос. научно-практической конференции, Первоуральск, 12 марта 2020 г. Екатеринбург, 2020. С. 144-150. [Tretyakova V.S. Soft skills - meaning-forming competencies of mastering the professional future. Prognozirovanie professionalnogo budushchego molodezhi v usloviyakh tsifrovoy ekonomiki. Yekaterinburg, 2020. Pp. 144-150. (In Rus.)]

7. Тоффлер А. Третья волна. М., 1999. [Toffler A. Tretya volna [The Third ro 2 Wave: The classic study of tomorrow]. Transl. from English. Moscow, 1999.] x °

8. Fayzullina A.R., Saglam F.A. History and social sciences teacher's professional o ¡^ activity in the context of IT-development of education. Journal of Sustainable ^ g Development. 2015. No. 8 (7). Pp. 107-113. x ¡5

9. Hall D.T., Briscoe J.P. The interplay of boundaryless and protean careers: g ¡¿ -Combinations and implications. Journal of Vocational Behavior. 2006.

No. 11 (1). Pp. 317-325. ^ ¡—g

10. Sonmez J.Z. Soft skills: The software developer's life manual. New York, 2014.

m

11. Sakhieva R.G., Kuvaldina E. Orientation of senior pupils to the choice of teaching professions. International Journal of Environmental and Science Education. 2016. No. 11 (13). Pp. 6135-6146.

12. Klaus P. The hard truth about soft skills: Workplace lessons smart people wish they'd learned sooner. New York, 2007.

13. Dall'Amico E., Verona S. Cross-country survey on soft skills. Mostly required by companies to medium/high skilled migrants. Methodological approach for a commonframework of Soft Skills at work. Torino, 2015.

Статья поступила в редакцию 16.06.2022, принята к публикации 11.08.2022 The article was received on 16.06.2022, accepted for publication 11.08.2022

Сведения об автореах / About the authors

Кочнева Любовь Валентиновна - кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры психологии и дефектологии социально-педагогического факультета, Сочинский государственный университет

Lyubov V. Kochneva - PhD in Psychology; associate professor at the Department of Psychology and Defectology of the Social Pedagogical Faculty, Sochi State University

E-mail: shafrans@mail.ru

Дубовицкая Татьяна Дмитриевна - доктор психологических наук, профессор; заведующая кафедрой психологии и дефектологии социально-педагогического факультета, Сочинский государственный университет

Tatyana D. Dubovitskaya - Dr. Psychology Hab.; Head at the Department of Psychology and Defectology of the Social Pedagogical Faculty, Sochi State University

E-mail: tatdm@mail.ru

Заявленный вклад авторов

Л.В. Кочнева - проведение исследования, обработка результатов, участие в подготовке статьи

Т.Д. Дубовицкая - общее руководство направлением исследования, планирование исследования, участие в подготовке статьи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Contribution of the authors

о ro о

x I T.D. Dubovitskaya - general direction of research, research planning, participation

о ¡^ in the preparation of the article

Ho! L.V. Kochneva - conducting research, primary processing of the results,

x У participation in the preparation of the article

n tr TO

о ° ^

ш Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

m и-ш

г- С О

All authors have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.