Научная статья на тему 'Развитие профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита в условиях неоклассической экономической парадигмы'

Развитие профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита в условиях неоклассической экономической парадигмы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА / ДРУГОЙ КАНОН / СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И АУДИТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И АУДИТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Буквич Райко М., Захаров Владимир Яковлевич

В статье рассмотрено современное состояние профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита, становление и развитие которого проходит в условиях господства неоклассической экономической теории. Приведена критика этой теории как неадекватной в современных социокультурных условиях. Раскрыта сущность экологического менеджмента и аудита как эффективных механизмов экологизации хозяйственной деятельности. Обоснована значимость профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита в современных условиях. Охарактеризована концептуальная модель профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита. Конструирование модели осуществлено с учетом внешних факторов: ценностей общества, социально-экономических условий, экологической ситуации, тенденций развития экологической науки и теории управления, современных парадигм развития профессионального образования, а также социальных и личностных потребностей, формирующих ценностно-целевые, структурно-содержательные, процессуально-технологические ее стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Картавых Марина Анатольевна, Буквич Райко М., Захаров Владимир Яковлевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF ECOLOGICAL MANAGEMENT AND AUDIT IN THE CONDITIONS OF A NEOCLASSICAL ECONOMIC PARADIGM

In article the current state of professional education in the field of ecological management and audit is considered, formation and which development takes place in conditions of domination of the neoclassical economic theory. The criticism of the designated theory as insolvent is given in modern sociocultural conditions. The essence of ecological management and audit as effective mechanisms of greening of economic activity is opened. The importance of professional education in the field of ecological management and audit in modern conditions is proved. The conceptual model of professional education in the field of ecological management and audit is characterized. Designing of model is carried out taking into account external factors: values of society, social and economic conditions, an ecological situation, tendencies of development of ecological science and the theory of management, modern paradigms of development of professional education, and also social and personal requirements forming valuable and target, structural and substantial, procedurally its technological parties.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита в условиях неоклассической экономической парадигмы»

УДК 502

М.А. КАРТАВЫХ, доктор педагогических наук, профессор, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: mkartavykh@rambler.ru

РАЙКО М. БУКВИЧ, доктор экономических наук (PhD), профессор, Географический институт «Йован Цвиич» Сербской академии наук и искусств, e-mail: r.bukvic@mail.ru В.Я. ЗАХАРОВ, доктор экономических наук, профессор, ННГАСУ, e-mail: zaxarov48@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И АУДИТА В УСЛОВИЯХ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

M.A. Kartavykh, R.M. Bukvic, V.Y. Zakharov,

DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL EDUCATION IN THE FIELD OF ECOLOGICAL MANAGEMENT AND AUDIT IN THE CONDITIONS OF A NEOCLASSICAL ECONOMIC PARADIGM

В статье рассмотрено современное состояние профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита, становление и развитие которого проходит в условиях господства неоклассической экономической теории. Приведена критика этой теории как неадекватной в современных социокультурных условиях. Раскрыта сущность экологического менеджмента и аудита как эффективных механизмов экологизации хозяйственной деятельности. Обоснована значимость профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита в современных условиях. Охарактеризована концептуальная модель профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита. Конструирование модели осуществлено с учетом внешних факторов: ценностей общества, социально-экономических условий, экологической ситуации, тенденций развития экологической науки и теории управления, современных парадигм развития профессионального образования, а также социальных и личностных потребностей, формирующих ценностно-целевые, структурно-содержательные, процессуально-технологические ее стороны. Ключевые слова: неоклассическая экономическая парадигма, Другой канон, система экологического менеджмента и аудита, профессиональное образование в области экологического менеджмента и аудита.

In article the current state of professional education in the field of ecological management and audit is considered, formation and which development takes place in conditions of domination of the neoclassical economic theory. The criticism of the designated theory as insolvent is given in modern sociocultural conditions. The essence of ecological management and audit as effective mechanisms of greening of economic activity is opened. The importance of professional education in the field of ecological management and audit in modern conditions is proved. The conceptual model of professional education in the field of ecological management and audit is characterized. Designing of model is carried out taking into account external factors: values of society, social and economic conditions, an ecological situation, tendencies of development of ecological science and the theory of management, modern paradigms of development of professional education, and also social and personal requirements forming valuable and target, structural and substantial, procedurally - its technological parties.

Keywords: neoclassical economic paradigm, Other canon, system of ecological management and audit, professional education in the field of ecological management and audit.

Вступив в фазу постиндустриального развития, техногенная цивилизация, обеспечив человечество множеством благ, привела к глобальному экологическому кризису. Выход из этого процесса связан с концепцией Устойчивого развития, представляющей принципиально новую форму взаимоотношений общества с природной средой (Н.М. Мамедов, В.С. Степин, А.Д. Урсул). В системе ценностей нового типа цивилизационного развития формируются новые стратегии деятельностей в области экологической политики, связанные с активизацией разработки системы управления окружающей средой. Ведущим механизмом реализации эколого-ориентированных стратегий в экополитике выступает экологический менеджмент и аудит.

Идя на смену модели неустойчивого развития цивилизации, коэволюционный способ предполагает управляемые взаимоотношения общества и природы. Процесс управления системой «общество - природа», согласно Л.И.Мухиной, совершается в определенной последовательности, в виде ряда операций: проектирование системы - экспертиза проекта - принятие решения о создании системы и ее создание - наблюдение за состоянием и функционированием системы - изучение изменений в природе - выявление последствий - выбор мероприятий по борьбе с негативными последствиями - проектирование мероприятий - осуществление их - изучение поведения системы после проведения мероприятий - определение их эффективности - внесение корректив в проектирование подобных систем [20]. Обратим внимание на общую проектную логику управленческого процесса и включение разнофунк-циональной деятельности по проектированию на исходной и заключительной операциях.

Важно подчеркнуть, что система экологического менеджмента создавалась и развивалась не изолированно. Базисом для нее послужила преобладающая в XX веке неоклассическая экономическая парадигма, выступающая за ограничение (или даже полный отказ от) государственного регулирования экономики, исследующая поведение так называемого экономического человека (homo oeconomicus) - рационального индивида, вступающего в отношения с другими экономическими субъектами исключительно посредством рынка, стремящегося максимизировать доход и минимизировать затраты.

Концепция (рационального) экономического индивида развита для того, чтобы сделать рынок независимым от какого-либо общественного влияния; кроме индивидуального субъекта и его стремления к максимизации полезности нет ничего. Обладая полным представлением о своих личных преференциях, каждый субъект выбирает совершенно независимо «корзину» благ, которые ему принесут оптимальное удовлетворение. Общественные отношения создаются на основе свободной активности таких рациональных субъектов и практически заключаются в «рациональности», которая представляет как бы формальную субстанцию, общую для всех субъектов, но которая не угрожает их независимости. Социальность определяется не как отношение к другим субъектам, а как отношение к предметам. Неоклассическая экономическая теория рассматривает процесс обмена, исходя из нескольких предпосылок, связанных с homo oeconomicus. [26]

Первая предпосылка, которую Бенети и Картелье называют «гипотеза номенклатуры», заключается в возможности ex ante определить список благ, которые предлагаются к обмену. Этот список составляют элементарные блага гомогенного качества, и он хорошо известен всем участникам обмена. Процесс обмена благами анализируется только с точки зрения цен, потребительские стоимости не анализируются.

Вторая предпосылка неоклассической экономики напрямую проистекает из предыдущей - предполагается, что каждый участник обмена стремится к максимизации одной объективной функции, которая называется «полезность», с переменными, которые представляют количество благ в соответствии с «гипотезой номенклатуры». Неоклассический индивид су-веренен и автономен, его интересует только потребление благ. Его порядок препочтений стабилен и независим от других индивидов, и эта предпосылка получила в теории название гипотезы, или постулата стабильного порядка преференций и порядка, независимого от других индивидов.

Третья предпосылка определяется как «принцип падающей предельной полезности» и означает, что с ростом потребляемого количества падает желание к потреблению. Бесконечность желаний ему совершенно чужда, и согласно этому, он без проблем переходит от потребления одного блага к потреблению другого, чем достигается определенный уровень потребления.

Как мы видим, перед нами не современный человек, который живёт в мире жестокой конкуренции, а смиренный, умеренный человек, который рационально и хладнокровно соизмеряет свои потребности с выгодой, которую ему приносят потребительские товары и услуги из списка, который ему хорошо и заранее известен. Сам потребитель автономен и суверенно управляет своими желаниями, полностью их контролируя и абсолютно не заботясь о нуждах и потребностях других потребителей, а также об интересах окружающей среды.

Несмотря на то что в начале XXI века неоклассическая теория сохраняет статус основного течения современной экономической науки, уже в 1990-е гг. четко обозначился ее кризис. Проблемы и недостатки господствующей парадигмы выявляются и на теоретическом уровне, при осмыслении институций и механизма их возникновения. Выясняется, также, что неоклассическая экономика сталкивается с немалыми проблемами в осмыслении и объяснении экономического роста и развития. В полном согласии с теоретическими основами неоклассической экономики, современная теория рассматривает экономический рост как процесс, который протекает автоматически, возникая исключительно в результате игры на рынке.

Предположения неоклассической экономики («гипотеза номенклатуры», постулат стабильного порядка преференций и независимого индивидуума и «принцип падающей предельной полезности») не соответствуют социокультурной реальности и создали абстрактный утопический мир холодного и рационального экономического индивида, который устанавливает отношения с другими субъектами исключительно посредством рынка, отношения к вещам, которые служат потреблению. Неоклассическая теория привела к доказыванию необходимости «минимального» государства. Но, навязывание в конце ХХ века большинству стран (нео)либеральной экономической политики привело к таким печальным результатам их развития, которые показали необходимость поиска новых, альтернативных путей [28, 29], в том числе учитывающих не только экономические, но и вопросы охраны окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности.

В теории экономического развития одним из таких подходов является Другой канон -экономическая теория, основанная на опыте и биологических метафорах, которые ведут своё происхождение из времён Ренессанса и которые способствовали возвышению ныне ведущих стран в течение прошедших веков [30]. Сегодня, к сожалению, именно эти страны навязывают неразвитым странам совершенно противоположную политику, которая исходит из предположений неоклассической экономики и политики, которые только углубляют их отставание от развитых стран [27].

В отличие от неоклассической экономики, Другой канон основывается на многовековом опыте, прежде всего, сегодня развитых стран и предполагает активное участие государства в экономической жизни. Изучение этого опыта - одна из предпосылок понимания процесса экономического роста и развития. Обратившись к истории, мы видим, что государство всегда формировало и направляло развитие рынков. Что заставляет государство усиливать свое воздействие на экономику? Мы полагаем, что доминирующий фактор этого процесса -обеспечение устойчивого развития в долгосрочной перспективе. С этой задачей рынки не справляются. Способы участия государства в работе рынков меняются с появлением новых угроз и новых возможностей во внешней и внутренней среде: изменением климата и исчерпанием природных ресурсов, появлением новых врагов или нового оружия, новых ресурсов и технологий [12, 13].

Смена современной экономической парадигмы с её суперупрощенной схемой экономики - необходимая предпосылка для совершенствования понимания экономических про-

цессов, в особенности - проблемы экономического роста и развития с обращением внимания на экологические аспекты.

Эффективность политики управления экологическими процессами и природопользованием детерминируется её системностью и адекватностью применения соответствующего инструментария, важнейшими из которого являлись экологическое нормирование, экологическая экспертиза, экологический контроль, экологический мониторинг, оценка воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Примечательно, что эти механизмы относятся к компетенции государственного регулирования. Однако развитие рынка и новых форм организации производства обусловливают востребованность и иных методов экологического управления, используемых на добровольной основе. Инициативное внедрение новых механизмов повышает экологическую безопасность, и в целом, престиж предприятия.

Необходимым звеном экологической политики является международное сотрудничество, позволяющее использовать позитивный опыт управления охраной окружающей среды, накопленный в экономически развитых странах. Наиболее показательным примером может служить использование Россией Международных стандартов ИСО серии 14001 и ИСО серии 19011, определяющих политику в области экологического менеджмента и экологического аудита [1,2].

Центральное место в данных международных нормативных документах и их национальных аналогах принадлежит понятию «система экологического менеджмента». В Руководстве по экологическому менеджменту и экологическому аудиту Европейского Союза (ЕС) выделяются его сущностные признаки как части общей системы менеджмента, включающей организационную структуру, распределение ответственности, процедуры, процессы и средства для разработки и успешного проведения экологической политики [23].

Будучи сертифицирована, система экологического менеджмента способствует повышению конкурентоспособности предприятия и обеспечивает его привлекательность для потенциальных инвесторов.

Экологический аудит является основным инструментом системы экологического менеджмента. Благодаря своей многоаспектности, понятие экологического аудита имеет разные авторские трактовки (Ю.В. Бабина, А.М. Карелов, Н.Н. Лукьянчиков, С.В. Макаров, А.Т. Никитин, И.М. Потравный, Г.П. Серов, А.С. Яковлев), содержательный анализ которых проведен А.Т. Никитиным [17, 18, 19].

Обладая полифункциональностью, экологический аудит может быть востребован на всех этапах экологического управления как действенный инструмент «диагноза» и «терапии» аудируемого объекта. Все это актуализируется тем фактом, что Россия является членом Всемирной торговой организации.

В нашем понимании экологический аудит - это предпринимательская деятельность по независимой, документально оформленной проверке достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности в части природоохранной деятельности, использования природных ресурсов, а также иной документации, характеризующей воздействие на окружающую среду, природопользование и обеспечение экологической безопасности организаций и индивидуальных предпринимателей, с выражением мнения об их достоверности, и определением соответствия деятельности хозяйствующего субъекта нормам законодательства Российской Федерации. Данное определение содержит ряд принципиальных положений:

-Экологический аудит является специальным видом общеаудиторской деятельности, то есть частью общей системы управления.

-Экологический аудит является предпринимательской деятельностью в области охраны окружающей среды и, следовательно, в качестве конечной цели обеспечивает снижение негативного антропогенного воздействия, рационализацию природопользования и содействие экологически безопасной хозяйственной деятельности.

-Экологический аудит как проверка отчетности позволяет оценить допустимость воздействия хозяйствующего субъекта на окружающую среду, экологический риск, степень экологической опасности.

-Экологический аудит определяет соответствие деятельности хозяйствующего субъекта экологическим нормам законодательства РФ, то есть нормам, содержащимся в различных отраслях права: гражданском, уголовном, административном, налоговом, бюджетном.

-Экологический аудит предполагает выражение мнения аудиторов не только об экологическом состоянии аудируемого объекта, но и о возможных направлениях решения обнаруженных в ходе аудиторской проверки проблем [10].

В условиях формирования принципиально новой социально-экономической среды происходит переосмысление стратегий развития высшего профессионального образования, направленных на удовлетворение интересов личности, общества и государства. Высшее образование рассматривается как ведущее условие и инновационный ресурс развития современной экономики. Современное общество в высшей степени заинтересовано в специалистах новой формации с активной жизненной позицией, готовых и способных к эффективной профессиональной реализации, гибко адаптирующихся к постоянно меняющимся реалиям социокультурной жизни. Усиление внимания к механизмам экологического управления обусловило необходимость теоретического обоснования и реализации в рамках высшего и постдипломного профессионально-экологического образования особого профильного направления, связанного с экологическим менеджментом и аудитом. Обозначенное образовательное направление, нацеленное на формирование у студентов и развитие у специалистов-экологов профессиональной компетентности в области экологического менеджмента и аудита, отражает ведущие направления его модернизации, реализующие гуманистические и культурологические идеи духовно-нравственного и личностно-профессионального развития студентов (С.В. Алексеев, Г.А. Бордовский, А.А. Вербицкий, В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов, В.И. Сло-бодчиков, А.П. Тряпицына и др.).

Нами разработана и реализована концептуальная модель профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита. Конструирование модели осуществлено с учетом внешних факторов: ценностей общества, социально-экономических условий, экологической ситуации, тенденций развития экологической науки и теории управления, современных парадигм развития профессионального образования, а также социальных и личностных потребностей, формирующих ценностно-целевые, структурно-содержательные, процессуально-технологические ее стороны. Модель - не статическая конструкция, она обладает динамикой, в ее рамках развивается педагогический процесс. Исходя из этого, предложенная модель обладает целостностью, целенаправленностью, функциональной структурированностью.

Концептуальная модель профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита рассматривается нами как целостное единство взаимосвязанных и динамически взаимодействующих в образовательном процессе компонентов. Сложность и многоплановость модельного объекта вызывает необходимость использования матричного подхода для его представления, позволяющего продемонстрировать его эволюционно-иерархическую ориентацию, которая обеспечивает сопряженное рассмотрение ее линейной и ступенчатой структуры. Линейная структура (горизонтальный вектор) отражает эволюцию профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита в координатах времени «прошлое - настоящее - будущее», и позволяет проследить процесс зарождения, становления и развития данного направления в отечественной системе профессионального образования. Ступенчатая структура (вертикальный вектор) показывает существующую для каждого исторического этапа иерархическую соподчиненность трех уровней профессионального образования от специалитета к бакалавриату, магистратуре и постдипломному образованию специалистов. Отмеченная тенденция усложнения функциональной структуры подтверждает идею общефилософской концепции диалектического развития (Г.В. Гегель,

В.Г. Костомаров, В.С. Степин), согласно которой сложноорганизованная система способна выполнять более сложные и разнообразные функции и приводить к результатам высокого качества.

Остановимся более детально на раскрытии матричной структуры модели профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита.

Горизонтальный (временной) вектор, означающий эволюцию профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита, обеспечивает рассмотрение его педагогической сущности на каждом этапе развития. Исследования велись нами в организационно-нормативном, результативно-целевом, научно-содержательном, процессуально-технологическом направлениях. Радикальные изменения социальных запросов относительно профессионально-экологического образования в постсоветский период позволяют даже на небольшом временном отрезке выделить три этапа развития профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита в русле общероссийских тенденций.

Первый этап (1995-1999 гг.) связан с теоретическим обоснованием профессионально-экологической подготовки студентов в условиях кардинального изменения социально-экономической структуры в России, неустойчивой экономики, перехода к рыночным отношениям; обращения к идеям становления открытого демократического общества, свободы и плюрализма; внимания к позитивному международному опыту в области экологического управления; увеличивающегося разнообразия образовательных учреждений (государственных и частных).

В соответствии с классическими академическими традициями, в высшее образование проникают идеи вариативности, что позволяет расширить и углубить профессионально-экологическую подготовку. Наряду с инвариантом - обязательным, нормативно определенным содержанием образования, включающим преимущественно системные знания предметно-ориентированного характера, научно обосновывается его вариативная часть. Она выделяется в виде образовательных профилей, среди которых своей инновационностью отличались профили «Менеджмент и маркетинг в экологии», «Экологический аудит». В программных разработках профильного направления представлено обоснование его актуальности на базе анализа теории и практики международных исследований, изложения с исторических позиций особенностей становления. Превалировали готовые академические знания и способы деятельности, главным образом, репродуктивного характера, о методологии экологического менеджмента и маркетинга, экологической политики и устойчивом развитии, экологическом предпринимательстве и его особой форме - экологическом аудите, организации управления природоохранной и ресурсосберегающей деятельностью. Такое построение содержания профессиональной подготовки отвечало целевым установкам - дать глубокие и системные знания, освоить эколого-управленческие приемы практической деятельности. Используемые организационные формы и методы обучения соответствовали целевым и содержательным установка, ограничивались лекционно-семинарским занятиями с репродуктивными видами учебной деятельности. Тенденции и особенности развития профессионально-экологического образования нашли отражение в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования специальности «Экология» первого поколения (1995 г.).

Второй этап (2000-2008 гг.) направлен на преодоление технократических тенденций в профессионально-экологическом образовании, его излишнего академизма, изолированности становления личности эколога-профессионала и невнимания к педагогическим условиям этого процесса. Этот этап охарактеризовался внедрением идей гуманизации в виде повышения значимости синтетического учебного материала аксиологического характера, интегра-тивных связей с дисциплинами гуманитарного цикла; усиления внимания к развитию творческой профессионально-экологической деятельности; дифференциации, обусловленной значительным ростом объема эколого-управленческой информации и расширением соответствующего научного содержания, разносторонностью дисциплин и практически отходом от устаревших представлений об универсализме и энциклопедической профессионально-

экологической подготовке специалистов. Дифференциация явилась закономерным процессом, отражающим требование времени, поворот к большей конкретизации, профессионализации образования, к его более тесной увязке с нуждами экологических наук и производства. Она обусловила формирование многовариантной системы через появление трех специальностей экологического плана: «Экология», «Природопользование», «Геоэкология» с усилением в них вариативной составляющей в виде блоков национально-регионального и вузовского компонентов и специализаций, среди которых «Экологический аудит». Обозначенная специализация представляет собой систему планомерного, целенаправленного профессионального образования специалистов, готовых и способных к осуществлению эколого-управленческой и экоаудиторской деятельности в различных сферах российской экономики. В системе профессионального образования студентов в области экологического менеджмента и аудита произошло смещение акцентов с содержательной стороны профессионально-экологического образования на результативно-целевую его составляющую. Это проявилось в виде требования освоения студентами способов проектно-производственной (управление природопользованием) и контрольно-экспертной (разработка систем рационального природопользования, проведение процедур экологического аудита) деятельности, составляющих смысл экологического менеджмента и независимой проверки его эффективности. Усилилось внимание к самостоятельной деятельности студентов, внедрению в учебный процесс эвристических форм (семинаров, деловых игр), производственных и учебных практик. Вся совокупность организационно-нормативных, целевых, структурно-содержательных подходов оформлена в виде Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения (2000 г.).

Третий этап (с 2009 г. - по настоящее время) отражает новые общественно-государственные потребности, вызвавшие трансформацию профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита. В отвечающей современным требованиям системе обучения целью становится «выращивание» личностного потенциала человека, развитие способностей к адекватному (компетентному) поведению в неизвестных заранее предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение цели. Актуализируются категории «творчество», «рефлексия», «проблематизация», «проектирование», «компетентность». Формируется новое парадигмальное понимание профессионального образования в триаде профессиональной социализации, профессиональной подготовки, личностно-профессионального становления, его компетентностной ориентации, уров-невой дифференциации, усилении проблемности содержания и его модульном структурировании, приоритетном внимании процессуально-технологической стороне обучения в виде особого цикличного построения педагогического процесса и адекватных образовательных технологий (проблемной, задачной, проектной, модульной, развития критического мышления). Отметим, что востребованность креативных способностей выпускников определила активизацию, наряду с исследованиями закономерных процессов, ситуационного подхода. Обучение на примере анализа конкретных ситуаций (case study), имитируя эколого-управленческую деятельность с использованием реальных событий, приближает образование к деловой игре, позволяя осваивать методологические умения - актуализация, целеполага-ние, проектирование, планирование, рефлексия.

Действующий стандарт третьего поколения в качестве ведущего показателя результативности выдвигает профессиональную компетентность бакалавров и магистров экологии. Она проявляется в их способности и готовности к научно-исследовательской, проектно-производственной, экспертно-аналитической, контрольно-ревизионной и административной видам деятельности. Их содержание отражает специфику сферы экологического менеджмента и аудита как составляющей профессионально-экологической деятельности. Этот факт подчеркивает необходимость формирования у студентов профессиональных компетенций в области экологического менеджмента и аудита, что нормативно закреплено в Федеральном

государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование» [3].

Уровневая дифференциация модели, построенной на основе иерархической субординации, отражает принцип непрерывности образования и демонстрирует вертикальный вектор ее развития. На первых двух этапах она представлена двухуровневой структурой - спе-циалитетом и повышение квалификации специалистов. В дальнейшем структурное усложнение - есть реализация принципа многоступенчатости, которое привело к развитию трехуровневой ее организации: бакалавриат - магистратура - постдипломное образование, которая имеет вид, сменяющих друг друга дидактических циклов. Такая субординация структурных компонентов системы и ее цикличность отражает целостность, поступательный характер и непрерывность процесса формирования у студентов профессиональной компетентности в области экологического менеджмента и аудита. Это проявляется в постоянном повышении уровня от владения общими способами экологического управления и независимого контроля до постижения их специфичных особенностей в условиях конкретных отраслей национальной и мировой экономики. Рассмотрим особенности каждого уровня системы профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита.

1. Бакалавриат - базовый уровень, призванный обеспечить выпускникам возможность широкой общественно-экологической практики, решение текущих, повседневных, алгоритмических профессиональных задач. Характеризуется сочетанием фундаментальности и практической ориентации, что подразумевает интеграцию науки и производства.

2. Магистратура имеет вид функционально-ориентированного профиля, предоставляет студентам возможность дальнейшего углубления в проблематику экологического менеджмента и аудита, готовит их для творческой инновационной деятельности в профессионально-экологической сфере. Характерной особенностью профессионального образования в магистратуре является значительная степень его самостоятельности, индивидуализации и личной ответственности студента за результат.

Содержание образования структурно неоднородно и интегрирует две равнозначные составляющие: образовательную и научно-исследовательскую. Оба компонента ориентированы на достижение выпускниками результата высокого качества в виде освоенной профессиональной компетентности в области экологического менеджмента и аудита.

3. Постдипломное образование специалистов в области экологического менеджмента и аудита. Наличие третьего уровня системы профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита свидетельствует о ее непрерывности и преемственности, демонстрируя идеи «образования через всю жизнь».

Повышение технологичности производства, расширение спектра экологической деятельности, необходимость быстрого принятия профессиональных решений, стремительное моральное устаревание информации (нормативной базы экологического менеджмента и аудита, появление новых технологий экологического управления и алгоритмов оценки его эффективности), сокращение сроков ее пригодности для профессионального сообщества определяют необходимость систематического повышения профессиональной компетентности специалистов в условиях жесткой рыночной конкуренции.

Сконструированная модель профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита обнаружила ряд противоречий ее дальнейшего развития. Эта ситуация позволила нам сформулировать главные проблемы, на решение которых направлена дальнейшая логика исследования:

1. Проблема целевых ориентиров, сформулированных в виде весьма обобщенных формулировок, не соответствующих новой стратегии образования;

2. Проблема конструирования содержания профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита, адекватного современным требованиям педагогики профессионального образования;

3. Проблема организации учебного процесса и технологического обеспечения профессионального образования в области экологического менеджмента и аудита

ЛИТЕРАТУРА

1. ГОСТ Р ИСО 14004-98. Государственный стандарт Российской Федерации. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования // ИСО 9000+ИСО 14000. - 2005. - № 2. - С. 3-28.

2. Международный стандарт ИСО 19011:2011. Рекомендации по аудиту и менеджменту качества и / или окружающей среды // [Электронный ресурс]. URL: http://www.iso.staratel.com/ISO19011/index.html.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование»: Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 795 от 22.12.2009г / [Электронный ресурс]. URL: http: www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m795.html.

4. Багдасарова, Ю. А. Компетентностный подход к профессиональной экологической подготовке инженеров / Ю. А. Багдасарова, Е. Г. Гуреева // Вестник Самарского государственного университета. - 2009. - N 1. - С. 131-137.

5. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирование ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 121 с.

6. Безрукова, Е.С. Педагогика. Проективная педагогика / Е.С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 1996. - 247 с.

7. Беляев, В.И. Педагогика А.С. Макаренко: традиции и новаторство. - М.: МНЭПУ, 2000. -224 с.

8. Вагнер, Г. Основы исследования операций / Г. Вагнер. - М.: Мир, 1973. - 336 с.

9. Волков, А.Е. Высшее образование: повестка 2008-2016 / А.Е. Волков, Д.В. Ливанов, А.А. Фурсенко // Российское образование: тенденции и вызовы: Сб. ст. и аналитических докладов.- М.: Дело, 2009. - С. 5.

10. Драган, А.В. О развитии экологического аудита / А.В. Драган, А.М. Карелов, В.В. Николаев // Экологический аудит, сертификация, менеджмент и страхование в Российской Федерации: тезисы докладов участников расширенного семинара. - М.: Эльзевир, 2002. - С. 9-12.

11. Дрейер, О.К. Экология и устойчивое развитие / О.К. Дрейер, В.А. Лось. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 224 с.

12. Захаров В.Я. Кризис и управление рынками в трансформирующейся экономике / В.Я. Захаров // ЗборникМатице српске за друштвене науке. - 2011. - 137 (4) - С. 455-464.

13. Захаров В.Я. Роль государства в экономическом росте / В.Я. Захаров, И.В. Захаров // Проблемы теории и практики управления - 2014 - №4 - С. 12-19.

14. Картавых, М.А. Высшее профессионально-экологическое образование студентов в области экологического менеджмента и аудита: компетентностный формат / М.А. Картавых // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 12. - С. 29-33.

15. Картавых, М.А. Технология задачного подхода - стратегический ресурс интеграции содержания профессионально-экологического образования / М.А. Картавых //Интеграция образования. - 2011. - № 1. - С. 44-47.

16. Лосев, К.С. Экологические проблемы и перспективы устойчивого развития России в ХХI веке / К.С. Лосев. - М., 2001. - 400 c.

17. Лукьянчиков, Н.Н. О новом мировом порядке в XXI веке / Н.Н. Лукьянчиков // Экоаудит и проблемы экологической безопасности. - 2003. - № 1. - С. 39-44.

18. Лукьянчиков, Н.Н Экономика и организация природопользования /Н.Н. Лукьянчиков, И.Н Потравный. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 687 c.

19. Мочалова Л. А. Экологический менеджмент как инструмент обеспечения устойчивого развития промышленного предприятия: монография / Л. А. Мочалова. - Екатеринбург : Изд-во УГГУ, 2008 (М.) . - 455 с.

20. Мухина, Л.И. Системный подход к оценке последствий воздействия человека на окружающую среду // Системные исследования в науках о Земле / Л.И. Мухина, А.М. Грин, И.Ю. Долгушина. - М.: Знание, 1980. -С.4-13.

21. Образование для устойчивого развития: Материалы семинара «Экологическое образование и образование для устойчивого развития» / Под ред. Н.С. Касимова. - Смоленск: Универсум, 2004. - 264 с.

22. Образование для устойчивого развития в высшей школе России: научные основы и стратегия развития / Под ред. акад. РАН Н.С. Касимова. - М.: Географ. ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 2008. - 284 с.

23. Серов, Г.П. Экологический аудит и экоаудиторская деятельность: научно-практическое руководство / Г.П. Серов. - М.: Дело, АНХ, 2008. - 408 с.

24. Сидорчук, В.Л. Экологический аудит: теория и практика / В.Л. Сидорчук // Экологический аудит, сертификация, менеджмент и страхование в Российской Федерации: тезисы докладов участников расширенного семинара. - М.: Эльзевир, 2002. - С. 35-41.

25. Суворова, Г.М. Средства развития творческой активности студентов в процессе профессиональной реализации / Г.А. Суворова, М.А. Картавых // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - Т.2. - № 1. - С. 176-178.

26. Aglietta, Michel i André Orléan. Novac izmedu sile i povjerenja, MATE i Zagrebacka skola e-konomije i managementa, Zagreb, 2007, 377 str.

27. Bukvic, Rajko. Morgentauov plan i Vasingtonski konsenzus: ima li razvojnog izlaza za zemlje u tranziciji, Zbornik Kriza i razvoj, Institut drustvenih nauka, Beograd, 2010, str. 328-334.

28. Bukvic, Rajko. The Other Canon Against Washington Consensus: Re-Industrialization as a Condition for Economic Revival and Development, 8th International Scientific Conference Forces Driving the Revival of the Companies and Economy, Megatrend University, Belgrade, 2010, pp. 267-276.

29. Marangos, John. A Political Economy Approach to the Neoclassical Model of Transition // American Journal of Economics and Sociology, vol. 61, 2002, № 1, pp. 259-276.

30. Reinert, Erik S. Neo-classical economics: A trail of economic destruction since the 1970s // real-world economics review, 2012, № 60, 2-17.

© Картавых М.А., Буквич Р.М., Захаров В.Я. ,2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.