Сер. 2 2007 Вып. 4
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
А. Г. Лебедев
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ ПРОФИЛАКТИКИ И СОКРАЩЕНИЯ
НИЩЕНСТВА И БРОДЯЖНИЧЕСТВА В РОССИИ В Х1Х-ХХ ВЕКАХ
Рассматривая нищенство и бродяжничество как опасные явления, способные дестабилизировать социальную обстановку в стране и тем самым ввергнуть Россию в хаос, правительство империи вело разностороннюю борьбу с ними. При этом наряду с репрессивными мерами широко применялись и профилактические, в том числе развитие трудовых и профессиональных навыков подрастающего поколения, особенно наиболее обездоленной его части—детей-сирот и оступившихся в начале жизненного пути подростков, совершивших преступление.
Цель статьи—изучить практику использования трудового и профессионального обучения для профилактики нищенства и бродяжничества среди различных категорий населения Российского государства в XIX — начале XX в., а также рассмотреть вопрос о роли благотворительности в этом процессе. Вопросами профессионального обучения, в первую очередь молодого поколения, в исследуемый период занимались государство, различные ведомства, благотворительные общества и частные лица. Из ведомств, наиболее последовательно и целеустремленно заботившихся о профессиональном образовании детей своих служащих и членов их семей, нуждавшихся в социальной поддержке, необходимо выделить Военно-морское ведомство, известное своими традициями в этом деле еще со времен Петра I. Оно организовало в конце XVIII—начале XIX в. профессиональную подготовку для детей-сирот в военно-сиротских домах с целью последующего обучения их в морских училищах, наравне с другими детьми служащих флота. При этом учитывались индивидуальные склонности призреваемых. Они могли наряду с морской профессией выбирать иные — «музыкантские, певчие и канцелярские»1.
Однако, будучи аграрной страной, Россия в первой половине XIX в. нуждалась в специалистах сельского хозяйства, поэтому привитие профессиональных навыков в этой области было особенно важно. На местах к решению данной задачи активно подключились частные благотворители. Так, в Калужской губернии помещиком Яно-вым в 1836 г. была основана сельскохозяйственная школа в с. Поздново Мещевского уезда2. В дальнейшем практика создания подобных школ частными лицами и организациями местного самоуправления была продолжена. В 80-е гг. XIX в. в с. Жерелево Мосальского уезда открывается сельскохозяйственная школа помещиком Н. Т. Владимировым. В 1888 г. он поделился опытом ее создания на страницах газеты «Калужские губернские вести» (№ 84, 85). Впоследствии школа была преобразована в образцовое училище, при котором в 1894 г. открылась сельскохозяйственная ферма, о чем также сообщили «Калужские губернские веста». Другим центром обучения будущих специалистов в области сельского хозяйства в губернии стало имение С. А. Гурьева в с. Ба-баево. В этом имении, оцененном в 100 тыс. руб. и завещанном владельцем на дела
О А. Г. Лебедев, 2007
богоугодные и благотворительные «в память спасения государя императора и его семейства17 октября 1888 года», была открыта сельскохозяйственная школа, которая продолжала работать и после смерти основателя. Школа готовила агрономов, курс обучения в ней длился 3 года. Учащиеся знакомились с основами скотоводства, огородничества, садоводства, пчеловодства. Мальчики обучались кузнечно-слесарному и плотницко-столярному делу. С 19 октября 1896 г. школа стала носить имя С. А. Гурьева. В этом же году в ней открылась домовая церковь во имя Божьей Матери Гербовецко-Бессарабской, также построенная на его средства. Информация о различных событиях, связанных с деятельностью этой школы, постоянно появлялась в «Калужских губернских вестях».
Профессиональные училища сельскохозяйственного профиля создавались также при поддержке государства и органами местного самоуправления (например, Жиздрин-ское городское Михайловское училище, выпускавшее специалистов по огородничеству, садоводству и семеноводству). Значение сельскохозяйственных профессиональных училищ для профилактики нищенства и бродяжничества, особенно среди молодого поколения, в сельской местности трудно переоценить. Они не только давали своим выпускникам возможность стабильного трудоустройства, но и способствовали укреплению и расширению на научной основе сельхозпроизводства, предоставляя рабочие места и заработок основной массе крестьянства, которая в условиях зоны рискованного земледелия центра России, особенно в неурожайные годы, являлась одним из основных «поставщиков» нищих и бродяг в крупные, прежде всего, столичные города.
С развитием промышленного производства и индустриализации страны, начали возникать учебные заведения, в которых молодежь стала осваивать технические профессии, необходимые для успешного функционирования строившихся фабрик и заводов, оснащения флота, железных дорог и других видов транспорта. Примечательно, что во время встречи с фабрикантами Москвы император Николай I призывал их к совершенствованию попечения над рабочими, которых он прозорливо рассматривал как одну из ведущих сил, угрожавших социальной стабильности в обществе, утверждая, что решить эту проблему можно в том числе через развитие образования, в первую очередь технического, в среде низших сословий3. Вновь в числе ведомств, активно подключившихся к этому процессу, необходимо отметить Военно-морское. В созданных им профессиональных учебных заведениях готовили строителей, фельдшеров, чертежников, граверов, слесарей, часовщиков, электротехников, водителей, ветеринаров и других специалистов. География этих учебных заведений охватывала территорию практически всей страны: Ревель, Финляндию, Архангельск, Николаев, Мариуполь, Севастополь и даже Якутск и города Дальнего Востока, где дислоцировались речные флотилии. Для обучения юношей морскому делу руководство Военно-Морского ведомства ввело практику передачи небольших военных кораблей в распоряжение детских учреждений, в том числе благотворительных. Таким образом были переданы в 1908 г. Севастопольскому городскому попечительству детских приютов тральщик «Псезуане», в 1912 г. Таганрогскому городскому попечительству детских приютов канонерская лодка «Запорожец», а Одесскому городскому попечительству детских приютов канонерская лодка «Черноморец». В 1913 г. в Кронштадте было два корабля-приюта им. адмирала С. О. Макарова и Великого князя Александра Николаевича. Все эти корабли относились к Ведомству Учреждений Императрицы Марии и даже имели свой специальный вымпел. Они использовались как для обучения, так и проживания детей-сирот4.
В целом по стране начали активно создаваться реальные училища, в которых основной внимание уделялось изучению наук, связанных с техникой и производством. Так, в Калуге местные городские и земские деятели давно вынашивали идею создания
среднего учебного заведения с реальным курсом. Главными жертвователями при его организации были потомственные почетные граждане Калуги Г. П. Пестриков и Ф. И. Коровин, а также купец Н. П. Масленников, которые внесли 25 тыс. руб. К началу Первой мировой войны в училище обучалось свыше 530 человек5.
Заботясь об обеспечении заводов и фабрик квалифицированными кадрами, их владельцы активно подключились к открытию профессионально-технических учебных заведений. В 1875 г. владелец одной из крупнейших и известнейших в России промышленных империй, располагавшихся на территории Калужской, Орловской и ряда других губерний, С. И. Мальцев открыл в промышленном городе Людиново Калужской губернии технологическое училище для детей горно-заводских рабочих.
В 80-е гг. на деньги Малютинского банка создается ремесленое училище в Калуге. В связи с тем, что оно функционировало целиком за счет благотворительных средств, отчеты о преобразованиях в нем и о его деятельности в целом постоянно помещались в «Калужских губернских ведомостях» (См.: 1886 г. № 21-23; 1887 г. № 72; 1888 г. № 76). Профессионально-технические заведения в губернии пользовались вниманием и поддержкой не только местных, но и иногородних благотворителей, включая членов императорской фамилии, Так, в 1888 г. великий князь Сергей Александрович пожертвовал Козельском)' ремесленному училищу при посещении им этого учебного заведения икону Сергия Радонежского6. В этой же губернии в 1885 г. управляющим Кондровской писчебумажной фабрики С. Я. Тимоховичем создается начальное училище «с целью технического обучения фабричной молодежи», которое впоследствии получило название ремесленного училища при Кондровской писчебумажной фабрике К. В. Говарда. Не отставали от своих конкурентов и хозяева соседней Полотняно-заводской писчебумажной фабрики Гончаровы, открывшие в 1898 г. профессиональные курсы для своих рабочих. К 1881 г. в Калуге уже функционируют созданное за три года до этого ремесленное училище и только что открытое техническое. Вопрос о распространении «ремесленных» знаний в губернии становился предметом обсуждения на страницах «Калужских губернских ведомостей» в № 73 за 1881 г.
Профессиональное образование в Калуге развивалось и при поддержке руководства Сызрано-Вяземской железной дороги, управление которой располагалось в городе. В 1878 г. оно открывает техническое железнодорожное училище. Поскольку железная дорога с ее обширным вспомогательным хозяйством долгое время являлась основным индустриальным предприятием Калуги, подготовке кадров для нее постоянно уделялось значительное внимание. В 1893 г бьшо открыто начальное железнодорожное училище. Совместно с железнодорожной администрацией калужское общество всячески поддерживало учащихся учебных заведений железнодорожного профиля. Обучавшиеся в них содержались за счет Малютинского банка, кроме того, проводились благотворительные акции. Так, в январе 1886 г. был дан любительский спектакль в пользу технического железнодорожного училища, а в январе 1904 г. на устройство общежития для учащихся железнодорожного училища пошли средства от проведенного в городском театре маскарада.
Стремительное расширение сети профессионального образования, особенно в последней четверти XIX в., в значительной мере за счет благотворительной деятельности, во многом предопределило укрепление экономической безопасности России в целом и Калужской губернии в частности. Выпуск отечественных высококвалифицированных специалистов способствовал успешному развитию национальной экономики, даже в периоды довольно частых военных кризисов, когда, недовольные политикой Российской империи, иностранные державы предпринимали попытки экономического давления на нашу страну с целью дестабилизации социального равновесия.
Однако наиболее эффективным для борьбы с нищенством и бродяжничеством являлось обучение востребованным тогда профессиям молодого поколения, а также тех из взрослых, кто хотел с помощью труда вырваться из среды нищих и изменить свой социальный статус. Особое внимание этому вопросу уделяли Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, а также связанные с работой пенитенциарной системы благотворительные общества, такие как созданное в 1819 г. Общество попечения от освобожденных из заключения. В 1832 г. в устав общества был внесен специальный пункт об учреждении Работных домов «для доставления прокормления собственным трудом и пристанища убогим, неимущим и праздношатающимся» (сюда же были причислены и вышедшие из тюрем).
Однако первый Дом Трудолюбия был открыт обществом лишь в 1869 г. для выходящих из тюрем и тюремных больниц, а также малолетних бывших арестантов, не обученных ремеслам, и нищих вообще, «не утративших чувства стыда и доброй воли»7.
Впоследствии система Домов Трудолюбия была усовершенствована и получила новую жизнь благодаря Иоанну Кронштадтскому и барону О. О. Буксгевдену. 1 сентября 1895 г. было создано Попечительство о Домах Трудолюбия и Работных Домов под покровительством императрицы Александры Федоровны. Находившиеся в ведении Попечительства заведения сыграли большую роль в борьбе с нищенством и бродяжничеством. Их деятельность осуществлялась в двух направлениях. Они давали возможность зарабатывать себе на жизнь нуждающимся, предоставляли им кров, а также организовывали профессиональное обучение тех, кто вообще не имел никакой профессии. Так, в созданном при непосредственном участии Иоанна Кронштадтского в 1895 г. Работном доме в Калуге дети и взрослые, включая отбывших наказание, обучались сапожному, кузнечному, слесарному, столярному мастерству, а в функционировавшем с 1841 г. Доме Трудолюбия девочки обучались белошвейным работам и шитью платьев8.
Заботясь об осужденных подростках, а также детях арестантов, вынужденных находиться в местах заключения вместе со своими родителями, правительство и благотворители создавали специальные воспитательно-исправительные приюты. Такие приюты существовали и в Калуге.
В стране для руководства ими и их поддержки было создано Общество земледельческих колоний и приютов. Одной из целей общества было улучшение трудового воспитания призреваемых. В Калуге существовало отделение общества. О том, что вопрос приобщения к труду был актуален и в последующие годы, свидетельствует сообщение в «Калужских губернских ведомостях» от 12 июня 1908 г. о ручной посадке ржи в исправительном приюте и об инициативе обучения садоводству и огородничеству воспитанников детских приютов в августе 1909 г.9
Должное внимание работе детских исправительных учреждений, в том числе приюту в Калуге, уделяли члены Кабинета министров и сам император. 12 октября 1902 г приют посетил Министр земледелия и государственных имуществ А. С. Ермолаев. По результатам этого визита на содержание приюта была выделена 1000 руб. 4 ноября того же года Министерство земледелия сообщило о даровании этому приюту Копнинской лесной дачи (участка леса—А. Л.) площадью 37,5 дес. лично императором.
С учетом всех этих обстоятельств учебно-воспитательно-исправительный процесс в приюте осуществлялся на уровне, позволявшем достичь конкретных положительных результатов. При проведении воспитательной работы уделялось внимание не только нравственному, но и умственному и физическому развитию детей с целью формирования всесторонне подготовленного к труду члена общества.
Процесс воспитания состоял из трех взаимосвязанных разделов. Основным средством при этом было обучение. Воспитанники учились грамоте, закону Божьему, а также садоводству, огородничеству и ремеслам: столярному, слесарному, сапожному. Второй раздел включал в себя чтение, беседы и пение, т. е. большое внимание уделялось формированию нравственно-эстетических ценностей. Третьей составляющей являлось как физическое развитие, которое осуществлялось при проведении игр, прогулок и т. д., так и воспитание дисциплины путем осуществления контроля за деятельностью воспитанников и надзора за ними. Время досуга—с 6 до 8 вечера—проходило в чтении или пении, сопровождавшимися демонстрацией теневых картинок.
Результатом деятельности приюта явились не только приобщение к труду и возвращение на путь исправления подростков, но и введение передовых технологий, в первую очередь в сельском хозяйстве, о чем свидетельствовали полученные приютом награды: серебряные медали Калужского общества сельского хозяйства на весенней выставке 1902 г., а также за слесарные и столярные изделия на осенней выставке того же года. Как видно из отчета за этот год, воспитанники приюта, покинувшие его ранее, добросовестно трудились на благо общества, не возвращаясь к преступной деятельности10. Этот факт свидетельствовал об эффективности принятых правительством и поддержанных благотворителями мер. Происходило уменьшение социальной напряженности в обществе не только на этот момент, но и на будущее, т. к. из преступной среды выводился ее потенциальный контингент. Впоследствии традиции обучения профессиям оступившихся в начале жизненного пути детей продолжили патро-натные организации. По стране их насчитывалось 145, и инициаторами их создания являлись специализировавшиеся на разборе дел по детской преступности судьи, служащие тюремного ведомства, а также губернаторы.
Накануне Первой мировой войны во всей Российской империи, особенно в ее европейской части, в качестве действенного средства профилактики нищенства, в первую очередь в периоды голода, эпидемий, стихийных бедствий практиковалось развитие кустарных промыслов. В Калужской губернии, используя опыт предшественников по обеспечению пострадавших от голода, а затем и от эпидемии холеры крестьян работой, чтобы быстрее преодолеть последствия этих бедствий, известная своей благотворительной деятельностью Ирина Яковлевна Коншина вместе с рядом единомышленников—владелицей с. Тимошовка Малюновой, учительницей Т. И. Чуришвой-Цветковой и другими—создает во время голода и эпидемии холеры в 1892 г. в своем имении в с. Ахлибенино и окрестных деревнях артели вышивальщиц, продукция которых получила широкую известность в России и за рубежом. В артелях работало около 700 женщин. Инициатива Коншиной получала широкую поддержку как губернатора, так и членов императорской фамилии. На развитие этого промысла И. Я. Коншиной было выделено 10 тыс. руб11.
Специальная школа по обучению крестьянок и подготовке инструкторов существовала в с. Песоченском Жиздринского уезда Калужской губернии. Организована она была Обществом трудовой помощи, основанном в 1907 г. Для осуществления своих планов общество создало учебно-ткацкую мастерскую, после окончания которой выпускницы получали ткацкий станок на льготных условиях и материал для работы на дому. В 1911 г. в школе было 12 учениц и 2 мастера-инструктора. Двухгодичная школа при мастерской выпускала мастеров-инструкторов. Ее к 1911 г. закончили 10 человек, которые работали в Калужской и шести других губерниях. Общество также скупало у населения белое сукно, холсты, полотенца и другие кустарные изделия с целью стимулирования народных промыслов. Оно направляло свои изделия на выставки
в Калужскую и Рязанскую губернии, где они получили две большие серебряные и три малые золотые медали. На выставке в Санкт-Петербурге и Америке изделия Песочен-ской школы также пользовались успехом, о чем свидетельствовал спрос на них. На родине Общество получило серебряную медаль от Министерства Земледелия и Управления госимуществом за успешное ведение дела12.
Особое внимание использованию различных форм трудовой помощи, в том числе профессиональному обучению, для борьбы с нищенством и его профилактики уделялось во время Первой мировой войны многочисленными благотворительными организациями, часть из которых имела полугосударственный характер. В первую очередь для обеспечения безопасности государства необходимо было трудоустраивать наводнивших губернии беженцев. В Калужской губернии для этой цели отделение комитета Великой княжны Татьяны Николаевны для оказания временной помощи пострадавшим от военных действий специально создало Бюро по регистрации беженцев и оказанию им трудовой помощи во главе с Н. Н. Кормилициным. Татьянинским комитетом были открыты приюты для малолетних детей, чтобы их матери могли устроиться на какую-либо работу, Одним из наиболее актуальных вопросов в этот период было обучение и трудоустройство целой армии возвратившихся с фронта инвалидов. Занимался этой проблемой Калужский губернский попечительский комитет. Параллельно с открытием инвалидных домов он решал вопрос о трудовой реабилитации их обитателей. Для этого в губернии был открыт ряд учебных и ремесленных курсов, а также мастерских, в которых обучались и работали инвалиды. Инвалидов обучали в Жиздринском городском Михайловском училище огородничеству, семеноводству, садоводству, корзиноплетению и столярному мастерству; в Калужской ремесленной школе— сапожному и портновскому делу; в Мещовской ремесленной школе—столярному, сапожному, щеточному и веревочному делу. С целью увеличения занятости населения, в том числе инвалидов, широко использовалась практика надомного труда13. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
• в исследуемый период Российским государством уделялось значительное внимание развитию профессионального образования;
• распространение этого образования способствовало не только развитию и укреплению экономики страны, но и решению таких острых социальных проблем, как профессиональное нищенство, бродяжничество и безработица, что в конечном счете укрепляло социальную стабильность в стране. Наиболее ярко эта взаимосвязь проявлялась в периоды войн, эпидемий, голбда, неурожаев, стихийных бедствий;
• дореволюционный опыт трудового и профессионального обучения может быть с успехом применен в современных условиях для социальной реабилитации детей и подростков, отбывающих наказание в пенитенциарных учреждениях, а также инвалидов, особенно молодых людей, получивших увечья в боевых действиях в «горячих точках»;
• профессиональное образование в стране осуществлялось государственными органами, благотворительными обществами и частными лицами.
1 Центральный государственный архив Военно-морского флота (ЦГА ВМФ). Ф. 432. On. 1. Д. 1514. Л. 12.
2 Калужские губернские веста (КГБ). 1838. 5.02.
3 Кононова Т.Б. Благотворительность императорского дома. XIX в.: Автореф. докт. дис. М., 2004. С. 39.
4 ЦГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 1. Д. 4339. 'Л. 134-136; Д. 3809, 4160; Оп. 2. Д. 2334. Л. 21; Ф. 227. Оп. 1. Д. 275. Л. 6-6 об, Л. 7-7 об.; Д. 271. Л. 11.
5 МалининД.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга, 1992. С. 129.
6 КГБ. 1888. № 69.
7 Детская помощь. 1894. № И. С. 277.
8 Попечительство о Домах Трудолюбия//Памятная книжка Калужской губернии за 1896 г. Калуга 1895. С. 54.
9 КГВ. 1908. 12.06; 1909. 20.08.
10 Балабанов И. П. Калужский воспитательно-исправительный приют//Памятная книжка Калужской губернии за 1905 г. Калуга, 1904. С. 212.
11 ГалицтяГ.В. Духовная и благотворительная деятельность Ирины Яковлевны Коншиной-Реутовой на Калужской земле // Калуга в шести веках: Материалы 2-й городской краеведческой конференции. Калуга, 1999. С. 92.
12 Трудовая помощь. 1912. № 8. С. 296-297.
13 ПисаренкоИ.С., Вощенкова Н. С., ДомнинаТ.Г. и др. Благотворительные организации калужской губернии в годы Первой мировой войны. Калуга, 2001. С. 41-42.
1