педагогические исследования
educational and pedagogical studies
УДК 378
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЧНОСТНОГО СМЫСЛА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА БУДУЩИМИ ИНЖЕНЕРАМИ
Барышникова А.М., Барышникова Ю.В.
В данной статье авторы обращаются проблеме развития профессионального личностного смысла при обучении иностранному языку будущих инженеров. Практическая значимость заключается в том, что авторы выявляют средства развития профессионального личностного смысла и приводят примеры заданий, способствующих его развитию.
Ключевые слова: изучение иностранного языка; личностный смысл, будущие инженеры, мотивация, речевые навыки.
DEVELOPING PROFESSIONAL PERSONAL MEANING OF LEARNING A FOREIGN LANGUAGE BY FUTURE ENGINEERS
BaryshnikovaA.M., Baryshnikova Yu.V.
In this article the authors focus on the problem of developing professional personal meaning in the process of teaching a foreign
language to future engineers. The relevance of the study is due to the fact that the authors point out means of developing professional personal meaning and give examples of tasks that contribute to its development.
Ключевые слова: teaching a foreign language; personal meaning; future engineers; motivation; speech skills.
Введение
В условиях перехода высшего образования на ФГОС ВО 3++ на первый план выходит личность студента образованная, самостоятельная и инициативная. Соответственно и образовательный процесс должен предоставить возможность развития личности студента, владеющего практическими речевыми навыками и умениями, способного к самоуправлению своей учебной деятельностью. Практика обучения иностранным языкам студентов технического направления показывает, что студент зачастую оказывается лишь объектом обучения, а не субъектом своей учебной деятельности. В результате студент не видит личностного смысла при изучении иностранного языка. Всё вышеназванное обусловливает актуальность проблемы исследования.
Целью данной статьи является выявление условий, при которых студент видит личностный смысл во всей учебной работе и становится активным субъектом своей учебной деятельности.
Объектом исследования является профессиональная подготовка студентов технического направления, обучающихся по профилю «Материаловедение».
Материалы и методы исследования
Материалом исследования является неподготовленная устная и письменная речь студентов на английском языке, обучающихся по техническому направлению, по профилю «Материаловедение». В своей статье мы опираемся на следующие методы исследования: критический анализ литературы по проблеме исследования; метод научно-фиксируемого наблюдения.
Результаты исследования
Как известно, всякая учебная деятельность предпосылается коммуникативно-познавательными потребностями, лежащими в основе мотивов. Ряд психологов в качестве особой категории выделяются мотивы, непосредственно связанные с целью деятельности, указывая, что сила мотивации зависит от осознания цели. Цель, к которой стремится субъект, является лишь средством для удовлетворения его мотива. Тот мотив, который удовлетворяется данной целью, А.Н. Леонтьев назвал смыслом цели [4]. Чем яснее осознаётся цель, тем сильнее мотив для её достижения, тем активнее иноязычная коммуникативно-познавательная деятельность студентов. Следовательно, преподавателю важно знать, какие мотивы наиболее значимы для студента на данном этапе, чтобы с учетом этого строить процесс обучения иностранному языку. Также организуя коммуникативно-познавательную деятельность студентов, преподавателю важно так организовать учебный процесс по иностранному языку, чтобы предотвратить появление хотя бы части ошибок, которые появляются закономерно [2, с. 240].
Мы считаем, что развитие у студентов профессионального личностного смысла при обучении иностранному языку может быть обеспечено следующими средствами: включением студентов в активную самостоятельную коммуникативно-познавательную деятельность; направленностью на личностный образовательный продукт; обеспечением личностно-значимого контекста усвоения материала с позиции профессионального развития и становления личности будущего инженера [3].
Конкретизируем вышесказанное применительно к практике обучения иностранному языку будущих инженеров. Определяющим для развития профессионального личностного смысла является тщательный отбор и организация языкового и речевого материала: отбор тем, моделирование ситуаций профессионального общения, постановка проблемных задач и поиск способов их решения, подготовка доклада/ статьи на студенческую конференцию [1]. Что касается отбора тем, то для будущих материаловедов наиболее актуальными будут такие темы, как "Materials Science and Engineering", "Classification of
Materials", "Processing, Structure, Properties of Materials", "Concepts of Stress and Strain" и т.д. Приведем пример проблемного междисциплинарного задания. Например: Perform lab tests of the samples to assess stress-strain behavior of the material. Speak about the results of the tests at the lesson. Make sure you point out the elastic properties of the material, plastic deformation and tensile properties. Describe true stress-strain behaviour.
Обсуждение
Новизна результатов заключается в том, что выявление средств развития профессионального личностного смысла у будущих инженеров помогает преодолеть ряд проблем, связанных с мотивацией обучения иностранному языку. Данное исследование раскрывает лишь один аспект профессиональной подготовки будущих инженеров. Представляется, что направление дальнейшего исследования может быть посвящено вопросам контроля речевых и языковых иноязычных навыков будущих инженеров.
Заключение
Успешное развитие личностного смысла изучения иностранного языка будущими инженерами зависит от такой организации учебного материала и такой организации учебной деятельности студентов, при которой преподаватель может обеспечить её мотивированность и целенаправленность.
Информация о конфликте интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Информация о спонсорстве. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Список литературы 1. Baryshnikova A.M. On the question of the stress of the coatings // Студент и наука (Гуманитарный цикл) - 2019 материалы международной
студенческой научно-практической конференции. Магнитогорский
государственный технический университет им. Г.И. Носова. Магнитогорск, 2019. С. 485-487.
2. Барышникова Ю.В. О профилактике лексической интерференции при обучении английскому языку // Homo Loquens: актуальные вопросы лингвистики и методики преподавания иностранных языков сборник научных статей. Под редакцией И.Ю. Щемелевой. Санкт-Петербург, 2013. С. 239-245.
3. Барышникова Ю.В., Барышникова А.М. Некоторые аспекты обучения иностранному языку студентов технического направления // Иностранные языки: лингвистические и методические аспекты. 2018. № 42. С. 4-7.
4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
References
1. Baryshnikova A.M. On the question of the stress of the coatings. Student i nauka (Gumanitarnyy tsikl) - 2019 materialy mezhdunarodnoy studencheskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Student and Science (Humanitarian Cycle) - 2019 Materials of the International Student Scientific and Practical Conference]. Magnitogorskiy gosudarstvennyy tekh-nicheskiy universitet im. G.I. Nosova. Magnitogorsk, 2019, рр. 485-487.
2. Baryshnikova Yu.V. Homo Loquens: aktual'nye voprosy lingvistiki i metodikiprepodavaniya inostrannykh yazykov sbornik nauchnykh statey [Homo Loquens: current issues of linguistics and methods of teaching foreign languages collection of scientific articles]. Ed. I.Yu. Shchemel-eva. Sankt-Peterburg, 2013, рр. 239-245.
3. Baryshnikova Yu.V., Baryshnikova A.M. Inostrannye yazyki: lingvis-ticheskie i metodicheskie aspekty. 2018. № 42, рр. 4-7.
4. Leont'ev A.N. Deyatel'nost', soznanie, lichnost' [Activity, consciousness, personality]. M., 1975.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ
Барышникова Анна Михайловна, студентка группы ММТмб-17
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
пр. Ленина, д. 38, г.Магнитогорск, 455000Российская Федерация [email protected]
Барышникова Юлия Викторовна, доцент кафедры английского языка, кандидат педагогических наук, доцент
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова»
пр. Ленина, д. 38, г. Магнитогорск, 455000 Российская Федерация [email protected]
DATA ABOUT THE AUTHORS Baryshnikova Anna Mikhailovna, student of the group MMTmb-17
Nosov Magnitogorsk State Technical University
38, Lenin Pr., Magnitogorsk, 455000, Russian Federation
ORCID: 0000-0003-2406-4095
Baryshnikova Yulia Viktorovna, Ph. D. in Pedagogy, Docent, Department of the English language, Institute of Humanitarian Education
Nosov Magnitogorsk State Technical University
38, Lenin Pr., Magnitogorsk, 455000, Russian Federation
ORCID: 000-0001-5320-4726