Научная статья на тему 'Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов'

Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
метод проектов / профессиональное самоопределение / профессиональный интерес / студенты / практико-ориентированное обучение / будущие педагоги / project method / professional self-determination / professional interest / students / practice-oriented learning / future teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рущишина Асият Адамовна

В статье представлен анализ проблемы профессионального самоопределения будущих педагогов. Профессиональное самоопределение включает несколько этапов: выбор профессии, подготовку, адаптацию и профессионализацию. Автор отмечает, что качественное профессиональное самоопределение будущих специалистов обуславливает степень проявления профессионального интереса. В статье представлен анализ понятия профессионального интереса и его структура. Профессиональный интерес являет собой эмоционально позитивное отношение обучающихся к осваиваемой профессии, которое характеризуется желанием получить профессиональные знания, умения и навыки, волевым контролем в процессе овладения профессией и потребностью в профессиональной реализации. При детальном педагогическом сопровождении отмечается гибкость уровня профессионального интереса обучающихся за счет воздействия на все компоненты в его составе. Обозначена целесообразность применения метода проектов в процессе развития профессионального интереса студентов колледжа. Использование метода проектов обеспечивает развитие профессиональных умений через детальную проработку задач и создание конкретного практического результата. Автором рассмотрены этапы подготовки и организации проекта «Имидж учителя начальных классов». Этапное развитие всех структурных элементов профессионального интереса в процессе работы над проектом способствует устойчивому формированию профессионального интереса, что обеспечивает профессиональное самоопределение будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рущишина Асият Адамовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the professional interest of college students through the project method

The article presents an analysis of the problem of professional self-determination of future teachers. Professional self-determination includes several stages: career choice, training, adaptation and professionalization. The author notes that high-quality professional self-determination of future specialists determines the degree of professional interest. The article presents the analysis of the concept and structure of professional interest. Professional interest is characterized as an emotionally positive attitude of students towards the profession being mastered, which is characterized by a desire to gain professional knowledge, skills and abilities, volitional control in the process of mastering the profession and the need for professional realization. With detailed pedagogical support, the flexibility of the level of professional interest of students is noted due to the impact on all components in its composition. The expediency of using the project method in the process of developing the professional interest of college students is substantiated. The use of the project method ensures the development of professional skills through detailed elaboration of tasks, and the creation of a specific practical result. The author considers the stages of preparation and organization of the project "The image of a primary school teacher". The stage-by-stage development of all structural elements of professional interest in the process of working on a project contributes to the sustainable formation of professional interest, which ensures the professional self-determination of future teachers.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов»

УДК 371.3+377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Рущишина А. А. Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 45-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/09jul2024/kvo205/

Рущишина Асият Адамовна | Krabaple@mail.ru

Кандидат педагогических наук Преподаватель

Некрасовский педколледж № 1 Санкт-Петербург, Россия

Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов

Аннотация. В статье представлен анализ проблемы профессионального самоопределения будущих педагогов. Профессиональное самоопределение включает несколько этапов: выбор профессии, подготовку, адаптацию и профессионализацию. Автор отмечает, что качественное профессиональное самоопределение будущих специалистов обуславливает степень проявления профессионального интереса. В статье представлен анализ понятия профессионального интереса и его структура. Профессиональный интерес являет собой эмоционально позитивное отношение обучающихся к осваиваемой профессии, которое характеризуется желанием получить профессиональные знания, умения и навыки, волевым контролем в процессе овладения профессией и потребностью в профессиональной реализации. При детальном педагогическом сопровождении отмечается гибкость уровня профессионального интереса обучающихся за счет воздействия на все компоненты в его составе. Обозначена целесообразность применения метода проектов в процессе развития

профессионального интереса студентов колледжа. Использование метода проектов обеспечивает развитие профессиональных умений через детальную проработку задач и создание конкретного практического результата. Автором рассмотрены этапы подготовки и организации проекта «Имидж учителя начальных классов». Этапное развитие всех структурных элементов профессионального интереса в процессе работы над проектом способствует устойчивому формированию профессионального интереса, что обеспечивает профессиональное самоопределение будущих педагогов.

Ключевые слова: метод проектов, профессиональное самоопределение, профессиональный интерес, студенты, практико-ориентированное обучение, будущие педагоги.

Выбор профессии представляет собой общественное явление, с которым сталкивается каждый индивидуум. Результаты многочисленных исследований демонстрируют, что выбор профессии

УДК 371.3+377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Рущишина А. А. Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 45-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/09jul2024/kvo205/

оказывает влияние на все стороны жизни человека, особенно на внутреннее самоопределение и на совокупность убеждений и ценностей, поэтому важно сделать верный и взвешенный профессиональный выбор. В психолого-педагогических источниках период юности представлен как благоприятный, сензитивный период формирования профессионального самосознания личности. Интенсивная учебно-профессиональная деятельность, которая свойственна этому периоду, провоцирует осознание студентами профессионально важных качеств, ценностей и компетентности в выбранной профессии. Этот процесс включает в себя интеграцию всех аспектов, связанных с будущей сферой деятельности, жизненные планы и ценностную систему личности.

Профессиональный выбор и самоопределение является актуальным вопросом современной науки; в разные годы этот вопрос изучали такие ученые, как А. Е. Голомшток, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Ф. В. Повшедная, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, П. А. Шавир и мн. др. Так, Е. А. Климов пишет, что профессиональное самоопределение — это «не однократное деяние, а длительный, многолетний процесс. На разных возрастных этапах он связан с разными целями и имеет разное содержание» [Цит. по: 6, с. 57]. Таким образом, процесс профессионального самоопределения охватывает несколько этапов развития личности и выбор профессии, и профессиональное образование, и профессиональную адаптацию специалиста,

и профессиональное самосовершенствование. Как отмечает психолог П. А. Шавир, профессиональное самоопределение ошибочно приравнивать к процессу профессионального выбора, так как понятие профессионального самоопределения шире и определяет общий процесс развития личности [13, с. 27-30]. Психолог Н. С. Пряжников трактует изучаемое понятие, как поиск и достижение внутреннего смысла в процессе профессионального выбора, подготовки и адаптации [10, с. 7-8]. Исследователь Ф. В. Повшед-ная, анализируя профессиональное самоопределение, пишет, что это «сложный, целостный, личностно-ориенти-рованный процесс, направленный на формирование индивидуальной позиции и как результат выбора и проектирования собственной профессиональной деятельности и самореализации в ней» [Цит. по: 9, с. 201]. Таким образом, процесс профессионального самоопределения имеет такие характеристики, как трудоемкость, протяженность, многоэтапность.

Многочисленные исследования показывают (С. Я. Батышев, И. С. Кон, В. А. Сла-стенин, В. В. Плешакова и др.), что лишь небольшая часть студентов осознает цели своего профессионального пути и видит в выбранной профессии возможность реализации своих интересов и способностей. Исследователь В. В. Плешакова отмечает, что менее 30 % обучающихся «осознают задачи профессиональной подготовки и принимает свою будущую профессию как возможность реализации собственных интересов и способностей» [Цит. по: 8, с. 4]. В данном контексте особое

УДК 371.3+377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Рущишина А. А. Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 45-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/09jul2024/kvo205/

значение приобретает психолого-педагогическая поддержка не только в процессе профессионального выбора, но и в процессе обучения и становления будущего специалиста. Ученые указывают на то, что готовность к профессионализации студентов и высокий показатель уровня развития профессионального интереса являются важными составляющими успеха в подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности. Для успешного формирования профессиональной и личностной идентичности студентов также большое значение приобретают содержание учебного материала, используемые формы и методы, внеурочная активность студентов — в общем, образовательная среда учебного учреждения.

Профессиональный интерес — это комплексное интегративное понятие. Функциональная природа, структура и характеристика компонентов профессионального интереса до сих пор являются дискуссионным вопросом в науке (Г. Д. Бабушкин, О. А. Зимовина, А. Т. Бай-тимирова, В. Ф. Бессараб, И. Н. Вакулова, С. П. Крягжде, Б. М. Теплова, С. Н. Чистякова, А. Ф. Эсаулов и др.). Рассматривая точки зрения ученых, можно определить, что изучаемое понятие является сочетанием различных психических аспектов и состояний человека, которые направлены на выбранную или осваиваемую профессию. Исследователь О. А. Зимо-вина, раскрывая понятие, пишет, что в процессе приобретения выбранной профессии профессиональный интерес вызывает проявление избирательной,

познавательной, эмоциональной и волевой активности [5, с. 55]. Описывая профессиональный интерес, И. Н. Вакулова, подчеркивает «избирательность и активно-положительное отношение не только к осваиваемой профессии, но и к процессу освоения» [Цит. по: 4, с. 24]. Профессиональный интерес характеризуется как эмоционально позитивное отношение обучающихся к осваиваемой профессии, которое определяется желанием получить профессиональные знания, умения и навыки, волевым контролем в процессе овладения профессией и потребностью в профессиональной реализации [12, с. 8].

Понимание изучаемого понятия обеспечивает анализ его структуры. Вопрос относительно структуры понятия «профессиональный интерес» сегодня также является дискуссионным. Существует точка зрения, что профессиональный интерес состоит только из двух компонентов — эмоционального и познавательного [3, с. 164], ее дополняет мнение о наличии также волевого компонента [1, с. 118]. Наиболее обширным является положение о включении в структуру понятия «профессиональный интерес» четырех компонентов: познавательного, эмоционального, волевого и потребностно-деятельностного [7; 14, с. 10]. Проанализировав различные взгляды, мы пришли к выводу, что в состав профессионального интереса стоит включать следующие компоненты: «эмоционально-ценностный, мотиваци-онно-волевой, познавательно-ориентаци-онный и потребностно-деятельностный» [Цит. по: 11, с. 94].

УДК 371.3+377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Рущишина А. А. Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 45-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/09jul2024/kvo205/

Выраженность эмоционально-ценностного компонента обусловлена пониманием профессионального выбора как успешного, что предполагает активно-положительное отношение к профессионально важным качествам и ценностям. С помощью мотивацион-но-волевого компонента студенты способны решать сложные задачи и искать выход из трудных положений благодаря силе мотивации и воли. Внутри позна-вательно-ориентационного компонента находится широкий спектр профессиональных компетенций, знаний, умений и навыков. Проявление потребностно-деятельностного компонента мы усматриваем в непреодолимом стремлении обучающихся апробировать теоретические знания на практике. Развитие всех перечисленных компонентов профессионального интереса детерминирует формирование не только устойчивого профессионального интереса, но и личностного роста студента [Там же]. Развитие профессионального интереса сегодня осуществляется с использованием различных подходов. Мы считаем, что практико-ориентированное обучение определяет особые возможности для развития профессионального интереса студентов-будущих педагогов.

Проектное обучение не является новым в образовании: метод проектов был широко применен в США в 1919 году. Его также называли методом проблем и связывали с гуманистическими идеями философии и образования, разработанными учеными Д. Дьюи и У. Килпатриком. Сегодня метод проектного обучения, представленный

более ста лет назад, переживает новый этап популярности и внимания.

Необходимым условием реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования является интегрирование теории и практики, что обеспечивает формирование как общих, так и профессиональных компетенций обучающихся. Данное условие актуализирует применение метода проектов в профессиональной деятельности педагогов средних профессиональных учебных заведений. Использование метода проектов обеспечивает студентам возможность самостоятельно приобретать знания и умения в процессе поиска, обработки информации и решения поставленных задач, которые требуют интеграции знаний и их практического применения. Работа над проектом позволяет продемонстрировать практическое применение полученных знаний через детальную проработку задачи и создание конкретного практического результата. Участие в проектах позволяет студентам проявить свой творческий потенциал, развить навыки анализа, самостоятельности, инициативы, а также успешно продемонстрировать свои достижения. Этот метод способствует формированию прочных связей со специальностью, активному усвоению знаний и компетенций через практическую деятельность, что обеспечивает развитие профессионального интереса к выбранной специальности.

Проектная деятельность занимает важное место в процессе подготовки будущих

УДК 371.3+377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Рущишина А. А. Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 45-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/09jul2024/kvo205/

специалистов; в течение учебного года студенты включены в работу над проектами по разным направлениям. В данной статье мы представляем модель краткосрочного группового проекта на тему «Имидж учителя начальных классов» для студентов педагогического колледжа.

Цель проекта: развитие навыков осознанного формирования профессионального имиджа через повышение уровня самосознания и развитие исследовательского и творческого мышления.

Задачи проекта:

1) обобщить современные требования к внешнему виду педагога;

2) разработать рекомендации по выбору подходящего стиля одежды и общего имиджа для учителей;

3) подготовить творческую презентацию или образец визуального стенда, демонстрирующего уместный и неподходящий внешний вид педагога.

Оборудование: листы ватмана, набор карандашей и / или фломастеров, ноутбук, интерактивная доска.

Работа над проектом осуществлялась поэтапно. Наблюдение показывает, что в процессе работы происходит комплексное воздействие на все компоненты профессионального интереса, но все-таки специфика решения тех или иных задач позволяет нам выделить доминирование отдельных структурных компонентов феномена (таблица 1).

Таблица 1 — Подготовка и организация проекта «Имидж учителя начальных классов»

Этапы Цель и задачи Деятельность обучающихся Компонент профессионального интереса

Иммерсия Цель — подготовка студентов к работе над проектом. Задачи: — обсудить темы, определить проблемы, сформулировать цель и задачи; — объединиться в творческие группы (группу) для совместной работы над проектом 1. Работают с информацией. 2. Обсуждают проблему, тему, цель и задачи. 3. Формируют творческую группу. 4. Осуществляют самооценку решения задач Эмоционально-ценностный

№ 2 (22) / 2024 КАЛИНИНГРАДСКИЙ Рущишина А. А. Развитие профессионального инте-

июль ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ Научно-методический реса студентов колледжа посредством метода проектов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. —

УДК электронный журнал № 2 (22) / июль. — С. 45-54. — URL: https://koirojournal.

371.3+377.5 ru/realises/g2024/09jul2024/kvo205/

Этапы Цель и задачи Деятельность обучающихся Компонент профессионального интереса

Планирование Цель — определение конкретных действий для разработки проекта. Задачи: — подобрать источники информации; — определить методы сбора и анализа информации; — обсудить типы продукции и возможные дизайнерские решения; — описать процедуру защиты и критерии оценки результатов; — распределить функциональные роли членов группы 1. Осуществляют — распределение ролей и планирование работы; — поиск, систематизацию, анализ, обобщение информации; — построение основных положений и выводов; — выбор форм представления результатов; — определение критериев оценки результатов. 2. Принимают решение о виде продукта и форме представления. 3. Осуществляют самооценку решения задач Мотивационно-волевой, потребностно-деятельностный

Информационно-поисковый Цель — поиск, анализ, обобщение информации, изложение выводов. Задачи: — собрать данные по изучаемой теме; — проанализировать первичные данные, полученные в ходе групповой работы; — определить форму представления результатов 1. Организуют работу группы по поиску, анализу и обобщению информации по теме проекта. 2. Обсуждают предварительные результаты. 3. В группах анализируют полученные данные и возможную форму представления результатов. 4. Консультируются с педагогом. 5. Осуществляют самооценку решения задач Познавательно-ориентационный

Презентация Цель — представление проекта. Задачи: — подготовить презентационные материалы; — составить публичное выступление; — презентация проекта 1. Выбирают (предлагают) форму выступления. 2. Готовят выступление. 3. Защищают проект и презентуют продукт. 4. Осуществляют самооценку решения задач Потребностно-деятельностный

УДК 371.3+377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Рущишина А. А. Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 45-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/09jul2024/kvo205/

Этапы

Цель и задачи

Деятельность обучающихся

Компонент профессионального интереса

Рефлексия

Цель — оценка процесса подготовки и результатов работы групп.

Задачи:

— обсудить результаты работы над проектом;

— организовать самоанализ проектной деятельности;

— проанализировать полученный опыт и перенести его на будущие ситуации

Осуществляют анализ, самоанализ и обобщение результатов работы над проектом

Эмоционально-ценностный

На первом этапе была проведена беседа о внешнем виде педагога. Студенты обсуждали связь культуры и внешнего вида учителя. Было отмечено, что ученик обращает внимание на стиль педагога, аксессуары, прическу и макияж, так как все эти элементы являются важными в контексте достижения образовательных целей. Образ педагога, его внешний вид имеют важное значение для успеха образовательного процесса, укрепления авторитета учителя и формирования его позиции в педагогическом коллективе. Внешний вид педагога должен соответствовать не только требованиям дресс-кода, но и тенденциям моды и общему стилю.

Работая с источниками, студенты проанализировали требования к внешнему облику педагогов различных образовательных учреждений в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, изучили советы стилистов о формировании

базового гардероба для мужчин и женщин, обсудили последние модные тенденции и возможные ошибки при создании своего образа. Для представления выводов по теме студентам было предложено использовать разнообразные творческие формы: шоу-подиум «Модный приговор», модный показ, игра «Имидж и стиль учителя», презентации «Разбор основных ошибок гардероба учителя», «Тенденции моды для педагога» и др. По завершении работы была организована презентация-защита для каждого проекта, после чего все участники обсудили достоинства, недостатки и возникшие трудности.

Работа над проектом осуществлялась во внеурочной деятельности студентов колледжа. Количество участников и разнообразие продуктов указывают на высокий уровень заинтересованности и положительную эмоциональную реакцию студентов на предложенную работу.

УДК 371.3+377.5

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Рущишина А. А. Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 45-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/09jul2024/kvo205/

На этапе рефлексии, обсуждая результаты проектной работы, большинство участников выразили пожелание участвовать в проектной деятельности по данному и иным близким направлениям.

Анализируя научно-практические исследования (Г. Д. Бабушкин, С. Н. Чистякова, С. А. Шлома и др.), направленные на формирование и развитие профессионального интереса, мы полагаем, что подобная работа будет способствовать росту уровня развития данного феномена. Оценивая этапы развития профессионального интереса, мы разделяем точку зрения А. Т. Байтимировой в том, что составные элементы профессионального интереса могут получать развитие на каждом этапе работы, но сложный многоступенчатый процесс определяет неоднородность компонентов, поэтому мы предполагаем преобладание одного или нескольких [2, с. 118]. Так, эмоционально-ценностный компонент способен развиваться за счет поэтапного осмысления ценностно-смысловых ориентаций осваиваемой профессии. На мотиваци-онно-волевой компонент воздействуют целеполагание, постановка задач и выявление способов их достижения на каждом этапе работы. Преобразование познавательно-ориентационного компонента может обеспечиваться за счет изучения и уточнения данных о значимых аспектах, специфике ценностей получаемой профессии. Развитию потребност-но-деятельностного компонента будет способствовать включение в деятельность разного характера, где возможно продемонстрировать профессионально

важные качества. Мы считаем, что представленная в статье модель проекта может являться одной из форм организации внеурочной деятельности в рамках профессионального воспитания студентов — будущих педагогов.

Таким образом, профессиональное самоопределение — это сложный многоэтапный процесс, который длится на протяжении всего процесса подготовки будущего специалиста. Активное проявление профессионального интереса способствует более эффективному процессу профессионального самоопределения. Использование практико-ориен-тированных методов обучения — один из эффективных способов стимулирования профессионального интереса. Развитие структурных элементов профессионального интереса в процессе работы над проектом будет способствовать устойчивому формированию профессионального самоопределения будущих педагогов. Учитывая, что развитие компонентов профессионального интереса происходит интегрировано, в связи с чем возможна компенсация одного компонента другим, механизм формирования и развития профессионального интереса требует дальнейшего детального изучения.

Список литературы

1. Арнаутов, В. В. Развитие интереса к профессии учителя у студентов пед-колледжа в условиях учебно-научно-педагогического комплекса: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Арнаутов Владимир Владимирович. — Волгоград, 1995. — 207 с.

УДК 371.3+377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Рущишина А. А. Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 45-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/09jul2024/kvo205/

2. Байтимирова, А. Т. Сущность и структура понятия «профессиональный интерес» / А. Т. Байтимирова // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 4 — С. 116-118.

3. Бухарина, Т. Л. Формы и методы развития профессионального интереса учащихся при выборе профессии: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Бухарина Татьяна Леонидовна. — М., 1983. — 184 с.

4. Вопросы становления профессиональных планов / под науч. ред. Н. Ф. Гейжан. — Л.: ВНИИ профтехобразования, 1979. — 68 с.

5. Зимовина, О. А. Содержание и особенности познавательных интересов и профессиональных намерений старшеклассников / О. А. Зимовина // Советская педагогика. — 1975. — № 12. — С. 53-59.

6. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Е. А. Климов. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 301 с.

7. Мордовская, А. В. Формирование профессиональных интересов школьников в процессе факультативных занятий: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мордовская Анна Васильевна. — М., 1990. — 187 с.

8. Плешакова, В. В. Особенности профессионального самоопределения студентов педагогического колледжа: дис. ... канд. пед. наук: 19.00.07 / Плешакова Валентина Владимировна. — М., 2006. — 175 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Повшедная, Ф. В. Опытно-экспериментальное исследование по формированию уровней развития профессионального самоопределения студентов ссуза / Ф. В. Повшедная, А. Е. Канакова // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. — 2014. — Т. 11. — № 4. — С. 200-207.

10. Пряжников, Н. С. Самоопределение и профессиональная ориентация учащихся: Учеб. для студентов учреждений высш. профильного образования / Н. С. Пряжников, Л. С. Румянцева. — М: Издательский центр «Академия», 2013. — 208 с.

11. Рущишина, А. А. Сущность и структура профессионального интереса студентов техникума / А. А. Рущишина, Н. А. Рачковская // Педагогический вестник. — 2018. — № 5. — С. 93-95.

12. Черникова, О. В. Формирование профессионального интереса к педагогической деятельности у студентов вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Черникова Ольга Владимировна. — Великий Новгород, 2006. — 25 с.

13. Шавир, П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности / П. А. Шавир. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с.

14. Эсаулов, А. Ф. Формирование профессиональных интересов старших школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.00 / Эсаулов Анатолий Федорович. — Л., 1955. — 14 с.

УДК 371.3+377.5

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Рущишина А. А. Развитие профессионального интереса студентов колледжа посредством метода проектов // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 2 (22) / июль. — С. 45-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2024/09jul2024/kvo205/

Asiyat A. Ruschishina

Nekrasovsky Pedagogical College № 1 St. Petersburg, Russia

Development

of the professional interest of college students through the project method

Abstract. The article presents an analysis of the problem of professional self-determination of future teachers. Professional self-determination includes several stages: career choice, training, adaptation and professionalization. The author notes that high-quality professional self-determination of future specialists determines the degree of professional interest. The article presents the analysis of the concept and structure of professional interest. Professional interest is characterized as an emotionally positive attitude of students towards the profession being mastered, which is characterized by a desire to gain professional knowledge, skills and abilities, volitional control in the process

Статья поступила в редакцию 03.06.2024; одобрена после рецензирования 28.06.2024; принята к публикации 05.07.2024.

of mastering the profession and the need for professional realization. With detailed pedagogical support, the flexibility of the level of professional interest of students is noted due to the impact on all components in its composition. The expediency of using the project method in the process of developing the professional interest of college students is substantiated. The use of the project method ensures the development of professional skills through detailed elaboration of tasks, and the creation of a specific practical result. The author considers the stages of preparation and organization of the project "The image of a primary school teacher". The stage-by-stage development of all structural elements of professional interest in the process of working on a project contributes to the sustainable formation of professional interest, which ensures the professional self-determination of future teachers.

Keywords: project method, professional self-determination, professional interest, students, practice-oriented learning, future teachers.

The article was submitted 03.06.2024; approved after reviewing 28.06.2024; accepted for publication 05.07.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.