УДК 378.016:811.111
Л. Н. Титова
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ-ФИЛОЛОГОВ
Современные условия развития общества требуют кардинальных изменений в обучении, ориентированных на подготовку квалифицированного специалиста, быстро приспосабливающегося к новым условиям труда. Профессиональная информационная подготовка учителей-филологов в педагогическом вузе должна учитывать структуру и содержание образования и поэтапную организацию образовательного процесса.
Ключевые слова: развитие личности, профессионально-ориентированная информационная подготовка, информационное образование, информационные технологии, педагогический вуз.
The modern conditions of social development need fundamental changes in training, focused on knowledge and skills of a qualified expert, quickly adapting for new working conditions. The organization of vocational and informational training of teacher-philologists in a pedagogical institute of higher education should takes into account content of students’ training and organization of educational process by stages.
Key words: development of a personality, vocational and informational oriented training, informational education, information technologies, a pedagogical institute.
Перед современным педагогическим вузом стоит важная задача -научить обучаемого ориентироваться в профессионально востребованной информации, подготовить его к эффективной профессиональной деятельности в условиях информационного общества. Применение нового подхода в обучении связано с новой общественно-экономической ситуацией и новыми задачами в системе образования.
Одним из важных направлений улучшения качества обучения является активизация самостоятельной работы студентов и их методической и научно-исследовательской деятельности. Современные условия развития общества требуют переоценки труда при использовании новых информационных технологий и компьютерных средств обучения, ориентированных на развитие личности обучаемого, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Учет специфики процесса взаимоотношений системы образования с окружающей средой способен обеспечить достижение устойчивого уровня развития науки, общественных отношений и самого человека.
Быстрое проникновение информационных технологий в сферу высшего профессионально-педагогического образования коренным образом меняет структуру учебной деятельности педагогических вузов, открывает большие возможности для самостоятельного творческого овладения учительской профессией. Говоря о приоритете национальных проектов в сфе-
ре образования, к первостепенным задачам в области информатизации образования А. С. Фурсенко относит «разработку электронных учебных ресурсов, программно-техническое оснащение, подключение к Интернет и оснащение компьютерных классов» [1, с. 21]. «Дальнейшее развитие науки и техники, их слияние в процессе производства материальных и духовных ценностей объективно диктует необходимость нового вида знания на стыке филологии и информационных технологий, воплощаемого в жизнь посредством педагогических технологий и компьютерного обучения» [2, с. 32]. Изучение современных образовательных технологий сопровождается новыми возможностями педагогического взаимодействия и позволяет поднять педагогический процесс на качественно иной уровень. Компьютерное обучение занимает достойное место среди технологий обучения и наиболее приспособлено к стремительным изменениям запросов современного образования. Этими обстоятельствами обусловлена необходимость трансформации профессионально-педагогической информационной подготовки будущих учителей-филологов. Аспекты такой подготовки рассматривает и Н. В. Кузьмина. Она включает в структуру педагогической подготовки «обоснованность; готовность к педагогической деятельности; валентность как педагогическую ориентированность на литературу; удовлетворенность профессией; сопротивляемость трудностям, гражданственность; целеустремленность; потребность в педагогической деятельности; продуктивность в работе; возможность видеть и оценивать свой труд» [2].
Л. М. Митина предлагает «структуру развития профессионально-педагогической подготовки личности будущего учителя-филолога связать с направленностью на ребенка, с заботой, интересом и любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности; направленностью на себя, связанной с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда; направленностью на предметную сторону профессии учителя, то есть на содержание учебного предмета» [3]. В результате проведенных исследований она выделила три интегральные характеристики труда учителя - педагогическую направленность, педагогическую компетентность, педагогическую гибкость, способствующие развитию профессионально-педагогической информационной подготовки студентов педагогического вуза. По ее мнению, «психологическим условием развития данной подготовки является профессиональное самосознание учителя как осознание педагогом себя в трех составляющих педагогического труда: профессиональной деятельности, педагогическом общении и собственной личности» [4, с. 28].
Мы придерживаемся воззрения В. А. Сластенина о том, что «главное в развитии профессионально-педагогической информационной подготовки учителя принадлежит профессиональной направленности, профессиональной компетентности и профессиональному росту» [5]. По мнению
В. А. Зайцева, «в структуре личности учителя особая роль принадлежит педагогической направленности» [6]. Она представляет собой каркас основных профессионально-значимых свойств личности педагога. К педагогической направленности В. А. Сластенин причислил интерес к профессии учителя, положительное эмоциональное отношение к обучаемым, их родителям, педа-
гогической деятельности, тягу к овладению педагогическими знаниями и умениями. Стремление к профессиональной компетентности педагога он связывал непосредственно с уровнем осуществления педагогической деятельности. Именно развитие потребности и интереса, переходящее в мотивацию учения в процессе профессионально-педагогической информационной подготовки будущих учителей-филологов в педагогическом вузе, может привести к активной и самостоятельной работе студентов с привлечением средств компьютерной коммуникации. Следовательно, профессиональная информационная подготовка должна способствовать приобщению будущих учителей к многоаспектной и разноуровневой педагогической деятельности.
Структура интеграции рассматриваемой подготовки отражает цель, задачи и содержание, приводящие к положительному результату данной подготовки, что обеспечивает процесс профессионального самопроектирования личности учителя в стремлении достичь совершенства в профессии. Согласимся с точкой зрения Я. С. Турбовского о том, что «...изучение самого предмета не является основной целью подготовки специалиста педагогического вуза. Целью же является профессиональное умение учить и воспитывать. Само знание, сколь угодно глубокое, такого умения по определению обеспечить не может» [7]. Следовательно, необходима такая информационная подготовка, которая включает интеграцию общенаучных предметов и информационных технологий, филологических дисциплин и лингвистических программных продуктов, педагогических технологий и компьютерных средств обучения.
Проанализировав достоинства и недостатки традиционной системы обучения и предвидя профессионально-педагогическую деятельность в будущей его реализации, А. А. Вербицкий создал теорию контекстного обучения. По мнению В. В. Мелева, «концепция контекстного обучения имеет целый спектр достоинств, составляющих основу организации профессиональной деятельности любого профиля» [8, с. 187]. Вместе с тем в условиях профессионально-педагогического образования необходима соответствующая трансформация как исходных положений, так и технологии реализации данной концепции. Это связано со следующими особенностями: в процессе обучения студентов педагогического вуза происходит формирование не только познавательной направленности, но и готовности к будущей профессиональной деятельности. Согласно идеям А. А. Вербицкого, «будущая профессиональная деятельность направлена на организацию учебно-познавательной активности и самостоятельности». Формами организации учебно-познавательной деятельности студентов педагогического вуза являются лекции, лабораторные занятия, семинары, зачеты и экзамены. Содержание базовой и предметной подготовки студентов выступает в качестве теоретико-методологического основы, обеспечивающей эффективное преподавание учебных дисциплин. Совокупность сформированных личностных качеств (моральных, этических, нравственных и т. д.), взглядов и убеждений служит основой успешного осуществления воспитательной деятельности [9].
«Направленность личности учителя-филолога к успешному решению профессиональных задач, отражаясь в потребностях, мотивах, установках, мировоззрении, концентрированно представлена в аспекте профессионально-педагогического образования двумя взаимосвязанными сос-
тавляющими: 1) стремлением к непрерывному личностному совершен-
ствованию в профессиональной среде; 2) стремлением к самореализации творческого потенциала в педагогической профессии» [10].
В свою очередь, склонность к интенсивной коммуникации в профессиональной языковой среде способствует преодолению эпизодичности педагогического общения; стремление к систематической обработке профессиональной лингвистической информации содействует достижению нового уровня педагогического мышления; готовность к выполнению отдельных функций будущего учителя-филолога создает основу для расширения диапазона педагогической деятельности.
Профессионально-педагогическая информационная подготовка студен-тов-филологов основывается на таких информационных дисциплинах, как математика и информатика, а также применении технических аудиовизуальных средств обучения и современных информационных технологий, которые учитывают и проблемы лингвистики. К ним относятся, например, компьютерная обработка текста, включающая в себя распознавание, исправление и перевод, структурные и конструктивные методы изучения языка, которые, в свою очередь, являются элементами искусственного интеллекта.
В этом случае профессионально-педагогическая информационная подготовка студентов-филологов в педагогическом вузе может рассматриваться как междисциплинарная отрасль знания, учитывающая закономерности и особенности информационных процессов в филологии, принципов построения и методик использования автоматизированных информационных систем, совершенствующих профессионально-педагогическую деятельность сту-дента-филолога. Поэтому цель изучения информационных дисциплин заключается в формировании определенного набора профессионально значимых технико-технологических умений, а также вооружении студентов приемами быстрого поиска и эффективной обработки лингвистической информации.
В Башкирском педагогическом государственном университете им. М. Акмуллы ведется целенаправленная работа по повышению эффективности профессионально-педагогической информационной подготовки студентов-филологов.
В рамках учебного курса «Современные информационные технологии» в соответствии с государственным стандартом дисциплины была реализована образовательная программа 1п1е1 «Обучение для будущего», предусматривавшая тематическое изучение современных информационных технологий, программных продуктов доступа к сети, создание мультимедиа презентаций, веб-сайтов, публикаций и пр. Научно-исследовательская деятельность студентов соответствовала тематике, предложенной кафедрой информатики и информационных технологий в образовании, и преследовала двоякую цель: 1) поиск, извлечение, упорядочение и систематизацию профессионально востребованной информации; 2) овладение современными информационными технологиями обработки информации.
Учитель-филолог выполнял работу двусторонне: как учитель и ученик, т. е. делал попытки реализации элементов своей будущей профессиональной деятельности, что частично способствовало раскрытию контекстного подхода.
С целью интегрированного изучения филологических дисциплин и лингвистических программных продуктов была пересмотрена согласно действующему государственному стандарту учебная программа курса «Обработка текстовой и графической информации». Новая учебная программа была составлена с учетом необходимости более основательного освоения лингвистических программных продуктов: электронных словарей, переводчиков, средств обработки языковой информации, стилистики, редактирования и пр.
В рамках учебного курса технических аудиовизуальных средств обучения было предусмотрено систематическое изучение различных тестовых оболочек: Elis на базе данных Foxpro и Hypertest; программ обработки звука Sound Forge, изображения и видео; цифрового фотоаппарата, сканера, веб-камеры, мультимедиа-проектора и пр. Было запланировано изучение технических характеристик устройств, возможностей программных продуктов, дидактической целесообразности их применения, а также вопросов взаимосвязи педагогических технологий и компьютерных средств обучения в теории и практике.
В структурно-процессуальной модели профессионально-педагогической и информационной подготовки будущих учителей-филологов отражены ее цель, содержание и результат (рисунок).
Структурно-процессуальная модель интеграции профессионально-педагогической и информационной подготовки будущих учителей-филологов
Профессиональнопедагогическая подготовка
Цель I
Интеграция общенаучной подготовки и подготовки в области информационных технологий посредством информатизации образовательной среды позволяет сформировать у будущих учителей-филологов способность к интенсивной коммуникации в профессиональной сфере. Интеграция языковой подготовки и лингвистических программных продуктов посредством структурирования содержания образования формирует способность к систематической обработке профессионально востребованной информации. Дидактическая интеграция педагогических технологий и компьютерных средств обучения путем алгоритмизации образовательного процесса позволяет выработать способности к диагностике, прогнозированию, управлению, контролю и коррекции результатов обучения.
Опыт нашей работы показывает, что профессионально-педагогическая информационная подготовка студентов филологических специальностей в педагогическом вузе должна проходить поэтапно. Первоначально изучаются педагогические технологии и компьютерные средства обучения; затем студенты осваивают практику применения педагогических технологий и компьютерных средств обучения в профессиональной деятельности; приобретают профессиональные знания, умения и навыки благодаря овладению информационными технологиями и компьютерными средствами обучения, лингвистическими программными продуктами как инструментом профессионального совершенствования и вырабатывают в себе способность к конструктивной дидактической интеграции педагогических технологий и компьютерных средств обучения в целях повышения эффективности педагогического труда.
Информационные образовательные технологии, возникшие в результате интеграции педагогических технологий и компьютерных средств обучения в вузовской информационной образовательной среде, позволяют в значительной степени повысить эффективность процесса профессионально-педагогической информационной подготовки студентов филологических специальностей.
Таким образом, профессионально-педагогическая информационная подготовка учителей-филологов, включающая интеграцию учебных дисциплин, содействует развитию потребности и интереса к профессиональному общению с привлечением средств компьютерной коммуникации; выработке способности к дидактическому анализу структурных компонентов профессионально-востребованной неоднозначной информации из различных источников для осуществления профессионально-педагогической деятельности; привитию навыков компьютерной реализации совокупности дидактических функций по эффективной трансляции содержания и контролю качества обучения.
Литература
1. Фурсенко А. О реализации национальных проектов в сфере образования. М.: Вестн. высш. шк., 2006. № 1. С. 21-26.
2. Балыхина Т. М., Гарцов А. Д. Информатизация обучения языкам: становление компьютерной лингводидактики // Высш. образование сегодня. 2006. № 4. С. 32-37.
3. Кузьмина Н. В. Очерки психологии труда учителя: психологическая структура деятельности учителя и формирования его личности. Л.: Просвещение, 1967. 183 с.
4. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 320 с.
5. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. И. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластени-на. 3-е изд-е, стереотип. М.: Академия, 2004. 576 с.
6. Зайцев В. А. Профессионально-педагогическая направленность учебного процесса на реализацию национальной доктрины образования Российской Федерации: дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001. 141 с.
7. Турбовской Я. С. Концепция высшего профессионального педагогического образования // Мир образования - образование в мире. 2002. № 4. С. 5.
8. Мелев В. В. О профессионально-ориентированной информационной подготовке в педагогическом вузе // Информац. технологии в образовании: сб. тр. участников XIII междунар. конф. М.: Просвещение, 2003. Ч. IV. 328 с.
9. Вербицкий А. А. Игровые формы обучения контекстного типа. М.: Знание, 1983. 32 с.
10. Жернов В. Профессиональная направленность личности и педагогика ее формирования: моногр. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 2003. 157 с.