РАЗДЕЛ I
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
УДК 378.12
Ушачев Владимир Павлович
Доктор педагогический наук, профессор кафедры педагогики Магнитогорского госу-dapcmeeHHOzoyHueepcumema,pedagog@masu.ru, Магнитогорск
Уметбаев Зайнитдин Мухитдинович
Доктор педагогический наук, профессор, первый проректор Магнитогорского университета
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ushachev Vladimir Pavlovich
Doctor of pedagogics, professor chair of pedagogics of Magnitogorsk State University, pedagog@masu.ru, Magnitogorsk
Umetbaev Zainitdin Mukhitdinovich
First pro-rector, pro-rector on scientific work and international relations, Doctor ofeducation, professor of Magnitogorsk State University
DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE TEACHER IN THE COURSE OF INNOVATION ACTIVITIES
В основе обновления системы Российского образования находятся образовательные учреждения, которые рассматриваются как развивающиеся системы духовных ценностей, педагогических технологий и творчества, а также педагогическая деятельность, определяемая как одна из культурных форм человеческого опыта.
Обращение к педагогической деятельности участников образовательного процесса предполагает обращение к их профессионально-педагогическому потенциалу, представляющему собой возможности - качества личности педагога в профессиональной области, которые могут быть актуализированы, мобилизованы и активизированы в профессиональной деятельности для достижения поставленных целей и в результате, обеспечить его эффективное профессионально-личностное развитие.
Инновационный процесс определяют как изменения в целях, условиях, содержании, средствах, методах, формах деятельности, которые:
- во-первых, обладают новизной;
- во-вторых, обладают потенциалом повышения эффективности этих процессов в целом или каких-то их частей;
- в-третьих, способны дать долговременный полезный эффект, оправдывающий затраты усилий и средств на внедрение новшества;
- в-четвертых, согласованы с другими осуществляемыми нововведениями.
Т. И. Шамова определяет педагогические инновации как специфическую форму передового опыта и отождествляет их с радикальными новшествами [5, с. 13-14]. По мнению авторов, специфичность инновации проявляется тем, что:
- инновации всегда содержат новое решение актуальной проблемы;
- использование инноваций приводит к качественно новым результатам, которые всегда связаны с изменением уровня интеллектуального и психического развития личности учащегося;
- внедрение инноваций вызывает качественные изменения других компонентов системы.
Педагогические инновации представляют собой содержательную сторону инновационного процесса и состоят из научной идеи, технологии и замыслов ее реализации.
Инновационный процесс обладает определенной устойчивостью благодаря наличию механизмов самовоспроизводства. Различные наборы этих механизмов и их сочетания обусловливают многообразие инновационных процессов, индивидуальный облик каждого из них.
Все многообразие инновационных процессов авторы системной концепции нововведений (А. И. Пригожин и др.) относят к двум наиболее значимым формам:
- простое воспроизводство нововведения, характеризующееся тем, что новшество создается лишь в той организации, в которой его производство было впервые освоено; этот цикл включает следующие стадии: формирование предпосылок нововведения - потребности в нем, научное открытие, создание новшества, включая первое его освоение, распространение новшества среди пользователей, использование или потребление новшества;
- расширенное воспроизводство новшества, характеризующееся тем, что процесс изготовления новшества распространяется на многие организации, в этом цикле между созданием новшества и его распределением между пользователями добавляется стадия распространения методов производства новшества и форм его использования; широкое производство новшества, обеспечивающее насыщение потребности в нем.
Инновационная система - это совокупность особым образом связанных между собой идей изменений, человеческих, материально-технических, информационных, нормативно-правовых и других компонентов входа, процессов целенаправленных изменений в педагогической системе школы, а также результатов этих изменений [3, с. 58].
Инновационная система учреждения - это все то, что обеспечивает нововведения в педагогическую систему учреждения, т. е. инновационный процесс.
Сравнительная характеристика стабильного процесса (функционирования) и инновационного процесса приведена в табл. 1 [3, с. 58-59].
Таблица 1 - Сравнительная характеристика стабильного и инновационного процессов
Характеристика процесса Стабильный процесс Инновационный процесс
Конечная цель Удовлетворение сложившейся общественной потребности Удовлетворение новой общественной потребности
Пути достижения цели Немногочисленны и известен оптимальный Многочисленны и неопределенны. Требуется разработка стратегий
Риск при достижении цели Низкий Высокий
Тип процесса Непрерывный Дискретный
Управляемость как целым, возможности планирования Высокие Низкие. Требуется стратегическое управление
Планы Краткосрочные Долгосрочные. Возможна корректировка
Развитие системы, в рамках которой осуществляется процесс Сохранение данного уровня развития Переход на новый уровень развитие. Требуется разработка проекта и программы реализации стратегических изменений
Степень совпадения интересов, участников процесса Высокая Низкая
Распределение сфер ответственности Стабилизирует Перераспределяет
Формы организации Жесткие, основанные на нормах и регламентах Гибкие, со слабой структуризацией
Категория «потенциал» относится к числу общенаучных понятий, методологическое значение которых чрезвычайно важно для педагогики.
Потенциал (от лат. - возможность, мощность, сила) рассматривается как средство, запас, источник, которые имеются в наличии и могут быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенной цели, осуществления плана, решения какой-либо задачи; как возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области [1, с. 428].
Потенциал указывает на степень мощности (скрытых возможностей) в каком-либо отношении, на совокупность существующих ресурсов для определенной деятельности. Под потенциальным в самом общем виде понимаются свойства, возможности личности, которые могут осуществляться и быть реальностью только при определенных условиях. С другой стороны, потенциальное выступает как результат развития, как сложное системное образование, которое заключает в себе новые движущие силы дальнейшего развития личности.
Сущность потенциала по вертикали включает три уровня связей и отношений («глубина» потенциала).
1. Отражающих прошлое. «Потенциал» близок к «ресурсу» и представляет из себя совокупность свойств, возможностей, способностей, накопленных системой в процессе ее становления и обеспечивающих ее развитие.
2. Представляющих настоящее. «Потенциал» близок к «резерву», позволяет задействовать неиспользованный «запас прочности», актуализировать и практически применить наличные способности.
3. Ориентирующих на будущее. Потенциал выступает как основа для будущего развития, в процессе деятельности не только используются наличные силы и способности, но и рождаются новые.
Общая структура понятия «профессиональный потенциал» достаточно сложная и многоплановая (рисунок 1) [4, с. 253-262]. С одной стороны, ППП содержит в себе соотношение ориентации как наклонности к педагогической деятельности и действительной ситуации деятельности. При таком подходе подчеркивается значение приобретенной и естественной способности к занятию педагогической деятельностью. С другой стороны, ППП отражает отношение педагога к профессиональной деятельности. Это значит, что одних лишь способностей, даже когда они есть, мало для качественного выполнения профессиональных обязанностей. С третьей стороны, ППП трактуется как возможность выполнять свой профессиональный долг на уровне требований, налагаемых педагогической профессией, в сочетании с индивидуальным пониманием сущности педагогического процесса -стилем учебно-воспитательной деятельности. Наконец, с четвертой стороны, ППП - это концентрирование приобретенных качеств, т. е. система приобретенных в процессе профессиональной подготовки знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности.
Структура проф ессионального потенциала педагога
/ 1 г \ Ґ 4
Профессиональная подготовка
Творчество
педагога
Профессионализм
педагога
Педагогическая
культура
Ориентация на профессию
Ґ \ Профессиональ ное становление
Педагогический
интеллект
Профессиональ
ная
компетентность
Инновационная
деятельность
Г уманистическая ориентация
Педагогический стиль мышления
л Ґ л
Педагогическая техника
Профессиональ ная
направленность
V__________________У
Г' л
Готовность к педагогическому труду Ч_________ _________У
Профессиональная ориентация
Индивидуальный
стиль
деятельности
N.
Творческое отношение к
труду
Развитие творческой инициативы
Профессиональ ный рост
Прфессиональ-ная позиция
Профессиональ ная активность
Мастерство
общения
Социальная
активность
Методическое
мастерство
Рисунок 1 - Структура профессионального потенциала педагога (по И. П. Подласому)
Педагогический потенциал личности характеризуется состоянием мотивационной сферы: наличием гуманистической направленности, интересом к детям, процессу развития, обучению, наличием педагогических целей и установок по отношению окружающим; представлен фактами поведения -образцами ухода и опеки, альтруизма и помощи, авторитета родителей и членов референтной группы, способами руководства и ответственности, видами приоритетности членов семьи, родных и близких; существует в виде семейных традиций, легенд и мифов, наставлений, заветов и пожеланий; включает индивидуальный семейно-бытовой уклад, индивидуальный стиль поведения и взаимоотношений.
Педагогический потенциал предполагает на только объем какого-либо содержания (опыта), но и включает возможность активизировать и объединять необходимые компоненты опыта для совершения педагогической деятельности. С этой точки зрения теряет смысл деление качеств, определяющих эффективность педагогической деятельности на личностные профессионально-важные качества (ПВК), с одной стороны и способности -предрасположенность, возможность к совершению успешной деятельности, с другой. В процессе педагогической деятельности активизируются те личностные образования, которые определенным образом обеспечивают ее результативность. Вокруг них поляризуются и иные, часто непосредственно не имеющие отношения к педагогической деятельности компоненты опыта. Так, пояснения и примеры, которые приводит учитель для того, чтобы обеспечить понимание учебного материала, отражают его собственный социально-информационный запас, выходящий за рамки профессиональной компетентности.
Профессионально-педагогический потенциал - это сложное образование, интегрирующее личностные характеристики педагога-профессионала и представляющее собой систему качеств-возможностей специалиста.
Профессионально-педагогический потенциал характеризует личность педагога и обеспечивает эффективность профессиональной педагогической деятельности. Он включает себя предугадываемую возможность в достижении результата, то есть изменения в развитии и обучении воспитанника. Профессионально-педагогический потенциал опирается на потребность развивать, то есть получать удовлетворение от наблюдаемых изменений в растущем и изменяющемся человеке, и осознании того - какую роль играют усилия педагога в этом процессе и его результатах.
Таким образом, для профессионально-педагогического потенциала характерным являются интегральность, прогностичность, перспективность.
Профессионально-педагогический потенциал включает в себя ресурсные составляющие личности педагога [2, с. 176], ее динамические качества. Интеграция возможностей - качеств личности педагога способствует активации структурных компонентов профессионально-педагогического потенциала на разных уровнях.
Физиологический уровень обеспечивает здоровье педагога. Психологический уровень обеспечивает активность и динамичность потенциальных
образований. Функционирование адаптивных ресурсов личности педагога. Уровень сознания обеспечивается информационными ресурсами и культурно-ценностными ориентациями.
Результатом интеграции ресурсных составляющих и динамических свойств личности является внутренняя активность личности, проявляющаяся в становлении педагогического опыта, в умении мобилизовать усилия педагога для эффективной и качественной педагогической деятельности. На рисунке 2 представлены компоненты профессионально-педагогического потенциала и взаимные связи между ними.
Возможности педагога определяются наличием педагогического потенциала, который имеет свойство к накоплению и актуализации в соответствующих условиях.
Сам по себе потенциал не обладает свойством явной выраженности, а проявляется лишь в определенных условиях, максимально способствующих реализации педагогического потенциала.
Осознание педагогом своих потенциальных возможностей, перспективы личностного и профессионального роста побуждают его к постоянному поиску, творчеству, возможности выбора. Стремление к реализации педагогического потенциала побуждает педагога изменять внешние условия деятельности, если они его не устраивают, к изобретению новых форм и методов работы.
Ресурсные составляющие ППП Интеграция Динамические
• Физиологические и характеристики ППП
адаптивные ресурсы (готовность Активность личности,
к педагогической деятельности) направленность
• Культурно-ценностные личности: интернальная,
ориентации (профессиональнопедагогическая культура) экспериментальная, обращенность в будущее
• Информационные ресурсы
(педагогическая
компетентность)
Внутренняя активность личности
Объединение элементов опыта, мобилизация свойств и качеств личности для эффективного осуществления педагогических функций профессионала
Рисунок 2 - Структура профессионально-педагогического потенциала
Большие возможности представляет инновационная деятельность, требующая от педагога не только по-новому решать педагогические задачи, но и иначе оценивать свое место в педагогическом процессе. Инновационная
деятельность педагога мобилизует все возможности и резервы педагога для реализации педагогического потенциала.
Образовательно-исследовательская деятельность представляет собой форму научного творчества, особенности которой состоят в том. что педагог проявляется как самостоятельный субъект познания, опирается в деятельности на собственные приемы и так далее.
В процессе развития профессионально-педагогического потенциала происходят следующие качественные приращения:
- присваивается новый опыт и укрупняется за счет объединения и систематизации имеющийся опыт;
- формируется система профессионально-педагогических ценностей;
- развивается профессионально-педагогическое сознание (рефлексия, мотивация ит.д.)
Процесс развития профессионально-педагогического потенциала характеризуется ведущим видом педагогической деятельности, рефлексивной позицией педагога, основной тенденцией в динамике развития педагогического потенциала и условиями реализации профессионально-педагогического потенциала. Описание этих характеристик представлено в таблице 2.
Таблица 2 - Характеристика развития профессиональнопедагогического потенциала
1 Ведущий вид педагогической деятельности Передача опыта - обучение
2 Рефлексивная позиция Я - педагог, я - воспитатель
3 Основная тенденция в динамике развития профессионально-педагогического потенциала Развитие профессионального самосознания, самоактуализация
4 Условия реализации профессионально-педагогического потенциала Организация инновационной и образовательно-исследовательской деятельности
Процесс качественного развития профессионально-педагогического потенциала педагога сопровождается процессом педагогического взаимодействия, результатом которого являются изменения личности воспитанника. Педагог создает условия для появления, развития и актуализации потенциала личности воспитанника. Показателями развития воспитанника служат качественные новообразования (в поведении и т. д.), их величина в сравнении с потенциальными. Такой процесс воспитания ориентирует на гармоничное развитие личности ребенка, развитие его индивидуальности.
Показателем реализации потенциала педагога является удовлетворенность. Она представляется критерием эффективности разрешения противоречия между социально-значимой потребностью в профессионально-педагогической деятельности и условиями ее осуществления на уровне личностных притязаний. Поскольку основополагающим условием педагогической деятельности является наличие взаимодействия, т. е. ответных действий и изменений как со стороны воспитывающего и обучающего (и развивающего), так и со стороны воспитанника, ученика, проявляющих, персонифици-
рующих себя в другом, то можно говорить об усилении потребности быть личностью у педагога. В свою очередь, эффективность реализация потенциала становится одним из показателей успешности профессионально-личностного развития.
Библиографический список
1. Большая Советская энциклопедия [Текст] / М. Изд-во «Советская энциклопедия», 1975.- С. 428.
2. Киселева, О. О. Теория и практика развития профессионально-педагогического потенциала учителя [Текст]: дис.... на соиск. учен. степен. докт. пед. наук: 13.00.08 / О. О. Киселева. - М., 2002. - 405 с.
3. Лазарев, В. С. Системное развитие школы [Текст] / В. С. Лазарев. - М.: Педагогическое общество России, 2002.-304 с.
4. Подласый, И. П. Педагогика: Новый курс [Текст]: учеб. для студ. высш.учеб. заведений: 2 кн. / И. П. Подласый. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001. - Кн. 1.-576 с.
5. Управление образовательными системами [Текст]: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений / Т. И. Мамова, Т. М. Давыденко, Г.Н. Шибанова//Под ред. Т. И. Шамовой. - 2-е изд., стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 384 с.
6. Ушачёв, В. П. Профессионально-педагогический потенциал: сущность, структура, содержание [Текст] / В. П. Ушачёв // Профессионально-педагогический потенциал педагога дополнительного образования как средство развития личности ребёнка в условиях учреждения дополнительного образования детей. -Магнитогорск: МаГУ, 2006. - С. 6-9.