Научная статья на тему 'Развитие профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения'

Развитие профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Абрамян Анжелика Арсеновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

А.А. Абрамян

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РУКОВОДИТЕЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Основным результатом настоящего исследования является установление возможности развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения как цели подготовки менеджеров дошкольного образования в системе повышения квалификации непосредственно в системе работающего учреждения.

В исследовании профессионально-личностный потенциал руководителя ДОУ определяется как особое личностное образование, предполагающее наличие мотивационно-ценностного отношения к своей профессиональной деятельности руководителя, выраженность профессионально важных качеств личности менеджера, а также владение знаниями и умениями в области управления дошкольным образовательным учреждением.

Готовность представляет собой синтез взаимосвязанных между собой структурных компонентов: когнитивно-волевого, операциональнодейственного и мотивационно-ценностного, которые определяются нами как ведущие в структуре профессиональной готовности и осуществляющие взаимосвязь всех компонентов.

Сложность содержания и структуры профессионально-личностного потенциала руководителя ДОУ позволила предположить, что процесс его развития потребует соблюдения адекватных условий.

Основными условиями для развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения являлись: построение образовательного процесса с учетом результатов диагностики и опорой на имеющиеся у педагогов потенциальные возможности и личностно-профессиональные потребности; реализация поэтапной личностно-ориентированной технологии обучения менеджеров дошкольного образования; максимальное приближении учебно-познавательной деятельности к профессиональной через широкое использование активных методов обучения и использование модели личностно-ориентированного взаимодействия работающих молодых руководителей на

основе сотрудничества, являющегося основой управленческой деятельности.

Необходимость построения образовательного процесса с учетом результатов диагностики и опорой на имеющиеся у педагогов потенциальные возможности и личностно-профессиональные потребности была обусловлена результатами констатирующего эксперимента, в процессе которого, у участников эксперимента были выявлены своеобразные проявления мотивационно-ценностного отношения к своей профессиональной деятельности и особенности развития профессионально важных качеств личности руководителей ДОУ Было зафиксировано, что профессионально-личностный потенциал руководителя дошкольного образовательного учреждения существенно дифференцируется.

Реализация поэтапной личностно-ориентированной технологии обучения менеджеров являлась вторым условием, обеспечивающим развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения.

На первом этапе - «ориентационном» - педагоги получали полную, исчерпывающую информацию о характере, условиях и требованиях своей новой профессиональной деятельности, о профессионально важных качествах личности менеджера, о знаниях и умениях, обеспечивающих эффективную управленческую деятельности руководителя дошкольного учреждения. Необходимость его проведения была обусловлена тем, что большинство педагогов в ходе констатирующего эксперимента указывало на интерес к деятельности руководителя ДОУ как основной мотив выбора специальности, но при этом у них было выявлено наличие неадекватных, отрывочных, эпизодических представлениях о деятельности руководителя дошкольного образовательного учреждения, необоснованность и нестабильность профессионального выбора. Поэтому, особенностью этого этапа являлось формирование индивидуального образа успешного менеджера

© А.А. Абрамян, 2009

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 20091

311

для последующего выявления реального и идеального образа «Я - профессионал» путем самопознания, самопроектирования и саморазвития в ходе второго этапа экспериментальной деятельности.

Второй этап экспериментальной работы «ди-агностико-прогностический» был посвящен самопознанию педагогов, выявлению идеального и реального профессионального образа и обозначению возможных путей дальнейшего личностно-профессионального роста. На основе результатов данной работы педагогами определялся индивидуальный маршрут личностно-профессионального роста. В процессе проектирования маршрута было зафиксировано различное отношение участников эксперимента к своей профессиональной деятельности, различные ожидания от процесса обучения. Осуществление данного маршрута в ходе учебно-познавательной деятельности было направлено на развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения

Третий этап «обогащающий» являлся этапом реализации маршрута личностно-профессионального роста в ходе освоения и накопления профессиональных знаний и умений. Особое значение для развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения данный этап имеет в связи с тем, что в процессе овладения содержанием профессиональной деятельности они имели возможность ориентироваться на свои потребности и возможности, реализовывать их при педагогическом сопровождении, основанном на учете своеобразия группы в целом и каждого педагога в отдельности. Овладение участниками эксперимента профессиональными знаниями и умениями стимулировало возникновение у них стремления к исследовательской деятельности, приобретению опыта применения полученных знаний и умений и послужило основанием для перехода к следующему этапу экспериментальной деятельности.

Четвертый этап «продуктивный» строился как применение полученных знаний и умений в исследовательской и проектной деятельности педагогов. Он позволил выявить своеобразие развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения и сделать вывод о ее формировании.

Максимальное приближение учебно-познавательной деятельности к профессиональной через

широкое использование активных методов обучения (деловые игры, решение проблемных ситуаций, тренинги, конференции, организация «круглых столов») позволило обогатить представления педагогов о своей профессиональной деятельности, способствовало развитию профессионально важных качеств личности успешного менеджера ДОУ: коммуникативность, организаторским способностям, низкого уровня тревожности, психической уравновешенности, совестливости, гипертимности, эмотивности, развитым педагогическим способностям, профессиональной мотивации по типу принадлежности, социального статуса, надежности, личностных достижений и мотивации соперничества и др.

Построение педагогического процесса на основе активных методов обучения обеспечило уменьшение временных затрат на развитие профессиональных знаний и умений руководителя ДОУ

Использование модели личностно-ориентированного взаимодействия участников эксперимента обеспечивало возможность построения образовательного процесса на основе учета потребностей и возможностей педагогов, динамике их изменения. Способствовало развитию у педагогов умения ориентироваться в общении на партнера, учитывать его особенности, обеспечивающего эффективность управленческой деятельности.

Таким образом, в результате экспериментальной работы наше гипотетическое предложение, относительно влияния специально созданных условий на развитие профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения, получило полное подтверждение.

Дальнейшие научные разработки в области подготовки менеджеров дошкольного образования могут идти в следующих направлениях: организация системы профессиональной ориентации воспитателей дошкольных учреждений на выбор дополнительной специальности «менеджер дошкольного образования»; исследование возможностей дистанционного обучения менеджеров дошкольного образования в вузе без отрыва от своих профессиональных обязанностей; изучение влияния уровня образования и стажа профессиональной педагогической работы на процесс развития профессионально-личностного потенциала руководителя дошкольного образовательного учреждения; обеспечение преемственности подготовки менеджеров дошкольного об-

312

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

разования в вузе и повышение их квалификации в условиях функционирующего дошкольного учреждения. Научные исследования, направленные на решение этих проблем будут способствовать дальнейшему совершенствованию теории и практики подготовки руководителей системы дошкольного образования в современных условиях.

Стратегия исследования процесса развитие профессионально-личностного потенциала педагогов, желающих стать руководителями, состояла в изучении влияния созданных педагогических условий на изменения в мотивационно-ценностном отношении их к профессиональной деятельности, в структуре управленческих знаний и умений, личности в целом.

Полученные данные в результате контрольного среза показали существенные различия в развитии профессионально-личностного потенциала руководителя к организационной, плановой и оценочной деятельности на завершающем этапе опытно-экспериментальной работы. Сравнивая полученные статистические данные, можно отметить, что идет тенденция роста готовности педагогов к профессиональной деятельности руководителя ДОУ

Динамика соотношения данных процессов в контрольной и экспериментальной группах, характеризующие развитие мотивационно-ценностного компонента профессионально-личностного потенциала руководителей дошкольного образовательного учреждения представлена в повышении показателей педагогов экспериментальной группы по удовлетворенности своей профессиональной деятельностью; повышением самооценки своих педагогических способностей, а так-

же повышению показателей мотивации к профессиональной деятельности.

Анализ изменений в показателях когнитивно-волевого компонента профессионально-личностного потенциала руководителей дошкольных образовательных учреждений, отражающий особенности развития профессионально важных качеств личности руководителей ДОУ, показал положительную динамику. Сравнительные результаты самооценки уровня развития педагогических способностей показал, что в целом способности у педагогов экспериментальной группы возросли.

Говоря о положительных изменениях профессионально-значимых личностных качеств руководителей ДОУ, отметим происшедшую их динамику после проведения развивающих мероприятий.

Анализ динамики операционально-действенного компонента, представляющий совокупность профессиональных знаний и умений, позволяющих реализовывать управленческие функции менеджера дошкольного образования позволяет сделать положительные выводы.

Таким образом можно констатировать, что в результате педагогического эксперимента были подтверждены достоверность полученных результатов, а также завершенность проведенного исследования. Достоверность основывается на применении метода расхождения медиан статистических распределений результатов контрольнооценочного и констатирующего этапов педагогического эксперимента. Непротиворечивость основана на внутренней логике всех этапов экспериментальной части исследования (констатирующего, развивающего, контрольно-оценочного).

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009

313

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.