Научная статья на тему 'Развитие профессионально коммуникативных умений у студентов языкового вуза'

Развитие профессионально коммуникативных умений у студентов языкового вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / INTERPRETATION / СОЦИКУЛЬТУРНЫЙ / ЗНАЧИМЫЙ / ЭФФЕКТИВНОЕ / EFFECTIVE / УМЕНИЯ / SKILLS / КОГНИТИВНЫЙ / COGNITIVE / ТВОРЧЕСКАЯ / CREATIVE / РЕАЛИЗОВАТЬ / РАЗВИВАТЬ / TO DEVELOP / SOCIOCULTURAL / RELEVANT / TO FULFILL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Перлова О.В.

В статье рассматривается роль филологического чтения в формировании и развитии профессионально коммуникативных умений студентов языкового вуза. Автор описывает данные умения и предлагает ряд заданий, которые могут даваться студентам с целью филологической интерпретации текстов социокультурного характера и дальнейшего моделирования ситуаций профессиональной коммуникации, предполагающее применение полученных знаний в процессе филологического чтения на практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPING PROFESSIONALLY COMMUNICATIVE SKILLS OF LINGUISTICS STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

This article studies the role of linguistic and cross cultural reading in developing professionally communicative skills of linguistics students in higher education institutions. The author describes the skills and suggests doing tasks with students aiming at linguistic and cross cultural interpretation of various texts and further modelling of professional communication context.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионально коммуникативных умений у студентов языкового вуза»

УДК 37:812

О.В. Перлова

кандидат педагогических наук, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий ИМО и СПН МГЛУ; e-maiL: perLova.oLga2011@yandex.ru

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА

В статье рассматривается роль филологического чтения в формировании и развитии профессионально коммуникативных умений студентов языкового вуза. Автор описывает данные умения и предлагает ряд заданий, которые могут даваться студентам с целью филологической интерпретации текстов социокультурного характера и дальнейшего моделирования ситуаций профессиональной коммуникации, предполагающее применение полученных знаний в процессе филологического чтения на практике.

Ключевые слова: интерпретация; социкультурный; значимый; эффективное; умения; когнитивный; творческая; реализовать; развивать.

O. V. Perlova

Ph.D. (Pedagogy), Ass. Prof., Department of Linguistics and Professional Communication in the Sphere of Media Technology, MSLU; e-mail: perlova.olga2011@yandex.ru

DEVELOPING PROFESSIONALLY COMMUNICATIVE SKILLS OF LINGUISTICS STUDENTS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

This articLe studies the roLe of Linguistic and cross cuLturaL reading in deveLoping professionaLLy communicative skiLLs of Linguistics students in higher education institutions. The author describes the skiLLs and suggests doing tasks with students aiming at Linguistic and cross cuLturaL interpretation of various texts and further modeLLing of professionaL communication context.

Key words: interpretation; sociocultural; relevant; effective; skills; cognitive; creative; to fulfill; to develop.

В современной профессиональной деятельности выпускников, говорящих на иностранных языках, часто бывает необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям, выдвигать интересные идеи порой инновационного характера, способствующие развитию организации, в которой работает специалист. В деловых отношениях стоит задача

успешного построения коммуникации с партнерами по общению из других стран, учитывая различия межкультурного характера для эффективного решения совместных профессиональных вопросов.

Соответственно перед языковыми вузами стоит задача - формировать и развивать профессионально коммуникативные умения студентов, особое место при этом занимают компоненты межкультурной коммуникативной компетенции, которая определяется как «способность соотносить языковые средства с задачами и условиями общения, как умение организовать речевое общение с учетом его целей, отношений между коммуникантами, а также социальных норм поведения, принятых в изучаемой культуре» [4, с. 54]. Межкультурная коммуникативная компетенция в современном обществе является «инструментом формирования межнационально ориентированной личности, осознающий взаимосвязи разных наций, целостность мира и важность межкультурного сотрудничества» [3, с. 70]. Формирование и развитие межкультурной коммуникативной компетенции в процессе освоения иностранного языка и культуры должно начинаться еще в начальной школе, продолжаться в вузе. При этом следует научить изучающих иностранные языки постоянно совершенствовать приобретенные умения самостоятельно.

В методической литературе отмечается важность «рефлексивно-творческого и самоуправляемого характера продуктивной учебной деятельности, что проявляется в осознанном, медиативном освоении изучаемого иностранного языка и иноязычной культуры во всех аспектах и выражается в осознанном проникновении в культуру носителя языка, овладении соответствующей системой понятий, концептов» [2, с. 35].

В этой связи специалисты по теории и методике преподавания иностранных языков подчеркивают необходимость формирования таких учебных умений в области изучения иностранного языка и культуры, как умения «самостоятельной работы с различными словарями и справочниками» [1, с. 55], а также умения учиться «извлекать информацию из большого текста» [там же].

Поставленные задачи решаются успешно в языковом вузе, если реализуется когнитивный и творческий потенциал изучающих иностранные языки. Для этого важно развивать, в частности, умение «осознать значимость тончайших деталей» [5, с. 17] и оценить их роль в передаче замысла автора.

Одним из способов решения поставленных выше задач является формирование и развитие умений филологического чтения как компонента профессиональной подготовки. Филологическое чтение понимается нами как глубинная многоуровневая интерпретация заложенных в тексте социокультурных смыслов и представлений, знание которых необходимо выпускнику языкового вуза для решения профессионально коммуникативных задач.

Основные умения филологического чтения следующие:

• поиск и выделение профессионально значимой филологической информации;

• толкование профессионально значимых культурологических фактов;

• сопоставление норм и ценностей представителей изучаемых и родной культур, на основе сравнения фреймов в двух концептуальных системах;

• формулирование собственного отношения к описанным социокультурным явлениям и составление вторичного текста, объясняющего определенные культурологические концепты профессионально значимого характера и др.

Методика формирования и развития умений филологического чтения как современной технологии профессионально ориентированного образования включает в себя задания эвристического, исследовательского характера, активизирующие мыслительную, творческую деятельность студентов и помогающие им реализовать их когнитивный потенциал.

Данная деятельность помогает студентам совершенствовать свои умения по критической переработке информации, выделению главного и второстепенного, толкованию значимых деталей, выдвижению собственных идей после прочтения текста и оформлению их в логичное, последовательное высказывание, рассматривающее поставленную проблему или вопрос с различных сторон и нахождение конструктивных путей их решения.

Для развития этих способностей среди заданий для филологического чтения рекомендуются как направленные на глубинную, многоуровневую интерпретацию художественных, публицистических, научно-популярных и официально-деловых текстов, так и профессионально ориентированные задания, выполняемые по окончании

процесса филологической интерпретации и моделирующие социальный и предметный контекст выпускников языкового вуза. Выполнение этих заданий предполагает профессионально значимую самостоятельную деятельность студентов, направленную на переработку извлекаемой информации из текстов, выделение главного и поиск дополнительной филологической информации для создания лич-ностно ориентированных информационно-справочных и аналитико-исследовательских проектов. Это позволяет интегративно развить умения чтения, аудирования, говорения и письма и помочь студентам применить полученные знания в процессе филологической интерпретации на практике для решения новых профессионально значимых задач. Приведем примеры соответствующих заданий:

1. Read the article and pick out language means which give you information about British families.

2. List your ideas on the following and present them in class:

How do some British families spend their leisure? Are the leisure activities described popular in Russia?

3. Prove that the British are family-oriented. Refer to your notes.

4. What is your family to you?

5. Give a lecture to students about the importance of a family as a social institution. Refer to the situation in Britain, the USA and Russia. Make the most of the article you have been reading. Listen to the recordings about the role of a family as a social institution and pick out useful information from it. Use statistics and interesting facts provided in reference books and online resources to generate interest in the subject. Make an outline of your speech in class. Rehearse your speech at home. Learn to speak just using an outline. Present it in class. You fellow students will act as listeners and ask you some questions. When you present your speech in class, make a good eye-contact, be logically coherent and consistent.

В заключение хотелось бы подчеркнуть, что для совершенствования профессионально значимых знаний, умений и навыков студентов языкового вуза преподавателям следует тщательно отбирать важный филологический материал для изучения со студентами и разрабатывать учебно-практические пособия, способствовующих углублению знаний, организации самостоятельной работы студентов и развитию профессионально коммуникативных умений у студентов языкового

вуза, которые помогут им успешно осуществлять деловое общение с

представителями различных лингвосоциумов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусева А. В. Формирование межкультурной компетенции в процессе работы со страноведческими и лингвострановедческими материалами (УМК для общеобразовательной школы «L'OISEAU BLEU» // Актуальные вопросы полингвального и поликультурного образования. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 53-59. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. унта; вып. 3 (663).Сер. Педагогические науки).

2. Коряковцева Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам. Продуктивные образовательные технологии. - М. : Издательский центр «Академия», 2010. - 189 с.

3. Мусницкая Е. В. Учебник иностранного языка в аспекте поликультурного образования // Актуальные вопросы полингвального и поликультурного образования. - М. : ФГБОУ ВПО МГЛУ, 2013. - С. 69-75. - (Вестн. Моск. гос. лингвист. ун-та; вып. 3 (663). Сер. Педагогические науки).

4. Щукин А. Н., Фролова Г. М. Методика преподавания иностранных языков. - М. : Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с.

5. Cottrell S. Critical Thinking Skills, Developing Effective Analysis and Argument. - Palgrave Macmillan, 2011. - 282 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.