Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ'

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
дополнительное образование / робототехника / проект / проектная деятельность / additional education / robotics / project / project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чинянина А.С.

В дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды и переходит в сферу самых разнообразных социальных практик. В данной статье рассмотрены основные формы организации учебной деятельности для формирования и развития проектных компетенций старших школьников на учебных занятиях в системе дополнительного образования с использованием средств образовательной робототехники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чинянина А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PROJECT COMPETENCES OF SENIOR SCHOOL STUDENTS IN CLASSES IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION USING EDUCATIONAL ROBOTICS TOOLS

In additional education of children, the cognitive activity of the individual goes beyond the educational environment itself and moves into the sphere of a wide variety of social practices. This article examines the main forms of organizing educational activities for the formation and development of project competencies of senior schoolchildren in classes in the system of additional education using educational robotics.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ»

УДК 37

Чинянина А.С.

педагог дополнительного образования Омская областная станция юных техников (г. Омск, Россия)

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ

Аннотация: в дополнительном образовании детей познавательная активность личности выходит за рамки собственно образовательной среды и переходит в сферу самых разнообразных социальных практик. В данной статье рассмотрены основные формы организации учебной деятельности для формирования и развития проектных компетенций старших школьников на учебных занятиях в системе дополнительного образования с использованием средств образовательной робототехники.

Ключевые слова: дополнительное образование, робототехника, проект, проектная деятельность.

Проектная деятельность обучающихся - это вид образовательной деятельности, основной задачей которой является проектный способ достижения цели через решение конкретной проблемы в условиях ограниченности срока и ресурсов, которая завершается практическим результатом в виде проекта.

Проектная деятельность предполагает самостоятельное приобретение обучающимися знаний в процессе решения практических задач, требующих интеграции компетенций из разных предметных областей.

В настоящее время робототехника пользуется большой популярностью у школьников и имеет колоссальные возможности для реализации проектной деятельности.

Также, занятия по робототехнике в системе дополнительного способствуют развитию проектных компетенций школьников за счет создания системы развивающих учебных заданий, позволяющих раскрывать и обогащать интеллектуальный потенциал обучающихся.

Рассмотрим основные задачи проектной деятельности:

- усиление практикоориентированности обучения,

- индивидуализация обучения, реализация индивидуальных образовательных траекторий,

- формирование у обучающихся системного и критического мышления, способности применять системный подход для решения поставленных задач,

- создание условий для развития творческого мышления обучающихся, способности к генерированию новых идей,

- повышение инициативности и самостоятельности обучающихся, приобретение навыков самоорганизации и ответственности за конечный результат и качество создаваемого проекта (продукта),

- развитие у обучающихся навыков командной работы и лидерства.

Методика развития глобальных компетенций обучающихся в процессе

обучения робототехнике позволяет выявить у обучающихся необходимые компетенции для занятий проектной деятельностью, а также помогает старшим школьникам определиться с будущей профессией (Рис 1.).

Рисунок 1. Методика развития проектных компетенций.

Рассмотрим подробно каждую составляющую методики развития глобальных компетенций обучающихся в процессе обучения робототехнике.

Организация учебной деятельности

1. Информационные компетенции обучающихся:

- Умение находить и извлекать любую информацию из любого текста (сплошного или не сплошного) по конструированию и моделированию,

- Умение интерпретировать и интегрировать информацию для собственных модификаций,

- Умение использовать информацию из любого текста для решения любой практической задачи.

Методы формирования информационной компетенции могут быть сгруппированы в соответствии с основными видами действий по работе с информацией.

Поиск и сбор информации:

- задания на поиск информации в справочной литературе, сети Интернет,

- составление опросов и интервьюирования.

- задачи с избытком информации (формирование читательской и математической грамотности).

Обработка информации:

- задания на упорядочение информации (составление плана работы, составление блок-схем).

2. Учебно-познавательные компетенции обучающихся

- Умение конструировать, моделировать любые новые элементы и модели,

- Умение применять разные способы модификации деталей конструктора,

- Умение программировать любые конструкции и находить новые способы программирования модифицированных моделей,

- Умение проектировать, оформлять и защищать исследовательскую

работу.

3. Коммуникативные компетенции обучающихся

- Умение внедрять свои модели и конструкции в практической деятельности,

- Умение создавать рекламу собственного продукта и презентовать его в любой среде,

- Умение работать в команде (принимать роли и отвечать за собственную деятельность и деятельность группы в целом),

- Умение строить диалоги, монологические высказывания по поводу своей деятельности и продукта этой деятельности.

4. Личностные компетенции обучающихся

- Готовность работать на благо Родины,

- Готовность продолжать личностное развитие,

- Возможность принимать участие в соревнованиях регионального, всероссийского и международного уровней,

- Индивидуализация обучения,

- Помощь в реализации целей обучающегося.

Разнообразие видов деятельности.

1. Обязательное командообразование в процессе учебных занятий

- Метод организации рабочих пар - наблюдение,

- Смена партнёров в паре при необходимости организации более чёткой и последовательной работы,

- Учёт в парах индивидуальности обучающихся (одарённые дети),

- Обязательное наставничество по разным видам деятельности и дефицитам в приобретении компетенций.

2. Индивидуализация учебного процесса

- Выявление обучающихся, которым необходимо сопровождение (в процессе педагогического наблюдения, в процессе стартового и промежуточного контроля, тематических соревнований),

- Индивидуальные беседы с обучающимися о выборе способов работы по устранению учебных дефицитов,

- Закрепление наставника по определённой компетенции (по выбору обучающегося: педагог или другой ученик),

- Составление индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с учётом выбора ими способов работы.

Разнообразие видов деятельности.

1. Тематическое решение олимпиадных задач по информатике, программированию, математике в процессе работы с учебными темами и блоками,

2. Постоянное и системное участие в соревнованиях по робототехнике и программированию в соответствии с индивидуальной готовностью обучающихся,

3. Поддержка творческих и индивидуальных потребностей обучающихся (например, через создание мини-приложений, игр),

4. Проектирование как обязательный вид деятельности обучающихся в процессе реализации ДООП, учёт практико-ориентированности проекта и реализации: от первоначального замысла до внедрения,

5. Организация условий для работы над самостоятельным получением патентов обучающимися.

Таким образом, можем сделать вывод, что благодаря методике развития глобальных компетенций обучающихся в процессе обучения робототехнике обучающиеся не только развивают компетенции в области технического творчества, но и развиваются как личность и, самое главное, как будущий специалист.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бёрджесс Д. Обучение как приключение: как сделать уроки интересными и увлекательными» / Дейв Бёрджесс, Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 238 с;

2. Алисов, Е.А. Педагогический потенциал проектной и исследовательской деятельности как образовательной технологии. [Электронный ресурс] URL: http://w.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2016/lich-i-prof-razvitie-ped/4/alisov.pdf

Chinyanina A.S.

Omsk Regional Station of Young Technicians (Omsk, Russia)

DEVELOPMENT OF PROJECT COMPETENCES OF SENIOR SCHOOL STUDENTS IN CLASSES IN SYSTEM OF ADDITIONAL EDUCATION USING EDUCATIONAL ROBOTICS TOOLS

Abstract: in additional education of children, the cognitive activity of the individual goes beyond the educational environment itself and moves into the sphere of a wide variety of social practices. This article examines the main forms of organizing educational activities for the formation and development of project competencies of senior schoolchildren in classes in the system of additional education using educational robotics.

Keywords: additional education, robotics, project, project activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.