Научная статья на тему 'Развитие проектной компетенции студентов в процессе международной образовательной экспедиции'

Развитие проектной компетенции студентов в процессе международной образовательной экспедиции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ / МЕСТО ПАМЯТИ / PROJECT / PROJECT ACTIVITY / COMPETENCE APPROACH / EDUCATIONAL EXPEDITION / PLACE OF MEMORY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыренова Марина Геннадьевна

В статье рассматривается роль международной образовательной экспедиции «Халхин-Гол: место памяти» в развитии проектной компетенции студентов. В статье даны теоретические и практические основы проектной деятельности, примеры вовлечения студентов в проекты на историческую тематику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Цыренова Марина Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS PROJECT COMPETENCE IN THE PROCESS OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL EXPEDITION

The article deals with the role of the international educational expedition «Khalkhyn-Gol: a place of memory» in development of students project competence. The theoretical and practical bases of project activity, the examples of students involving in history projects are given.

Текст научной работы на тему «Развитие проектной компетенции студентов в процессе международной образовательной экспедиции»

Кроме того результаты работы учителей с одаренными детьми позволяют сделать следующие выводы:

- включение учащихся в деятельность процесса обучения обусловливает результативность развития учащихся. Например, приобретаются конкретные умения и навыки, позволяющие выполнять задачи, поставленные педагогом: решить сложную математическую задачу, создать творческий продукт, освоить программирование;

- ученик в процессе выполнения учебной задачи открывает в ней личностный смысл;

- интерес и направленность деятельности простираются за пределы поставленной педагогом задачи. Эффект творчества способствует рождению новых замыслов и в итоге развивает творческий потенциал личности учащихся;

- решение проектных и исследовательских задач наиболее эффективно у тех учащихся, учителя которых прошли подготовку и, следовательно, умеют эффективно управлять процессом развития учащихся.

Большое значение имеет творческое отношение учителя к организации деятельности учащихся, ориентированной на развитие личности, создает благоприятные условия для успешной учебы и самореализации обучающихся в разнообразных видах деятельности.

Педагоги отмечали, что овладение психотехнической системой помогает использовать в обучении конкретные методы, приемы взаимодействия и формирования личностного мировоззрения, отвечающие конкретным потребностям учащихся, их индивидуальным особенностям.

Таким образом, образование направлено на развитие механизмов социализации и основывается на структурной диалектике как логике возможностей. В образовательном процессе, который проектируется учениками и учителями, системно применяется метод конструирования возможностей развития личности учащегося.

Литература

1. Sisk D. The Gifted Teachers and Talented Teachers: A Training Model // Gifted Child Quarterly. V. 19. №1. Spring, 1975. Р. 81-88.

2. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. - № 6. - С. 29-33.

3. Острогорский А.Н. Учитель и даровитые ученики // Педагогический сборник. 1889. - №1-3. - С. 1-28, 197-219.

Насакова Бальжин Жамсарановна, учитель русского языка и литературы, зам. директора по НМР в Агинском Бурятском национальном округе Дульдургинской СОШ. E-mail: [email protected].

Nasakova Balzhin Zhamsaranovna, teacher of Russian language and literature, vice director on methodical work of Duldurga school in Aginsk Buryat National District.

УДК 378.1

М.Г. Цыренова

РАЗВИТИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ

В статье рассматривается роль международной образовательной экспедиции «Халхин-Гол: место памяти» в развитии проектной компетенции студентов. В статье даны теоретические и практические основы проектной деятельности, примеры вовлечения студентов в проекты на историческую тематику.

Ключевые слова: проект, проектная деятельность, компетентностный подход, образовательная экспедиция, место памяти.

M.G. Tsyrenova

THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ PROJECT COMPETENCE IN THE PROCESS OF INTERNATIONAL EDUCATIONAL EXPEDITION

The article deals with the role of the international educational expedition «Khalkhyn-Gol: a place of memory» in development of students’ project competence. The theoretical and practical bases of project activity, the examples of students involving in history projects are given.

Keywords: project, project activity, competence approach, educational expedition, place of memory.

2011/1

Проекты - это особый вид интеллектуальной деятельности студентов, а также результат этой деятельности, отличительными особенностями которых являются самостоятельный поиск необходимой информации по теме проекта, ее творческое преобразование в материализованный продукт (плакат, реферат, веб-сайт и т.п.), его презентация и защита [1, с. 9].

На базовом уровне обучения проектная деятельность способствует развитию умений: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; критически анализировать источники; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах; формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам; представлять результаты изучения в разных формах.

На профильном уровне обучения проектная деятельность способствует развитию умений: формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы; определять адекватные историческому предмету способы и методы решения задач; прогнозировать ожидаемые результаты и сопоставлять их с собственными историческими знаниями; учитывать различные мнения и интегрировать идеи; организовывать работу группы.

В процессе проектной деятельности происходят позитивные изменения личности, такие как: углубление и расширение социального кругозора, приобретение навыков общения и анализа информации, понимание личной ответственности за качественное выполнение порученного дела, приобретение навыков поиска и анализа необходимой информации, ускоренное формирование гражданской позиции, приобретение навыков самореализации.

В основу проектов положен компетентностный подход. В рамках данного подхода акцент делается не на информированность, а на получение целостного социокультурного опыта, на умение решать конкретные проблемы. Хотя необходимо еще раз подчеркнуть, что во всех проектах первым шагом, который рассматривался в качестве базиса всей последующей деятельности, было именно обеспечение участников разносторонней информацией из самых компетентных источников. Под компетенцией понимается синтез когнитивного, предметно-практического и личностного опыта. Этот синтез -интеграция понятий, способов деятельности, творческого потенциала, опыта проявления личностной позиции - осуществляется в процессе создания обучающимися собственного опыта, который, в свою очередь, становится предметом рефлексии и оценки.

Основным методом, обеспечивающим формирование компетенций, по мнению многих авторов, является проектный [2, с.11]. Специфика компетентностной модели образования, по сравнению со знаниевой состоит в том, что усваивается не «готовое знание», а «прослеживаются условия происхождения данного знания» [3, с.38]. При таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский характер, и сама становится предметов усвоения.

В качестве основных показателей, подтверждающих эффективность проекта, рассматривались «перестройка» сознания студентов, пересмотр некоторых мировоззренческих позиций, изменение отношения к той или иной проблеме; возросший интерес участников к рассматриваемой в рамках проекта проблематике и их желание работать в данном направлении дальше; значительное повышение уровня дискуссионной культуры участников проекта.

Специфика наших проектов заключается, прежде всего, в их неповторимости. Это обусловлено тем, что проекты были включены в международную образовательную экспедицию, где задания могут изменяться с учетом новой информации, а в заданных организаторами рамках должно оставаться широкое поле для самостоятельной деятельности и инициативы участников.

В качестве иллюстрации изложенных теоретических соображений представим наш проект: «Хал-хин-Гол: место памяти».

Среди ярких юбилеев 2009 г., которые отмечались в России официальными церемониями и народными фестивалями, открытием новых памятников и научными конференциями, как это ни странно, не потерялось празднование 70-летия победы на Халхин-Голе.

Удивление этот факт вызывает потому, что в нашем обществе и СМИ, в школьных учебниках и исторической литературе как минимум в последние десятилетия события мая - августа 1939 г., развернувшиеся на берегах далекой монгольской реки, освещались крайне скупо и не масштабно. Поэтому есть основания утверждать, что для большинства современных россиян, особенно для молодежи, военный конфликт в Монголии - это «неизвестная война», «белая страница» истории российско-монгольских отношений в ХХ столетии.

Статус праздничных мероприятий, посвященных 70-летию победы советско-монгольских войск на

Халхин-Голе, безусловно, повысил государственный визит Президента России Д.А. Медведева в Монголию, приуроченный специально к этой дате. В течение двух дней глава России и сопровождающие его лица провели несколько официальных встреч и переговоров с руководством Монголии по многим аспектам политических и экономических отношений двух стран, но центральным эпизодом пребывания Д.А. Медведева в Улан-Баторе стали торжества по случаю 70-летия победы на Халхин-Голе.

Отношение к данным юбилейным событиям определили выбор темы второго [4] международного образовательного проекта «Халхин-Гол: место памяти». Некоторые участники стали «ветеранами проекта», отправившись в Монголию во второй раз за новыми знаниями и впечатлениями, опытом межкультурной коммуникации и исследовательской работы, т.е. за «эффектами», которые они оценили в проекте прошлого года. «Новички» поехали под впечатлением от отзывов участников первого проекта, заинтригованные спецификой культурно-образовательной программы.

Особенностью нашей команды в 2009 г. стало участие двух учителей истории средних школ г. Хабаровска: Н.С. Ботез и Н.С. Михеревой. Они отправились в дальний путь (на собственные средства!) из-за желания обогатить свой кругозор, изучить опыт организации проектно-исследовательской работы со школьниками и студентами, повысить педагогическую квалификацию в нестандартных условиях.

Наш проект основан на принципиально новой методологии исторических исследований и исторического образования в школах и университетах. Концепция проекта выводит всех, соприкасающихся с Историей, на путь формирования критического мышления, многоперспективного видения прошлого и настоящего, развития эмпатии, толерантности, уважения к историко-культурному многообразию своей страны и мира. Проектные задания не просто усложняются от одного объекта к другому в анализе способов создания «места памяти», но и последовательно развивают ключевые проблемы общего проекта: координаты и характеристики «пространства памяти», типы и виды источников, принципы их отбора для конкретных «проектов памяти», многоуровневый анализ источников, механизмы формирования «образа врага.

Первоначально «Места памяти» - это масштабный исследовательский проект современного французского историка Пьера Нора, в котором приняли участие около 100 ученых. В течение 1984 -1992 гг. они подготовили семь томов, посвященных историко-культурному наследию Франции. Показательны названия трех частей этого проекта: «Республика», «Нация» и «Франция», что свидетельствует о его существенных отличиях от всех предыдущих исторических исследований.

Цели проекта П. Нора [5]: вернуть память под контроль историков в условиях, когда прошлое становится непредсказуемым («эпоха сомнений») и слишком зависящим от императивов настоящего; деконструкция отживших стереотипов национального мифа путем раскрытия механизмов их конструирования и функционирования.

Разделы издания: «Триколор», «Республиканский календарь», «Эйфелева башня», «Марсельеза», «Пруст», «Жанна д’Арк», «солдат Шовен», «14 июля», «Столетие Французской революции», «Педагогический словарь» Фердинанда Бюиссона и многие другие - это исторические и социальные эмблемы, «сгустки» национальной мифологии.

«Места памяти», которые анализировали П. Нора и его единомышленники, не являются местами в узком, географическом смысле слова, они определяются как своеобразные точки пересечения, на которых складывается и концентрируется память общества. Их главная функция - сохранение коллективной памяти.

«Местами памяти могут стать люди, события, предметы, здания, традиции, легенды, географические точки, которые окружены особой символической аурой. Их роль прежде всего символическая, т.е. напоминание о прошлом, наполняющее смыслом жизнь в настоящем». Для исследователя «мест памяти» они бесценны тем, что здесь «работает память», «это не сама традиция, а лаборатория, где она формируется» [5]. Таким образом, составляя своеобразный каталог «мест памяти», участники этого проекта писали не столько историю Франции, сколько историю французских мифов и стереотипов, рассказывали не столько о том, что случилось, сколько о том, как об этом случившемся вспоминали и вспоминают потомки. Издание помогло по-новому взглянуть на историю Франции и обновить подходы к изучению истории в целом [5].

Эксперимент французских историков с национальными местами памяти более или менее успешно повторен в некоторых других странах Европы [6].

Другим прообразом нашего проекта стало исследование российских историков Д.А. Андреева и Г.А. Бордюгова «Пространство памяти: Великая Победа и власть» [7]. В нем авторы досконально

2011/1

анализируют процессы формирования, точнее управления памятью о Великой Победе в советском -российском обществе с 1945 по 2005 г., выделяя периоды «подчинения памяти» (1945 - 1953), «локализации пространства памяти» (1955 - 1964), «прорыв в пространство жизни» (1965 - 1975) и т.д.

Главный тезис проекта: «Любая власть проектирует не только настоящее и будущее, но и прошлое. Точнее, конечно, не само по себе прошлое, но его интерпретации и восприятие» [7, с.8].

Ключевые понятия этого проекта: «пространство памяти», «проект памяти», «культурный герой памяти», «субъект памяти», «зона антипамяти» использованы нами в разработке проектных заданий по теме «Халкин-Гол: место памяти» и в рефлексии результатов исследовательской работы студентов.

Участники образовательной экспедиции должны были постараться найти ответы в процессе проектной деятельности самостоятельно (или приблизиться к их осмыслению), посещая мемориальные комплексы и музеи Улан-Батора, сравнивая экспозиции юбилейных выставок России и Монголии, анализируя разнообразные источники и произведения на темы Халхин-Гола, общаясь с людьми разных поколений.

Проектные задания экспедиции:

1. По посещению мемориального комплекса в районе Улан-Батора под названием Зайсан (открыт в 1989 г. в честь 50-летия событий на реке Халхин-Гол): на основе личных впечатлений, дополнительной информации и взятых интервью у посетителей Зайсана подготовьте эссе «Мемориальный комплекс в Зайсане как историко-культурное пространство («место памяти») Улан-Батора».

2. По посещению юбилейной выставки «Халхин-Гол: 70 лет» в Российском Центре науки и культуры, г. Улан-Батор и юбилейной выставки и экспозиции «Халхин-Гол: 70 жил» в Музее военной истории Монголии определите общую концепцию выставки. Выделите «опорные точки» выставки: главные, по вашему мнению, экспонаты и надписи, несущие концептуальную нагрузку. Объясните свой выбор. В контексте ее фотоматериалов, их расположения на стендах, подписей к снимкам и т.д. закончите предложения по одному из вариантов (или сформулируйте собственный ответ) и аргументируйте свою точку зрения:

1.1. Халхин-Гол - это

а) «война ...»

б) «битва . »

1.2. Халхин-Гол - это

а) «событие международного значения .»

б) «важное событие в истории советско-монгольских отношений. »

в) «событие, значимое для Монголии. »

г) «событие, значимое для СССР...»

1.3. Победа на Халхин-Голе - это

а) победа Советского Союза

б) победа Монголии

в) победа СССР и Монголии

г) победа Монголии и СССР

3. По посещению экспозиции в краеведческом музее г. Дзун Мод «Земля Халхин-Гола» проанализируйте экспонаты краевого (городского \ районного) музея и определите, в каком ракурсе представлено в нем известное историческое событие: локальном, национальном, макрорегиональном или всемирном?

Каковы, на ваш взгляд, достоинства этого мемориального проекта как локального?

В чем в то же время ограниченность музейной экспозиции, вызванная локальной реконструкцией исторического события? Увековечиванием памяти о нем в границах «своей местности»?

«Халхин-Гол: место памяти» - это не реконструкция конкретного исторического события на месте действия (тем более потому, что до берегов Халхин-Гола мы не могли добраться из-за финансовой стороны этого мероприятия). Это были целенаправленный комплекс различных исследовательских стратегий, изучающих содержание коллективной памяти о событиях на Халхин-Голе в России и Монголии на протяжении 70 лет, а также способы управления этой памятью посредством различных коммеморативных мероприятий, факторы формирования индивидуальной памяти людей, причины дискуссионности многих вопросов «конфликта на Халхин-Голе» в современной исторической науке.

Литература

1. Стрелова О.Ю., Цыренова М.Г., Аюшиева И.Г. Проектная деятельность как способ формирования профессиональных компетентностей студента и преподавателя. - Улан-Удэ-Хабаровск, 2009 - С.9.

2. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. -№ 10. - С. 8-14.

3. Громыко Ю.В. Понятие и проект в теории развивающего образования В.В. Давыдова // Известия РАО. - 2000. - № 2. - С. 30-37.

4. Первый международный образовательный проект по теме «Современное школьное историческое образование в России и Монголии» состоялся в октябре 2008 г. Он также был организован преподавателями Бурятского государственного университета и Дальневосточного государственного гуманитарного университета при активном участии студентов исторических факультетов этих вузов. Подробнее: Стрелова О.Ю., Цыренова М.Г., Аюшиева И.Г. Проектная деятельность как способ формирования профессиональных компетентностей студента и преподавателя. - Улан-Удэ-Хабаровск, 2009.

5. На русском языке: Нора П. Франция - память (антология). - СПб., 1999.

6. Рецензия: В. Мильчина. Места и сайты // Отечественные записки. - 2008. - № 44.

7. Андреев Д.А., Бордюгов Г.А. Пространство памяти: Великая Победа и власть. - М., 2005.

8. Там же. С.8.

Цыренова Марина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, директор института непрерывного образования Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 21 73 05.

Tsyrenova Marina Gennadievna, candidate of pedagogical sciences, director of Institute of Continuous Education, Buryat State University.

УДК (075.8) 371

ИП Шулья

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

В статье обсуждается проблема формирования инженерно-образовательной компетенции студентов технических вузов как основы их будущей профессиональной компетентности, отвечающей сложному и динамичному характеру современной инженерной деятельности.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, учебно-профессиональная деятельность, учебно-профессиональная задача.

I.P. Shu/’ya

THEORETICAL SUBSTANTIATION OF FORMATION PROFESSIONAL COMPETENCE

OF TECHNICAL COLLEGES STUDENTS

The article deals with the problem of formation engineering-educational competence of students of technical colleges as a base of their future professional competence, conforming complex and dynamical character of modern engineering activity.

Keywords: competence, educative-professional work, educative-professional objective.

Современные тенденции в социально-экономическом развитии стран мира, интенсивная разработка информационных и других технологий закономерно обусловили необходимость инновационных преобразований в сфере профессионального образования. Содержательные шаги в модернизации Российского образования, вхождение его в общеевропейское образовательное пространство предъявляют новые требования к уровню профессиональной подготовки будущих специалистов.

В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования до 2020 года основная цель профессионального образования определяется в подготовке «.квалифицированного работника конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, который самостоятельно принимает ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способен к сотрудничеству, обладает развитым чувством ответственности за судьбу страны, постоянно повышает свой образовательный и профессиональный уровень в течение всей жизни» [3].

В свете вышеуказанного технические вузы как часть системы высшего образования не могут находиться в стороне от происходящих в России изменений, связанных с формированием новых запросов общества и государства к компетентности специалистов.

205

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.