Научная статья на тему 'Развитие приоритетов государственной стратегии воспитания и социализации детей в странах Южной Азии'

Развитие приоритетов государственной стратегии воспитания и социализации детей в странах Южной Азии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ АЗИЯ / ИНДИЯ / ПАКИСТАН / БАНГЛАДЕШ / НЕПАЛ / БУТАН / ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / SOUTH ASIA / INDIA / PAKISTAN / BANGLADESH / NEPAL / BHUTAN / EDUCATION / SOCIALIZATION / TRADITIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкунов Владимир Николаевич

Статья посвящена анализу основных подходов в государственной стратегии воспитания и социализации детей в странах Южной Азии. Особое внимание уделено различиям во взглядах на традиционные ценности, социокультурное поведение молодежи в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PRIORITIES OF NATIONAL EDUCATION AND CHILD SOCIALIZATION IN SOUTH ASIA STRATEGIES

The article is devoted to analysis of the main approaches in national education and child socialization in South Asia strategies. Special attention is paid to the differences in views on traditional values, socio-cultural behavior of youth in modern society.

Текст научной работы на тему «Развитие приоритетов государственной стратегии воспитания и социализации детей в странах Южной Азии»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА COMPARATIVE PEDAGOGY

УДК/UDC 37.01(396) В. Н. Шкунов

V. Shkunov

РАЗВИТИЕ ПРИОРИТЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В СТРАНАХ ЮЖНОЙ АЗИИ

DEVELOPMENT OF PRIORITIES OF NATIONAL EDUCATION AND CHILD SOCIALIZATION IN SOUTH ASIA STRATEGIES

Статья посвящена анализу основных подходов в государственной стратегии воспитания и социализации детей в странах Южной Азии. Особое внимание уделено различиям во взглядах на традиционные ценности, социокультурное поведение молодежи в современном обществе.

The article is devoted to analysis of the main approaches in national education and child socialization in South Asia strategies. Special attention is paid to the differences in views on traditional values, socio-cultural behavior of youth in modern society.

Ключевые слова: Южная Азия, Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Бутан, образование, социализация, традиционные ценности.

Keywords: South Asia, India, Pakistan, Bangladesh, Nepal, Bhutan, education, socialization, traditional values.

В последние годы в связи с усилением процессов глобализации, существенными изменениями на международной арене, резким обострением ситуации сразу в нескольких регионах мира органы государственной власти, научное сообщество стран Южной Азии пересматривают основные цели и задачи своей стратегии в сфере воспитания и социализации детей, подростков и юношества, педагогиче-

ские основания ценностно-генеалогического подхода к воспитанию молодежи с учетом эт-ноконфессиональных и иных особенностей местного сообщества. Местные эксперты все чаще говорят о подрыве традиционных ценностей, существенных стилевых изменениях социокультурного поведения молодежи. Эти проблемы все чаще становятся темой обсуждения в рамках региональной организации — Ассоциации регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК), на уровне министров образования стран региона, научно-практических конференций и т. д. Делаются попытки выработать единые подходы к решению названных проблем с учетом национальной и конфессиональной специфики. Учитывая, что Южная Азия — это регион с крайне пестрой и сложной этнической и конфессиональной картиной, где проживает 22 % всего человечества, процессы, происходящие на его просторах, характеризуются противоречивостью, многовектор-ностью, полярностью взглядов. В то же время от ситуации в этом макрорегионе мира, в том числе в рассматриваемых сферах, во многом зависит стабильность в Азии.

Процессы социализации детей, подростков и юношества, оценка эффективности единой государственной стратегии воспитания стали предметом педагогического прогноза

развития современного образовательного пространства в Южной Азии, будущих векторов его развития. Примечательно, что на уровне конкретных государств взгляды и подходы специалистов существенно различаются. Так, в Бангладеш, Пакистане и на Мальдивах в основе государственной стратегии воспитания и социализации детей, подростков и юношества лежат нормы ислама (это зафиксировано в конституциях этих стран, законах и т. д.). Совсем иной подход отмечается в Индии и Непале, а в Королевстве Бутан разработана и реализуется государственная концепция достижения «валового национального счастья» (в местном понимании), базирующегося на традиционных буддистских ценностях.

Идеология и философия «валового национального счастья» были предложены бутан-скому обществу предыдущим королем Джиг-ме Сингье Вангчуком еще в 1972 г Выступив за модернизацию страны и реформы, бутан-ский монарх в то же время подчеркнул, что двигаться в этом направлении следует постепенно, без спешки и с обязательным сопряжением всех шагов с нормами традиционных бу-танских и буддистских ценностей. Король был убежден, что высшей целью государства и общества является не рост валового национального продукта, а рост всеобщего счастья. Эти взгляды нашли отражение и в государственной концепции развития «Бутан-2020: видение мира, процветания и счастья»: «Мы должны продолжать обогащать и укреплять нашу культуру и ценности, так как это один из основных способов защиты нашего суверенитета и нашего будущего. Культура — это живая система» [1, p. 8]. В соответствии с этими принципами в королевстве выстроена оригинальная государственная стратегия воспитания и социализации детей, сформулированная в нескольких законодательных актах. В королевстве особое внимание уделяется охране природы. Здесь предусмотрена суровая ответственность за экологические преступления. [Незаконный сруб дерева предусматривает уголовную ответственность. — В. Ш.] Поэтому не случайно в Бутане с самого раннего детства граждан воспитывают в духе трепетного и бережного отношения к окружающей среде. На специальных курсах студенты колледжей и университета посредством разработанных программ экологического воспитания на уровне дошкольных учреждений и школ реализуют проект «Зеленые школы для зеленого Бутана». Данный проект стартовал в королевстве в 2009 г., когда

министр образования озвучил инициативу проведения общенациональной реформы под названием «Образование для всеобщего национального счастья». Именно в это время были сформулированы новые концептуальные подходы к содержанию школьного образования и воспитания. Акцент сделан на экологическую грамотность, глубокое знание национальной культуры и истории, подготовку подрастающего поколения к «правильному» образу жизни, тесное взаимодействие семьи и школы и т. д. Цель создания «зеленых» школ в Бутане — формирование условий для комплексного развития ребенка путем воспитания экологических, интеллектуальных, академических, социальных, культурных, духовных, эстетических и моральных основ мировоззрения будущего гражданина. «Зеленые» школы в королевстве призваны создавать атмосферу, обеспечивающую ребенку уважение, уход, тепло и радость. Они должны удовлетворять основные потребности ребенка, формировать безопасную среду, способствовать укреплению здоровья детей, отвечать требованиям гигиены и санитарии и пр.

Бутан избрал свой уникальный путь развития. Иностранцы здесь постоянно делают для себя открытия: столь необычны с европейской точки зрения местные законы, традиции, правила поведения (от ношения традиционной одежды до полного запрета курения на всей территории королевства). На процесс социализации и воспитания детей в Бутане оказывают мощное воздействие многочисленные местные буддистские монастыри-дзонги, являющиеся центрами духовной, культурной, научной жизни местного сообщества. Авторитетные монахи, приверженцы Друкпа Кагью — одной из главных школ тибетского буддизма Кагью, нередко выступают главными идеологами в вопросах ценностных подходов к воспитанию молодежи, формируют стилевые особенности социокультурного поведения детей и подростков.

В Мальдивской Республике, Пакистане и Бангладеш в основу социализации и воспитания детей и молодежи положены нормы шариата. Так, в учебные планы пакистанских школ наряду со светскими предметами включено обязательное изучение Корана. Кроме того, практически при всех мечетях действуют школы-медресе, в которых подростки и дети могут получить качественную богословскую подготовку. После окончания медресе выпускники имеют возможность продолжить обучение в высших религиозных образовательных

учреждениях — дар-уль-улум. В большинстве светских школ республики действуют специальные классы (хафизные), где дети в упрощенном варианте изучают обычные школьные дисциплины и углубленно — духовные. Такие классы действуют в начальной школе, после окончания которой дети продолжают обучение (с 6-го класса) в обычных классах. Считается, что за время обучения в начальной школе детям закладываются прочные основы веры. В любом случае выбор школы и программ обучения в Пакистане остается за родителями: именно они определяют, что нужно их детям, какими они хотят их видеть. В подавляющем большинстве пакистанских школ (старшие классы) действует раздельное обучение [школы мужские и школы женские. — В. Ш.]. Лишь в крупных городах работают немногочисленные (европейского типа) школы, где мальчики и девочки обучаются совместно.

Учитывая особую роль духовных лидеров в общественной, политической и культурной жизни Пакистана, Бангладеш и Мальдив, их выступления с проповедями, интервью средствам массовой информации формируют общественное мнение, в том числе по вопросам воспитания детей. Особенно консервативные подходы в этой сфере сохраняются в сельских и труднодоступных районах Пакистана и Бангладеш. Здесь мало что изменилось с XIX в.: те же устои, традиции, образ жизни. Органы государственной власти в Пакистане избрали путь модернизации национальной системы образования, поставили задачу активнее внедрять передовой мировой опыт [9]. Однако все реформы, инновации четко выверяются с позиций исламских традиционных ценностей.

В Индии, стране очень многоликой и пестрой, исторически сформировались разные подходы к воспитанию детей. Свой отпечаток накладывали этнические, конфессиональные, кастовые особенности. С обретением независимости государство предприняло попытку разработать единые подходы к воспитанию и социализации детей независимо от их социального статуса и иных признаков [3]. Для страны с очень быстрыми темпами прироста, большой долей детей и молодежи в обществе реализация государственной молодежной политики имеет колоссальное значение. В настоящее время в республике реализуется программа «Сарва Шикша Абхиян», цель которой заключается в полном всеобщем охвате детей начальным образованием и надлежащим школьным воспитанием [2]. В качестве одной

из целей этой государственной программы является преодоление социальных, региональных и гендерных различий в доступе к начальному образованию, широкое продвижение ценностно ориентированного обучения и воспитания детей.

В рамках указанной программы действует специальная подпрограмма «РасИпе ВИа^ ВасИпе ВИагаЁ», которая ориентирована на детей из социально незащищенных слоев общества [5]. Она предполагает решение целого комплекса проблем: от строительства новых школ в районах, где проживают меньшинства и слабозащищенные категории населения, до разработки и реализации особых методик воспитания детей из этих социальных групп. Дети с начальных классов нацеливаются на успех, реальные достижения не только в учебе, но и в социуме. Педагоги и психологи стремятся восполнить пробелы семьи в части гигиены, укрепления здоровья малышей, воспитать в них чувство собственного достоинства и т. д. Сейчас эта подпрограмма охватывает несколько миллионов детей по всей стране.

В республике по линии Министерства развития человеческих ресурсов (Департамент грамотности и школьного образования) реализуются также целевые программы, ориентированные на определенные категории детей, подростков и молодежи. В качестве примера можно привести программу стимулирования девочек для получения среднего образования. Так, государство учредило специальные депозиты в 3 тыс. рупий для тех школьниц, которые успешно завершили обучение в 10-м классе и достигли 18 лет. Это своего рода финансовый стимул для тех девушек, которые не собираются бросать школу [таких в Индии немало. — В. Ш.], а планируют завершить обучение на уровне 10-го класса [7]. Другой реализуемый проект — «Образовательная программа для подросткового возраста», которая нацелена на целостное развитие молодежи, пропаганду здорового образа жизни, расширение возможностей для самореализации и т. д.

Практически во всех штатах и союзных территориях Индии также действуют местные, региональные программы, которые порой существенно отличаются по целям, средствам и формам реализации. К примеру, в штате Керала, где традиционно сильны позиции коммунистов, особый акцент делается на социальную справедливость, равенство, поощрение различных форм социальной защиты и поддержки детей [4].

В Непале сохраняется немало проблем в деле защиты детства и материнства. Накопленные десятилетиями социальные проблемы нередко усугубляются различного рода природными катаклизмами, которые ухудшают ситуацию. Так, по данным ЮНИСЕФ, после разрушительного землетрясения в республике в апреле 2015 г в гуманитарной помощи нуждался почти 1 млн детей [6]. Семьи остались без крова, питьевой воды, продуктов питания, необходимых вещей. В стране немало детей, которые не получают надлежащего питания, не посещают школу, вынуждены с раннего возраста заниматься физическим трудом. Государственные программы всеобщего охвата детей начальным образованием реализуются не в полном объеме и не достигают заявленных целей. Часто сами родители не поощряют посещения детьми образовательных учреждений. Не случайно по линии государства и международных организаций в республике широко задействованы СМИ (прежде всего, радио и телевидение) для популяризации ценностей образования, просвещения родителей в вопросах воспитания детей.

Непальское руководство опирается на поддержку международных организаций и правительств зарубежных стран. Несомненно, без внешней помощи республике будет сложно справиться с целым комплексом острых проблем. Например, каждый второй ребенок в возрасте до 5 лет в Непале страдает от хронического недоедания. В республике широко рекламируется грудное вскармливание, проводятся специальные семинары для родителей по вопросам питания оказывается и посильная гуманитарная помощь наиболее нуждающимся семьям с детьми. Правительство республики реализует специальные программы социальной реабилитации детей и подростков, которые в силу разных обстоятельств были вовлечены в реальное участие в боевых действиях повстанческих группировок, действовавших в разных районах страны. По сути, это подростки, которые были лишены детства. Вернуть их к мирной жизни, оказать им социальную, психологическую и иную поддержку — вот задача как правительства, так и общественных национальных и международных организаций.

В Непале на протяжении нескольких лет действуют так называемые детские клубы, которые занимаются агитационной и разъяснительной работой. В частности, лицам, посе-

щающим эти клубы, рассказывается о правах детей, о последствиях ранних браков, о формах поддержки со стороны государства и пр. Здесь читаются лекции по основам гигиены и санитарии, здорового образа жизни, о заболеваниях (СПИД и т. д.). Все это, по мнению организаторов, способствует социализации и воспитанию подростков и молодежи [8].

Как видно из приведенных примеров, правительства стран Южной Азии, местное педагогическое сообщество стремятся к поиску новых форм и методов воспитательной работы и социализации детей и подростков с учетом динамично меняющейся ситуации в мире и своих государствах. Некогда традиционные общества в силу развития новейших технологий трансформируются, сталкиваются с новыми угрозами и вызовами. В прошлое уходят многие ценности, устои, привычки. На смену им приходят новые явления, ярко проявляющиеся в молодежной субкультуре. Несомненно, Южная Азия совсем иная, чем была, например, 20 лет назад. Новое, бурно ворвавшееся в повседневность не всегда является лучшим. В этих условиях органы государственной власти, ученые, педагоги, общественные организации стран региона пытаются найти компромиссы, определить основные векторы государственной стратегии социализации и воспитания юных граждан.

1. Bhutan 2020: A Vision for Peace, Prosperity and Happiness. — Thimphu : Planning Commission, 1998. — 77 p.

2. Chadha, A. A. Guide to education children with learning disabilities / A. A. Chadha. — New Delhi : Vikas Pub., 2007. — 166 p.

3. Mishra, L. Early Childhood Care and Education / L. Mishra. — New Delhi : APH Pub., 2012. — 160 p.

4. Muqtada, M., Singh, A.M., Rashid, M.A. Bangladesh: Economic and Social Challenges of Globalisation / M. Muqtada, A. M. Singh, M. A. Rashid. — New Delhi : University Press Limited, 2002. — 241 p.

5. Pandey, V. C. Child Education / V.C. Pandey. — New Delhi : Isha Books, 2005. — 318 p.

6. Sharma, J., Adhikari, P. Conflict, Peace and Development: Theory and Practice in Nepal / J. Sharma, P. Adhikari. — Bhilwara : Sangam Institute, 2010. — 156 p.

7. Sharma, R. N., Sharma, R. K. History of Education in India / R. N. Sharma, R. K. Sharma. — New Delhi : Atlantic, 2012. — 345 p.

8. Sharma, S. R., Upreti, B. R., Pyakuryal, K. Nepal 2030: A Vision for Peaceful and Prosperous Nation / S. R. Sharma, B. R. Upreti, K. Pyakuryal. — Kathmandu : Department of Development Studies, 2012. — 175 p.

9. Zaidi, S. A. Pakistan's Economic and Development / S. A. Zaidi. — New Delhi : Rupa Publications, 2004. — 108 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.