Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная логистика / грузооборот / принципы транспортной логистики / транспортно-логистические центры / транспортно-логистическая система / цифровизация / технологии блокчейн / transport logistics / cargo turnover / principles of transport logistics / transport and logistics centers / transport and logistics system / digitalization / blockchain technology

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — А А. Шербекова, Ж Б. Ысыраилова

В данной статье рассматриваются вопросы развития принципов транспортной логистики в Кыргызской Республике. Также анализируется текущее состояние транспортно-логистической инфраструктуры страны и выявляются проблемы, связанные с ее недостаточным развитием. Для развития транспортной логистики в КР предлагается создание сети региональных транспортно-логистических центров различного уровня, что способствует формированию единой транспортно-логистической системы. Кроме того, в статье рассматривается внедрение технологии блокчейн в транспортную логистику как один из способов повышения надежности и прозрачности работы транспортной системы в Кыргызской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — А А. Шербекова, Ж Б. Ысыраилова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT LOGISTICS PRINCIPLES IN THE KYRGYZ REPUBLIC

This article discusses the development of transport logistics principles in the Kyrgyz Republic. It also analyzes the current state of transport and logistics infrastructure of the country and identifies the problems associated with its underdevelopment. For the development of transport logistics in the Kyrgyz Republic it is proposed to create a network of regional transport and logistics centers of different levels, which contributes to the formation of a unified transport and logistics system. In addition, the article considers the introduction of blockchain technology in transportation logistics as one of the ways to improve the reliability and transparency of the transportation system in the Kyrgyz Republic.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ КЫРГЫЗСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ

А.А. Шербекова, д-р экон. наук, профессор Ж.Б. Ысыраилова, канд. экон. наук, доцент Кыргызский государственный технический университет (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-3-2-203-210

Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы развития принципов транспортной логистики в Кыргызской Республике. Также анализируется текущее состояние транспортно-логистической инфраструктуры страны и выявляются проблемы, связанные с ее недостаточным развитием. Для развития транспортной логистики в КР предлагается создание сети региональных транспортно-логистических центров различного уровня, что способствует формированию единой транспортно-логистической системы. Кроме того, в статье рассматривается внедрение технологии блокчейн в транспортную логистику как один из способов повышения надежности и прозрачности работы транспортной системы в Кыргызской Республике.

Ключевые слова: транспортная логистика, грузооборот, принципы транспортной логистики, транспортно-логистические центры, транспортно-логистическая система, цифровизация, технологии блокчейн.

В силу горного рельефа территории Кыргызской Республики важная роль в экономике отводится транспортной системе. Именно горным рельефом обусловлено преобладающее развитие автомобильной дорожной инфраструктуры, как наиболее экономичной и выгодной в данных природных условиях и сложившихся экономических приоритетах, которые связаны с равномерным развитием всех регионов. Согласно статистическим данным общая протяженность автомобильных дорог в Кыргызской Республике составляет более 34000 км, которые соединяют области, города и районные центры страны, а также обеспечивают выход в зарубежные страны. В связи с этим автомобильным доро-

гам отводится особая роль, так как автомобильный транспорт перевозит свыше 90% от всего объема грузов.

Так грузооборот всеми видами транспорта в Кыргызской Республике за последние 5 лет имеет неоднородную тенденцию, в 2018 и 2019 г., особенно начиная с 2020 г. резко снизился в связи с пандемией Ковид-19, с 2021 как видно из рис. 1 наблюдаются некоторый подъем. Однако в 2022 г. еще не достиг уровня 2018 г. и в целом за последние 5 лет отмечается снижения объема на 0,77%, или на 21,3 млн. тонно-км. Одной из причин такого положения явились логистические коридоры с Китаем, которые полностью не были доступны.

I Грузооборот всех видов транспорта

Рис. 1. Динамика грузооборота всех видов транспорта, млн. тонно-км [8]

Таким образом, динамика грузооборота автотранспортных средств имеет за последние 5 лет неоднозначную тенденцию.

Исследования состава и динамики грузооборота по видам транспорта показало (рис. 2)

2 000,0 1 800,0 1 600,0 1400,0 1 200,0 1 000,0 800,0 600,0 400, D 200, D 0,0

¿1ш

2018 2019 2020 2021 2022

я Железнодорожный 950,7 870,4 937,5 1003,1 1013,8

■ Автомобильный 1 624,0 1841,9 1275,4 1348,4 1451,1

■ Трубопроводный транспорт 192,8 192,8 208,6 248 273,4

■ Воздушный транспорт 9,8 8,5 7,2 20,7 17,7

Рис. 2. Динамика грузооборота по видам транспорта, млн. тонно-км [8]

Исследования грузооборота по видам транспорта показало, на автомобильный транспорт приходится в 2022 г. 1451,1 млн. тонно-километров, что по сравнению с 2018 г. уменьшилось на 10,65% или 172,9 млн. тонно-км. Это связано с последствиями COVID-19, закрытием границы с Китаем. В 2022 г. на железнодорожный транспорт приходится 1013,8 млн. тонно-километров, т.е. по сравнению с 2018 г. увеличился на 6,64% или 63,1 млн. тонно-километров. Также авиагрузооборот уменьшился по сравнению с предыдущим годом на 80,61% или 3,0 млн. тонно-км. В

целом, как видно, для нашей страны автомобильные перевозки играют ключевую роль из-за природно-климатических особенностей.

Грузовые автоперевозки играют важную роль в развитии автомобильного транспорта. Международные автомобильные грузовые перевозки осуществляются на основании международных договоров, участником которых является Кыргызская Республика.

В связи с этим, наблюдается рост автомобильного парка в Кыргызской Республике, что видно из рисунка 3.

Рис. 3. Динамика парка автотранспортных средств по видам [8]

Так по данным Нацстаткомитета КР в 2018 году количество зарегистрированных легковых автомобилей составило 1030758 ед., а в 2022 г. увеличилось на 7,41% и достигло 1113030 ед. По данным

Министерства транспорта и дорог КР число грузовых автомашин в 2022 г. составило 234600 ед., что по сравнению с 2018 г. увеличилось на 38% или 64600 ед.

Исследования вопросов транспортной логистики является на сегодняшний день весьма актуальным. Так, по мнению коллектива авторов во главе Р.Б. Ивуть «Транспортная логистика - это процесс управления движением материальных потоков при обеспечении предприятия материальными ресурсами и при доставке готовой продукции к потребителю. Она организует и выполняет вход материального потока в логистическую систему, движение внутри и выход из нее» [3].

Исследователь Королева А.А. рассматривает транспортную логистику как науку о системной интеграции транспортных и логистических действий субъектов хозяйствования в форме транспортно-логистических услуг. Она отмечает, что транспортная логистика - это наука об управлении потоками транспортных средств, грузов, пассажиров [4].

По нашему мнению, наиболее полно отражает сущность транспортной логистики определение Галстяна Б.Г. Он определяет транспортную логистику как отраслевую логистику, и поясняет, что транспортная логистика - это организация функционирования и управление материальными

потоками и соответствующими обеспечивающими и сопровождающими потоками в процессе движения товаров, которая заключается в перемещении продукции транспортными средствами по определенной технологии, маршрутами в цепи поставок, и состоящая из логистических, технологических, операций, активностей и функций включая экспедирование, грузовую переработку, упаковку, передачу прав собственности на груз, предотвращение угроз, страхование рисков, таможенные процедуры и т.п. [5].

Основной целью развитие транспортной логистики является повышение экономической эффективности, экономической безопасности, информационного обеспечения, направленного на снижение логистических затрат в конечной стоимости продукции.

Эффективно функционирующая транс-портно-логистическая система может быть основана только на модели квалифицированно выстроенных целей, задач и принципов. При этом в научной литературе следует придерживаться следующих принципов транспортной логистики, что видно из рисунка 4.

Принципы транспортной логистики

принцип системного подхода, согласно этому принципу, все элементы логистической системы

рассматриваются как взаимосвязанные и взаимодействующие для достижения единой цели управления;

принцип глобальной оптимизации, т.е. согласование локальных целей работы отдельных звеньев компании и элементов системы для достижения общего оптимума,

принцип мооелирования и

ин формационно-юэмп ьютерного обеспечения, который при анализе широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и другие;

принцип устойчивости и

адаптивности предусматривает, что логистическая система должна быть устойчивой к отклонениям параметров и факторов окружающей среды и адаптироваться (например, к колебаниям спроса, изменениям условий поставок, транс портных тарифов или складских операций)

принцип общих логистических затрат, который включает учёт всей совокупности затрат на управление основными и сопутствующими потоками в логистической системе для достижения минимума;

принцип логистической координации и интеграции, предполагает

согласованность веек звеньев и элементов логистической системы в управлении потоками;

принцип выделения комплекса подсистем, обеспечивающих процесс транспортной логистики: технических, экономических, организационных, юридических, кадровых,

эко л огич е ских,

принцип гуманизации всех функций и технологических решений, который означает соблюдение компанией экологических требований по охране окружающей среды и эргономических, социальных, этических требований к работе персонала;

принцип комплексного менеджмента качества, направлен на обеспечение надежности и высокого качества каждого звена логистической системы;

Рис. 4. Основные принципы транспортной логистики [2, 6].

Для актуализации вышеназванных принципов необходимо их дополнить. В связи с этим, нами рекомендуется включить следующие принципы:

1. Принцип экономической безопасности, который включает анализ и рекомендаций по обеспечению экономической безопасности в области транспортной логистики, включая решение проблем финансовой устойчивости, управления рисками и обеспечения стабильности операций. Принцип экономической безопасности транспортной логистики охватывает меры и стратегии, направленные на обеспечение устойчивости и защиты интересов в области транспортной логистики с экономической точки зрения.

2. Принцип зеленой экономики направлен на рассмотрение влияния транспортной логистики на окружающую среду и включение в проект рекомендаций по развитию экологически устойчивых практик, энергоэффективности, использованию альтернативных источников энергии и снижению выбросов вредных веществ.

3. Принцип экономической эффективности предполагает анализ и оценку экономической эффективности различных решений и практик в области транспортной логистики, включая сравнение затрат и выгод, оптимизацию расходов, повышение производительности и улучшение качества услуг.

4. Принцип цифровизации предусматривает, что должна быть единая система учета и анализа влияния цифровых технологий на транспортную логистику, включая автоматизацию процессов, использо-

вание больших данных (Big Data), интернета вещей (IoT), искусственного интеллекта (ИИ) и других инновационных решений для оптимизации логистических операций и повышения эффективности системы.

Такое дополнение указанных принципов позволят учесть важные аспекты современной экономики, такие как безопасность, экологическая устойчивость, экономическая эффективность и использование современных технологий, в контексте развития транспортной логистики.

Таким образом, развитие принципов транспортной логистики должно обеспечить комплексность контроля за процессами товародвижения и их транспортировки, а также должно обеспечить ее экономичность на основе оптимизации затрат с использованием современных технологий учета и анализа в этой сфере.

Транспортно-логистические центры играют ключевую роль в организации транспортной логистики. Они направлены на оптимизацию процессов доставки грузов как на международном, так и на внутреннем уровне. Это достигается благодаря использованию современных информационных технологий, максимальному использованию ресурсов, перераспределению грузов между складскими площадками и областью погрузочно-разгрузочных операций.

Как показывают исследования, по состоянию на 1 января 2024 г. на всей территории Кыргызской Республики функционируют 12 логистических центров, что видно из рисунка 5.

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

^ с/

о/ ^ J?

<f

/

Рис. 5. Количество логистических центров на территории КР [9]

При этом, наибольшее число логистических центров приходится на Джалал-Абадскую область - 4, в Чуйской области 3, и по остальным областям по одному. В Нарынской области данное время логистические центры не созданы. Такое положение свидетельствует о том, что в Кыргызстане транспортная логистика развивается медленно и недостаточно.

В повышении эффективности транспортной отрасли важную роль играет транспортная логистика. По проведенными исследованиями установлено, что в КР по последним данным в составе ВВП доля транспортной деятельности и хранение грузов составляет 3-4% (рис. 6).

Рис. 6. Динамика ВВП КР, доли транспортной деятельности и хранение грузов от ВВП

КР [8]

4

2

1

1

1

Анализ доли транспортной деятельности и хранение грузов в составе ВВП Кыргызской Республики занимает 3-4%. Увеличение объемов услуг в транспортной отрасли характеризует о востребованности этой отрасли в экономике страны.

Анализ показывает, что доходы от поступления от перевозок грузов всеми видами транспорта за последние годы (20182022 гг.) имеют положительную динамику, что видно из рисунка 7.

з вооо'° -

=Щ|||

■ Железнодорожный 4 010,1 | 3 833,4 | 4 646,5 | 5 716,9 | 5 328,7 |

■ Автомобильный | 6 905,4 | 7 038,5 | 3 904Д 5 472,3 7 437,8

Рис. 7. Динамика доходов от перевозок грузов всеми видами транспорт [8]

Рост доходов от перевозок грузов всеми видами транспорта в 2022 г. по сравнению с 2018 г. вырос на 16,41% или 1800,9 млн. сом, а по сравнению 2020 г. вырос на 49,35% или 4222,5 млн. сом. Как показывает анализ, из них самым доступным и приоритетным является автомобильные перевозки.

Следует подчеркнуть, что одним из важнейших направлений развития современной экономики Кыргызской Республики является транспортная логистика, с помощью которой осуществляются грузо- и пассажироперевозки, так как автомобильный транспорт обеспечивает доставку товаров и пассажиров по системе от двери до двери. Роль транспортной логистики в современных условиях заключается в том, что она организовывает процессы снабжения, поставок и перевозок, также с помощью ее можно планировать, прогнозировать и контролировать вышеперечисленные процессы.

Исследования показали, что в Кыргызстане недостаточно развита транспортно-логистическая инфраструктура, встроенная система транспортно-экспедиторского обслуживания на основе принятой в мировой практике. Такое положение затрудняет процесс товарообмена, снижает эффективность использования транспортного подвижного состава и оказывает отрицательное воздействие на экономическое развитие страны, уменьшая ее потенциал и препятствуя его полноценному раскрытию. Поэтому особенно важно создание сети региональных транспортно-логистических

центров различного уровня, которые объединяются в единую транспортно-логистическую систему Кыргызстана.

Как показывает мировой опыт также показывает, что блокчейн-технология активно внедряется в различные отрасли экономики, включая транспортную логистику. Внедрение блокчейна в транспортную логистику способствует увеличению надежности и прозрачности работы транспортной системы. Он предотвращает ошибки в документации и ускоряет процесс скорости доставки. Все участники цепи поставок, использующие технологию блокчейн, имеют доступ к общей форме документации, что обеспечивает единство информации и процессов.

Для эффективного интегрирования Blockchain технологии, компании должны проявлять инициативу и постоянно работать с использованием инновационной технологией. Предполагается все участники должны работать в тесном контакте и сотрудничать друг с другом, выявляя недостатки системы и на основе передачи информации.

Цифровизация в настоящее время выступает в качестве фактора, оказывающего сильное влияние на экономику и в ее составе на транспорт и логистику. Перед компаниями, предоставляющими транс-портно-логистические услуги, открываются новые возможности, с помощью которых они могут оптимизировать бизнес-процессы, улучшить качество сервиса, тем самым повышать свою конкурентоспособность.

Исследованиями установлено, в миро- при поддержке Агентства США по между-вой практике функционируют различные народному развитию (USAID). Благодаря ассоциации транспортной логистики. И в этой организации женщины Кыргызстана этой связи необходимо отметить такой могут наращивать свой потенциал и по-факт как вступление Кыргызстана в Ассо- строить свою карьеру в сфере логистики и циацию «Женщины в логистике и транс- транспорта.

порте» (WiLAT). Таким образом, дальнейшее развитие

По данным Министерства экономики и транспортной логистики в Кыргызской коммерции КР в конце 2022 года, Коро- Республике имеет большие перспективы и левский институт логистики и транспорта высокую значимость, что направленного (CILT) открыл представительство Ассоци- на повышение транзитного потенциала ации «Женщины в логистике и транспор- страны. те» (WiLAT) в Кыргызской Республике

Библиографический список

1. Концепции развития автомобильного транспорта Кыргызской Республики на 20202024 годы.

2. Шумаев, В. А. Основы логистики: учеб. пособие. - М.: Юридический институт МИ-ИТ, 2016. - 314 с.

3. Уметалиев А.С. «Логистика и менеджмент цепи поставок»: учеб. пособие. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://arch.kyrlibnet.kg/uploads/KSTUUMETALIEV.pdf.

4. Королева, А.А. Международная транспортная логистика: конкурентные позиции Беларуси: моногр. / А.А. Королева, А.А. Дутина. - Минск: Изд. Центр БГУ, 2020. - 143 с.

5. Галстян, Б.Г. Транспортная логистика, ее сущность и задачи / Б.Г. Галстян // Молодой ученый. - 2018. - № 51 (237). - С. 224-225.

6. Щеголева Т.В. Логистический подход к организации сложного наукоемкого производства // Вестник ВГТУ. - 2012. - №8.

7. Информационное агентство «24.kg». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://24.kg/ekonomika/276472_tsifra_dnya13_milliona_avtomobiley_zaregistrirovano_vkyirgy izstane/.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Национальный статистический комитет КР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.stat.kg.

9. Министерство экономики и коммерции КР. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mineconom.gov.kg/ru/question/31.

10. Транспортная логистика: учеб.-метод. комплекс для студентов специальности 1-26 02 05 «Логистика» / Р.Б. Ивуть [и др.]. - Новополоцк: ПГУ, 2012. - 332 с.

DEVELOPMENT OF TRANSPORT LOGISTICS PRINCIPLES IN THE KYRGYZ REPUBLIC

A.A. Sherbekova, Doctor of Economic Sciences, Professor Zh.B. Ysyrailova, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Kyrgyz State Technical University named after I. Razzakov (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. This article discusses the development of transport logistics principles in the Kyrgyz Republic. It also analyzes the current state of transport and logistics infrastructure of the country and identifies the problems associated with its underdevelopment. For the development of transport logistics in the Kyrgyz Republic it is proposed to create a network of regional transport and logistics centers of different levels, which contributes to the formation of a unified transport and logistics system. In addition, the article considers the introduction of blockchain technology in transportation logistics as one of the ways to improve the reliability and transparency of the transportation system in the Kyrgyz Republic.

Keywords: transport logistics, cargo turnover, principles of transport logistics, transport and logistics centers, transport and logistics system, digitalization, blockchain technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.