Научная статья на тему 'Развитие принципов функционализма в архитектурном наследии Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси (1928–1931 гг.)'

Развитие принципов функционализма в архитектурном наследии Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси (1928–1931 гг.) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Франция / Париж / район Пуасси / Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) / вилла Савой / генеральный план / планы этажей / «ленточные» фасады / конструктивные решения / «свободная» организация внутренних пространств / France / Paris / Poissy district / Ch.-E. Jeanneret-Gry (Le Corbusier) / Villa Savoy / general plan / floor plans / ribbon facades / structural solutions / “free" organization of internal space

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Поляков Евгений Николаевич, Полякова Ольга Павловна

Статья посвящена одному из наиболее известных проектов жилых зданий, выполненных французским архитектором Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) в традициях функционализма. Вилла Савой в Пуасси (1928–1931 гг.), по словам ее создателя, стала «этапным» произведением в его творчестве. По ее завершении он вошел в плеяду выдающихся современных зодчих, получив возможность свободно экспериментировать с самыми различными архитектурными стилями (модернизм, брутализм и др.). Авторами проанализированы основные архитектурно-дизайнерские концепции Шарля-Эдуарда, заложенные в решения генерального плана, в планировочные схемы этажей, решения фасадов и интерьеров этой необычной виллы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of Functionalist Principles in Architectural Heritage of Le Corbusier. Villa Savoy in Poissy

The article is devoted to one of the most famous residential building projects executed by the French architect Ch.-E. Jeanneret-Gree (Le Corbusier) in the traditions of functionalism. Villa Savoy in Poissy (1928–931) is milestone work in his activity. Upon its completion, Jeanneret-Gree joined the group of outstanding architects, who had the opportunity to freely experiment with the variety of architectural styles (modernism, brutalism, etc.). The paper presents the analysis of the main architectural and design concepts of Jeanneret-Gree, embedded in the general and floor plans, facades, and interiors of this unusual villa.

Текст научной работы на тему «Развитие принципов функционализма в архитектурном наследии Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси (1928–1931 гг.)»

Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 4. С. 25-43.

ISSN 1607-1859 (для печатной версии) ISSN 2310-0044 (для электронной версии)

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta -Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (4): 25-43. Print ISSN 1607-1859 Online ISSN 2310-0044

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ УДК 72.036

DOI: 10.31675/1607-1859-2024-26-4-25-43 EDN: BTMTMZ

РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПОВ ФУНКЦИОНАЛИЗМА В АРХИТЕКТУРНОМ НАСЛЕДИИ ЛЕ КОРБЮЗЬЕ. ВИЛЛА САВОЙ В ПУАССИ (1928-1931 ГГ.)

Евгений Николаевич Поляков, Ольга Павловна Полякова

Томский государственный архитектурно-строительный университет, г. Томск, Россия

Аннотация. Статья посвящена одному из наиболее известных проектов жилых зданий, выполненных французским архитектором Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) в традициях функционализма. Вилла Савой в Пуасси (1928-1931 гг.), по словам ее создателя, стала «этапным» произведением в его творчестве. По ее завершении он вошел в плеяду выдающихся современных зодчих, получив возможность свободно экспериментировать с самыми различными архитектурными стилями (модернизм, брутализм и др.).

Авторами проанализированы основные архитектурно-дизайнерские концепции Шарля-Эдуарда, заложенные в решения генерального плана, в планировочные схемы этажей, решения фасадов и интерьеров этой необычной виллы.

Ключевые слова: Франция, Париж, район Пуасси, Ш.-Э. Жаннере-Гри (Ле Корбюзье), вилла Савой, генеральный план, планы этажей, «ленточные» фасады, конструктивные решения, «свободная» организация внутренних пространств

Для цитирования: Поляков Е.Н., Полякова О.П. Развитие принципов функционализма в архитектурном наследии Ле Корбюзье. Вилла Савой в Пуасси (1928-1931 гг.) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 4. С. 25-43. DOI: 10.31675/1607-1859-2024-264-25-43. EDN: BTMTMZ

ORIGINAL ARTICLE

DEVELOPMENT OF FUNCTIONALIST PRINCIPLES IN ARCHITECTURAL HERITAGE OF LE CORBUSIER. VILLA SAVOY IN POISSY

Evgeny N. Polyakov, Olga P. Polyakova

Tomsk State University of Architecture and Building, Tomsk, Russia

Abstract. The article is devoted to one of the most famous residential building projects executed by the French architect Ch.-E. Jeanneret-Gree (Le Corbusier) in the traditions of function-alism. Villa Savoy in Poissy (1928-931) is milestone work in his activity. Upon its completion, Jeanneret-Gree joined the group of outstanding architects, who had the opportunity to freely

© Поляков Е.Н., Полякова О.П., 2024

experiment with the variety of architectural styles (modernism, brutalism, etc.). The paper presents the analysis of the main architectural and design concepts of Jeanneret-Gree, embedded in the general and floor plans, facades, and interiors of this unusual villa.

Keywords: France, Paris, Poissy district, Ch.-E. Jeanneret-Gry (Le Corbusier), Villa Savoy, general plan, floor plans, ribbon facades, structural solutions, "free" organization of internal space

For citation: Polyakov E.N., Polyakova O.P. Development of Functionalist Principles in Architectural Heritage of Le Corbusier. Villa Savoy in Poissy. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (4): 25-43. DOI: 10.31675/1607-1859-202426-4-25-43. EDN: BTMTMZ

Настоящая статья является завершающим этапом серии научных публикаций, посвященных первым проектам жилых особняков (вилл) состоятельных парижан, выполненных выдающимся французским зодчим Шарлем-Эдуардом Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) до начала Второй мировой войны [1, 2, 3]. Краткие обзоры необычных для того времени зданий встречаются в ряде монографий, опубликованных во второй половине прошлого столетия [4, 5, 6, 7]. Богатый иллюстративный материал представлен на интернет-сайтах в публикациях наших современников, посетивших Францию. Основной целью настоящей работы является изучение и систематизация материала, в дальнейшем он найдет применение в лекционном курсе, посвященном теориям современной архитектуры.

Вилла Савой - идеал модернистского пуризма и функционализма, приватное жилище «вдали от шума городского» для богатого и счастливого человека нового времени: «Вилла Савой была построена как загородное убежище для богатого французского промышленника и страховщика Пьера Савойя, его жены Эжени (Pierre and Eugénie Savoye) и сына-подростка Роже. Весной 1928 г. они заказали проект известному архитектору Ле Корбюзье и его двоюродному брату Пьеру Жаннере...» [8] (рис. 1).

чо

Tt

о

и <

U H

bt S X H u <v

PQ

Рис. 1. Ле Корбюзье рядом с макетом виллы Савой (слева)1; интерьер виллы (зарисовка

Ле Корбюзье) (справа) Fig. 1. Le Corbusier next to Villa Savoy model (left); interior of the villa (sketch by Le Corbusier) (right)

1 URL: https://probauhaus.ru/villa-savoye/?Ysclid=lwlny892zq636822547; https://i0.wp.com/arche-yes.com/wp-content/uploads/2020/09/Villa-Savoye-House-Le-Corbusier-building-Poissy-France-Arch Eyes-perspective.jpg?ssl= 1 )

Загородные виллы стали особым жанром для раннего Ле Корбюзье, поскольку их заказывали не только богатые, но и очень смелые люди, ведь в 1920-е гг. архитектор нередко выступал в роли бунтаря и ниспровергателя основ.

При строительстве виллы Савой Ле Корбюзье применял уже опробованные им в предыдущих проектах заводские технологии и материалы - сталь, стекло, железобетон и оштукатуренную каменную кладку. Белая штукатурка визуально объединила дом и скрыла отдельные фабричные заготовки, которые были использованы в его конструкциях (рис. 2, 3).

Рис. 2. Вилла Савой в процессе строительства2 Fig. 2. Villa Savoy under construction

Рис. 3. Вилла Савой. Фотографии 1932 г.3 Fig. 3. Villa Savoy, 1932

Следует оценить градостроительные аспекты размещения этой виллы, особенности природного ландшафта и окружающей ее застройки.

Вилла Савой - загородный особняк, расположенный в городке Пуасси коммуны Ивелин, в 33 км к западу от Парижа. Ее современный адрес: улица де Вилье, д. 82 (82 Rue de Villiers, 78300 Poissy, France).

2 URL: https://i0.wp.com/archeyes.com/wp-content/uploads/2020/09/Villa-Savoye-Le-Corbusier-Pois-sy-under-constuction.jpg?ssl=1

3 URL: https://probauhaus.ru/villa-savoye/?ysclid=lwlny892zq636822547; https://avatars.mds.yandex.net/ get-pdb/49816/f80577c5-786a-4680-8ab0-887528e2978f/s1200

ЧО

Tt

о

и <

U H

bt S X H u <v

PQ

Абсолютно все загородные дома, которые до этого строил Ле Корбюзье, занимали сравнительно небольшие участки. Для виллы Савой также был выбран изолированный полигон в долине р. Сены. Этот необычный дом гордо стоит в центре обширного луга, окруженного густым лесом. Дело в том, что «заказчик требовал такого расположения дома, чтобы (из его окон) раскрывался беспрепятственный вид на окрестности» [4]. Архитектор выполнил это пожелание (рис. 4).

Д Рис. 4. Вид на виллу Савой с высоты птичьего полета (Google Maps)4

Н Fig. 4. Bird's-eye view of Villa Savoy

4J

03 -

4 URL: https://i0.wp. com/archeyes.com/wp-content/uploads/2020/09/Villa-Savoye-House-Le-Corbu-sier-building-Poissy-France-ArchEyes-satellite.jpg?ssl=1

Отзывы об этом необычном для своего времени здании были самые разнообразные. Приведем лишь некоторые из них:

«Нельзя не признать, что выглядит здание действительно эффектно. Мне оно больше всего напоминает летающую тарелку, приземлившуюся на луг...» [8].

«Белый объёмный куб на тонких бетонных колоннах, лишенный какого бы то ни было рисунка, возвысился в центре луга подобно кораблю приземлившихся пришельцев. Все пространство дома буквально поднято над землей, отделившись от внешнего мира.» [9].

«Расположенные на разных уровнях террасы переходные мостики, пандусы и лестницы, пронизывающие пространство, ракурсы, открывающиеся и меняющиеся при движении, неожиданные виды в просветах между частями здания - эти приемы основаны на принципе «пространство во времени. » [10] (рис. 5).

Рис. 5. Видовые точки виллы Савой5 Fig. 5. Villa Savoy

На продольном разрезе виллы (рис. 6) видно, что наружное и внутреннее пространства образуют сложные сочетания, взаимно проникая друг в друга. Сквозь них лучи восходящего и заходящего солнца буквально «заливают» интерьеры. На всех фасадах и во внутренних перегородках этого здания были устроены световые проемы во всех направлениях: сверху и снизу, внутри и снаружи (рис. 7).

Рассмотрим внутреннюю планировку здания и оценим необычные решения его интерьеров. Главный холл (гостиная), куда прежде всего попадают посетители виллы, расположен в ее северо-западной части. Для того, чтобы зайти в него, необходимо обойти здание с южной стороны: «Внизу расположены служебные помещения и зал для приемов. Полукруглый подъезд для машин позволяет им подъехать непосредственно к входной двери.» [11] (рис. 8).

Конфигурация плана первого этажа обусловлена траекторией разворота личного автомобиля семьи Савой: «На юго-восточном фасаде внизу устроена скругленная стеклянная стена с главным входом посередине. Ее диаметр не случаен, он продиктован радиусом разворота автомобиля «Ситроен» представительского класса (выпуск 1927 г.). Экипаж можно подать прямо к подъезду.» (рис. 9-11) [12].

5 URL: https://baulo.club/uploads/posts/2023-04/1680342961_baulo-club-p-villa-savoi-interer-oboi-59.jpg; https://ic.pics.livejournal.com/nemihail/38873494/5654142/5654142_2000.jpg

ЧО

Tt

о

и <

U H

bt S X H u <v

PQ

чо

Tt

о

и <

u

H =

=

H cj <v

PQ

Рис. 6. Вилла Савой в Пуасси. Продольный разрез6 [9] Fig. 6. Cross-sectional view of Villa Savoy on Poissy

Рис. 7. Вилла Савой в Пуасси. Фасады7 Fig. 7. Facades of Villa Savoy in Poissy

Рис. 8. Вилла Савой в Пуасси. Видовые точки северо-западного фасада8 Fig. 8. North-West facades of Villa Savoy in Poissy

6 URL: https://probauhaus.ru/villa-savoye/?Ysclid =lwlny892zq636822547

7 URL: https://i.pinimg.com/originals/50/3d/2d/503d2d7bc3d51 de43a5eac5487a0317b.jpg

8 URL: https://i.pinimg. com/736x/92/8e/b0/928eb0fadcba2a648c7fab03a0b9f82b--villa-savoye-pierre-jeanneret.jpg; https://i.pinimg.com/originals/8c/50/b0/8c50b003556fcdff7bd5fba5538e3b6d.jpg

Рис. 9. Планы первого и второго этажей9 Fig. 9. First and second floors

Рис. 10. Юго-восточный фасад виллы Савой10 Fig. 10. South-East facade of Villa Savoy

Рис. 11. Вход в виллу Савой (юго-восточный фасад)11 Fig. 11. Entrance of Villa Savoy

9 URL: https://i.pinimg.com/736x/11/a2/6e/11a26e3f5791f27588f1bfd680302f67.jpg; https://corbusier. totalarch. com/villa_savoye?ysclid=lwlzo7hbmg174080221)

10 URL: https://elite-supernova.ru/assets/ myfile-ka-545x349.jpg

11 URL: https://probauhaus.ru/villa-savoye/

ЧО

H

о

и

<

U

H

bt

=

=

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

H

cj

<v

PQ

В здании три этажа, хотя в свое время Ле Корбюзье предлагал добавить еще один жилой этаж. Однако слишком высокая стоимость надстройки вынудила заказчиков отказаться от данного варианта.

На первом этаже по периметру здания установлено 16 тонких колонн круглого сечения, образующих изящный периптер. За ними в центральной части этажа размещены жилые и подсобные комнаты обслуживающего персонала, включая вестибюль, гараж, прачечную и иные технические помещения. Все они изолированы от «господских покоев», расположенных выше. Стеклянные стены вестибюля образуют вытянутый полукруг. Небольшая темная дверь главного входа обращена в сторону сада. Винтовая лестница и пологий пандус ведут наверх, что позволяет выбрать любой путь передвижения внутрь здания или наружу. Кроме того, имеется еще одна чисто функциональная «потайная» лесенка. Она соединяет складские и подсобные помещения первого этажа с кухонной зоной.

Перечисленные конструктивные новации обеспечили обитателям виллы достаточно комфортный подъем на верхние уровни: «Винтовая лестница дает прямую вертикальную связь, а пандус формирует постепенное перемещение внутри дома, соединяя три уровня виллы и создавая прямое сообщение между внутренним и наружным пространством...» [9] (рис. 12).

vo

c*

H

Tjf

c*

о

с*

и

<

и

H

ы

s

X

H

и

«

PQ

Рис. 12. Второй уровень пандуса виллы Савой, ведущий в солярий12 Fig. 12. Second level of the Villa Savoy ramp leading to the solarium

«Привлекательность дизайну придаёт то, как мастерски соединены друг с другом все помещения. Пандус является ключом к дизайну. Из <...> прихожей он поднимается на два этажа в парадную часть здания (гостиную), где выходит на террасу и поднимается ещё на два этажа к солярию. <.> Идеальный способ насладиться видом помещений - не спеша прогуляться по пандусу.» [11]. Выше второго этажа пандус поднимается в солярий уже по улице.

12 URL: https://i.pinimg.com/ originals/3e/3c/ 43/3e3c435a86da0548f48041e4a4a025c4.png

«Со времени постройки дома Ла Рош в Отейе (1923-1924 гг.) Ле Корбюзье занимался проблемой устройства пандуса внутри дома. Если помещение достаточно велико, отказ от лестницы позволяет осуществить почти незаметный переход с одного этажа на другой. Пандус в вилле Савой состоит из двух секций. Одно крыло находится внутри, другое проходит вдоль внешней стены до сада на крыше.» [4, 12] (рис. 12).

Изящная спиральная лестница в юго-западной части виллы, устроенная рядом с пандусом, была предназначена для обслуживающего персонала и для более быстрого перемещения хозяев и их гостей между этажами [12] (рис. 13).

Рис. 13. Спиральная лестница виллы Савой13 Fig. 13. Spiral staircase in Villa Savoy

По лестнице можно легко и быстро подняться на второй этаж в спальные помещения, а по пандусу - в гостиную комнату: «Винтовая лестница закрыта. Она узка и очень пластична. Движения по ней быстры и целенаправленны. Маршрут прост. Надо из зоны вестибюля и подсобок, не выходя на улицу, незаметно минуя гостевые зоны, попасть в спальни, а затем выше, в небольшие закрытые помещения солярия. Внешняя форма помещений солярия, благодаря винтовой лестнице и некой пластичной ширме, создает кривые поверхности, сознательно нарушающие "коробчатый" силуэт постройки. Таким образом, люди могут жить в двух пространствах: во внешнем - парадном, и внутреннем - интимном. Эти пространства не просто разделены, как в традиционных виллах, но, постоянно переплетаясь и взаимодействуя, создают невероятные пространственные и пластические эффекты. С этих позиций можно сравнить пластику разбираемого сооружения с огромными современными виллами, набитыми случайно сочетающимися пространствами.» [7, 13].

«Не считая гаража и комнат для прислуги на первом этаже, жилые помещения включают лишь гостиную, три спальни, будуар (фр. boudoir - комната,

13 URL: https://i.pinimg.com/originals/a2/6f/88/a26f883a082c42flbb86bc4b7f7a8a515.jpg; https://i.pin-img.com/736x/02/1b/f1/ 021bf18e73b7eec6a02698 afa8b42c74--staircases-arches.jpg

ЧО

Tt

о

и <

U H

bt S X H u <v

PQ

принадлежащая женщине), две ванные комнаты и кухню. Они все размещаются на одном уровне, в парадной части. Остальную же часть занимают терраса, рассматриваемая как комната без крыши, и пристройка к будуару, имеющая крышу, но выходящая на террасу.» [5] (рис. 14).

Рис. 14. Гостиная виллы Савой14 Fig. 14. Hall in Villa Savoy

Не исключено, что композиция пространств второго этажа построена по спиралевидной траектории («принципу улитки»). Площади помещений постепенно увеличиваются. От замкнутых спален, через кухню и небольшой офис мы попадаем в длинную гостиную с раздвижной стеклянной стеной. Сквозь эту стену открывается вид на «террасную комнату» (рис. 15).

чо

Tt

о

и <

U H

bt S X H u <v

PQ

Рис. 15. Интерьер гостиной. Видовые точки15 Fig. 15. Villa Savoy interior

В стенах террасы изначально были предусмотрены открытые ленточные окна. Сквозь них виден обширный газон, обрамленный по границе участка огромными дубами: «Терраса превращена в наружную комнату. Она продолжает внутренние помещения, соединяясь стеклянными раздвижными дверями с жилой комнатой и спальней. Такое соединение помещений позволяет варьировать их использование.» [4] (рис. 16).

14 URL: https://akfengroup.ru/800/600/https/turkiyetasarimvakfi.org/media/django-summernote/2020-10-05/b210970b-5bec-4e49-b79b-a87d81586677.jpg

15 URL: https://i0.wp.com/archeyes.com/wp-content/uploads/2020/09/Villa-Savoye-House-Le-Corbu-sier-building-Poissy-France-Arch Eyes-interior-red.jpg?ssl=1

Рис. 1б. Терраса виллы Савой16 Fig. 1б. Villa Savoy terrace

По-видимому, Ле Корбюзье использовал в этом здании франко-итальянскую идею бельэтажа (фр. bel étage - красивый, прекрасный этаж) или пиано нобиле (итал. piano nobile - великолепный этаж). Это второй этаж здания, расположенный над цокольным. Он включает парадные залы и комнаты для приёма гостей и проведения торжественных мероприятий. На него можно подняться по парадной лестнице, расположенной внутри или снаружи здания. Такой тип лестниц был характерен для городских дворцов-особняков (ит. палаццо) XIII-XVI вв. (эпоха Возрождения). В данном проекте Шарль-Эдуард также разместил жилые апартаменты хозяев виллы на втором этаже. С балконов и террас открывается прекрасный вид на окружающий ландшафт (рис. 17).

Рис. 17. Терраса второго этажа виллы Савой. Видовые точки17 Fig. 17. Terrace on the second floor

16 URL: https://i0.wp.com/archeyes.com/wp-content/uploads/2020/09/Villa-Savoye-House-Le-Corbu-sier-building-Poissy-France-ArchEyes-terrace.jpg?ssl=1

17 URL: https://probauhaus.ru/wp-content/uploads/2014/11/Villa-Savoj_Istoriya-odnogo-doma-17.jpg

Столь сложный визуальный эффект мастеру удалось создать на небольшом участке. Однако пространственная «улитка» второго этажа - не единственное достоинство виллы: «По пути вам встретится множество занятных деталей: диагональная облицовка плиткой пола в прихожей, полностью стеклянная стена, разделяющая гостиную и террасу, облицованный плиткой шезлонг в ванной комнате мадам Савой, закрывающее лестницу ограждение в виде трубы корабля и незастеклённое окно в стенке солярия, завершающее прогулку по пандусу вверх прекрасным видом на долину Сены вдалеке...» [12].

Облицованный мелкой плиткой пол ванной в будуаре мадам Савой отчасти напоминает внутреннее устройство турецкой бани (хамам) (рис. 18).

Рис. 18. Ванная с шезлонгом для мадам Савой18 Fig. 18. Bathroom for Madame Savoy

Путь с первого этажа на крышу (солярий) столь же необычен. Вестибюль первого этажа и второй этаж соединяют лестница и пандус: «Плоская форма крыши подчеркивает геометрическую форму дома, выполненного в стиле функционализма. На крыше устроены сад и терраса-солярий.» [11] (рис. 19-21).

Выше второго этажа пандус поднимается в солярий по улице. Вообще пандус олицетворяет спокойную поступь гостей. Перед ними постепенно раскрывается анфилада крупных презентационных пространств. Внутри дома это гостиная, а снаружи - обширная терраса и наполненный светом скульптурный солярий, из которого можно любоваться великолепным природным ландшафтом (рис. 22).

Рассмотрим конструктивное решение виллы. Развивая принципы Огюста Перре и Тони Гарнье, Ле Корбюзье выполнил ее каркас из железобетона и каменных блоков, ленточные оконные проемы - из крупноформатного стекла, перила лестниц и пандусов - из стали. Тонкие плиты перекрытий, опирающиеся на изящные колонны круглого сечения, позволили осуществить свободную планировку интерьеров. Фасады покрыты белой штукатуркой, которая визу-

18 URL: https://disk.yandex.ru/a/mZkx H3Qw3W7H8x/5afe7aa75a9907c9003f95ee; https://corbusier. totalarch.com/villa_savoye?Ysc lid=lwlzo7hbmg174080221

ально объединила дом и сделала его похожим на океанский лайнер: «Ле Корбюзье предвидел изменения в использовании материалов в связи с введением промышленного производства. Ранее дома воспринимались как твердые и тяжелые конструкции, в постройке которых обычно использовались камень, древесина и кирпич. Ле Корбюзье, привнес в архитектуру влияние эры машин, вдохновленный очарованием пароходов.» [9].

Рис. 19. Солярий виллы Савой. Чертежи плана19 Fig. 19. Solarium in Villa Savoy

Рис. 20. Солярий виллы Савой. Диметрическая проекция20 Fig. 20. Solarium in Villa Savoy

19 URL: https://i.pinimg.com/originals/0d/db/63/0ddb6365a64d03855356b973fce3b46e.jpg; https://3dmo-dels.org/wp-content/uploads/Buildings/069_Villa_Savoye/069_Villa_Savoye_600_0009.jpg

20 URL: https://i.pinimg.com/originals/0d/db/63/0ddb6365a64d03855356b973fce3b46e.jpg

Tt

ЧО

H

о

и

<

U

H

bt

S

X

H

u

<v

PQ

Рис. 21. Макет виллы Савой. Вид сверху21 Fig. 21. Top view of Villa Savoy

Рис. 22. Видовые точки солярия и второго уровня пандуса22 ^ Fig. 22. Solarium and second level ramp of Villa Savoy

H _

H

^ 21 URL: https://bim.acca.it/wp-content/uploads/2017/10/Villa-Savoye-render-Edificius-BIM-15.jpg p^ 22 URL: https://corbusier.totalarch.com/villa_savoye?ysclid=lwlzo7hbmg174080221; https://i.pinimg.com/ 736x/68/a1/5c/68a15c79e9ff265cf476e338230a49b7.jpg; https://ic.pics.livejournal.com/nemihail/38873494/ 5656942/5656942_2000.jpg

«Эти виллы были настолько своеобразны, что парижане, бывало, собирались перед ними, словно перед каким-то удивительным аттракционом - таких домов еще не видывали. К примеру, сама идея виллы Савой казалась в то время крайне странной: дом на ножках! Почему именно так, для чего они вообще нужны, эти ножки? Куда лучше было бы без них! <...> Это было первое, что бросалось в глаза - ведь уж если колонны, то "нормальные", классические -массивные и надежные, не иначе. А Корбюзье, наоборот, старался делать несущие стойки как можно тоньше, чтобы наглядно показать возможности нового материала, железобетона.» [14].

Следует отметить, что материалы, использованные в данной вилле, в то время обычно применялись при строительстве домов для парижан низшего класса. Несмотря на то, что эта вилла проектировалась для достаточно богатых заказчиков, результаты не заставили себя ждать. Плоская крыша, которая должна была стать зоной отдыха, в силу несовершенства строительных технологий того времени оказалась недостаточно герметичной и вскоре начала протекать. В сентябре 1936 г. мадам Савой по этому поводу даже обратилась в суд: «В холле капает с потолка, над пандусом капает с потолка, а стена гаража полностью пропитана водой. Более того, у меня в ванной тоже по-прежнему капает с потолка, и в плохую погоду ее заливает, потому что вода хлещет через световой люк.» [11].

Реакция архитектора на претензии заказчиков была своеобразной: «Жалобы хозяина, что протекает плоская крыша, белый фасад стал серым, где-то облупилась краска, да и вообще сильные сквозняки, надоели». Шарль-Эдуард реагировал довольно резко: «Ну и что? Главное - идея. А хозяин как-нибудь переживет простуду, да и фасад покрасит. Здание войдёт в историю, никто и не вспомнит о сквозняке через сто лет.» [15].

Дальнейшая судьба виллы оказалась довольно непростой и трагичной. Поскольку бюджет на ее строительство был превышен вдвое, а строительство сильно затянулось, семья Савой не прожила в ней и десяти лет. В годы Второй мировой войны ее сначала занимали немецкие офицеры, затем - американские. Уходя, немцы залили в канализационные каналы виллы цемент, а американцы ради развлечения стреляли по ее окнам. После войны разоренная и овдовевшая мадам Савой переехала жить на соседнюю ферму. Виллу она использовала как сарай, выращивая на ее газонах картофель.

Постепенно Пуасси превратился в пригород Парижа. В 1951 г. Ле Корбюзье покинул Францию, начав строительство комплекса Капитолия в Чандигархе (Индия). Один молодой архитектор, будучи проездом в Париже, слу- ®

чайно узнал о том, что виллу экспроприировали власти Пуасси, намереваясь снести ее, чтобы освободить участок для строительства женского лицея (по иной версии - школы «Дом детства»). Он тотчас же направил письмо с протестом в CIAM (фр. Congrès International d'Architecture Moderne - международная организация архитекторов, созданная в 1928 г.). Через несколько дней на стол министра культуры Андре Мальро легло более 250 телеграмм, присланных со всех континентов: «Тот принял решение внести виллу Савой в число "исторических памятников". Это было беспрецедентное решение, поскольку по фран- ^ цузским законам к историческим памятникам могут быть отнесены только произведения умерших.» [16].

U H

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Только после того, как Ле Корбюзье умер в 1965 г. и был похоронен как герой Франции, вилле дали статус национального памятника, хотя ее внешний вид долгое время подвергался осквернению и был весьма далек от совершенства (рис. 23).

Рис. 23. Состояние виллы Савой до 1985 г.23 Fig. 23. Villa Savoy before 1985

Вилла Савой пережила две реставрации. Первая была проведена в 1960-х гг., вторая - в 1985-1992 гг. (рис. 24).

Д Рис. 24. Вилла Савой после реставрации 1992 г.24

^ Fig. 24. Villa Savoy after restoration in 1992 4J

PQ -

23 URL: https://probauhaus.ru/villa-savoye/?ysclid=lwlny 892zq636822547

24 URL: https://ucare.timepad.ru/c79ca8fa-63d2-4616-8507-ffcd3e6f4798/poster_event_1960373 .jpg

Сейчас в данном здании размещается музей, принимающий до 30 тысяч человек в год, которые могут ознакомиться с этим выдающимся произведением современной архитектуры: «В январе 2008 г. вилла Савой, наряду с другими произведениями Ле Корбюзье, представлена Министерством культуры Франции и Фондом Ле Корбюзье кандидатурой в список памятников мирового наследия ЮНЕСКО...» [16].

Необходимо отметить, что в начале своей профессиональной карьеры Шарль-Эдуард в основном занимался проектированием частных особняков (вилл) и поселков (Фрюже, Вейсенхоф и др.).

После окончания Второй мировой войны он активно занялся восстановлением разрушенных городов и разработкой уникальных версий жилых блоков и комплексов для людей, оставшихся без крова. Особое внимание он уделил социальным аспектам, корректировке образа жизни своих современников и их духовному единению.

Идея создать идеальный формат жилья для современного человека занимала Корбюзье с самого начала карьеры. Годы теоретических изысканий и кропотливого труда воплотились в проект марсельской «жилой единицы». Им был разработан проект монументального жилого здания в 17 этажей, рассчитанного на принципиально новые формы проживания. В 337 квартирах этой колоссальной «жилой единицы» (фр. Unité d'Habitation) могли со всеми удобствами разместиться 1600 человек. Этой тематике будут посвящены последующие публикации.

Список источников

1. Поляков Е.Н., Полякова О.П. «Кубическое» направление в творчестве Шарля-Эдуарда Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2023. Т. 25. № 6. С. 9-28.

2. Поляков Е.Н., Полякова О.П. «Пуристическое» направление в творчестве Шарля-Эдуарда Жаннере-Гри (Ле Корбюзье) // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 2. С. 9-25.

3. Поляков Е.Н., Полякова О.П. Становление «минималистического» направления в творчестве Ле Корбюзье. Вилла Штейна/де Монзи в Гарше // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2024. Т. 26. № 3. С. 9-24.

4. Гидион З. Пространство, время, архитектура : пер. с нем. 3-е изд. Москва : Стройиздат, 1984. 455 с.

5. ГуляницкийМ.Ф. История архитектуры. Т. 1. Москва : Стройиздат, 1984. 334 с.

6. Ле Корбюзье. Архитектура XX века : пер. с франц. 2-е изд. Москва : Прогресс, 1977. 303 с.

7. Лежава И.Г. Ле Корбюзье. Восприятие пространства. URL: https://ilya-lezhava.livejour-nal. com/1474. html# cutid 1

8. Вилла Савой Ле Корбюзье: шедевр современной архитектуры. URL: https://archeyes.com/ the-villa-savoye-le-corbusier/

9. Вилла Савой. История одного дома. URL: https:// probauhaus.ru/villa-savoye/?ysclid= lyldnmhk8g469425083

10. Жемчужина модернизма - вилла Савой (Villa Savoye) Ле Корбюзье и «пять отправных точек архитектуры». URL: https://ru.pinterest.com/pin/villa-savoye--24488391713559990/ ?ysclid=lyldrhyw6p372149142

11. Вилла Савой Ле Корбюзье. Архитектура. URL: https://orname.ru/villa-savoy-le-korbyuz-ye-arkhitektura ?ysclid= llsv 7hcmo0338620053

12. Вилла Савой. Вспомнить, подумать. URL: https://ngasanova.livejournal.com/1859874.html? ysclid=llsx7amykw917311152

13. Вилла Савой (Villa Savoye), Пуасси (Poissy-sur-Seine), Франция. 1928-1931. URL: https://corbusier.totalarch.com/villa_savoye

H

Tjf

c*

о

с*

и

<

и

н

ы

=

X

н

и

4J

PQ

14. Кто такой Ле Корбюзье? URL: https://corbusier.livejournal.com/26331.html?ysclid= lxsb5avqdb307822203

15. Страсти по Модулору Ле Корбюзье. URL: https://vk.com/@-215469643-strasti-po-moduloru-le-korbuze?ysclid=lxsbbz9ehf434404130

16. Вилла Савой архитектора Ле Корбюзье. Любовь к жизни. URL: https://sergeyurich. livejournal.com/975616.html?ysclid=llswvv3143828724788

References

1. Polyakov E.N., Polyakova O.P. Cubism in Creative Activity of Le Corbusier. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2023; 25 (6): 9-28. (In Russian)

2. Polyakov E.N., Polyakova O.P. Purism in Creative Activity of Jeanneret-Gree (Le Corbusier). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (2): 9-25.

3. Polyakov E.N., Polyakova O.P. Villa Stein-de Monzie in Garches (1925-1928). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2024; 26 (3): 9-24.

4. Gidion Z. Space, Time, and Architecture. 3rd ed. Moscow: Stroiizdat, 1984. 455 p. (Russian translation)

5. GulyanitskiiM.F. The History of Architecture, Vol. 1. Moscow: Stroiizdat, 1984. 334 p. (In Russian)

6. Le Corbusier. 20th-century Architecture. 2nd ed. Moscow: Progress, 1977. 303 p. (Russian translation)

7. Lezhava I.G. Le Corbusier. Perception of Space. Available: https://ilya-lezhava.livejour-nal.com/1474.html#cutid1 (In Russian)

8. Le Corbusier's Villa Savoy: Masterpiece of Modern Architecture. Available: https://archeyes.com/the-villa-savoye-le-corbusier/

9. Villa Savoye. The Story of One House. Available: https://probauhaus.ru/villa-savoye/?ysclid= lyldnmhk8g469425083 (In Russian)

10. Le Corbusier's Villa Savoy, the Jewel of Modernism, and "Five Starting Points of Architecture". Available: https://ru.pinterest.com/pin/villa-savoye--24488391713559990/?ysclid=lyldrhyw6p 372149142 (In Russian)

11. Le Corbusier's Villa Savoy. Architecture. Available: https://orname.ru/villa-savoy-le-korbyuz-ye-arkhitektura ?ysclid= llsv 7hcmo0338620053 (In Russian)

12. Remembering and Thinking About Villa Savoy. Available: https://ngasanova.livejour-nal.com/1859874.html ?ysclid=llsx7amykw917311152 (In Russian)

13. Villa Savoy, Poissy-sur-Seine, France. 1928-1931. Available: https://corbusier.totalarch.com/ villa_savoye (In Russian)

14. Who is Le Corbusier? Available: https://corbusier.livejournal.com/26331.html?ysclid=lxsb5av qdb307822203 (In Russian)

15. Le Corbusier's Passion for Modulor Le Corbusier. Available: https://vk.com/@-215469643-strasti-po-moduloru-le-korbuze?ysclid=lxsbbz9ehf434404130 (In Russian)

16. Villa Savoy by the Architect Le Corbusier. Love of Life. Available: https://sergeyurich.livejour-nal.com/975616.html?ysclid=llswvv3143828724788 (In Russian)

Сведения об авторах

Поляков Евгений Николаевич, докт. искусствоведения, профессор, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, polyakov. en@yandex.ru

Полякова Ольга Павловна, канд. экон. наук, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, oppopp2010@yandex.ru

Authors Details

Evgeny N. Polyakov, DSc, Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, polyakov.en@yandex.ru

Olga P. Polyakova, PhD, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, oppopp2010@yandex.ru

Вклад авторов

Все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Authors contributions

The authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 25.06.2024 Одобрена после рецензирования 12.07.2024 Принята к публикации 15.07.2024

Submitted for publication 25.06.2024 Approved after review 12.07.2024 Accepted for publication 15.07.2024

Tt

ЧО

H

о

и

<

U

H

bt

=

=

H

CJ

<v

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.