Научная статья на тему 'Развитие принципа справедливости и прав человека в правовой системе дореволюционной России'

Развитие принципа справедливости и прав человека в правовой системе дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
674
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусов С.А.

Статья посвящена развитию принципа справедливости и прав человека в правовой системе дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие принципа справедливости и прав человека в правовой системе дореволюционной России»

ЛИТЕРАТУРА

1. Фролов А. Н. Эффективность национальной безопасности на региональном уровне: критерии и механизмы политического обеспечения: дис. ... канд. полит. Наук. Ростов н/Д, 2006.

2. Ромашов Р. А. Эффективность системы государственно-правового регулирования: понятие и критерии оценки // Теоретико-правовая наука и юридическая практика: проблемы соотношения и взаимодействия: сборник избранных статей. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.

3. Нигматуллин Р. В. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью в конце XX - начале XXI столетия // Финансы. Экономика. Безопасность. 2009. № 1-2 (53-54).

4. Егорышева Н. В. Реформа органов внутренних дел как средство реализации правовой политики в современной России // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы VI Международной научно-практической конференции, г. Уфа, 17-18 апреля 2014 г. / под общ. ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа, 2014 . Ч. 2. Т. 1.

5. Султанов А. Х. Проблемы формирования культуры взаимоотношений властных структур в рамках федеративного государства (историко-правовой аспект) // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2009. № 3.

6. Мухортов А. А. Правоохранительная и полицейская деятельность в России. Опыт теоретико-правового оформления // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2009. № 3.

© Филиппов О. А.

УДК 342.7 С. А. ЮНУСОВ, старший преподаватель кафед-

ры административного и финансового права юридического факультета Академии ФСИН России, кандидат юридических наук (г. Рязань)

S. A. YUNUSOV, senior instructor of the administrative and financial law of the Law Department of the Federal Service for the Execution of Sentences of Russia Academy, candidate of law (Ryazan)

РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА СПРАВЕДЛИВОСТИ И ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Ч©

5

DEVELOPMENT OF THE PRINCIPLE OF JUSTICE AND HUMAN RIGHTS IN THE LEGAL SYSTEM OF PRE-REVOLUTIONARY RUSSIA

Аннотация. Статья посвящена развитию принципа справедливости и прав человека в правовой системе дореволюционной России.

Ключевые слова и словосочетания: принцип справедливости, права человека, правовая система дореволюционной России.

Annotation. The article is devoted to the factors that can damage the stability of the country which are national security threats at the regional level. The author assesses the institutional mechanisms of threat countermeasures.

Keywords and phrases: national security, security threats, regional security, risks and

threats.

В начале XX века, после ликвидации крепостного права и осуществле-

ния императором Александром II судебной, земельной, военной и ряда дру-

I

t

£

S

I

гих либерально-буржуазных реформ 1860-1870 гг., Россия все еще оставалась в режиме полицейского государства, который характеризовался отсутствием свободы слова, собраний, образования союзов, а также строгой цензурой над печатью, учреждением надзора за «неблагонадежными» лицами, жестким подавлением инакомыслия, выделением судебных органов для рассмотрения политических дел, укоренившимся чиновничьим бюрократизмом и т. д.

Неизменными оставались феодальные пережитки в деревне. Крестьяне были поражены в правах, не могли освободиться от той или иной формы зависимости помещиков. Особо сложным был труд в промышленности, свидетельство чему 10-11 часовой рабочий день, отсутствие техники безопасности, низкая оплата труда, система штрафов без права оспаривания, привлечение к трудовой деятельности детей с 12-летнего возраста и т. д. [1, с. 318].

Дискриминировались женщины, ^ в частности, замужние не имели паспорта, сведения о них (гражданство, ме-¡^ стожительство) записывались в доку-| мент мужа. Статус подданных отличал-сц ся в зависимости от религиозной при-¡^ надлежности при абсолютном верхо-^ венстве православия и принижении дру-| гих вероисповеданий. Правоспособ-Ц ность подданных определялась в зави-| симости от их национальной принад-^ лежности. Определенные народы огра-^ ничивались в свободе передвижения и | поселения (существовала, например, ^ оседлость для евреев), в выборе профес-^ сий и рода занятий (при размещении ¡^ многих государственных должностей и ® др.), в заключении сделок (при покупке § земель в западных губерниях и др.) [2, | с. 197].

Однако были и обширные поло-^ жительные процессы. Активно разви-а вался капитализм на фоне становления | единого рынка, ускорения промышлен-^ ного производства, роста производительности труда, укрепления рубля. В

ходе реализации столыпинской аграрной реформы интенсифицировалось сельское хозяйство. Наблюдался расцвет в сфере искусства и культуры. Путем понимания идей справедливости набирали большую силу демократические движения масс в политической жизни, что самодержавие уже не могло не учитывать. Все эти процессы оказали влияние на векторное развитие прогресса прав человека и реализацию в них справедливости.

Высочайшим Указом от 6 августа 1905 г. было утверждено «Положение о выборах в Государственную Думу» [3, с. 271], затем был подписан известный царский Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» [3, с. 274] от 17 октября 1905 г., где гарантировалось даровать народу незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов, обеспечить «дальнейшее развитие начала общего избирательного права» [4, с. 4].

При всем многообразии социалистических движений XIX в. они были схожи в стремлении к расширению сферы справедливого подхода к человеческой свободе. Первая Государственная Дума являлась законодательным органом, который почерпнул из ранее возникшей в России системы земских органов как координирующего центра [5, с. 3].

Л. И. Петражицкий был одним из авторов и членов комиссии по созданию «Законопроекта об обеспечении действительной неприкосновенности личности». Он полагал, что «...нельзя задерживать столь важный, сколь и необходимый акт, как закон о неприкосновенности личности, связывая с ним весьма обширную законодательную работу, как пересмотр судебных уставов. Это дело особого законодательного проекта, которое мы тоже надеемся взять в свои руки».

Совершенствование и детализацию Манифест получил в таком консти-

туционном акте, как высочайше утвержденные «Основные государственные законы» от 23 апреля 1906 г. Правам и обязанностям российских подданных была посвящена отдельная - вторая глава [6, с. 31].

За исключением обоснования вводимых политических свобод, также обозначалось, что никто не может быть задержан под стражей иначе, как в случаях, законом определенных (ст. 31).

За небольшой отрезок времени был одобрен целый ряд нормативных актов, сконцентрированных на упорядочивание реализации концепции справедливости отдельных прав и свобод [6, с. 32]. Сюда относятся утвержденные Высочайшими Указами Временные правила о повременных изданиях от 24 ноября 1905 г., Временные правила об обществах и союзах от 4 марта 1906 г., Временные правила о собраниях от 4 марта 1906 г. [6, с. 32], Временные правила для не повременной печати от 26 апреля 1906 г.

Интересно и то обстоятельство, что вместе с нормативным декларированием правозащитных возможностей личности (суд присяжных, адвокатская помощь и пр.) были лазейки для судебного и административного произвола [3, с. 285].

Революционные события 19051907 гг., нарастание текущей ситуации в связи с Первой мировой войной, внушительное наступление реакционных сил привели к роспуску I и II Государственных Дум или низкой эффективности III и IV Государственных Дум. Причиной роспуска II Думы стало сфабрикованное МВД и органами юстиции обвинение социал-демократической фракции в подготовке вооруженного восстания. В Манифесте от 3 июня 1907 г. «О роспуске Государственной Думы, о времени созыва новой Думы и об изменении порядка выборов в Государственную Думу» [3, с. 286] Николай II указывал, что она «не оправдала его ожиданий».

Наращивались избирательные права помещиков. Сокращались или же совсем не ограничивалось политическое представительство национальных окраин и некоторых других регионов (Сибири, Дальнего Востока, Средней Азии и др.). Наращивался режим цензуры, полицейский контроль за подданными.

Февральская революция 1917 г. обеспечила закат самодержавия и обеспечила новый толчок буржуазно-демократическому прогрессу России. Временное правительство в Декларации о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. объявило полную и незамедлительную амнистию по всем делам политическим и религиозным; свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих.

Так, законодательство о выборах устанавливало их свободный характер [3, с. 292]. Подвергался либерализации уголовный процесс, другие отрасли права. Вводились атрибуты гуманиза- ^ ции в работе пенитенциарных учрежде- ^ ний (гарантировалось личное достоин- ^ ство заключенных, ограничивалось за- ^ ключение в карцер и пр.), что является а

отражением справедливости в этих сфе- ^ рах. ^

Завоевание в октябре 1917 г. вла- ^

сти большевиками, использовавшими ^

общественную нестабильность и сис- ^

темные социально кризисные явления, |

привело к глубокому перестроению че- §

рез реализацию справедливости в раз- §

витии российского общества, и особен- |

но в части защиты прав человека. Сле- 13

дует, тем не менее, отметить, что на- §

чальные годы Советской власти охарак- Ц

теризовались официальным провозгла- Ц

шением мира, свободы от эксплуатации, |

начал справедливости в отношениях ^

собственности и т. д. Почти во всех §

нормативных актах так или иначе про- ^

являлся интерес к правам и свободам Ц

личности. В общем же их положение и |

дальнейшее совершенствование в ново- ^

явленных общественных условиях до- ^

вольно ощутимо отслеживаются путем оценки социалистического конституционного законодательства.

Первая Конституция РСФСР 1918 г. в качестве основного раздела вносила «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», где вводились права на использование землей, участие в выборах, участие в рабочем контроле; свобода совести, выражения мнений, собраний, митингов, шествий, союзов и др.

Основное положение обрели субъективные права и свободы личности над государственными ценностями. Основной Закон РСФСР 1918 г. обошел сферу личной свободы индивида (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т. д.). Законодательство того периода достаточно полно использовало дифференцировавшими правоспособность людей определениями «граждане», «трудящиеся», «рабочие» и «беднейшее крестьянство», ^ «буржуазия», «паразитические слои ^ общества» и т. п. Большевистская власть публично поражала в избира-^ тельных правах «эксплуататоров», ко-13 торыми считались лица, эксплуатируюсь щие нанимаемый труд, существующие ^ на нетрудовые доходы, частные продавцы (спекулянты), священнослужители и | др. Данные действия были обоснованы ц текущей обстановкой в государстве. « Дальнейшие годы охарактеризовались | положительными изменениями в отно-^ шении правового статуса личности (ус-§ тановление частной торговли в период | нэпа, внедрение восьмичасового рабо-§ чего дня, цензуры печати, регламента-1| ция деятельности казачества и др.). 8 Трудность обеспечения принци-

| па справедливости и прав человека в истории России стоит в течение несколь-I ких веков, с начала XVIII и до начала ^ XX века была очень насущной. Ц В первый раз в русской истории

Ц ментально в обществе (и прежде всего в ^ дворянском сословном сознании) начинают укрепляться мысли о совместном

участии в выборах на царство, о праве и законности (или незаконности) участия в политической жизни страны [7, с. 13].

Основными препятствиями в ходе этого освобождения были крепостное право и сословные отношения. Однако даже в преимущественно либеральных конституционных замыслах, появившихся из глубины правительственных органов, данная проблема полностью игнорировалась. В качестве образца возможно сослаться на конституционный проект, составленный по указу Александра I в 1820 году и обретший наименование Государственной уставной грамоты Российской империи. В данном акте отдельные либеральные авторы усматривали «высокое стремление к праву и свободе».

Коллапс феодально-крепостнического строя, остро наметившийся в середине XIX в., принудил самодержавное правительство идти на осуществление крестьянской реформы, содержание которой - упразднение крепостного права. Произошедшие вслед за ликвидацией крепостного права реформы 6070 гг. XIX в. привнесли значительные преобразования в правовое положение сословий. Вместе с этим нужно обозначить преобладающее значение судебной реформы 1864 г. До этого момента суд не был выделен из администрации. Судебные же уставы объявили отделение судебной власти от исполнительной, административной, законодательной. Устанавливался суд присяжных, адвокатура, выборный мировой суд [8, с. 38].

В процессе военно-судебной реформы 1867 г. военные суды и военная прокуратура были значительно изменены пропорционально с принятым в 1867 г. Военно-судебным уставом, который впитал в себя наиважнейшие демократические принципы общегражданской судебной реформы 18611864 гг., а именно: отделение и независимость суда от административных органов, а органов обвинения - от адми-

нистративных и судебных; несменяемость судей; максимальное сокращение судебных инстанций [9, с. 107].

Даже во время осуществления реформ в 1860-1870 гг. действовало значительное утеснение прав и свобод. К примеру, сохранялась значительно строгая цензура. «Примерные правила о печати» в 1865 г. давали цензурным комитетам право выносить предостережения, а после двух предостережений -приостанавливать или конфисковывать номера, накладывать штрафы, преследовать судебным порядком издателей и редакторов.

27 марта 1867 г. был принят Закон «О противозаконных сообществах». Правовое положение общественных организаций, их внутренняя деятельность и отношения с администрацией определялись уставами, утвержденными министрами, в основном министром внутренних дел.

В течение первой русской революции были опубликованы два законодательных акта, заключавшие в себе обещание обеспечить подданным ряд прав и свобод. Указ Правительствующему сенату 12 декабря 1904 г. «О предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка» гарантировал переосмыслить Положение об усиленной и чрезвычайной охране, о правах раскольников и иноверцев, о правах инородцев, об устранении из Закона о печати излишних стеснений.

Совершенствование капиталистических отношений, острота проявления справедливости у коренных народов и рост революционного движения предопределили возникновение так называемого фабричного законодательства.

В 1882 г. был принят закон, отчасти регулировавший труд несовершеннолетних. Он определил длительность рабочего дня, установил запрет на работу в ночную смену малолетних, не достигших 12-летнего возраста.

В 1886 г. под воздействием Мо-розовской стачки был принят закон о

штрафах. Данный акт в какой-то мере урегулировал взыскивание штрафов, устанавливал их размер. В 1897 г. был незначительно сокращен рабочий день для фабричных рабочих (вместо 14-16 часов он стал равен 11-12 часам) [10, с. 213].

Свобода собраний определялась Временными правилами от 4 марта 1906 г. «О собраниях, обществах и союзах». Данные правила выделяли собрания публичные и непубличные. Для непубличных необходимы были разрешение или заявление.

Нормативными правовыми актами упразднялась предварительная правительственная цензура, внесение залогов при разрешении на издание газеты и право наложения взысканий в административном порядке. Повременная (периодическая) печать стала отвечать только перед судом. Отменялась и предварительная цензура неповременной печати, т. е. книг и брошюр.

Исправительные органы ограни- ^ чивали права и свободы, возвещенные ^ Манифестом 17 октября 1905 г. и Ос- ^ новными законами в редакции 23 апре- ^ ля 1906 г. К серьезным ограничениям а прав личности следует отнести, в част- ^ ности, произвольные аресты, незакон- ¡^ ные обыски и выемки, перлюстрацию Й писем. ^

Правительственная власть с ее || расплывчатыми критериями «видов Ц правительства», «дозволенного и недоз- § воленного», «преступного и непреступ- § ного» оставалась высшим судьей в сфе- | ре свобод. Ограничение личных (индивидуальных) прав и свобод власти ар- § гументировали отличными формули- Ц ровками: «государственной необходи- Ц мостью», «интересами целого», целями | «самосохранения общества и государст- ^ ва», «требованиями общего порядка § безопасности» [8, с. 47]. ^

Таким образом, можно сделать ц заключение, что положение человека в | обществе и государстве, обеспечение ^ свободы человеческой личности - ко- ^

ренные вопросы конституционного развития любого общества и государства. В историческом плане в характеристике принципа справедливости, прав и свобод человека как нормативно-правовой формы взаимоотношений государства и личности прослеживаются различные виды взаимодействия государственной власти с человеком и, соответственно,

различные основы правового положения личности. Одна из них основана на характеристике прав и свобод как категории, исходящей от государства и установленной государством, вторая -принципиально иная, основана на справедливости, на естественно-правовом подходе к правам и свободам человека.

>и >и >и

ЛИТЕРАТУРА

Ч©

1. История отечественного государства и права. Ч. I / под ред. О. И. Чистякова. М.,

1992.

2. История государства и права СССР. Ч. I / под ред. О. И. Чистякова, Й. Д. Мартысеви-ча. М., 1985.

3. Титов Ю. П. Хрестоматия по истории государства и права: учебное пособие. М, 1998.

4. Гриб В. В. Историко-правовые этапы развития общественного контроля в дореволюционной России и СССР // История государства и права, 2015. № 20.

5. Исаев И. А. Парламент или Советы: российский выбор 1918 года // История государства и права, 2015. № 19.

6. Ростовщиков И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997.

7. Памятники смутного времени. Тушинский вор: личность, окружение, время. Документы и материалы. М., 2001.

8. Каламкарян Р. А. Права человека в России: декларации, нормы и жизнь // Государство и право: материалы Международной конференции, посвященной 50-летию всеобщей декларации прав человека. 2000. № 3.

9. Правовое обеспечение безопасности человека // Государство и право: материалы научной конференции. 1999. № 7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. История государства и права России / под ред. Ю. П. Титова. М, 2000.

11. Рудинский Ф. М. Советские конституции: права человека и гражданина // Советское государство и право. 1991. № 9.

£

I

1

© Юнусов С. А.

£ 5*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.