РАЗВИТИЕ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА В ПРАВЕ И.В. Романцов
Romantsov I.V. The principle of equality development in law. The article reveals the historical aspect of formation and development of human rights. In the article human rights and liberties are classified, dependence of development of human rights on society and state development is underlined, and also the basic stages of development of the right are specified. Besides, development of human rights during the Soviet and post-Soviet period of Russia are analyzed in the article.
Принцип равенства, в соответствии с которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые условия, всегда был и остается одним из важнейших идеалов справедливого общественного устройства.
Понятие равенства стало все глубже проникать в общественное сознание, и в настоящее время можно без преувеличения утверждать, что государство признается демократическим и является таковым только при условии, что оно признает принцип равенства в отношениях между людьми и между народами и прилагает необходимые усилия для осуществления его на практике.
Добавим, что федеративное государство может быть признано демократическим еще и при условии, что оно признает равенство составляющих его субъектов.
В связи со сказанным надо заметить, что обеспечение равенства в обществе зависит не только от государства, но и от целого ряда объективных и субъективных обстоятельств, круг которых очень широк. Например, к объективным обстоятельствам применительно к равенству людей следует отнести физическое и психическое состояние человека, применительно к народам - их численность и возможности для самовыражения, применительно к субъектам федерации - различия в климатических условиях и уровнях экономического развития.
К содержанию прав человека и их распределению в обществе необходимо подходить конкретно-исторически. Современный «каталог» прав человека, зафиксированный в международно-правовых документах и конституциях правовых государств, - результат длительного исторического становления эталонов и стандартов, ставших впоследствии нормой современного мирового сообщества. Решающим этапом в развитии прав человека стали буржуазно-демократические револю-
ции ХУТТ-ХУТТТ вв., которые сформулировали не только широкий набор прав человека, но и принципы свободы и формального равенства. Именно с этого исторического витка права человека начали оформляться в самостоятельную отрасль права и стали оказывать огромное влияние на характер государства, поскольку явились давно назревшими ограничителями его всевластия, способствовали установлению демократического взаимодействия между государственной властью и индивидом, который раньше не смел и тягаться с огромной государственной машиной и бюрократическим аппаратом, обслуживающим ее. Более того, формирование правового государства было бы невозможным без утверждения в общественном сознании и практике прав и свобод человека. Этому предшествовал многовековой процесс поиска оптимальных форм взаимодействия как отдельного индивида с государственной властью, так и индивидов между собой.
Права человека возникли не только благодаря имеющейся потребности человека в реализации себя в государстве (например, возможности выбрать род своих занятий), но и как некий противовес созданного еще в ТУ-ТТТ тыс. до н. э. прототипа государственной машины.
Достижение реального равноправия, не говоря уже о равенстве людей, - процесс сложный и многоплановый, развитие которого зависит от целенаправленного развития гражданского общества, важной составной частью которого является государство.
Именно государство имеет возможность определить основы правового положения человека, народа, государственной власти в обществе. Государство, и только оно, имеет возможность обеспечить их равноправие в ряду чрезвычайно существенных отношений, в числе которых, прежде всего, - отношения
политического характера. Именно государство может воздействовать на развитие экономики с тем, чтобы противостоять незащищенности и экономическому неравенству отдельных слоев населения.
Но было бы опрометчиво утверждать, что государство свободно в выборе средств, которые оно может использовать для установления в обществе отношений равноправия, а тем более равенства. В конечном счете решающее слово здесь принадлежит обществу, и все зависит от его гражданской зрелости и формируемой им политики государства.
Известно, что первые раннеклассовые города-государства базировались на подчинении многих немногим, на подчинении слабых сильным. Из поколения в поколение передавались секреты обрядов и идея служения вождям. В результате перехода к производящей экономике начали появляться многочисленные цивилизации. Прогрессивные формы земледелия вели к усложнению организации производства, появлению новых управленческих, организационных функций и к необходимости регламентировать производство, хранение и распределение прибавочного продукта. Появилась необходимость учитывать трудовой вклад каждого члена общества. Зачатки экономики привели к дальнейшему разделению труда. Появился класс управляющих, надсмотрщиков. Зарождались основные признаки государственно-правовой формы, которая существует и по сей день. Появилась необходимость установления общих жестких правил поведения, обязанностей, дозволений и запретов (табу) для каждого члена общества.
Права человека формировались из часто повторяющихся и многократно воспроизводимых актов деятельности людей. В процессе жизни каждого человека неизбежны контакты, столкновения и противоборства с другими людьми, с их интересами, целями и стремлениями. Однако при всем разнообразии поступков людей кристаллизуются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, которые способны упорядочить этот процесс, сочетать интересы различных индивидов в рамках исторически складывающегося бытия с его способом производства, духовной культурой, государственностью. Каждый человек имеет притязания на определенный объем благ и условий жизни, полу-
чению которых должны содействовать, а не препятствовать общество и государство.
Само зарождение идеи прав человека в У-УТ вв. до н. э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства были крупным шагом на пути движения к свободе и прогрессу. Неравномерность распределения прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное их лишение (если говорить о рабах) было неизбежным для тех этапов развития общества. Каждая новая ступень развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. Интересно отметить, что происходило все это в постоянной борьбе классов и сословий за свои права, за свободу, которую, кстати, каждый понимал по-своему. Объем прав и свобод определяет социальные возможности и блага человека. Поэтому права человека всегда были предметом классовых битв за расширение их круга, закрепление статуса человека в обществе. История учит, что необходимы постоянные усилия для поддержания и защиты прав и свобод человека.
Культурный прогресс общества невозможен, если он не вносит принципиально нового в положение личности, если человек не получает с каждой новой ступенью развития дополнительных свобод, хотя бы классово ограниченных, но все же расширяющихся от одной общественно-экономической формации к другой. Этот важнейший аспект культурного прогресса можно проследить на возрастании гуманного начала в морали, религии, философии, праве. Античный раб был свободнее первобытного дикаря, средневековый крепостной - свободнее античного раба. Буржуазное общество создало условия для формальной свободы всех членов общества.
Основные права субъективны. Сейчас эта истина очевидна, но вплоть до начала XX в. она неоднократно оспаривалась. С середины ХТХ столетия ученые стали рассматривать конституционные права как основные. Это нашло выражение в Веймарской конституции, было воспринято Основным законом ФРГ, а затем рядом новых европейских конституций. Именно с того времени возникла необходимость в создании универсальных международных стандартов.
Принятие Билля о правах человека, включающего в себя Всеобщую декларацию 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1976 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1976 г., Факультативный протокол № 1 и Факультативный протокол № 2 к Международному пакту о гражданских и политических правах, внесло коренные изменения в статус человека, переместив это понятие в разряд международных. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. предусматривает возможность обращения в Европейский суд по правам человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства защиты.
Определившись в терминах, можно перейти к классификации прав и свобод человека. К первому поколению прав человека относят либеральные ценности, приобретенные в результате буржуазных революций в Европе, а затем конкретизированные в практике и законодательстве демократических стран. Это - личные (гражданские) и политические права: свобода мысли, совести и религии, право каждого на ведение государственных дел, на равенство перед законом, права на жизнь, свободу и безопасность личности, на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, на гласное и с соблюдением всех законных требований рассмотрение дела независимым и беспристрастным судом и ряд других. Все это отражает так называемую «негативную» свободу, состоящую в обязанности государства воздерживаться от вмешательства в личную сферу людей и создавать условия для их участия в политической жизни. Речь идет прежде всего о защите индивидуальной свободы, ограничение которой обедняет сферу общественной жизни и культуры.
Второе поколение - социально-экономические права - сформировалось уже в XX в. В начале века в результате резкой поляризации общества была выдвинута идея социального реформирования, призванного смягчить противостояние между богатыми и бедными. Пример - социальная политика Бисмарка. Согласно его Манифесту 1881 г. в стране была установлена единая система социального обеспечения в сфере страхования. Позже Веймарская конституция 1919 г. закрепила
возможность добывать себе содержание трудом, страхование в случае болезни, старости. Широкий набор прав «второго поколения» был закреплен в Конституции СССР 1936 г. (право на труд, отдых, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь), хотя некоторые из них, скажем, право на образование, в качестве программы были заявлены еще в Конституции 1918 г. Реальная защищенность гражданина в СССР была минимальной, тем не менее факт ее законодательной фиксации важен сам по себе. После Второй мировой войны стало формироваться третье поколение прав человека. Особенность их в том, что они коллективные и могут осуществляться общностью, ассоциацией. К ним относятся право на развитие, мир, независимость, самоопределение, территориальную целостность, суверенитет, избавление от колониального угнетения, достойную жизнь, здоровую окружающую среду, общее наследие человечества.
В советский период целые классы и слои общества были лишены не только политических, но и неотъемлемых гражданских прав -права на жизнь, личную неприкосновенность, собственность. Были отброшены гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и многие другие. Следствием этого стало попрание в России общечеловеческих ценностей: принципа универсальности прав человека, всеобщего равенства, достоинства личности, справедливости, права на свободу, личный выбор и самоопределение, защиту от произвола властей. Положение с правами человека в России можно проследить по советским конституциям.
Впервые Россия провозгласила права и свободы человека в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. В 1993 г. эти права получили более глубокое развитие в Конституции Российской Федерации, которая весьма органично вписала в российскую правовую систему международно-правовые стандарты.
Гарантирование равенства прав и свобод граждан означает целую систему мер со стороны государства, направленную на реальное использование их гражданами, на эффективную охрану и защиту прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом.
Правоприменительная практика последнего времени свидетельствует, с одной стороны, о привыкании законодателя к решению возникающих проблем «на ходу», а с другой -о приспосабливании граждан к подобным экспериментам. Усугубляется это тем, что в
России не накоплен достаточный опыт быстрого и эффективного решения проблем, упорядоченной реализации и гарантированности норм права.
Поступила в редакцию 12.08.2007 г.
ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ У ДОБРОСОВЕСТНОГО ПРИОБРЕТАТЕЛЯ
И.М. Хорсев
Khorsev I.M. The problem of bona fide purchaser’s property rights. In the article the author analyzes Russian civil code norms about property right in case of bona fide purchaser if property can not be vindicated. The author gives theoretical grounds and makes conclusions about the opportunity and expediency of clause 302 of Russian Civil code being a ground for bona fide purchaser's property right arising.
Правовой статус добросовестного приобретателя, в пользу которого была ограничена виндикация1, не является однозначным, что подтверждается судебной практикой, признается и в юридической прессе и литературе. Несмотря на это при анализе виндикационного иска авторы, как правило, ставят перед собой иные задачи, оставляя вопрос о моменте возникновения права собственности у добросовестного приобретателя не разрешенным [1-3]. В связи с этим возникает необходимость исследовать проблемы проблема основания и момента возникновения права собственности у добросовестного приобретателя.
Прежде всего, необходимо обратиться к ст. 218 ГК РФ, которая устанавливает основания приобретения права собственности. Взаимосвязь этих норм с защитой прав добросовестного приобретателя проста: гражданское законодательство должно закреплять основания приобретения и прекращения вещных прав. В п. 2 ст. 218 ГК РФ закреплено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Следовательно, добросовестный приобре-
1 Т. е. в иске к которому об истребовании имущества из чужого незаконного владения судом отказано.
татель имущества, имеющего собственника должен получить его по сделке об отчуждении. Другими словами, совершение сделки для передачи права собственности на имущество, имеющее собственника, является обязательным.
В соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ сущность договора купли-продажи сформулирована следующим образом: «По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)». В ст. 567 ГК РФ аналогичным образом определена сущность договора мены: «По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой». В соответствии с изложенным выше внутренний смысл норм Гражданского кодека РФ («дух закона»), регулирующих отношения по купле-продаже и мене имущества, состоит в переходе права собственности на товар к покупателю.
Однако в то же время из приведенных выше статей можно сделать один интересный и весьма неожиданный вывод: эти нормы прямо не устанавливают, что отчуждатель должен быть собственником отчуждаемого имущества. Даже условие о товаре,