Научная статья на тему 'Развитие приграничных интеграционных комплексов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и приоритетные направления банковского обслуживания'

Развитие приграничных интеграционных комплексов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и приоритетные направления банковского обслуживания Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие приграничных интеграционных комплексов в Азиатско-Тихоокеанском регионе и приоритетные направления банковского обслуживания»

Е.В. Разбицкая,

аспирант кафедры "Финансы и кредит" ДВГАЭУ

РАЗВИТИЕ ПРИГРАНИЧНЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ В АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОМ

РЕГИОНЕ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Рассматриваются перспективы развития территориально-приграничных пространств, выделяются этапы и направления развития интеграционных процессов Дальнего Востока России со странами АТР в банковской сфере, отмечаются предпосылки для развития интеграции банковских секторов Приморья и Китая.

Россия в своем выгодном геополитическом пространстве наиболее динамично интегрирует прежде всего с соседними странами - Китаем, Кореей и Японией. Значение развития этих процессов для экономики, благосостояния населения, экономической безопасности России и ее дальневосточных территорий колоссальное и проявляется в бурном развитии внешнего и внутреннего рынков страны, различных отраслей промышленности, реализации крупных взаимовыгодных проектов.

Процесс интеграции России со странами АТР в настоящее время находится на начальном этапе (преференциальные торговые соглашения) с частичным переходом на второй (создание свободных экономических зон - СЭЗ на приграничных территориях) [4]. Зоны приграничного сотрудничества создаются в районах, где на близком расстоянии друг от друга находятся крупные торговые и промышленные центры двух стран (например, Ивангород и эстонская Нарва, Благовещенск и китайский Хэйхэ). Сегодня в рамках приграничного сотрудничества осуществляется реализация совместных проектов по строительству транспортных переходов, торговых и промышленных комплексов, разработкам природных месторождений ресурсов, их переработке и многое другое. Во многих создаваемых СЭЗ действует безвизовый режим въезда - выезда, что способствует развитию приграничной торговли, культурному взаимодействию и др. [3, 7].

Таким образом, динамичное развитие интеграционного процесса Дальнего Востока России со странами АТР - это не просто необходимость, а реальность. В свете этого становятся особенно актуальными вопросы, связанные с обслуживанием потоков денежных средств, финансовым обеспечением интеграционного процесса, а также развитием инфраструктурной сети финансового взаимодействия [4].

Каждому этапу экономической интеграции должен соответствовать определенный уровень развития международной финансовой инфраструктуры. Следует отметить, что для Дальнего Востока (в т.ч. для Приморского края) характерно отставание уровня развития финансовой интеграции по сравнению с экономической, что существенно тормозит дальнейшее интегрирование.

Развитие финансовой инфраструктуры интеграционного процесса непосредственно связано с уровнем банковского взаимодействия интегрирующих сторон [6]. Банковская интеграция Дальнего Востока России со странами АТР должна пройти несколько этапов, каждый из которых соответствует качественно новому уровню экономического взаимодействия.

Выделим этапы развития интеграционных процессов Дальнего Востока России со странами АТР в банковской сфере.

I этап. Развитие клиринговой системы учета встречной торговли (в основном бартерных сделок) в условиях расширения торговли, инвестиционных потоков и накопления капитала. Постепенное расширение внешнеэкономической деятельности, сопровождаемое ростом движения капиталов и потребностей развития финансовой инфраструктуры (внедрение новых международных форм, видов банковского взаимодействия и т.д.). Данный этап развития международного банковского взаимодействия соответствует начальному уровню интеграции.

II этап. Обеспечение открытости банковской системы, для чего необходимо:

- развитие корреспондентских отношений со странами АТР;

- унификация отдельных норм банковского законодательства, выработка единых международных норм банковского сотрудничества, переход на международные нормы бухгалтерского учета и т.д.;

- поддержка со стороны государственных органов власти (система гарантий правительства, местных органов власти (бюджетов) на начальных этапах развития международной банковской кооперации).

Все это, в свою очередь, будет способствовать развитию форм международной банковской кооперации (создание сети отделений, филиалов, представительств иностранных банков, совместных банков) и международного банковского сотрудничества (открытие кредитных линий, овердрафт, использование аккредитивов и т.д.).

Открытость банковских систем достигается соблюдением следующих условий:

- законодательных (либерализация банковской деятельности): унификация отдельных норм законодательства, разрешение определенных видов банковской деятельности (ранее запрещенных или ограниченных), выработка общего международного порядка осуществления банковской деятельности в рамках соглашений, правил, соблюдение международных стандартов ведения учета и отчетности и т.д.;

- стимулирующих: развитие определенных видов деятельности путем государственной поддержки (системой гарантий, поручительств);

- потенциальных: наличие определенной капитальной базы, отражающей степень открытости (от объема капитальной базы зависит эко-

номическая безопасность открытости и обеспечивается способность конкуренции на открытом финансовом рынке), высокая квалификация кадров и современные банковские технологии.

III этап. Создание крупных банковских холдингов, банковских зон, транснациональных банков (ТНБ). Данному этапу соответствует отход от специализированного и традиционного характера деятельности национальной банковской системы, сращивание промышленного и банковского капитала, возникновение новых транснациональных видов деятельности и новейших банковских технологий.

IVэтап. Переход к универсализации банковской деятельности.

Развитие новых банковских технологий, интернет-бэнкинга, единых валютных систем позволяет создать единые международные транснациональные универсальные финансовые институты.

Как уже подчеркивалось, банковская система Дальневосточного региона находится на первом этапе развития интеграции и отстает в своем развитии от уровня экономической интеграции. Неразрешенность данной ситуации в дальнейшем может тормозить развитие интеграции региона в АТР или привести к захвату регионального рынка банковских услуг иностранными банками.

В последнее время в Азиатско-Тихоокеанском регионе наибольшее развитие получают межгосударственные и приграничные интеграционные комплексы взаимодействия (Гуандун - Гонконг, Фуцзянь - Тайвань, Шаньдунь - Южная Корея и др.). Данное сотрудничество способствует активному включению стран АТР в интеграционный процесс, увеличению объемов взаимной торговли и развитию экономик стран-участниц.

Активно развивается российско-китайское приграничное сотрудничество. Значимым фактором для китайской стороны является зависимость экономического роста прилегающих к российской границе районов Китая от состояния и перспектив российско-китайского торгово-экономического сотрудничества (еще в 1993 г. мэр г. Суйфэньхэ Чжао Мин Фэй рассматривал вопрос равного развития территорий, т.к. за это время Суйфэньхэ значительно вырос и мог бы получить большее развитие, если бы поселок Пограничный развивался адекватно).

Развитие приграничного сотрудничества России и КНР ускорилось в связи с изменением в 1996 г. статуса и режима ведения приграничной торговли ( в соответствии с требованиями ВТО). В понятие "приграничная торговля" включаются операции двух видов: торговля населения на специальных рынках в 20-километровой приграничной полосе и операции, осуществляемые специально уполномоченными на ведение "малой" приграничной торговли фирмами, расположенными в приграничных районах, через определенные государством погранпереходы. Этим компаниям в 1998 г. были предоставлены льготы, предусматривающие взимание таможенных пошлин и налогов по ставкам на 50% меньше действующих. На основе Положения о новых правилах регулирования приграничной торговли (вступившего в силу с 1 января 1999 г.) жителям приграничных районов, осуществляющим операции в рамках "народной торговли", разрешается беспошлинно ввозить в Китай товары на 3 тыс. юаней.

В то время как на государственном уровне экономическая заинтересованность во взаимной торговле между КНР и РФ выражается в подписании документов о намерениях, на практике (из-за несовершенства российского законодательства) этот интерес реализуется в росте количества мелких торговцев и челноков. По самым скромным оценкам объемы ввоза китайских товаров в Россию составляют 50-60 тыс. тонн в год. Государство только в виде таможенных платежей ежегодно недополучает 50-60 млн долл. [2, 8].

Создается устойчивый поток товаров, не прошедших оформления в соответствии с требованиями Госстандарта, Госсанэпиднадзора, и вся эта масса товаров направляется на рынки России. Как правило, деньги от их реализации через китайских предпринимателей поступают в теневую экономику, от которой государство не получает налоги. Таким образом, роль китайских предпринимателей на российском рынке усиливается, а российских - снижается.

Организация приграничных торговых комплексов позволит упорядочить контроль за товаропотоком, а значительную часть челночного бизнеса постепенно перевести в рамки оптовой торговли через таможенные склады, совместные хозяйства, сделав ее экономически эффективной за счет масштабности торговых операций.

Китайская народная республика выступает инициатором в создании зон свободной торговли в районах основных погранпереходов: За-байкальск - Маньчжурия, Благовещенск - Хэйхэ, Гродеково - Суйфэньхэ [10]. В провинции Хэйлунцзян планируется увеличить количество пунктов пропуска на границе с РФ (с 17 до 25). Функционирует маршрут, объединяющий континентальные и морские перевозки из города Му-даньцзян через города Суйфэньхэ и Дунин до Уссурийска, Владивостока и Находки, действует железнодорожно-речной путь, связывающий город Тунцзянь с Хабаровском [5, 8].

Провинция Хэйлунцзян является лидером в развитии приграничной торговли с Россией. В 2001 г. совокупный объем товарооборота составил 1,9 млрд долл. (90,5% от всего объема товарооборота Дальнего Востока с Китаем). В 2000-2001 гг. было заключено более 400 китайско-российских контрактов в рамках торгово-экономического сотрудничества [5, 8].

Активное развитие интеграционных процессов в мире приводит к появлению и распространению трансграничных форм взаимодействия, которые постепенно заполняют рынки финансовых услуг.

Развитию трансграничных форм кооперации предшествует создание системы международных банковских "зон". Появившись в начале 80-х гг. в США, такие "зоны" получают все большее распространение в странах АТР. К 90-м гг. их распределение в Азии было следующим: Токио, Сингапур, Гонконг, Тайпэй, Манила, Вануату, Бахрейн [12].

Доминирующая роль нью-йоркских "зон" на мировых финансовых рынках повышает влиятельность ведущих денежно-кредитных учреждений США в международных финансовых отношениях (в регулировании оффшорного рынка, надзоре за евровалютным рынком и управлении международной банковской деятельностью), поскольку все большая

часть оффшорных средств концентрируется в оффшорных банковских офисах в США. В свою очередь, успешная оффшорная банковская деятельность в США провоцирует совершенствование евровалютного рынка и стимулирует его развитие.

За последнее время в Азии возросла активность Японии и НИС (новых индустриальных стран - Тайваня, Сингапура, Гонконга), осуществляющих оффшорную банковскую деятельность.

Роль Японии в международной финансовой среде начала увеличиваться в 1970 г. в связи со стабильным курсом иены, быстрым ростом экспорта и поступлений иностранной валюты, сильной конкуренцией между японскими банками за ведущие позиции в мировой финансовой сфере и расширением японских финансовых рынков. В 90-е гг. она по-прежнему сохраняла ведущую роль в международной банковской сфере вследствие хорошо развитой экономики, большого размера активного сальдо по операциям платежного баланса, значительного объема международных банковских активов и широкого распространения своих банков по всему миру [11].

Японский оффшорный рынок (JOM) был создан 1 декабря 1986 г. для стимулирования интернационализации иены и либерализации и интернационализации японских финансовых рынков по образцу нью-йоркской системы международных банковских "зон" (подразделений банков) с льготным режимом (IBF) [9. С. 660].

Японские банки выигрывают от быстрого роста JOM, который обеспечивает им большую приспособленность деятельности к часовым поясам. Иностранные же банки в Японии не особенно влияют на деятельность JOM, поскольку стоимость средств на оффшорных рынках Гонконга и Сингапура ниже, чем в Японии.

Что касается Сингапура, то из-за нехватки природных ресурсов его экономика специализируется на финансовых и деловых услугах, обрабатывающей промышленности и строительстве. Экспорт (включая реэкспорт) примерно равен величине его валового внутреннего продукта, что делает эту страну самой открытой в мире.

В процессе укрепления Сингапура как международного финансового центра в 1968 г. при содействии Банка Америки был создан рынок азиатских долларов (рынок банковских долларовых депозитов, размещенных в Сингапуре и используемых за пределами США) и обеспечены условия для деятельности оффшорных банков. Валютный контроль был отменен, что позволило банкам и другим учреждениям заниматься широким спектром деятельности, включая займы, выпуски азиатских облигаций и арбитраж. Более половины действующих иностранных банков Сингапура являются оффшорными. Деятельность иностранных банков и их участие в межбанковской системе платежей SHIFT (System FOR Handling Interbank Transfer) стимулируют оффшорную банковскую деятельность Сингапура [9. С. 177].

Согласно данным валютного управления Сингапура (Monetary Authority of Singapor (MAS)) большую долю финансовой деятельности в стране занимает межбанковская активность, межбанковские депозиты и кредитование (75% общего объема активов/пассивов). Приток средств

осуществляется из Лондона, с Ближнего Востока, из Нью-Йорка и Японии. Эти средства отправляются в Азиатский регион с целью инвестирования.

Сингапур специализируется на оптовых оффшорных банковских операциях, в то время как Гонконг - на розничном кредитовании (финансировании торговли и т.д.). Приток внешнего капитала способствует снижению цены кредитов в Сингапуре.

Поистине уникальным явлением среди мировых финансовых центров является Гонконг. За последние 40 лет его экономика перешла от реэкспорта торговли к обрабатывающему производству (в 1960-1970 гг.) и к финансовым услугам (в 80-е гг.). Процветание экономики Гонконга базируется на недвижимости, обрабатывающей промышленности, международной торговле и разнообразии его банковских и финансовых учреждений [11, 12].

Либеральное регулирование банковской деятельности, наличие иностранных банков из Великобритании, США, Японии, Канады, Франции и Сингапура позволяют Гонконгу оказывать множество банковских услуг. На оффшорном банковском рынке Гонконга осуществляются активная деятельность по предоставлению синдицированных банковских займов, операции с коммерческими бумагами и депозитными сертификатами.

В АТР среди других международных финансовых группировок лидируют японские ТНБ, прочные позиции занимают американские ТНБ.

Дальнейшее развитие финансовых услуг в условиях роста интеграционного взаимодействия, вероятно, будет способствовать появлению новых форм международной кооперации.

Результаты исследования развития банковского сектора региона в условиях интеграции российской экономики в АТР отражают необходимость банковского обслуживания в следующих основных областях: внешнеторговое сотрудничество, инвестирование, инфраструктурный бизнес. Основные направления - универсальная и специализированная банковская деятельность.

В настоящее время развитие взаимодействия во внешнеторговой, инвестиционной деятельности, инфраструктурном бизнесе между российским Дальним Востоком и странами АТР формирует как для резидентов, так и для нерезидентов, включая юридических и физических лиц, потребность в наличии адекватной банковской инфраструктуры. Прежде всего это касается формирования расчетного механизма (корреспондентских отношений) и расчетного инструментария международного банковского обслуживания (инкассо, аккредитив, дорожные чеки, векселя, депозитные сертификаты, пластиковые карты и др).

Необходимость развития банковской инфраструктуры охватывает ряд различных областей, что определяется наличием широкого спектра банковских операций: расчетно-кассовое обслуживание, кредитование (универсальные), трастовые, лизинговые, факторинговые, форфейтинговые и прочие (специализированные).

Развитие банковской инфраструктуры будет способствовать капитализации банковской деятельности, что позволит банкам занять проч-

ные посреднические и самостоятельные звенья интеграционного взаимодействия.

Сегодня активное приграничное сотрудничество дальневосточных территорий России и стран АТР открывает реальные возможности и дает импульс для развития интегрированной в азиатско-тихоокеанское пространство региональной банковской инфраструктуры.

Есть все основания полагать, что развитие банковского обслуживания в межгосударственных и приграничных интеграционных комплексах обеспечит контролируемость и легализацию движения капитала (и, как следствие, будет способствовать совершенствованию и либерализации налоговой политики), что создаст условия для пополнения территориальных бюджетов, стабилизации курса национальной валюты, развития кредитной системы региона, капитализации банковского сектора, формирования благоприятного инвестиционного климата и др.

Сопоставление показателей развития реального сектора экономики и прохождения платежей через банки Приморского края выявило объективную необходимость межбанковского сотрудничества с КНР.

Имеются следующие предпосылки для развития интеграции банковских секторов Приморья и Китая.

1. Экономические:

- динамичное развитие торговых отношений.

Китай - главный торговый партнер России на Дальнем Востоке среди стран АТР. С 1998 г. товарооборот Дальневосточного региона РФ с КНР постоянно увеличивается. В 2001 г. он составил 2,1 млрд долл., при этом удельный вес операций с КНР во внешнеторговом обороте Дальневосточного федерального округа составил 40,2% (в т.ч. Приморского края - 37%). Несмотря на снижение экспорта в 2001 г. относительно предыдущего года, в целом в последнее время (с 1998 по 2002 г.) наблюдается тенденция роста внешнеторгового оборота между Приморьем и Китаем [8] (см. рисунок).

400 -350 -300 -250 -200 -150 -100 -50 -0 -

Динамика внешнеторговых операций предприятий Приморского края и Китая, млрд долл. США. 1 - внешнеторговый оборот, 2 - экспорт, 3 - импорт, 4 - линейный тренд (внешнеторговый оборот)

1997 1998 1999 2000 2001

- активная инвестиционная деятельность.

В Приморском крае более 50% совместных предприятий (СП) составляют предприятия с китайским капиталом. Крупнейшими российско-китайскими инвестиционными проектами, затрагивающими развитие Приморского края, являются строительство гостиницы "Дальний Восток" в г. Находке, создание СП по производству компьютерных микросхем, строительство нефтепровода из России в Китай, реализация Туманган-ского международного проекта по развитию р. Туманная на стыке государственных границ России, КНР и КНДР, совместное российско-китайское производство самолетов, поставка в Китай судов на воздушной подушке и др. [5, 8].

2. Политические - строительство межгосударственных отношений нового типа, основанных на взаимовыгодном сотрудничестве и совместном развитии.

Большое внимание в ходе встреч на высшем уровне в 2002 г. руководителей правительств, глав государств было уделено вопросам российско-китайского сотрудничества в банковской сфере.

В августе 2002 г. на встрече премьеров двух стран было подписано соглашение о межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах, что позволило с 1 января 2003 г. приступить к началу эксперимента по использованию национальных валют двух стран в безналичных расчетах по приграничной торговле между Амурской областью и провинцией Хэйлунцзян.

Более того, итогом двусторонней встречи "Обслуживание приграничной торговли: проблемы и перспективы" стало подписание соглашения о прямых расчетах Хабаровского филиала Внешторгбанка и отделения Торгово-промышленного банка Китая провинции Хэйлунцзян. В феврале 2002 г. ОАО СКБ Приморья "Примсоцбанк" открыло счет в долларах США в Хейлунцзянском филиале China Everbright Bank в Харбине, в августе 2002 г. банк подписал договор об открытии и ведении корреспондентского счета в долларах США с Agricultural Bank of China в г.Суйфэньхэ. С начала 2003 г. оборот по данному корреспондентскому счету составил более 10,5 млн долл. США и продолжает расти быстрыми темпами.

Договоренности в сфере межбанковского взаимодействия в приграничных регионах способствуют более динамичному развитию двусторонней торговли и росту инвестиций.

На третьем заседании Межбанковской подкомиссии в Шанхае четыре российских и шесть китайских коммерческих банков приняли решение о предпроектном экспортном кредитовании китайскими банками российских предприятий.

Процесс интеграции на этом не остановится. Следующий шаг - создание филиалов, отделений и представительств банков на территории стран-контрагентов с возможностью расчетов в национальных валютах в приграничной торговле.

Таким образом, обобщая опыт банковского взаимодействия в АТР, можно выделить следующие направления развития интеграционных

процессов ДВ со странами АТР в банковской сфере на ближайшую перспективу.

1-е направление. Развитие корреспондентских отношений.

С образованием в 2002 г. Межбанковской подкомиссии доверие и взаимопонимание между российскими и китайскими коммерческими банками существенно укрепились, что является основой в банковском деле и создает хорошие перспективы для дальнейшего развития межбанковских отношений.

Так, создана необходимая правовая база для межбанковского сотрудничества России и КНР - соглашения "О межбанковских расчетах в торговле в приграничных районах", "О сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, а также в области валютного контроля" (подписано между Банком России и Народным банком Китая в ходе визита в КНР Президента РФ в декабре 2002 г.).

Таким образом, появляются реальные предпосылки для развития межбанковского кредитования и обслуживания двусторонних торгово-экономических связей российскими и китайскими банками, а не банками третьей стороны.

2-е направление. Развитие межбанковского взаимодействия в территориально-приграничных пространствах.

На начальной стадии это направление предполагает развитие расчетов в национальных валютах стран-контрагентов. Наиболее перспективным партнером России в данном направлении выступает Китай.

Динамичное развитие приграничного сотрудничества российского Дальнего Востока с Китайской Народной Республикой не только создает потребность, но и имеет вероятность развития банковского сотрудничества в территориально-приграничных пространствах.

Наиболее активную деятельность по развитию расчетно-платеж-ных отношений с китайскими банками проводит ОАО СКБП "Примсоц-банк".

Помимо установленных корреспондентских связей с тремя китайскими банками Примсоцбанком и Agricultural Bank of China подписано соглашение о работе по документарным инкассо. В филиале Agricultural Bank of China (г. Суйфэньхэ) в ноябре 2002 г. подключен первый терминал по обслуживанию пластиковых карточек системы "Золотая корона" Примсоцбанка для перевода в КНР и последующего обналичивания средств в долларах США и китайских юанях.

Примсоцбанк активно сотрудничает с администрацией Приморского края в лице Комитета международного сотрудничества и Комитета по туризму, Главным Управлением ЦБ РФ по Приморскому краю по решению вопросов легализации расчетов, расчетов в наличной форме по внешнеторговым операциям между китайскими и российскими компаниями, физическими лицами, по созданию надежных механизмов взаиморасчетов между банками двух территорий.

Таким образом, важно подчеркнуть, что интеграционный процесс Дальнего Востока России со странами АТР наиболее динамично протекает в рамках приграничного взаимодействия. В ряде краев и областей

Дальнего Востока (Приморский и Хабаровский края, Амурская область) развитие внешнеэкономического сотрудничества со странами АТР создало необходимость образования соответствующей финансовой инфраструктуры. Определенные шаги на пути ее формирования в банковской сфере уже сделаны.

Литература

1. Киреев А.П. Международная экономика: Учеб. пособие для вузов: В 2-х ч. М.: Междунар. отношения, 2000. 488 с.

2. Ларин А. Китайская политика России при В. Путине // Проблемы Дальнего Востока. 2001. № 3. С. 8-9.

3. Леонидов Б. А. Роль СЭЗ в привлечении иностранного капитала в Россию // Внешняя торговля. 2000. № 5-6. С. 50-52.

4. Мовсесян А.Г. Слияние, поглощение и интеграция как взаимодополняющие процессы // Деньги и кредит. 1999. № 1. С. 46-50.

5. Приморье в цифрах в 2001 году. Владивосток: Приморский краевой комитет гос. статистики, 2002.

6. Суворов А. В. На пороге финансовой интеграции // Банковское дело. 1999. № 5 . С. 12-14.

7. Шеховцов А., Шестакова М., Громов А. СЭЗ: мировой опыт и перспективы в России // Вопр. экономики. 2000. № 10.

8. Экономические и социальные индикаторы по Приморскому краю в сравнении с другими регионами Дальнего Востока: Стат. сб. Владивосток: Госкомстат РФ, 1999; 2000; 2001.

9. Энг М.В., Лис Ф.А., Мауер Л.Дж. Мировые финансы / Пер. с англ. М: ООО Издательско-консалтинговая компания "ДеКА", 1998. 768 с.

10. http://www. Chinainfo.ru

11. http://www.economy.gov.ru/svti/countries/japan/japan_vneshtorg regim.htm

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. http://www.rusglobus.net "Conception and projects of North-East Asia economic development".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.