Научная статья на тему 'Развитие представлений о смысле и личностном смысле в отечественной психологии'

Развитие представлений о смысле и личностном смысле в отечественной психологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5152
1935
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛ / СМЫСЛОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ / SENSE / PERSONALITY SENSE ORGANIZATION / PERSONAL SENSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кособукова Олеся Викторовна

Рассматриваются исторические аспекты и современное состояние проблемы смысла и личностного смысла в отечественной психологической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of sense and personality sense recept in Russian psychology

In the article the historical review and the present state of the problem of the sense and personality sense studies in psychology in Russia are presented.

Текст научной работы на тему «Развитие представлений о смысле и личностном смысле в отечественной психологии»

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЫСЛЕ И ЛИЧНОСТНОМ СМЫСЛЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Смысл, смысловая организация личности, личностный смысл.

Теоретический анализ развития категории «смысл» в отечественной психологии показал, что основные идеи, развиваемые авторами в течение последних десятилетий, выдвинуты Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции и А.Н. Леонтьевым - автором деятельностного подхода в психологии.

Начало формирования представлений о смысле как психологической категории было заложено Л.С. Выготским в работе «Мышление и речь» при рассмотрении психолингвистической проблемы противопоставления смысла слова его значению. Данная оппозиция введена французским психологом Ф. Поланом, на которого Л.С. Выготский ссылается в своей работе и чьи положения принимает и развивает. Перечислим эти положения:

- понятие «смысл» гораздо шире понятия «значение»;

- смысл слова - динамическое и сложное образование;

- смысл всегда порождён соотнесением чего-то меньшего к чему-то большему (слово -фраза, фраза - абзац и т. п.);

- смысл относительно автономен - во внутренней речи смысл слова преобладает над его значением, имеет собственные законы взаимодействия с другими смыслами.

Позже, применяя данное понятие в ходе анализа сознания, Л.С. Выготский выдвигает ещё одно важное положение - речь производит изменение в сознании и приводит сознание к смысловому строению [Выготский 1982]. При этом автор имеет в виду именно вербальные смыслы. Переход к психологической трактовке понятия «смысл» наметился тогда, когда Л.С. Выготский поставил вопрос о смысловой регуляции деятельности и ввёл понятие переживания, которое несёт в себе идею о смысловых образованиях личности. Изучая смысловую регуляцию деятельности, Л.С. Выготский вводит понятие смыслового поля, под которым понимается осознаваемая человеком актуальная ситуация его поведения. При осмыслении человеком этой ситуации в ходе реальной деятельности изменяются и смысловое поле, и сами действия. Таким образом, динамика реальной ситуации превращается в динамику мысли, и наоборот. Кроме того, в процессе осмысления, помимо интеллектуальных процессов, присутствует и эмоциональный компонент. Так возникает переживание (аффективное отношение к действительности), которое, по Л.С. Выготскому, является единицей изучения личности и среды в их единстве.

Дальнейшая разработка понятия «смысл» и введение понятия «личностный смысл» осуществлялась А.Н. Леонтьевым в рамках созданного им направления - теории деятельности.

А.Н. Леонтьев вводит понятие смысла для характеристики реальных жизненных отношений как человека, так и животного. «Биологический смысл» животного понимается им как неконстантное, «инстинктивное» отношение к среде, связь с природой, когда «смыслом» обладает лишь то, что включено в непосредственную «деятельность» по удовлетворению существующих в настоящий момент потребностей: «для пресыщенного животного пища утрачивает смысл пищи» [Леонтьев 1975]. Человек же обладает «сознательным смыслом», который, в свою очередь, опосредован феноменом общественного сознания и значениями как элементами этого сознания.

Введение понятия личностного смысла происходит несколько позже, также в оппозиции смысл - значение, только не в лингвистической её форме, а форме «чисто психологической» - как связующее звено между сознанием и деятельностью и почти одновременно как структурный элемент сознания. Так, личностный смысл, по А.Н. Леонтьеву, это, во-первых, отношение между мотивом деятельности и целью деятельности и, во-вторых, значение значения: «Возникновение в ходе развития общественных отношений сознания “Я” и есть возникновение сознательного смысла. Первичное значение раздваивается: появляется отношение смысл - значение. Смысл и есть “для меня значение”!» - пишет А.Н. Леонтьев [Леонтьев 1983].

Позже в своём фундаментальном труде «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Леонтьев определяет личностный смысл не только как составляющую сознания (наряду со значением и чувственной тканью), но и как детерминанту развития личности, которое, по сути, и есть становление связной системы личностных смыслов. Тем самым намечаются дальнейшие пути изучения личностного смысла - через введение родственных понятий и их последующее приведение в систему, отражающую смысловую организацию личности.

Таким образом, категория «смысл» была введена в отечественную психологию в ходе анализа явлений, принадлежащих жизни и деятельности субъекта, как связующее звено между деятельностью и сознанием. Дальнейшее развитие рассматриваемой нами категории происходило в отечественной психологии именно в рамках деятельностного подхода. В 70-е годы XX века отечественные психологи в своих трудах преимущественно развивали либо уточняли основные идеи А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского, связывая их с различными аспектами деятельности.

Так, О.К. Тихомировым разработано положение о смысловой структуре мышления. Ф.Е. Василюк обратил внимание на обусловленность смысла волевыми процессами. Как уже было сказано выше, в этот период вводятся родственные понятия.

В.К. Вилюнас, анализируя проблему соотношения смыслов и эмоциональной сферы, вводит понятие «смысловое содержание», которое отражает отношение воздействий и потребностей субъекта. Кроме того, им были развиты идеи А.Н. Леонтьева о «биологических» и «сознательных» смыслах. Последние, по В.К. Вилюнасу, являются личностными смыслами и получают развитие в сознании.

А.Г Асмолов в качестве единицы анализа структуры личности выделяет динамическую смысловую систему. Эта система характеризуется относительной автономностью и произ-водностью от деятельности и определяется раскрытием всех видов связи между мотивами, установками, личностными смыслами, поступками и деяниями.

А.Г Асмолов вводит понятие смысловой установки как формы выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности. Личностный смысл он рассматривает как содержание установки и как результат интери-оризации и воплощения в сознании объективных отношений личности в мире. Кроме того, личностный смысл есть верхняя ступень в установочной регуляции деятельности, отражающая единство аффективных и интеллектуальных процессов. При этом смысловые установки наравне с целевыми и операциональными установками составляют иерархию установочной регуляции деятельности.

Таким образом, личностные смыслы, установки и мотивы образуют автономную смысловую систему личности. Эта система входит в структуру личности наряду с другими личностными образованиями и определяет динамику личности, отражает ее внутреннее единство и регулирует направленность поведения

[Асмолов 1983].

В конце XX века появились работы, в которых прослеживаются тенденции к системному пониманию категории «смысл», всестороннему теоретическому анализу смысловой реальности, изучению смысловой организации личности.

В числе первых, кто построил такую модель внутреннего мира человека, где смысл являлся не просто одним из объяснительных понятий, но получил детальную проработку содержания, проанализирован в качестве сложной динамической системы, одной из важнейших детерминант всей жизнедеятельности человека, был Б.С. Братусь.

В своей концепции Б.С. Братусь развивает положение о смысловых образованиях, функционирующих в системе. При этом предельно обобщённым понятием, по его мнению, является «смысловая сфера личности». «Смысловые образования» являются составной частью данной сферы и определяются через отношение более общего мотива к менее общим мотивам, а также деятельности более широкой к деятельностям менее общим [Братусь 1988].

Одновременно смысловые образования - это один из уровней функционирования психического аппарата человека, где определяются основные «смысловые ориентации», «общий смысл» предназначения «своей жизни, отношений к другим людям, себе» [Братусь 1988]. Помимо отражения действительности, здесь содержится эмоционально-личное, пристрастное к ней отношение. Два других уровня - психофизиологический (отражает нейропсихо-логическую основу) и индивидуально-психологический (реализует опредмечивание отношений) - не менее важны, но являются более периферийными для психического аппарата. В то же время смысловые системы образуют ядро личности [Братусь 1988].

Чтобы перейти к личностному смыслу в понимании данного автора, необходимо отметить, что он развивает идею А.Н. Леонтьева о порождении смысла как отношения мотива к цели. Смысл рождается через цепь отношений меньшего к большему: как отношения действия к мотиву, мотива к более широкому мотиву и т. д. до смысла жизни. Обращаясь к механизмам и условиям смыслообразования, Б.С. Братусь отмечает, что психологические смысловые системы рождаются в сложных, многогранных соотнесениях меньшего к большему, отдельных ситуаций, актов поведения к более широким (собственно смыслообразующим) контекстам жизни [Братусь 1988]. Личностный смысл как отношение мотива к цели - одна из форм, часть такого отношения. Другая форма того же отношения - смысловое образование как отношение внутри пучка мотивов. Все эти смысловые образования входят в смысловую сферу личности, которую автор изображает как пересечение двух осей. Ось ординат - это уровни развития системы, ось абсцисс - степень присвоенности смысловых отношений самой личностью (ситуативные, личностно-присвоенные смысловые содержания, личностные ценности).

Таким образом, личностный смысл здесь является, во-первых, итогом одного из проявлений механизма смыслообразования, во-вторых, одной из степеней присвоенности смысловых отношений. Интересно, что у Б.С. Братуся личностный смысл, хотя и принадлежит личности как особому «психологическому органу человека», не всегда является осознанным. Наряду с личностным смыслом функционируют и личностные ценности как наиболее обобщённые и в то же время, осознанные смыслы.

Перечислим уровни развития смысловой сферы личности (ось ординат): низший, нулевой уровень - это прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в данных условиях. Первый уровень - эгоцентрический, определяемый личной выгодой, удобством. Второй уровень - группоцентрический, в нем смысловое отношение к действительности определяется референтной малой группой, отношение к людям зависит от противопоставления «свой - чужой». Следующий уровень - просоциальный, или гуманистический, - включает в себя общественную и общечеловеческую, то есть собственно нравственную смысловую ориентацию. Он характеризуется устремлением человека на благо всем людям, общества в целом.

Важным моментом концепции смысловых образований личности Б.С. Братуся является выход на общефилософские вопросы смысла жизни, общечеловеческих ценностей. Однако А.В. Серый замечает: «:...смысл в данной концепции не выводится непосредственно из дея-

тельности, не обладает качеством предметности. Он выражает свойства пристрастности отношения человека к действительности, получает связь с ценностью и наделяется нравственными характеристиками» [Серый 2003], что выходит за рамки научного психологического знания и, по мнению А.В. Серого, является наиболее спорным моментом в рассуждениях Б.С. Братуся. На наш же взгляд, наоборот, раскрывает один из важнейших узлов связи психологии и философии, а также показывает общенаучную значимость феномена смысла.

Данную тенденцию - к системному и всестороннему изучению феномена смысла - мы можем проследить ещё у двух современных авторов - Д.А. Леонтьева и А.В. Серого.

Д.А. Леонтьев, систематизируя и анализируя различные трактовки смысла в философии, науках о языке и психологии, вводит понятие смысловой реальности: «.за понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, допускающая однозначную дефиницию, а сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах» [Леонтьев 1999]. Согласно выдвинутым им положениям, смысловая реальность обусловливает регуляцию всей жизнедеятельности человека, а основные описывающие её подходы сводятся к трем: онтологическому, феноменологическому и деятельностному, которые, находясь в единстве друг с другом, соотносятся с тремя фундаментальными общепсихологическими категориями: личность, сознание и деятельность. Затем автором было обосновано наличие смыслового аспекта, постоянно присутствующего в каждой из этих трёх реальностей, показано конкретное место, которое он занимает, и функция, которую он выполняет. Смысл в этой теории определён как «.отношение субъектом объектом, или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению)» [Леонтьев 1999].

Смысловая реальность представлена у Д.А. Леонтьева понятиями «смысловые структуры» и «смысловые системы». Смысловые структуры - это специфические элементы смысловой сферы личности, которые имеют уровневую организацию и «являются превращёнными формами жизненных отношений субъекта» [Леонтьев 1999]. Смысловые системы - особым образом организованные целостные многоуровневые системы, включающие в себя несколько смысловых структур.

Личностный смысл им определяется как «.составляющая образов восприятия и представления соответствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл для субъекта и презентирующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформаций», является одним из элементов смысловой структуры и, наряду со смысловой установкой и мотивом, «складывается и функционирует лишь в пределах конкретной отдельно взятой деятельности», а также «не является устойчивым, инвариантным образованием» [Леонтьев 1999]. Если же перечисленные выше структуры становятся устойчивыми и выходят за пределы одной деятельности, то преобразуются (трансформируются) в три другие устойчивые смысловые структуры, каковыми являются смысловые конструкты, смысловые диспозиции и ценности, обладающие наддеятельностным характером.

В дальнейшем, чтобы показать связь смысловых структур, Д.А. Леонтьев вводит понятие «динамические смысловые системы» (ДСС), они включают в себя несколько смысловых структур и позволяют изучать личность по единицам, а не по частям. Кроме того, им была разработана экспериментальная методика предельных смыслов (МПС), с помощью которой «.удалось эксплицировать в виде графов смысловые структуры мировоззренческих представлений о предельных основаниях человеческих действий. Анализ этой структуры позволяет дать развёрнутую качественную характеристику некоторых сторон мировоззрения личности и наглядно свидетельствует о структурном членении мировоззрения на единицы, легко интерпретируемые как в большей или меньшей степени пересекающиеся между собой ДСС» [Леонтьев 1999].

Таким образом, работа Д.А. Леонтьева «Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности» представляет собой действительно фундаментальный труд, в котором не только представлен наиболее полный в настоящий момент анализ изучения проблемы смысла в психологии и ряде других научных дисциплин, но и произведена систематизация научного знания о категории «смысл». Основной же заслугой автора, на наш взгляд, является разработка наиболее полной, теоретически и эмпирически подкреплённой концепции, где разнообразные смысловые феномены выступают как единая система закономерностей и психологических механизмов функционирования смысловой реальности и личностные смыслы - часть этой большой системы. В то же время в настоящий момент есть целый ряд исследований, в которых личностные смыслы рассматриваются как системообразующий фактор феномена личности. В частности, А.В. Серый в монографии «Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов» утверждает, что «.смысл, выступая как системное качество, приобретаемое индивидом в его жизненном пространстве, определяет феномен его личности, самого человека и его жизни. Система личностных смыслов лежит на пересечении основных сфер функционирования личности как психологического органа человека» [Серый 2003]. Далее автор выдвигает положение об уровневой структуре строения системы личностных смыслов: биологический, индивидный, личностный и смысложизненный уровни. Все они имеют собственные сферы приложения (организм, индивид, личность и социум соответственно), функции (от реакции на предметный мир до «интенциальности»), представленность в структуре личности. Данная модель позволяет автору ввести понятие «актуальное смысловое состояние», которое обозначает временную организацию смысловых ориентаций и «.представляет собой совокупность актуализированных, генерализованных смыслов, размещенных во временной перспективе (опыт, реальность, цели). Это своего рода переживание ситуации, выполняющее функцию перевода смыслов индивидуальной системы с более низкого уровня на качественно новый уровень функционирования системы» [Серый 2003]. Далее автор предлагает оригинальную методику исследования актуальных смысловых состояний личности, что, на наш взгляд, является неоспоримой заслугой. Пожалуй, это единственная экспериментально обоснованная в масштабном научном исследовании (диссертации на соискание степени доктора наук) методика, позволяющая исследовать смысловые структуры личности. При этом возникают вопросы, связанные с некоторыми теоретическими положениями А.В. Серого, например, о правомерности включения биологических и смысложизненных смыслов в систему личностных. Но если первые и названы автором «предсмыс-лами», что некоторым образом снимает противоречие, то вторые, на наш взгляд, слабо дифференцированы от личностных смыслов и, возможно, являются ценностями в понимании Д.А. Леонтьева и Б.С. Братуся.

Таким образом, изучение понятий «смысл» и «личностный смысл» в отечественной психологии преимущественно происходило в рамках деятельностного подхода. В течение XX века представления о понятии «смысл» эволюционировали от лингвистического понимания как оппозиции «смысл слова - значение слова» через введение в психологию в качестве объяснительного понятия при анализе категорий «деятельность», «сознание» и «личность» к построению концепций смысловой организации личности. Понятие «личностный смысл» появилось тогда, когда возникла необходимость разделить реальную жизненную значимость для субъекта явлений и объектов действительности и ту значимость, которую субъект сам придаёт этим явлениям и объектам. С этого момента большинство учёных, исследующих смысловую организацию личности и смысловую реальность как особую систему, рассматривают личностный смысл в качестве одной из основных составляющих этой системы.

Библиографический список

1. Асмолов, А. Г. О предмете психологии личности / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 19S3. -№ 3. - С. 11S.

2. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 19SS. - 301 с.

3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Общая психология. Тексты. Разд. III. Субъект познания. Вып. 1. Познавательные процессы: виды и развитие. Ч. 2 / под общ. ред. В.В. Петухова. - М., 1997. - 514 с.

4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 19S2. -36S с.

5. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. -304 с.

6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2 / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 19S3. - 320 с.

7. Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 19S9. - № 3. - С. 11-21.

S. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 4S7 с.

9. Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А.В. Серый -http: //hpsv. ru/pub lic/x1240.htm

10.Серый, А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов / А.В. Серый // Сибирская психология сегодня: сб. научных трудов. Вып. 2. - Кемерово: Кузбассву-зиздат, 2003. - 410 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.