РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СМЫСЛЕ И ЛИЧНОСТНОМ СМЫСЛЕ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
Смысл, смысловая организация личности, личностный смысл.
Теоретический анализ развития категории «смысл» в отечественной психологии показал, что основные идеи, развиваемые авторами в течение последних десятилетий, выдвинуты Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции и А.Н. Леонтьевым - автором деятельностного подхода в психологии.
Начало формирования представлений о смысле как психологической категории было заложено Л.С. Выготским в работе «Мышление и речь» при рассмотрении психолингвистической проблемы противопоставления смысла слова его значению. Данная оппозиция введена французским психологом Ф. Поланом, на которого Л.С. Выготский ссылается в своей работе и чьи положения принимает и развивает. Перечислим эти положения:
- понятие «смысл» гораздо шире понятия «значение»;
- смысл слова - динамическое и сложное образование;
- смысл всегда порождён соотнесением чего-то меньшего к чему-то большему (слово -фраза, фраза - абзац и т. п.);
- смысл относительно автономен - во внутренней речи смысл слова преобладает над его значением, имеет собственные законы взаимодействия с другими смыслами.
Позже, применяя данное понятие в ходе анализа сознания, Л.С. Выготский выдвигает ещё одно важное положение - речь производит изменение в сознании и приводит сознание к смысловому строению [Выготский 1982]. При этом автор имеет в виду именно вербальные смыслы. Переход к психологической трактовке понятия «смысл» наметился тогда, когда Л.С. Выготский поставил вопрос о смысловой регуляции деятельности и ввёл понятие переживания, которое несёт в себе идею о смысловых образованиях личности. Изучая смысловую регуляцию деятельности, Л.С. Выготский вводит понятие смыслового поля, под которым понимается осознаваемая человеком актуальная ситуация его поведения. При осмыслении человеком этой ситуации в ходе реальной деятельности изменяются и смысловое поле, и сами действия. Таким образом, динамика реальной ситуации превращается в динамику мысли, и наоборот. Кроме того, в процессе осмысления, помимо интеллектуальных процессов, присутствует и эмоциональный компонент. Так возникает переживание (аффективное отношение к действительности), которое, по Л.С. Выготскому, является единицей изучения личности и среды в их единстве.
Дальнейшая разработка понятия «смысл» и введение понятия «личностный смысл» осуществлялась А.Н. Леонтьевым в рамках созданного им направления - теории деятельности.
А.Н. Леонтьев вводит понятие смысла для характеристики реальных жизненных отношений как человека, так и животного. «Биологический смысл» животного понимается им как неконстантное, «инстинктивное» отношение к среде, связь с природой, когда «смыслом» обладает лишь то, что включено в непосредственную «деятельность» по удовлетворению существующих в настоящий момент потребностей: «для пресыщенного животного пища утрачивает смысл пищи» [Леонтьев 1975]. Человек же обладает «сознательным смыслом», который, в свою очередь, опосредован феноменом общественного сознания и значениями как элементами этого сознания.
Введение понятия личностного смысла происходит несколько позже, также в оппозиции смысл - значение, только не в лингвистической её форме, а форме «чисто психологической» - как связующее звено между сознанием и деятельностью и почти одновременно как структурный элемент сознания. Так, личностный смысл, по А.Н. Леонтьеву, это, во-первых, отношение между мотивом деятельности и целью деятельности и, во-вторых, значение значения: «Возникновение в ходе развития общественных отношений сознания “Я” и есть возникновение сознательного смысла. Первичное значение раздваивается: появляется отношение смысл - значение. Смысл и есть “для меня значение”!» - пишет А.Н. Леонтьев [Леонтьев 1983].
Позже в своём фундаментальном труде «Деятельность. Сознание. Личность» А.Н. Леонтьев определяет личностный смысл не только как составляющую сознания (наряду со значением и чувственной тканью), но и как детерминанту развития личности, которое, по сути, и есть становление связной системы личностных смыслов. Тем самым намечаются дальнейшие пути изучения личностного смысла - через введение родственных понятий и их последующее приведение в систему, отражающую смысловую организацию личности.
Таким образом, категория «смысл» была введена в отечественную психологию в ходе анализа явлений, принадлежащих жизни и деятельности субъекта, как связующее звено между деятельностью и сознанием. Дальнейшее развитие рассматриваемой нами категории происходило в отечественной психологии именно в рамках деятельностного подхода. В 70-е годы XX века отечественные психологи в своих трудах преимущественно развивали либо уточняли основные идеи А.Н. Леонтьева и Л.С. Выготского, связывая их с различными аспектами деятельности.
Так, О.К. Тихомировым разработано положение о смысловой структуре мышления. Ф.Е. Василюк обратил внимание на обусловленность смысла волевыми процессами. Как уже было сказано выше, в этот период вводятся родственные понятия.
В.К. Вилюнас, анализируя проблему соотношения смыслов и эмоциональной сферы, вводит понятие «смысловое содержание», которое отражает отношение воздействий и потребностей субъекта. Кроме того, им были развиты идеи А.Н. Леонтьева о «биологических» и «сознательных» смыслах. Последние, по В.К. Вилюнасу, являются личностными смыслами и получают развитие в сознании.
А.Г Асмолов в качестве единицы анализа структуры личности выделяет динамическую смысловую систему. Эта система характеризуется относительной автономностью и произ-водностью от деятельности и определяется раскрытием всех видов связи между мотивами, установками, личностными смыслами, поступками и деяниями.
А.Г Асмолов вводит понятие смысловой установки как формы выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности. Личностный смысл он рассматривает как содержание установки и как результат интери-оризации и воплощения в сознании объективных отношений личности в мире. Кроме того, личностный смысл есть верхняя ступень в установочной регуляции деятельности, отражающая единство аффективных и интеллектуальных процессов. При этом смысловые установки наравне с целевыми и операциональными установками составляют иерархию установочной регуляции деятельности.
Таким образом, личностные смыслы, установки и мотивы образуют автономную смысловую систему личности. Эта система входит в структуру личности наряду с другими личностными образованиями и определяет динамику личности, отражает ее внутреннее единство и регулирует направленность поведения
[Асмолов 1983].
В конце XX века появились работы, в которых прослеживаются тенденции к системному пониманию категории «смысл», всестороннему теоретическому анализу смысловой реальности, изучению смысловой организации личности.
В числе первых, кто построил такую модель внутреннего мира человека, где смысл являлся не просто одним из объяснительных понятий, но получил детальную проработку содержания, проанализирован в качестве сложной динамической системы, одной из важнейших детерминант всей жизнедеятельности человека, был Б.С. Братусь.
В своей концепции Б.С. Братусь развивает положение о смысловых образованиях, функционирующих в системе. При этом предельно обобщённым понятием, по его мнению, является «смысловая сфера личности». «Смысловые образования» являются составной частью данной сферы и определяются через отношение более общего мотива к менее общим мотивам, а также деятельности более широкой к деятельностям менее общим [Братусь 1988].
Одновременно смысловые образования - это один из уровней функционирования психического аппарата человека, где определяются основные «смысловые ориентации», «общий смысл» предназначения «своей жизни, отношений к другим людям, себе» [Братусь 1988]. Помимо отражения действительности, здесь содержится эмоционально-личное, пристрастное к ней отношение. Два других уровня - психофизиологический (отражает нейропсихо-логическую основу) и индивидуально-психологический (реализует опредмечивание отношений) - не менее важны, но являются более периферийными для психического аппарата. В то же время смысловые системы образуют ядро личности [Братусь 1988].
Чтобы перейти к личностному смыслу в понимании данного автора, необходимо отметить, что он развивает идею А.Н. Леонтьева о порождении смысла как отношения мотива к цели. Смысл рождается через цепь отношений меньшего к большему: как отношения действия к мотиву, мотива к более широкому мотиву и т. д. до смысла жизни. Обращаясь к механизмам и условиям смыслообразования, Б.С. Братусь отмечает, что психологические смысловые системы рождаются в сложных, многогранных соотнесениях меньшего к большему, отдельных ситуаций, актов поведения к более широким (собственно смыслообразующим) контекстам жизни [Братусь 1988]. Личностный смысл как отношение мотива к цели - одна из форм, часть такого отношения. Другая форма того же отношения - смысловое образование как отношение внутри пучка мотивов. Все эти смысловые образования входят в смысловую сферу личности, которую автор изображает как пересечение двух осей. Ось ординат - это уровни развития системы, ось абсцисс - степень присвоенности смысловых отношений самой личностью (ситуативные, личностно-присвоенные смысловые содержания, личностные ценности).
Таким образом, личностный смысл здесь является, во-первых, итогом одного из проявлений механизма смыслообразования, во-вторых, одной из степеней присвоенности смысловых отношений. Интересно, что у Б.С. Братуся личностный смысл, хотя и принадлежит личности как особому «психологическому органу человека», не всегда является осознанным. Наряду с личностным смыслом функционируют и личностные ценности как наиболее обобщённые и в то же время, осознанные смыслы.
Перечислим уровни развития смысловой сферы личности (ось ординат): низший, нулевой уровень - это прагматические, ситуационные смыслы, определяемые предметной логикой достижения цели в данных условиях. Первый уровень - эгоцентрический, определяемый личной выгодой, удобством. Второй уровень - группоцентрический, в нем смысловое отношение к действительности определяется референтной малой группой, отношение к людям зависит от противопоставления «свой - чужой». Следующий уровень - просоциальный, или гуманистический, - включает в себя общественную и общечеловеческую, то есть собственно нравственную смысловую ориентацию. Он характеризуется устремлением человека на благо всем людям, общества в целом.
Важным моментом концепции смысловых образований личности Б.С. Братуся является выход на общефилософские вопросы смысла жизни, общечеловеческих ценностей. Однако А.В. Серый замечает: «:...смысл в данной концепции не выводится непосредственно из дея-
тельности, не обладает качеством предметности. Он выражает свойства пристрастности отношения человека к действительности, получает связь с ценностью и наделяется нравственными характеристиками» [Серый 2003], что выходит за рамки научного психологического знания и, по мнению А.В. Серого, является наиболее спорным моментом в рассуждениях Б.С. Братуся. На наш же взгляд, наоборот, раскрывает один из важнейших узлов связи психологии и философии, а также показывает общенаучную значимость феномена смысла.
Данную тенденцию - к системному и всестороннему изучению феномена смысла - мы можем проследить ещё у двух современных авторов - Д.А. Леонтьева и А.В. Серого.
Д.А. Леонтьев, систематизируя и анализируя различные трактовки смысла в философии, науках о языке и психологии, вводит понятие смысловой реальности: «.за понятием смысла скрывается не конкретная психологическая структура, допускающая однозначную дефиницию, а сложная и многогранная смысловая реальность, принимающая различные формы и проявляющаяся в различных психологических эффектах» [Леонтьев 1999]. Согласно выдвинутым им положениям, смысловая реальность обусловливает регуляцию всей жизнедеятельности человека, а основные описывающие её подходы сводятся к трем: онтологическому, феноменологическому и деятельностному, которые, находясь в единстве друг с другом, соотносятся с тремя фундаментальными общепсихологическими категориями: личность, сознание и деятельность. Затем автором было обосновано наличие смыслового аспекта, постоянно присутствующего в каждой из этих трёх реальностей, показано конкретное место, которое он занимает, и функция, которую он выполняет. Смысл в этой теории определён как «.отношение субъектом объектом, или явлением действительности, которое определяется местом объекта (явления) в жизни субъекта, выделяет этот объект (явление) в образе мира и воплощается в личностных структурах, регулирующих поведение субъекта по отношению к данному объекту (явлению)» [Леонтьев 1999].
Смысловая реальность представлена у Д.А. Леонтьева понятиями «смысловые структуры» и «смысловые системы». Смысловые структуры - это специфические элементы смысловой сферы личности, которые имеют уровневую организацию и «являются превращёнными формами жизненных отношений субъекта» [Леонтьев 1999]. Смысловые системы - особым образом организованные целостные многоуровневые системы, включающие в себя несколько смысловых структур.
Личностный смысл им определяется как «.составляющая образов восприятия и представления соответствующих объектов и явлений, отражающая их жизненный смысл для субъекта и презентирующая его субъекту посредством эмоциональной окраски образов и их трансформаций», является одним из элементов смысловой структуры и, наряду со смысловой установкой и мотивом, «складывается и функционирует лишь в пределах конкретной отдельно взятой деятельности», а также «не является устойчивым, инвариантным образованием» [Леонтьев 1999]. Если же перечисленные выше структуры становятся устойчивыми и выходят за пределы одной деятельности, то преобразуются (трансформируются) в три другие устойчивые смысловые структуры, каковыми являются смысловые конструкты, смысловые диспозиции и ценности, обладающие наддеятельностным характером.
В дальнейшем, чтобы показать связь смысловых структур, Д.А. Леонтьев вводит понятие «динамические смысловые системы» (ДСС), они включают в себя несколько смысловых структур и позволяют изучать личность по единицам, а не по частям. Кроме того, им была разработана экспериментальная методика предельных смыслов (МПС), с помощью которой «.удалось эксплицировать в виде графов смысловые структуры мировоззренческих представлений о предельных основаниях человеческих действий. Анализ этой структуры позволяет дать развёрнутую качественную характеристику некоторых сторон мировоззрения личности и наглядно свидетельствует о структурном членении мировоззрения на единицы, легко интерпретируемые как в большей или меньшей степени пересекающиеся между собой ДСС» [Леонтьев 1999].
Таким образом, работа Д.А. Леонтьева «Психология смысла. Природа, строение и динамика смысловой реальности» представляет собой действительно фундаментальный труд, в котором не только представлен наиболее полный в настоящий момент анализ изучения проблемы смысла в психологии и ряде других научных дисциплин, но и произведена систематизация научного знания о категории «смысл». Основной же заслугой автора, на наш взгляд, является разработка наиболее полной, теоретически и эмпирически подкреплённой концепции, где разнообразные смысловые феномены выступают как единая система закономерностей и психологических механизмов функционирования смысловой реальности и личностные смыслы - часть этой большой системы. В то же время в настоящий момент есть целый ряд исследований, в которых личностные смыслы рассматриваются как системообразующий фактор феномена личности. В частности, А.В. Серый в монографии «Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов» утверждает, что «.смысл, выступая как системное качество, приобретаемое индивидом в его жизненном пространстве, определяет феномен его личности, самого человека и его жизни. Система личностных смыслов лежит на пересечении основных сфер функционирования личности как психологического органа человека» [Серый 2003]. Далее автор выдвигает положение об уровневой структуре строения системы личностных смыслов: биологический, индивидный, личностный и смысложизненный уровни. Все они имеют собственные сферы приложения (организм, индивид, личность и социум соответственно), функции (от реакции на предметный мир до «интенциальности»), представленность в структуре личности. Данная модель позволяет автору ввести понятие «актуальное смысловое состояние», которое обозначает временную организацию смысловых ориентаций и «.представляет собой совокупность актуализированных, генерализованных смыслов, размещенных во временной перспективе (опыт, реальность, цели). Это своего рода переживание ситуации, выполняющее функцию перевода смыслов индивидуальной системы с более низкого уровня на качественно новый уровень функционирования системы» [Серый 2003]. Далее автор предлагает оригинальную методику исследования актуальных смысловых состояний личности, что, на наш взгляд, является неоспоримой заслугой. Пожалуй, это единственная экспериментально обоснованная в масштабном научном исследовании (диссертации на соискание степени доктора наук) методика, позволяющая исследовать смысловые структуры личности. При этом возникают вопросы, связанные с некоторыми теоретическими положениями А.В. Серого, например, о правомерности включения биологических и смысложизненных смыслов в систему личностных. Но если первые и названы автором «предсмыс-лами», что некоторым образом снимает противоречие, то вторые, на наш взгляд, слабо дифференцированы от личностных смыслов и, возможно, являются ценностями в понимании Д.А. Леонтьева и Б.С. Братуся.
Таким образом, изучение понятий «смысл» и «личностный смысл» в отечественной психологии преимущественно происходило в рамках деятельностного подхода. В течение XX века представления о понятии «смысл» эволюционировали от лингвистического понимания как оппозиции «смысл слова - значение слова» через введение в психологию в качестве объяснительного понятия при анализе категорий «деятельность», «сознание» и «личность» к построению концепций смысловой организации личности. Понятие «личностный смысл» появилось тогда, когда возникла необходимость разделить реальную жизненную значимость для субъекта явлений и объектов действительности и ту значимость, которую субъект сам придаёт этим явлениям и объектам. С этого момента большинство учёных, исследующих смысловую организацию личности и смысловую реальность как особую систему, рассматривают личностный смысл в качестве одной из основных составляющих этой системы.
Библиографический список
1. Асмолов, А. Г. О предмете психологии личности / А.Г. Асмолов // Вопросы психологии. - 19S3. -№ 3. - С. 11S.
2. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М.: Мысль, 19SS. - 301 с.
3. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский // Общая психология. Тексты. Разд. III. Субъект познания. Вып. 1. Познавательные процессы: виды и развитие. Ч. 2 / под общ. ред. В.В. Петухова. - М., 1997. - 514 с.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений. В 6 т. Т. 5 / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 19S2. -36S с.
5. Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. -304 с.
6. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. Т. 2 / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 19S3. - 320 с.
7. Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке / Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 19S9. - № 3. - С. 11-21.
S. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1999. - 4S7 с.
9. Серый, А.В. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика / А.В. Серый -http: //hpsv. ru/pub lic/x1240.htm
10.Серый, А.В. Структурно-содержательные характеристики системы личностных смыслов / А.В. Серый // Сибирская психология сегодня: сб. научных трудов. Вып. 2. - Кемерово: Кузбассву-зиздат, 2003. - 410 с.