УДК 159.992.4
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОНЯТИЯХ «КОМПЕТЕНЦИЯ» И «КОМПЕТЕНТНОСТЬ»
В статье представлен анализ развития представлений о понятиях «компетенция» и «компетентность» в зарубежной и отечественной науке и практике: дается этимологический и семантический анализ данных терминов, характеризуется соотношение понятий «компетенция» и «компетентность»; обозначаются факторы, влияющие на развитие содержательных характеристик понятий «компетенция» и «компетентность».
Ключевые слова: компетенция, компетентность.
Состояние, в котором сейчас находятся анализируемые нами понятия в науке и практике, характеризуется исследователями как состояние «компетентностного бума». Исследования компетенций и компетентности активно ведутся в рамках различных дисциплин: культурологии, социологии, педагогики, психологии и др. Несмотря на широкую представленность данной проблематики в работах различной направленности, тематика «компетенций» и «компетентности» продолжает оставаться объектом бурных дискуссий в научных кругах. Существует точка зрения о неправомерности введения в научный обиход заимствованных из зарубежной литературы терминов [2], их подменой более признанными научным сообществом понятиями («знания», «умения», навыки», «обученность», «профессионализм» и др.) [1]. Критика усугубляется некорректным переводом работ американских и английских авторов, занимающихся данной проблемой, что ведет возникновению трудностей в операционализации данных терминов .
О важности затрагиваемой в данной статье проблемы свидетельствует тот факт, что соотношение понятий «компетенция» и «компетентность» является предметом обсуждения на различного рода съездах, симпозиумах, конференциях. В частности, в своем докладе на IV Всероссийском съезде психологов образования России «Психология и современное российское образование» профессор М. А. Холодная отмечает, что «обсуждение различий в содержании терминов «компетенции» ... и «компетентность» - это отнюдь не пустой лингвистический спор, а серьезная научная проблема, от решения которой зависит судьба российского образования» [24]. Развивая мысль М. А. Холодной, следует отметить, что определение позиций в отношении понятий «компетенция» и «компетентность» в научном плане будет способствовать согласованности методологической базы научных исследований, сформированности методического инструментария, в практическом плане - выбору психологами-практиками адекватных технологий развития различных компонентов компетентности.
* Например, работа Д. МакКлеланда «Testing for Competence rather than for intelligence» переводится исследователями на русский язык как: «Тестирование: компетенции против интеллекта» [Источник: Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства [Электронный ресурс] / перевод с англ. Е. Орел. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/chto-est-kompetentsiya-konstruktivistskii-podkhod-kak-vykhod-iz-zameshatelstva (дата обращения 20.06.2011)], «Тестировать компетентность, а не интеллект» [Источник: Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / Под ред.
А.Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. - М.: Смысл, 2006. - С. 55], «Измерение компетентности против измерения интеллекта» [Источник: Толочко В.М. Изучение компетенций персонала: зарубежный и отечественный опыт // Толочко В.М., Галий Л.В., Серопян Т.Н. / Институт повышения квалификации специалистов фармации НФаУ. - Режим доступа: http://www.provisor.com.ua/archive/2009/Ni0/ikomp_i09.php. (дата обращения: 12.01.2012)].
Е. П. Непочатых
Курский институт социального образования (филиал) РГСУ
e-mail:
nepochatyh83@mail.ru
В связи с этим, цель исследования - провести этимологический и семантический анализ понятий «компетенция» и «компетентность», охарактеризовать соотношение понятий «компетенция» и «компетентность»; обозначить факторы, влияющие на развитие содержательных характеристик понятий «компетенция» и «компетентность».
И.А. Зимняя, на основе анализа работ отечественных и зарубежных исследователей, описывает этапы становления компетентностного подхода (СВЕ- competence-basededucation подхода в образовании). По ее мнению, изначально (1960 - 1970 г.г.) в научный аппарат была введена категория «компетенция», затем созданы предпосылки разграничения понятий компетенция/компетентность, а позже (1970 - 1990 г.г.) разработано содержание понятия «социальные компетенции/компетентности» [14]. Выделенный автором временной промежуток (в 30 лет), который включает и развитие представлений о понятиях «компетенция» и «компетентность», позволяет предположить, что эти термины, во-первых, широко востребованы (в данном случае в области образования). Во-вторых, в зависимости от особенностей развития общества, социального контекста, в котором они использовались, трансформировались и приобретали новые содержательные характеристики.
В своей этимологической основе понятия «компетентность» и «компетенция» образованы от латинского слова «compete», состоящего из двух частей com-peto: - вместе-добиваться, -стремиться; -сходиться, -встречаться; -совпадать (во времени); соответствовать, подходить; быть годным, способным; юр. требовать согласно закону. Кроме того, в латинском языке эквивалентами анализируемых нами понятий являются: «competition» - соглашение, согласие; юр. законная претензия, требование; «competentia» - согласованность частей, соразмерность, симметрия; сочетание, связь; «competents» - подходящий, соответствующий, сообразный; компетентный, законный [5].
В европейских языках понятия «компетентность» и «компетенция» обозначаются одной лексической единицей: competence (англ.), competence (франц.), Kompetenz (нем.), competenza (итал.), competencia (исп.) [9]. Между тем, в этих языках существуют эквиваленты слов, которые содержат и другие определения. Так, например, в английском языке «competence» также характеризуется как способность, знания; достаток, материальное обеспечение; правомочность [5].
Во французском языке «competence» означает ведение; функции, круг обязанностей; осведомленность; юр. подсудность; специалист; знание правил языка [5].
В немецком языке «Kompetenz» определяется как полномочия; ведение (чем-л.); юр. подведомственность; соискание. Термин «Kompetent» включает в себя такие определения, как «соискатель», «конкурент» [5].
В итальянском языке «competenza» - это правомочность; ведение; авторитетность; причитающаяся сумма; необходимое количество; соперничество. Глагол «competere» переводится как «соперничать, конкурировать; соревноваться; участвовать в конкурсе; спорить; надлежать, следовать, причитаться; входить в компетенцию» [5].
В испанском языке «competencia» в переводе на русский язык обозначает «соперничество»; «конкуренция» [5].
Таким образом, в европейских языках понятия «компетентность» и «компетенция» часто употребляются как синонимы и смысловая граница между ними довольно размыта [9]. В определение данных понятий наряду с соответствием человека определенным требованиям, включены такие характеристики, как «соперничество», «конкуренция» и др. П. Ю. Горляков приводит пример фонетически и семантически близких понятиям «компетентность» и «компетенция» слов «competition» (франц.) - 1) соревнование; соперничество; спорт состязание 2) биол. совместное использование ресурсов представителями разных видов; и «competition» (англ.) - 1) соревнование, состязание; 2) конкурс; конкурсное испытание, конкурсный экзамен; 3) конкуренция, соперничество, спор [10].
Как отмечают исследователи, с 1950-х гг. в США и Европе в связи с развитием бизнеса в сфере рекрутмента (поиска и подбора персонала) слова «компетенция» и «компетентность» наполнились «конкурентоспособным» слоем значений [10]: способности одерживать победу, достигать намеченный результат, оказывать воздействие [19, с. 67]. Как считает Л.В. Никифорова, в этом смысле использовал понятие «competence» Р. Уайт: способность или потенциальную возможность человека осуществлять свободу действий, воздействовать на свое окружение [19, с. 67]. При этом данную категорию Р. Уайт содержательно наполняет личностными составляющими, включая мотивацию. Очевидно, что в работах Р. Уайта речь идет о компетентности как личностной характеристики.
С развитием гуманистического подхода, ориентированного на целостное развитие личности (К. Роджерс, Дж. Фрейберг), наряду с «конкурентоспособным» слоем значений, понятие «competence» стало операционализироваться через личностные свойства и мотивационные факторы, определяющие эффективность той или иной деятельности [26, с. 58 - 59]. Как считает Л. В. Никифорова, в этом значении применял понятие «competence» Дж. МакКлеланд, чтобы «высчитать результат соревнования («competition») между двумя важнейшими поведенческими стратегиями, конкурирующими в личности человека - мотивацией на успех и стремлением избегать неудачи» [19, с. 67].
Между тем, понятие «компетенция» все больше используется с когнитивист-ских позиций [26, с. 57]. В 1965 г. введенный Н. Хомским термин «языковая компетенция» семантически противопоставляется термину «использование языка» [31]. По мнению Е. Д. Божович, различие значений этих терминов раскрывалось как разница между знанием «говорящего-слушающего» о языке (абстрактное владение языком) и применением языка в практике общения и деятельности человека (реальное использование языка) [4, с. 33]. Как отмечает И. А. Зимняя, дихотомия абстрактного и реального владения языком основана на противопоставлении логической и фактической истинности. Следовательно, компетенция соотносится с логической, а употребление с фактической истинностью [14].
С конца 1970-х годов в разных странах Европы в рамках разработки критериев оценки результатов обучения термин «компетенция» стал применяться к описанию результатов выполнения фиксированных заданий и их соответствия стандартам. Понятие «компетентность» использовалось при характеристике установки субъекта (индивида, группы, организации) на эффективное выполнение деятельности [26, с. 55]. Именно в этом значении использует термин «компетентность» Дж. Равен в своей работе «Компетентность в современном обществе» [23]. В качестве «видов компетентности» автор выделяет психологические (уверенность в себе; самоконтроль; критическое мышление и др.) и социально-психологические (способность к совместной работе, к разрешению конфликтов, к эффективной работе в качестве подчиненного и др.) личностные характеристики.
В 1990-е гг. понятия «компетенция» и «компетентность» являются ключевыми в программных документах международных государственных и общественных организаций (Совет Европы, ООН, ЮНЕСКО) и приобретают новые содержательные характеристики. Понятие «компетентность» определяется в более широком социальном контексте как «..возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе» [14]. «Ключевые компетенции» рассматриваются как «суть самое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе» [14] и включают в себя политические и социальные компетенции; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе; компетенции, относящиеся к владению коммуникацией; информационные компетенции; способность учиться [14].
В русском языке понятия «компетентность» и «компетенция» закрепились как разные лингвистические единицы, имеющие разную семантику [30]. Так, уже в
толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова (1935) термин «компетенция» определяется как: «1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом. 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений». Термин «компетентность» трактуется как «осведомленность, авторитетность» [29, с. 359].
Как считает Ю. Т. Татур, в дальнейшем трактовка словарных понятий «компетенция» и «компетентность» не изменилась [27]. Так, в словаре иностранных слов «компетенция» определяется как «круг полномочий какого-либо учреждения или лица; круг вопросов, в которых данное лицо обладает познанием, опытом» [6, с. 316 - 317]. Понятие «компетентность» трактуется как «обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо, высказывать веское, авторитетное мнение» [6, с. 316 - 317].
Между тем, в культурологическом словаре дефиниция «компетенции» отсутствует и дается определение следующим понятиям: «компетентность
коммуникативная» - «способность индивида выбирать из доступных ему совокупностей грамматически правильных предложений те формы, которые соответствуют нормам поведения в конкретных актах взаимодействия»; «компетентность культурная» - «хорошо развитые навыки субъекта свободного владения культурными объектами в социально значимых ситуациях» [32, с. 211].
Отсутствует определение понятия «компетенция» и в социологическом словаре. Компетентность рассматривается как «фундаментальные способности (подразумеваемое знание и т.д.), проявляемые социальными акторами, являющимися «квалифицированными» участниками («членами») социальных контекстов» [7, с. 317].
Напротив, в англо-русском медицинском словаре дается определение понятию «компетенция»: 1) нормальное функционирование, напр. организма или его части;
2) способность группы эмбриональных клеток реагировать на организующий стимул;
3) способность клетки трансформироваться под влиянием чужеродной ДНК;
4) адекватность поведения [24].
Таким образом, согласно толковым словарям, в русском языке понятия «компетенция» и «компетентность» имеют разную семантику. При этом «компетенция» определяется в большинстве своем как нормальное функционирование, узаконенный круг вопросов, полномочий, прав какого-либо лица. Понятие «компетентность» рассматривается как навык, способность, личностная характеристика субъекта, позволяющая эффективно взаимодействовать в различных социальных ситуациях.
В отечественной науке до конца 1990-х годов слова «компетенция» и «компетентность» использовались в отдельных отраслях научного знания и четко разграничивались.
Термин «компетентность» использовался в русле профессиональнопедагогической деятельности и рассматривался как характеристика профессионализма (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов) [21]; как совокупность умений педагога как субъекта педагогического воздействия структурировать научное и практическое знание в целях эффективного решения педагогических задач (Н. В. Кузьмина) [15]; определялся соотношением профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, с другой (А. К. Маркова) [17]; включал знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии личности (Л. М. Митина) [18].
В ряде научных исследований психологов (А. А. Бодалев, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Л.А. Петровская) коммуникативная компетентность (компетентность в общении) рассматривалась как составляющая профессионального общения (А. А. Бодалев) [3], как конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе социализации, обучения и воспитания (Ю. Н. Емельянов) [11].
Ю. М. Жуков рассматривал понятия «компетенция» и «компетентность» в рамках схемы «Вход - Процесс - Выход». Опираясь на рассмотрение понятия «компетентность» Т. Хоффманом как 1) видимого и фиксируемого результата деятельности; 2) как некоторого стандарта выполнения того или иного вида работ и 3) как личностного свойства, определяющего эффективность той или иной деятельности, автор считает, что первый и второй из подходов связан с «Выходом» системы, а третий - с ее «Входом». Учитывая русский перевод английских терминов «competence» и «compe-tency», Ю.М. Жуков отмечает, что компетенция употребляется, когда речь идет о результатах выполнения фиксированных заданий и их соответствии стандартам, а компетентность - для характеристики субъекта (индивида, группы, организации). По его мнению, «компетенция» соотносится в «Выходом», а «компетентность» - с «Входом» системы [12].
В начале ХХ века с развитием компетентностного подхода в отечественной науке термины «компетенция» и «компетентность» стали применяться к оценке результата образования, а затем были зафиксированы в нормативных документах государственных стандартов третьего поколения. Обстоятельный анализ данной проблематики в ряде исследований в области педагогики и психологии образования и профессиональной деятельности (А. А. Вербицкий; Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Э. Э. Сы-манюк; В. И. Загвязинский; И. А. Зимняя; Ю. Г. Татур; М. А. Холодная; А. В. Хуторской и др.) позволил их авторам разграничить данные понятия и наполнить их содержанием, отвечающим новой образовательной политики.
Так, по мнению И.А. Зимней, применительно к образовательной деятельности компетенции - это «некоторые внутренние, потенциальные новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действия, систем ценностей, которые потом выявляются в компетентностях человека» [14].
По мнению М. А. Холодной, «компетенции - это умение применять практикоориентированные знания в бытовых, социальных и профессиональных видах деятельности («знаю, как, где и когда»)... Компетентность - это характеристика индивидуальных интеллектуальных ресурсов, предполагающая высокий уровень усвоения разных типов знаний, включая знания в конкретной предметной области, сформированность определенных качеств мышления, мотивацию к данному виду деятельности, готовность принимать решения в соответствующих предметных ситуациях, наличие системы ценностей» [24].
Как считает Загвязинский В. И., «компетенции - обобщенные способы действий, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной и иной деятельности в определенной сфере. Компетентности - это внутренние психологические новообразования личности: системы ценностей и отношений, знания, опыт, представления, ...которые позволяют реализовать компетенции» [13].
А. А. Вербицкий в качестве основания разделения понятий «компетенции» и «компетентность» предлагает объективность и субъективность условий, определяющих качество деятельности индивида. Компетенция - это совокупность объективных условий, определяющих возможности и границы реализации компетентности индивида. Компетентность рассматривается как совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих ее субъекту эффективно решать вопросы и совершать необходимые действия в какой-либо области жизнедеятельности [8].
Таким образом, в отечественной педагогике и психологии образования очевидны тенденции более широких по сравнению с предыдущими, трактовок понятий «компетенция» и «компетентность». Компетенция определяется как объективное условие, заданное требование, совокупность полномочий, прав и обязанностей, обобщенный способ действий, обеспечивающий эффективное решение поставленных задач в той или иной деятельности. Компетентность исследователи определяют как субъективное условие, характеристику субъекта, сложившуюся на данный момент систему отношений и установок, внутренние психологические новообразования лично-
сти, позволяющие реализовать компетенции. Из данных определений видно, что компетенции как внешне заданные требования, должны обеспечивать эффективное выполнение той или иной деятельности, а компетентность как характеристика личности, реализовать эти компетенции.
Между тем, в научном и практическом плане представляет интерес позиция психологов в области эргономики и психологии труда о взаимосвязи и взаимообусловленности понятий «компетентность» и «компетенция» (В. И. Кулайкин, Г. М. Зараковский, Е. Е. Задесенец; О. Г. Носкова; В. И. Тютюнник).
По мнению Кулайкина В. И., Зараковского Г. М., Задесенец Е. Е., большое влияние на реализацию индивидом компетенций и проявления компетентности оказывают социально-психологические условия (мотивационные, межличностные) и эргономические свойства [16].
Как считает В. И. Тютюнник, компетентность - это характеристика способностей человека, его квалификации, общей и профессиональной эрудиции. При этом знания и умения - составная часть компетентности. Компетенция может быть рассмотрена в двух аспектах: правовом и психологическом. С правовой точки зрения компетенция определяется нормами, должностными инструкциями и направлена на фиксацию заданных производственных отношений между работниками. В психологическом смысле компетенция отражает мотивационно-потребностную сторону деятельности субъекта и определяет уровень притязаний работника [28].
По мнению О. Г. Носковой, «в нормативно-организационном понимании компетенции могут иметь субъектное отображение в сознании работников, и социальная рефлексия своих прав и обязанностей может не совпадать с внешне заданной характеристикой трудового поста» [20]. Выбор определяется ценностно-смысловыми, мотивационными установками индивида.
Точка зрения о взаимосвязи и взаимообусловленности понятий «компетентность» и «компетенция» разделяется исследователями в области социальной психологии. Понятия «компетенция» и «компетентность» используются ими для различения общего и индивидуального. Компетенция определяется как «совокупность знаний, умений, навыков и способов деятельности, необходимых для продуктивного взаимодействия с определенным кругом предметов, а компетентность - как обладание человеком соответствующей компетенцией, включая его личное отношение к ней (курсив наш - Е. П.) и к предмету деятельности» [26, с. 55].
Таким образом, анализ развития представлений о соотношении понятий «компетенция» и «компетентность» позволил сделать следующие выводы:
Этимологически данные понятия образованы от латинского слова «compete» и его эквивалентов («competition», «competentia», «competents»). Смысловое поле понятий «компетенция» и «компетентность» описывает соответствие индивида заданным извне условиям (соответствовать, подходить; быть годным), действия, выполняемые совместно (добиваться, стремиться; сходиться, встречаться), а также согласованность частей, их соразмерность и связь. Исходя из трактовок данных терминов в словаре латинского языка, понятия «компетенция» и «компетентность» не включают личностные характеристики индивида.
Семантически понятия «компетентность» и «компетенция» различны. Между тем, в европейских языках эти понятия употребляются как синонимы и смысловая граница между ними довольно размыта. Определение данных понятий наряду с соответствием человека определенным требованиям содержит «конкурентные» характеристики (соперничать, конкурировать; соревноваться), а также включает такие социальные категории как достаток, материальное обеспечение; причитающаяся сумма и др. В русском языке понятия «компетентность» и «компетенция» имеют разную семантику и четко разграничиваются. «Компетенция» определяется как узаконенный круг вопросов, полномочий, прав какого-либо лица. Понятие «компетентность» рас-
сматривается как навык, способность, личностная характеристика субъекта, позволяющая эффективно взаимодействовать в различных социальных ситуациях.
Формирование научных представлений о понятиях «компетенция» и «компетентность» с середины 1950-х гг. обусловлено тенденциями в развитии науки и общества: изменением международной политики в области сотрудничества и взаимодействия; развитием гуманистического подхода, ориентированного на целостное развитие личности; новыми подходами к управленческой деятельности в области поиска и подбора персонала; разработкой критериев оценки результатов обучения; расширением компетентностного подхода в образовании и профессиональной деятельности.
В отечественной науке в области педагогики и психологии образования данные понятия применялись в отдельных отраслях научного знания и четко разграничивались.
Компетентность в профессионально-педагогической деятельности рассматривалась как характеристика составляющих профессионализма педагога (В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов; Н. В. Кузьмина; А. К. Маркова; Л.М. Митина), в психологии - как составляющая профессионального общения (А. А. Бодалев, Ю. Н. Емельянов, Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская). Термин «компетенция» использовался в медицине, а также в психолингвистике (языковая компетенция) и юриспруденции как круг вопросов, полномочий определенного лица.
С развитием компетентностного подхода очевидны разграничение и тенденции более широких трактовок понятий «компетенция» и «компетентность». Между тем, мы разделяем точку зрения О. Г. Носковой о перспективности рассмотрения взаимосвязи и взаимообусловленности понятий «компетентность» и «компетенция». На основе вышеизложенного анализа сформулируем свои представления о соотношении данных понятий. В данном случае мы разделяем позицию исследователей о взаимосвязи и взаимообусловленности понятий «компетентность» и «компетенция». По нашему мнению, компетенция - это заданное требование, совокупность полномочий, прав и обязанностей, обобщенный способ действий, обеспечивающий человеку эффективное решение поставленных задач в той или иной деятельности. Компетентность может рассматриваться как совокупность определенных личностных характеристик, проявляющихся в системе отношений и установок, в том числе к реализации компетенций.
Список литературы
1. Арсеньев Д. Г. Современные подходы к проектированию и реализации образовательных программ в вузе. — СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2010. - 87 с.
2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс] // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm (дата обращения 21.12.2011).
3. Бодалев А. А. Личность и общение: Избр. психол. тр. - 2-е изд., перераб. - М.: Меж-дунар. пед. академия, 1995. - 326 с.
4. Божович, Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. - 1997- - № 1. - С. 33 - 44.
5. Большой электронный словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://radugaslov.ru/abbyy.htm (дата обращения 20.08.2013).
6. Большой словарь иностранных слов на русском языке. - М.: Юнвес, 2005. - 784 с.
7. Большой толковый социологический словарь / Д. Джери, Дж. Джери; перевод Н.Н. Макарчук. - Т 1. - М.: ВЕЧЕ-АСТ, 1999. - С. 317.
8. Вербицкий А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. - М.: Логос, 2009. - 339 с.
9. Гончарова Н. Л. Категории «компетентность» и «компетенция» в современной образовательной парадигме [Электронный ресурс] // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5. - Режим доступа: http://www.ncstu.ru (дата обращения 15.09.2011).
10. Горляков П. Ю. Понятие компетентности и особенности профессиональноориентированного обучения иностранному языку [Электронный ресурс] // Общество. Среда.
Развитие = TERRA HUMANA. - Режим доступа: http:www.terrahumana.ru/arhiv/10 03/10 03 24.pdf (дата обращения: 06.08.2013).
11. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение - Л: Издательство ЛГУ, 1985. - 168 с.
12. Жуков Ю. М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: дис. ... д-ра психол. наук. - Москва, 2003. - 356 с.
13. Загвязинский В. И. О компетентностном подходе и его роли в совершенствовании высшего образования [Электронный ресурс] // Докл. на ученом совете Тюменского гос. ун-та. 2010. Систем. требования: Microsoft Word. - Режим доступа: http://www.utmn.ru/docs/2241.doc (дата обращения 10.06.2012).
14. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата современного образования // Интернет-журнал «Эйдос». - 2006. - 5 мая. http://www.eidos.ru/journal/ 2006/0505.htm.
15. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 1990. - 119 с.
16. Кулайкин В. И. Концепция качества жизни как инструмент управления социальноэкономическим развитием России [Электронный ресурс] // Россия: путь к социальному государству: материалы Всерос. науч. конф., Москва, 6 июня 2008 г. - М., 2008. - Режим доступа: http://www.rusrand.ru/Dokladi2/Kulaikin.pdf (дата обращения 10.06.2012).
17. Маркова А. К. Психология труда учителя: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 192 с.
18. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Академия, 1998. - 320 с.
19. Никифорова Л. В. Толерантность vs компетентность // Фундаментальные проблемы
культурологии: Том 7: Культурное многообразие: теории и стратегии / Отв. редактор
Д. Л. Спивак. - М., СПб.: Новый хронограф, Эйдос, 2009. - С 63 - 70.
20. Носкова О. Г. О соотношении понятий «профессионально-важные качества», «компетенции» и «компетентность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://servicesl.ht-line.ru/inf°lane/index.php?act=b0ard&t0pic=2&0pent0pic=l#t°p_2 (дата обращения 20.05.2010).
21. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.
22.Петровская Л. А. Компетентность в общении. - М.: Изд-во МГУД989. - 216 с.
23. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М.: Когито-Центр, 2002.
24. Расширенный текст доклада профессора М. А. Холодной на IV Всероссийском съезде психологов образования России «Психология и современное российское образование» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ipras.ru/cntnt/rus/novosti/rus_news1/n2742.html (дата обращения 03.02.2012).
25. Ривкин В. Л. Новый англо-русский медицинский словарь: около 75 000 терминов
[Электронный ресурс]. - М.: Изд-во «ABBYY PRESS», 2009. - Режим доступа:
http://radugaslov.ru/abbyy.htm (дата обращения 20.08.2013).
26.Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / Под ред. А. Г. Асмолова, Г.У. Солдатовой. - М.: Смысл, 2006. - 321 с.
27. Татур, Ю.Т. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 3. - С. 20-26.
28. Тютюнник В. И. О компетенциях и компетентности // Материалы круглого стола «Проблема компетенций в психологии и управлении персоналом» / Ред. Ht.ru, А. Г. Шмелев. -Режим доступа: http://ht.ru/cms/c°mp°nent/c°ntent/article/l-aricles/765--q-q?direct°ry=34 (дата обращения 02.04.2012).
29.Ушаков Д. Н. Толковый словарь современного русского языка / под ред. Н.Ф. Тать-янченко. - М.: Альта-пресс, 2005. - 1216 с.
30. Хлызова Н. Ю. Интерпретация понятий «компетентность» и «компетенция»: к проблеме систематизации научной терминологии // Медиаобразование: от теории - к практике: сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации», Томск, 4 -6 декабря, 2008 г. / Составитель И.В. Жилавская; Ч.2. Томск: НОУ ВПО ТИИТ, 2008.
31. Хомский Н. Аспекты теории синтаксиса / Перевод с англ. под ред. и с предисловием
В. А. Звегинцева. - М.: Изд-во Московского Университета, 1972. - 259 с.
32.Хоруженко К. М. Культурология. Энциклопедический словарь. - Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1997. - 640 с.
THE DEVELOPMENT OF IDEAS ABOUT THE CONCEPTS COMPETENCE» AND «COMPETENCY»
The paper presents an analysis of the development of ideas about the concepts of «competence» and «competency» in the foreign and domestic science and practice: given the etymological and semantic analysis of these terms, characterized relations between the concepts of «competence» and «competency», indicated the factors that influence the development of meaningful performance the concepts of «competence» and «competency».
Keywords: competence, competency.
OF
E. P. N epoch atykh
Kursk State University e-mail:
nepochatyh83@mail.ru