Научная статья на тему 'Развитие представлений о норме в философии и коррекционной педагогике'

Развитие представлений о норме в философии и коррекционной педагогике Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1560
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМА / NORM / КРИТЕРИЙ НОРМЫ / CRITERION OF A NORM / НОРМА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / NORM OF INDIVIDUAL DEVELOPMENT / НОРМАТИВНОСТЬ / NORMATIVITY / РЕФЕРЕНТНАЯ ТЕОРИЯ НОРМАТИВНОСТИ / REFERENTIAL THEORY OF NORMATIVITY / НОРМАЛИЗАЦИЯ / NORMALIZATION / ФИЛОСОФИЯ / PHILOSOPHY / КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА / CORRECTIONAL PEDAGOGY / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. / SPECIAL EDUCATION.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Линьков В.В.

В статье показаны различия мнений исследователей по вопросу о существенных признаках нормы индивидуального развития, выявлены затруднения в определении понятия нормы, исследованы причины этих затруднений, проанализировано явление изменчивости нормы. Раскрыто содержание понятия нормативности, выделены предпосылки построения референтной теории нормативности. В статье дана характеристика критериев нормы индивидуального развития и установлено, что эти критерии относятся к определенным референтным областям, за пределами которых теряют диагностическое значение и эвристические возможности. Отмечается важность для коррекционной педагогики изучения и развития представлений о норме. Нормализация рассматривается в качестве одной из приоритетных целей специального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF NOTIONS OF NORM IN PHILOSOPHY AND CORRECTIONAL PEDAGOGY

The article deals with different opinions of researchers on the essential signs of norm of individual development. According to the article, it’s difficult to define the concept of norm. The content of the concept “normativity” is also defined in the article. Moreover, the author marks out preconditions for the construction of referential theory of normativity. The author characterizes the criteria of norm of individual development and states that these criteria are related to certain referential areas outside of which they lose diagnostic value and heuristic possibilities. The importance of study and development of representations of norm is a key to the correctional pedagogy. Normalization is considered as one of the priorities of special education.

Текст научной работы на тему «Развитие представлений о норме в философии и коррекционной педагогике»

1УДК 376 ББК 74.3

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НОРМЕ В ФИЛОСОФИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКЕ

В. В. Линьков

В статье показаны различия мнений исследователей по вопросу о существенных признаках нормы индивидуального развития, выявлены затруднения в определении понятия нормы, исследованы причины этих затруднений, проанализировано явление изменчивости нормы. Раскрыто содержание понятия нормативности, выделены предпосылки построения референтной теории нормативности. В статье дана характеристика критериев нормы индивидуального развития и установлено, что эти критерии относятся к определенным референтным областям, за пределами которых теряют диагностическое значение и эвристические возможности. Отмечается важность для коррекционной педагогики изучения и развития представлений о норме. Нормализация рассматривается в качестве одной из приоритетных целей специального образования.

Ключевые слова: норма, критерий нормы, норма индивидуального развития, нормативность, референтная теория нормативности, нормализация, философия, коррекционная педагогика, специальное образование.

THE DEVELOPMENT OF NOTIONS OF NORM IN PHILOSOPHY AND CORRECTIONAL PEDAGOGY

V. V. Linkov

The article deals with different opinions of researchers on the essential signs of norm of individual development. According to the article, it's difficult to define the concept of norm. The content of the concept "normativity" is also defined in the article. Moreover, the author marks out preconditions for the construction of referential theory of normativity. The author characterizes the criteria of norm of individual development and states that these criteria are related to certain referential areas outside of which they lose diagnostic value and heuristic possibilities. The importance of study and development of representations of norm is a key to the correctional pedagogy. Normalization is considered as one of the priorities of special education.

Keywords: norm, criterion of a norm, norm of individual development, normativity, referential theory of normativity, normalization, philosophy, correctional pedagogy, special education.

Проблема нормы изучается в философии и коррекционной педагогике в соответствии с особенностями их предметных областей и подходов. Философия выявляет существенные признаки нормы, обобщает представления о структуре и критериях разных видов норм. Коррекционная педагогика уточняет и конкретизирует представления об отдельных нормах развития человека, опирается на эти представления при обосновании методик диагностики разных типов дизонтогенеза, при разработке и применении технологий коррекции развития поврежденных или нарушен-

ных функций. Сферы исследований философии и коррекционной педагогики пересекаются в области изучения норм индивидуального развития. Представления о норме исторически изменяются под влиянием изменений социальной среды и форм поведения, становления новых концепций и научных парадигм, развития диагностики, уточнения признаков и проявлений конкретных видов норм. В настоящее время происходит актуализация проблемы нормативной характеристики развития человека в связи с необходимостью четкого определения норм разных сторон индивидуального разви-

тия для точного выявления и правильной дифференциации распространенных в современный период отклонений от нормы в поведении и состоянии здоровья, для разработки, обоснования и эффективного использования новых диагностических методик и коррекционных технологий.

В нормативном аспекте может рассматриваться не только определенное качество, отдельная функция или конкретный поступок человека, но и в целом развитие индивида в единстве его качеств. В зависимости от сферы применения различаются атомарная или частная норма, которая имеет узкую, локальную область действия, и индивидная или общая норма, которая имеет широкую, генерализированную область действия и представляет собой качественно определенную целостность, не сводимую к простой совокупности отдельных частных норм.

Представления о норме в истории науки изменялись, выдвигались разные подходы к пониманию сущности норм и к определению их критериев. Изучение норм началось в философии с выделения их отдельных видов и проявлений, затем предметом осмысления стали сущностные признаки нормы, позднее были осуществлены исследования конкретных частных норм, предметом анализа стали их особенности, функции и уровни применения, определялись критерии и возможности разграничения норм и отклонений в развитии индивидов и групп разных типов.

Первоначально изучались в основном нормы, связанные с состоянием здоровья, и нормы, относящиеся к нравственной стороне развития человека, его качествам характера и поведению. Одно из первых описаний норм поведения можно встретить у Платона, который полагал, что эти нормы следует определять не законом, а воспитанием, поскольку «от воспитания в конце концов зависит вполне определенный и выраженный результат» [1, с. 195]. Нормативный статус неявным образом распространялся и на добродетели, к числу которых Платон относил мудрость, мужество, рассудительность и справедливость [1, с. 198-207]. Развитию этих качеств в процессе воспитания философ уделяет большое внимание и придает приоритетное значение. Таким образом, Пла-

тон, по существу, рассматривает ряд частных норм и показывает предпочтительный способ их установления и закрепления.

Представление о сущности норм человеческого поведения получило развитие в этическом учении Аристотеля, где в качестве нормативной формы выступает добродетель (аретэ), которая понимается как «обладание серединой» между избытком и недостатком в страстях и поступках [2, с. 86-87]. Кроме отдельных этических и дианоэтических добродетелей Аристотель выделяет обладание всеми добродетелями, которое обозначается особой категорией калокагатия, указывающей на «нравственную красоту», гармонию души и тела, физическое и нравственное совершенство человека [3, с. 360]. С определенной долей приблизительности можно отметить, что добродетель соответствует частной, атомарной норме, а единство добродетелей является формой общей, индивидной нормы, характеризуемой в этическом аспекте.

Категория «норма», происходящая от латинского слова norma, которое означает 'мерило, правило, образец, руководящее начало', в настоящее время часто употребляется в разных областях научной и практической деятельности. Однако содержание этой категории в отношении развития человека остается еще весьма нечетким и расплывчатым.

Возникающие при определении категории «норма» затруднения отчасти имеют субъективные мировоззренческие причины, связанные с тем, что во многих концепциях норма и аномалия полностью или частично совмещаются. К примеру, в учении Ф. Ницше выдвигались положения о том, что «здоровье и болезнь не разнятся одно от другого по существу», между ними есть только малозначительное различие в степени проявления признака, болезнь и порча нравов являются следствиями слабости воли и процесса упадка, оскудения жизни, а «некоторая доля упадка присуща всему, что характерно для современного человека» [4, с. 56, 91]. В психологической теории Г. Лебона рассматривались явления временного перехода нормы в аномалию, возникающие в толпе, под влиянием которой исчезает «сознательная личность», и поведение индивида подчиняется внушению [5, с. 156-165]. В философии А. Швей-

цера проводится мысль о том, что «современный человек - явление патологическое», он обладает «резко ослабленной потребностью мыслить» [6, с. 279]. В индивидуальной психологии А. Адлера допускается отождествление нормы и аномалии при характеристике развития детей, поскольку нормальность определяется через социальную адаптированность индивида, но этому критерию дети соответствуют не в полной мере, так что всякому ребенку приписывается «глубокое чувство собственной неполноценности» [7, с. 64]. В психологической концепции Э. Фромма критерий адаптирован-ности подвергнут критике в связи с тем, что успешная адаптация может приводить к потере индивидуальности и непосредственности, и «человек, нормальный в смысле хорошей приспособленности, часто менее здоров в смысле человеческих ценностей, чем невротик» [8, с. 122]. Хотя эти концепции различны по своим мировоззренческим основаниям и принципам, но в них есть общий момент, который заключается в сближении, объединении и отождествлении нормы и аномалии.

Определение нормы дополнительно осложняется тем, что существуют расхождения в понимании существенных признаков нормы индивидуального развития. Под нормой может подразумеваться приспособленность человека к существующим природным и социальным условиям, средний показатель развития некоторого качества, присущее большинству людей свойство, диапазон допустимых колебаний в проявлении определенного признака, устойчивая жизнеспособность индивида, гармоничная целостность и сбалансированность функций в развитии организма, полнота самораскрытия и идентичность личности, развитость у индивида сущностных человеческих качеств и другие показатели.

Иногда высказываются сомнения в принципиальной возможности научного определения нормы и ее разграничения с патологией. В частности, В. П. Кащенко указывал: «Ввиду невозможности дать строго научное толкование понятию человеческой нормы, за нормальное признается просто среднее и в то же время наиболее часто встречающееся значение» [9, с. 47]. По утверждению Л. С. Выготского, «норма представляет из себя чисто отвлеченное понятие не-

которой средней величины наиболее частых случаев и на деле не встречается в чистом виде», вследствие чего «никаких точных границ между нормальным и ненормальным поведением не существует», и лишь иногда уклонения «достигают таких количественно внушительных размеров, что мы получаем право говорить о ненормальном поведении» [10, с. 263]. С точки зрения В. Штерна, «среднее представляет собою только одну точку в ряду возможных вариаций, но нормальность - это не точка, а отрезок и при определенных условиях - довольно значительный отрезок, поскольку нормальность включает большое число самых разнообразных вариантов» [11, с. 105]. Итак, сущность нормы различным образом понимается в научных исследованиях и может сводиться к среднему значению качества, наиболее распространенному явлению, отрезку возможных вариантов развития, соответствующих мере функциональной необходимости, целесообразности или полезности.

Различия в определениях сущности нормы развития человека детерминированы тем, что само качество нормативности имеет объективно сложный характер. Нормативность охватывает содержательно различные существенные свойства норм, выражающие качественные характеристики норм и обладающие функциями критериев при разграничении норм и отклонений. Нормативность представлена комплексом свойств, с помощью которых определяется деонтический статус отдельных явлений бытия, сознания, индивидуального и социального развития. Деонтический статус показывает, относятся ли определенные явления к норме или отклонению, входят ли они в число деонтических феноменов. К деонтическим феноменам могут быть отнесены разнообразные виды норм, а также процессы установления норм и их применения при оценке и регулировании процессов и явлений реальности индивидуального и социального бытия. Поскольку деонтические феномены, связанные с нормативной характеристикой развития, многообразны и многокомпонентны, трудно выявить общие универсальные существенные признаки, характерные для всех видов этих феноменов в развитии человека.

Объективные практические трудности при определении нормы в значительной мере обу-

словлены изменчивостью этого качества в реальности человеческого бытия. Прежде всего, изменчивость норм связана с разнообразием их проявлений в человеческой жизни, с существованием множества возможных форм, показателей, индивидуальных инвариантов любого конкретного вида норм. При этом в сложных переходных случаях, когда явления индивидуального развития различаются незначительно, не всегда просто провести границу между нормой и отклонениями от нее. Кроме того, изменчивость норм выражается в их динамичности, в колебании нормативных показателей, в зависимости этих показателей от внутреннего состояния человека и внешних обстоятельств его развития, от ряда эндогенных и экзогенных факторов индивидуального бытия. Еще одно проявление изменчивости норм заключается в их возрастной специфичности. То, что относится к норме одного возрастного периода, может не соответствовать нормативным показателям другого возрастного периода. Изменения норм отражают возрастные особенности, характеризующие развитие человека. Перемещение нормативных границ может происходить и под влиянием исторических процессов, которые определяют общие условия социального бытия и культурного развития. В разные исторические периоды и в разных культурных условиях нормами признавались разные формы поведения и разные явления индивидуального развития.

Однако изменчивость норм не меняет их общей сущности и не отменяет необходимости уточнения дефиниции нормы. Для определения нормы недостаточно указания на отсутствие патологических симптомов, поскольку при этом отмечается то, что норме не свойственно, но не раскрывается то, что ей присуще, не выделяется сущность самой нормы. Разумеется, определение общей нормы не может сводиться к простому перечислению отдельных изменчивых и второстепенных признаков частных норм, а должно отражать существенные, необходимые и отличительные признаки нормы в их сочетании и единстве. В нашем понимании общая норма характеризует процесс целостного гармоничного устойчивого направленного поступательного развития человека, находящегося в динамичном равновесии и оптимальном взаимодействии с окружающей

его непрерывно изменяющейся внешней природной и социальной средой. Таким образом, в качестве существенных признаков, присущих общей норме, рассматриваются целостность и гармоничность разных качеств и функций человека, устойчивость, последовательность и оптимальность его развития в равновесии с динамичной окружающей средой. Эти признаки можно отнести только к человеку в единстве его качеств и отношений, но не к отдельным свойствам, функциям, процессам, поступкам или тенденциям в его развитии. В этой связи следует отметить, что общая норма индивидуального развития имеет свои существенные характеристики и не сводится к сумме частных норм развития отдельных функций организма. Необходимо дифференцировать разные уровни нормативности, учитывать различия этих уровней, признавая их взаимосвязь и взаимовлияние. Общее представление о норме важно уточнять применительно к конкретным случаям и дополнять его рассмотрением частных видов норм, относящихся к физическому, психическому и социальному развитию человека. Ясное представление о конкретных нормах индивидуального развития является существенным условием точности диагностики и эффективности коррекции.

В теории и практике педагогической деятельности трудности установления конкретных, частных норм могут быть преодолены благодаря выделению некоторых существенных признаков, важнейших атрибутов норм, которые называются критериями. Для определения конкретных норм и установления их отличий от различных видов и проявлений нарушений развития используется ряд критериев, но каждый из этих критериев имеет определенные ограничения применимости.

Адаптационный критерий указывает в качестве основного признака нормы приспособленность индивида к внешней среде, к конкретным природным, социальным и культурным условиям. В ситуации высокой динамики изменений внешней среды возникает необходимость учитывать при установлении нормы развития не только адаптированность индивида к существующим условиям и обстоятельствам, но и адаптивность, выражающую способность к адаптации в новых условиях среды

при возможных ее изменениях. Адаптация может проходить в разных формах, она может быть связана с процессами активного самоизменения на основе адекватного восприятия реальности и успешного социального взаимодействия или с процессами пассивного следования ожиданиям окружающих людей, подражания особенностям их поведения и образа жизни. Известно, что дезадаптация часто является признаком патологии и сопутствует ряду нарушений индивидуального развития, но очевидно, что и адаптация не во всех случаях является признаком и показателем нормы. В психологическом отношении одностороннее приспособление ведет нередко к ситуативному конформизму, а иногда к деперсонализации, потере индивидуальной идентичности и личностной автономии. В условиях социально неблагополучной среды приспособленность может проявиться в разных видах деструктивного поведения, а такая приспособленность вряд ли может быть признана формой нормального развития. В связи с этим адаптационный критерий не имеет решающего значения в определении нормы индивидуального развития.

Среди показателей нормы важное место занимает статистический критерий, который связывает норму с общепринятой и широко распространенной формой поведения, максимальной частотой проявления признака в определенной социальной среде. Данный критерий носит формальный характер, выделяет свойство, которое часто действительно присуще норме, но не всегда и не обязательно. Критику этого критерия дал в частности М. Раттер, который заметил, что «широта распространенности признака не всегда является эталоном нормы, а редкость - эталоном болезни», «существуют редкие явления, которые никак не вредят развитию и ни в коем случае не могут называться расстройствами», например, «высший уровень интеллекта - редкость, но не дефект; слабый интеллект - тоже редкость (в действительности несколько меньшая), но все же нарушение, так как связано с дисфункцией и расстройством социального характера» [12, с. 24]. Очевидно, что статистический критерий не может рассматриваться в качестве главного отличительного признака норм поведения и развития, потому что распространенными могут быть

такие формы поведения и явления развития, которые никак нельзя признать нормальными и правильными, и, наоборот, положительные поступки и предпочтительные показатели развития могут быть относительно редкими, но в силу этого они не перестают быть нормальными с точки зрения их целесообразности и функциональной оптимальности.

Телеологический критерий нормы требует соответствия развития индивида в целом или отдельной функции организма некоторой цели. Этот критерий был введен В. Штерном, который подчеркивал, что «норма - это не статистическое, а телеологическое понятие», «нормальность должна быть не точкой, а отрезком значительной протяженности, так как то, что принадлежит всем «нормальным», уже не является абсолютной мерой достижения, а выступает как приспособленность к общей цели» [11, с. 106]. В этой связи следует отметить, что, поскольку общая цель может достигаться различными путями и установление нормы оказывается в значительной мере зависящим от внешних обстоятельств и факторов, телеологический критерий релятивизирует понимание категории нормы. Вместе с тем ясно, что определенные и явные цели могут быть установлены не для всех процессов и явлений индивидуального развития.

К традиционно выделяемым признакам нормы относится медиальный критерий, указывающий в качестве нормы среднюю величину проявления признака в индивидуальном развитии. В этом случае норма зависит не от частоты проявления признаков или реакций, их распространенности, целесообразности или полезности, а от диапазона показателей, пределов возможных колебаний признаков. Еще в учении Аристотеля было показано, что средняя мера подходит для нормативной характеристики отдельных качеств нравственного развития человека. Но, согласно Аристотелю, «не всякий поступок и не всякая страсть допускают середину», невозможно обладание серединой в проступках и дурных качествах, например, в бесстыдстве или злорадстве [2, с. 87]. Очевидно, что существуют такие индивидуальные свойства, нормативная оценка которых на основе медиального критерия невозможна. Впрочем, медиальный критерий может приме-

няться при определении некоторых нормативных показателей биологического развития. Однако среднее значение признака не всегда является наилучшим и предпочтительным в ряду существующих значений, и это обстоятельство ограничивает возможности применения медиального критерия в установлении норм индивидуального развития.

Функциональный критерий утверждает норму стабильного, устойчивого и успешного функционирования, эффективного и адекватного поведения в разных ситуациях, наиболее полной реализации способностей, оптимального проявления определенных функций в индивидуальном развитии. В функциональном отношении может рассматриваться не только категория нормы, но и соотносящаяся с ней категория здоровья. К примеру, Н. М. Амосов указывал, что здоровье представляет собой «резервные мощности» организма, его органов и клеток, определяет степень выносливости организма к нагрузкам, «составляет непременное условие эффективной деятельности, через которую достигается счастье» [13, с. 63-67]. В функциональном аспекте характеризовал психическое здоровье Г. В. Олпорт, который полагал, что «принцип определения и следования основной жизненной ориентации - первое правило психического здоровья» [14, с. 110]. В понимании нормы функциональный критерий выражен по сути и в концепции К. Р. Роджерса, который соотносил норму с характерным для «полноценно функционирующего человека» процессом «хорошей жизни», связанной с «возрастающей открытостью опыту», «стремлением жить настоящим», с «доверием к своему организму», реализацией внутреннего потенциала личности в творчестве, развитием способности к «полнокровной жизни в каждом из всех своих чувств и реакций» [15, с. 234-242]. Функциональный критерий фактически ставит определение нормы в зависимость от особенностей оценки внутреннего потенциала личности, функционирования организма, содержания жизненных ценностей и их реализации в конкретных случаях. Относительность такой оценки сужает возможности применения данного критерия в определении соответствия норме физического состояния и психического развития человека.

С помощью виталистического критерия норма выводится из способности организма выживать и развиваться в определенной среде обитания. Данный критерий близок к адаптационному критерию, но в отличие от обычной адаптации к внешней среде в большей мере акцентирует момент жизненной активности субъекта, его жизнеспособности и жизнестойкости. В то же время виталистический критерий не позволяет отличить от нормы многие состояния и явления, которые по другим критериям считаются анормальными, но в целом не снижают способности индивида к выживанию и активной деятельности.

Для характеристики нормативных феноменов можно использовать этологический критерий, который придает значение нормы таким явлениям, которые составляют привычную и неотъемлемую часть человеческого бытия, входят в традиции и обычаи конкретной социальной общности. При этом получается, что понимание нормы всецело определяется культурной средой, зависит от ее особенностей и тенденций развития. В связи с этим на основе этологического критерия не удается четко установить содержание норм, поскольку некоторые явления развития и поведения в одной культурной среде относятся к норме, а в другой не относятся. Данный критерий может быть использован для определения некоторых социальных норм, но для других видов норм он не показателен.

Кроме указанных критериев может быть выделена еще система антропологических критериев, характеризующих развитость сущностных качеств человека и общих атрибутивных свойств человеческой природы, к числу которых могут быть отнесены способность к мышлению, словесной речи, созданию орудий труда, целостность, гармоничность, универсальность и некоторые другие качества, присущие только человеку. К антропологическим критериям нормы можно также отнести овладение способами человеческого бытия, осознание и принятие смысла жизни, постановку правильных жизненных целей, стремление к самосовершенствованию, способность к творчеству. В частности, Б. С. Братусь утверждает, что «нормальное развитие - это такое развитие, которое ведет человека к обретению им родовой

человеческой сущности», с учетом которой определяются условия нормального развития, являющиеся одновременно его критериями [16, с. 50]. Общие антропологические критерии, характеризующие сущность, природу и существование человека, применимы к развитию индивида в целом, но в отношении ряда конкретных качеств, реакций и процессов они не позволяют выделить четкие и дифференцированные нормативные показатели.

При использовании критериев для определения и выявления норм могут возникать различные затруднения и проблемы, которые требуют изучения и объяснения. Решению проблем, возникающих при установлении и применении критериев нормы, на наш взгляд, может способствовать построение референтной теории нормативности. Эта теория исходит из того, что проблемы и трудности в нормативной оценке явлений индивидуального развития связаны главным образом с попытками универсализации критериев нормы, когда каждый конкретный критерий применяется ко всем случаям, качествам, процессам или состояниям. Но критерии нормы не являются универсальными, они применимы только в отношении определенных областей индивидуального развития. Эти области можно назвать референтными областями, а отнесенность критериев нормы к этим областям может быть названа референцией. Основной предпосылкой референтной теории нормативности является идея соответствия нормативных критериев конкретным сторонам развития человека. В связи с этим частные нормативные показатели биологического, психического и социального развития человека не могут устанавливаться на основе одного общего критерия. Для дифференциации нормы и отклонений от нее даже в пределах одной референтной области нередко требуется не один критерий, а сочетание нескольких критериев, которое может быть названо диспозицией критериев нормы. Эти критерии и их диспозиции сообщают нормативное содержание определенным качествам, процессам и явлениям индивидуального развития и благодаря этому позволяют осуществлять дис-тинкцию деонтических феноменов в пределах конкретной референтной области. Основная причина проблем при различении нормы и от-

клонений от нее состоит в том, что отдельные критерии нормы или определенные диспозиции этих критериев применяются вне конкретной области их референции, в силу чего диагностический и эвристический потенциал нормативных критериев снижается. Если критерий нормы применяется для оценки деонтического статуса явлений, которые не относятся к референтной области данного критерия, то в практике диагностики при дифференциации норм и отклонений могут возникать ошибки. Снижению вероятности этих ошибок может содействовать установление для конкретных референтных областей подходящих для них критериев нормы, позволяющих наиболее точно и корректно определять деонтический статус явлений развития в пределах определенной референтной области. Дальнейшее развитие референтной теории предполагает изучение критериев конкретных видов норм индивидуального развития, условий применения и сочетания этих критериев в диагностической практике.

В качестве еще одной предпосылки референтной теории нормативности может рассматриваться положение о развитии нормы в соответствии с постоянно изменяющимися условиями бытия. Очевидно, что норма развивается, она не является раз и навсегда установленной величиной для всех условий и обстоятельств; изменяются условия бытия, и в соответствии с ними изменяются нормы и представления о них. Из этого вытекает, что критерии нормы необходимо уточнять и конкретизировать с учетом изменений референтных областей в структуре индивидуального и социального бытия. Поскольку конкретные нормы не являются постоянными величинами и критерии норм не являются безусловными показателями, следует избегать абсолютизации норм и их критериев. Кроме того, важно учитывать, что норма не является идеальным образцом развития, который имеет лишь условный и произвольный характер, она включает реально достижимые и достигаемые показатели развития. В пределах нормативного типа развития существует не один вариант, а множество различных и равно допустимых вариантов. Критерии нормы должны быть установлены таким образом, чтобы не сужать диапазон вариантов нормы и не превращать ее в недосягаемый образец, идеаль-

ную форму и абсолютную меру, оторванную от реальности человеческого бытия.

Норма и аномалия относятся к числу основных категорий коррекционной педагогики, анализ содержания которых составляет важную научную задачу. Вместе с тем известно, что в коррекционной педагогике и современной психологии проблема нормы является одной из самых сложных, поскольку существует множество видов норм и их вариантов, а само содержание понятия нормы «зависит от культуры и существенно меняется со временем» [17, с. 48]. В то же время для коррекционной (специальной) педагогики исследование нормы и ее видов имеет существенное теоретическое и практическое значение, так как коррекция нарушений развития предполагает приближение к конкретным нормам, в частности, к нормам когнитивного, сенсорного и речевого развития.

В качестве одной из приоритетных целей специального образования нередко рассматривается нормализация, предполагающая создание условий для развития индивида в направлении норм биологического, психологического и социального уровней. В настоящее время нормализация (англ. normalization, нем. Normalisierung) понимается в смысле улучшения условий и качества жизни людей с недостатками развития с тем, чтобы сделать их существование нормальным, насколько возможно [18, S. 212-214]. Нормализация может относиться к разным сторонам поведения и деятельности ребенка, к отдельным условиям его жизни. Конечно, нормализация одного показателя развития сама по себе не ведет к нормализации в целом развития индивида, поэтому для достижения цели общей нормализации необходимо последовательное и комплексное осуществление коррекционно-развивающей работы, которая должна опираться на четкие представления о норме развития.

Следует отметить, что представления о норме отражают общие закономерности индивидуального развития; отличительные особенности развития при определенных типах дизон-тогенеза к нормам объективно не относятся, хотя субъективно и могут восприниматься в качестве норм или их аналогов. В коррекционной педагогике в отношении отдельных функций развития часто выделяются не критерии нор-

мы, а критерии нарушений, позволяющие выявлять, распознавать и категоризировать патологические явления. Впрочем, критерии нарушенного развития, указывающие на отсутствие, недостаток или искажение тех или иных качеств, в то же время обозначают данные качества и тем самым косвенно выражают определенные представления о норме развития.

Сложившиеся в коррекционной педагогике представления о норме носят в целом эмпирический характер. Развитие этих представлений проходит путь от интуитивного и весьма приблизительного понимания нормы индивидуального развития к более дифференцированному конкретному рационализированному знанию о содержании и функциях норм, условиях и возможностях их использования в практике коррекционно-педагогической работы. Для уточнения и конкретизации представлений о норме и ее видах важен переход от доминировавшего длительное время монокритериального подхода, связанного с выделением норм разных сторон развития с помощью одного определенного критерия, к поликритериальному подходу, отражающему многообразие нормативно оцениваемых феноменов онтогенеза на основе сочетания ряда критериев и позволяющему давать полиметрическую характеристику развития, адекватную природе и динамике феноменов и качеств разных сторон индивидуального бытия.

При проведении диагностики и коррекции нарушений развития важно учитывать качественное многообразие деонтических феноменов и возможности их изменения. Без ясного представления о нормах невозможно выявить отклонения в развитии индивида, поскольку они определяются по отношению к конкретным видам норм. В современных условиях, когда наблюдаются смещение и релятивизация нормативных показателей, возникает проблема обоснованности установления и определения нормативных характеристик. Кроме того, существуют проблемы нечеткости и неполноты нормативной дескрипции индивидуального развития: эти проблемы связаны с тем, что некоторые нормы когнитивного, эмоционального, личностного развития явным образом не определены или не конкретизированы с учетом возрастной динамики показателей разви-

тия. Решению этих проблем может содействовать экспликация в теории коррекционной педагогики представлений о норме, ее видах и их вариантах.

Нормативный дискурс выступает в качестве важной и неотъемлемой предпосылки научных исследований в разных отраслях коррекционной педагогики, в частности, в сурдопедагогике и тифлопедагогике. Представления о норме, ее видах и признаках отражаются в методиках диагностики и коррекции развития познавательных процессов, в классификациях нарушений развития, в оценочных стандартах специально-педагогической деятельности. В силу этого при подготовке педагогов к осуществлению психолого-педагогической диагностики и коррекции целесообразно уделять особое внимание характеристике норм индивидуального развития, знакомить с подходами к пониманию нормы, основными критериями разных видов норм, категориями и особенностями нормативного дискурса.

Итак, определение нормы в развитии человека является сложной научной проблемой и нуждается в разностороннем и основательном изучении. При установлении, определении, выявлении, демаркации и дескрипции норм в развитии человека возникают различные трудности, которые могут быть сняты благодаря дифференциации разных видов норм на основе уточнения их критериев и областей применения. Преодолению трудностей различения нормы и патологии может способствовать построение референтной теории нормативности, которая исходит из того, что критерии нормы действуют лишь в пределах конкретной области индивидуального развития, и каждый критерий имеет ограниченное поле применения. Общая норма индивидуального развития не может быть определена по одному критерию, универсального критерия, который подходил бы ко всем видам норм и ситуаций развития, не существует. Норма не является абстрактной условной искусственной конструкцией, идеальной и неизменной формой, норма имеет реальные основания, и ее установление должно опираться на анализ реальности человеческого развития, учитывать конкретные социальные условия и динамику индивидуального бытия. Для построения целостных представлений о норме требуется интеграция данных и поло-

жений многих наук, среди которых философия и коррекционная педагогика занимают особое место в связи с тем, что определение нормы относится к числу проблем, которые давно и многосторонне исследуются этими науками, и положения этих наук имеют существенное значение для понимания факторов и закономерностей индивидуального развития.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Платон. Государство [Текст] / Платон // Собр. соч. в 4 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1994.

2. Аристотель. Никомахова этика [Текст] / Аристотель // Соч. в 4 т. - Т. 4. - М.: Мысль, 1983.

3. Аристотель. Большая этика [Текст] / Аристотель // Соч. в 4 т. - Т. 4. - М.: Мысль, 1983.

4. Ницше, Ф. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей [Текст] / Ф. Ницше. - М.: ИЕРЬ-Ьоок, 1994.

5. Лебон, Г. Психология народов и масс [Текст] / Г. Лебон. - СПб.: Макет, 1995.

6. Швейцер, А. Упадок и возрождение культуры. Избранное [Текст] / А. Швейцер. - М.: Прометей, 1993.

7. Адлер, А. Понять природу человека [Текст] /

A. Адлер. - СПб.: Академ. проект, 1997.

8. Фромм, Э. Бегство от свободы [Текст] / Э. Фромм. - М.: МНПП «ЭСИ», 1993.

9. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков [Текст]: учеб. пособие /

B. П. Кащенко. - 6-е изд. - М.: Академия, 2010.

10. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. - М.: Педагогика-Пресс, 1999.

11. Штерн, В. Дифференциальная психология и ее методические основы [Текст] / В. Штерн. -М.: Наука, 1998.

12. Раттер, М. Помощь трудным детям [Текст] / М. Раттер. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 1999.

13. Амосов, Н. М. Раздумья о здоровье [Текст] / Н. М. Амосов. - 2-е изд. - М.: Молодая гвардия, 1979.

14. Олпорт, Г. В. Личность в психологии [Текст] / Г. В. Олпорт. - М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998.

15. Роджерс, К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст] / К. Р. Роджерс. - М.: Издат. группа «Прогресс»: Универс, 1994.

16. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б. С. Братусь. - М.: Мысль, 1988.

17. Гонеев, А. Д. Основы коррекционной педагогики [Текст]: учеб. пособие / А. Д. Гонеев, Н. И. Лифинцева, Н. В. Ялпаева; под ред. В. А. Сластенина. - 7-е изд. - М.: Академия, 2011.

18. Wörterbuch Heilpädagogik. Ein Nachschlagewerk für Studium und pädagogische Praxis [Text] / K. Bundschuh, U. Heimlich, R. Krawitz (Hrsg.). - Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2002. (2. Aufl.)

REFERENCES

1. Plato. Gosudarstvo (State). Sobr. soch. v 4 t. T. 3. (Collected works in 4 volumes. Vol. 3). Moscow: Mysl, 1994.

2. Aristotle. Nikomakhova etika (Nicomachean Ethics). Soch. v 4 t. T. 4. (Works in 4 volumes. Vol. 4.) Moscow: Mysl, 1983.

3. Aristotle. Bolshaya etika (Big Ethics). Soch. v 4 t. T. 4. (Works in 4 volumes. Vol. 4.) Moscow: Mysl, 1983.

4. Nietzsche F. Volya k vlasti: opyt pereotsenki vsekh tsennostey (Will to power: experience of reappraisal of all values). Moscow: REFL-book, 1994.

5. Lebon G. Psikhologiya narodov i mass (Psychology of nations and populace). Saint-Petersburg: Maket, 1995.

6. Shveytser A. Upadok i vozrozhdenie kultury. Iz-brannoe (Decline and revival of culture. Selected works). Moscow: Prometey, 1993.

7. Adler A. Ponyat prirodu cheloveka (To understand the human nature). Saint-Petersburg: Aka-dem. proekt, 1997.

8. Fromm E. Begstvo ot svobody (Escape from freedom). Moscow: MNPP "ESI", 1993.

9. Kashchenko V. P. Pedagogicheskaya korrektsi-ya: Ispravlenie nedostatkov kharaktera u detei i podrostkov: ucheb. posobie (Pedagogical correction: Correction of character defects by children and teenagers). 6th edition. Moscow: Aka-demiya, 2010.

10. Vygotskiy L. S. Pedagogicheskaya psikhologiya (Pedagogical psychology). Moscow: Pedagogi-ka-Press, 1999.

11. Shtern V. Differentsialnaya psikhologiya i ee metodicheskie osnovy (Differential psychology and its methodical foundations). Moscow: Nau-ka, 1998.

12. Ratter M. Pomoshch trudnym detyam (Tough children support). Moscow: Aprel Press: EKSMO-Press, 1999.

13. Amosov N. M. Razdumya o zdorovye (Reflection about health). 2nd edition. Moscow: Molo-daya gvardiya, 1979.

14. Olport G. V. Lichnost v psikhologii (Personality in psychology). Moscow: KSP+; Saint-Petersburg: Yuventa, 1998.

15. Rodzhers K. R. Vzglyad na psikhoterapiyu. Stanovlenie cheloveka (Outlook on psychotherapy. Human evolution). Moscow: Izdat. gruppa "Progress": Univers, 1994.

16. Bratus B. S. Anomalii lichnosti (Anomalies of personality). Moscow: Mysl, 1988.

17. Goneev A. D, Lifintseva N. I., Yalpaeva N. V. Osnovy korrektsionnoy pedagogiki: ucheb. posobie (Foundations of correctional pedagogy: tutorial). Ed. V. A. Slastenin. 7th edition. Moscow: Akademiya, 2011.

18. Wörterbuch Heilpädagogik. Ein Nachschlagewerk für Studium und pädagogische Praxis (Dictionary Oligophrenopedagogics. Manual for studying and pedagogical practice). Editors K. Bundschuh, U. Heimlich, R. Krawitz. Bad Heilbrunn: Verlag Julius Klinkhardt, 2002. (2. Aufl.)

Линьков Виктор Владимирович, кандидат философских наук, профессор кафедры сурдопедагогики Московского педагогического государственного университета e-mail: dsovet26@rambler.ru

Linkov Viktor V., PhD in Philosophy, Professor, Department of Deaf-and-dumb Pedagogy, Moscow State Pedagogical University e-mail: dsovet26@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.