Научная статья на тему 'Развитие предприятий и организаций сферы торговли'

Развитие предприятий и организаций сферы торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1271
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА РОЗНИЧНОЙ И ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ / ПОТЕНЦИАЛ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА / ОБОРОТЫ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ТОРГОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ЕДИНИЦЫ ОПТОВОГО РЫНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дудов Азнаур Сапарович

В статье рассматриваются направления развития предприятий и организаций сферы торговли играющей важнейшую социально-экономическую роль обеспечения постоянного кругооборота ресурсов, позволяющих возмещать общественно необходимые затраты и получение прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие предприятий и организаций сферы торговли»

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ СФЕРЫ ТОРГОВЛИ

ENTERPRISE DEVELOPMENT AND TRADE ORGANIZATIONS Дудов Азнаур Сапарович, д.э.н., профессор, ректор НОУ ВПО «Кисловодский институт экономики и права»

Dudov Aznaur Saparovich, PhD, Professor, Rector KNOW VPO "Kislovodsk Institute of Economics and Law "

Аннотация. В статье рассматриваются направления развития предприятий и организаций сферы торговли играющей важнейшую социально-экономическую роль обеспечения постоянного кругооборота ресурсов, позволяющих возмещать общественно необходимые затраты и получение прибыли.

Ключевые слова: сфера розничной и оптовой торговли, потенциал потребительского рынка, обороты сферы торговли, логистические центры, инвестиционная активность торговых организаций, институциональные единицы оптового рынка.

Summary. The article deals with the direction of development of enterprises and organizations in the fields of trade plays a vital socio-economic role to ensure a constant circulation of resources to reimburse the socially necessary costs and profit. Keywords: retail and wholesale trade, the potential consumer market, turnover of trade, logistics centers, the investment activity of commercial organizations, the institutional units of the wholesale market.

В системе национальной экономики торговля выполняет роль организатора и регулятора, основная функция которой заключается в доведении товара от производителя к потребителю, а также ответственного проводника осуществления процесса обмена товар-деньги-товар. Наряду с этим, торговля выполняет важнейшую социально-экономическую роль обеспечения постоянного кругооборота ресурсов, что позволяет возмещать общественно необходимые затраты и получать прибыль.

На протяжении многих лет сфера торговли была одной из наиболее быстро развивающихся отраслей экономики, опережая по темпам роста другие отрасли и обеспечивая более 20,4% валового внутреннего продукта. В

2009 году в бюджеты всех уровней от организаций оптовой и розничной торговли поступило 5,4 млрд. руб. (12,6%) налоговых платежей, от общей суммы поступивших налогов, т.е. отрасль находится на втором месте после

обрабатывающей промышленности. За 1 полугодие 2010 года налоговые платежи составили 11,2%.

Согласно Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года (приказ Приказом Минпромторга России от 31 марта 2011 г. N 422) доля внутренней торговли в валовом внутреннем продукте Российской Федерации в 2015 году должна составить 20,2- 20,8% или в абсолютном измерении оборот оптовой и розничной торговли соответственно будет исчисляться 80,1 и 84,2 трлн. руб. В целом сфера торговли обеспечит рабочими местами от 12 до 13 млн. чел.[19] Налоговые поступления от деятельности торговых организаций составят 1,3 -1,4 трлн. руб.

Пользуясь этапизацией развития оптовой торговли, приведенной в вышеупомянутой Стратегии, сфера оптовой торговли проходит несколько стадий. Стадия становления характеризуется малым размером розничных компаний, что делает оптовиков и дистрибьюторов критически значимыми, поскольку они обеспечивают эффект масштаба в системе. На этапе роста появляются первые крупные розничные сети и производители, которые работают напрямую друг с другом. Рынок посредников постепенно сужается. На стадии зрелости розничная торговля консолидируется, на долю посредников остаются узкие продуктовые ниши, а также малые и отдаленные населенные пункты и малый торговый бизнес. На стадии насыщения крупные розничные сети или производители охватывают большинство регионов, посредники уходят с рынка или меняют бизнес-модель[1,2,3,5, 6,7,9,10].

В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розничной находится на стадии роста. Ожидается, что с развитием сектора розничной торговли и производства розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических

услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями.

Оборот предприятий оптовой и розничной торговли за последние годы представлен в таблице 1.

Г оворя о рассматриваемом регионе - Ставропольском крае как о лидере в данной сфере среди других субъектов, составляющих Северо-Кавказский федеральный округ, уместно будет привести следующие статистические данные.

Ставропольский край географически и исторически является трансрегиональным сосредоточением торговых путей: это и мощнейший потенциал логистических узлов гг. Минеральные Воды, Пятигорск, Кисловодск, это границы с большинством ключевых субъектов Юга, это, наконец, отрезок исторического Великого Шелкового пути и др. Географически это регион, который простирается от Краснодарского края и Ростовской области до Республики Калмыкии и Астраханской области, национальных республик Северо-Кавказского федерального округа. Тесные границы и исторической сотрудничество со странами Западного Предкавказья также определяют торгово-логистический потенциал региона[16,22].

Таблица 1 - Оборот организаций оптовой и розничной торговли в РФ

(в фактически действовавших ценах), млрд. руб.

Виды организаций 2005 2007 2008 2009 2009 к 2005 в %

Организации, осуществляющие торговлю автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт 642,6 1562,4 1909,9 1396,2 217,3

Организации, осуществляющие оптовую торговлю, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами 5039,0 10006,6 12483,9 12485,0 247,8

Организации, осуществляющие розничную торговлю (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами) и ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 1067,0 2035,7 2497,1 2665,6 249,8

Авторское обобщение по: [17, С.526].

Все это способствует развитию субрегиона Кавказские Минеральные Воды, расположенного на пересечении железнодорожных, автомобильных и воздушных направлений, в том числе и как центра оптовой торговли.

Ставропольский край умело использует мощный потенциал потребительского рынка не только своего региона, но и соседних близко расположенных субъектов, представляющих собой огромный по своей емкости и потенциалу рынки.

Основные характеристики предприятий данной сферы за кризисные годы в Российской Федерации и Ставропольского края (табл.2).

Таблица 2 - Основные показатели торговли в РФ и Ставропольском крае

Показатель и год РФ Ставропольской край

Стоимость основных фондов коммерческих организаций торговли (без субъектов малого предпринимательства)

2008 9242790 4404

2009 9179074 6780

2009 к 2008 в % 99,3 154,0

Численность работников

2008 2769,4 35,1

2009 2605,1 36,3

2009 к 2008 в % 94,1 103,4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

2008 16899 9443

2009 18234 10254

2009 к 2008 в % 107,9 108,6

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие оптовой торговли

2008 28192,5 134697,0

2009 24398,8 122394,7

2009 к 2008 в % 86,5 90,9

Доля убыточных предприятий/ сумма убытка, млн.руб.

2008 26,9/ 143026 20,9/ 104

2009 26,8/103453 20,5/170

2009 к 2008 ±/ % -0,1/72,3 -0,4/ 163,5

Источник: авторское обобщение и расчеты по [23]

На 1.01.2010 г. задолженность по налогам и сборам по организациям оптовой торговли (кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами), в Ставропольском крае составила 98,6 млрд.руб. или 14,6% от общего объема задолженности. При этом поступление налогов и сборов в консолидированный бюджет Российской Федерации оказалось на уровне 359737,5 млн.руб.( -13,9%).

Вместе с тем по предварительным данным в 2010 году индекс физического объёма ВВП и валовой добавленной стоимости по оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования составил 105,0% (рис.46). В целом по всем видам экономической деятельности аналогичный показатель в том же году вырос на 4,0%, по добыче полезных ископаемых -на 4,7%, обрабатывающие производства- 12,3%, транспорт и связь- 7,7%, государственное управление и обеспечение военной безопасности, социальное страхование- 3,9%.

45000000

40000000

35000000 у-

/

25000000

20000000 ♦ ВВП {в текущих

ценах), млн. руб.

15000000 ^

10000000 у'

5000000 -

0 - 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 4 - Валовой внутренний продукт в Российской Федерации и Ставропольском крае за 2000-2009гг.

Авторская разработка по данным Росстата, территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю.

В общей структуре ВВП РФ по видам экономической деятельности на долю оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования приходится 18,2%. Более низкие ранги по убыванию отмечены у обрабатывающих производств- 16,4%, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг- 11,4 %, а также добычи полезных ископаемых- 10,4%.

115 п

110 -

105 -

100 -95 - у » ВВП (в постоянных ценах), в % к предыдущему году

90 -

85 -

80 - 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 5 - Изменение валового внутреннего продукта Российской Федерации за 2000-2009гг.

Авторская разработка по данным Росстата, территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю.

300000 П

250000

200000 /

150000 - У » ВРП всего, млн, руб.

100000 И ВРП на душу населения, руб.

50000 -

0 - 2000 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Рис. 6 - Валовой региональный продукт в Ставропольском крае за

2000-2009гг.

Авторская разработка по данным Росстата, территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю.

В 2010 году по обороту сферы торговли Ставропольский край занял первое место среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа и третье место в Южном федеральном округе (в границах до выделения нового федерального округа) после Краснодарского края и Ростовской области.

В 2008 году в структуре ВРП Ставропольского края, также как и в целом по стране, основными видами экономической деятельности являлись: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 19,8%; обрабатывающие производства - 15,0; сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 14,0; транспорт и связь - 10,8%.

Применительно к оптовой торговле следует отметить, что в 2009 году по сравнению с 2008 годом численность занятых работников в крупных и

средних организациях выросла на 34,0% и составила 10489 человек (табл. 3). Это 1,9% от общей численности работающих в Ставропольском крае, 2,0% от общекраевого фонда начисленной заработной платы, который за этот год вырос в

1,7 раза и составил 1573,6 млн. руб. Среднемесячная заработная плата работников крупных и средних организаций торговли равнялась 15502 руб., что на 28,2% выше уровня 2008 года и на 4,7% выше среднего по краю значения.

Следует отметить, что в результате проводимой в крае работы по совершенствованию сферы торговли, привлечению на территорию края крупных универсальных розничных и оптово-розничных организаций в 2006 - 2008 годах введены в эксплуатацию около 50 объектов торговли, представляющих многофункциональные торговые центры, крупные сетевые компании из города Москва - шести компаний, Ростова-на-Дону и Краснодара -по две, а также шести краевых торговых компаний, имеющих разветвленную сеть практически во всех районах и городах края. Благодаря этому повышается культура обслуживания населения, расширяется ассортимент доступных товаров, развивается здоровая конкуренция, повышается стимул производителей в выпуске высококачественных и конкурентных товаров [8,11, 12,13,15,18,20,21].

В сфере оптовой торговли также наметилась тенденция развития и укрупнения предприятий с организацией на их базе логистических центров, традиционно сосредоточенных в Ставропольском крае.

Таблица 3 - Численность занятых и расходы на оплату труда

в крупных и средних организациях оптовой торговли Ставропольского края

Наименование показателя 2009 в % к 2008 в % к общекраевым показателям

Средняя численность работников, чел. 10 489 134,0 1,9

в том числе

-работников списочного состава (без внешних совместителей) 10 251 134,6 1,9

-внешних совместителей 165 107,8 1,1

-работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера 73 135,2 0,6

Фонд начисленной заработной платы, млн. руб. 1 573,6 в 1,7 раза 2,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в том числе

-работников списочного состава (без внешних совместителей) 1 543,2 в 1,7 раза 2,1

-внешних совместителей 16,9 в 1,9 раза 1,7

-работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера 13,6 в 2,7 раза 1,1

Среднемесячная заработная плата работников, руб. 15 502,1 128,2 104,7

в том числе

-работников списочного состава (без внешних совместителей) 12 544,7 127,1 108,3

-внешних совместителей 8 508,5 в 1,8 раза 153,9

-работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера 15 547,8 в 2 раза 168,8

Авторск. обобщение по: [14]

Г оворя о текущем состоянии сферы оптовой торговли в Ставропольском крае, отметим следующие, подкрепленные статистическими выкладками, тенденции. Показатели инвестиционной активности крупных и средней организаций оптовой торговли за 2009 год в Ставропольском крае приведены в таблице 4-5.

Таблица 4 - Инвестиционная деятельность крупных и средних организаций

оптовой торговли Ставропольского края, млн. руб.

Наименование показателя 2009 в % к итогу в % к общекраевым показателям

Общий объем долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений, осуществленных организацией 3284,9 100,0 6,7

Долгосрочные финансовые вложения 637,0 19,4 16,7

в том числе:

-в паи и акции других организаций 206,4 6,3 23,8

-в облигации и другие долговые обязательства 87 2,6 0,0

-предоставленные займы 343,7 10,5 12,7

Краткосрочные финансовые вложения 2647,9 80,6 5,9

в том числе:

-в облигации и другие долговые обязательства 0,5 2,2

-предоставленные займы 2391,2 72,8 12,9

-прочие краткосрочные финансовые вложения 256,1 1,0

Инвестиции в нефинансовые активы - всего 853,9 100,0 1,6

Инвестиции в основной капитал 834,3 97,7 1,6

в том числе:

- жилища 201,9 23,6 8,8

- здания (кроме жилых) и сооружения 234,6 27,5 0,8

- машины, оборудование, транспортные средства 278,4 32,6 1,5

- прочее 119,4 14,0 6,5

Инвестиции в нематериальные активы 10,4 1,2 44,9

Инвестиции в другие нефинансовые внеоборотные активы 6,9 0,8 2,8

Затраты на научно-исследовательские, опытно- конструкторские и технологические работы 2,4 0,3 27,2

Авторск. обобщение по: [14].

При общем объеме долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений в основной капитал 834,3 из 3284,9 млн. руб. общего объема вложений, 57,3% осуществлено за счет собственных средств и привлечения 7,9% банковских кредитов. В целом данные показатели составляют 6,7% от общекраевых значений.

Таблица 5 - Источники инвестиций в основной капитал крупных и средних

организаций оптовой торговли, млн. руб.

Наименование показателя 2009 в % к итогу в % к общекраевым показателям

Источники инвестиций в основной капитал 834,3 100,0 1,6

Собственные средства 477,6 57,3 2,5

в том числе:

- прибыль, остающаяся в распоряжении организации 242,6 29,1 2,9

- амортизация 109,6 13,1 1,2

Привлеченные средства 356,7 42,7 1,1

в том числе:

- кредиты банков 65,7 7,9 0,9

- прочие 290,9 34,9 2,2

Авторск. обобщение по: [14].

Итоговые финансовые результаты крупных и средних предприятий оптовой торговли в крае приведены в таблице 6. Большая их часть (80,8%) закончили 2009 год с прибылью (табл. 6). Сумма прибыли составила 1249,2 млн. руб., что на 45,8% выше прошлогоднего показателя. На фоне роста себестоимости проданных товаров и услуг, увеличения коммерческих и управленческих расходов в 1,5 раза, рентабельность реализованной продукции составила 3,5%.

Таблица 6 - Финансовые результаты деятельности крупных и средних

организаций оптовой торговли, млн. руб.

Наименование показателя 2009 в % к 2008 в % к общекраевым показателям

Прибыль (убыток) до налогообложения 1 249,2 145,8 5,2

Число прибыльных организаций в % к общему числу организаций 80,8 * *

Сумма прибыли 1 433,0 в 1,5 раза 4,9

Число убыточных организаций в % к общему числу организаций 19,2 * *

Сумма убытка 183,8 в 2,4 раза 3,6

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей) 53 511,8 122,4 14,4

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг 46 634,0 119,1 15,0

Коммерческие и управленческие расходы 5 048,1 в 1,5 раза 18,5

Рентабельность реализованной продукции (работ и услуг), % 3,5

Авторск. обобщение по: [14].

Рост активов крупных и средних организаций оптовой торговли в

2009 году составил 35,1%, в том числе оборотные активы выросли на 28,5%, а внеоборотные - в 1,5 раза (табл. 7).

Таблица 7 - Активы крупных и средних организаций оптовой торговли на 1.01.2010г., млн. руб.

Статьи Всего в % к соответствующему периоду 2008 года в % к итогу в % к общекраевым показателям

Активы предприятий 21 821,7 135,1 100,0 6,3

Внеоборотные активы 7 159,4 в 1,5 раза 32,8 5,0

в том числе:

-нематериальные активы 15,9 в 2,4 раза 0,1 5,3

-основные средства 3 035,1 в 1,6 раза 13,9 3,4

-незавершенное строительство 882,0 в 1,7 раза 4,0 2,5

Оборотные активы 14 662,2 128,5 67,2 7,2

в том числе:

-запасы 5 657,6 129,7 25,9 9,3

из них:

-производственные запасы 260,9 114,2 1,2 1,1

-затраты в незавершенном производстве (издержках обращения) 263,6 в 2,2 раза 1,2 2,1

-готовая продукция 152,2 110,5 0,7 1,5

-товары для перепродажи 4 829,4 127,2 22,1 48,7

-краткосрочные финансовые вложения 1 366,7 144,1 6,3 7,1

-денежные средства 703.2 в 2.1 раза 3.2 7.2

Авторск. обобщение по: [14].

Основные характеристики предприятий данной сферы за кризисные годы в Российской Федерации и Ставропольского края (табл.8).

Таблица 8 - Основные показатели торговли в РФ и Ставропольском крае

Показатель и год РФ Ставропольской край

Стоимость основных фондов коммерческих организаций торговли (без субъектов малого предпринимательства)

2008 9242790 4404

2009 9179074 6780

2009 к 2008 в % 99,3 154,0

Численность работников

2008 2769,4 35,1

2009 2605,1 36,3

2009 к 2008 в % 94,1 103,4

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата

2008 16899 9443

2009 18234 10254

2009 к 2008 в % 107,9 108,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие оптовой торговли

2008 28192,5 134697,0

2009 24398,8 122394,7

2009 к 2008 в % 86,5 90,9

Доля убыточных предприятий/ сумма убытка, млн.руб.

2008 26,9/ 143026 20,9/ 104

2009 26,8/103453 20,5/170

2009 к 2008 ±/ % -0,1/72,3 -0,4/ 163,5

Источник: авторское обобщение и расчеты по [23]

Среди основных показателей, характеризующих процессы развития сферы оптовой торговли, следует выделить величину ее оборота. Динамика данного показателя в Российской Федерации в целом и среди организаций оптовой торговли за период 2000-2010гг. приведена на рисунке 7.

Оборот оптовой торговли из него оборот организаций оптовой торговли млрд. руб. (в фактически действовавших ценах)

млрд. руб. (в фактически действовавших ценах) в % к предыдущему году (в сопоставимых ценах)

2000 4256,8 144,5 3133,7

2001 5507,8 107,0 4221,7

2002 6819,2 107,6 5465,6

2003 8887,7 114,5 7249,6

2004 11422,9 114,3 9170,5

2005 15626,0 114,8 11007,5

2006 19921,8 110,3 14758,0

2007 24015,6 109,5 19604,6

2008 31136,4 105,4 25549,6

2009 28072,9 101,3 23571,0

2010 (оценка) 30918,5 109,7 24937,9

Рис. 7 - Динамика оборота оптовой торговли в Российской Федерации

в 2000-2010гг.

Авторск. обобщение по [17, 23]

Как свидетельствуют приведенные данные, за последнее десятилетие наблюдается последовательный рост оборота оптовой торговли. При этом прирост индекса варьировал по годам и составлял 7,0-14,8%. Всплеском отложенного спроса можно объяснить значительный рост (+44,5%) данного показателя в посткризисном 2000 году. Экстраполируя отмеченные

тенденции на предстоящий период, в самые ближайшие годы (до 2013г.) мы вправе ожидать весьма значительный, на наш взгляд, рост оборота оптовой торговли, особенно на фоне минимального прироста, оцениваемого официальной статистикой в 5,4-1,3% на протяжении кризисных 2008-2009гг.

Вместе с тем, отмечается тенденция увеличения удельного веса оборота оптовой торговли, приходящегося на неспециализированные организации, при сохранении превалирующей роли на оптовом рынке тех хозяйствующих субъектов, для которых оптовая торговля является профильным видом деятельности.

По каждой товарной позиции (среди ключевых индикаторов, благодаря своему объёму влияющих на формирование отраслевых тенденций в целом) анализ динамики продаж организациями оптовой торговли позволяет выявить специфические тренды, часть которых проиллюстрирована на рисунках 8-9.

80 60 40 20 О

Рис. 8 - Удельный вес продажи отдельных товаров организациями оптовой торговли в ресурсах ключевых промышленных товаров Авторск. обобщение по [17, С546]

Бензины автомобильные Трубы стальные Цемент

Автомобильные шины (кроме шин для мотоциклов и мотороллеров) Удобрения минеральные

60

50

40

30

20

10

О

Рис. 9 - Удельный вес продажи отдельных товаров организациями оптовой торговли в ресурсах ключевых продовольственных товаров Авторск. обобщение по [17, С546]

Отражением снижения спроса на отдельные ключевые товары продовольственной группы в условиях падения уровня доходов большей части населения страны в кризисный период является экстремально низкий уровень продаж, приходящийся на долю организаций оптовой торговли. Еще более контрастно отмеченная тенденция проявляется на примере проанализированной группы промышленных товаров.

Важнейшими институциональными единицами оптового рынка следует считать наличие и эффективное функционирование товарных бирж. Основные показатели их деятельности в масштабе Российской Федерации приведены в таблице 9.

Сократившееся в 3,5 раза количество товарных бирж по сравнению с первоначальным периодом становления биржевого дела в постсоветской экономике (например, в 1995 году их было 91, а в 2009 году осталось 26) свидетельствует о нарастании процессов объединения, укрупнения, универсализации, что, безусловно, является положительным моментом. Однако отмеченные процессы происходят на фоне уменьшения количества торгов и заключенных сделок (в 1,8 и 1,5 раз в сравнении с 2009 годом

• Мясо включая мясо птицы и дичи ■ Масло животное Сыры

■Масла растительные Сахар

соответственно), численности основных работников (в 4,0 раза) и внештатных сотрудников (в 11,5 раза), сопровождаются снижением биржевого оборота вплоть до 2006 года при некотором варьировании по годам.

Таблица 9 - Основные показатели деятельности товарных бирж

Годы 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 20101

Число бирж (на конец года) 91 45 44 40 38 35 31 26 23 28 26 26

Проведено торгов, тыс. 6,6 2,6 2,3 2,5 2,0 1,9 1,8 1,7 1,8 2,8 3,6 3,9

Заключено сделок с реальным товаром, тыс. 125,2 9,8 8,3 17,4 36,8 28,5 22,6 4,9 36,0 46,2 85,8 94,2

Среднесписочная численность работающих (без совместителей) и работников несписочного состава, чел. 1736 472 392 329 325 251 241 192 239 364 437 468

Численность совместителей, чел. 287 70 90 77 79 74 55 47 47 44 25 29

Начислено на оплату труда работникам списочного состава (включая совместителей), млн. руб. 11,62 11,8 19,4 20,2 27,7 26,6 31,2 33,0 80,1 329 552 590

Платежи в бюджет -всего, млн. руб. 11,12 13,6 19,4 14,0 15,4 13,2 33,3 25,7 50,7 186 357 412

из них налог на прибыль 2,12 2,0 1,9 1,2 1,4 1,5 16,0 9,0 17,6 58,4 99,5 118,6

Биржевой оборот -всего, млн. руб. 16752 4997 2722 11596 6657 6346 7404 5345 46895 66800 115523 178945

в том числе:

потребительские товары, зерно 664,32 3015 1417 6965 1646 5092 6007 989 3409 32184 29434 29935

продукция произ-водственно-техничес-кого назначения 951,22 21812 1043 4408 4822 972 1155 4071 43412 33649 48658 59534

прочие 59,62 170 262 223 189 282 242 285 74,1 967 37431 45853

- предварительные данные; -1995 г. - млрд. руб. Авторск. обобщение по [17, 23]

В данном контексте 2007 год следует воспринимать как переломный, начиная с которого произошло изменение устойчиво негативных тенденций на динамично позитивные. Так, в 2009 году по сравнению с 2006 годом число бирж не изменилось, количество торгов выросло в 2,1 раза и сопровождалось

ростом числа заключенных сделок в 17,5 раза, в 2,3 выросла численность штатного персонала, в 13,9 раза увеличились платежи в бюджеты различных уровней. Биржевой оборот увеличился в 21,6 раза преимущественно за счет продажи потребительским товарами и зерном (в 29,7 раза) и продукции производственно-технического назначения (в 12,0 раз).

По предварительным данным в 2010 году показатели деятельности товарных бирж также росли при неизменном их числе.

На рисунке 10 представлена динамика структуры биржевого оборота на протяжении достаточно протяженного периода времени 1995-2010гг.

Рис. 10 - Основные показатели деятельности товарных бирж в Российской

Федерации в 1995-2010гг.

Авторск. обобщение по [17, С. 547; 23]

Рис.11 - Динамика структуры биржевого оборота в Российской Федерации в

1995-2009гг.

Авторск. обобщение по [17, С.543; 23]

Представленные диаграммы иллюстрируют колебания конъюнктуры спроса на мировом и отечественном рынках и свидетельствуют о диверсификации ассортимента оптовых товарных позиций, ранее представленных в структуре биржевого оборота незначительно.

Положительную динамику товарооборота оптовой торговли в разрезе федеральных округов за 2000-2010гг. подтверждают нижеприведенная

иллюстрация (рис.12 и табл.10).

■ Центральный федеральный округ ■ Северо-Западный федеральный округ

■ Южный федеральный округ ■ Северо-Кавказский федеральный округ

■ Приволжский федеральный округ ■ Уральский федеральный округ

■ Сибирский федеральный округ Дальневосточный федеральный округ

Рис. 12 - Оборот оптовой торговли по федеральным округам Российской

Федерации в 2000-2010гг., млн. руб.

Авторск. обобщение по [17, С.543; 23]

Как видно из приведенных данных, центр отечественной оптовой торговли сосредоточен в Центральном федеральном округе, преимущественно в городе Москва. Последующие ведущие ранги среди федеральных округов в 2000 году разделили Приволжский, СевероКавказский в современном составе (сумма показателей оборота оптовой торговли по субъектам нового федерального округа в его современных границах), Северо-Западный федеральные округа; в 2005 и 2009 годах -Приволжский, Уральский, Северо-Западный и, наконец, Северо-Кавказский округа. Субъекты Северо-Кавказского федерального округа

характеризуются наивысшими показателями роста в 2009 году по сравнению

с предыдущим годом на фоне иных федеральных округов и Российской Федерации в целом.

Таблица 10 - Оборот оптовой торговли по федеральным округам Российской Федерации в 2000-2010гг.

РФ, округа РФ Оборот оптовой торговли из него оборот организаций оптовой торговли

млн. руб. (в фактически действовавших ценах) 2009 в % к 2008 2010 оценка млн. руб. (в фактически действовавших ценах) 2009 в % к 2008

2000 2005 2009 2000 2005 2009

Российская Федерация 4256808 15625963 28072908 101,3 32345632 3133707 11007513 23570990 103,7

Центральный ФО 2056545 7936967 15538462 87,2 18957932 1516475 5616802 13670839 90,0

г. Москва 1690992 6079260 11381646 86,7 13190687 1245299 4142670 10252300 89,8

Северо-Западный ФО 394477 1331137 2511390 78,8 2794567 294863 1005994 2068512 80,4

Южный ФО 221725 825822 1469840 87,0 1598589 168108 680924,5 1197488 86,6

СевероКавказский ФО 29176 116410 313483 164,3 300127 19299 85706,5 246115,8 143,1

Приволжский ФО 653169 2159506 3332521 80,6 3390980 406311 1508461 2528539 85,5

Уральский ФО 322794 1678435 2386262 86,6 2427985 238836 970224 1814043 81,0

Сибирский ФО 414028 1249428 1924225 93,9 2178665 346107 859656 1560613 93,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дальневосточный ФО 81607 328257 596724 86,1 696787 60420 279745 484841 84,6

Авторск. обобщение по Авторск. обобщение по [17, С.543; 23]

Лидером среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа по показателям оборота оптовой торговли является Ставропольский край (табл. 11). На его долю в 2009 году пришлось практически три четверти (73,1%) от общеокружных значений (229,057 млрд. руб. из 313,483 млрд. руб.). Данное соотношение сохранилось и в 2010 году, несмотря на снижение абсолютных показателей.

РФ, субъекты СКФО Оборот оптовой торговли из него оборот организаций оптовой торговли

млн. руб. (в фактически действовавших ценах) 2009 в % к 2008 млн. руб. (в фактически действовавших ценах) 2009 в % к 2008

2000 2005 2009 2000 2005 2009

РФ 4256808 15625963 28072908 101,3 3133707 11007513 23570990 103,7

СКФО 29176 116410 313483 164,3 19299 85706,5 246115,8 143,1

Республика Дагестан 952 18570 23537 132,9 627 8421 15906 116,3

Республика Ингушетия 100 296 1043 в 2,4р. 12,0 63,5 71,8 105,3

КБР 2085 3002 9973 133,7 1315 1957 7934 133,1

КЧР 1491 4568 9970 87,8 832 1719 7134 124,6

Республика Северная Осетия -Алания 483 8943 24668 в 3,4р. 260 8344 13072 в 2,1р.

Чеченская Республика нет данных 217 15235 в 5,4р. нет данных 154 5701 в 3,3р.

Ставропольский край 24065 80814 229057 98,9 16253 65048 196297 99,5

Авторск. обобщение по Авторск. обобщение по

[17, С.543; 23]

Более детально динамика последних лет по субъектам СевероКавказского федерального округа представлена в таблице 12 и рис. 13.

Субъекты СКФО 2005 2006 2007 2008 2009 2010

к 2005 в %

Северо-Кавказский ФО 116409,5 144597,6 221450,3 258031,2 306357,3 300127,0 257,8

Республика Дагестан 18569,8 15934,3 29072,3 19509,1 23536,8 15590,4 84,0

Республика Ингушетия 295,8 271,2 336,2 393,0 1249,7 1622,0 548,3

Кабардино-Балкарская Республика 3001,8 3244,9 5151,7 7444,0 10287,6 17177,2 572,2

Карачаево-Черкесская Республика 4568,4 6014,2 10534,9 10850,5 9969,9 11851,1 259,4

Республика Северная Осетия - Алания 8942,7 5768,7 4983,7 6670,0 25197,4 23985,1 268,2

Чеченская Республика 217,4 823,8 1563,1 2852,2 15472,1 10766,2 4952,3

Ставропольский край 80813,5 112540,6 169808,5 210312,4 220643,8 219135,0 271,2

Авторск. обобщение по Авторск. обобщение по [17, С.543; 23]

2005

2006

2007

2008

2009

• Северо-Кавказский ФО

• Республика Ингушетия

■ Карачаево-Черкесская Республика Чеченская Республика

2010

•Республика Дагестан ■Кабардино-Балкарская Республика - Республика Северная Осетия-Алания Ставропольский край

Рис. 13 - Общий объем оборота оптовой торговли субъектов Северо-Кавказского федерального округа, млн. руб. Авторск. обобщение по [17, С.543; 23]

По имеющимся данным официальной статистики показатели оборота оптовой торговли в 2010 году по отдельным субъектам Северо-Кавказского федерального округа, прервав тенденцию к росту, наблюдающуюся на протяжении всех лет последнего десятилетия, характеризуются снижением значений. Данная тенденция характерна как в целом по округу, так и для следующих ее субъектов: Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Северная Осетия-Алания и Ставропольского края. При этом у отдельных субъектов округа (Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республика) и в посткризисный 2010 год отмечался прирост показателей оптовой торговли.

Отражением специфических особенностей региональных экономик национальных республик Северного Кавказа служит значительная дифференциация субъектов по формам собственности предприятий, обеспечивающих оборот оптовой торговли. Данные приведены по 2009 году (табл. 13 и рис. 14).

Таблица 13 - Структура оборота оптовой торговли организаций оптовой

торговли по формам собственности в субъектах СКФО,%

РФ, субъекты СКФО Г осударственная и муниципальная собственность Частная собствен- ность Другие формы собственности

Российская Федерация 0,6 69,1 30,3

Республика Дагестан 1,2 98,8 -

Республика Ингушетия 38,1 61,9 -

Кабардино-Балкарская Республика - 95,3 4,7

Карачаево-Черкесская Республика 2,1 97,9 -

Республика Северная Осетия -Алания 0,5 93,9 5,6

Чеченская Республика 8,9 91,1 -

Ставропольский край 0,1 96,1 3,8

Авторск. обобщение по [17, С.545]

Рис. 14 - Распределение оборота оптовой торговли организаций оптовой торговли по формам собственности в субъектах СКФО,%

Авторск. обобщение по [17, С.545]

При общей для всех субъектов округа превалировании роли предприятий частной формы собственности на оптовых рынках следует выделить три группы субъектов округа по данному критерию:

1) характеризуется практически полным отсутствием на оптовых рынках предприятий государственной и муниципальной собственности и минимальным влиянием игроков иных форм собственности. К данной группе следует отнести следующие субъекты: Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия - Алания и Ставропольский край.

2) Чеченская Республика не имеет в оптовой торговле игроков других форм собственности и сохраняет высокую долю предприятий государственной и муниципальной собственности;

3) гораздо более высокий удельный вес предприятий оптовой торговли, находящихся в государственной и муниципальной собственности характерна для Ингушской Республики. Следует отметить, что прямо противоположная картина свойственная в целом для всего отечественного рынка оптовой торговли (минимум государственной и муниципальной собственности, высокий удельный вес предприятий-оптовиков других форм собственности).

Памятуя о том, что к иным формам собственности относятся совместные предприятия, а также полностью принадлежащие иностранному капиталу, выделяется проблема слабой инвестиционной привлекательности, характерная для всего региона.

Рассмотрим более подробно показатели, характеризующие состояние оптовой торговли в лидирующем по уровню экономического развития субъекте - Ставропольском крае (табл. 14).

Таблица 14 - Динамика оборота оптовой торговли Ставропольского края в 2000-2009гг.

Год Всего в том числе организаций оптовой торговли

млрд. руб. в % к предыдущему периоду в сопоставимых ценах млрд. руб. в % к предыдущему периоду в сопоставимых ценах

2000 24,1 148,7 16,3 194,7

2001 32,2 112,0 22,0 113,4

2002 58,0 160,0 44,6 180,1

2003 67,1 102,9 55,5 110,6

2004 64,5 85,9 53,8 86,7

2005 80,8 112,1 65,0 108,1

2006 112,5 128,7 93,9 133,4

2007 169,8 135,0 145,5 138,7

2008 210,3 101,1 179,1 99,5

2009 229,1 98,9 196,3 99,5

20101 219,1 97,0 188,2 98,2

- предварительные данные

Авторск. обобщение по [17, С545; 23]

За последнее десятилетие на рынке оптовой торговли Ставропольского края (как, впрочем, и всей Российской Федерации) на фоне постоянного роста абсолютных значений оборота оптовой торговли в крае происходило последовательное увеличение доли специализированных игроков- от 67,668,3% в 2000-2001гг. до 85,7-85,2% в 2008-2009гг. Экспоненциальный тренд данного показателя (рис. 15) достаточно четко иллюстрируют отмеченную тенденцию.

300

250

200

150

100

50

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

(оценка)

Оборот оптовой торговли нвт.ч. Организаций оптовой торговли

----Экспоненциальная (Оборот оптовой торговли)

----Экспоненциальная (в т.н. Организаций оптовой торговли)

Рис. 15 - Структура оборота оптовой торговли Ставропольского края в 2000-

2010 гг. (в % к итогу)

Авторск. обобщение по [23]

Классификация предприятий оптовой торговли Ставропольского края по видам деятельности и типам предприятий графически представлены на рисунке 16.

Рис. 16 - Структура организаций оптовой торговли по видам деятельности и типам организаций

Авторск. обобщение по [24]

В Ставропольском крае 84% оборота оптовой торговли приходится на специализированные организации и только 16% на иных участников оптового рынка. Большую часть (67%) данного показателя обеспечивают субъекты малого предпринимательства и только 7%- средние предприятия.

В итоге в качестве обобщения текущего состояния сферы оптовой торговли следует привести следующий статистический обзор данной сферы территориального органа федеральной статистики по Ставропольскому краю.

В 2009 году на развитие оптовой торговли было направлено 122,4 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, что на 16,0% ниже уровня 2008 году.

В 2010 году общий объем оборота оптовой торговли предприятий и организаций всех форм собственности составил 219,7 млрд. руб., что в сопоставимых ценах на 11,4% меньше, чем в 2009 году. При этом доля субъектов малого предпринимательства составила больше половины всего оборота оптовой торговли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К 2010 году стоимость основных фондов коммерческих организаций оптовой торговли (без учета субъектов малого предпринимательства) составила 9179,1 млрд. руб. или 22,4% от стоимости основных фондов экономической деятельности всех видов. При этом степень износа основных фондов коммерческих организаций оптовой торговли (без учета субъектов малого предпринимательства) зафиксирована на уровне 63,6% по сравнению с 44,3% в целом по экономике; коэффициент обновления основных фондов составил 3,2%, что более чем в 3 раза ниже, чем в целом по Российской Федерации (11,3%), а коэффициент выбытия основных фондов отмечен на уровне 0,2% ( в целом по Российской Федерации 0,6%).

В 2009 году объем накопленных иностранных инвестиций организаций оптовой торговли составил 49,8 млрд. долл. США, при этом отмечено его увеличение на 1,1% по сравнению с предыдущим годом. За 2009 год в организации оптовой торговли поступило иностранных инвестиций в сумме 20,1 млрд. долл. США, что на 1,2% больше, чем в 2008 году. Однако наибольшая доля в общем объеме инвестиций в организации оптовой торговли приходится на такие страны, как Люксембург - 39,4% (7,9 млрд. долл. США), Нидерланды - 27,3% (5,5 млрд. долл. США), Германию - 10,4% (2,1 млрд. долл. США), Кипр - 6,3% (1,3 млрд. долл. США).

Сезонные колебания оборот оптовой торговли в 2010 году в Ставропольском крае представлены на рис. 17.

-♦—общий оборот оптовой торговли

оборот оптовой торговли оптовыми организациями

Рис. 17 - Динамика оборота оптовой торговли в Ставропольской крае в

2010 году

Авторск. обобщение и расчеты по [24].

В 2010 году в Ставропольском крае функционировало 95 рынков различного профиля, большинство из которых имеют универсальную направленность (64,2%), а также 6 продовольственных по 13 вещевых и сельскохозяйственных рынков. В целом по краю торговых мест на рынках создано 39585. Их структура в зависимости от групп собственности приведены в таблице 16.

В 2010 году оборот оптовой торговли по большей части (на 86,5%) формировался организациями оптовой торговли. Оставшаяся часть приходится на рынки, биржи и иные формы торговли. Приведем данные региональной статистики по современному состоянию рыночной торговли (табл.15).

Таблица 15 - Основные показатели рыночной торговли в Ставропольском крае

Виды рынков Число рынков, единиц в них торговых мест:

Всего в том числе закрепленных за:

ИП К(Ф)Х частными лицами (населе- нием) юриди- ческими лицами ЛПХ

Всего по краю 95 39585 30364 500 6781 660 1280

В % 100% 76,7% 1,3% 17,1% 1,7% 3,2%

в том числе:

универсальные 61 30950 24713 271 4486 575 905

специализированные 34 8635 5651 229 2295 85 375

из них:

по продаже продуктов питания 6 733 456 - 242 20 15

вещевые 13 4570 3976 - 574 20 -

сельскохозяйственные 13 3292 1199 229 1459 45 360

прочие 2 40 20 - 20 - -

Авторск. обобщение и расчеты по [24].

Как видно из данных таблицы 16, большинство рынков являются частными (69,5%), на их долю приходится 70,5% торговых мест.

На долю розничного рынка в Ставропольском крае приходится свыше 17% общего оборота торговли. Товарная структура продажи основных продовольственных и непродовольственных товаров на них приведена в таблице 17.

Таблица 16 - Распределение рынков Ставропольского края и торговых мест на них по формам собственности

Формы собственности Количество рынков В них торговых мест, в % к общему количеству торговых мест

единиц % к итогу

Всех форм собственности 95 100,0 100,0

в том числе:

государственная и муниципальная 22 23,2 21,7

негосударственная 73 76,8 78,3

из нее:

частная 66 69,5 70,5

собственность потребительской кооперации 7 7,4 7,8

Авторск. обобщение и расчеты по [24].

По большинству товарных групп отмечается незначительное по величине, но устойчиво проявляющееся снижение удельного веса, реализуемых на рынках. Это косвенно может свидетельствовать отчасти об усилении (либо о благоприятных условиях для усиления) роли сетевой розничной торговли в регионе.

Таблица 17 - Товарная структура продажи основных продовольственных и непродовольственных товаров в Ставропольском крае

Виды товаров Доля товаров в общей продаже на рынках, % Доля продажи в общем объеме продаж по соответствующей товарной группе

2009 2010 ± 2009 2010 ±

Мясо и мясопродукты 14,6 13,6 -1 37,7 36,0 -1,7

Рыба и морепродукты 0,7 0,6 -0,1 8,0 7,7 -0,3

Пищевые масла и жиры 0,7 0,6 -0,1 9,6 9,0 -0,6

Молочные продукты 0,4 0,4 0 3,1 2,9 -0,2

Яйца 0,3 0,3 0 10,5 10,4 -0,1

С а х а р 0,1 0,1 0 1,8 1,7 -0,1

Кондитерские изделия 3,0 2,8 -0,2 20,8 19,6 -1,2

Ч а й 0,3 0,2 -0,1 11,9 12,1 0,2

К р у п а 0,1 0,1 0 5,9 5,9 0

Макаронные изделия 0,2 0,1 -0,1 6,8 6,5 -0,3

Свежие овощи 5,3 7,1 1,8 72,3 74,7 2,4

Свежие фрукты 6,3 5,2 -1,1 67,1 69,2 2,1

Табачные изделия 0,8 0,9 0,1 7,5 7,3 -0,2

Синтетические чистящие, моющие и полирующие средства 0,2 0,1 -0,1 4,9 4,8 -0,1

Туалетное и хозяйственное мыло 0,1 0,1 0 3,3 3,3 0

Косметические и парфюмерные товары 0,2 0,2 0 2,4 2,4 0

Мебель бытовая 0,4 0,4 0 2,7 2,9 0,2

Аудиоаппаратура 0,1 0,1 0 8,7 8,7 0

Напольные покрытия, ковры и ковровые изделия 0,9 0,8 -0,1 28,1 30,4 2,3

Т к а н и 0,2 0,2 0 12,9 12,7 -0,2

Верхняя одежда 25,0 27,0 2 60,8 77,8 17

Нательное белье 1,1 1,0 -0,1 54,3 54,2 -0,1

Одежда из меха 1,6 1,6 0 51,0 52,9 1,9

Чулочно-носочные изделия 0,2 0,2 0 15,7 16,7 1

Обувь кожаная 6,3 6,0 -0,3 47,7 48,2 0,5

Строительные материалы 3,3 3,5 0,2 10,9 13,2 2,3

Авторск. обобщение и расчеты по [24].

Таким образом, анализ динамики показателей оптовой торговли в Российской Федерации, Северо-Кавказском федеральном округе и Ставропольском крае свидетельствует об устойчивой положительной динамике за последние годы и, на наш взгляд, краткосрочном снижении абсолютных значений (либо только темпов прироста) оборота оптовой торговли.

Литература:

1. Берман Б., Эванс Дж. Розничная торговля. Стратегический подход.-Вильямс, 2008.- 1184 с.

2. Блинов, А. Проблемы стагнации развития малого бизнеса/ А.Блинов// Инвестиции в России. - 2003. - № 1. - С. 19-23.

3. Буев В.В. и др. Интегральные показатели развития малого предпринимательства// В.В.Буев, С.В.Мигин, Н.В.Смирнов, А.А.Шамрай, А.А.Шестоперов.- М.: ООО «Вектра», 2007. - 46с.

4. Варли Розмари, Мохаммед Рафик. Основы управления розничной торговлей.- М.: Издательский дом Гребенникова, 2005.- 456 с.

5. Горбань О.П. Проблемы развития малого предпринимательства в современной России //http://www.mstu.edu.ru/publish/ сопШШк^есйо^/ section8_26.html

6. Гусев И.А. Совершенствование методики определения конкурентоспособности малых предпринимательских структур //Инновации. -

2007. - №3.- С. 76-91.

7. Доклад о состоянии и развитии малого предпринимательства в Российской Федерации и мерах по его государственной поддержки//http://rcsme.ru/libArt.asp?id=3420

8. Еленева Ю.Я. Разработка и внедрение системы обеспечения конкурентоспособности в комплексе «предпринимательское дело»: Дис. ... канд. техн. наук. - М., 2000. - 189 с.

9. Клейнер Г., Качалов Р., Данилина Я.. Управление малыми многопрофильными корпорациями, 12-08-2009/ http://www.cig-bc.ru/library/112/

10. Колесников М.Ю. Малый бизнес как фактор инновационного развития экономики.- Иркутск: БГУЭП, 2005.- 117с.

11. Максимов В.А. Свобода экономической деятельности и государственное регулирование/ В.А.Максимов// Гражданин и право. - 2001. - № 5 (11). - С. 36-40.

12. Мисаков В.С. Анализ конкурентоспособности фирмы.- М.: Финансы и

статистика, 2000. - 225 с.

13. Нижальская Н.И. Экономическая эффективность предпринимательской деятельности как основа конкурентоспособности// Современная экономика. Прилож. к журналу Экономические науки.- 2005. - Вып. 2. - № 5.- С. 15-23.

14. О деятельности предприятий и организаций в сфере оптовой торговли за 2009 год.- Ставрополь: Ставропольстат, 2010.- 45с.

15. Пономарева Т.Г. Место конкурентоспособности товаров и стратегии маркетинга // Проблемы региональной экономики. - 2001. -№ 5. - С. 114-117.

16. Регионы России: Социально-экономические указатели. - М.: Росстат РФ, 2008.- 945с.

17. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат.сб./Росстат. - М.,

2008. - 847 с.

18. Скопина И.В., Новикова Е.А. Проблемы и возможности повышения конкурентоспособности предприятий розничной торговли// Управление экономическими системами: электрон. науч. журн. / Кисловодский институт экономики и права, МЦНИП-. - Киров: Международный центр научноисследовательских проектов, 2008. - № 2 (14). - № рег. статьи 0045. - Режим доступа к журн.: http://uecs.mcnip.ru

19. Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года

20. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика.- М.: Гном-Пресс, 2000. -309 с.

21. Юдникова Е.С. Теория и методология обеспечения системной конкурентоспособности торговых предпринимательских структур: Автореферат дисс. ...докт.экон.наук. - СПб., 2008. - 38с.

22. URL://http: // www.stavregion.ru/ economy

23. URL://http://www.gks.ru

24. URL://http://www.lenust.ru/publications/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.