ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2012. № 3
Т.Ю. Базыленко1,
аспирант кафедры экономики труда и персонала экономического ф-та МГУ
имени М.В. Ломоносова
РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
И САМОЗАНЯТОСТИ КАК НАПРАВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ЗАНЯТОСТИ
В статье рассматривается проблема развития предпринимательства и самозанятости безработных как направление деятельности государственной службы занятости. Проведен анализ подходов к реализации программ самозанятости в развитых зарубежных странах и России. Также представлены механизмы стимулирования предпринимательской активности безработных в Российской Федерации на различных уровнях — федеральном, региональном, муниципальном, личностном.
Ключевые слова: самозанятость, предпринимательская активность, государственная служба занятости.
The task of development of entrepreneurial activity and self-employment is considered as a direction of the activity of the public employment service. It is carried out an analysis of approaches to the realization of self-employment programs in both development countries abroad and the Russian Federation. Mechanisms of the realization of entrepreneurial activity-of unemployed in RF are considered at different levels: state, regional, municipal, and personal.
Key words: self-employment, entrepreneurial activity, public employment service.
В рамках задачи построения инновационной экономики в Российской Федерации резко актуализировалась проблема эффективного развития программ самозанятости, включая такой важный ее аспект, как стимулирование предпринимательской активности (ПА) безработных. Решение данной проблемы должно обеспечить развитие рынка труда (РТ), соответствующего потребностям современного постиндустриального общества, в котором управление безработными, имеющими высокий уровень образования, приобретает новые аспекты. В частности, феномен ПА может быть использован как одно из возможных и продуктивных средств эффективной реинтеграции безработных в социум.
Государственная служба занятости (ГСЗ) в этом случае дает возможность безработным вернуться в сферу труда, в социально-экономические отношения в новом качестве, обеспечить себя и, более того, других безработных рабочими местами. Поэтому важно
1 Базыленко Татьяна Юрьевна, тел.: +7 (915) 007-65-10; e-mail: [email protected]
повышать эффективность предпринимательских структур, создаваемых безработными в рамках программ самозанятости при непосредственном участии ГСЗ.
Задача данной статьи — выявление особенностей программ самозанятости и анализ механизмов влияния ГСЗ на ПА безработных в России.
Необходимо отметить, что в законодательстве РФ и развитых зарубежных стран понятия «самозанятость» и «содействие самозанятости» имеют некоторые различия в толковании. В соответствии с положениями Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» под «содействием самозанятости безработных граждан» понимается оказание «единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя (ИП) либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации»2. В странах Европейского союза и США под самозанятостью обычно подразумевается владение собственным бизнесом и работа только на себя. Примерами такого предпринимательства являются: оказание индивидуальных деловых и социальных услуг, риелторская деятельность, посредничество, розничная продажа, маркетинговые исследования, программирование, независимое консультирование, рекламирование или деятельность на условиях франчайзинга и др.3
Программы развития самозанятости, применяемые в разных странах, отличаются по своей структуре и используемым механиз-мам4. Однако, как показал анализ, в них есть и общие черты: ориентация на определенные целевые группы безработных, применение комплексных мер финансовой поддержки, а также помощь в получении квалификации и обретении трудовых навыков, востребованных на рынке труда. Кроме того, все программы содействия развитию самозанятости предусматривают определенные условия
2 Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 30.11.2011) // КонсультантПлюс онлайн — некоммерческие версии системы. 2003. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 12.02.2012).
3 См.: Бондаренко В.А. Развитие самозанятости в странах Европейского союза и США // Внешмаркет: Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/ document_r_A4F92072-2395-4116-96E5-EE76169118C7.html (дата обращения: 05.03.2012).
4 Правительства всех стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) постоянно совершенствуют свои национальные программы развития и поддержки самозанятости применительно к своим социально-экономическим условиям. (The Partial Renaissance of the Self-Employed: OECD Employment Outlook. Paris, 2000. Ch. 5. P. 179—181). О программах Chomeurs Createurs (СС), Enterprise Allowance Scheme (EAS) и др. см.: Factbook 2008: Economic, Environmental and Social Statistic. ОЕСD, 2008.
и порядок взаимодействия с принятыми в каждой стране правилами оказания социальной помощи при безработице, специальные меры по мониторингу процедур поддержки по оказанию технической и финансовой помощи, а также по оценке результативности программ.
Развитие самозанятости в развитых странах, по мнению автора статьи, вызвано сочетанием по крайней мере следующих четырех явлений на РТ:
1) роста интенсификации труда и ужесточения рыночной конкуренции при высоком уровне налогообложения в сфере наемного труда;
2) реструктуризации многих отраслей промышленности и повышения стоимости аутсорсинговых услуг при выполнении вспомогательных функций (что способствует росту субподрядных контрактов в сфере самозанятости);
3) организации широких сетей ИП, объединенных Интернетом в своеобразные кластеры, обладающие большей гибкостью и оперативностью по сравнению с традиционными компаниями;
4) возросших возможностей самовыражения в сфере предпринимательства для множества людей, обладающих высокой квалификацией.
Основные особенности развития программ самозанятости в странах ОЭСР за период 2000—2006 гг., которые подтверждаются и в последующих периодах, можно свести к следующим позициям:
1. Темпы роста числа работающих в сфере самозанятости превышали темпы роста общей занятости в большинстве стран ОЭСР.
2. Рост самозанятости был сконцентрирован в таких быстрорастущих секторах экономики, как сфера деловых и социальных услуг, причем более высокие темпы развития самозанятости наблюдались в профессиональных группах высококвалифицированных специалистов.
3. В большинстве стран ОЭСР количество женщин в сфере самозанятости превышало количество мужчин.
4. В сфере самозанятости отмечалась более высокая интенсивность труда при повышенной ответственности за его результаты, однако это компенсировалось сознанием независимости и чувством личного удовлетворения от выполнения своей работы.
5. Повышенный интерес к сфере самозанятости наблюдался среди молодежи со средним и более высоким уровнем образования, а также у высококвалифицированных специалистов старших возрастных категорий.
6. Правительства почти всех стран ОЭСР использовали схемы помощи безработным в организации собственного дела в форме ИП. Кроме того, многие страны недавно ввели программы, ориентированные на привлечение молодежи и женщин в сферу самозанятости.
7. Программы развития самозанятости заинтересовывают относительно небольшие группы безработных (4—7%) в возрасте старше 35—40 лет, которые обычно обладают достаточно высокой квалификацией и опытом работы.
Таким образом, имеет место ориентация программ самозанятости на наиболее образованный, квалифицированный и активный контингент безработных, склонных к новаторской деятельности, что вполне согласуется с хорошо известными общими признаками предпринимательской деятельности (ПД)5. В этой связи приоритетными задачами ГСЗ должны стать определение адекватной моти-вационной структуры потенциального предпринимателя из числа безработных и выявление его склонности к предпринимательскому риску на раннем этапе. Целесообразным также является использование методик профилирования безработных, что позволит провести ранжирование последних с точки зрения уровня потенциальной ПА.
Для нахождения эффективного вектора влияния ГСЗ на ПА безработных автором статьи проведен анализ ПД в рамках модели взаимодействующих экономических сред (внутренней и внешней). Очевидно, что предприниматель преобразует экономическую среду, формируя ее новый облик. В свою очередь экономическая среда является необходимой предпосылкой для возникновения предпринимательства. Под внешней предпринимательской средой (ПС) понимаются все условия и факторы (прямые и косвенные), которые возникают в окружающей среде и оказывают на нее воздействие, требуют от предпринимателя принятия решений, направленных на устранение противоречий между характером ПД и ПС. Предприниматель действует одновременно в нескольких сферах — производственной, торговой, финансовой и трудовой.
Можно выделить 5 стадий ПД:
1) накопление и отбор предпринимательской идеи, интегрирующей возможности предпринимателя и потребности рынка;
2) планирование производственной и финансово-хозяйственной деятельности, маркетинг;
3) определение потребностей в ресурсах (в том числе трудовых, материальных денежных) и в поставщиках;
4) управление проектом (техническая, финансовая, организационная подготовка производства товаров/услуг);
5) управление предприятием — контроль, анализ и др.6
5 См.: Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1996. № 2. С. 3—15; Чепуренко А. Раннее предпринимательство в России: промежуточные результаты GEM // Мир России. 2008. № 2. С. 22—40.
6 Huerta De Soto J. Socialismo, Calculo Economico Y Función Empresarial. 3d ed. Madrid, 2005.
По мнению автора статьи, ГСЗ имеет потенциал помощи безработным как минимум на первых трех вышеперечисленных стадиях. Хотя предпринимательство предполагает свободу в выборе направлений деятельности, принцип относительной приоритетности этих направлений должен соблюдаться при экспертизе бизнес-проектов (производство и инновации, ЖКХ, сфера услуг и др.). Предоставление финансовой помощи (например, до 327 тыс. руб. на одного безработного из бюджета г. Москвы) для организации самозанятости и ее субсидирование в порядке, предусмотренном федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ и г. Москвы, стимулирует как уже действующих, так и потенциальных предпринимателей.
На рис. 1 схематично представлен существующий законодательно утвержденный алгоритм взаимодействия ГСЗ и безработных, желающих открыть свое собственное дело (в форме индивидуального частного предприятия (ИЧП) или юридического лица (ЮЛ)) в рамках программ содействия самозанятости в РФ. Удовлетворяющие критериям безработные инициируют и отправляют бизнес-проект с прилагающейся сметой расходов и сопутствующим комплектом документов на экспертизу в ГСЗ7.
В случае положительного решения финансовой комиссии безработный регистрирует свое предприятие в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) или Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), предоставляет выписку из данного реестра, отчет по произведенным расходам, заключает договор с ГСЗ и получает субсидию (58 800 руб.) на расчетный счет. При создании рабочих мест для безработных начинающий предприниматель получает субсидию (58 800 руб.) на каждого трудоустроенного безработного (в этом случае безработные являются резервом кадрового обеспечения предприятия). Подтверждением создаваемых рабочих мест служат трудовые договоры, заключаемые на срок не менее 12 мес. (законом предусмотрена непредвиденная ротация безработных и возможность сохранения рабочих мест). В качестве мониторинга и контроля ПД используется механизм выездных проверок, в случае необходимости при нарушении регламентов, прописанных в законодательстве, назначаются санкции и штрафы.
7 Программа содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан // Консуль-тантПлюс онлайн — некоммерческие версии системы. 2003. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 12.02.2012).
Выездные проверки (сроки, санкции)
ИЧП (регистрация
< 16 т. руб., 2 нед.)
ЮЛ (регистрация
< 20 т. руб., 3 нед.)
Копии трудовых договоров
Рис. 1. Механизм реализации ПД безработных
Источник: Программа содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан // КонсультантПлюс онлайн — некоммерческие версии системы. 2003. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 15.02.2012). Составлено автором.
Анализ нормативных документов8 с учетом практики деятельности предпринимательских структур, создаваемых бывшими безработными в г. Москве, показал, что существующее правовое поле не содержит заметных административных барьеров для организации ПД.
В то же время особое значение имеют формы и методы финансирования, господдержки и контроля ПД. Так, в результате проведенного автором статьи исследования было установлено, что размера стартовой субсидии (58 800 руб., что равно 12-кратному размеру пособия) обычно хватает только на первые несколько месяцев деятельности созданного микропредприятия, после чего ему нужно привлекать дополнительные финансовые средства. В разделе «Интерактивная карта микрофинансирования» специализированного интернет-портала «Микрофинансирование в России», где создан реестр «надежных участников рынка»9, указывается, что большинство банков не финансируют начинающих предпринимателей ввиду отсутствия минимальной (до 12 мес.) истории ведения бизнеса.
Альянс институтов микрофинансирования и начинающих предпринимателей складывается в основном после 3—6 мес. ведения бизнеса последними. Кроме того, большая часть новых предпринимателей концентрируется в малых городах и сельской местности, где выбор банковских программ кредитования для малого бизнеса невелик. В такой ситуации правильным было бы использование механизма долевого принципа софинансирования с привлечением собственных средств потенциального предпринимателя (рис. 2—3).
Проведенный автором анализ данных мониторинга10 дал следующий результат распределения финансирования: из числа респондентов, которые вложили в развитие собственного бизнеса до
8 Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 727-ПП «Об утверждении положения о порядке содействия самозанятости безработных и иных категорий граждан и предоставления из бюджета города Москвы субсидий безработным гражданам» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. М., 1992—2011. Режим доступа: локальный. Дата обновления: 12.03.2012; Постановление Правительства Москвы от 08.02.2011 № 27-ПП «Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2011 году» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. М., 1992—2011. Режим доступа: локальный. Дата обновления: 12.03.2012; Административный регламент, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.06.2008 № 281н «О предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости» // Российская газета. Федеральный выпуск. 2008. 11 июля. № 4705.
9 URL: http:// www.rusmicrofinance.ru
10 Мониторинг эффективности ведения предпринимательской деятельности граждан, открывших собственное дело при поддержке Департамента труда и занятости населения города Москвы // Департамент труда и занятости населения города Москвы: сайт. 2011. URL: http://labor.ru (дата обращения: 12.03.2012).
Собственные средства
Рис. 2—3. Распределение финансирования по характеру средств для ПД
Источник: Мониторинг эффективности ведения предпринимательской деятельности граждан, открывших собственное дело при поддержке Департамента труда и занятости населения города Москвы // Департамент труда и занятости населения города Москвы: сайт. 2011. URL: http://labor.ru (дата обращения: 12.03.2012). Составлено автором (на вопрос ответили не все респонденты).
100 тыс. руб., 34,62% использовали собственные, а 32,91% — привлеченные средства; из тех, кто вложил свыше 100 тыс. руб., 62,39% использовали собственные и 57,69% — привлеченные средства. Это указывает на определенные проблемы в обеспечении дополнительными средствами ПД, требующей повышенных вложений капитала. Отметим, что только 1,28% от числа опрошенных предпринимателей не вкладывали дополнительные привлеченные средства, что указывает на важность данного источника финансирования ПД. Одним из способов уменьшения остроты проблемы привлечения дополнительных средств, на наш взгляд, могло бы явиться содействие со стороны ГСЗ в части потенциального лизинга оборудования (например, на с/х предприятиях) на льготных условиях c учетом приоритетности выделения субсидий ГСЗ по критерию незащищенности отдельных групп на рынке труда (женщины, инвалиды, уволенные в запас военнослужащие и др.).
По мнению автора статьи, при анализе результатов ПД бывших безработных сотрудникам ГСЗ следует использовать ряд основных принципов оценки эффективности ПД, которые тесно связаны с функцией целеполагания:
1) взаимосвязь цели и конечного результата деятельности;
2) доступность использования нескольких критериев оптимальности при разнонаправленных целях;
3) приоритет целей, характеризующих устойчивость рыночных позиций предпринимателя;
4) взаимосвязь с жизненным циклом продукции.
В этом ключе особенно актуальными становятся услуги ГСЗ, оказываемые безработным в форме:
1) бесплатного информирования, консультирования (о порядке подготовки и разработки бизнес-плана, учредительных документов для создания малого предприятия; об условиях предоставления безработным гражданам финансовых средств и др.);
2) тестирования и профессионального обучения основам предпринимательской деятельности и профессиям, необходимым для организации самозанятости, с учетом индивидуальных способностей и возможностей каждого гражданина11.
При анализе экономической сущности и содержания ПД обычно выделяют ряд показателей, характеризующих эффективность этой деятельности, к которым относятся основные (рост бизнеса, использование капитала работников, продажи и др.) и вспомогатель-
11 Программа содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан // Консуль-тантПлюс онлайн — некоммерческие версии системы. 2003. URL: http://base. consultant.ru/cons/cgi/ (дата обращения: 12.02.2012).
ные (базирующиеся на затратно-результатном подходе)12. На наш взгляд, в дополнение к ним следует также использовать критерий комплексной интегральной оценки эффективности ПД с помощью линейной функции с весовыми коэффициентами показателей, что позволит провести рейтинговую оценку эффективности ПД и ранжирование предпринимательских структур, создаваемых безработными в рамках содействия программам самозанятости. Последующая кластеризация таких структур поможет дать рекомендации, направленные на повышение конкурентоспособности и как следствие — предпринимательской активности. Кластерные карты созданных предпринимательских структур будут полезны для управления предпринимательскими рисками и для мониторинга эффективности по приоритетным направлениям ПД.
В целях повышения эффективности ПА безработного сотрудники ГСЗ могли бы активнее влиять на формирование стратегических составляющих его будущей ПД, например рекомендуя следующее:
1) усилить прогнозную составляющую его бизнес-проектов (исходя из оптимистичного, реалистичного или пессимистичного варианта развития ПД);
2) разработать несколько направлений деятельности (как основы устойчивости бизнеса);
3) определить каналы сбыта продукции и услуг (как «узкого места» любой ПД).
Для нахождения эффективных механизмов стимулирования ПА автором статьи предлагается использовать полный ряд уровней управления: федеральный, региональный (с адаптацией программ с учетом местной специфики) и муниципальный (совмещающий региональные концепции и местные управленческие инициативы в виде конкурсов и целевой поддержки предпринимательских проектов), а также личностный (с учетом как субъекта, так и объекта управления). В отличие от первых двух, не направленных на конкретного субъекта ПА, муниципальный уровень управления более индивидуален по степени развития условий ПА и характеристик самих субъектов управления. С процессами управления федерального и регионального уровней действующие предприниматели начинают иметь дело уже в процессе осуществления ПД (при регистрации существующего бизнеса, оформлении кредитов, поиске необходимой образовательной помощи и др.). При формировании предпринимательской идеи, процессов целеполагания и осуществлении первых предпринимательских действий в бизнесе безработные либо опираются на свой жизненный опыт, либо используют опыт и мнение значимой референтной группы (друзей, влиятельных зна-
12 См.: Паловкин П., Савченко В. Указ. соч.; Чепуренко А. Указ. соч.
комых, коллег по работе), определяющей его ценностные установки по отношению к предпринимательству.
Отметим, что для федерального и регионального уровней управления в большей степени характерны формальные способы воздействия административного характера. В то же время муниципальному уровню управления присуще как административное, так и неформальное, обусловленное местной спецификой управление. Личностный уровень ПА зависит от типа личности безработного. Для данного уровня характерны в основном неформальные параметры (таблица). При этом реальная ПА (или пассионарность) как свойство изменять среду и самого себя зависит от сочетания личностных и внешних факторов.
Характеристики ПА безработных на личностном уровне
Потенциальная способность Мотивация
1. Новаторство (может быть снижено в силу ригидности и экстер-нальности личностных характеристик безработных). 2. Склонность к риску. 3. Трудолюбие, выносливость и упорство. 4. Опыт работы. 5. Интеллект 1. Реализация поисковой потребности (генетически заложена в человеке). 2. Инстинкт самосохранения и выживания (интенсивность проявления может зависеть от стажа безработицы). 3. Удовлетворение первичных духовно-социальных потребностей (признание, любовь, самореализация). Один из мотивов всегда является доминирующим и определяется историческими и социальными условиями
Используя указанные в таблице характеристики (с учетом статистически взвешенных коэффициентов), можно построить матрицу трех типов личностей по отношению к процессу ПА:
1) предпринимательско-активный,
2) предпринимательско-нейтральный,
3) предпринимательско-пассивный.
Подобная классификация, по мнению автора статьи, могла бы служить социально-психологической основой последующего профилирования безработных в структурах ГСЗ.
Также предполагается, что для измерения уровня ПА безработных могут быть рассчитаны доли потенциальных (те, кто пытается начать свое дело), начинающих/ранних (те, кто в течение предыдущего года предпринимал активные действия по созданию бизнеса; они владеют долей в созданном бизнесе, однако не получают доходов от предпринимательской деятельности), устоявшихся предпринимателей и владельцев вновь созданного бизнеса. Подобную информацию возможно получить из материалов проекта «Глобаль-
ный мониторинг предпринимательства» (GEM), исследования в рамках которого начались в РФ в 2006 г.13 В соответствии с данным проектом проводились, в частности, фокус-интервью с устоявшимися предпринимателями, что позволило выявить основные признаки успешной ПД. Результаты тестирования респондентов показали, что среди потенциальных предпринимателей количество мужчин и женщин приблизительно одинаково, однако предпринимательская активность существенно различается. ПА начинающих предпринимателей-мужчин практически в 4 раза превышает активность женщин (8,1 и 2,3% соответственно), причем доля мужчин значительно больше — 65 против 35%. Аналогичное соотношение сохраняется в целом в группе начинающих предпринимателей. Среди устоявшихся предпринимателей доли мужчин и женщин практически одинаковы (52 и 48% соответственно), т.е. можно предположить, что женщины менее успешны на стадии сохранения бизнеса. При этом ПА устоявшихся предпринимателей-мужчин в 2 раза превышает аналогичный показатель предприни-мателей-женщин14.
Показательно, что характерным для потенциальных и начинающих предпринимателей является преобладание молодых групп. Возрастная структура респондентов демонстрирует, что на население в возрасте от 18 до 34 лет приходится 71% потенциальных и начинающих предпринимателей, при этом уровень активности потенциальных предпринимателей старшей и младшей возрастных групп различается в 9, а начинающих — в 13 раз. Наивысшая ПА наблюдается у лиц от 35 до 44 лет.
С точки зрения критерия образовательного ценза видно, что группа со среднетехническим уровнем образования демонстрирует высокий уровень ПА среди начинающих предпринимателей, лица с высшим образованием преобладают среди тех, кто преодолел ранние стадии развития компании. По мнению автора статьи, подобные тенденции могут быть экстраполированы на выборочную совокупность безработных. Это особенно актуально в свете того, что данных официальной статистики по потенциальным и начинающим предпринимателям нет. Использование указанных выше гендерных, возрастных и образовательных характеристик целесообразно учитывать при профилировании безработных в рамках деятельности ГСЗ.
Одним из показателей реализации ПА бывших безработных служит рост доходов от реализуемой ими ПД в динамике показателей заработной платы. Так, в 2010—2011 гг. объем проектов по созданию
13 См.: Чепуренко А. Указ. соч.
14 См.: Верховская О.Р., Дорохина М.В. Предпринимательская активность в крупнейших городах России: результаты анализа на основе проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства». СПб., 2008—2010.
малых предприятий, в рамках которых выплачивается минимальный размер заработной платы (11 100 руб.), снизился на 1,71%. Если по итогам 2010 г. проектов с уровнем заработной платы, равной трехкратной и четырехкратной величине минимальной заработной платы, не было вообще, то по итогам мониторинга 2011 г. показатели по данным критериям существенно увеличились (на 7,26 и 1,28% соответственно)15.
Показательна также динамика создания рабочих мест для трудоустройства безработных: в 2011 г. 26,67% респондентов не создали дополнительных рабочих мест, 45% создали одно-два рабочих места, на оставшиеся 28,33% приходится открытие трех и более рабочих мест.
Проанализировав сложившуюся ситуацию, можно выделить следующие существующие проблемы при реализации ПА безработных в РФ: нестабильный спрос (6,84%), высокая конкуренция (12,82%), трудности с поиском клиентов (10,26%), влияние которых зачастую значительно усиливается вследствие недостаточной проработанности бизнес-проектов в части маркетингового плана. Если при открытии собственного дела у безработного основные трудности связаны с недостаточностью финансирования (23,08%), то при осуществлении ПД акцент смещается в сторону аренды помещения (21,37%). Вектор помощи со стороны ГСЗ может быть направлен на маркетинг и налаживание каналов сбыта (с системой гарантированных госзаказов), оптимизацию МТО (аренда на льготных условиях, лизинг оборудования и др.). Есть примеры, когда под руководством бывших безработных образуются консалтинговые фирмы, предлагающие помощь начинающим предпринимателям в различных вопросах — от бухгалтерского обслуживания (на условиях аутсорсинга по льготным ценам) до аренды помещений и получения кредитов.
Анализ механизма взаимодействия ГСЗ и предпринимателей из числа безработных показал, что существуют значительные информационные и трансакционные издержки, которые снижают эффективность программ содействия самозанятости (8,12% респондентов отмечают наличие трудностей с проверяющими инспекциями, вызванными также несовершенством действующего законодательства, часто меняющимися требованиями, нацеленностью проверяющих органов на применение мер наказания, а не на их предупреждение; 2,56% озабочены длительностью процедуры получения решения финансовой комиссии, трудностями со сдачей отчетности и пр.).
15 Мониторинг эффективности ведения предпринимательской деятельности граждан, открывших собственное дело при поддержке Департамента труда и занятости населения города Москвы // Департамент труда и занятости населения города Москвы: сайт. 2009. URL: http://labor.ru (дата обращения: 12.03.2012).
Ротация кадрового состава ГСЗ, изменения в законодательстве, регулирующем ПД безработных, требуют, по мнению автора статьи, периодического, кратковременного (в виде курса семинаров и лекций) переобучения специалистов ГСЗ, участвующих в реализации программ содействия самозанятости, с доведением до всех участников единых требований, базирующихся на нормах действующего законодательства, и формирования единого информационного пространства.
Наряду с обсуждавшимися выше микроэкономическими факторами, влияющими на ПА безработных, следует также отметить, что, по данным мониторинга GEM16, на качество предпринимательского потенциала и активность раннего предпринимательства сильно влияет макроэкономическая ситуация в стране. В частности, в зависимости от уровня ВВП страны доминирует либо добровольное, либо вынужденное предпринимательство (в данном контексте самозанятость безработных относится больше ко второму виду предпринимательства). При этом наблюдается следующая корреляция уровня ПА и динамики ВВП: доля добровольного предпринимательства возрастает при улучшении макроэкономической ситуации в стране, доля вынужденного предпринимательства возрастает при ухудшении макроэкономической ситуации в стране. Динамика индекса расширения предпринимательского потенциала (соотношение начинающих и выбывших) является хорошим показателем уровня ПА безработных в разрезе долговременных трендов, а также свидетельствует о мерах и способах стимулирования ПА со стороны ГСЗ как на региональном, так и на муниципальном уровне17. В России для стимулирования ПА на личностном уровне эффективным было бы как привлечение средств массовой инфор-
16 См.: Чепуренко А. Указ. соч.; Верховская О.Р., Дорохина М.В. Указ. соч.
17 Об объемах стимулирования ПА в РФ на федеральном и региональном уровнях говорят следующие цифры: за период с января по декабрь 2011 г. получили субсидию на организацию ПД 151,5 тыс. безработных, из них 86,2 тыс. — в сельской местности. Созданы 61 тыс. дополнительных рабочих мест, в том числе 40,4 тыс. рабочих мест введено гражданами, открывшими собственное дело в 2011 г., и 20,6 тыс. рабочих мест введено гражданами, открывшими собственное дело в 2009—2010 гг. Практически каждое второе дополнительное рабочее место создано в сельской местности. Общая численность участников мероприятия за январь— декабрь 2011 г. (с учетом замещения созданных дополнительно рабочих мест) составила 212,5 тыс. человек, или 101% от программного показателя. В 2011 г. более 94% (142,1 тыс. человек) регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица и 6% (9,4 тыс. человек) оформляют свой бизнес в качестве юридического лица. Из общего количества индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица 22 247 человек создали крестьянские хозяйства. Объем израсходованных средств (кассовые расходы) составил, по предварительным данным, 12 632,1 млн руб., или 100% от суммы, заявленной в программе по данному мероприятию (Официальные данные сайта Роструда. URL: http://www.rostrud.ru/).
мации для формирования соответствующего положительного имиджа, так и проведение мастер-классов устоявшихся предпринимателей из числа безработных в рамках создаваемых ассоциаций при ГСЗ по взаимообмену помощью и опытом для новичков.
Таким образом, проведенный автором статьи анализ практики и проблем реализации программ самозанятости и стимулирования предпринимательской активности в развитых зарубежных странах и Российской Федерации указывает на наличие ряда общих тенденций. Одним из важных общих признаков развития самозанятости является организационная и финансовая поддержка появления предпринимателей из числа безработных. При этом решается макроэкономическая задача оптимизации рынка труда и происходит эффективная реинтеграция безработных, имеющих высокий уровень образования и социальной активности, в социум.
Описанный выше анализ нормативно-правовой документации, статистических данных и практики деятельности ГСЗ свидетельствует о большом потенциале последней для успешной реализации программ самозанятости. В частности, ГСЗ способна стимулировать предпринимательскую активность безработных на различных уровнях — от регионального до личностного. И хотя задача организационной и финансовой поддержки начального этапа ПД бывших безработных активно решается, для повышения вероятности успеха ПД в целом, а также для роста ее эффективности в частности еще предстоит использовать специальные механизмы и подходы в деятельности ГСЗ. Отметим, что многие из них, такие, как профилирование, консультативно-рекомендательные услуги и контроль, не требуют новых значительных организационно-финансовых вложений в ГСЗ. В то же время при проведении такой работы структурами ГСЗ следует использовать все достижения современных научно-методических подходов (включая макро- и микроэкономическое прогнозирование, социологические опросы, психолого-личностные средства управления и т.п.), а также информационного обеспечения (включая компьютерные технологии, средства масс-медиа и социальной рекламы) для повышении эффективности предпринимательских структур, создаваемых бывшими безработными. Все это в конечном итоге будет способствовать развитию сбалансированного рынка труда и обеспечит экономическую и социальную стабильность в нашей стране.
Список литературы
Административный регламент, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.06.2008 № 281н «О предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости» // Российская газета. Федеральный выпуск. 2008. 11 июля. № 4705.
Бондаренко В.А. Развитие самозанятости в странах Европейского союза и США // Внешмаркет: Портал информационной поддержки внешнеэкономической деятельности. URL: http://www.vneshmarket.ru/content/ document_ r_A4F92072-2395-4116-96E5-EE76169118C7.html
Верховская О.Р., Дорохина М.В. Предпринимательская активность в крупнейших городах России: результаты анализа на основе проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства». СПб., 2008—2010.
Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 30.11.2011) // КонсультантПлюс онлайн — некоммерческие версии системы. 2003. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/
Микрофинансирование в России: сайт. 2008—2011. URL: http:// www. rusmicrofinance.ru
Мониторинг эффективности ведения предпринимательской деятельности граждан, открывших собственное дело при поддержке Департамента труда и занятости населения города Москвы // Департамент труда и занятости населения города Москвы: сайт. 2011. URL: http://labor.ru (дата обращения: 12.03.2012).
Паловкин П., Савченко В. Проблемы определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. 1996. № 2.
Постановление Правительства Москвы от 04.08.2009 № 727-ПП «Об утверждении положения о порядке содействия самозанятости безработных и иных категорий граждан и предоставления из бюджета города Москвы субсидий безработным гражданам» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. М., 1992—2011.
Постановление Правительства Москвы от 08.02.2011 № 27-ПП «Об утверждении Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда города Москвы в 2011 году» // КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. М., 1992—2011.
Программа содействия самозанятости безработных граждан и стимулирования создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан // Консультант Плюс онлайн — некоммерческие версии системы. 2003. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/
Чепуренко А. Раннее предпринимательство в России: промежуточные результаты GEM // Мир России. 2008. № 2. С. 22—40.
Huerta De Soto J. Socialismo, Calculo Economico Y Funcion Empresarial. 3d ed. Madrid, 2005.