Научная статья на тему 'Развитие предпринимательских способностей у студентов'

Развитие предпринимательских способностей у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1099
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СПОСОБНОСТИ / SOCIO-PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / ENTREPRENEURSHIP / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куюмджи Оксана Александровна

Подготовка к предпринимательской деятельности становится частью образовательного ценза современного человека. Идея систематизированной подготовки современных студентов к предпринимательской деятельности находит все больше сторонников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куюмджи Оксана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS'' ENTREPRENEURIAL ABILITIES

Preparations for entrepreneurship becomes a part of the educational qualifications of a modern man. The idea of a modern students’ systematic training for entrepreneurship finds more and more supporters.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательских способностей у студентов»

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

YAK/UDC 334.7:377-057.87 0. A. KyroMfl™

O. Kuyumdzhi

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ DEVELOPMENT OF STUDENTS' ENTREPRENEURIAL ABILITIES

Подготовка к предпринимательской деятельности становится частью образовательного ценза современного человека. Идея систематизированной подготовки современных студентов к предпринимательской деятельности находит все больше сторонников.

Preparations for entrepreneurship becomes a part of the educational qualifications of a modern man. The idea of a modern students' systematic training for entrepreneurship finds more and more supporters.

Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, предпринимательские способности.

Keywords: socio-professional self-determination, entrepreneurship, labor market.

Подготовка студентов к условиям рынка предполагает приобщение их к основам предпринимательской деятельности. Социальными факторами, определяющими актуальность данной задачи, являются престиж предпринимательства, перспективы его развития в России, а также интерес молодежи к новым формам хозяйствования.

Подготовка к предпринимательской деятельности становится частью образовательного ценза современного человека. Идея систематизированной подготовки современных студентов к предпринимательской деятельности находит все больше сторонников.

В ходе опроса, проведенного среди обучающихся Прокопьевского промышленно-экономического техникума, выяснилось, что более половины из них (60 %) периодически ощущают нехватку времени, 25 % — находятся в непрерывном цейтноте, 15 % студентов считают, что времени у них достаточно, 45 % опрошенных студентов зарабатывают деньги самостоятельно, совмещая работу с учебой.

Интерес к явлениям жизни, связанным с переходом к рыночной экономике, растет, но бессистемно, недостаточно эффективно и не оказывает значительного влияния ни на развитие производства, ни на формирование личности. Экономическое образование

призвано стать необходимым атрибутом любой целесообразной деятельности, предпосылкой успешной работы во всех сферах и отраслях хозяйства, неотъемлемой частью социально-культурного облика человека.

Подготовка молодых людей к условиям рыночной экономики предполагает приобщение к основам предпринимательской деятельности. Социальными факторами, определяющими актуальность этой задачи, являются:

• растущий престиж предпринимательства, перспективы его развития;

• проявляемый студентами интерес к новым формам хозяйствования.

Предпринимательство — это особый вид деятельности, который предполагает наличие определенного образа мышления, стиля и типа хозяйственного поведения.

Склонность к предпринимательской деятельности проявляется в особом, творческом отношении к делу, инициативности, непрерывном стремлении к новаторству, в нетрадиционных решениях, расширении масштабов и сферы деятельности, в готовности к риску [3].

Важнейшей задачей предпринимательской деятельности является обеспечение эффективного функционирования предприятия, фирмы, успешной деятельности индивидуального предпринимателя. Это подразумевает ориентацию на инновации и создание инновационной среды, способность привлекать и использовать для решения поставленных задач ресурсы из разных источников [1].

Предприниматель — это человек, способный на инициативу. Он не боится экономической ответственности, рисков и особым способом соединяет различные факторы производства так, чтобы в перспективе появился дополнительный доход. Именно предприниматель, являясь источником всех изменений в рыночной экономике, способен по-особому соединять факторы производства на инновационной, «рисковой» основе.

Рассмотрим составляющие современной модели качеств предпринимателя-менеджера (рис.).

Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Профессиональное самоопределение обучающихся и рынок труда»

Рис. Модель формирования и развития предпринимательских качеств

Какими же качествами должен обладать студент для того, чтобы успешно выполнять предпринимательские функции и стать одним из субъектов развития рыночной экономики?! [4].

Стратегическое мышление. Это умение мыслить дальновидно и на основе выстраиваемой стратегии принимать правильные решения, оно включает три группы качеств: ум, умение генерировать идеи, умение принимать решения.

Профессиональная компетентность в бизнесе. Это знания и умения в бизнесе, опыт и навыки предпринимательской деятельности, умение понимать и учитывать интересы общества.

Предприимчивость. Способность выбирать правильную тактику действий, наличие деловой хватки, которая помогает извлечь реальную выгоду.

Организаторские способности. Это способности объединять вокруг себя и вести за собой людей.

Личная организованность. Это способность эффективно управлять самим собой, жить и действовать по системе [2].

Нравственные качества. Успешный бизнес связан с высокой нравственностью. Высоким должен быть духовный потенциал личности, его этика поведения в обществе и бизнесе.

Работоспособность. Способность к напряженной и творческой деятельности в течение длительного времени.

В условиях российской действительности развитие предпринимательства становится одной из главных стратегических целей экономической политики страны. Именно предпринимательская деятельность «запускает» механизмы рынка. Одной из проблем, влияющих на замедление социально-экономического развития, является недостаточная адекватность работы в направлении профессиональной ориентации молодых людей современному рынку труда. Недостаточная

68

Профессиональное образование в России и за рубежом 3 (23) 2016

Proceedings of All-Russian Research and Practice Conference with International Participation on Students' Professional Self-Determination and Labor Market

подготовка студентов к выходу на рынок вызывает сопутствующую данному процессу проблему переквалификации и повышения квалификации, решение которой требует дополнительных временных и финансовых затрат [4].

Таким образом, подготовка к предпринимательской деятельности становится частью образовательного ценза современного человека. И дело здесь не только в актуальности предмета или его прикладной направленности, но и в его значимости. Результат такой подготовки — постепенное формирование рацио-

нального образа мышления у студентов как основа получения навыков ориентации в информационных потоках, в принятии решений как в условиях стандартного выбора, так и в условиях неопределенности.

1. Резник С. Д., Игошина И. А., Сочилова А. А. Карьерный менеджмент : учеб. пособие для вузов. Пенза : ПГУАС, 2012.

2. Галкин С. Е. Бизнес в Интернет. М. : Центр, 2010.

3. Закарян И., Филатов И. Интернет как инструмент для финансовых инвестиций. СПб. : СПб.: БХВ, 2011.

4. Баженова С. Легко ли быть молодым предпринимателем? // Технология дела. 2012. № 7-8.

УДК/UDC 331.5:377-057.87

Н. И. Марко N. Marco

КОМПЛЕКСНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ СОДЕЙСТВИЯ ТРУДОУСТРОЙСТВУ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СТАНОВЛЕНИЮ ВЫПУСКНИКОВ

COMPLEX TECHNOLOGIES OF EMPLOYMENT AND GRADUATES' PROFESSIONAL DEVELOPMENT ASSISTANCE

Статья представляет комплекс мероприятий, направленных на качество трудоустройства выпускников. Кадровая политика является одним из ключевых приоритетов государственного управления. Уровень профессиональной подготовки кадров определяет эффективность программ структурной перестройки экономики, расширения производства товаров и услуг, обеспечения их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках.

The article presents a set of measures aimed at the quality of employment of graduates. Personnel policy is one of the government's key priorities. The level of professional training determines the effectiveness of structural adjustment programs, the expansion of production of goods and services, ensuring their competitiveness in the domestic and foreign markets.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, конкурентоспособный выпускник, карьера.

Keywords: professional self-determination, a competitive graduate, career.

Если мы спросим у работодателей: «Что Вы хотите от профессионального образования?», то получим, как правило, один и тот же ответ:

«Нам нужны грамотные, квалифицированные специалисты». Поэтому современный выпускник колледжа должен обладать определенными качествами:

— гибко адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям;

— самостоятельно мыслить;

— грамотно работать с информацией;

— быть коммуникабельным и мобильным.

Новые стандарты профессионального образования определили ориентацию на формирование компетенций как на цель и результаты образовательного процесса. В них компетенции представлены как способности применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной профессиональной области [4]. Многие выпускники, покинув стены образовательного учреждения, пребывают в растерянности. Получив диплом в руки и полную свободу действий, они не знают, куда податься, где, а главное как, искать работу. Особенно удивляет вчерашних студентов равнодушие работодателей к красному диплому. Если в анкете напротив графы «стаж» стоит жирный прочерк, «круглые» пятерки оказываются абсолютно бесполезными. И даже название престижного образовательно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.