Научная статья на тему 'Развитие предпринимательских способностей на основе изучения специфики феномена предпринимательства'

Развитие предпринимательских способностей на основе изучения специфики феномена предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
731
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
методы подготовки теста / оценка предрасположенности к предпринимательской деятельности / test preparation methods / assessment of predisposition to entrepreneurial activity

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. В. Мишурова

Одним из актуальных направлений поддержки и развития предпринимательства является его популяризация. В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» реализовано крупномасштабное тестирование потенциальных и действующих предпринимателей во всех регионах России. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта была автором разработана методика оценка предрасположенности к предпринимательской деятельности для тестирования потенциальных и действующих предпринимателей в Ростовской области. В результате исследования было принято решение о тестировании 10 качеств, необходимых предпринимателям: Лидерство; Готовность к риску; Высокая работоспособность; Независимость; Гибкость, адаптивность; Стрессоустойчивость, упорство; Коммуникативные навыки; Инициативность; Мотивация к созданию бизнеса; Благоприятная локальная социальная среда. Пробное тестирование с помощью вопросника, содержащего 30 «закрытых» вопросов, показало достаточно высокую достоверность результатов тестировании. Это позволило протестировать более 15 тысяч потенциальных и действующих предпринимателей и сформулировать предложения по формированию предпринимательских компетенций с использованием технологий бизнесобразования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И. В. Мишурова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ABILITIES BASED ON THE STUDY OF THE SPECIFICS OF THE PHENOMENON OF ENTREPRENEURSHIP

One of the most important areas of support and development of entrepreneurship is its popularization. Within the framework of the national project "Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiative", large-scale testing of potential and existing entrepreneurs in all regions of Russia has been implemented. Based on the analysis of domestic and foreign experience, the author developed a method for assessing the predisposition to entrepreneurial activity for testing potential and existing entrepreneurs in the Rostov region. As a result of the study, it was decided to test 10 qualities that entrepreneurs need: Leadership; risk-taking; High performance; Independence; Flexibility, adaptability; stress Resistance, perseverance; Communication skills; Initiative; Motivation to create a business; a Favorable local social environment. Trial testing using a questionnaire containing 30 "closed" questions showed a fairly high reliability of the test results. This allowed us to test more than 15 thousand potential and existing entrepreneurs and formulate proposals for the formation of entrepreneurial competencies using business education technologies.

Текст научной работы на тему «Развитие предпринимательских способностей на основе изучения специфики феномена предпринимательства»

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00027

И.В. Мишурова - зав. кафедрой антикризисного и корпоративного управления, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), доктор экономических наук, профессор, irina.mishurova@gmail.com,

I.V. Mishurova - Head Department of Crisis and Corporate Governance, Rostov State University of Economics (RINH), Doctor of Economics, Professor.

РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ ФЕНОМЕНА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА EVELOPMENT OF ENTREPRENEURIAL ABILITIES BASED ON THE STUDY OF THE SPECIFICS OF THE PHENOMENON OF ENTREPRENEURSHIP

Аннотация. Одним из актуальных направлений поддержки и развития предпринимательства является его популяризация. В рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» реализовано крупномасштабное тестирование потенциальных и действующих предпринимателей во всех регионах России. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта была автором разработана методика оценка предрасположенности к предпринимательской деятельности для тестирования потенциальных и действующих предпринимателей в Ростовской области. В результате исследования было принято решение о тестировании 10 качеств, необходимых предпринимателям: Лидерство; Готовность к риску; Высокая работоспособность; Независимость; Гибкость, адаптивность; Стрессоустойчивость, упорство; Коммуникативные навыки; Инициативность; Мотивация к созданию бизнеса; Благоприятная локальная социальная среда. Пробное тестирование с помощью вопросника, содержащего 30 «закрытых» вопросов, показало достаточно высокую достоверность результатов тестировании. Это позволило протестировать более 15 тысяч потенциальных и действующих предпринимателей и сформулировать предложения по формированию предпринимательских компетенций с использованием технологий бизнес-образования.

Annotation. One of the most important areas of support and development of entrepreneurship is its popularization. Within the framework of the national project "Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiative", large-scale testing of potential and existing entrepreneurs in all regions of Russia has been implemented. Based on the analysis of domestic and foreign experience, the author developed a method for assessing the predisposition to entrepreneurial activity for testing potential and existing entrepreneurs in the Rostov region. As a result of the study, it was decided to test 10 qualities that entrepreneurs need: Leadership; risk-taking; High performance; Independence; Flexibility, adaptability; stress Resistance, perseverance; Communication skills; Initiative; Motivation to create a business; a Favorable local social environment. Trial testing using a questionnaire containing 30 "closed" questions showed a fairly high reliability of the test results. This allowed us to test more than 15 thousand potential and existing entrepreneurs and formulate proposals for the formation of entrepreneurial competencies using business education technologies.

Ключевые слова: методы подготовки теста; оценка предрасположенности к предпринимательской деятельности

Keywords: test preparation methods; assessment of predisposition to entrepreneurial activity

Введение. Предпринимательская деятельность является одним из основных механизмов долгосрочного экономического роста любой страны. Как ожидается, указанные процессы в течение ближайших лет могут активизироваться во многих странах, и это уже привлекло внимание ряда исследователей [1-15]. В мире нет других драйверов экономики, кроме предпринимателей. Ключевое звено движения России в сторону упорядоченного цивилизованного предпринимательства, выстраивания системы обучения предпринимательству - это тестирование и целенаправленное формирование профессиональных компетенций предпринимателей, компе-тентностного поля предпринимательства и обучения предпринимательству [1].

Основная часть. В ходе реализации регионального проекта «Популяризация предпринимательства» Ростовским государственным экономическим университетом (РИНХ) автором была разработана методика оценки предрасположенности к предпринимательской деятельности для проведения крупномасштабного тестирования потенциальных и действующих предпринимателей. Для обоснования методики был проанализирован зарубежный и отечественный опыт, при этом основной упор делался на выявление и возможность оценки способностей к созданию и развитию собственного бизнеса [3 -9].

Alda-Varas и соавторы [9] полагают, что при изучении специфики феномена предпринимательства целесообразно использовать три основных подхода:

- подход, основанный на анализе характеристик личности предпринимателя

- подход, основанный на изучении особенностей поведения предпринимателя;

- смешанный подход.

Основанный на анализе характеристик личности предпринимателя подход даёт ценную информацию о специфических чертах его характера, но он не в состоянии охватить и более-менее точно описать все черты, имеющие отношение к весьма разнообразным аспектам предпринимательской деятельности.

Использование поведенческого подхода позволяет оценить предпринимательскую деятельность как некий процесс и создаёт определённую основу для анализа компетенций предпринимателя.

Смешанный подход даёт возможность использования преимуществ «личностного» и «поведенческого» методов, то есть, идентифицировать различные роли предпринимателя и реализуемые им функции, которые требуют наличия у него определённых личностных черт и компетенций. Соответственно, анализ личностных черт и компетенций целесообразно производить дифференцированно, с учётом особенностей каждого этапа реализации предпринимательского проекта.

Исходя из этого, в одном из исследований выделяются две группы предпринимательских компетенций

[10]:

а) компетенции, необходимые для успешного запуска предпринимательского проекта;

б) компетенции, необходимые для построения устойчивого бизнеса.

К первой группе можно отнести «готовность к риску» и «стремление к успеху»

Ко второй группе - способность находить перспективные возможности развития предпринимательского бизнеса и умение формировать сети взаимоотношений с клиентами и партнерами.

Другая группа авторов выделяет навыки организации предпринимательского бизнеса и работы в коллективе (Soft Skills) [8]:

- инициативность;

- способность находить перспективные возможности развития предпринимательского бизнеса;

- умение доводить дела до завершения;

- умение находить ценную информацию о состоянии рынков;

- умение концентрировать усилия на ключевых направлениях деятельности;

- преданность своему делу;

- высокая эффективность деятельности;

- умение планировать свою деятельность;

- умение решать сложные проблемы;

- уверенность в себе;

- стрессоустойчивость;

- умение убеждать людей;

- умение устанавливать взаимоотношения с ключевыми персонами;

- умение настоять на своём.

Еще два исследования были посвящены поведению предпринимателей в стрессовых ситуациях, но они также не дают однозначного результата - некоторые предприниматели в тяжелую минуту замыкаются в себе, другие, наоборот, обращаются за помощью и поддержкой [11,12].

По результатам исследования возможны следующие выводы.

Во-первых, ни у зарубежных исследователей, имевших исторически более длинный период изучения предпринимательского профиля, ни у отечественных ученых не существует единства в подходах к рассмотрению ни количества, ни качества оцениваемых характеристик предрасположенности к предпринимательской деятельности.

Во-вторых, нет точного понимания алгоритма оценивания и интерпретации результатов, в тоже время наиболее часто используются тестовые методики.

В-третьих, нет серьезных исследований, подтверждающих достоверность сделанных по итогам тестирования выводов.

Исходя из вышеизложенного, для оценки предпринимательских предрасположенностей, как особенностей личности потенциального предпринимателя, была выбрана методика тестирования отдельных предпринимательских качеств и экспертные, а не математические методы обработки результатов теста.

В отечественной теории и практике накоплен определенный опыт проведения оценки предпринимательских предрасположенностей, способности начать свое дело. «Предпринимательство — это свобода самореализации, возможность постоянно осваивать что-то новое, путешествовать, ну и, в конце концов, заработать приличные деньги и получить высокое качество жизни», — вот как определил свою профессию в рамках интервью в журнале Forbes миллиардер Роман Троценко. [4].

Резюмируя можно сделать следующие выводы.

1. Различные способы оценки предпринимательских предрасположенностей, показанные выше, говорят о вариативности способов оценки, неясности приоритетов в оценке отдельных качеств. С другой стороны, большинство исследователей выделяют в качестве приоритетных такие характеристики предпринимательского профиля как: высокая нервно-психическая устойчивость, стремление к разумному риску, направленность на дело, высокий уровень лидерских способностей, развитые организаторские и коммуникативные качества.

2. При составлении тестов в большинстве случаев используется небольшое количество вопросов для оценки характеристик предпринимателя и ответы на вопросы «да», «нет».

3. При обработке результатов тестирования чаще всего используют экспертный метод, отражающий либо наличие, либо отсутствие данного признака, либо степень его выраженности у тестируемого.

Для конструирования актуальной контент-программы тестирования, направленной на выявление профессиональных предрасположенностей к предпринимательской деятельности, был проведен анализ результатов теоретических исследований предпринимательских компетенций и подходов к их формированию в контексте практики обучения предпринимательству в российских и зарубежных вузах [5,6,13]. Был использован собственный опыт тестирования автора, анкетирования и обучения более 3000 предпринимателей в рамках Федеральной программы подготовки управленческих кадров, Губернаторской программы подготовки управленческих кадров для малого и среднего предпринимательства, тематических семинаров и программ повышения квалификации предпринимателей, исследования предпринимательского климата по заданию Департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области [2,3,5].

По результатам исследования было принято решение о тестировании 10 качеств (Лидерство, Готовность к риску, Высокая работоспособность, Независимость, Гибкость, адаптивность, Стрессоустойчивость, упорство, Коммуникативные навыки, Инициативность, Мотивация к созданию бизнеса, Благоприятная локальная социальная среда) с помощью 30 вопросов.

На основе этого анализа была также разработана компетентностная модель тестирования профессиональных предрасположенностей к предпринимательской деятельности и подходы к ее реализации в практике образовательной деятельности. В основу конструирования актуальной контент-программы тестирования, направленной на выявление профессиональных предрасположенностей к предпринимательской деятельности были заложены следующие базисные принципы:

1. Тестирование способностей к предпринимательской деятельности, а не существующих знаний и навыков предпринимательства.

2. Тестирование десяти основных компетенций (профессиональных предрасположенностей) -Лидерство, Готовность к риску, Высокая работоспособность, Независимость, Гибкость, адаптивность, Стрессоустойчивость, упорство, Коммуникативные навыки, Инициативность, Мотивация к созданию бизнес, Благоприятная локальная социальная среда.

3. Отсутствие в тесте неправильных ответов.

4. Результаты тестирования дают возможность формирования и реализации обучающих программ, направленных на развитие надпрофессиональных компетенций.

5. Тест содержит всего 30 простых коротких вопросов с простыми короткими ответами, отражающими степень выраженности того или иного качества у опрашиваемого.

Рассмотрим подробнее данные принципы подготовки теста.

1. Тестирование способностей к предпринимательской деятельности, а не существующих знаний и навыков предпринимательства

Профессиональные компетенции (знания, умения, владения, понимания, навыки) предпринимателей нередко путают с их способностями и личностными качествами, которые не всегда важны для бизнеса. Предпринимательская компетентность в данном контексте понимается, как совокупность качеств и способностей, которые помогают личности успешно решать задачи в бизнесе для достижения высоких результатов.

2. Тестирование десяти основных компетенций (профессиональных предрасположенностей) -Лидерство, Готовность к риску, Высокая работоспособность, Независимость, Гибкость, адаптивность, Стрессоустойчивость, упорство, Коммуникативные навыки, Инициативность, Мотивация к созданию бизнес, Благоприятная локальная социальная среда

Эти качества определены по данным многочисленных исследований, как определяющие предрасположенность к предпринимательству [4,6, 7-9].

• Лидерство это процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов команды для достижения поставленной цели. Без данного качества предпринимателю сложно подбирать команду и мотивировать ее для успеха бизнеса.

• Готовность к риску. Риск понимается как действие в условиях неопределенности или как возможная опасность. Любой новый бизнес несет в себе долю риска, и успешный предприниматель должен быть готов на это. При этом необходимо подходить к риску осторожно и не быть импульсивным или безответственным.

• Высокая работоспособность. Начинать новый бизнес - занятие трудоемкое, в особенности, на начальном этапе. Количество времени, уходящее на бизнес, зависит от целей компании и амбиций к росту бизнеса. Нередко это означает готовность работать день и ночь, не считаясь со временем.

• Независимость. Многочисленные исследования показали преобладание у предпринимателей по сравнению с менеджерами таких ценностей, как: свобода, самоуважение, ответственность и независимость. Зачастую именно желание независимости в принятии решений является основным мотиватором создания собственного бизнеса и самозанятости.

• Гибкость, адаптивность. Это умение быть гибким, действуя проактивно, с опережением, исходя из конкретных полезных результатов, ясно видя результат уже до того, как он материализовался. Это

очень полезный навык — среди многочисленных целей выбирать то действие, которое дает максимальный эффект с минимальными затратами энергии прямо сейчас.

• Стрессоустойчивость, упорство. Стрессоустойчивость это высокий предел физической и эмоциональной нагрузки, за которой снижается производительность труда, мотивация к труду, здоровье работающих. В большинстве объявлений приглашения на работу в предпринимательские структуры присутствуют эти качества, так как факторы профессионального стресса, прессинг работы, ритма жизни и необходимости соответствия окружению очень высок. Упорство - это настойчивость в достижении цели, в осуществлении чего либо; стойкость, твёрдость, непоколебимость как важные параметры достижения успеха в любом деле.

Предпринимателю такие качества, как стрессоустойчивость и упорство, требуются еще в большей степени, так как степень непредсказуемости внешней и внутренней среды для него ощущается гораздо выше, риски существеннее, потенциальные потери весомее.

• Коммуникативные навыки. Успех бизнесмена во многом зависит от его умения налаживать контакт. Можно быть самым лучшим в своей сфере, но если не уметь эффективно общаться с клиентами, сотрудниками и коллегами, многие возможности будут упущены. Есть множество разновидностей коммуникаций в мире малого бизнеса - от межличностных форматов вроде беседы или переписки до коммуникаций с клиентурой и менеджмента сотрудников. Сюда относят и навыки эффективного слушания. Хорошие навыки слушания помогут более эффективно обслуживать клиентов, улучшать продажи и нанимать сотрудников, потому что вы будете лучше видеть и реагировать на озабоченность и опасения своих собеседников

• Инициативность. К числу основных признаков предпринимательской деятельности относят инициативность. Это ориентированная на действия природа самовыражения предпринимателей, креативность, соединенная с уверенностью в возможности реализации новой идеи.

• Мотивация к созданию бизнеса. Мотивация обычно понимается как побуждение себя и других для достижения поставленных целей. Среди личных качеств предпринимателя мотивация к созданию бизнеса занимает одно из первых мест и часто при принятии решения о стартапе превалирует над другими. Не всегда стоит открывать свой бизнес только из-за отсутствия финансов или потому, что бизнес открывают все успешные знакомые. Для открытия своего дела есть масса других причин. Например, открывая свой бизнес можно работать над теми проектами и с теми клиентами, которые вам интересны. Причина вторая заключается в избавлении от офисного графика, сложного начальника, назойливых коллег, рутинной работы. Мотивация третья — реализация потенциала на 100%, интересная вам сфера, превращение хобби в приносящий доход бизнес. Желание что-либо изменить — это сильнейшее чувство, способное мотивировать потенциальных предпринимателей на многое.

• Благоприятная локальная социальная среда. Локальная социальная среда бизнеса и предпринимательства - это совокупность факторов, определяющих возможности старта и развития малого бизнеса. Сюда относят, прежде всего, всестороннюю поддержку со стороны семьи и друзей, возможности самофинансирования. Благоприятная локальная социальная среда создает дополнительные возможности для успеха реализации бизнес-идеи в плане стартовых инвестиций, помещения для офиса или производства, подбора сотрудников, продвижения продукции или услуг.

3. Отсутствие в тесте неправильных ответов

Поскольку тестируется предрасположенность к предпринимательству, а не оценка конкретных знаний, поэтому определяется степень предрасположенности: высокая, средняя, низкая.

4. Результаты тестирования дают возможность формирования и реализации обучающих программ, направленных на развитие надпрофессиональных компетенций

Предпринимательством можно заниматься на профессиональном уровне (и быть профессиональным предпринимателем) либо на непрофессиональном (дилетантском) уровне. По результатам многочисленных опросов предпринимателей наиболее важные для успешной работы надпрофессиональные компетенции, знания и умения это: умение выбирать бизнес-идею для старт-апа, разрабатывать бизнес-модель и бизнес-план, конкурентную стратегию, умение подбирать команду единомышленников, ставить цели, мотивировать и развивать персонал; продвигать свою продукцию на различных рынках, коммуникативные навыки и знание технологии продаж; навыки составления финансовой отчетности и учета с использованием современных методов корпоративных, информационных систем [4,11-13].

5. Тест содержит всего 30 простых коротких вопросов с ясными короткими ответами.

Проведение тестирования более 15000 участников в рамках выполнения контрольных цифр регионального проекта «Популяризация предпринимательства», обладающих разным уровнем образования и опыта, требует лаконичного и понятного текста и небольших временных затрат на каждого участника. Это же предопределяется техническими возможностями онлайн-тестирования большого количества участников.

Для обработки результатов тестирования был применен экспертный метод. Экспертным путем были определена весовая значимость ответов: Ответ А - вес 10%, ответ Б -вес 30%, ответ В - вес 60%. Весовая значимость ответов обеспечивает определение соответственно низкой, средней и высокой степени выраженности предрасположенности к предпринимательству, дает возможность определить точки личностного роста потенциальных и действующих предпринимателей.

Результаты обработки теста создают вектор для определения точек роста предпринимателей. Точка роста — область потенциальных изменений личности, целенаправленное управление ресурсами которой будет

приносить максимальные результаты по гармонизации личности в целом. Точка роста — это не сами проблемы как таковые, а личностные структуры (конфликтующие убеждения, психокомплексы, психотравмы прошлого), которые обеспечивают возникновения трудностей в реальной жизни, воспроизводят похожие негативные сценарии. Правильно уделять внимание точке роста означает прикладывать усилия адекватно способностям: не забегать вперед, не брать дистанцию марафонца, но и не топтаться на месте в надежде на вдохновение или лучшие времена, что применительно к предпринимательству в определенной степени позволяет результаты разработанного теста.

Результатом прохождения теста было определение профиля тестируемого:

1 профиль - Тестируемый с минимальными профессиональными предрасположенностями;

2 профиль - Тестируемый со средними профессиональными предрасположенностями

3 профиль - Тестируемый с отличными профессиональными предрасположенностями.

В зависимости от полученного профиля тестируемого были даны рекомендации по развитию знаний и навыков, в частности, такое: «для роста успешности ведения бизнеса целесообразно пройти обучение по стратегическому менеджменту и бизнес-планированию, проектированию организационной структуры, использованию различных ресурсов и информационных технологий для оптимизации бизнес-процессов».

Заключение.

Проведенная апробация представленного теста показала его высокую достоверность. Очень важным становится грамотное предложение такого вида бизнес-образования на рынке образовательных услуг, грамотного позиционирование и оказание помощи потенциальным предпринимателям в правильном выборе программ обучения, предложения методов самооценки и правильного собственного позиционирования потенциальных слушателей относительно производственных процессов, определения собственной ценности - по сути, грамотное формирование и сегментирования рынка образовательных услуг.

30-летний опыт автора в бизнес-образовании, разработке концепции и руководства Губернаторской программой подготовки управленческих кадров для малого и среднего предпринимательства в Ростовской области позволяет сделать вывод, что идеальная система подготовки потенциальных предпринимателей может выглядеть следующим образом: базовая подготовка в вузе > 2-3 года работы в предпринимательских структурах > тренинги по развитию лидерских качеств > профессиональная переподготовка по менеджменту в рамках Федеральной или Губернаторской программы подготовки управленческих кадров > стажировка на лучших отечественных или зарубежных предприятиях > тренинги по развитию необходимых навыков.

В тоже время бизнес-структурам не хватает понимания того, что современная экономика - это «экономика знаний», формирование конкурентных преимуществ зависит в основном от высококвалифицированного персонала, а вложение денег в повышение квалификации персонала - самая выгодная инвестиция, но не дающая мгновенной отдачи. Формирование базы знаний компании и управление ключевыми компетенциями персонала являются важными направлениями повышения эффективности работы, как отдельных компаний, так и всего предпринимательского сектора экономики в целом.

Источники:

1. Димитриади Н. А. Реализация предпринимательского проекта в современной России: теория, методология и технологии продвижения на рынке : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05

2. Мишурова И.В. Развитие малого предпринимательства как условие долговременного роста региональной экономики //TERRA ECONOMICUS, 2012, 10 том, 2 номер, 2 часть, с.166-170 , коды классификатора JEL: L26, O18

3. Мишурова И.В., Хачикьян Т.Н. Мотивационный континуум и предпринимательский потенциал как механизм принятия управленческих решений в сфере малого и среднего бизнеса. (монография). Ростов н/Д, Изд-во, Рост. гос. эконом. ун-т (РИНХ). - 2014. - 175 с.

4. Пильчук М. Д. Роль коммуникативных навыков в карьере будущего предпринимателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016.

5. Управление малым бизнесом. Учебное пособие /под ред.Мишуровой И.В.- Ростов н/Д: Изд-во ООО «Азовпринт»,2019.- 348 с.

6. Широкова Г.В., Цуканова Т.В., Богатырева К.А. Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет. Россия 2013/2014.

7. Alstete, J. On becoming an entrepreneur: An evolving typology/ J.Alstete// International Journal of Entrepreneurial Behavior and Research. - 2002. - 8(4), p. 222-234

8. Benedicta Prihatin Dwi Riyanti, Christine Winstinindah Sandroto, M. Tri Warmiyati D.W / Soft Skill Competencies, Hard Skill Competencies, / pp. 119 - 132. and Intention to Become Entrepreneur of Vocational Graduates

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Rodrigo Alda-Varas, Lourdes Villardon-Gallego , Itziar Elexpuru-Albizuri. Proposal and Validation of an Entrepreneur Competency Profile: Implications for Education. Electronic Journal of Research in Educational Psychology, 2001,10(3), pp: 1057-1080

10. Shapero, A. Social dimensions of entrepreneurship/A.Shapero. - In: K. Sexton and K. Vesper (eds.) The Encyclopedia of Entrepreneurship. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. - 1982. - p. 72-90, с. 81-88

11. Shaver, K. Person, process, choice: The psychology of new venture creation. Entrepreneurship Theory and Practice/ K. Shaver, L. Scott. - In: Scott Shanes (ed) Foundations of Entrepreneurship. - 2002, Northhampton, MA: Edward Elgar, p. 599-621.

12. van Gelderen, M. Autonomy as a start-up motive/M.van Gelderen, P.Jansen//Journal of Small Business and Enterprise Development. - 2006. - 13(1), p. 23-32, с. 25-30

13. Willcocks G. Putting assertiveness to work/ G.Willcocks S.Morris. - London, Pitman Publishing, 1998. - 209 p.,

Sources:

1. Dimitriadi N. A. Implementation of an entrepreneurial project in modern Russia: theory, methodology and market promotion technologies: abstract of thesis. ... doctors of economic sciences: 08.00.05

2. Mishurova I.V. The development of small business as a condition for the long-term growth of the regional economy // TERRA ECONOMICUS, 2012, 10 volume, 2 number, 2 part, p.166-170, JEL classifier codes: L26, O18

3. Mishurova I.V., Khachikyan T.N. Motivational continuum and entrepreneurial potential as a mechanism for making managerial decisions in the field of small and medium-sized businesses. (monograph). Rostov n / a, Publishing House, Rost. state economy University (RINH). - 2014 .-- 175 s.

4. Pilchuk M. D. The role of communication skills in the career of the future entrepreneur // Scientific and methodological electronic journal "Concept". - 2016.

5. Small business management. Textbook / edited by Mishurova I.V. - Rostov n / A: Publishing house of Azovprint LLC, 2019.- 348 p.

6. Shirokova G.V., Tsukanova T.V., Bogatyreva K.A. A global study of the entrepreneurial spirit of students. National report. Russia 2013/2014.

7. Alstete, J. On becoming an entrepreneur: An evolving typology/ J.Alstete// International Journal of Entrepreneurial Behavior and Research. - 2002. - 8(4), p. 222-234

8. Benedicta Prihatin Dwi Riyanti, Christine Winstinindah Sandroto, M. Tri Warmiyati D.W / Soft Skill Competencies, Hard Skill Competencies, / pp. 119 - 132. and Intention to Become Entrepreneur of Vocational Graduates

9. Rodrigo Alda-Varas, Lourdes Villardon-Gallego , Itziar Elexpuru-Albizuri. Proposal and Validation of an Entrepreneur Competency Profile: Implications for Education. Electronic Journal of Research in Educational Psychology, 2001,10(3), pp: 1057-1080

10. Shapero, A. Social dimensions of entrepreneurship/A.Shapero. - In: K. Sexton and K. Vesper (eds.) The Encyclopedia of Entrepreneurship. - Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall. - 1982. - p. 72-90, с. 81-88

11. Shaver, K. Person, process, choice: The psychology of new venture creation. Entrepreneurship Theory and Practice/ K. Shaver, L. Scott. - In: Scott Shanes (ed) Foundations of Entrepreneurship. - 2002, Northhampton, MA: Edward Elgar, p. 599-621.

12. van Gelderen, M. Autonomy as a start-up motive/M.van Gelderen, P.Jansen//Journal of Small Business and Enterprise Development. - 2006. - 13(1), p. 23-32, с. 25-30

13. Willcocks G. Putting assertiveness to work/ G.Willcocks S.Morris. - London, Pitman Publishing, 1998. - 209 p.,

DOI: 10.24411/2304-6139-2020-00028

М.А.Морозов - доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, профессор кафедры индустрии гостеприимства, туризма и спорта, Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, mmorozov@bk.ru,

M.A. Morozov - Doctor of Economics, Professor, academician of RANS, Professor of the Hospitality Industry, Tourism and Sports Department of the Plekhanov Russian University of Economics;

М.М. Морозов - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры туризма и культурного наследия Российского нового университета, mmorozov@bk.ru,

M.M. Morozov - PhD in Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Tourism and Cultural Heritage of the Russian New University.

ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ НА ЭКСПОРТ УСЛУГ INFLUENCE OF DIGITALIZATION ON THE EXPORT OF SERVICES

Аннотация. Экспортная деятельность является одним из важных показателей конкурентоспособности национальной экономики. В последние годы Российская Федерация уделяет большое внимание развитию экспорта в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт». Особую значимость приобретает несырьевой экспорт, который также развивается в рамках федерального проекта «Экспорт услуг». Экспорт услуг имеет хорошие перспективы развития в связи с тем, что он может использовать современные цифровые технологии, которые уже сейчас показывают высокую эффективность.

В статье рассмотрены современные цифровые технологии, являющиеся базой для создания цифровых площадок экспорта услуг. Изучены возможности наиболее известных цифровых платформ для организации экспорта услуг, рассмотрены перспективы развития экспорта услуг на базе цифровых технологий.

Annotation. Export activity is one of the important indicators of the competitiveness of the national economy. In recent years, the Russian Federation pays great attention to the development of exports in the framework of the national project "International Cooperation and Export". Non-resource exports, which are also developing as part of the federal project "Services Export," are of particular importance. The export of services has good development prospects due to the fact that it can use modern digital technologies, which are already showing high efficiency.

The article discusses modern digital technologies, which are the basis for creating digital platforms for exporting services. The possibilities of the most famous digital platforms for organizing the export of services were studied, and the prospects for the development of the export of services based on digital technologies were examined.

Ключевые слова: экспорт услуг, несырьевой экспорт, глобальная цифровизация, цифровые технологии, конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.