Научная статья на тему 'Развитие правовой системы современной России'

Развитие правовой системы современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
9414
606
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ / ФУНКЦИИ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беседина Валентина Алексеевна

Развитие правовой системы России происходит в виде изменения ее функций. Возрастает роль социальных функций предупреждения конфликтов, социальной мобильности. Слабость закона не позволяет полностью реализовать развивающиеся функции правовой системы. Роль суда и других элементов правовой системы по стабилизации общества еще недостаточны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the legal system of Russia takes place in the form of change of its functions. The role of social functions, such as prevention of conflicts and social mobility, increases. Weakness of the law does not allow to realize developing functions of legal system completely. The role of court and other elements of legal system of society stabilization are still insufficient.

Текст научной работы на тему «Развитие правовой системы современной России»

В. А. Беседина

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Развитие правовой системы России происходит в виде изменения ее функций. Возрастает роль социальных функций — предупреждения конфликтов, социальной мобильности. Слабость закона не позволяет полностью реализовать развивающиеся функции правовой системы. Роль суда и других элементов правовой системы по стабилизации общества еще недостаточны.

Правовая система современной России развивается прежде всего в виде изменений тех функций, которые она выполняет в различные периоды существования трансформирующегося общества.

Рассматривая право в качестве социального института общества, мы изучаем его как систему, порожденную социальными потребностями. Эти потребности отражены в функциях, в той роли, которую играет право в обществе. Право выполняет ряд важнейших социальных функций общества1. Социальные институты имеют функции двух типов: во-первых, общие для всех институтов; во-вторых, внутренние или специализированные функции2. Последние отличают правовые институты от всех других институтов.

Сквозными (социальными) функциями социальных институтов, которыми обладает и право, являются:

• функция установления легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения особо значимых потребностей;

• регулятивная;

• интегративная;

• функция обеспечения устойчивости социального статуса и ролей индивидов и социальных групп в обществе;

• функция предупреждения, урегулирования и разрешения многообразных проблем, противоречий и конфликтов между людьми;

• функция социальной мобильности.

Специализированными функциями является функция нормотворчества, право-исполнения.

Развитие правовой системы в России можно проследить через развитие ее основных функций, прежде всего — социальных, поскольку право является важнейшим социальным институтом.

За годы перестройки и трансформации нашего общества получила полное развитее функция установления легальных и общепризнанных способов и форм удовлетворения особо значимых потребностей.

Материальные потребности теоретически можно удовлетворить как правомерным, так и неправомерным способом. Но последнее является правонарушением. Расхитительство, грабеж, кража, взяточничество, мошенничество и другие формы неправомерного обогащения преследуются законом. Нарушителя ждет наказание. За неправомерное поведение наступает санкция, поскольку оно наносит ущерб гражданам, организациям, самому государству. Общество заинтересовано в том, чтобы наиболее значимые потребности людей удовлетворялись только правомерным путем. Особенно это важно для демократического общества, которое направлено на реализацию прав и свобод граждан. Однако проблемой российского общества является до сих пор то, что данная функция в целом не может быть реализована полностью. Более того, в последние годы общество наконец-то пришло к очень важному выводу — правопорядок необходим не только для простых граждан, необходимо бороться и бороться активно с коррупцией чиновников и казнокрадов.

Государство должно не только создавать правовые предписания, но и экономические, социальные и иные условия для удовлетворения потребностей россиян легальным правомерным путем. Пока что мы наблюдаем рост преступности, спровоцированный, в частности, низким уровнем сознания населения, а также разрывом между декларативными правовыми нормами и экономическими и социальными возможностями членов общества.

Регулятивная функция правовой системы России связана с координацией деятельности членов общества. Так, именно регулятивная функция права особенно важна при решении споров при установлении сложных правоотношений между сторонами. Тонкость понимания видов правоотношений позволяет выявить те правовые нормы, которые являются основными при решении сложных жизненных вопросов. Например, правоотношения подрядчика и

заказчика, актуальные именно для рыночных отношений, принципиально отличаются от правоотношений работодателя и работника. Рыночные отношения, в которые вступила Россия, породили и новые общественные отношения. Их регулирование является актуальным для нашего общества. И только развитие самого права, его обновление, появление новых отраслей и подотраслей права (например, коммерческого, предпринимательского, муниципального и др.) и их развитие позволило решить эту сложную проблему. Социально-правовые институты, регулирующие предпринимательскую деятельность, способствовали его развитию, что отмечается значительной частью россиян. По данным всероссийского опроса, респонденты положительно оценивают развитие частного предпринимательства, возможности зарабатывать без ограничений (53% оценивают со знаком «плюс», 15% со знаком «минус»)3. Регулятивная функция является приоритетной среди общих функций для права как системы социальных институтов. Она реализуется социально-правовыми институтами способами нормотворчества и правоприменения.

Интегративная функция правовой системы направлена на социальную консолидацию индивидов и социальных групп. Так, избирательное право направлено, в частности, на социальную консолидацию индивидов в решении политических проблем, в выдвижении и избрании кандидатов во все органы власти. Обеспечивая прямые, тайные, равноправные выборы, определяя порядок проведения выборов, законода-тель4 обеспечивает единство реализации избирательного права для всех граждан России. В то же время до сих пор наблюдаются признаки агрессивного национализма и экстремизма. Разрушают общество и постоянные конфликтные ситуации, связанные с правовым бессилием государства в защите людей. Так, именно это правовое бессилие не дает обществу оказать активную помощь обманутым дольщикам, ли-

цам, попавшим в сети аферистов-риэлтеров. Слабость закона до сих пор создает условия для манипулирования правом для недобросовестных лиц и тем самым создает угрозу возникновения новых социальных конфликтов и раскола общества. Так, остаются незащищенными старики, поверившие рекламе недобросовестных риэлтеров, активно предлагающих заключить договор ренты и тут же выставляющих на торги приобретенную даром квартиру. Миллионы людей стали заложниками слабого нового Жилищного кодекса РФ, определившего немыслимую по своим масштабам и качествам материальную ответственность членов ТСЖ — ТСЖ отвечает своим общим имуществом за любые сделки, которые закон позволяет проводить председателю ТСЖ даже без доверенности, отвечают крышей, подвалами, лестничными площадками и другим имуществом, непосредственно связанным с жилыми помещениями. В любой момент слабость жилищного законодательства может быть использована мошенниками и мы будем иметь дело с новым социальным взрывом.

Функция обеспечения устойчивости социального статуса и ролей индивидов и социальных групп в обществе позволяет обществу не разрушаться даже в период перемен. Особенно это важно в условиях реформ. Сейчас в российском обществе важно сохранить согласие, уважение к лицам, проявившим патриотизм и отстоявшим нашу родину в период войны, важно сохранить социальную поддержку малообеспеченных граждан. Важно не только сохранить правовой статус привычных для общества категорий лиц, но и обеспечить новый стабильный социальный статус новым категориям лиц, которые в условиях рыночных отношений появились впервые, например, предприниматели, избираемые должностные лица. Так, право закрепляет правовой статус отдельных людей и социальных групп в обществе, регламентирует их полномочия, льготы, привилегии. Например, право определяет правомочия депутатов,

должностных лиц, предпринимателей, избирателей, компетенцию законодательного собрания, администрации и иных физических и юридических лиц. Развитие этой функции правовой системы России является социально позитивным. Принятые Государственной Думой РФ законы позволяют существовать разным слоям общества, имея четкий правовой и социальный статус.

Функция предупреждения, урегулирования и разрешения многообразных проблем, противоречий и конфликтов между людьми реализуется прежде всего такими структурными элементами правовой системы, как суды и надзорные органы. Так, прокуратура обеспечивает надзор за законностью в сфере общественных отношений между гражданами и должностными лицами и в иных сферах. Федеральные службы обеспечивают надзор в сфере охраны труда работников. Суды рассматривают и разрешают споры между сторонами в гражданском процессе. Предупреждение конфликтов возможно с помощью справедливого и учитывающего ситуацию законодательства. Сам факт выборности законодательных форм власти способствует предупреждению конфликтов. Выбираются именно те, кому народ доверяет и, следовательно, ожидает от них справедливых решений и нормативных актов. Представительные органы местного самоуправления принимают правовые акты с учетом исторических и иных традиций и особенностей населения.

Например, каждый год в России издается более одного миллиона нормативных актов5. Проверить законность всех этих актов прокуратуре весьма сложно. Закон «О прокуратуре РФ»6 ограничил общий надзор за законностью правовых актов. Это не всегда вызывает положительную реакцию у прокуроров, которые готовы проводить общенадзорные проверки, независимо от поступивших сигналов.

Сфер общего надзора насчитывается почти 60 (надзор за законодательством о выборах, охране труда, защите потребите-

лей, рекламе и т. д.)7. Естественно, что усилия органов надзора направлены во многом на соблюдение законности, что позволяет предупреждать конфликтные ситуации или их разрешать.

Актуальность этой функции подчеркивается социологическими исследованиями, которые показывают значительный протестный потенциал в обществе и готовность людей решать свои конфликтные ситуации. Так, по данным всероссийского социологического мониторинга «Как живешь, Россия?», проведенного в 12 регионах России, выявлена динамика поддержки различных форм защиты социальных интересов8. Среди исследованных форм — готовность подписать обращение к правительству, выход на митинги, вооруженное сопротивление, участие в забастовках. Исследование выявило рост общего протест-ного потенциала в стране. Если ответ «готов подписать обращение к правительству» в 1994 году отметило 13% респондентов, то в 2003 году таких лиц оказалось 24%. Выйти на митинг, демонстрацию оказались готовы в 1994 году 9% респондентов, в 2003 году — 16%. Участвовать в забастовках в 1994 г. оказались готовы 11% опрошенных, а в 2003 году — 12%. Весьма болезненным для общества является и факт наличия среди населения значительной части лиц, готовых нарушить правовые предписания и защитить свои права неправомерными способами, путем вооруженного сопротивления. Таких оказалось в 1994 году — 11%, в 2002 году - 18%, в 2003 году - 12%. Наличие значительного числа лиц, готовых переступить закон ради защиты своих прав, показывает и слабость правовой системы, не способной защищать своих граждан, и низкий уровень правосознания самих граждан. Тем более функция разрешения споров, конфликтов становится сейчас для социально-правовых институтов весьма важной. Особо она проявляется у судебных органов. Так, новый социально-правовой институт - арбитражный суд способствует разрешению споров в предприниматель-

ской сфере. Если в 2001 году число мировых соглашений — 16123 из 638287 дел в первой инстанции, то в 2004 году — 26395 мировых соглашений из 1079125 дел9. Сама тенденция роста предпочтений разрешать споры в суде является важной и свидетельствует о постепенном возрастании в психологии нашей нации приоритетов правового государства.

Особенно важна для России такая функция права как социальная мобильность.

Социальная мобильность как горизонтальная, так и вертикальная во многом определяется теми правовыми механизмами, которые существуют в обществе. Процессы изменений социальной структуры в России постсоветского периода направлены на повышение адаптации различных социальных групп в условиях трансформирующегося общества. Этот процесс наблюдается во всех типах стратификационных систем, в частности, таких как социально-правовая, классовая, культурно-символическая, культурно-нормативная10. Показатель социальной мобильности весьма высок в условиях трансформирующегося общества. Этот вывод подтверждается эмпирическими исследованиями социальной мобильности в США. Их методологической базой является структурный функционализм, теория социальной стратификации, разработанные С. Липсетом, Р. Бендиксом, Г. Зеттербергом, П. Блау, О. Данкеном и др. Социальный подъем в обществе может быть обусловлен лишь при создании особых условий, позволяющих личностям приобретать и реализовывать свои права.

Демократия способствует расширению данных прав, правовое государство создает условия для их реализации. В России новое законодательство и органы правовой системы способствуют развитию нового демократического порядка. В частности, мы видим это в сфере предпринимательской деятельности, местном самоуправлении, в трудовых отношениях. Так, благодаря процессам социальной мобильности

возникла новая страта — предпринимателей11. Благодаря праву создаются условия получения образования, свободы экономической деятельности, реализации политических прав граждан, возможности повышения квалификации и пр. Все это способствует повышению уровня социальной мобильности и, как следствие, постепенному изменению самих страт российского общества, появлению среднего класса и его укреплению12. Развиваясь и способствуя новым реформам в России, право позволяет обеспечивать легализацию экономической инициативы граждан, способствует увеличению доходов через создание гибкой системы их получения.

Исследования Института комплексных социальных исследований РАН неоднократно фиксировали то, что большинство россиян, определяя свой социальный статус в обществе, руководствуются не только материальным положением, но и реальным образом жизни. Этот критерий используется при разработке индекса жизни и создания шкалы вертикальной стратификации российскими учеными. Г. А. Здраво-мыслов, Н. Е. Тихонова отмечают, что в российском обществе меняются критерии стратификации. Понятие высшего, среднего, низшего класса до сих пор не является строго научно определенным. За несколько лет регулярного исследования структурных сдвигов российского общества ВЦИОМ накопил более 50000 анкет. Если в начале

исследования выделялись 14 групп, то затем их укрупнили до 4 слоев, получивших название верхнего, срединного, базового и нижнего. По мнению аналитиков, именно срединный класс представляет в России средний класс. В. В. Радаев увязывает понятие среднего класса с его образом в массовом сознании. Средним классом являются те, кто сам относит себя к среднему классу. У такого человека скромные потребности, и соответствующие им привычки поведения. В состав среднего класса входят владельцы малых предприятий, работники торговли, офицеры, преподаватели вуза и др. Результаты исследований, в том числе автора, в целом показывают положительную социальную мобильность в российском обществе. Она имеет целый ряд показателей и во многом зависит от культурного уровня личности, в частности от уровня ее правовой культуры.

Реформы в России призваны прежде всего обеспечить развитие личности, повышение статуса гражданина, увеличение степени как вертикальной, так и горизонтальной социальной мобильности. Реформы в России в первую очередь направлены на развитие человека. Они должны проводиться не ради какой-то модной идеи, а ради личности. Поэтому для социально-правовых институтов важным социальным индикатором реформирования должен стать реальный человек, реформы осуществляются ради человека, а не за счет человека.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Лапаева В. В. Социология права. — М., 2004. — С. 189—202; Лапаева В. В. Социология права в системе обществоведения // Государство и право. — 2000. — № 4. — С. 81.

2 Милецкий В. П. Введение в социологию права: Учебное пособие. — СПб.: Социологическое общество им. М. М. Ковалевского. — 2003. — С. 55.

3 Россияне о плюсах и минусах перестройки: 20 лет спустя: Пресс-выпуск ВЦИОМ. — 2005. — № 192, 18 апреля // wciom.ru

4 Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления».

5 Бойков А., Скворцов К., Рябцев В. Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры // Уголовное право. — 1999. — № 2. — С. 15.

Роль Государственной Думы в трансформации современного российского общества

6 Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. № 2202-1.

7 Прокурорский надзор в Российской Федерации / Под ред. А. А. Чувилева. — М., 2000. — С. 121.

8 Левашов В. К. Морально-политическая консолидация российского общества в условиях неолиберальных трансформаций // Социологические исследования. — 2004. — № 7. — С. 41.

9 Статистика. Об утверждении мировых соглашений арбитражными судами Российской Федерации в 2001-2004 годах // Вестник ВАС РФ. - 2005. - № 2.

10 Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. — М. — 1996. — С. 50-51.

11 Безгодов А. В. Современные российские предприниматели как социально-политическая общность: Автореф дис. на соиск. уч. ст. канд. полит. наук. - СПб.: СПбГУ, 1999. - С. 10-14.

12 Социальное расслоение и социальная мобильность / З. Т. Голенкова, В. В. Витюк, А. И. Черных и др.; Отв. ред. З. Т. Голенкова; РАН, Ин-т социологии. - М.: Наука, 1999. - С. 100-167.

V. Besedina

DEVELOPMENT OF THE LEGAL SYSTEM OF MODERN RUSSIA

Development of the legal system of Russia takes place in the form of change of its functions.

The role of social functions, such as prevention of conflicts and social mobility, increases.

Weakness of the law does not allow to realize developing functions of legal system completely.

The role of court and other elements of legal system of society stabilization are still insufficient.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.