Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ПРАВОВАЯ БАЗА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОДВИЖЕНИЕ ИННОВАЦИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Омаров М.М., Минин Д.Л.

Авторами представлены результаты исследования нормативноправовой базы функционирования инновационной инфраструктуры. Сделан ряд обобщений и сформулированы рекомендации в целях лучшей адаптации хозяйствующих субъектов к инновационным процессам. Предложены перспективные направления развития инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAKING PROPOSALS TO IMPROVE THE LEGAL FRAMEWORK FOR THE FUNCTIONING OF THE INNOVATION INFRASTRUCTURE

The authors present the results of a study of the regulatory framework for the functioning of the innovation infrastructure. A number of generalizations are made and recommendations are formulated in order to better adapt economic entities to innovative processes. Promising directions for the development of innovative activity are proposed.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ БАЗЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Омаров М. М.,

доктор экономических наук, профессор, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Минин Д. Л.,

кандидат экономических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

Аннотация. Авторами представлены результаты исследования нормативно-правовой базы функционирования инновационной инфраструктуры. Сделан ряд обобщений и сформулированы рекомендации в целях лучшей адаптации хозяйствующих субъектов к инновационным процессам. Предложены перспективные направления развития инновационной деятельности.

Ключевые слова: инновации; правовая база; инновационная инфраструктура; продвижение инноваций.

MAKING PROPOSALS TO IMPROVE THE LEGAL FRAMEWORK FOR THE FUNCTIONING OF THE INNOVATION INFRASTRUCTURE

Omarov M. M.,

Doctor of Economics, Professor, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise Minin D. L.,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Novgorod State University named after Yaroslav the Wise

Abstract. The authors present the results of a study of the regulatory framework for the functioning of the innovation infrastructure. A number of generalizations are made and recommendations are formulated in order to better adapt economic entities to innovative processes. Promising directions for the development of innovative activity are proposed.

Keywords: innovations; legal framework; innovation infrastructure; promotion of innovation.

Несмотря на значительное обновление законодательства Российской Федерации, принятия новых актов уполномоченных органов власти, в настоящее время становятся очевидными и недостатки нормативно-правовой базы, регулирующей развитие инноваций в вузах России. Действующее законодательство, хотя нередко и декларирует важность инновационного развития экономики, но, зачастую, не содержит стимулов появления

или развития инновационной деятельности или содержит ограничительные нормы, существенно затрудняющие появление и существование малых инновационных предприятий при вузах, что, в итоге, приводит к замедлению темпов развития инновационной деятельности при вузах, включая совершенствование инновационной инфраструктуры [3].

Так, в соответствии с Распоряжением Пра-

вительства РФ от 18.11.2011 № 2074-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года» развитие инфраструктуры для поддержки и развития малого предпринимательства, включая общественные консалтинговые центры, ассоциации малого бизнеса, объединения малых предприятий по видам деятельности, создание бизнес-инкубаторов отнесено к наиболее важным мерам поддержки малого предпринимательства.

Несмотря на значительный период времени, прошедший с момента издания распоряжения, по мнению экспертов, лишь треть из созданных МИП реально работает, треть существует лишь на бумаге, остальные - находятся в промежуточном состоянии [1].

С момента вступления в силу Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» прошло уже значительное время. За этот период в России сформировалась определенная практика создания и функционирования хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)) (далее - малое инновационное предприятие). Так, по информации Центра исследований и статистики науки Минобрнауки России (ЦИСН) на июль 2011 года вузами и НИИ в соответствии с 217-м федеральным законом было создано 1048 малых инновационных предприятий. За этот период выявились и проблемы, которые существенно отражаются на темпах создания и развития таких предприятий.

Одним из факторов, отрицательно влияющих на возможность создания малого инновационного предприятия является сложность и продолжительность процедур передачи в аренду малым инновационным предприяти-

ям недвижимого имущества, закрепленного за вузами и необходимого для функционирования таких предприятий. Статья 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» предусматривает, что заключение договоров аренды, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за бюджетными учреждениями, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, предусмотренных законом. Порядок проведения таких конкурсов и аукционов утвержден Приказом ФАС России от 10.02.2010 № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса». Как показывает практика, общий срок проведения всех, предусмотренных законодательством Российской Федерации и актами уполномоченных органов власти процедур (от принятия соответствующего решения на ученом совете вуза до подписания договора аренды) занимает не менее 6 месяцев. Все это существенно ограничивает возможности развития малых инновационных предприятий на базе вузов.

С целью устранения препятствий для сдачи в аренду малым инновационным предприятиям федерального недвижимого имущества, закрепленного за вузами 1 марта 2011 года был принят Федеральный закон № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции». Закон разрешил вузам заключать договоры аренды в отношении государственного имущества вузов (в том числе созданных государственными академиями наук) без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые определяют-

ся Правительством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих требований:

арендаторами являются малые инновационные предприятия;

деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), право использования, которых внесено в качестве вклада в их уставные капиталы;

договорами аренды устанавливается запрет на сдачу в субаренду этого имущества, предоставленного хозяйственным обществам по таким договорам аренды, передачу хозяйственными обществами своих прав и обязанностей по таким договорам аренды другим лицам, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав.

Однако внесенные изменения не оказали существенного влияния на ускорение прохождения всех предусмотренных законом процедур. Возможность безконкурсной сдачи в аренду имущества существенно не сократило и сроки процедур (непосредственно конкурсные процедуры занимали около 1,5 месяца).

Так, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.08.2011 № 677 (ред. от 28.01.2012) Правила заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (в том числе созданных государственными академиями наук) или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений (в том числе созданных государственными академиями наук) содержат следующий порядок действий вуза: после принятия вузом на ученом совете решения о сдаче в аренду недвижимого имущества (а это уже может занимать срок до 1 месяца в зависимости от периодичности прохождения советов), учредителю направляются следующие документы:

а) перечень правоустанавливающих до-

кументов на результаты интеллектуальной деятельности;

б) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выданная не ранее чем за 1 месяц до ее направления в государственные органы по управлению государственным имуществом или орган по управлению муниципальным имуществом (далее - орган по управлению имуществом), и заверенные в установленном порядке копии документов технического учета в отношении недвижимого имущества или копии документов, содержащих описание и технические характеристики движимого имущества, выданные уполномоченной организацией (подготовка и получение занимают не менее 2 недель);

в) отчет об оценке рыночной стоимости арендной платы, подготовленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (заказ, оплата заказа и подготовка отчета уполномоченным лицом занимают не менее 3 недель);

г) документ учреждения, содержащий анализ влияния предоставления имущества в аренду без права выкупа на основную деятельность учреждения, предусмотренную его уставом (подготовка и согласование занимают не менее 1 недели);

д) документы, подтверждающие потребность малого инновационного предприятия в имуществе; количество новых технологий, планируемых к получению при применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности за 5 лет; объем научно-технической продукции и количество новых (инновационных) продуктов и высокотехнологичных услуг, которые планируется произвести (оказать) малым инновационным предприятием за 5 лет (в стоимостных показателях и единицах соответственно) (документы подготавливаются малым инновационным предприятием).

Учредитель рассматривает обращение в течение 15 рабочих дней со дня его регистрации [2]. При этом учредитель с целью уточнения представленных вузом документов имеет право запросить у вуза пояснения к представленной информации, продлив срок рассмотрения обращения на 30 дней со дня поступления указанных пояснений. После принятия решения о возможности передачи имущества в аренду малому инновационно-

му предприятию, учредитель по истечении предусмотренных правилами сроков рассмотрения обращения направляет обращение вуза на согласование в федеральный орган исполнительной власти, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества (Росимущество). Учредитель в течение 5 рабочих дней после получения ответа от органа по управлению имуществом или по истечении 30 дней со дня направления своего письма (в случае не поступления ответа) информирует вуз о результатах рассмотрения органом по управлению имуществом письма путем направления учреждению решения о согласовании обращения или об отказе в согласовании. После получения письма у вуза возникает право на заключение договора аренды [5].

Итого все процедуры занимают около 4 месяцев. При этом необходимо понимать, что, учитывая значительную загруженность подразделений учредителя и органа по управлению имуществом указанные сроки могут значительно превышать заявленные. В документах на одном из этапов, могут выявиться недостатки и всю процедуру необходимо, будет проходить с начала, что еще больше отодвигает сроки начала деятельности малого инновационного предприятия [4]. Зачастую это приводит к тому, что предприятие начинает работать вне стен вуза, в связи с чем, может теряться связь науки и инновационной деятельности предприятия.

Вывод очевиден, без существенной оптимизации передачи вузами в аренду малым инновационным предприятиям федерального недвижимого имущества данный вопрос останется одним из основных препятствий для широкого появления малых инновационных предприятий и соответственно развития инновационной инфраструктуры вузов.

Совершенствование процедур передачи имущества в аренду может идти по нескольким направлениям: существенное сокращение сроков прохождения документов в уполномоченных органах власти; исключение некоторых процедур, в том числе нередко дублирующих друг друга; исключение необходимости согласования с учредителем вопроса о передаче в аренду вузами федерального недвижимого имущества малым

инновационным предприятиям, созданным в порядке, предусмотренном 217-м федеральным законом, ускоренные процедуры могут быть применены к передаче в аренду небольших площадей, не оказывающих существенного влияния на образовательный процесс в вузе. Для исключения возможных злоупотреблений со стороны вузов и малых инновационных предприятий, сохранения контроля за использованием федерального недвижимого имущества достаточно сделать уведомительный характер данных процедур с возможным последующим контролем за использованием площадей со стороны уполномоченных органов власти (учредитель, орган по управлению имуществом, прокуратура и т.д.). Контроль за использованием имущества целесообразно осуществлять посредством предоставления периодических отчетов об эффективности деятельности малых инновационных предприятий, включая подтвержденные объемы научно-технической продукции и количество новых (инновационных) продуктов и высокотехнологичных услуг, произведенных (оказанных) малым инновационным предприятием на переданных в аренду площадях. Затягивание принятия решений по данному вопросу существенно ограничивает дальнейшее развитие инновационной деятельности в вузах, развитие системы коммерциализации разработок ученых, подготовку современных специалистов, что снижает темпы выхода российской экономики на инновационный путь развития.

Не менее важным стимулирующим фактором развития инновационной инфраструктуры является существенное снижение или временная полная отмена арендной платы за использование малыми инновационными предприятиями федерального имущества, закрепленного за вузами на праве оперативного управления.

Существующий в настоящее время порядок формирования начальной цены аренды создает существенные препятствия для закрепления на территории вуза малых инновационных предприятий. Проведенное исследование порядка формирования начальной цены арендной платы, осуществляемого уполномоченной лицензированной организацией, учитывающей при этом место нахождения помещения, тип здания, доступность и многие другие элементы, показало

достаточно высокую стоимость арендной платы на территории вуза. Так, на территории НовГУ по адресу головного корпуса стоимость арендной платы за нежилое помещение составляет 385 руб. за 1 кв.м. в месяц, по адресу института экономики и управления - 400 руб. за 1 кв.м. в месяц. В итоге, за комнату 20 кв.м. предприниматель вынужден, как правило, платить около 8 000 руб., что безусловно, является одним из основных препятствий размещения инновационных предприятий непосредственно на площадке вуза и, соответственно, объединения усилий бизнеса и науки по совместному инновационному развитию. Нельзя не отметить, что государством в этой области предпринимаются значительные шаги по облегчению арендной нагрузки на малые инновационные предприятия. Однако такая поддержка, на наш взгляд, оказывается в недостаточном объеме и не позволяет создать предпосылки для прорыва инновационной деятельности в вузах. Так, в соответствии с Правилами заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.2011 N 677 (ред. от 06.03.2015) при заключении договора в отношении федерального имущества размер и порядок внесения арендной платы устанавливаются с соблюдением следующих условий:

а) в первый год аренды - 40 процентов размера арендной платы; б) во второй год аренды - 60 процентов размера арендной платы; в) в третий год аренды - 80 процентов размера арендной платы;

г) в четвертый год аренды и далее - 100 процентов размера арендной платы. То есть уже с первого года, инновационное предприятие должно будет платить за небольшую комнату значительную для начинающего предприятия сумму, а, с учетом продолжительности процедур передачи в аренду помещений, интеграция бизнеса, образования и науки непосредственно на площадях вуза представляется практически невозможной.

Данный факт существенно ограничивает возможность участия ученых, студентов, ма-

гистрантов, аспирантов и иных обучающихся в инновационной деятельности организаций, учредителем которых является вуз и которые используют объекты интеллектуальной собственности вуза, что, в свою очередь, оказывает значительное влияние на создание инновационной инфраструктуры вузов.

Очевидно, что данный вопрос должен стать предметом обсуждения на уровне Правительства Российской Федерации с целью создания предпосылок дальнейшего планомерного развития инновационной инфраструктуры вузов. Представляется, что с целью придания импульса инновационному развитию вузов необходимо установление малым инновационным предприятиям, учредителями, которых являются вузы, наряду с налоговыми, также и «арендные» каникулы сроком на 3 года. Это позволит существенно стимулировать появление таких предприятий при вузах, расширить участие в них обучающихся и ученых вуза, создать дополнительные механизмы развития инновационной инфраструктуры вуза.

В то же время, предоставление подобных льгот инновационным предприятиям обязательно должно происходить с созданием механизмов стимулирования развития таких предприятий, контроля за эффективной их работой. К примеру, возможность предоставления указанных льгот или их ежегодного продления может быть поставлена в зависимость от результатов практического применения (внедрения) представленных вузом результатов интеллектуальной деятельности, практического использования переданного в аренду имущества; количество новых технологий, полученных при применении (внедрении) арендатором результатов интеллектуальной деятельности за отчетный период; произведенный объем научно-технической продукции и количество новых (инновационных) продуктов и оказанных высокотехнологичных услугах за отчетный период (в стоимостных показателях, количественных или других единицах. При этом полагаем правильным установить ограничения по размеру предоставляемых малому инновационному предприятию площадей.

Полагаем, что предложенные корректировки законодательства Российской Федерации позволят вывести инновационное развитие вузов на новый, более качественный

и интенсивный этап своего существования, новлении и развитии инновационной инфра-что, в итоге не может не сказаться на ста- структуры вузов.

Список литературы

1. Афанасьева Е.С. Методологические подходы к формированию мотивационно-го механизма предпринимательской структуры // Научные труды Вольного экономического общества России. 2014. Т. 187. С. 145-150.

2. Дмитриев Ю.А., Омаров М.М., Шустров Л.И., Шустров Т.Л., Савельев И.И. Целевая ориентация ГЧП на инновационный тип развития экономики субъектов федерации // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 3. № 6. С. 18-24.

3. Минин Д.Л., Минин И.Л. Прогноз инвестиционной активности и рекомендации по обеспечению стратегического развития национальной экономики в условиях глобализации и экономических кризисов // Известия Международной академии аграрного образования. 2017. № 33. С. 88-91.

4. Омаров М.М., Минин Д.Л. Прогнозная ориентация развития экономики России на среднесрочную перспективу в условиях экономических санкций // Проблемы современной экономики. 2016. № 1 (57). С. 113-116.

5. Смекалов П.В., Емельянов О.О., Омаров М.М. Методологические аспекты совершенствования системы управления инновационной деятельностью на макроуровне

6. // Известия Международной академии аграрного образования. 2015. № 25-2. С. 223-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.