УДК 340.1 А.А. Гареев*
Развитие правового регулирования подготовки и контроля кадров в сфере здравоохранения в России
В статье рассмотрены правовые аспекты регулирования профессиональной подготовки и контроля кадров в сфере здравоохранения как актуальной проблемы теории и истории государства и права. Особое внимание уделено возникновению и становлению правового регулирования подготовки и контроля медицинских кадров в Российской империи. Дана характеристика современного состояния развития механизма регулирования подготовки и контроля кадров здравоохранения в России.
Ключевые слова: правовое регулирование, подготовка и контроль медицинских кадров, теория и история государства и права.
A.A. Gareev*. Development of legal regulation of the training and supervision of health personnel in Russia. The article deals with the legal aspects of the management of the training and supervision of health staff as current problems of theory and history of State and law. Special attention is given to the emergence and development of legal regulation of the training and supervision of medical personnel in the Russian Empire. The characteristic of the current state of the development mechanism of regulation of the training and supervision of health workers in Russia.
Keywords: regulation, training and supervision of medical personnel, theory and history of State and law.
Успешное развитие современного российского государства и общества, обеспечение безопасности личности, общества, государства, интеграция России в мировое социально-экономическое пространство неразрывно связаны с наличием и реализацией механизмов правового регулирования различных сфер жизни общества, общественных отношений.
В современных условиях поддержание и укрепление здоровья населения является одним из важнейших факторов обеспечения национальной безопасности. Вооруженные конфликты, чрезвычайные ситуации, неблагоприятные условия жизни, негативные факторы окружающей среды - всё это, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, существенно повышает риски развития заболеваний человека.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N° 537, отмечается, что для предотвращения угроз национальной безопасности наряду с другими аспектами необходимо обеспечить реализацию гражданами Российской Федерации права на жизнь, безопасность, здоровье и здоровый образ жизни [1]. При этом среди стратегических целей обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации выделены: совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной медицинской помощи; совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества и безопасности лекарственных средств.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации указано, что прямое негативное воздействие на обеспечение национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают низкие эффективность и качество подготовки и переподготовки специалистов здравоохранения, незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения населения медицинской помощью. Особо отмечено, что для противодействия угрозам в сфере здравоохранения и здоровья нации силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества должны обеспечивать эффективность государственно-правового регулирования в области стандартизации, лицензирования, сертификации медицинских услуг, аккредитации медицинских и фармацевтических учреждений, обеспечения государственных гарантий по оказанию медицинской помощи, определения единых критериев оценки работы лечебно-профилактических учреждений на уровне муниципальных образований и субъектов Российской Федерации. Соответственно, подчёркивается, что решение задач безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем: формирования национальных программ (проектов) по лечению социально значимых заболеваний с разработкой единых общероссийских подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов; развития системы управления качеством и доступностью медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения [1].
Соответственно, с учётом отмеченных обстоятельств, одной из актуальных проблем как теории государства и права, так и совершенствования законодательства является развитие правового регулирования подготовки и контроля кадров в сфере здравоохранения.
* Гареев, Артур Аскарович, кандидат юридических наук, член правления Объединения участников профессиональной деятельности в сфере здравоохранения «Право в здравоохранении» (г. Москва). 129344, Россия, г. Москва, ул. Енисейская, д. 2, стр. 2, эт. 14. Телефон: +7 (495) 2208749 +7 (495) 5083534. E-mail: [email protected].
* Gareev, Arthur Askarovich, PhD, a board member of the Association of Members of professional work in the field of health «Right in Health Care» (Moscow). PhD. 129344, Russia, Moscow, Yenisei str., 2/2, fl. 14. Phone: +7 (495) 2208756, +7 (495) 5083534. E-mail: [email protected].
© Баранецкий О.А., 2014
Регулирование общественных отношений выступает в качестве одного из ключевых назначений права. В целом под правовым регулированием понимается воздействие права на общественные отношения с помощью правовых средств, способов и методов. При этом процесс такого регулирования осуществляется не сам по себе, а на основе соответствующего механизма правового регулирования. В совокупности средства, способы и методы воздействия права на общественные отношения представляют из себя механизм правового регулирования, который рассматривается в юридической литературе как система правовых средств, способов и методов воздействия права на общественные отношения, позволяющая претворять в жизнь содержащиеся в нормах права правила поведения. Механизм правового регулирования предназначен для обеспечении действенности правовых норм, удовлетворения выраженных в праве интересов отдельных лиц, организаций, государства, общества в целом [2].
В теории права выделяют следующие основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования): норма права; субъективные права и юридические обязанности; акты реализации права; правоприменительные акты [3].
В качестве важного направления развития правового регулирования различных сфер жизни общества в настоящее время рассматривается сфера здравоохранения. При этом признано, что во многом эффективность данной сферы зависит от уровня, качества подготовки медицинских кадров [4-6].
Российская медицина накопила значительный и признанный в мире опыт. В то же время следует заметить, что вопросы качества подготовки и контроля медицинских кадров с той или иной интенсивностью в целом всегда обсуждались российским обществом. И в современном российском обществе и медицинском сообществе состояние и перспективы развития сферы здравоохранения, подготовки медицинских кадров и контроля их деятельности являются одними из самых дискуссионных вопросов [6].
Для развития регулирования подготовки и контроля кадров в сфере здравоохранения необходимо опираться на знание истории развития этой сферы. Правовой анализ истории отечественной медицинской школы позволяет сформировать научные представления о сущности, содержании и тенденциях развития правового регулирования профессиональной подготовки и контроля кадров отечественного здравоохранения, этапах его становления и развития.
Становление правового регулирования профессиональной подготовки кадров здравоохранения в отечественной истории во многом связано с возникновением и формированием нормативной правовой базы сферы охраны здоровья и регламента оказания медицинской помощи населению в Российской империи, т.е., по сути, с 1721 г., когда в Указе Петра I впервые в отечественном здравоохранении был введён запрет лекарям иметь практику и лечить страждущих без освидетельствования их со стороны государственного органа управления медицинским делом [7]. До появления Указа Петра I от 1721 г. разрешение на медицинскую деятельность как таковое выдавалось Аптекарским приказом (Аптекарской канцелярией) преимущественно иностранным лекарям, которых было подавляющее большинство в России [7].
В Указе же от 1721 г. Петром I впервые в отечественном здравоохранении вводится запрет лекарям иметь практику и лечить страждущих без освидетельствования их достоинства со стороны органа управления медицинским делом, т.к. в противном случае «великую вреду жителямъ учинить могутъ» [8]. Этот правовой акт определил строгие требования со стороны государства к лицам, желающим иметь медицинскую практику в России. Важно отметить, что в основе такого правового регулирования лежала забота о гражданах, о минимизации вероятности причинения вреда здоровью и жизни пациентов.
Применительно к истории подготовки кадров здравоохранения следует все же признать, что впервые русских врачей начали готовить в России в середине XVII в., в Московской врачебной школе, в которой с 1654 г. осуществлялся набор учеников. Само же решение об открытии врачебной школы было принято центральным на тот момент органом государственного управления здравоохранением в стране - Аптекарским приказом.
В целом возникновение профессиональной подготовки медицинских кадров в России и, собственно, открытие первого отечественного учебного медицинского заведения было обусловлено следующими факторами:
- отсутствие до XVII в. отечественной медицинской школы способствовало тому, что большинство практикующих врачей и лекарей в России были иностранцы, а это было весьма обременительно, в т.ч. для государственной казны;
- постоянные активные военные действия обусловливали увеличение потребностей армии в медицинском обеспечении и в этой связи актуализировали необходимость подготовки собственных медицинских кадров в России;
- необходимость развития преемственности в практической медицине, сохранения и приумножения русских традиций врачевания, обосновывали насущную потребность создания отечественной медицинской школы.
Однако, несмотря на острую потребность в кадрах, Московская врачебная школа просуществовала недолго, до конца XVII в.
Соответственно, процесс становления правового регулирования подготовки кадров здравоохранения в России связан прежде всего с нововведениями Петра I, реформированием и регламентацией при нем многих сфер жизни, включая и подготовку врачей. К таким нововведением в рассматриваемой области следует отнести открытие многопрофильных медицинских учреждений
- госпиталей и появление при них своих школ, предназначенных для подготовки будущих врачей, а также нормативную регламентацию такой подготовки.
М.Б. Мирский справедливо отмечает, что, «следуя рекомендациям близких к нему медиков (Н. Бидлоо, Р. Эрскин, И. Блюмментрост), Петр I осознал необходимость сохранения и создал перспективы для дальнейшего развития государственной организации медицинского дела, что выгодно отличало нашу страну от многих европейских государств того времени» [9, с. 47]. Необходимо признать, что более реально было построить систему здравоохранения, опираясь при этом на отечественные кадры [10, с. 52]. И российские врачи, преподаватели медицины, подготовленные в период Петра I, стали, по сути, основой дальнейшего развития сферы здравоохранения в России, включая профессиональную подготовку кадров.
Одним из наиболее значимых факторов становления правового регулирования профессиональной подготовки кадров здравоохранения стало появление при Петре I по сути первых законодательных актов, регламентирующих профессиональную подготовку медицинских работников.
В этом плане мы солидарны с В.Л. Поповым и Н.П. Поповой, которые считают, что регламентация врачебной деятельности в России началась при Петре I [11, с. 6]. К числу принятых при нем нормативных правовых актов, регулирующих профессиональную подготовку кадров здравоохранения, следует отнести: Воинский Устав 1716 г., Морской Устав 1720 г.; Указ Петра I от 14 августа 1721 г. «Об учреждении в городах аптек под смотрением Медицинской Коллегии, о вспоможении приискивающим медикаменты в Губерниях, и о бытии под надзором упомянутой Коллегии госпиталям».
Государственно-патриотические взгляды Петра I, нашедшие применение во многих сторонах жизни, проявились и в стремлении придать медицине более выраженный государственный характер, чему, несомненно, способствовала организация первым российским императором подготовки отечественных кадров в сфере здравоохранения (медиков и фармацевтов).
Сложившаяся при Петре I методика подготовки медиков получила затем своё правовое закрепление в «Генеральном регламенте о госпиталях...» от 24 декабря 1735 г. [12]. Этот документ, как справедливо отмечает С.Г. Стеценко, явился, по сути, первым нормативным правовым актом, имевшим комплексный, обобщающий характер применительно к регламентации профессиональной подготовки и деятельности отечественных кадров в сфере здравоохранения [13].
Представляется, что именно необходимость обеспечения качественной подготовки медицинских кадров послужила основанием для выделения в 1735 г. в «Генеральном регламенте о госпиталях и
0 должностях, определенных при них Докторов и прочих Медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей» отдельной главы под названием «О хирургической школе», где отмечалось: «Понеже учреждение госпиталей двоякого намерения и плода имеет... первое и которое начальственное имеет быть - пользование страждущих больных, второе - произвождение и утверждение медиков и лекарей к большому искусству; того ради к сему намерению, хотя в начале, медиков и лекарей при том иметь надлежит» [12].
Указанный «Генеральный регламент о госпиталях и о должностях...», сыграл важнейшую роль в деле правового регулирования деятельности основных на тот период медицинских лечебных учреждений - госпиталей. Включение в данный нормативный правовой документ положений о подготовке врачей свидетельствовало о важности профессиональной подготовки медицинских кадров в создаваемой государственной системе здравоохранения, обеспечения медицинской помощью армии и гражданского населения. Правовой анализ Генерального регламента о госпиталях и о должностях 1735 г. свидетельствует о введении строгой вертикали управления госпиталями, заключавшуюся в том, что в полномочия Медицинской канцелярии входил контроль над деятельностью госпиталей (п. 2 гл.
1 документа) [12]. Также необходимо отметить законодательное закрепление в указанном регламенте организационно-штатной структуры госпиталей, в соответствии с которой в каждом госпитале были введены должности: Главного Лекаря, а на каждые 200 больных должен быть один лекарь, 2 подлекаря и ученика, которые должны были жить при госпитале [12]. Указанные нормативы свидетельствуют о практической направленности профессиональной подготовки медицинских кадров, закрепленной в положениях документа, с учётом того, что и в настоящее время среди медицинских кадров существует мнение, в соответствии с которым искусству врачевания можно научиться, только если постоянно находишься рядом с больными, которых лечишь и за которыми наблюдаешь (т.н. принцип обучения у постели больного). Таким образом, законодательно закрепленная обязанность учеников жить при госпиталях носила не столько принудительно-ограничительный, сколько учебно-педагогический характер, который в конечном итоге способствовал скорейшему и наиболее полному усвоению навыков врачевания и был направлен на улучшение профессиональной подготовки лекарей и, как следствие, обеспечение контроля и повышение качества оказываемой медицинской помощи населению.
В конце XVIII в. система профессиональной подготовки медицинских кадров претерпела изменения, и госпитальные школы, положительно зарекомендовавшие себя, были отделены от госпиталей и реорганизованы (с 1786 г.) в медико-хирургические училища. При этом каждое училище имело в своём составе по четыре кафедры: анатомии, физиологии и хирургии; патологии, терапии и медицинской практики; ботаники, «материи медики» и химии; акушерства, женских и детских болезней. Подчеркнем, что создание самостоятельных кафедр в составе училищ было существенным шагом вперёд в деле реформирования системы медицинского образования. Причём двум наиболее выдающимся учебным заведениям - Петербургскому и Московскому училищам - был присвоен статус медико-хирургических академий.
В 1795 г. вышел в свет важный правовой документ - «Предварительное постановление о должностях учащих и учащихся, до воспоследования полного дня врачебных училищ уставе». Анализ данного постановления свидетельствует, во-первых, о более чёткой регламентации педагогической и научной деятельности врачебных училищ, а, во-вторых, о повышении самостоятельности училищ [13].
Проводя анализ становления правового регулирования подготовки кадров здравоохранения в Российской империи, следует отметить преобразования, произошедшие в 40-х гг. XIX в. и явившиеся ответом государства на противоречивую ситуацию, сложившуюся в медицинском образовании. Она заключалась в параллельном автономном существовании «академического» и «факультетского» вариантов медицинского образования. До середины XIX в. существовали медико-хирургические академии (Петербургская, Московская и Виленская) и медицинские факультеты (в Москве, Казани, Харькове и Дерпте). Отличия проявлялись не только в названиях, но и в ведомственном подчинении. Управление Петербургской медико-хирургической академией осуществлялось со стороны военного ведомства, Московской и Виленской академиями - Министерством внутренних дел, а все медицинские факультеты при университетах были подчинены Министерству народного просвещения.
Инициаторами реформы подготовки кадров здравоохранения, происшедшей в 1840 г., стали Император Николай I и правительство, определившие необходимость решения двух главных задач: переподчинение всех высших медицинских учебных заведений одному ведомству; разработка единого государственного стандарта в сфере врачебного образования [9].
Для реализации этой реформы и решения указанных задач Николай I издал Указы «О передаче Московской и Виленской медико-хирургических академий в Министерство Народного Просвещения» от 27 апреля 1840 г. и «О принятии в управление медико-хирургических академий Московской и Виленской» от 29 апреля 1840 г. Согласно этим указам, все медицинские учебные заведения, кроме Петербургской медико-хирургической академии, были переданы в управление Министерства народного просвещения. Тем самым на практике был реализован принцип единого (в данном случае факультетского) подхода к подготовке медицинских кадров в России. Московская академия вошла в состав Московского университета, а Виленская, в качестве медицинского факультета, - в состав университета в Киеве [10].
Таким образом, механизм правового регулирования подготовки медицинских кадров в Российской империи, зародившись в XVIII в. и пережив в течение XIX в. ряд последовательных реформ, к 1917 г. представлял достаточно слаженную оформленную систему нормативных правовых актов, вполне адекватную запросам своего времени.
Оставив, с учётом ограниченности объема статьи, вопросы правового регулирования подготовки и контроля медицинских кадров в советский период для отдельного рассмотрения, проанализируем развитие правового регулирования подготовки и контроля кадров в сфере здравоохранения в современной России.
Существенную роль в современном развитии правового регулирования подготовки кадров и контроля в сфере здравоохранении сыграл вступивший в действие с 1 января 2012 г. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Основы) [14]. Необходимо отметить, что данный закон в ст. 2 впервые дал определение столь важному для реализации функции контроля в медицинской сфере, как «качество медицинской помощи», определив, что под ним понимается совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата. При этом выделены три принципиальные позиции, которые должны составлять систему контроля качества медицинской помощи в медицинских организациях. По сути, указанные Основы предлагают принципиально новую и разностороннюю систему контроля в медицинской сфере. Многие новеллы этого документа нацелены на обеспечение контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Так, гл. 12 Основ полностью посвящена вопросам организации контроля в сфере здравоохранении, а ст. 87 Основ раскрывает сущность контроля качества и безопасности медицинской деятельности [14].
Принятие Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», несомненно, способствовало формированию современной правовой основы для реализации правового механизма контроля в сфере охраны здоровья населения в целом и контроля качества и безопасности медицинской деятельности, в частности.
Вместе с тем существует и ряд в полной мере не решённых вопросов, в частности, касающихся внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности. Так, остаётся открытым вопрос о формировании систем внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, т. к. это является исключительно сферой ответственности руководителя медицинской организации, и такая норма строго регламентирована Основами. Многие руководители учреждений здравоохранения не могут четко определить для себя круг задач в этом направлении, а также не имеют полного понимания того, как сформировать данные системы. Это обусловлено рядом причин, в частности, отсутствием в Основах определения такого существенного, как представляется, для данного института права, понятия «безопасность медицинской деятельности», и расширением перечня объектов, подлежащих контролю.
Важную роль в развитии регулирования подготовки кадров и контроля в здравоохранении сыграло Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» [15]. Данное
Положение определяет порядок организации и проведения государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности. В нем указано, что задачами государственного контроля являются предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан, и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения обязательных требований.
В Положении о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности определено, что государственный контроль осуществляется посредством:
а) проведения проверок соблюдения органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями прав граждан в сфере охраны здоровья граждан;
б) осуществления лицензирования медицинской деятельности;
в) проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
г) проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований;
д) проведения проверок соблюдения осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями безопасных условий труда, а также требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
е) проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
ж) проведения проверок организации и осуществления: федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотренного ст. 89 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности подведомственных им органов и организаций; федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия в сфере охраны здоровья граждан, а также осуществляющими медицинскую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями предусмотренного ст. 90 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности [14].
Однако анализ указанного положения свидетельствует, что в нем хотя и используется, но не раскрыто понятие «безопасность медицинской деятельности». Это может приводить к серьезным противоречиям при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий между проверяемыми медицинскими организациями и должностными лицами надзорных и контролирующих структур, а также порождать разные требования по одним и тем же поводам у представителей разных контролирующих органов. Результатом таких правовых коллизий может стать как минимум конфликтная ситуация и создание почвы для коррупции. В связи с этим представляется, что адекватно функционировать внутренние системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности в таких условиях не могут.
В этой связи несомненно необходимо, чтобы в законодательных или подзаконных актах в ближайшее время было дано определение безопасности медицинской деятельности. Кроме того, важным условием является одинаковая трактовка нормативных актов проверяющими и проверяемыми сторонами, что может быть достигнуто путем их специальной подготовки. Для этого медицинским организациям необходимо предпринять ряд практических действий, направленных на подготовку совокупности внутренних документов.
Анализ Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности позволяет выделить следующие документы, которые, как представляется, необходимо разработать: по соблюдению прав граждан в сфере охраны здоровья населения (подп. «а» п. 3 Положения); по соблюдению порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи (подп. «в» п. 3 Положения); по соблюдению порядков проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований (подп. «г» п. 3 Положения); по соблюдению безопасных условий труда (подп. «д» п. 3 Положения); по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению) (подп. «д» п. 3 Положения); по соблюдению медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к указанным лицам при осуществлении профессиональной деятельности в соответствии с Основами (подп. «е» п. 3 Положения); по организации и осуществлению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности (ст. 90 Основ, подп. «ж» п. 3 Положения).
Также в этой связи целесообразным, на наш взгляд, является следующий примерный перечень документов здравоохранительной организации по внутреннему контролю медицинской деятельности:
- положение о внутреннем контроле в медицинской организации;
- положения должностных инструкций лица, ответственного за организацию работы по внутреннему контролю качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации, подразделении медицинской организации, врача;
- положение о врачебной комиссии (с учетом требований приказа Минздравсоцразвития России от 5 мая 2012 г. № 502н «Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации»;
- методика оценки удовлетворенности пациентов качеством медицинской помощи; положение об общественном совете медицинской организации (для контроля над обеспечением прав пациентов в соответствии с требованиями ст. 6, 19 и 28 Основ);
- порядок создания системы оценки качества работы медицинской организации, ее структурных подразделений и медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг (требование ч. 2 ст. 87 Основ);
- положение о порядке оценки результативности медицинской помощи, оказанной лечащим врачом конкретному пациенту, в медицинской организации (требование ч. 21 ст. 2 и ч. 2 ст. 87 Основ);
- порядок взаимодействия медицинской организации с общественными объединениями (с учетом требований ст. 28 Основ, узаконившей общественные объединения пациентов);
- порядок обеспечения безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации (с учетом требований Постановления № 1043);
- дополнения в должностные инструкции лица, ответственного за обеспечение безопасного обращения лекарственных средств в медицинской организации, подразделении медицинской организации и др.
В целом следует заметить, что указанный перечень не является исчерпывающим. При всей сложности данной работы она необходима для того, чтобы практика здравоохранения соответствовала требованиям законодательства в части обеспечения качества и безопасности подготовки и деятельности кадров здравоохранения.
Таким образом, как показывает анализ мирового и отечественного опыта, правовое регулирование подготовки и контроля кадров в сфере здравоохранения необходимо для улучшения качества медицинских услуг, результатов деятельности системы здравоохранения и в целом безопасности личности, общества, государства [14-16]. Следует отметить, что подготовка кадров и контроль в сфере здравоохранения как фактор обеспечения национальной безопасности и непосредственно обеспечения безопасности граждан является весьма важной проблемой для отечественного здравоохранения, развития теории государства и права, и в целом для законодательного обеспечения безопасности личности, общества и государства.
Список литературы
1. Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года // Российская газета. - 2009. - 19 мая. - № 88.
2. Теория государства и права / под ред. А.В.Малько. - М.: КноРус, - 2007. - 400 с.
3. Матузов, Н. И., Малько, А. В. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2005. - 541 с.
4. Минздравом РФ подготовлен комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами до 2018 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт НП «Национальная Медицинская Палата». - Режим доступа: http://www.nacmedpalata.ru/?actюn=show&id=10848 (дата обращения 15.03.2014).
5. Подписана государственная программа «Развитие здравоохранения» [Электронный ресурс] // Сайт «ИТАР-ТАСС». - Режим доступа: http://www.itar-tasskuban.ru/news/article?type=politics&i=36762 (дата обращения 15.03.2014).
6. О Программе развития здравоохранения до 2020 г. [Электронный ресурс]// Сайт «Главмединфо». - Режим доступа: http://glavmedinfo.ru/page/publication/news/view.seam?newsId=64452 (дата обращения 10.05.2014).
7. Гусаков, Н. И. Петр I и медицина (очерк). - М., 1994. - 47 с.
8. Петров, Е. Ф. Собрание российских законов о медицинском управлении. - СПб., 1826.
9. Мирский, М. Б. Медицина России XVI-XIX веков. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996. - 400 с.
10. Мирский, М. Б. Очерки истории медицины в России XVI-XVIII вв. - Владикавказ, 1995. - 170 с.
11. Попов, В. Л., Попова, Н. П. Правовые основы медицинской деятельности : справочно-информационное пособие. - СПб.: Деан, 1999. - 256 с.
12. Указ Анны Иоановны от 24 декабря 1735 года «Генеральный регламент о госпиталях и о должностях, определенных при них Докторов и прочих Медицинского чина служителей, также Комиссаров, писарей, мастеровых, работных и прочих к оным подлежащих людей» // ПСЗ. СПб., 1830. - Т. IX. - № 6852.
13. Стеценко, С. Г. Юридическая регламентация медицинской деятельности в России : дис. ... докт. юрид. наук. - СПб., 2002.
14. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Российская газета. - 2011. - 23 нояб. - № 263.
15. Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. № 1152 «Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» // Российская газета. - 2012. - 16 нояб. - № 265.
16. Кицул, И. С., Пивень, Д. В. О контроле качества и безопасности медицинской деятельности в современных условиях // Заместитель главного врача. - 2013. - № 2.
Literature
1. Strategii natsionalnoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda // Rossiyskaya gazeta. -2009. - 19 maya. - № 88.
2. Teoriya gosudarstva i prava / pod red. A.V.Malko. - M.: KnoRus, - 2007. - 400 s.
3. Matuzov, N. I., Malko, A. V. Teoriya gosudarstva i prava. - M.: Yurist', 2005. - 541 s.
4. Minzdravom RF podgotovlen kompleks mer po obespecheniyu sistemyi zdravoohraneniya RF meditsinskimi kadrami do 2018 goda [Elektronnyiy resurs] // Ofitsialnyiy sayt NP «Natsionalnaya Meditsinskaya Palata». - Rezhim dostupa: http://www.nacmedpalata.ru/?action=show&id=10848 (data obrascheniya 15.03.2014).
5. Podpisana gosudarstvennaya programma «Razvitie zdravoohraneniya» [Elektronnyiy resurs] // Sayt «ITAR-TASS». - Rezhim dostupa: http://www.itar-tasskuban.ru/news/article?type=politics&i=36762 (data obrascheniya 15.03.2014).
6. O Programme razvitiya zdravoohraneniya do 2020 g. [Elektronnyiy resurs]// Sayt «Glavmedinfo». -Rezhim dostupa: http://glavmedinfo.ru/page/publication/news/view.seam?newsId=64452 (data obrascheniya 10.05.2014).
7. Gusakov, N. I. Petr I i meditsina (ocherk). - M., 1994. - 47 s.
8. Petrov, E. F. Sobranie rossiyskih zakonov o meditsinskom upravlenii. - SPb., 1826.
9.Mirskiy, M. B. Meditsina Rossii XVI-XIX vekov. - M.: Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 1996. - 400 s.
10. Mirskiy, M. B. Ocherki istorii meditsinyi v Rossii XVI-XVIII vv. - Vladikavkaz, 1995. - 170 s.
11. Popov, V. L., Popova, N. P. Pravovyie osnovyi meditsinskoy deyatelnosti : spravochno-informatsionnoe posobie. - SPb.: Dean, 1999. - 256 s.
12. Ukaz Annyi Ioanovnyi ot 24 dekabrya 1735 goda «Generalnyiy reglament o gospitalyah i o dolzhnostyah, opredelennyih pri nih Doktorov i prochih Meditsinskogo china sluzhiteley, takzhe Komissarov, pisarey, masterovyih, rabotnyih i prochih k onyim podlezhaschih lyudey» // PSZ. SPb., 1830. - T. IX. - № 6852.
13. Stetsenko, S. G. Yuridicheskaya reglamentatsiya meditsinskoy deyatelnosti v Rossii : dis. ... dokt. yurid. nauk. - SPb., 2002.
14. Federalnyiy zakon ot 21 noyabrya 2011 g. № 323-FZ «Ob osnovah ohranyi zdorovya grazhdan v Rossiyskoy Federatsii» // Rossiyskaya gazeta. - 2011. - 23 noyab. - № 263.
15. Postanovlenie Pravitelstva RF ot 12 noyabrya 2012 g. № 1152 «Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstvennom kontrole kachestva i bezopasnosti meditsinskoy deyatelnosti» // Rossiyskaya gazeta. -2012. - 16 noyab. - № 265.
16. Kitsul, I. S., Piven, D. V. O kontrole kachestva i bezopasnosti meditsinskoy deyatelnosti v sovremennyih usloviyah // Zamestitel glavnogo vracha. - 2013. - № 2.
УДК 351.85
В.М. Кузьмина*
Проблема руководства социокультурной и идеологической сферой в системе центральных органов управления в 1920-е годы
В статье рассматривается особенности руководства партийно-государственными социокультурной и идеологической сферой в системе центральных органов управления социальной сферы.
Ключевые слова: советское руководство, партийное руководство, управление идеологической сферой.
V.M. Kuzmina*. Problem of management of sociocultural and ideological sphere in the system of central control elements in 1920s. In the article it is examined the special feature of management of state party by sociocultural and ideological sphere in the system of the central control elements of social sphere.
Keywords: Soviet management, party leadership, control of the ideological sphere.
* Кузьмина, Виолетта Михайловна, доцент Юго-Западного государственного университета, кандидат исторических наук, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 305040, г. Курск, ул. 50 лет Октября, 94. Телефон: (4712) 50-48-00. E-mail: [email protected].
* Kuzmina, Violetta Mikhailovna, Associate Professor of the department for state and municipal administration Southwest State University, Ph.D., PhD. Address: Russia, 305040, Kursk, str. 50 October, 94. Ph.: (4712) 50-48-00. E-mail: [email protected].
© Кузьмина В.М., 2014