ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ
РАЗВИТИЕ ПРАКТИК ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ТВОРЧЕСТВА ЗА РУБЕЖОМ
УДК 379.82(4/9)
https://doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -140-87-92
Татьяна Александровна ГОЛОВЛЕВА,
аспирант кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Химки, Московская область, Россия, e-mail: [email protected]
Ольга Юрьевна МАЦУКЕВИЧ,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности факультета государственной культурной политики Московского государственного института культуры, Химки, Московская область, Россия, e-mail: [email protected]
Аннотация: В представленной статье анализируется любительство как социокультурный феномен серьёзного досуга, приведены типы пространства и институциональных практик организации хобби и любительского искусства, представлены позиции Р. А. Стеббинса и Д. Д. Коффмана в определении целей, характеристик и мотивов музыкального любительского творчества за рубежом.
Ключевые слова: любительское творчество, хобби, пространство, мотив, социальное взаимодействие, серьёзный досуг, музыка, волонтёр, самодеятельная активность.
Для цитирования: Головлева Т. А., Мацукевич О. Ю. Развитие практик любительского творчества за рубежом // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. 2021. № 1 (40). С. 87-92. https:// doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -140-87-92
DEVELOPMENT OF AMATEUR ART PRACTICES ABROAD
Tatyana A. Golovleva, PhD student at the Department of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow region, Russia, e-mail: [email protected]
Olga Yu. Matsukevich, D.Sc. in Pedagogic Sciences, Professor at the Department of Social and Cultural Activity, the Faculty of State Cultural Policy, the Moscow State Institute of Culture, Khimki City, Moscow region, Russia, e-mail: [email protected]
Abstract: These articles analyzes amateurism as a sociocultural phenomenon of serious leisure, provides types of space and institutional practices for hobby and amateur art organizing, and present the positions of R. A. Stebbins and D. D. Coffman in determining the goals, characteristics and motives of amateur music creativity abroad.
Keywords: amateur creativity, hobby, space, motive, social interaction, serious leisure, music, volunteer, amateur activity.
For citation: Golovleva T. A., Matsukevich O. Yu. Development of amateur art practices abroad. Cultural and Education: Scientific Information Journal for Universities of Culture and Arts. 2021, no. 1 (40), pp. 87-92. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2310-1679-2021 -140-87-92
Широко известно, что зарубежное понятие «хобби» является синонимом любительского дилетантского увлечения. Как социокультурный феномен любительство широко развито за рубежом, является объектом научного анализа и относится к категории серьёзного досуга, функции которого связаны с культуротворчеством, социально-культурной активностью, культурой общения, получением нового знания. Вместе с тем есть определённые различия в характеристиках проявления любительского интереса и самодеятельной активности.
Так, в исследованиях профессора Университета Калгари (Канада), члена Всемирной ассоциации исследований досуга Р. А. Стеббинса уровни любительской деятельности дифференцируются на дилетантские занятия хобби, увлечение аматерным (любительским) искусством и во-лонтёрством (общественной самодеятельностью). В число любителей входят коллекционеры, мастера прикладного художественного творчества, участники общественных объединений, исполнители-дилетанты и другие.
Аналогичное деление любительского творчества и любительского искусства в российской практике мы находим в трудах Т. И. Баклановой [1]. По её мнению, сходство подходов определяется природой любительского творчества, когда личностно мотивированный интерес и увлечение становятся профессией. В художественной культуре России широко известны такие примеры «перерастания» высокого любительского искусства в профессиональную деятельность, например - у Н. А. Римского-Корсакова, К. С. Станиславского и других.
Стеббинс также указывал на то, что «серьёзный досуг характеризуется систематической, устойчивой, личностно мотивированной деятельностью любителей и волонтёров-добровольцев, сферой самовыражения и приобретения новых знаний и навыков, возможностью найти новую карьеру» [5]. Принимая во внимание, что осознанная мотивированная деятельность свойственна представителям среднего возраста, учёный неоднократно подчёркивал, что необходимо проводить дополнительные исследования, чтобы выяснить, как взрослые проводят свой досуг, каким образом
формируется мотивация к любительской деятельности и т.д. По его мнению, любительский досуг представляет собой «необузданную, контекстно-ориентированную деятельность, которой занимаются в свободное время. Любительский интерес варьируется от случайного, мимолётного участия в интенсивных краткосрочных проектах до более серьёзных пожизненных обязательств» [9]. Стеббинс выделяет шесть качественных характеристик любительской деятельности, отличающих её от хобби:
- настойчивость, когда любители остаются преданными своему избранному делу;
- карьера с усилиями, которая включает стадии достижения или вовлечения;
- значительные личные усилия посредством обучения знаниям и навыкам, часто через самостоятельные усилия;
- долгосрочные выгоды, которые могут включать в себя социальные взаимодействия, чувство принадлежности к группе, самовыражение и самообогащение;
- уникальный дух, где участники объединяются между социальными обязательствами и взаимодействиями через взаимные интересы и деятельность внутри группы;
- идентификация себя с деятельностью, когда любители могут быть весьма увлечены процессом.
Определённая схожесть характеристик мотивированного интереса к любительской деятельности проявляется и в подходах отечественных исследователей Е. И. Смирновой [4], Е. Ю. Стрельцовой, Г С. Каргина [3] и В. С. Цукермана [6].
Любители воспринимают досуговое пространство как физическую среду, имеющую смысл, обладающую определённым ценностным резонансом, представляющую собой форму хранилища социальной, культурной информации [8]. Другими словами, возникает проблема институа-лизации деятельности, организации любительских занятий, коммуникации участников.
В зарубежных исследованиях часто указывается, что серьёзные занятия досугом обычно требуют больше времени, денег и энергии от участника. Конкретизируя концепцию пространства, Стеббинс отмечает, что любительский досуг может происходить в семи типах пространств, которые включают:
- пространство как институциональную практику организации предметной любительской деятельности;
- пространство-«витрина», то есть место, определённое музыкантами для репетиций и досугового общения;
- ресурсное пространство, используемое любителями, в том числе оборудование и материалы, которые помогут им в их досуге;
- торговые площади - общественные места, где любители могут продавать свои товары;
- вспомогательное пространство, предоставляющее возможность выступать бесплатно. Однако любители, как правило, выступают ради собственных интересов, и Стеббинс утверждает, что любители обычно не альтруистичны;
- виртуальное пространство, где музыканты-любители могут использовать Интернет для развлечения, обучения и общения через блоги и форумы, но самое главное - для прослушивания музыки;
- туристическое пространство для музыканта, включающее посещение мест, где звучит музыка во время тура [7].
Другие исследователи проанализировали мотивы участия в музыкальном ансамбле как формы социального взаимодействия. Так, Д. Д. Коффман попытался выяснить причины того, почему взрослые люди занимаются коллективным музыкальным любительством [11]. Результаты показали, что занятия музыкой во взрослом возрасте часто оформлены в рамках концепции обучения на протяжении всей жизни - участники в своё свободное время совершенствуют исполнительское мастерство в ансамблевом исполнении репертуара, их привлекает коллективное участие в музыкальной деятельности с другими людьми. Коффман также обнаружил, что участие в музыкальном ансамбле способствует единству, когнитивной координации, получению общих эмоций и установлению доверия среди взрослых [10]. Исследователь, таким образом, сделал вывод, что чувство принадлежности к сообществу стало причиной, по которой взрослые хотели играть на инструментах. Была установлена корреляция между более мотивированными взрослыми музыкантами и интеграцией в социальные сети, следовательно, социальные аспекты творческого взаимодействия любителей превысили музыкальные причины участия. В результате исследователь выявил, что оркестровое (коллективное) музицирование способствовало повышению качества жизни, произошли позитивные изменения в доменах физического и психологического благополучия, окружающей среды и социальных отношений. Участие в свободное время в создании музыки было поэтому интегрировано в социальный опыт, или, как сказал один из участников: «музыка уникально приспособлена для того, чтобы играть роль в ... социальном взаимодействии друг с другом» [10].
Для участников любительский досуг означал разные виды обязательств и причин, почему они участвовали в сообществе группы. Социальные взаимодействия были многогранны и имели место во время и вне репетиций, включая неформальные пати (вечеринки). Участники проводили свободное время в пространстве репетиционного зала - месте, которое имело для них значение, потому что именно там они играли
репертуар, который им нравился. Было обнаружено, что репертуар играл ключевую причину, почему взрослые продолжали участвовать в музыкальной деятельности. Участники присоединились к этой группе сообщества из-за их желания не только продолжать играть на своих инструментах. Они наслаждались и ценили своё социальное взаимодействие.
Соответственно, Коффман сделал вывод о том, что взрослые музыканты-любители присоединились к сообществу из желания выступить с другими людьми. Любители делились своими ценностями, культурами и идентичностями, проводя свободное время в музыкальном ансамбле с возможностью социального взаимодействия [12].
Таким образом, любительская деятельность в значительной степени формировала образ жизни и влияла на социальную интеграцию участников.
Список литературы
1. Бакланова Т. И. Теоретические основы педагогического руководства художе-
ственной самодеятельностью : специальность 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» : диссертация на соискание учёной степени доктора педагогических наук / Бакланова Татьяна Ивановна. - Москва, 1990. - 476 с.
2. Головлева Т. А. Студийные практики развития музыкального любительства:
социально-культурный аспект // Культура и образование : научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. - 2020. - № 1 (36). - С. 108113. - DOI: 10.24411 /2310-1679-2020-10113
3. Каргин А. С. Самодеятельное художественное творчество: история, теория, практика : [учебное пособие для вузов культуры и искусств]. - Москва : Высшая школа, 1988. - 270 с.
4. Смирнова Е. И. Теория и методика организации самодеятельного творчества в культурно-просветительных учреждениях. - Москва : Просвещение, 2007.
5. Стеббинс Р. А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) [Электронный ресурс]. - URL: http://ecsocman.hse.ru/ data/465/174/1217/009.STEBBINS.pdf
6. Цукерман В. С. Народная культура как социальное явление : специальность : 09.00.01 «Онтология и теория познания» : диссертация на соискание учёной степени доктора философских наук / Цукерман Владимир Самойло-вич. - Челябинск, 1984. - 403 с. : ил.
7. Slebbins R. A. Amateurs, professionals and serious leisure. - Montreal, QC and
Kingston, ON : McGillQueen's University Press, 1992.
8. Stebbins R. A. Toward a social psychology of stage fright. In: Sport in the sociocultural process / M. Hart and S. Birrell (eds.). - Dubuque, 1A : W.C. Brown, 1981. - Pp. 156-163.
9. Stebbins R. A. The liberal art hobbies: a neglected subtype of serious leisure. Loisir et society and leisure. - 1994. - 16: 173-186.
10. Coffman D. D. Music and quality of life in older adults. Psychomusicology. 2002. - 18: 76-88.
11. Coffman D. D. Voices of experience: interviews of adult community band members in Launceston, Tasmania, Australia. International Journal of Community Music. - 2006. - 23 (1): 37-47.
12. Coffman D. D. Learning from our elders: survey of new horizons international music association band and orchestra directors. International Journal of Community Music. - 2009. - 2 (2-3): 227-240.