Научная статья на тему 'Развитие познавательных способностей учащихся на уроках в начальной школе'

Развитие познавательных способностей учащихся на уроках в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1403
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ларионова Т. В., Ткаченко И. И.

Larionova Т.V., Tkachenko I.I. Development of Pupils' Cognitive Abilities at Primary School. The article considers the influence of cognitive abilities on primary schoolchildren training. The complex of development and creative tasks, types of exercises for thinking, attention and memory development is suggested.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательных способностей учащихся на уроках в начальной школе»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Т.В. Ларионова, И.И. Ткаченко

Larionova T.V., Tkachenko I.I. Development of Pupils’ Cognitive Abilities at Primary School. The article considers the influence of cognitive abilities on primary schoolchildren training. The complex of development and creative tasks, types of exercises for thinking, attention and memory development is suggested.

В процессе учебной деятельности школьников, которая идет в начальных классах от живого созерцания, большую роль, как отмечают психологи, играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти, мышления. Развитие и совершенствование познавательных процессов будет более эффективным при целенаправленной работе в этом направлении, что повлечет за собой и расширение познавательных возможностей детей.

Исходной предпосылкой для этого развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. Задатки - наследственные свойства периферического и центрального нервного аппарата, но они лишь обусловливают их, не предопределяя. От задатков к способностям -в этом и состоит путь развития личности. Развиваясь из задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития индивида, в которые задатки входят как предпосылки, как исходный момент. Только при наличии хороших задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных жизненных обстоятельствах. Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений.

Следует подчеркнуть, что уровень развития способностей зависит: от качества наличных знаний и умений (верные или неверные, твердые или нетвердые и т. д.), от степени их объединения в единое целое; от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов элементарной психической деятельности; от большей или меньшей «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов.

Потенциальные способности - это возможности развития индивида, проявляющие себя всякий раз, когда перед ним возникают

новые задачи, требующие решения. Но поскольку развитие личности зависит не только от ее психологических особенностей, но также и от тех социальных условий, в которых могут быть реализованы (или не реализованы) эти потенциалы, то говорят об актуальных способностях, которые реализуются и развиваются в зависимости от требований конкретного вида деятельности.

Обучаемость - есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых -при наличии и относительном равенстве других исходных условий - зависит продуктивность учебной деятельности. Такими свойствами являются: 1) обобщенность мыслительной деятельности - ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; 2) осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон;

3) гибкость мыслительной деятельности;

4) устойчивость мыслительной деятельности;

5) самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи. Уровень развития этих свойств мышления есть показатель, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний; он обозначается как «экономичность мышления» и является количественным показателем обучаемости. В целом обучаемость - это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности.

Целью школьного образования становится формирование умения учиться, связанного с умением школьников самостоятельно добывать знания в условиях исследовательского поиска. При этом поиск и самостоятельная деятельность ни в коем случае не отождествляются со стихийностью и неуправляемостью. Наоборот, развитие самостоятельной познавательной деятельности подчиняется строгим психологическим законам: поэтапное освоение школьниками умения учиться как усложняющейся системы

самостоятельной деятельности; основной формой организации учебно-воспитательного процесса становятся коллективные и групповые формы учебной деятельности, причем совместная учебная деятельность сама усложняется от этапа к этапу.

Базовым в едином учебно-воспитательном процессе должен стать процесс воспитания и развития умения учиться (т. е. воспитания и развития самостоятельной познавательной деятельности). Поэтому необходимо воспитывать и поддерживать познавательный интерес, начиная с младшего школьного возраста. Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому если найти правильные подходы, то обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний.

При подготовке и проведении уроков нами используются различные увлекательные и развивающие игры по предметам. На уроках чтения нами преследуется, в первую очередь, цель развития различных видов памяти у учащихся.

Для развития зрительной памяти рекомендуется использовать следующие игры:

1. Дети читают с установкой на запоминание 10 одно- и двусложных слов:

КНИГА ЛУНА ЗВОН МЕД ВОДА

ОКНО ЛЕД ДЕНЬ ГРОМ БРАТ

Предлагается записать, что запомнили, в тетрадь.

2. Игра «Нофелет».

Прочитать и запомнить 6 слов, записанных наоборот:

АМИЗ АНСЕВ ГУРД

КИНЕЧУ ГЕНС ЫЛУКИНАК

Время для запоминания 20 секунд.

3. Преобразование слов путем замены одного согласного (устно).

ТАЧКА - /КАЧКА - ДАЧКА - ПАЧКА/

ТОЧКА - /БОЧКА - КОЧКА - ДОЧКА -МОЧКА - НОЧКА/

СУП - /ТУП - ПУП - ЩУП/

КОЗА - /КОРА - КОСА - КОМА - КОЖА/

Время для преобразования и запоминания 2 минуты. Записать исходные слова по памяти.

4. Подбор слов на заданный звук.

1-й ученик - ШАР

2-й ученик - ШАР, ШУБА

3-й ученик - ШАР, ШУБА, ШАШКИ

4-й ученик - ШАР, ШУБА, ШАШКИ, ШАЛУН и т. д.

5. Составление рассказа или сказки по памяти из предложений (раздаточный материал).

Текст читается детям 2 раза, а потом они составляют его из предложений. У каждого ученика свой набор.

Если предложение большое, то его можно разделить на части.

ГАЛКА И КУВШИН.

ХОТЕЛА ГАЛКА ПИТЬ. НА ДВОРЕ СТОЯЛ КУВШИН С ВОДОЙ, А В КУВШИНЕ БЫЛА ВОДА ТОЛЬКО НА ДНЕ. ГАЛКЕ НЕЛЬЗЯ БЫЛО ДОСТАТЬ. ОНА СТАЛА КИДАТЬ В КУВШИН КАМУШКИ И СТОЛЬКО НАКИДАЛА, ЧТО ВОДА СТАЛА ВЫШЕ И МОЖНО БЫЛО ПИТЬ.

Для развития ассоциативной памяти рекомендуется использовать следующую игру:

Предъявляются 10 предметных картинок для запоминания. Одновременно зачитывается 10 слов, каждое из которых связано по смыслу с одной из картинок. Предлагается запомнить только слова к картинкам.

Для развития фонетического восприятия и слуховой памяти рекомендуется использовать следующую игру:

Звуковой диктант, интервал между звуками 1-2 секунды.

Значительное внимание на уроках уделяется развитию мышления учащихся. При этом применяются следующие игры и задания:

1. Расшифровать и запомнить, не записывая, зашифрованные двузначные числа.

МА ВК ЕИ ОТ СА ПО

2. Детям предлагается 7 зашифрованных слов и ключ к шифру.

Необходимо расшифровать слова, запомнить их и выделить лишнее слово.

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

А Р О У С К Л И Ы В

6740 1846 434875 9265 43125 521290 6246

3. Детям предлагается 10 слов, необходимо придумать слова, связанные с ними по смыслу.

ЛОПАТА ПИСЬМО МЕЛ ГРИБ КОТ

копать писать доска лес пушистый

МОРОЗ ЛОДКА ХЛЕБ МЕХ СТУЛ

холод плыть свежий мягкий удобный

4. Детям предлагается таблица (при индивидуальной работе - карточки) с пословицами, записанными в два столбца:

в 1-й - начало, во 2-й - окончания, не соответствующие друг другу.

Задание: прочитать, сопоставить части пословиц и переставить по смыслу; запомнить «исправленные» пословицы.

Время выполнения 1 минута.

6. Игра «Помоги карандашу».

В гости к детям приходит веселый Карандаш с плакатом, на котором записаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате.

Когда заслушивается 4-5 рассказов, свершается чудо - Карандаш нарисовал картину. Учитель переворачивает плакат с опорными словами другой стороной, и перед детьми предстает готовая картина. И дети видят конечный результат своего труда.

Наиболее сложной задачей для учащихся начальных классов является выработка навыков концентрации внимания. С этой целью можно использовать следующие игры.

1. Игра «Пишущая машинка».

Каждому ученику присваивается буква

алфавита.

Ведущий произносит слово и пишет его на доске мелом. Затем учащиеся, которым присвоены буквы, хлопают в ладоши (по одному хлопку) в той последовательности, в какой буквы стоят в данном слове. Когда слово «напечатано», все дети хлопают в ладоши.

2. Развитие концентрации внимания и его устойчивости.

На бланке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строк). В каждой строке примерно 30 букв. Ребенок просматривает внимательно каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать слова и подчеркнуть их.

Показатель успешности - число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравится.

3. Развитие устойчивости внимания.

Ребенку дается небольшой текст (газетный, журнальный) и предлагается, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, «А»). Для тренировки распределения и переключения внимания измените инструкцию. Например, так: в каждой строчке зачеркните букву «А», букву «Б», подчеркните, а букву «В» обведите кружком.

Ключ к шифру:

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

А М В Е К О С И П Т

НАЗВАЛСЯ ГРУЗДЕМ, ГУЛЯЙ СМЕЛО.

ЛЮБИШЬ КАТАТЬСЯ, ПОТЕХЕ ЧАС.

СДЕЛАЛ ДЕЛО, ПОЛЕЗАЙ В КУЗОВ.

ДЕЛУ ВРЕМЯ, ЛЮБИ И САНОЧКИ ВОЗИТЬ.

5. Игра «Дополни до целого слова». Чтение по догадке. Читай слог и добавь до целого слова.

ДЛИ /НА, ТЕЛЬНОСТЬ/, ДОЛ /ГО, ЖЕН/, СТРЕ /ЛА, ЛКА/

4. Вычеркни все буквы, которые повторяются. Прочитай фамилию поэта. Назови его стихи.

Ж М Т Г З Б

Г Ы И Ж Ч И

Б X Р Ш Н А

И У Э Л Ы Ъ

Н К Ю Р Я Э

Ъ З Ч О Ъ Т

Я В Ъ Ш Ю У

5. Игра «Кто больше?»

Детям предлагается слово, в котором есть много других слов. Например: СТОРОНА. Дети составляют слова: СТО, ОСА, НОРА, РОТ, РОСА, РОСТ, РАНО, ТРОС, НОС, РОС, ОНА, ОН.

6. Игра «Кто быстрее составит слово?»

О, Д, М В, О, Р, Д Р, О, Д, В, А У, Д, Б С, Д, А Т, Е, Д, И

7. Читай только слова

MAP МИР ШОР РАК ТЫ ЛУП СЫН ХОР БЕН ТОН ГОД ЇЛО УРА ДЮМ ЗАП ПОЛ КИТ РОТ ТОК

8. Читай и переставляй слоги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛЫЖИ КИРА

МАМА СОСНА

МЫШКА НОРА

БАНКА ДЫРА

Если посмотреть на характер познавательных материалов, то учащиеся с многосторонними и локальными интересами больше любят интеллектуальные игры. В основном это хорошо успевающие, старательные и пытливые дети, которые в спокойных интеллектуальных играх получают максимум самостоятельности.

Предлагаем одну из таких игр, а именно «Говорящие зигзаги».

Игра вырабатывает у ребенка навык быстрого подбора записанного числа к соответствующей группе предметов. Эта игра поможет «построить мост» от восприятия числа и количества предметов, к восприятию числа «самого по себе». Ведь число являет понятием, объединяющим группы любых предме-

тов, если количества предметов в этих группах совпадают. Кроме того, эта игра развивает сообразительность, находчивость, быстроту реакции.

Для игры понадобятся карточки, на каждой из которых изображено несколько предметов и написано соответствующее число. Каждая карточка разрезается по зигзагообразной линии. У всех карточек каждого комплекта зигзаги разные, поэтому после разрезания каждое число подойдет только к своей группе предметов.

Каждый из игроков берет по пять карточек с предметами и открывает свои карточки, раскладывая их перед собой на столе. Игроки ходят по очереди. Первый игрок берет одну из карточек с числами, переворачивает, смотрит, какое на ней число, и пробует подобрать эту карточку к одной из своих карточек с предметами. Если карточка подошла, он берет следующую. И так далее, до тех пор, пока взятые карточки подходят к его карточкам с предметами. Если же карточка с числом не подошла ни к одной из его карточек с предметами, то игрок кладет ее обратно, и ход переходит к другому игроку.

Выигрывает тот, кто первым «собрал» свои карточки. При подборе числа к карточкам с предметами ребенок может на первых порах просто проверять, подходят или не подходят карточки друг к другу, пользуясь зигзагообразной линией. Не сердитесь на него за это. Предлагаемая игра направлена на тренировку в счете. Кроме того, она потребует от ребенка сосредоточенности и наблюдательности.

Очевидно, что применение различных занимательных упражнений не может стать основной формой работы, но использование их в учебном процессе вполне целесообразно. Экспериментально доказано, что такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолеть трудности при выполнении задания, поиск путей для решения задания, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность и прочее, при применении в процессе выполнения таких заданий формируются гораздо быстрее.

Поступила в редакцию 10.12.2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.