Научная статья на тему 'Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности'

Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / EXTRACURRICULAR ACTIVITIES / INFORMATIVE ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сиюткина Н. В.

Статья посвящена программе развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности посредством модульных технологий в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сиюткина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности»

Сиюткина Н.В. ©

Ишимский государственный педагогический институт имени П.П. Ершова

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

Статья посвящена программе развития познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности посредством модульных технологий в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения.

Ключевые слова: внеурочная деятельность, познавательные способности. Keywords: extracurricular activities, informative abilities.

В решении социально - экономических, культурных и духовных преобразований нынешней России особое место отводится школе. Задачи демократического преобразования нашего общества и будущего его процветания требуют подготовки поколения с высоким нравственным и интеллектуальным потенциалом, раскрывающиеся через познавательные способности. Целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, что невозможно без развития познавательных способностей. В реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов школьной деятельности, внеурочной деятельности, разработке ее технологии особое место отводится феномену познавательного интереса[1].

Проблема заключается в том, что учитель в современной начальной школе в настоящий момент находится в сложной ситуации, так как он не до конца определен с выбором такой программы, которая удовлетворяла бы требования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а именно, сочетала в себе воспитательные элементы и развитие познавательных способностей. Решение данной проблемы мы видим в реализации программы "Развиваемся и познаем вместе", которая была разработана в результате исследования на тему: "Развитие познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности".

Программа «Развиваемся и познаем вместе» основана на ФГОС второго поколения, основная цель которой - развитие познавательных способностей младших школьников [1].

Программа предусматривает 25 часов по 1 часу в неделю и рассчитана на 1 год. Тематика занятий направлена на укрепление математических навыков и умений, расширение кругозора учащихся. Особенностью выбора тематики и содержания занятий являлись современные требования ФГОС.

В содержание занятий во внеурочной деятельности мы включили работу по развитию познавательных способностей через работу в группах. Особенность организации такой деятельности в том, что в ней могут участвовать не только сильные учащиеся, но и отстающие.

Новизна программы «Развиваемся и познаем вместе» состоит в том, что она строится с использованием модульных технологий, благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения. Разработана система творческих заданий, которая целенаправленно развивает познавательные процессы детей: значительно расширяет объём и концентрацию внимания. Учащиеся овладевают простыми, но необходимыми для них приёмами зрительного запоминания и сохранения увиденного в памяти. Значительно обогащается запас и умение оформлять в словесной форме свои рассуждения, объяснения. Работа в группах предполагает обмен информацией друг с другом в непринужденной обстановке.

© Сиюткина Н.В., 2013 г.

Чтобы доказать эффективность программы «Развиваемся и познаем вместе» была проведена опытно - экспериментальная работа по изучению познавательных способностей младших школьников во внеурочной деятельности, состоящее из трех этапов. На констатирующем этапе эксперимента мы провели диагностику уровней сформированности познавательных способностей учащихся третьих классов, который показал, что у большинства детей познавательные способности находятся на довольно низком уровне. Формирующий этап эксперимента позволил нам провести ряд занятий по развитию познавательных способностей учащихся. На занятиях этого этапа мы применили модульные технологии. Контрольный этап подтвердил эффективность разработанных нами занятий по развитию познавательных способностей младших школьников.

В целом исследование показало, что программа «Развиваемся и познаем вместе» улучшила результаты экспериментальной группы на 45,4%.

Мы считаем, использование программы "Развиваемся и познаем вместе" будет эффективным средством развития познавательных способностей во внеурочной деятельности.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.