Научная статья на тему 'Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в процессе модульного обучения'

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в процессе модульного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Область наук
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА / МОДУЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саттарова Марифат

В статье рассматриваются вопросы об эффективных условиях для развития познавательной самостоятельности обучающихся, обеспечивающих развитие его мотивационной сферы; о модульном обучении, его принципах, что следует понимать под модульной технологией, как анализируется содержание заданий примерных итоговых тестов, что используется в качестве поощрения активной деятельности обучающегося, каким образом он может достичь конкретных целей учебно-познавательной деятельности, какие принципы включает в себя модульная технология, при какой организации учебного процесса обучение становится эффективным, о цикле первичного ознакомления с новым материалом по «путеводителю», самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам, а также итогового (выходного) контроля, который представляет собой итоговый контрольный тест по всему пройденному материалу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саттарова Марифат

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной самостоятельности обучающихся в процессе модульного обучения»

традиции Л. Н. Толстого - «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие» [6, с. 7], разрушающее основы бытия. Влияние, оказанное войной, на жизнь автора-повествователя оказывается неизгладимым. В финале повести перед читателем предстает фигура немолодого писателя, мысленно постоянно возвращающаяся к событиям 1944 года. К тому времени, когда его переполняла надежда на послевоенное счастье, однако одолеть фашиста не означало победить трагедии и горести жизни. Осознание губительного начала войны и порождает у героя ощущение пустоты и одиночества, справиться с которыми помогает лишь прекрасный дар «любить и плакать» [1, с. 91].

Список литературы

1. Астафьев В. П. Веселый солдат / В. П. Астафьев // Новый мир, 1998. № 5-6. С. 3-58; С. 3-91.

2. Жаравина Л. В. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь: философско-религиозные аспекты литературного развития 1830-1840-х годов / Л. В. Жаравина. Волгоград: Перемена, 1996. 215 с.

3. Крупчанов Л. М. Н. В. Гоголь и Россия. Два века легенды / Л. М. Крупчанов. М.: Издательство МПГУ, 2011. 502 с.

4. Кучина Т. Г. «Я»-повествователь как «ненадежный» читатель автобиографического претекста в русской прозе конца ХХ- начала XXI вв. / Т. Г. Кучина // Филологические науки, 2007. № 2. С. 14-21.

5. Ремизова М. Война внутри и снаружи. [Электронный ресурс]: М. Ремизова // Октябрь, 2002. № 7. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/2002/7/remiz.ht ml/ (дата обращения: 10.02.2017).

6. Толстой Л. Н. Война и мир. Книга вторая. Т. 3-4. / Л. Н. Толстой. М.: АСТ: Астрель, 2012. 704 с.

7. Фесенко О. П. Эпистолярный текст: жанр, стиль, дискурс / О. П. Фесеннко // Вопросы филологии, 2008. № 3. С. 12-21.

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Саттарова М.

Саттарова Марифат - старший преподаватель французского языка, кафедра иностранных языков, Ташкентский финансовый институт, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы об эффективных условиях для развития познавательной самостоятельности обучающихся, обеспечивающих развитие его мотивационной сферы; о модульном обучении, его принципах, что следует понимать под модульной технологией, как анализируется содержание заданий примерных итоговых тестов, что используется в качестве поощрения активной деятельности обучающегося, каким образом он может достичь конкретных целей учебно-познавательной деятельности, какие принципы включает в себя модульная технология, при какой организации учебного процесса обучение становится эффективным, о цикле первичного ознакомления с новым материалом по «путеводителю», самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам, а также итогового (выходного) контроля, который представляет собой итоговый контрольный тест по всему пройденному материалу.

Ключевые слова: познавательная самостоятельность, мотивационная сфера, модульная технология, индивидуализация обучения.

Исследователи приходят к выводу, что наиболее эффективные условия для развития познавательной самостоятельности обучающихся заключены в такой системе обучения, которая бы обеспечила обучающемуся развитие его мотивационной сферы, интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма, умения осуществлять самоуправление учебно-познавательной деятельностью. Одной из таких систем, реализующих данные требования на практике, является технология модульного обучения.

Неоднократное возвращение к содержанию по «нарастающей» - от простого к сложному, от репродуктивных заданий к творческому поиску дает возможность обучающемуся усвоить учебный материал от уровня «понимания» до уровня «переноса знаний» [2]. В диалогической части познавательный процесс строится преимущественно на основе взаимодействия обучающихся между собой посредством деления на микрогруппы, на основе диалога, общения обучающихся, с включением в эту часть различных игровых технологий.

Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся полностью самостоятельно или с косвенной помощью педагога достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и технология овладения им.

Обучение эффективно только при такой организации учебного процесса, когда обучающийся усваивает учебное содержание в деятельности. Только в этом случае обучение ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта обучающегося. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу [3].

Под модульной технологией обучения следует понимать реализацию процесса обучения путем разделения его на системы "функциональных узлов" -профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемым более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения. Сущность модульного обучения состоит в том, что оно позволяет каждому обучающемуся полностью самостоятельно добиваться конкретных целей учебно -познавательной деятельности.

Внедрение модульной технологии в практику требует от учителя четкого понимания принципов модульного обучения [1]:

1. принцип модульности предполагает:

а) конструирование учебного материала таким образом, чтобы было обеспечено достижение каждой поставленной перед обучающимся цели;

б) представление учебного материала законченным блоком;

в) интегрирование различных видов и форм обучения;

2. принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов и осознанной перспективы предполагают разработку разноуровневых дидактических целей - комплексных, интегрированных, частных - на курс - на основе структурирования содержания образования;

3. принцип динамичности включает идею открытости, которая понимается, как возможность видоизменить информацию, формы организации учебно-познавательной деятельности, сделать анализ каждого этапа занятия с позиции адаптивности, комфортности обучающегося;

4. принцип системности, действенности, оперативности знаний сочетается с вариативностью обучения, означающей разнообразие его содержания, форм и методов, смену учебной деятельности, формирование общеучебных и специальных умений и навыков;

5. принцип гибкости предполагает направленность обучения на развитие личности обучающегося через создание условий по формированию индивидуального стиля учебной деятельности;

6. принцип успешности каждого обучающегося, использование стимулирующего поощрения его активной деятельности при работе оценочной системы означает индивидуализацию обучения на основе результатов мониторинга по определению зоны актуального развития и зоны ближайшего развития;

7. принцип разносторонности методического консультирования заключается в том, что модульная программа содержит рекомендации учителя, облегчающие усвоение информации (алгоритмы, системы вопросов и т. д.).

Реализация модульной технологии предусматривает три цикла:

1) Цикл первичного ознакомления с новым материалом по «путеводителю». Сначала идет ознакомление обучающихся с особенностями работы по модульной технологии, сообщается цель и задачи работы с модулем и составляющими его подмодулями (блоками), раздаются «путеводители» и объясняется содержащийся в них учебный материал, показывают, где найти необходимую информацию, указывают, как выполнять задания и тесты, сообщают сроки выполнения работы.

2) Цикл самостоятельной аудиторной или внеклассной работы и самоконтроля по ключам. Этот цикл является центральным, так как именно в нем заключена полная технология самообучения и самоконтроля.

К концу указанного срока выдают ключи к итоговому тесту - образцу, предназначенному для самоконтроля учебного материала всего модуля. В завершение второго цикла учитель совместно с обучающимися обобщает изученный самостоятельно материал, анализирует содержание заданий примерного итогового теста «путеводителя» и сообщает о переходе к завершающему этапу работы.

3) Цикл итогового (выходного) контроля представляет собой итоговый контрольный тест по всему пройденному материалу, анализ результатов проделанной работы.

Таким образом, развитие познавательной самостоятельности обучающихся при модульном обучении ведёт к осознанному и прочному усвоению знаний и развитию интеллекта, при этом каждый обучающийся полностью самостоятельно может добиться конкретных целей учебно-познавательной деятельности.

Список литературы

1. Афанасьев В. В. Педагогические технологии управления учебно-познавательной деятельностью студентов в высшей профессиональной школе: дис. д-ра пед. наук. М., 2003. 497 с.

2. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения / Ю. К. Бабанский. М.: Знание, 1987. 80 с.

3. Гостин А. М., Чернышев А. С. Организация обучающей деятельности в открытой гипермедийной среде. // Современные информационные технологии в образовании. Рязань, 1998. С. 67-70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.