Мастер-класс: уроки по предметам
зительности и индивидуального восприятия замысла в цвете.
Во время индивидуальной работы с учащимися особое внимание обращаю на конкретизацию сюжетов темы, которая во многом зависит от размещения фигурок космонавтов, других действующих лиц и космических кораблей.
В этот момент работы с ребятами не забываю об индивидуальных предпочтениях школьников: одни любят контрастные цветовые сочетания, другие - мягкие переходы, одни отдают предпочтение теплой гамме, другие - холодной и т.д. Сохранение индивидуальных предпочтений только повысит эмоциональное отношение учащихся к сюжету.
В конце урока подвожу итог. Организовываю выставку работ учащихся. В классе создается радостное коллективное переживание выполненной работы. Заслушиваю рассказ нескольких авторов о своем замысле; даю возможность желающим высказаться о том, что и почему им особенно понравилось в рисунках
Далее я сам подвожу итог двух уроков по теме «Полет на другую планету» в виде импровизированного рассказа о том, что смогли увидеть шестиклассники
во время своего полета и о чем они рассказали в своих рисунках. Это дает возможность представить итоги как связный рассказ в картинках, отражающий разнообразные сюжеты общей темы; показать наглядно, как усилия каждого автора слились в общую картинку и помогают воссоздать красочный путь старта, полета, изучая другие планеты, возможные встречи на неизведанном пути, фантазии ребят, их мечты и возвращение на землю.
В школе традиционно по всем классам ко Дню Космонавтики проводится конкурс рисунков, где дети рисуют все свои мечты и фантазии на тему: «Человек осваивает космос». По итогам конкурса в школе организуется выставка.
Литература
1. Терентьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М.,1981,297 с.
2. Шорохов Е. В. Композиция. М.,1980, 395 с.
3. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. 3-е изд. М.,1998, 245 с.
4. Шаталов В. А., Ребров М. Ф. Космонавты СССР, М., 1977, 325 с.
Пацкалева Марина Владимировна
учитель истории МАОУ лицей № 110 им.Л.К.Гришиной г. Екатеринбург
j ; ^
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ
посредством поисковой деятельности как элемента технологической интеграции
на уроках истории и обществознания
л______________________________________________________с
Аннотация: в работе представлены подходы к развитию познавательной мотивации учащихся образовательного учреждения повышенного статуса, описана авторская методика развития творческого поиска в условиях изучения общественных дисциплин
Ключевые слова: познавательная мотивация, творческий поиск, проблемное обучение
Целью современного образования является подготовка человека к активной деятельности в различных сферах жизни общества. Активность предполагает наличие умения самостоятельно анализировать проблемы, принимать оптимальные решения, а для этого необходимо обладать критическим и творческим мышлением, уметь самостоятельно приобретать, использовать и применять на практике новые знания. В связи с этим крайне
важны ряд аспектов преподавательской деятельности:
Контекстуальный аспект: развитие умения использования полученных знаний в повседневной практике, в контексте реальной жизни.
Процессуальный аспект: формирование интеллектуальных умений, позволяющих проводить анализ информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении повседневных задач.
56
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
Мастер-класс: уроки по предметам
Воспроизводящая функция обучения не отвечает требованиям интеллектуального и личностного развития ученика, и в основе современного стандарта образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• определение цели и основного результата образования как воспитание и развитие личности обучающихся, их готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, отвечающих задачам построения российского гражданского общества, требованиям информационного общества и инновационной экономики;
• .признание существенной роли активной учебно-познавательной деятельности обучающихся на основе универсальных способов познания и преобразования мира, содержания образования и способов организации учебной деятельности и сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
• переход к возрастносообразному построению образовательного процесса на основе учета возрастных психологических особенностей обучающихся и задач, определяющих вектор их познавательного и личностного развития;
• разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося.
И в свете современных требований [1,11] педагог обязан обеспечить:
1. Формирование умения самостоятельно ставить новые учебные и познавательные задачи; преобразовывать практическую задачу в теоретическую; устанавливать целевые приоритеты;
2. Освоение навыка планирования путей достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделения альтернативных способов достижения цели и выбора наиболее эффективного способа, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
3. Формирование осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия.
4. Формирование навыка владения основами волевой саморегуляции в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью; навыка владения логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и обобщения на различном предметном материале; сравнения, умение строить классификацию, делать умозаключения и выводы на основе аргументации.
5. Формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, определять общие цели и распределение функций и ролей участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы; умения работать в группе - владение навыками самопрезентации; умения эффективно сотруд-
ничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности.
6. Выработку умения слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию, умения продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; овладение основами коммуникативной рефлексии.
Именно на основании вышеизложенного, данная проблема является особенно актуальной. Актуальность также обусловлена повышением интереса современных детей к историческому прошлому своей страны, попытками осмыслить истоки сегодняшних проблем, которые ничуть не в меньшей степени коснулись и подрастающего поколения.
Одним из важных структурных элементов процесса обучения является мотивация. Это по существу вопрос об истоках, в которых берет свое начало тот или иной мыслительный процесс. Мотивация обучения - это детерминация поведения учащихся, предполагающая создание таких условий, при которых стремление к учебной деятельности становиться сильнее всех остальных влечений ученика. Это процесс складывается из очень многих внешних и внутренних по отношению к ученику факторов.
Особо следует выделить познавательную мотивацию, связанную с содержанием усваиваемого материала. Первичной формой познавательного интереса является любопытство, затем появляется любознательность и далее увлеченность предметом. Познавательный интерес, возникающий в процессе обучения, активизирует умственную деятельность не только в данный момент, но и направляет ее к последующему решению различных интеллектуальных задач. Элементы занимательности вызывают богатое своими последствиями чувство удивления. Таковыми могут быть новизна, необычность, противоречивость прежним представлениям, неожиданность. Занимательность может являться первоначальным толчком интереса к углубленной познавательной деятельности, опорой эмоциональной памяти, средством мобилизации внимания; побуждает не только к восприятию определенной информации, но и располагает к самостоятельной учебной деятельности, которая в свою очередь удовлетворяет и поддерживает познавательный интерес.
Роль эмоций в процессе познания очевидна и восторг по поводу найденного нестандартного решения и связанная с ним ситуация успеха является значимой мотивационной составляющей.
В процессе активной самостоятельной работы возникают особые специфические эмоции, которые выходят за пределы познавательной деятельности ученика и распространяются на его моральные и эстетические отношения к действительности.
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
57
Мастер-класс: уроки по предметам
Познавательная мотивация играет роль катализатора учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в автономно действующий внутренний стимул.
Современный процесс обучения и воспитания направлен на преодоление ригидности мышления, на формирование умения перестраивать модель поведения в соответствии с меняющейся средой. Гибкость мышления и готовность к новым идеям, способность к творчеству позволяет понять всю переменчивость современного мира и необходимость изменения самого ученика, способного в зависимости от поставленных задач, осуществить максимальное развитие своей индивидуальности.
Основные принципы работы учителя должны заключаются в первую очередь в осуществлении дифференцированного, идивидуально - творческого подхода и обеспечении вариативности, динамичности методов приемов и технологий преподавания, направленных развитие творческой активности и инициативы ученика.
Процесс развития творческой индивидуальности складывается из нескольких этапов:
• формирование способности анализировать и решать творческие задачи
• формирование умения самостоятельного переноса ранее усвоенных знаний и навыков в новую ситуацию.
• определение структуры объекта изучения, поиск альтернативных методов решения поставленных задач
• комбинирование и варьирование ранее усвоенных способов деятельности в новой нестандартной ситуации.
В свою очередь задачи, стоящие перед учителем, должны заключаться в следующем:
• развитие позитивной Я - концепции
• формирование творческой направленности ученика
• формирование осознания необходимости самосовершенствования
• развитие методик творческого поиска
Каждый ученик в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Следовательно, творческие способности необходимо развивать, максимально используя урок.
Первый и может быть главный навык, который необходимо привить ученику - это умение задавать вопросы. У детей с вербально - лингвистическим типом интеллекта подобный вид работы вызывает определенные трудности. Для них понятие «анализировать» сводится к поиску нужной информации, накопленной в памяти. И первым шагом к решению нестандартных проблемных задач является сопоставление различных точек зрения. Это могут быть взгляды на изучаемую проблему, как знаменитых историков, так и своих же одноклассников. Следующим шагом может явиться освоение навыка аргументированного доказательства, выбранной или своей точек зрения, и здесь как раз память окажет несомненную услугу в поис-
ке аргументов. Проверка истинности найденного решения может являться следующим этапом работы. И если процесс поиска проходит увлеченно и найденное решение проблемной задачи вызывает чувство удовлетворения и восторга - это первый шаг к серьезной творческой деятельности. Самостоятельный поиск необходимой аргументации способствует развитию внутренней мотивации к познанию, создает условия для развития мыслительной активности школьника, формирует основания для дальнейшей творческой деятельности. Это позволяет ученику получать принципиально новые для него знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа одно их самых эффективных средств формирования творческой личности. Потребность в творчестве возникает в результате ознакомления с явлением, вызвавшим определенный интерес. Явление, ставшее для ученика проблематичным, привлекающим внимание необычностью, новизной, заставляет думать, действовать и начать исследовательский поиск.
В этой ситуации мотивация начинает выполнять
три основные функции: побуждающую, направляющую и смыслообразующую.
Ни для кого не секрет, что изучение общественных дисциплин представляет определенные сложности. И причина кроется ни сколько в недостатке знаний, сколько в отсутствии жизненного опыта. И если у взрослого человека, прошедшего длительный путь социализации, многие практические вопросы из области политики или экономики не вызовут затруднений, подростка они могут поставить в тупик, несмотря на наличие теоретической базы. Современный мир ставит серьезные задачи перед учениками. Они учатся в условиях бурного прогрессивного развития, и основной проблемой остается необходимость адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни и работы. Российские и зарубежные педагоги единодушны во мнении, что главной задачей современного педагога является: научить его работать с информацией, интегрировать полученные знания и применять их для получения новых [1,11].
Работа с информацией заключается в следующем:
• Уметь собрать оптимально подходящие для исследования факты, и из большого объема второстепенного материала вычленить необходимое.
• Уметь анализировать отобранный материал, обобщать и сопоставлять с аналогичными или альтернативными вариантами, выявлять статистические закономерности.
• Уметь выдвигать гипотезу решения поставленной проблемы, и наметить пути поиска оптимально верного результата.
58
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
Мастер-класс: уроки по предметам
• Уметь подводить итоги своей работы, критически оценивать свой труд, и делать аргументированные выводы.
Роль учителя заключается в организации активной познавательной деятельности учащихся, устранении трудностей в познании и применении знаний и диагностике их деятельности.
Методика развития творческого поиска- это синтез групповых и игровых технологий, проблемного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, методик развития творческого мышления разрабатывается в условиях сетевого взаимодействия участников Федеральной экспериментальной площадки АПК и ППРО (г.Москва) [5, 6, 9, 10].
Комбинирование различный ступеней организации учебного процесса, особенно творческо - поискового и проблемного обучения позволяет получить высокий результат. Наиболее оптимальной технологией, способствующей выработке определенных компетенций, является проблемно - поисковое обучение. Определяющим в организации подобного урока является личное участие каждого ученика в творческом процессе. Индивидуально - творческий подход формирует инициативность, развитие инновационного сознания.
Мы полагаем, что проблемное обучение - это форма организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый, исследовательский, развивающий характер. В проблемном обучении процесс усвоения знаний рассматривается как процесс решения проблемных задач. Главная особенность проблемного обучения - наличие проблемной ситуации, которой должно соответствовать содержание учебного материала. Иными словами, новый материал следует конструировать и преподносить как логическую цепь проблемных ситуаций и заданий. Проблемные ситуации при этом могут быть разными по уровню трудности и степени сложности. Представленная методика обеспечивает, на мой взгляд, мощный мотивационный эффект.
Главным элементом в проблемном обучении является подбор материала, содержание которого ставит определенный вопрос, требующий решения, и побуждающий учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Благодаря именно проблемному характеру такое изложение изучаемого материала само по себе организует и направляет активную поисковую деятельность учащихся. Данная работа сопровождается прямой постановкой логического задания, которое ориентирует учеников на самостоятельный творческий поиск и в тоже время является наводящей подсказкой в особо сложной ситуации. Для уроков поисковой направленности изучаемый материал подбирается, таким образом, при котором не воссоздается целостной исторической картины или воссоздается, но не разъясняется. Используя накопленный опыт, запас исторических знаний и приемов, ученики, в зависимости от характера учебного материала са-
мостоятельно реконструируют исторические образы прошлого, осмысливают существенные признаки, наглядно изучаемых фактов, находят их существенные связи и закономерности, в результате чего активно усвоенные знания дают наиболее прочный результат [2, 3, 4, 7, 8, 12].
В процессе изучения истории имеется возможность моделировать самые разнообразные проблемные ситуации. Но все они ставят учащихся перед необходимостью: во-первых, осознать проблему, найти пути и приемы ее решения, и при необходимости воспользоваться поиском недостающего материала. Во-вторых, требует от школьника осмысления сущности исторических фактов и деталей путем самостоятельного анализа, определения путей поиска и нахождения причинно-следственных и закономерно-исторических связей посредством сравнения и обобщения исторического материала.
Подобная работа формирует у школьника умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик в состоянии сам определить пути решения задачи, знания необходимые для решения он уже имеет, но систематизировать и отобрать их в памяти порой бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащихся. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.
Проблемное преподнесение учебного материала требует особой организации его изучения и здесь оптимально подходит технология обучения в сотрудничестве, которое предполагает:
• Деловое сотрудничество в процессе изучения нового материала - на этапе усвоения знаний
• Персонификация ответственности - зависимость показателя группы от результатов каждого участника
• Ситуация успеха и индивидуального и группового
• Отношение к ошибке как к индикатору необходимости дополнительной практики
Обучение в сотрудничестве носит ярко выраженный эффект социализации и способствует формированию коммуникативных навыков. Проблемный материал подбирается индивидуально таким образом, что члены одной группы находят решение стоящей перед ними проблемы только в том случае, если решены проблемные задания каждого участника. Цель, стоящая перед классом, может быть реализована тем же способом. В результате из индивидуальных решений складывается групповой поиск, из работы групп - совместный поиск выхода из проблемной ситуации - изучаемый материал складывается как мозаика решенных проблем. При этом каждый ученик ощущает ответственность за результат групповой работы, чувство удовлетворения от сознания собственной причастности и значимости личного вклада в общее дело,
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
59
Мастер-класс: уроки по предметам
что способствует формированию позитивной «я -концепции»
Мною были изучены определенные методики решения творческих задач, применяемые в различных сферах жизни и деятельности человека. Синтез особо интересных элементов данных методик и некоторых педагогических технологий и применение их в практической деятельности позволили значительно повысить мотивацию учащихся.
Особо интересен, на мой взгляд, комбинированный метод поиска творческих решений «Синектика», в основе которого лежит мозговой штурм с использованием аналогий и групповые педагогические технологии. Суть метода заключается в следующем: формируются группы (5-7 человек), осуществляющие поиск решений различными методами, с которыми ознакомлены предварительно. Группа, использующая метод прямой аналогии, рассматривает изучаемую ситуацию, проблему, сравнивая с аналогичной, изученной ранее. Члены группы, использующей метод эмпатии (личной аналогии), моделируют ситуацию, пытаясь представить себя в предлагаемых обстоятельствах. Это может быть погружение в образ исторического персонажа, либо построение наглядной модели рассматриваемой ситуации. Третья группа, используя метод «сослагательной» аналогии, пытается представить идеальный вариант развития событий или поведение изучаемого объекта в измененных условиях. После того, как все группы представят результаты своих поисков, итоги подводит группа синектиков, совмещая на первый взгляд, разнородные элементы поиска. Но итог работы практически всегда вызывает удивление и неподдельный восторг учеников. Различными путями они приходят к одному, единственно верному выводу. Подобная работа возбуждает интерес, является источником воображения, фантазии, то есть отражает в сознании ученика явления в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Возможности творческого поиска расширяются за счет неочевидных сопоставлений или сравнений. Работа с аналогиями побуждает к образному мышлению. Целенаправленное осмысление данных образов позволяет эффективно решать творческие задачи.
Благодаря освоению методик развития творческого мышления создается информационный, инновационный фон, происходит актуализация проблем и путей поиска решений. Комбинирование отдельных элементов или интегрирование методик позволяет достичь максимального результата - формирования творческой индивидуальности каждого моего ученика.
Основным итогом воспитания и обучения, на мой взгляд, является выработка инновационного поведения ученика. В первую очередь к данному понятию я бы отнесла воспитание уважения к себе как к личности, и, несмотря на возможные неудачи, уверенный в себе человек гораздо менее уязвим для чужого мнения, и это во многом определяет его творческую реализацию, поскольку даже неудачи с подобным подходом будут восприниматься положительно. Именно
такой человек в будущем реализует себя как активная творческая личность, не взирая ни на какие трудности. На данном этапе воспитание таких качеств, как адекватная оценка своих возможностей, критический анализ, прогнозирование результата является приоритетным. Реализация рефлексивно - деятельностного подхода предполагает развитие навыков осмысления эффективности творческой деятельности, выработки критического мышления. И первым шагом на этом пути является формирование умения осуществлять мониторинг собственной деятельности.
Наблюдая за учениками и анализируя опыт последних лет работы, я прихожу к следующим выводам: активно усвоенные знания дают наиболее прочный результат, использование различных методик, предполагающих творческий подход к исследованию поставленной проблемы, значительно повышает эффективность урока. Ученик приобретает знания только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Начиная работу с новыми учениками, я сталкиваюсь с тем, что к истории они относятся как к длительному повествованию, пересказу событий в хронологической последовательности. Любой вопрос, начинающийся со слова «почему» вызывает огромные затруднения. Свою работу по формированию навыков самостоятельного поиска решения из проблемной ситуации я строю обычно следующим образом: на уроке проводится идентификация исторических объектов и образов, представленных в учебнике и на экране, их сравнительный анализ, поиск элементов, представляющих различные взгляды на изучаемый объект авторов литературной и экранной версии. Следующий этап работы - выбор возможных вариантов развития событий. На начальном этапе работы документальный материал я адаптирую к восприятию ученика в зависимости от поставленной задачи.
И хотя история не признает сослагательного наклонения, размышления на тему «что было бы, если...? имеют огромное значение для формирования навыков аналитической работы учащихся. На этом этапе работы уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности и их перенос на решение более сложных задач.
Следующий этап развития навыков самостоятельной работы ученика заключается в формировании умения проанализировать и сопоставить различные подходы и точки зрения на изучаемую проблему, рассмотреть влияние психологических особенностей личности на ход исторических событий, опираясь на полученные ранее знания, осуществить поиск оптимально верного решения проблемного задания.
Умение оперировать информацией, творчески подходить к решению проблем ориентирует не только на понимание сложного исторического процесса, но и духовную, и социальную активность ученика. Точка зрения, представленная автором учебника, перестает удовлетворять современного ребенка, возникает потребность исследовать различную информацию,
60
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
Мастер-класс: уроки по предметам
более того, разобраться в особенностях личности исторического деятеля. Ученики чаще ищут элементы, оправдывающие, нежели обвиняющие и находят их, что в свою очередь формирует определенные нравственные ценности.
Проблемы, с которыми я столкнулась в процессе своей работы, довольно серьезны и приоритетным направлением работы я бы выделила преодоление психологических барьеров, внутренних препятствий, которые мешают выполнить ученику поставленную задачу. В первую очередь - это боязнь обнаружить собственную некомпетентность, что, несомненно, скажется на самооценке. Психологи определяют данное явление, как барьер творчества, который влечет за собой склонность к конформизму. Над творческой инициативой начинает доминировать желание быть таким как все. Поэтому на начальном этапе работы, в период адаптации учеников к новым нестандартным методикам критика противопоказана. Что же касается работы в сотрудничестве, то именно индивидуальные задания и чувство ответственности за общий результат стимулируют собственный творческий поиск и позволяют преодолеть неуверенность в своих силах.
Часто наблюдается следующее явление: при одинаковом уровне обученности ученики различаются степенью сформированности поисково- творческих навыков. Психологи единодушны во мнении, что индивидуально-типологические особенности личности влияют на способы выполнения поставленных задач. Учащиеся, обладающие определенным комплексом качеств, без особых трудностей находят решение поставленной задачи. Они целеустремленны, нацелены на успех и активный поиск, уверены в себе, способны к мобилизации и самоконтролю. Психологи квалифицируют данное качество как «эффективная самостоятельность». Учащиеся, у которых подобный комплекс развит недостаточно, вынуждены прибегать к посторонней помощи. Такие дети, как правило, неуверенны в себе и в правильности выбора собственного решения, уровень рефлексии развит недостаточно. Заниженная самооценка отрицательно влияет на деятельность в целом, поэтому формирование позитивной «я - концепции» первоочередная и достаточно сложная задача.
Одним из важнейших этапов работы является мониторинг педагогической деятельности. В рамках мониторинга проводится выявление и оценивание проведенных педагогических действий, при этом обеспечивается обратная связь, осведомляющая о соответствии фактических результатов деятельности и ее конечных целей, что позволяет оценить и повысить качество образования. Передо мной стоит задача: оценить степень и причины отклонения фактических результатов от планируемых. Исходной основой мониторинга являются цели обучения. Таким образом, мониторинг тесно связан с оценкой реализации целей и планов.
Ведущее место в этой проблематике занимает педагогическая оценка в широком понимании этого слова и в последние годы ставится под сомнение необходимость оценки в школе вообще. Потребность
в оценке, на мой взгляд, обусловлена, во-первых, необходимостью наличия определенного индикатора результатов деятельности и необходимого ориентира для дальнейшего совершенствования, во-вторых, это определенный, хотя и не всегда действенный способ управления образовательной деятельностью. Мотивационная функция связана с побудительным воздействием на личность школьника, вызывая существенные сдвиги в самооценке ребенка. Под влиянием этих сдвигов ускоряются или замедляются темпы психического развития, происходят качественные преобразования в структуре интеллекта, личности и познавательной деятельности. Поэтому в психолого-педагогическом отношении оценка несет значимую мотивационную составляющую.
Начальное звено мониторинга осуществляют сами ученики, как индивидуальный, так и групповой. Индивидуальный мониторинг представляет собой сравнительный анализ результатов с ранее достигнутыми. Изученный материал предоставляется учащимся в виде блока заданий возрастающей сложности. Текущий контроль осуществляется в виде тестов, тематических в формате единого государственного экзамена в уменьшенном варианте. Поскольку количество заданий является величиной постоянной, ученику несложно отследить динамику своих достижений. Результаты фиксируются в таблице и в свою очередь составляют базовый материал мониторинга группового. Дети, как правило, ответственно подходят к подобному роду деятельности, но более увлекательной формой мониторинга является все таки групповые состязательные мероприятия, такие как интеллектуальный марафон, брейн - ринг и т. д., воспитательный и мотивационный эффект которых очевиден, к тому же систематический мониторинг повышает эмоциональную устойчивость ученика. С определенной периодичностью в каждом классе проводится диагностика результативности - как индивидуальная, так и групповая. Ученики сами пытаются анализировать причины неудач, определяют круг вопросов, вызвавших наибольшие затруднения. Для индивидуальной диагностики существует лист самоконтроля для выявления вероятных причин, вызвавших затруднения и оценкой активности и личного вклада. Такая форма мониторинга формирует эмоционально-личностное отношение, активное проявление и усвоение ценностных ориентаций, Вырабатывается умение адекватно оценивать не только свою, но и чужую работу. Все это формирует базовый материал для педагогического мониторинга, который осуществляется по следующим критериям:
• Результативность обучения (временная динамика и технологическая)
• Исследование мотивационных изменений
• Мониторинг психологической причинности как составляющей рефлексивно - деятельностного подхода
К основным результатам работы на наш взгляд можно отнести 14 призовых мест, завоеванных лицеистами лицея № 110 им. Л.К Гришиной в ходе олимпиад и НПК регионального и Всероссийского уровня по истории и обществознанию.
Эксперимент и инновации в школе 2012/5
61
Мастер-класс: уроки по предметам
Литература
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения М. Просвещение 1991
2. Вяземский Е.Е., Стрелкова О. Ю. Методика преподавания истории в школе М. Владос 2001
3. Гэра П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в школе. М. Просвещение 1989
4. Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в школе М. Просвещение 1988
5. Давыдова Н. Н. Управление процессами самоорганизации общеобразовательного учреждения // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2010. № 11. С. 23-32.
6. Давыдова Н. Н. Сетевое взаимодействие школ, ориентированных на инновационное развитие //Народное образование. 2012. № 1. С. 88-94.
7. Короткова М.В., Студеникин М. Т Методика обучения истории М. Владос 1998
8. Короткова М. В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории М. Владос 2001
9. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012 г, с. 56-65
10. Сиденко Е. А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике //Инновационные проекты и программы в образовании.- 2010.- № 5.
11. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике М. Просвещение 1999
12. Шоган В. В. Методика преподавания истории в школе Ростов-на-Дону Феникс 2005
Зуй Людмила Валерьевна
МБОУ дополнительного образования детей «Солнечная детская школа искусств» с.п. Солнечный Сургутский район ХМАО-Югра, Тюменская область E -mail: solnechnay_dshi@mail.ru
J V.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ В РАБОТЕ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА
Л_______________________.____________________Г
Аннотация. Сущность педагогической деятельности музыкальной школы, квалификационные личностные характеристики концертмейстера, межпредметные связи, значение обработок народных песен.
Ключевые слова: музыкальная педагогика, профессионализм концертмейстера, педагогическое мастерство, методы и подходы к обучению музыке, музыкально-педагогический опыт, современные методики концертмейстер-ства в детской школе искусств, педагогические концепции в области музыкального образования.
Перед педагогами детской музыкальной школы поставлены широкие и важные задачи: сформировать эстетический вкус детей и подростков на лучших образцах отечественной музыкальной культуры, привить им навыки самостоятельного музицирования, а наиболее одарённых детей подготовить к поступлению в музыкальное училище. Основным средством музыкального воспитания, развития эстетического вкуса юных музыкантов является репертуар, в который включаются произведения различных по содержанию, форме, стилю. В задачи музыкального образования входит формирование музыкальной культуры, представляющей положительный социально-художественный опыт, что обеспечивается целенаправленным процессом его приобретения, в идеале приводящим к широкой и социально-ценной направленности личного музыкального вкуса; становление «национальной широты» музы-
кального вкуса, то есть стремление слушать образцы национальной музыки своего народа, желание познать инонациональную музыку как в её подлинных, аутентичных, фольклорных образцах, так и в аранжировке ком-позиторов-профессионалов (как способа эстетического освоения духовной культуры своего и других народов).
Музыкальное произведение в силу своей многозначности допускает много толкований и поэтому является удобным инструментом для исследования личности ученика, который, вкладывая в толкование содержания произведения определённый смысл, тем самым говорит и о себе, о своих внутренних пристрастиях. В этом случае отчётливо проявляются закономерности апперцепции, то есть влияние прошлого опыта. Наши переживания нередко возникают в ответ на наше пространственно-временное нахождение в отношении к той или иной ценности. Достижение ценностей вызы-
62
Эксперимент и инновации в школе 2012/5