ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 139-145 --- ♦ ----
УДК 373.3 DOI: 10.52772/25420291_2024_3_139
Любовь Анатольевна Милованова, Татьяна Андреевна Анашкина
г. Шадринск
Развитие познавательной активности у четвероклассников на уроках литературного чтения посредством рабочих листов
В статье рассматривается развитие познавательной активности у учащихся 4 класса на уроках литературного чтения посредством рабочих листов. Авторами анализируются критерии и показатели развития познавательной активности младших школьников. Рабочие листы являются одним из способов организации и одновременно показателем результативности процесса развития познавательной активности, поскольку они стимулируют формирование самостоятельности, поисково-творческий подхода при изучении учебного материала, а также вызывают интерес к предмету. Результатом исследования является разработанный комплект рабочих листов (обучающие, тренировочные, исследовательские, рефлексивные, комбинированные), направленный на развитие познавательной активности. Авторами на конкретных примерах проанализировано содержание различных видов рабочих листов, что может быть использовано в практике преподавания литературного чтения в начальной школе.
Ключевые слова: познавательная активность младших школьников, развитие познавательной активности, рабочий лист, комплект рабочих листов.
Lyubov Anatolyevna Milovanova, Tatyana Andreevna Anashkina
Shadrinsk
The development of cognitive activity in fourth graders in literary reading lessons
through worksheets
The article examines the development of cognitive activity in 4th graders in literary reading lessons through worksheets. The authors analyze the criteria and indicators of the development of cognitive activity of junior schoolchildren. Worksheets are one of the ways of organizing and at the same time an indicator of the effectiveness of the process of developing cognitive activity since they stimulate the formation of independence, a search and creative approach to studying educational material and also arouse interest in the subject. The result of the research is a developed set of worksheets (educational, training, research, reflexive, combined) aimed at the development of cognitive activity. The authors analyzed the content of various types of worksheets using specific examples which can be used in the practice of teaching literary reading in elementary school.
Keywords: cognitive activity of primary school children, the development of cognition.
Введение. В настоящее время остается значимым вопрос формирования у учащихся познавательной активности. Развитие познавательной сферы влияет на успешность и эффективность обучения младших
школьников. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО направлен на развитие активной, инициативной и интеллектуально развитой личности ребенка, стремящейся к познанию явлений окружающего мира и овладению способами деятельности для достижения результатов. Согласно ФГОС НОО, результатом освоения программы является формирование у обучающихся познавательных интересов, активности, инициативности, любознательности, самостоятельности в познании. Исходя из этого, перед учителями стоит задача систематически и целенаправленно развивать познавательную активность.
Исследовательская часть.
И.Н. Разливинских, А.М.Л. Губа, О.А. Басаргина под познавательной активностью младшего школьника предлагают понимать личностное интегративное образование ребенка 6-7-10-11 лет, осваивающего содержание основной образовательной программы 1-4 класса,
характеризующее его стремление к познанию себя и окружающей действительности [12, С 68].
Н.В. Майорова определяет познавательную активность младших школьников как свойство личности, которое характеризуется
устойчивыми мотивами к получению знаний и положительных эмоций от процесса познания, а также стремлением к применению оригинальных методов и приемов решения учебных задач, настойчивостью,
сосредоточенностью и результативностью процесса познания.
Н.В. Майорова выделяет критерии развития познавательной активности у младших школьников. Так, к мотивационно-эмоциональному критерию автор относит устойчивые мотивы к процессу познания, стремление узнать больше, увлечённость и осознанность в учебной деятельности, а также получение положительных эмоциональных переживаний от познания. Волевой критерий содержит следующие аспекты: настойчивость, сосредоточенность, решительность, упорство в процессе учебной деятельности. Когнитивный включает беглость, гибкость и оригинальность
мышления. Также выделяется деятельностно-творческий компонент, который характеризует интенсивность и результативность процесса учебной деятельности [7, C.107].
Л.И. Запорожченко считает, что развитие познавательной активности младшего школьника является целенаправленным процессом формирования устойчивых качеств личности, отражающих потребность, желание и внутреннюю убежденность ученика в необходимости творческого познания реальной действительности, способность формулирования познавательных задач и поиска их решениях [5, C. 219].
Е.А. Меньшикова характеризует активную познавательную позицию как психологическое новообразование младшего школьного возраста. Её выражение у учащихся наблюдется в стремлении проявить и реализовать познавательный интерес, а также в поисковой направленности учебной деятельности [8, C. 117].
Разделяя точку зрения Н.В. Шаманина, считаем, что для развития познавательной активности младшего школьника необходимо, чтобы учебная деятельность была направлена не только на интеллектуальную сферу учащегося, но и на эмоциональную, и захватывала его мотивы, потребности и личностные особенности [15, C. 77].
Е.Н. Лекомцева и А.С. Пикин подчёркивают, что познавательная активность в процессе обучения младших школьников побуждает к развитию самостоятельности и применению поисково-творческого подхода [6, C. 58].
С.А. Алиева отмечает, что для развития познавательной активности у младшего школьника характерна ориентация на установление причинно-следственных связей, поиск оригинальных способов достижения целей и решения задач, а также активное участие в обсуждениях, желание высказать и отстоять свою точку зрения [1, C.112].
Значимыми показателями развития познавательной активности Р.Р. Ахметбекова считает повышенный интерес к предмету, отсутствие постоянного контроля в процессе обучения, стремление к глубокому пониманию материала, желание выполнить задание, которое вызывает затруднение, а также выбор сложного варианта задания [3, C.10].
К особенностям развития познавательной активности детей младшего школьного возраста относится проявление элементов творчества, заинтересованное принятие информации, желание уточнить, углубить свои знания, самостоятельный поиск ответов на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его в других ситуациях. Автор отмечает, что в процессе учебной деятельности необходимо систематически
развивать и укреплять познавательную активность и как мотив, и как стойкую черту личности, и как мощное средство обучения [15, С. 79].
В современном образовании применение наглядности и визуализация знаний являются важным условием для развития познавательной активности младших школьников. В учебном процессе применяются как традиционные методы визуального структурирования, так и инновационные графические средства. Так, среди основных требований к результатам освоения программы начального общего образования выделяют такие: формирование умений сравнивать и классифицировать объекты, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать различные виды информации, создавать схемы и таблицы. Обучающиеся должны владеть умениями структурировать большие объёмы информации, а также уметь логически и творчески мыслить.
Исследование разнообразных
инструментов и технологий, направленных на облегчение восприятия и запоминания учебного материала, предопределяют значимость рассмотрения процессов визуализации в обучении. Визуализация открывает
возможность представлять материал в структурированном виде, что позволяет качественнее усваивать новые знания и работать с ними.
В настоящее время существует огромное количество графических средств визуализации. Причиной большого набора методов являются различия в природе, особенностях и свойствах знаний по разным предметным областям [11, С. 122].
Одной из форм организации активизации познания учащихся является использование рабочих листов. Цель применения рабочих листов заключается в развитии самостоятельности и творческо-
исследовательского подхода при активной работе с учебной информацией. Использование рабочих листов помогает развивать и стимулировать познавательную активность учащихся на разных этапах урока, а также отслеживать прогресс и затруднения в изучении материала. Рабочие листы развивают самостоятельность, поисково-творческий
подход к изучению учебного материала, формируют умения работать с информацией, анализировать, обобщать и делать выводы, а также визуализируют и эмоционально окрашивают процесс изучения учебного материала, что способствует развитию познавательной активности младших школьников.
Особенностью рабочих листов как учебного материала на печатной основе является то, что они разрабатываются учителем
с учётом целей и задач каждого отдельного урока, а также не содержат избыточного материала. Рабочий лист структурирует большой объём учебного материала, а также закрепляет эмоциональную значимость процесса познания, становится эмоционально значимым, что способствует развитию активности у учащихся в процессе познания [4,
с. 90].
По мнению И.В. Полосиной, рабочий лист -это лист, где прописаны задания с указаниями, как и что следует сделать, содержится краткое изложение теоретического материала. Это специально разработанный учителем лист с
заданиями, которые необходимо выполнить по ходу объяснения материала или после изучения темы [10, С. 127].
Е.В. Миренкова под рабочим листом предлагает понимать одноразовое
дидактическое пособие на печатной основе, применяемое на небольшом отрезке учебного процесса (уроке), обязательным элементом которого выступают учебные задания с требованием ответа в специально созданных формах (заготовках). Ею классифицируются рабочие листы по доминирующей цели применения (табл. 1).
Таблица 1
Виды рабочих листов по цели применения
Вид Характеристика
Учебный (обучающий) рабочий лист Рабочий лист направлен на работу с ранее неизвестной учебной информацией и применяется на уроках открытия нового знания.
Тренировочный рабочий лист Рабочий лист нацеливает учащихся на закрепление изученной учебной информации и применение знаний в новых условиях, а также применяется для систематизации материала.
Исследовательский рабочий лист Рабочий лист направлен на творческое и поисково-исследовательское изучение материала, содержит задания на решение познавательной задачи, доказательство своей точки зрения.
Рефлексивный рабочий лист Нацеливает учащихся на оценку своей деятельности и эмоционального состояния, а также содержания учебной информации по отдельной теме или разделу.
Комбинированный рабочий лист Может содержать задания из любого вида рабочих листов и включать упражнения, направленные как на формирование знаний, так и их систематизацию и совершенствование.
Е.В. Миренкова различает рабочие листы по носителю информации и выделяет бумажные рабочие листы (одноразовое дидактическое пособие на печатной основе, которое применяется на занятии (уроке) или его части) и рабочие листы в электронном виде, которые могут служить одновременно и средством доставки электронного контента, включать не только теорию, но и необходимые подсказки, активные ссылки на дополнительные ресурсы и пр. [9, С. 118-120].
К.Н. Струковой выделяются такие рабочие листы: одинаковые для всех обучающихся и индивидуальные, которые содержат инструкции и материалы, предназначенные для отдельных обучающихся с учетом их индивидуальных возможностей и способностей [14, С. 114].
И.В. Полосина выделяет следующие элементы в структуре рабочего листа и рекомендует включать:
- поля для заполнения названия изучаемой темы или произведения;
- инструкцию выполнения задания;
- опорные слова для детей младшего школьного возраста;
- задания разного вида [10, С. 127].
Применение рабочих листов в учебном
процессе помогает учитывать индивидуальные
особенности учащихся, темп работы класса, а также выявлять пробелы при изучении материала и включать задания разного уровня.
В рамках урока рабочий лист -инструмент, способствующий достичь целей и задач работы над учебным материалом. В системе уроков рабочие листы помогают учащимся следить за логикой учебного раздела, запоминать важные детали, ориентироваться в содержании произведения и собственном учебном процессе, осваивать изученную информацию и практиковаться в осознанном обучении [2, С.110].
В учебном процессе учителя начальных классов активно применяют рабочие листы. Они отмечают, что при их использовании на уроках литературного чтения повышается интерес учащихся к предмету и изучаемым темам, происходит формирование исследовательского, визуального и образного мышления, активизируется познавательная и учебная деятельность. Применение рабочих листов на уроках литературного чтения организует самостоятельную работу обучающихся, а также является средством для получения обратной связи.
С.П. Новоселова, А.В. Шишкина выделяют такие преимущества применения рабочих
листов, как включенность учащихся в активный процесс нахождения информации и работы с учебным материалом, что помогает вовлекать каждого учащегося в процесс активной деятельности. Также визуализация учебного материала и возможность компоновать задания разного вида способствует лучшему запоминанию изучаемых тем [13, С. 170].
При разработке рабочих листов учитываются цели урока, индивидуальные особенности класса, а также умения и навыки, которые хочет развивать учитель. Использование рабочих листов даёт возможность оценить как каждый вид работы в отдельности, так и выполнение работы в целом, увидеть пробелы в изучении темы, внести коррективы в образовательный процесс.
Проанализировав опыт учителей начальных классов, нами сделан вывод, что педагоги нуждаются в комплекте рабочих листов, направленных на развитие познавательной активности. Разработанный нами комплект рабочих листов предназначен для учеников 4 класса с целью развития познавательной активности на уроках литературного чтения.
Комплект рабочих листов - это набор учебных материалов, который соответствует образовательным целям и задачам, имеет чёткую структуру и единый стиль оформления.
Целью создания комплекта является разработка и систематизация рабочих листов, направленных на развитие познавательной активности младших школьников.
Рабочие листы составлены в соответствии с возрастными особенностями учеников начальной школы, упражнения и задания включают различные формы и уровни работы с учебным материалом. При разработке рабочих листов мы опирались на следующие психолого-педагогические принципы: сознательность и активность, системность, наглядность, прочность усвоения знаний.
При выборе содержания рабочего листа мы выделили следующие требования:
1. Формулировка задания понятна обучающимся 4 класса; терминология соответствует школьной программе.
2. В задании указана форма ответа (подчеркнуть..., выделить..., дописать..., сформулировать... и т.д.), а в некоторых случаях и его объём (например, количество языковых единиц, необходимых для аргументации ответа).
3. Задания, требующие несколько верных ответов, содержат информацию в формулировке вопроса.
4. В рабочие листы включены задания, требующие аргументации, развёрнутого ответа, демонстрирующего способность учащихся последовательно и доказательно излагать свою
точку зрения. Эти задания включают конкретные формулировки.
5. Задания рабочего листа содержат в себе иллюстративный материал (иллюстрации, таблицы), который направлен на формирование логики и развернутой речи. Так, иллюстрации соответствуют общей тематике и размещены непосредственно рядом с текстом, который они дополняют.
6. Задания, предложенные в рабочем листе, являются посильными, интересными и развивающими.
Изучив гигиенические требования к печатным учебным изданиям для начальной школы, мы определили, что шрифтовое оформление основного текста должно быть не менее 14 пунктов и 12 пунктов для дополнительного текста. Выделяются следующие запреты к печати текста: использование шрифтов узкого начертания, кроме заголовков, применение выворотки шрифта и цветных красок на цветном фоне, в том числе для наглядных изображений -графиков, схем, таблиц. Указанные выше требования п. 213 СанПиН 1.2.3685-21 были соблюдены нами при разработке комплекта рабочих листов.
При составлении и выборе заданий мы опирались на опыт учителей начальных классов, литературу по методике преподавания, а также использовали образовательные платформы «Российская электронная школа», «Якласс». Многие задания основаны на приемах, направленных на развитие творческого и исследовательского мышления. Каждый рабочий лист содержит задания, направленные на формирование навыков классификации, обобщения, конкретизации и сравнения.
В комплект рабочих листов вошли такие разделы, как «Летописи. Былины. Жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время - потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна Фантазия», «Зарубежная литература».
В зависимости от вида рабочего листа и целей урока мы включали упражнения, направленные на проверку содержания произведения, понимание текста, а также задания на активную работу с учебной информацией. В рабочих листах использовались задания на заполнение таблицы и ленты времени, соотнесение последовательности событий, отнесение выражений к верным/неверным, составление кластера и т.д.
Наша разработка включает в себя комплект учебных, тренировочных, исследовательских, рефлектированных и комбинированных рабочих листов по литературному чтению для 4 класса.
Обучающий рабочий лист можно использовать на уроках открытия новых знаний.
Целью обучающего рабочего листа является стимулирование глубокого усвоения знаний, активизация мышления и интереса к изучаемому материалу. Так, при разработке обучающих рабочих листов мы включили следующие виды заданий: на работу с новым учебным материалом, ребусы и головоломки, упражнения на поиск информации. Рабочие листы содержат задания, подводящие к изучению нового понятия или темы урока. Примеры заданий, направленных на развитие мышления младших школьников посредством самостоятельного нахождения неизвестного ранее: «Разгадайте ребус и вы узнаете, к какому жанру относится произведение», «Расшифруйте имя человека, которому было посвящено данное стихотворение».
Тренировочный рабочий лист имеет цель актуализировать и закрепить пройденный учебный материал, а также помогает учителю выявить и зафиксировать затруднения. При выборе вопросов и заданий применяется дифференцированный подход: степень сложности заданий возрастает. В содержание тренировочных рабочих листов включены задания, направленные на сопоставление, классификацию, анализ и обобщение. Примеры заданий: «Отметьте, правдиво или ложно утверждение», «Восстановите
последовательность событий в произведении и отметьте их на ленте времени», «Составьте кластер, который будет отражать те эмоций, что испытывала Дагни, слушая музыку».
Целью разработки рефлексивного рабочего листа является оценка учеником не только результатов своих усилий, но и действий, которые к ним привели. Задания рефлексивного рабочего листа направлены на оценку возникающих у учащихся трудностей, а также помогают учителю планировать дальнейшую деятельность с ее корректировкой. Разработанные рабочие листы можно применять в конце изучения темы или раздела, а также работать с листом на протяжении урока.
В комплект входят рефлексивные рабочие листы, направленные на анализ учебной деятельности, эмоционального восприятия изученного материала, а также осознание содержания изученного.
Рефлексивный рабочий лист, включающий задания на осознание изученного материала, помогает осмыслить содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы, а также формирует навык выдвигать познавательные задачи, что способствует развитию познавательной активности учащихся. Так, задание на заполнение таблицы «знаю-хочу узнать, умею-хочу научиться» помогает ученику соотнести знакомый и новый учебный материал. Такой рабочий лист учит младшего школьника определять свои познавательные
запросы. Данный рефлексивный рабочий лист стимулирует интерес к получению новых знаний, что способствует повышению познавательной активности младшего школьника.
Комбинированный рабочий лист решает ряд задач: активирует и организует самостоятельную работу младшего школьника, развивает умения сравнивать,
классифицировать, анализировать и обобщать. При разработке комбинированного рабочего листа мы включали разнообразные формы работы с информацией, а также задания, направленные на творческое применение знаний, формирование умений обобщать, анализировать и делать выводы. Так, применяя логические упражнения при работе с учебной информацией, младший школьник не только активно работает с учебным материалом, но и развивает исследовательское мышление: «Разгадайте ребус и вы узнаете, как называется наиболее плодотворный этап творчества А.С. Пушкина», «Расшифруйте пословицу, двигаясь по стрелкам, и напишите, как она отражает главную мысль рассказа». Также в содержание комбинированных рабочих листов можно включать рефлексию: «Какие цвета описывают ваше настроение на уроке? Раскрасьте палитру».
Разработанные нами исследовательские рабочие листы являются универсальными и могут применяться учителями при изучении любого произведения. Целью разработки исследовательских рабочих листов является развитие у младших школьников самостоятельности, умений анализировать и структурировать. Над этим типом рабочего листа можно работать как индивидуально, так и в группах, что позволяет развивать навыки работы в коллективе.
Исследовательские рабочие листы содержат задания, направленные на поиск и анализ информации. Нами были разработаны следующие исследовательские рабочие листы: «Паспорт литературного героя», «Страница автора», «Карта событий произведения», «Письмо литературному герою».
Так, при работе с рабочим листом «Паспорт литературного героя» ученикам предлагается обобщить знания о герое, выявить его отличительные особенности и изобразить его портрет. Данный рабочий лист направлен на развитие творческо -исследовательского
мышления, а также навыков работы с содержанием произведения. Исследовательский рабочий лист «Страница автора» нацеливает учащихся на активную работу с новым учебным материалом, а также на изучение, поиск и анализ информации. Применение рабочего листа «Карта событий произведения» в процессе изучения литературного произведения
способствует формированию умений устанавливать причинно-следственные связи, применять исследовательский подход при изучении произведения. При работе над произведением учащиеся заполняют карту, отвечают на вопросы Кто? Где? Когда? Что случилось? Почему? Какие последствия? Данный рабочий лист помогает осознанно изучать произведение, а также повышает активность в учебном процессе.
Рабочий лист «Письмо литературному герою» направляет учащегося на осмысление своего отношения к герою и оценивание его поступков, а также развивает умение применять творческое мышление при изучении произведения, формулировать и высказывать своё мнение.
Таким образом, разработанные исследовательские рабочие листы содержат задания, нацеливающие младших школьников
на осознанное изучение литературного произведения, и направлены на формирование умений обобщать, сравнивать и анализировать. Данные рабочие листы развивают у учащихся самостоятельность, творческо-
исследовательский подход изучения учебного материала, умение применять знания в новой ситуации, что способствует проявлению активной познавательной позиции младших школьников.
Заключение. Таким образом, при использовании рабочих листов у младших школьников проявляется исследовательское и творческое мышление, интерес к предмету. Применение рабочих листов на уроках литературного чтения способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, настойчивость и инициативность, что формирует устойчивую познавательную позицию у младших школьников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алиева, С.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного чтения / С.А. Алиева. - Текст : непосредственный // Мир науки, культуры, образования. -2014. - № 6 (49). - С. 111-113.
2. Аршинова, А.С. Рабочие листы на уроках литературы / А.С. Аршинова. - Текст : непосредственный // Высшая школа педагогики: учитель и время : сб. материалов Междунар. науч/-практ. конф., посвящ. 200-летнему юбилею выдающегося рос. педагога Константина Дмитриевича Ушинского (1823-1871), Орехово-Зуево, 30 марта 2023 г. -Орехово-Зуево : Государственный гуманитарно-технологический университет, 2023. - С. 106-110.
3. Ахмедбекова, Р.Р. К вопросу о сущности и содержании познавательной активности младших школьников / Р.Р. Ахмедбекова. - Текст : непосредственный // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2008. - № 1 (2). - С. 7-10.
4. Еремеев, А.А. Составление рабочих листов для уроков истории и их использование в учебной деятельности / А.А. Еремеев. - Текст : непосредственный // Наука. Управление. Образование. РФ. - 2023. - № 3 (11). - С. 89-97.
5. Запорожченко, Л.И. Проблема развития познавательной активности в научно-педагогической литературе / Л.И. Запорожченко. - Текст : непосредственный // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - № 5-6 (39-40). - С. 219-223.
6. Лекомцева, Е.Н. Формирование познавательной активности младшего школьника / Е.Н. Лекомцева, А.С. Пикин. - Текст : непосредственный // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С. 57-60.
7. Майорова, Н.В. Педагогические условия развития творческой познавательной активности младших школьников / Н.В. Майорова. - Текст : непосредственный // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - № 3. - С.102-109.
8. Меньшикова, Е.А. Активная познавательная позиция как достижение психического развития младших школьников / Е.А. Меньшикова. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2009. - № 8 (86). - С. 116-120.
9. Миренкова, Е.В. Рабочий лист как средство организации самостоятельной познавательной деятельности в естественно-научном образовании / Е.В. Миренкова. - Текст : электронный // Ценности и смыслы. - 2021. - № 1 (71).
- С. 115-130. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45479578 (дата обращения: 18.04.2024).
10. Полосина, И.В. Применение рабочих листов на уроке для организации индивидуальной работы учащихся / И.В. Полосина. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2023. - № 17 (464). - С. 127-128. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53327343 (дата обращения: 11.06.2024).
11. Полякова, Е.В. Применение способов и методов визуального мышления в современном образовании / Е.В. Полякова. - Текст : непосредственный // Известия Южного федерального университета. Технические науки. - 2012.
- № 10 (135). - С. 120-124.
12. Разливинских, И.Н. Познавательная активность младшего школьника в свете терминологического анализа / И.Н. Разливинских, А.М. Л. Губа, О.А. Барсаргина. - Текст : непосредственный // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2023. - № 2 (58). - С. 64-70.
13. Разливинских, И.Н. Рабочие листы как способ организации образовательного процесса в начальных классах / И.Н. Разливинских, С.П. Новоселова, А.В. Шишкина. - Текст : электронный // Интеграция педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конф., Калуга, 20 мая 2022 г. -
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. - 2024. - №3(63). - С. 139-145 ----. + .----
Калуга : Издательство Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского, 2022. - С. 168-175. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49539507 (дата обращения: 13.06.2024).
14. Струкова, К.Н. Рабочие листы как способ организации урока литературы (на примере изучения романа «Обломов») / К.Н. Струкова. - Текст : непосредственный // Образование и воспитание. - 2023. - № 1 (42). - С.13-16.
15. Шаманин, Н.В. Формирование познавательной активности младших школьников посредством групповых занятий / Н.В. Шаманин. - Текст : непосредственный // Современное педагогическое образование. - 2020. - № 8. - С. 77-80.
REFERENCES
1. Alieva S.A. Formirovanie poznavatel'nyh universal'nyh uchebnyh dejstvij u mladshih shkol'nikov na urokah literaturnogo chtenija [Formation of cognitive universal educational actions among younger schoolchildren in literary reading lessons]. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija [The world of science, culture, and education], 2014, no. 6 (49), pp. 111-113.
2. Arshinova A.S. Rabochie listy na urokah literatury [Worksheets in literature lessons]. Vysshaja shkola pedagogiki: uchitel' i vremja: sb. materialov Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., posvjashh. 200-letnemu jubileju vydajushhegosja ros. pedagoga Konstantina Dmitrievicha Ushinskogo (1823-1871), Orehovo-Zuevo, 30 marta 2023 g. [Higher School of Pedagogy: teacher and time]. Orehovo-Zuevo: Gosudarstvennyj gumanitarno-tehnologicheskij universitet, 2023, pp. 106110.
3. Ahmedbekova R.R. K voprosu o sushhnosti i soderzhanii poznavatel'noj aktivnosti mladshih shkol'nikov [On the issue of the essence and content of cognitive activity of younger schoolchildren]. Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Proceedings of the Dagestan State Pedagogical University. Psychological and pedagogical sciences], 2008, no. 1 (2), pp. 7-10.
4. Eremeev A.A. Sostavlenie rabochih listov dlja urokov istorii i ih ispol'zovanie v uchebnoj dejatel'nosti [Compilation of worksheets for history lessons and their use in educational activities]. Nauka. Upravlenie. Obrazovanie. RF [Science. Management. Education. Russian Federation], 2023, no. 3 (11), pp. 89-97.
5. Zaporozhchenko L.I. Problema razvitija poznavatel'noj aktivnosti v nauchno-pedagogicheskoj literature [The problem of cognitive activity development in scientific and pedagogical literature]. Social'no-jekonomicheskie javlenija i processy [Socio-economic phenomena and processes], 2012, no. 5-6 (39-40), pp. 219-223.
6. Lekomceva E.N., Pikin A.S. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti mladshego shkol'nika [Formation of cognitive activity of a younger student]. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin], 2017, no. 3, pp. 57-60.
7. Majorova N.V. Pedagogicheskie uslovija razvitija tvorcheskoj poznavatel'noj aktivnosti mladshih shkol'nikov [Pedagogical conditions for the development of creative cognitive activity of younger schoolchildren]. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University], 2014, no. 3, pp.102-109.
8. Men'shikova E.A. Aktivnaja poznavatel'naja pozicija kak dostizhenie psihicheskogo razvitija mladshih shkol'nikov [Active cognitive position as an achievement of mental development of younger schoolchildren]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University], 2009, no. 8 (86), pp. 116-120.
9. Mirenkova E.V. Rabochij list kak sredstvo organizacii samostojatel'noj poznavatel'noj dejatel'nosti v estestvenno-nauchnom obrazovanii [Worksheet as a means of organizing independent cognitive activity in natural science education]. Cennosti i smysly [Values and meanings], 2021, no. 1 (71), pp. 115-130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45479578 (Accessed 18.04.2024).
10. Polosina I.V. Primenenie rabochih listov na uroke dlja organizacii individual'noj raboty uchashhihsja [The use of worksheets in the lesson for the organization of individual work of students]. Molodojuchenyj[Youngscientist], 2023, no. 17 (464), pp. 127-128. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=53327343 (Accessed 11.06.2024).
11. Poljakova E.V. Primenenie sposobov i metodov vizual'nogo myshlenija v sovremennom obrazovanii [Application of methods and methods of visual thinking in modern education]. Izvestija Juzhnogo federal'nogo universiteta. Tehnicheskie nauki [Proceedings of the Southern Federal University. Technical sciences], 2012, no. 10 (135), pp. 120-124.
12. Razlivinskih I.N., Guba A.M. L., Barsargina O.A. Poznavatel'naja aktivnost' mladshego shkol'nika v svete terminologicheskogo analiza [Cognitive activity of a younger student in the light of terminological analysis]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Journal of Shadrinsk State Pedagogical University], 2023, no. 2 (58), pp. 64-70.
13. Razlivinskih I.N., Novoselova S.P., Shishkina A.V. Rabochie listy kak sposob organizacii obrazovatel'nogo processa v nachal'nyh klassah [Worksheets as a way of organizing the educational process in primary schools]. Integracija pedagogicheskoj nauki i praktiki v kontekste vyzovov XXI veka: sb. nauch. st. Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., Kaluga, 20 maja 2022 g. [Integration of pedagogical science and practice in the context of the challenges of the XXI century]. Kaluga: Izdatel'stvo Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta im. K.Je. Ciolkovskogo, 2022, pp. 168-175. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49539507 (Accessed 13.06.2024).
14. Strukova K.N. Rabochie listy kak sposob organizacii uroka literatury (na primere izuchenija romana «Oblomov») [Worksheets as a way of organizing a literature lesson (on the example of studying the novel "Oblomov")]. Obrazovanie i vospitanie [Education and upbringing], 2023, no. 1 (42), pp.13-16.
15. Shamanin N.V. Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti mladshih shkol'nikov posredstvom gruppovyh zanjatij [Formation of cognitive activity of younger schoolchildren through group activities]. Sovremennoe pedagogicheskoe obrazovanie [Modernpedagogical education], 2020, no. 8, pp. 77-80.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
2024, no 3(63), pp. 139-145 ---- ♦ ----
Л.А. Милованова, кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: milovanova-45@mail.ru.
Т.А. Анашкина, учитель начальных классов, МБОУ «СОШ № 4», г. Шадринск, Россия, e-mail: anashkina_20@mail.ru.
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
L.A. Milovanova, Ph. D. in Philological Sciences, Associate Professor, Department Chair of the Department of Theory and Methodology of Preschool and Primary Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: milovanova-45@mail.ru.
T.A. Anashkina, Primary School Teacher, Secondary School №4, Shadrinsk, Russia, e-mail: anashkina_20@mail.ru.