Научная статья на тему 'Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста через элементарное экспериментирование'

Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста через элементарное экспериментирование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательной активности ребёнка дошкольного возраста через элементарное экспериментирование»

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЭЛЕМЕНТАРНОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Судакова О.К. ®

Воспитатель МДОУ ЦРР - Д/С № 31 «Журавушка», г. Серпухов

Для успешного освоения основной программы начального общего образования у выпускника дошкольного учреждения должны быть сформированы предпосылки учебной деятельности. Они являются фундаментом для овладения ключевыми компетенциями в начальной школе, составляющими основу умения учиться. Одним из личностных предпосылок учебной деятельности согласно ФГОС ДО является развитие познавательных потребностей ребёнка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями, потребность в творчестве, любознательность, мотивация в достижении успеха. Исследования педагогов и психологов показывают, что эффективность интеллектуального развития детей дошкольного возраста зависит не только от того, как организован процесс обучения, передача им знаний, но и от обратной связи — от позиции самого ребенка, его активности. Изменившаяся ситуация общественного развития связана с необходимостью перестройки системы образования, смещения акцентов с развития личности исполнителя на развитие активной личности. Это обуславливает пересмотр содержания педагогической деятельности, который связан с переосмыслением не только того, чему учить, но и того, какое место в этом процессе занимает ребенок, какова его активность. Стремление к постижению мира заложено в ребенке на биологическом уровне, но это стремление нужно развивать.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее — ФГОС ДО), ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности.

Как стимулировать природную потребность ребенка в новизне? Как развить у него способность искать новое? Как научить видеть проблемы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, выдвигать гипотезы, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения, правильно излагать и отстаивать свои идеи? Эти вопросы актуальны для современной образовательной практики. Задача родителей и педагогов — воспитать детей активными, думающими личностями, способными на творческий подход к любому делу. Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

Главная особенность исследовательского обучения — активизировать учебную работу детей, придав ей исследовательский, творческий характер, и, таким образом, передать детям инициативу в организации своей познавательной деятельности. К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?) При формировании познавательной активности старших дошкольников экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются

® Судакова О.К., 2017 г.

осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

Детское экспериментирование предусматривает активную деятельность детей по изменению исследуемых объектов. Она направлена на развитие у дошкольников любознательности, познавательной активности, стремления самостоятельно находить решение проблем. Ребенок по своей природе - пытливый исследователь (Н.Н. Поддьяков). На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение для развития ребенка приобретает познавательная деятельность, которая понимается нами не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, но главным образом - как поиск, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, в процессе сотрудничества, сотворчества.

В современной теории исследовательского обучения выделяется три уровня его практической реализации:

I. Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.

На этом этапе очень важно научить детей соблюдать правила безопасного экспериментирования, убедить их в необходимости этого, объясняя их смысл, показывая им пример.

II. На следующем уровне практической реализации исследовательского обучения педагог ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (на этом уровне допускается коллективный поиск).

На этом этапе эксперимент хорошо использовать в совместной деятельности детей и воспитателя вне занятий. Дошкольники - прирожденные исследователи и экспериментаторы. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога - не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Прежде всего следует организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько столов) с необходимыми материалами. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Во время проведения эксперимента воспитатель не отделяет себя от детей, а располагается рядом с ними.

Места не закреплены за детьми жестко. Каждый может устроиться, где захочет, выбирая себе соседей. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется взять какой-либо инструмент или материал (при соблюдении техники безопасности). При этом следует учитывать необходимость нахождения воспитателя рядом с детьми, испытывающими затруднения или требующими особого внимания педагога.

Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть работу других, непринужденно обсуждать цели, ход деятельности и полученные результаты. Во время экспериментирования дети часто обмениваются мнениями и открытиями ("Смотри как у меня!", "Я понял, как это сделать!", "У меня получилось!").

В начале экспериментальной деятельности важно заинтересовать детей, ввести в деятельность без принуждения. Этого можно достичь предлагая рассмотреть подготовленный для эксперимента материал, предлагая интересные цели. Например, тема "Воздух", дети должны были определить, что находится в пустой банке. После детских ответов, что в банке ничего нет, начинаем манипулировать с пакетами. Набираем в них воздух - стали выпуклыми, значит в них что-то есть. Дальнейшим обсуждением выясняем, что воздух занимает место и далее знакомимся с остальными свойствами воздуха.

На этом примере показано, что отправным моментом может стать специально "смоделированная" воспитателем проблемная ситуация (пустая банка, но в ней что-то есть), привлечение внимания детей к предметам им незнакомым, показ коллекции и другое.

Помимо проблемной ситуации отправной точкой могут выступать реальные события, происходящие в данный период (яркие природные явления, результаты человеческой деятельности, события, происходящие в художественном произведении).

Во время совместной деятельности важно, чтобы воспитатель занимал демократическую-партнерскую, а не авторитарную позицию. Однако в любом случае необходимо напоминать детям о правилах безопасного экспериментирования. Такие правила должны соблюдаться и детьми, и взрослым участником эксперимента:

Воспитатель включается в непосредственную деятельность, обсуждает замыслы, анализирует вместе с детьми образцы, комментирует шаги работы, так как, помимо всех образовательных целей, такая совместная деятельность должна способствовать формированию познавательной активности и самостоятельности у дошкольников.

В процессе своей деятельности дети должны стремиться к высказыванию собственного мнения к формулированию своих выводов. Воспитатель лишь наводящими вопросами и действиями подталкивает детей к правильным решениями. В старших группах важно избегать излишней научности (воспитатель в процессе деятельности должен дать детям только те представления, которые им доступны). Помимо основных моментов, описанных выше, в ход совместной деятельности часто включаются игровые моменты ("рыбалка" при знакомстве со свойствами магнита).

В конце деятельности дается "домашнее" задание. Например, после ознакомления с круговоротом воды в природе, можно попросить детей рассказать родителям сказку о приключениях капельки и сделать совместные зарисовки.

III. На третьем, высшем, уровне постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются детьми самостоятельно (Дж. Шваб, П.Брандвейн, А.Леви и др.).

Когда дети подходят к этому уровню, начинают сами видеть проблемы, самостоятельно ставить себе задачи по их решению и делать выводы, экспериментирование можно использовать в самостоятельной деятельности. На этом этапе от воспитателя требуется особенная тактичность для того, чтобы контролировать и помогать, но не подавлять детскую инициативу, не навязывать свои инструкции, а, напротив, поощрять познавательную активность, творчество, детскую любознательность. Для организации самостоятельной деятельности нужна благоприятная развивающая предметно-пространственная среда . Например, в нашей группе есть зона экспериментирования, детская «лаборатория» со своим оборудованием. Здесь есть материалы для экспериментирования: образцы разнообразных материалов (дерево, металл, бумага, ткань, пластик и т.п.), образцы грунта, минералов, красители: пищевые и непищевые; медицинские материалы; различные крупы, семена растений, сами растения в засушенном виде или в горшках, птичьи перья и т.д. Для всего, что может быть интересно детям найдётся место в нашей «лаборатории». Всё это разложено в удобные и привлекательные для ребёнка баночки, коробочки, сортеры. Детям доступны приборы - помощники: увеличительные стекла, разнообразные сосуды из различных материалов разного объема и формы. У детей есть микроскоп, в который можно разглядеть то, чего не увидишь невооружённым глазом. Можно пользоваться оборудованием детской цифровой лаборатории «Наураша». Для того, чтобы заинтересовать малышей экспериментальной деятельностью, вовлечь в процесс активного познавания мира в нашем учреждении используются разнообразные методы и приёмы. В том числе средства ИКТ: ноутбук, интерактивная доска. Дети с удовольствием смотрят презентации, рассматривают иллюстрации, пользуются преимуществами интерактивной доски. «Научные развлечения» придумали увлекательную, а самое главное - доступную для детей детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии». Это игровой мультимедийный продукт для дошкольников и учеников начальной школы, с использованием датчиков в качестве контроллеров. В игровой форме вместе с главным героем дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности. Совместные

занятия-игры увлекательны и интересны даже взрослым. Дети есть дети и элементы игры в занятиях помогают их заинтересовать. Малыши сразу становятся серьёзнее и сосредоточеннее, надев костюмы учёных: халат, шапочка, бахилы.

Дети любят разные виды экспериментов (например, мыслительный: он подразумевает действия в уме). Но самые интересные эксперименты - опыты с настоящими предметами и их свойствами (водой, льдом, снегом, воздухом и т. д.), которые помогают ребенку понять существенные признаки неживой природы, растительного мира и т. д.

Процесс экспериментирования проходит в течении всего дня. В свободной деятельности, в том числе и на прогулке, дети используют игры с песком, карты - схемы, вертушки для игры с ветром, рассматривание альбомов с объектами неживой и живой природы. Задача воспитателя - следить за соблюдением детьми правил безопасного экспериментирования, создавать условия для успешного эксперимента. Тогда детская любознательность не угаснет, желание познавать мир будет становиться лишь сильнее. Чем разнообразнее и активнее экспериментальная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность детского экспериментирования состоит в том, что - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Ребёнок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Наша цель - поддерживать его природную любознательность и познавательную активность.

Литература

1. Веракса Н.Е.,Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-синтез, 2008. - 112 с.

2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.

3. Голицын В.Б. Познавательная активность дошкольников [Текст] / В.Б. Голицин // Советская педагогика. -1991. - № 3.- С.19.

4. Гризик Т.И. Методологические основы познавательного развития детей [Текст] / Т.И. Гризик // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 10. - С.22.

5. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2003. - №3. С. 4-12.

6. Кригер Е.Э. Педагогические условия развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Е.Э. Кригер. - Барнаул, 2000. - С.32.

7. http://doshkolniki.org/index.php?option=com_content&view=article&id=70

8. http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2014/07/06/eksperimentirovanie-kak-vedushchiy- vid-deyatelnosti-doshkolnikov

9. http://ped-kopilka.ru/blogs/natalja-vladimirovna-beljaeva/metodika-provedenija-sovmestnoi-dejatelnosti-v-laboratori-dlja-detskogo-yeksperimentirovanija.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.