Научная статья на тему 'Развитие познавательного потенциала учащихся старших классов на факультативных занятиях в школе'

Развитие познавательного потенциала учащихся старших классов на факультативных занятиях в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
379
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ТРЕНИНГ / COGNITIVE POTENTIAL / HIGH MENTAL FUNCTIONS / EXTRACURRICULAR CLASSES / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хаджиев С. М.

В статье обоснована необходимость целенаправленной работы по развитию познавательного потенциала учащихся старших классов, предложены формы и методы осуществления данного процесса в 10-11 классах общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хаджиев С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE POTENTIAL OF HIGH SCHOOL STUDENTS AT EXTRACURRICULAR CLASSES AT SCHOOL

The author of the article justifies the need for purposeful work on developing of cognitive potential of high school students, proposes forms and methods of this process realization in 10-11th forms of common school.

Текст научной работы на тему «Развитие познавательного потенциала учащихся старших классов на факультативных занятиях в школе»

тельности, состоящей из интеллектуальной, волевой и эмоциональной составляющих.

Общий вывод, к которому мы пришли в результате анализа социально-педагогической сущности проблемы развития интеллектуальной культуры студентов гуманитарного вуза, заключается в следующих положениях:

1) проблема имеет социально-педагогическую сущность, так как обусловлена социальным заказом гуманитарному вузу, решается в процессе организованной социализации обучающихся, в решении опирается на совокупность социальнопедагогических методов и средств;

2) источниками проблемы как социально-педагогического явления являются: растущая интеллектуализация профессио-

Библиографический список

нальной деятельности людей, и связанная с этим актуализация в высшем профессиональном образовании вопросов мировоззренческой подготовки студентов;

3) проблема решается с помощью социально-педагогических традиций, защищающих идею преемственности социально-педагогического опыта различных поколений;

4) в решении проблемы возможно использование социально-педагогической новации, предполагающей включение в организацию интеллектуальной деятельности студентов новейших технологий, оптимизирующих сближение технических и гуманитарных сфер воспроизводства товаров и услуг.

1. Мануйлов, Ю.С. Средовый подход в воспитании // Педагогика. - 2000. - № 7.

2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов / под ред. В.А. Сластенина. - М., 2000.

3. Недосекина, М.А. Развитие индивидуальности студента под влиянием изменений социокультурной среды вуза: дисс. ... канд. пед. наук. -Магнитогорск, 2004.

4. Песоцкий, Ю.С. Высокотехнологическая образовательная среда // Педагогика. - 2000. - № 5.

5. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер - СПб., 2003.

Bibliography

1. Manuyjlov, Yu.S. Sredovihyj podkhod v vospitanii // Pedagogika. - 2000. - № 7.

2. Mudrik A.V. Socialjnaya pedagogika: uchebnik dlya stud. ped. vuzov / pod red. V.A. Slastenina. - M., 2000.

3. Nedosekina, M.A. Razvitie individualjnosti studenta pod vliyaniem izmeneniyj sociokuljturnoyj sredih vuza: diss. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk,

2004.

4. Pesockiyj, Yu.S. Vihsokotekhnologicheskaya obrazovateljnaya sreda // Pedagogika. - 2000. - № 5.

5. Khjell, L., Zigler, D. Teorii lichnosti / L. Khjel, D. Zigler - SPb., 2003.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 37.032

Hadgiev S.M. THE DEVELOPMENT OF COGNITIVE POTENTIAL OF HIGH SCHOOL STUDENTS AT EXTRACURRICULAR CLASSES AT SCHOOL The author of the article justifies the need for purposeful work on developing of cognitive potential of high school students, proposes forms and methods of this process realization in 10-11th forms of common school.

Key words: cognitive potential, high mental functions, extracurricular classes, training.

С.М. Хаджиев, ст. преп. ГОУДПО «Чеченский институт повышения квалификации работников образования», г. Грозный, metod-08@mail.ru

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ВА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ШКОЛЕ

В статье обоснована необходимость целенаправленной работы по развитию познавательного потенциала учащихся старших классов, предложены формы и методы осуществления данного процесса в 10-11 классах общеобразовательной школы.

Ключевые слова: познавательный потенциал, высшие психические функции, факультативные занятия, тренинг.

Познавательные процессы, способы их организации выступают фундаментом учебной деятельности школьника. Именно они являются слабо используемым резервом, а их учет в образовательном процессе - возможным ответом на сложности, связанные с ускорением прогресса науки. Поэтому, с нашей точки зрения, наиболее актуальным для современной школы является разработка новых методов, технологий и приемов развития познавательного потенциала школьников.

Познавательный потенциал учащихся старших классов мы рассматриваем как развивающуюся и самоуправляемую систему внутренних ресурсов, возможностей и резервов личности, которые обеспечивают активизацию продуктивной познавательной деятельности, мобилизацию операциональных функций, направленных на интенсивное познание окружающего мира, формирование личностной идентичности, реализацию планов и стратегий профессионального самоопределения.

Комментируя данное определение, мы хотели бы акцентировать внимание на следующих позициях. Во-первых, мы подчеркнули, что познавательный потенциал учащихся старших классов является одной из разновидностей потенциала личности, который, кстати говоря, выступает по отношению к определяемому понятию родовым понятием. В качестве существенных признаков потенциала личности нами выделены внутренние ресурсы, возможности и резервы личности. Во-вторых, мы попытались показать, что познавательный потенциал отражает взаимосвязь возможности и действительности с развитием

сущностных сил учащегося. По нашему мнению, это можно увидеть в присутствующей в определении формулировке «развивающаяся система внутренних ресурсов, возможностей и резервов личности». Данное обстоятельство является принципиально важным. Оно позволяет выделить в структуре познавательного потенциала две составляющие: явную и скрытую. Явный потенциал будет образован внутренними резервами и возможностями личности. Учитывая сложившиеся традиции в определении потенциала личности, мы считаем необходимым здесь отразить знания и общеучебные умения учащихся, необходимые для продуктивного осуществления познавательной деятельности. Принимая во внимание характер ее осуществления на старшей ступени школьного образования, полагаем важным выделить в составе явной составляющей познавательного потенциала личностные качества учащихся старших классов, среди которых: амбициозность, самостоятельность и любознательность. Что касается скрытого потенциала, то он будет представлен личностными резервами, которые могут включать: высшие психические функции (мышление, память, восприятие, воля, речь), познавательные стратегии, познавательный интерес и познавательные мотивы. В-третьих, в приведенном определении мы стремились отразить соотнесенность средств осуществления процесса познания с представлениями о ведущей деятельности в старшем школьном возрасте, а также направленность самой познавательной деятельности на достижение результатов, непосредственно свя-

занных с проектированием учащимися старших классов перспектив и планов на будущее. Эта позиция выражается в таких формулировках, как «интенсивное познание окружающего мира», «формирование личностной идентичности», «реализация планов и стратегий профессионального самоопределения».

Познавательный потенциал имеет сложную, многокомпонентную структуру, и развитию его каждого компонента могут быть посвящены специальные исследования. В нашем случае речь идет о старшеклассниках, которые, безусловно, уже обладают общеучебными умениями, определенной познавательной мотивацией и знаниями о способах познавательной деятельности. Нам необходимо найти формы и методы развития имеющихся ресурсов и повысить возможности познания. Для этого, мы считаем целесообразно в первую очередь организовать систематическую работу по развитию высших психических функций.

Высшие психические функции представляют собой сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредованные по психологическому строению и произвольные по способу своего осуществления [1, с. 112]. К ним относят разнообразные формы и виды познавательных процессов, характерные только для людей и только у них достигающие высшего уровня развития [2, с. 461]. Высшими психическими функциями Л.С. Выготский называл произвольные и опосредованные виды восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления и речи [3].

Мы полагаем возможным эффективное развитие высших психических функций только при создании педагогической ситуации успеха и наличия у учащихся мотивации достижения. Отметим, что в образовательном процессе создать ситуацию успеха для каждого учащегося очень сложно, особенно сложно для учащихся старших классов, которые уже обладают определенным «рейтингом» как у одноклассников, так и у учителей.

Для устранения возможных барьеров на пути к намеченной цели мы предлагаем проводить факультативные занятия в форме тренингов, которые направлены на развитие высших психических функций учащихся. Данное решение мы реализовали с помощью факультатива «Учимся учиться», на занятия которого первоначально должны были приходить все учащиеся 10-го класса. Следует специально отметить, что факультативные занятия в виде тренингов построены таким образом, чтобы каждый участник почувствовал успех достижения, осознал радость «У меня получилось», поверил в свои силы. Перенос освоенных умений и положительного опыта факультативных занятий в учебные обязательно приведет к повышению мотивации достижения учащихся в познавательной деятельности. Поэтому мы полагали, что через два-три месяца учащиеся будут посещать занятия добровольно.

Программа факультатива была рассчитана на 2 года с частотой занятий 2 раза в неделю по 3 часа и была структурирована следующим образом:

- 10 класс: тренинг мышления - 22 занятия (11 уч. недель); тренинг памяти - 20 занятий (10 уч. недель); тренинг воображения - 26 занятий (13 уч. недель);

- 11 класс: тренинг скорочтения - 14 занятий (7 уч. недель); тренинг глобальной грамотности - 18 занятий (9 уч. недель); тренинг ораторского искусства (речь) - 14 занятий (7 уч. недель).

Тренинг мышления помогает развить логическое мышление, узнать законы и принципы логически правильного мышления, овладеть приемами аналитического и критического мышления, приобрести навык преобразования формальной логики в логику жизни, сделать свое мышление дисциплинированным. Проводился этот тренинг по материалам двух известных психологов Хосе Сильва и Де Боно, создавших свои методы развития мышления.

В нашей школе старшеклассникам особенно понравилось упражнение Де Боно - «Шесть шляп», оно связано с «надеванием» шляп, различных по цвету. Так как автор разделил мышление на шесть отличных друг от друга режимов, то «смена» шляпы изменяет его направление. Обычно это упражнение проходило очень весело. Необходимо отметить эффективность CoRT - это базовый курс Де Боно по обучению навыкам мышления, разработанный Трестом Познавательных Исследований (Cognitive Research Trust) в Кембридже. Упражнения были простыми, и успешное их выполнение вызывало у учащихся желание сделать новые упражнения и получить похвалу.

Тренинг памяти на первом этапе представлял собой упражнения на развитие слуховой, зрительной, сенсорной, образной, словесно-логической и двигательной памяти. Упражнения были следующие: для развития слуховой памяти - запоминать скороговорки различной длины, услышать «Кто последний сказал слово»; для развития зрительной памяти использовались упражнения «Цвет и форма», «Движение по памяти», «Запомни фигуры», «Где стереть?», «Скопируй позы», «Восстанови память», «Вспомни не глядя» и др.

Развитию сенсорной памяти способствовали упражнения «Рука все помнит», «Пишем в воздухе», «Повторить действия с закрытыми глазами». Работа по развитию образной памяти состояла из таких упражнений как «Цепной метод», «Метод мест», «Запоминание телефонов», «Запоминание исторических дат», «Запоминание фамилий и имен», «Запоминание цифровой информации», «Запоминание текстовой информации». Словесно-логическая память развивалась с помощью запоминания несвязанных чисел; анализа бессмысленных слов; запоминания пар слов; поиска ассоциаций «Тройная стимуляция» памяти; раскладывания карточек с несвязанными словами; анализа структуры длинных предложений; анализа структуры коротких текстов; составления схематических рисунков; составления плана текстов; составления предложений; поиска общего и исключение лишнего слова; поиска аналогов и противоположных предметов; поиска соединительных звеньев. Двигательная (моторная) память развивалась с помощью воспроизведения направления движений; воспроизведения расстояния движений и воспроизведения поворотов сустава.

Следующим тренингом по развитию высших психических функций старшеклассников был тренинг развития воображения. Он также состоял из разнообразных упражнений, таких как: загадывание предмета с помощью пары других предметов; отгадывание предмета по паре других предметов; перехват закодированных сообщений; передача закодированных слов по «испорченному телефону»; поиск ассоциаций; самостоятельное составление ассоциативных цепочек; перечень возможных ошибок в восприятии предмета; передача по цепочке ошибок в восприятии предмета; поиск сравнений; передача сравнений по цепочке; поиск эмоционально адекватных образов; определение смысла ситуации по заданному образу; формулировка вопросов по двум заданным словам и т.д.

В первом полугодии 11 класса факультативные занятия продолжились по двум направлениям развития памяти и внимания: скорочтение и повышение «глобальной грамотности». Опишем сущность каждого из них.

Тренинг скорочтения - помогает сделать чтение легким и доставляющим удовольствие процессом. Курс был направлен на развитие внимания и концентрации и запоминание большого объёма информации. Методика предполагала расширение полей зрения, что улучшает зрительную память, повышает показатели внимания и позволяет быстрее читать.

На занятиях по скорочтению часто использовались различные варианты чтения под ритм. Идея заключалась в том, что учащийся отстукивал строго заданный ритм рукой, а при этом читал вслух, не сбиваясь с ритма. После упражнения следовало пересказать текст. Смысл таких занятий в том, что мозг, работая в режиме лени, привык следить только за одним каким-либо каналом поступления информации. В данном случае, либо за правильностью заданного ритма, либо за смыслом текста. Следить за этими вещами одновременно означает заставлять работать в голове не одну группу нервных центров, а две, что уже является приоритетом небольшого числа одарённых людей.

Тренинг «глобальной грамотности» основан на пробуждении у старшеклассников врожденных навыков быть грамотными. Было установлено, что размер оперативной памяти - это первое, от чего зависит способность человека к грамотному письму. Второе требование - умение чувственно отличать правильно увиденные внутренним зрением слова от неправильных. И третье требование - наличие в долговременной памяти достаточного количества слов.

Современные психотехнологии позволяют очень быстро развить ячейку оперативной памяти человеческого сознания и научить отличать правильно увиденное внутренним зрением слово от неправильного. Для быстрого и гарантированного успеха необходимо: 1) желание стать грамотным человеком; 2) любовь к чтению. Чем больше человек прочел книг (любых!), тем больше слов хранится в его долговременной памяти и тем быстрее на него подействует данная методика.

В процессе экспериментальной работы было установлено, что способности к математике напрямую связаны с размерами оперативной зрительной памяти. Поэтому все 11-тиклассники, проходившие тренинг «глобальной грамотности», одновременно начинали лучше успевать и в математических дисциплинах.

Последним тренингом стал тренинг ораторского искусства, который состоял из нескольких составляющих: риторика как искусство убеждения; правила общения; уверенность в себе, снятие «зажатости»; нахождение «подхода» к любому собеседнику, управление вниманием аудитории; привлечение внимание к себе, артистизм (вживание в образ по системе Станиславского).

При этом старшеклассники осваивают разнообразные техники:

1) техники выступления экспромтом (методы преодоления скованности, неуверенности и волнения; игра словом; метод Демосфена; зрительный контакт с аудиторией; техника жеста, развитие жестикуляции; эффективность паузы; упражнения на развитие голоса; структура выступления с короткой речью; выступление экспромтом);

2) техники подготовки и написания речи (структура длинной речи; написание речи; структура презентации, техники подготовки презентации; технология продолжительного выступления;

подготовка к выступлению; техники детального развития темы; структура и создание метафоры (притчи, сказки, легенды); расширенные техники создания экспромта);

3) эффективное управление аудиторией (методы управления аудиторией; привлечение и удержание внимания; ответы на вопросы; мастерство ухода от ответа; этика оратора; выступление оратора в неблагоприятных условиях; работа с антилидером; стихология; уверенность в себе при публичных выступлениях; теория групповой динамики).

Итоги нашей работы дают основание утверждать, что систематические занятия факультатива приносят положительные результаты, о чем свидетельствует повышение качества освоения образовательной программы школы (в среднем на 0,7 балла) и более успешное обучение в образовательных учреждениях более высоких ступеней (отсутствие среди наших выпускников неуспевающих студентов). Поэтому мы считаем, что развитие познавательного потенциала на факультативных занятиях с целью совершенствования высших психических функций учащихся обеспечивает новый уровень их познавательных возможностей и может быть признано механизмом, обеспечивающим непрерывное самообразование человека.

Библиографический список

1. Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. - М., 2009.

2. Немов, Р.С. Психологический словарь. - М., 2009.

3. Выготский, Л.С. История развития высших психологических функций // Развитие высших психических функций. - М., 1960.

Bibliography

1. Boljshoyj psikhologicheskiyj slovarj / sost. i obth. red. B.G. Metheryakov, V.P. Zinchenko. - M., 2009.

2. Nemov, R.S. Psikhologicheskiyj slovarj. - M., 2009.

3. Vihgotskiyj, L.S. Istoriya razvitiya vihsshikh psikhologicheskikh funkciyj // Razvitie vihsshikh psikhicheskikh funkciyj. - M., 1960.

Статья поступила в редакцию 22.09.11

УДК 371.3

Sevastjyanova T.I. SCHOOL CLUB ACTIVITY AS A CONDITION FOR THE FORMATION TEENAGERS' READINESS TO INTERCULTURAL COMMUNICATION. The article considers a question about school club activity as a condition for the formation teenagers' readiness to intercultural communication in the process of out-of-classes educational work. The author gives such definitions as “club”, “intercultural communication”, “teenagers' readiness to intercultural communication”, defines functions of intercul-tural communication club for teenagers.

Key words: intercultural communication, teenagers' readiness to intercultural communication, a condition, club, club functions.

Т.И. Севостьянова, преп. ЧелГУ, г. Челябинск, E-mail: sevostyanova@inbox.ru

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО КЛУБА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ПОДРОСТКОВ К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ОБЩЕНИЮ

В данной статье рассматривается вопрос о деятельности школьного клуба как условии формирования готовности подростков к межкультурному общению в процессе внеурочной воспитательной работы. Даны определения «клуб», «межкультур-ное общение», «готовность подростков к межкультурному общению», определены функции клуба межкультурного общения для подростков.

Ключевые слова: межкультурное общение, готовность подростков к межкультурному общению, условие, клуб, функции клуба.

Интенсивность и плотность международных контактов, информатизация и глобализация, произошедшие в мире и в России с начала 90-х годов прошлого столетия, обусловили необходимость формирования готовности подростков и молодёжи к межкультурному общению.

Следует отметить, что мы определяем межкультурное общение подростков как совокупность специфических процессов взаимодействия партнёров по общению, принадлежащих к разным культурам и языкам, обоснованных стремлением современных подростков найти своё место и реализовать себя в социально значимых делах поликультурного мира, осознающих тот факт, что каждый из них является «другим», и понимающих «чужеродность», «инаковость» партнёров по общению.

Готовность подростков к межкультурному общению мы будем рассматривать, как способность успешно осуществлять взаимодействие партнёров по общению, принадлежащих

к разным культурам и языкам, осознающих тот факт, что каждый из них является «другим» и понимающих некую «чужеродность», «инаковость» партнёров по общению.

Важным условием, потенциальной базой формирования готовности подростков к межкультурному общению во внеурочной воспитательной работе является школьный клуб - коллектив и социальная группа.

В толковом словаре русского языка дано следующее толкование: «клуб - общественная организация, объединяющая людей на основе общности, сходства, близости интересов, занятий» [1, с. 278].

Российская педагогическая энциклопедия рассматривает клубы детские и подростковые как общественные организации, добровольно объединяющие группы детей в целях общения, связанного с различными интересами, а также для отдыха и развлечения детей и подростков [2, с. 446].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.